Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ориентация старшеклассников на творческую деятельность (На материале пед. лаб.) Даниленко Любовь Владимировна

Ориентация старшеклассников на творческую деятельность (На материале пед. лаб.)
<
Ориентация старшеклассников на творческую деятельность (На материале пед. лаб.) Ориентация старшеклассников на творческую деятельность (На материале пед. лаб.) Ориентация старшеклассников на творческую деятельность (На материале пед. лаб.) Ориентация старшеклассников на творческую деятельность (На материале пед. лаб.) Ориентация старшеклассников на творческую деятельность (На материале пед. лаб.) Ориентация старшеклассников на творческую деятельность (На материале пед. лаб.) Ориентация старшеклассников на творческую деятельность (На материале пед. лаб.) Ориентация старшеклассников на творческую деятельность (На материале пед. лаб.) Ориентация старшеклассников на творческую деятельность (На материале пед. лаб.)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Даниленко Любовь Владимировна. Ориентация старшеклассников на творческую деятельность (На материале пед. лаб.) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : СПб, 1997 129 c. РГБ ОД, 61:98-13/73-7

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Ориентация старшеклассников на творческую деятельность как проблема исследования 11 - 54

1.1. Проблема творчества в философской литературе 11 - 20

1.2. Характеристика основных направлений психологии творчества 20-30

1.3. Междисциплинарный подход к исследованию проблемы развития творческих способностей 30-42

1 Л. Ориентация на творческую деятельность как педагогическая проблема 42-54

ГЛАВА 2. Диагностика ориентации старшеклассников на творческую деятельность в педагогической гимназии 55-95

2.1. Критерии и методика диагностики 57 - 71

2.2. Изучение и анализ ориентации старшеклассников на творческую деятельность 71-95

ГЛАВА 3. Процесс ориентации старшеклассников на творческую деятельность (на материале педагогической лаборатории) 96-162

3.1. Основной замысел исследования. Его этапы, база, организация 96 -106

3.2. Конструирование процесса познания старшеклассниками феномена творчества 106-122

3.3. Организация творческой деятельности старшеклассников на занятиях педагогической лаборатории 122-143

3.4. Индивидуализация ориентации старшеклассников на творческую деятельность 144

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 163

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 168

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена необходимостью в развивающихся условиях воспитания творческой личности.

Основной задачей общеобразовательных учреждений долгое время считалась передача учащимся необходимых знаний, умений и навыков. При условии стабильности функционирования общества существующая система образования гарантировала каждому его члену возможность самоопределения. Прогрессирующая, в последнее время, динамичность сложившейся ситуации в обществе формирует потребность в иных, чем только запас знаний, умений и навыков, потенциалах личности. Прежде всего это способность адекватно реагировать на изменяющиеся условия и активизировать необходимые для достижения продуктивного результата потенциалы. В наибольшей степени этими способностями обладает творческая личность.

Особую значимость приобретает умение творческой личности ставить и решать новые проблемы, находить оригинальные подходы к их решению, выражающиеся в самостоятельности, необычности, нестандартности, ее способность к критическому анализу обстоятельств, к переносу идей из одной области в другие конкретные условия, способность находиться в постоянном поиске более высоких целей, продуктивных способов и средств деятельности.

Теории способностей и проблемам творческих способностей посвящены работы ряда психологов (Б.М.Теплов, С.Л.Рубинштейн, А.НЛук, Я.А.Пономарев, А.М.Матюшкин, Г.А.Глотова). С целью определения механизма творческого процесса и возможностей управления им, учеными-психологами исследуются проблемы сознательного и бессознательного, интуитивного и логического в процессе творчества (Ф-Полян, И.П.Калошина, Г.С.Альтшуллер, А.Н.Леонтьев, А.В.Брушлинский, Л.И.Анциферова, К.А.Славская).

Главной категорией теории творчества выступает творческая деятельность. В процессе творческой деятельности появляется новый продукт, реализуются творческие способности личности и происходит развитие самого субъекта творчества. Для анализа результатов творчества необходимы четкое определение критериев. Вопрос о критериях и признаках творчества рассматривается учеными-философами (Р.М.Персианов, А.Т.Шумилин, С.С.Гольдентрихт, Л.А.Пьянова. И.И.Фурсин, А.Г.Спиркрн, Л.В.Яценко, Г.А.Давыдов, Г.С.Батищев и др.).

Одной из наиболее острых в теории творчества остается проблема подходов к нему. Общепризнанными в разные периоды нашего столетия были - междисциплинарный подход (П.К.Энгельмеиер), деятельностный (А.Н.Леонтьев), системный (Я.А.Пономарев). Последнее десятилетие наибольшую актуальность приобретает культурологический подход, который позволяет исследовать различные явления социальной жизни с позиции культуры (В.С.Библер, А.П.Валицкая, В.Н.Орлов, К.В.Романов, В.В.Селиванов). Основной идеей культурологического подхода выступает аксиологическая идея уникальности человеческой жизни, ценностного отношения к человеку.

Так К.Маркс утверждал, что развитие сознания индивида происходит именно в процессе присвоения культуры, освоения форм культуры, выступающих как моменты духовной истории человека (И4). Гуманистический смысл творчества Г.Я.Буш видит в том, что не человеческая субъективность существует для создания предметов и явлений культуры, а наоборот - вся культура, все результаты человеческого творчества предназначены для развития человеческой субъективности (32).

Разный смысл вкладывают в понятие "культура" А.В.Соколов, Я.Щепаньский, В.С.Библер, С.З.Ешин, А.А.Заворыкин, В.А.Конев, А.И.Арнольдов, Н.С.Злобин, В.М.Мажуев и др. Наиболее интересным нам кажется определение культуры как меры и способа "реализации сущностных сил социального субъекта в его деятельности и создании продук-

та как результата этой деятельности", данное Л.Н.Коганом. В данном случае деятельность понимается как отношение человека к миру, в ходе которого формируется , проявляется и развивается его сущность. В связи с чем творческая деятельность может быть рассмотрена как деятельность по преобразованию окружающей действительности с целью ее усовершенствования или создания чего-либо нового, что определяет творческое отношение человека к миру. В процессе такой деятельности человек раскрывает творческие силы. При этом, творческие способности выступают одновременно и как результат человеческой деятельности, и как ее предпосылка (114). Культура может быть представлена как единство сущностных сил человека (в том числе творческих) и самой человеческой деятельности (в том числе творческой).

Нам кажется целесообразным обращение к такому понятию как культурный уровень. В связи с проблемой творчества, культурный уровень человека понимается как мера использования и реализации субъектом заложенного в нем природой творческого потенциала. Следовательно, предоставляя человеку возможность свободного выбора деятельности, мы решаем задачу не только реализации и развития творческих сил человека, но и повышения его культурного уровня.

Мы придерживаемся взгляда на творческую личность как субъекта культуры, который способен воспринять накопленный обществом творческий продукт и благодаря развитию и реализации своих творческих способностей, наиболее полно обогатить общество. Источником развития личности Л.П.Буева считает диалектику способностей и потребностей, рассматривая их как "ядро личности", как ось, вокруг которой группируются основные личностные качества.

Организация процесса становления творческой личности с позиций культурологического подхода служит одним из оптимально возможных вариантов объективации взаимосвязи между культурой и творчеством.

Проблема становления и развития творческой личности, задача наиболее полной реализации ее творческих способностей приобретают особую актуальность и привлекают пристальное внимание ученых-исследователей. Они по-разному подходят к решению данной проблемы: делают акцент на развитие интеллектуальных качеств (Р.Крачфилд, Е.Пол Торранс, Э де Боно, Л.С.Выготский, Л.С.Коршунова и другие); развитие творческих способностей через активизацию творческого процесса (А.Ф.Осборн, Е.А.Александров, ГЛ.Буш, Д.ГТойа, Ф.Цвики, Дж.Гордон, Г.С.Альтшуллер, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Лук, В.И.Андреев, Е.Н.Кабанова-Меллер); изучают условия, детерминирующие развитие творческих способностей личности (Р.Штайнер, К.Роджерс, А.Нейлл, П.Петерсон, С.Френе, В.А.Моляко, А.Матейко).

Выявленная неравномерность реализации компонентов, обуславливающих развитие творческих способностей, послужила подтверждением необходимости обращения к проблеме становления творческой личности в процессе воспитательного и образовательного диалога. Комплексный подход предполагает создание условий для формирования ценностного отношения личности к творчеству, включение личности в специально организованную творческую деятельность и осуществление индивидуального подхода к воспитанию творческой личности.

В этой связи возникает необходимость выявления механизма формирования ценностного отношения личности к творчеству, определения содержательного компонента творческой деятельности, поиска путей индивидуализации воспитания творческой личности.

Школьный период жизнедеятельности человека следует считать основным звеном процесса становления его личности как творческой. В этот период приобретается опыт творческой деятельности, происходит осознание собственной творческой индивидуальности и формируется возможный путь реализации творческих способностей. От того насколько удачно ело-

жится первоначальное творческое самоопределение будет зависеть возможность творчества в будущей профессиональной деятельности.

Среди педагогических исследований особую значимость имеют работы ученых, в которых учебно-познавательная деятельность по педагогическим дисциплинам рассматривается как процесс решения учебных задач, определяется классификация задач по уровню субъективной и объективной трудности для учащихся, содержатся способы и приемы организации учебно-творческой деятельности учащихся, обосновывается педагогическая целесообразность использования в учебном процессе деловых игр (Ю.Н.Кулюткин, Г.С.Сухобская, В.И.Загвязинский, И.Ю.Алексашина, А.П.Тряпицына, Е.И.Казакова, Е.С.Заир-Бек, Н.В.Седова). Проблемы актуализации творческого потенциала личности, развития ее творческой индивидуальности в процессе обучения исследуются И.А.Колесниковой, Р.У.Богдановой, Н.И.Пилюгиной.

Выполнение исследования в русле концепции З.И.Васильевой, раскрывающей нравственно-ценностные аспекты ориентации, представляется нам возможностью осуществления комплексного подхода к воспитанию творческой личности. Этим обуславливается выбор темы диссертации "Ориентация старшеклассников на творческую деятельность (на материале педагогической лаборатории)".

Объект исследования - творческая деятельность старшеклассников в педагогической лаборатории.

Предмет исследования - ориентация старшеклассников на творческую деятельность.

Цель исследования - выявление условий и конструирование процесса ориентации старшеклассников на творческую деятельность при изучении курса "Введение в педагогическое творчество".

Гипотеза исследования. Мы полагаем, что ориентация старшеклассников на творческую деятельность, с целью наиболее полной реализации творческих способностей личности, будет эффективна при условий вклю-

чения каждого учащегося в специально организованную творческую деятельность, которая предполагает:

гуманистическую направленность творческой деятельности;

обеспечение старшеклассников знаниями о сущности основных категорий творческой деятельности, составляющих предмет исследования проблем творчества;

свободный выбор старшеклассниками собственной творческой деятельности при проектировании и конструировании творческого процесса;

удовлетворение потребностей старшеклассников в самореализации творческих способностей.

обеспечение индивидуального пути ориентации старшеклассников на творческую деятельность.

В процессуальном плане исследование включает несколько этапов:

I этап: Изучение творческих способностей учащихся.

II этап: Введение в теорию творчества.

  1. этап: Реальная творческая деятельность

  2. этап: Прогнозирование творческих аспектов будущей деятельности.

Задачи исследования:

  1. Путем анализа философской и психолого-педагогической литературы определить основные походы к исследованию проблем творческой деятельности.

  2. Раскрыть сущность ориентации старшеклассников на творческую деятельность.

  3. Определить критерии и показатели ориентации на творческую деятельность и обозначить комплекс методик по ее изучению.

  4. Изучить особенности ориентации старшеклассников на творческую деятельность.

  5. Сконструировать процесс ориентации старшеклассников на творческую деятельность при изучении курса "Введение в педагогическое

творчество" и выявить оптимальные условия ее эффективности при организации работы педагогической лаборатории.

Методы исследования:

-теоретический анализ философской и психолого-педагоги ческой литературы по исследуемой проблеме;

-моделирование ориентации на творческую деятельность как устойчивой личностной характеристики и процесса ее формирования;

-диагностико-формирующий эксперимент по изучению и конструированию ориентации старшеклассников на творческую деятельность;

-комплексная методика по изучению творческой деятельности и ориентации старшеклассников на творческую деятельность: включенное наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы; анализ продуктов творческой деятельности старшеклассников;

-монографическое изучение старшеклассников экспериментальных групп.

База исследования: Педагогическая гимназия №227 Санкт-Петербурга - ассоциированный член Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. В эксперименте приняли участие 113 учащихся старших классов с разным профильным направлением, 14 преподавателей старших классов по различным учебным дисциплинам.

Проблема творчества в философской литературе

Творчество, как уже указывалось, является объектом исследования многих дисциплин. Среди них ведущее место отводится психологии творчества. В отдельные периоды пути исследования проблем творчества в психологии пересекались с путями исследования других дисциплин, но чаще оставались предметом психологии творчества.

С разных точек зрения объясняли феномен творчества разные психологические школы, возникшие в XIX-XX веках. Ряд работ посвящен проблеме творческого мышления (М.Вертгеймер, В.Келлер, К.Дункер и др.). Мышление понимается как деятельность последовательного переконструирования исходного гештальта (структуры) вплоть до момента нахождения адекватного гештальта, наступающего в результате инсайда.

В нашей стране психологические исследования проблем творчества начались с изучения особенностей художественного творчества. Психология творчества складывалась под влиянием философско-лингвистических работ А.А.Потебни. К этому же направлению принадлежат работы Д.Н.Овсянико-Куликовского, А.Г.Горнфельда, Б.АЛезина. Творчество объяснялось с помощью "закона экономии сил в мышлении", предложенного Э.Махом и Р.Авенариусом.

Сделаем краткий хронологический обзор основных направлений исследования творчества в отечественной психологии. В начале XX века появились работы П.К.Энгельмейера, посвященные проблемам творчества. Он рассматривал творчество человека как одну из фаз развития жизни, как продолжение творчества природы: "Творчество человека есть продолжение творчества природы ,., творчество есть жизнь, а жизнь есть творчество" (197, 27). Обосновывая такого рода подход к творчеству, П.К.Энгельмейер пытался установить связь между творческой деятельностью и природным формообразованием. В рамках этого подхода М.А.Блох связывал творчество человека с эволюцией природы, начинающейся с химических элементов и завершающейся творчеством человека.

В это же время Г.В.Сегалин формирует программу создания инге-ниалогии - комплексной науки о гениальном человеке. В 20-е годы формируется евгеническое направление исследования творчества, возглавляемое Н.К.Кольцовым (Ю.А.Филипченко). А.М.Евсахов анализирует биогенетические характеристики творчества.

В период с 30 до конца 50 годов интерес к проблемам творчества падает. Но в это время появляются отдельные работы, посвященные творческой личности. Например, статья Б.М.Теплова " Способности и одаренность". Кризис психологии творчества прежде всего отражает кризис монодисциплинарного исследования, которое во главу угла ставит либо самого творческого субъекта, либо процесс его творчества.

В 50-е годы исследования творчества ведутся в рамках двух направлений - под руководством С.Л.Рубинштейна и А.Н.Леонтьева. Согласно С.Л.Рубинштейну, изучение творчества может быть связано с изучением мышления, которое возникает обычно из проблемной ситуации и направлено на ее разрешение. Акцент делается на процессуальной стороне мышления, которое рассматривается как процесс непрерывного взаимодействия субъекта с объектом. В основе мышления лежит механизм анализа через синтез, т.е. выявление в объекте все новых и новых свойств путем включения его в новые связи и отношения. С попыткой теоретического обобщения накопленного опыта психологических исследований творчества в 70-х годах выступила Д.Б.Богоявленская. Творчество понимается ею как выход субъекта за пределы заданного, проявление им активности, инициативы, как самодеятельность личности. Только анализ самого процесса творчества, а не его продуктов позволит, по мнению Д.Б.Богоявленской провести границу между творческой и нетворческой деятельностью (25).

Наряду с проблемой направлений изучения творчества существовала и проблема подходов к его исследованию. Идею междисциплинарного исследования творчества высказал в 1910 году П.К.Энгельмейер. Он ограничил область психологии в исследовании творчества процессами, связанными с интуицией, возникновением идей, замыслом, введя в комплекс наук, изучающих творчество, логику, теорию познания, эволюционную биологию.

Критерии и методика диагностики

Развитие исследований творчества шло от глобальной, недифференцированной направленности первоначально к дифференциации подходов к этой комплексной проблеме, к вычленению ее собственного звена.

Предметом специального изучения психологов творческая деятельность субъекта стала примерно лишь с середины нашего столетия. До этого времени творческий процесс, с одной стороны, был предметом анализа самих творцов (ученых, писателей, художников), с другой - разные психологические школы (ассоцианизм, вюрцбуржская школа, геш-тальтпсихология, бихевиоризм, психоанализ) объясняли творчество в системе присущих им концептуальных схем и понятий, не занимаясь разработкой специальной программы исследования творческой деятельности.

Наибольший вклад в исследование творческого мышления внесли представители гештальтпсихологии (М.Вертгеймер, В.Келлер, К.Дункер). Гештальтпсихологами был создан особый тип задач для исследования механизмов продуктивного мышления. Разведение задач творческого и нетворческого характера послужило методологической и методической основой для экспериментального изучения творческого мышления, понимаемого как разрешение проблемной ситуации.

Первоначально исследования творческих способностей в рамках данного направления сводились к определению "коэффициента умственной одаренности". Интеллект большинством исследователей понимался как общая врожденная познавательная способность. Развитие тестологии шло от тестов, измеряющих одну способность и основывающихся на концепции целостного интеллекта, к тестам множественных измерений, опирающихся на теорию факторного анализа.

Так же как в экспериментальной психологии, исследования геш-тальтпсихологов способствовали разведению задач, направленных на репродуктивное мышление, с одной стороны, и творческих - с другой. Так, в тестологии работы Дж.Гилфорда (50-е годы) привели к появлению специальных тестов, измеряющих креативность. На основе факторно-аналитического исследования Гилфорд построил "кубическую модель интеллекта", которая отражает три возможных способа классификации интеллектуальных способностей: по выполняемой операции, по материалу, или содержанию, и по конечному продукту. Всего данная модель содержит 120 факторов, что отражает многофакторное строение самого интеллекта. Каждому фактору соответствует своя батарея тестов. Тестами на творчество являют тесты, измеряющие способность к дивергентному мышлению. Гилфордом была создана большая серия тестов, измеряющих умение найти оригинальное решение, выявить различные подходы к решению. Эта концепция была создана с целью нахождения способов количественного измерения интеллектуальных способностей, таких как беглость, гибкость и оригинальность мышления, выражающих способность к дивергентному мышлению. Например, в одном из тестов дается пять названий различных предметов и предлагается для каждого из них указать как можно большее количество употреблений. По результатам тестирования оценивается беглость, гибкость и оригинальность. Гибкость определяется по разнообразию типов употребления, беглость проявляется в быстроте выполнения задания и учитывается путем подсчета количества ответов, оригинальность - по частоте распределения в группе. Любой ответ, данный как единичный в общем числе, определяется как оригинальный (49).

Аналогичный тест предлагает советский психолог А.Н.Лук. Испытуемым дается задание - назвать все слова, противоположные по смыслу определенному слову. Оцениваются те же параметры (беглость, гибкость, оригинальность). Кроме традиционно выделяемых интеллектуальных способностей творческой личности таких как беглость, гибкость и оригинальность, А.Н.Лук выделял и другие способности, которые, по его мнению, должны характеризовать творчески одаренную личность. В его работе мы находим до 15 таких интеллектуальных творческих способностей, среди которых он называет "зоркость в поисках проблем", "быстрота мышления", "легкость ассоциирования", "способность устанавливать категории объектов", "выделение следствий" и др. (109). Для определения степени сформированности той или иной способности А.Н.Лук предлагает конкретные методики. Например: изучить зоркость испытуемого в поисках проблем можно, предложив ему назвать все необычные проблемы, связанные с привычным объектом (деревом); для изучения быстроты мышления испытуемому следует предложить назвать все слова, которым принадлежат три определения, например - мягкий, белый, съедобный и т.д.

Основной замысел исследования. Его этапы, база, организация

Теоретический анализ литературы по проблеме показал, что процесс ориентации представляет собой сложное многоаспектное явление. В теоретической главе определены механизм, общая структура и этапы процесса ориентации на творческую деятельность. Исходя из этого мы выделили основные положения, на которых базируется программа экспериментальной работы.

Процесс ориентации представляется нам как саморазвивающаяся система, каждый предшествующий этап которой подготавливает условия для следующего, а возникающие в его ходе противоречия между достигнутым уровнем и новыми требованиями являются движущей силой. Однако, согласие с таким пониманием процесса ориентации предполагает достаточно условное проведение границ между отдельными этапами.

С целью более системного изложения механизмов процесса ориентации мы, все же, предусматривали выделение следующих этапов.

I Этап. Изучение творческих способностей учащихся.

Задачи: 1) осознание собственных творческих способностей;

2) формирование интереса к проблемам творчества;

3) развитие потребности в познании себя как субъекта творчества. Гипотеза: Мы полагаем, что участие старшеклассников в диагностическом эксперименте в роли исследователей обеспечит формирование объективной самооценки.

II Этап. Введение в теорию творчества.

Задачи: 1) формирование представлений о феномене творчества;

2) осознание себя в культурном творчестве;

3) развитие интереса к творческой деятельности.

Гипотеза: Мы полагаем, что изучение теории творчества обеспечит формирование определенной мировоззренческой позиции по отношению к данному явлению. Ценностное отношение к творчеству является показателем сформированное мировоззренческой позиции.

III Этап. Реальная творческая деятельность. Задачи: 1) накопление опыта творческого решения проблем; 2) формирование мотивов творческой деятельности; У) осознание своей творческой индивидуальности. Гипотеза: Мы полагаем, что в процессе творческой деятельности происходит осознание себя субъектом творчества и формируется потребность в реализации творческого аспекта как реальной, так и будущей деятельности. IV Этап. Прогнозирование творческого аспекта будущей деятельности. Задача: индивидуализация ориентации старшеклассников на творческую

деятельностью Гипотеза: Мы полагаем, что наиболее ярко индивидуализация проявляется в прогнозировании творческих аспектов будущей деятельности. Однако, выделение этапов не означает, что решение каждой из соответствующих им задач происходит в определенный момент процесса ориентации. Так, поскольку ориентацию мы рассматриваем как интегратив-ное личностное образование с присущей ей индивидуальным своеобразием, то индивидуализация ориентации осуществляется на каждом из этапов. На каждом этапе экспериментальной работы происходит знакомство с теми или иными вопросами теории творчества, осознание собственных творческих способностей и творческой индивидуальности, формируется интерес к творческой деятельности, мотивы творчества, ценностное отношение. Следовательно, особенность процесса ориентации состоит в том, что достаточно сложно выделить результаты каждого завершающегося этапа и предпосылки для перехода к следующему.

Исследование проводилось на базе педагогической гимназии №227. В эксперименте принимало участие ИЗ учащихся старших классов с разным профильным направлением. Опытно-экспериментальная работа строилась на материале курса "Введение в педагогическое творчество" в рамках педагогической лаборатории. С целью выявления опыта старшеклассников мы проанализировали систему организации учебного процесса в педагогической гимназии и выявили некоторые условия, способствующие ориентации старшеклассников на творчество, В гимназии с 1991 года ведется эксперимент "Педагогическая гимназия" под руководством Н.В.Седовой. Цель эксперимента состоит в создании школы, в которой происходило бы формирование образованной, нравственной и активно творческой личности, ориентированной на педагогическую культуру (162). В русле эксперимента идет процесс преобразования всей педагогической системы с ориентацией на общечеловеческие ценности, интересы и возможности школьников и учителей, на вариативность и творчество образования. Педагогическое образование предполагает введение в общечеловеческую культуру. Акцент делается на гуманистический характер отношений и высокий уровень культуры членов гимназии.

Похожие диссертации на Ориентация старшеклассников на творческую деятельность (На материале пед. лаб.)