Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Организационно-педагогические условия предотвращения отсева учащихся из вечерних школ Королевства Саудовская Аравия Маджид Бен Обейд аль-Харби

Организационно-педагогические условия предотвращения отсева учащихся из вечерних школ Королевства Саудовская Аравия
<
Организационно-педагогические условия предотвращения отсева учащихся из вечерних школ Королевства Саудовская Аравия Организационно-педагогические условия предотвращения отсева учащихся из вечерних школ Королевства Саудовская Аравия Организационно-педагогические условия предотвращения отсева учащихся из вечерних школ Королевства Саудовская Аравия Организационно-педагогические условия предотвращения отсева учащихся из вечерних школ Королевства Саудовская Аравия Организационно-педагогические условия предотвращения отсева учащихся из вечерних школ Королевства Саудовская Аравия Организационно-педагогические условия предотвращения отсева учащихся из вечерних школ Королевства Саудовская Аравия Организационно-педагогические условия предотвращения отсева учащихся из вечерних школ Королевства Саудовская Аравия Организационно-педагогические условия предотвращения отсева учащихся из вечерних школ Королевства Саудовская Аравия Организационно-педагогические условия предотвращения отсева учащихся из вечерних школ Королевства Саудовская Аравия Организационно-педагогические условия предотвращения отсева учащихся из вечерних школ Королевства Саудовская Аравия Организационно-педагогические условия предотвращения отсева учащихся из вечерних школ Королевства Саудовская Аравия Организационно-педагогические условия предотвращения отсева учащихся из вечерних школ Королевства Саудовская Аравия
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Маджид Бен Обейд аль-Харби. Организационно-педагогические условия предотвращения отсева учащихся из вечерних школ Королевства Саудовская Аравия : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Санкт-Петербург, 2003 221 c. РГБ ОД, 61:04-13/103-5

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основы совершенствования образования взрослых и предотвращения отсева учащихся из вечерних школ Королевства Саудовская Аравия 14

1.1. Методология исследования проблем отсева учащихся из вечерних школ Королевства Саудовская Аравия 14

1.1.1. Место и значимость человека в арабско-мусульманской философии 14

1.1.2. Теория и особенности образования взрослых в исследованиях российских и западноевропейских ученых 24

1.2. Понятие образования взрослых в исламских странах 49

1.2.1. Функции образования взрослых в Королевстве Саудовская Аравия 57

1.3. Система образования взрослых и образовательная политика Королевства Саудовская Аравия 63

1.3.1. Система управления образованием взрослых в Королевстве Саудовская Аравия 89

Выводы к главе I 113

Глава II. Концептуальные основы создания системы предотвращения отсева учащихся из вечерних школ Королевства Саудовская Аравия 119

2.1. Арабские и зарубежные исследования причин отсева учащихся из вечерних школ и центров ликвидации неграмотности стран арабского востока 119

2.2. Опыт и результаты проведенного исследования по определению организационно-педагогических факторов и условий предотвращения отсева учащихся из вечерних школ г.аль-Хардж Королевства Саудовская Аравия 140

2.3. Концептуальные основы взаимодействия организационно-педагогических условий по предотвращению отсева взрослых учащихся из вечерних школ Королевства Саудовская Аравия

Выводы к главе II 174

Заключение 177

Список литературы 182

Приложение 196

Введение к работе

Актуальность исследования проблемы отсева взрослых учащихся из вечерних школ Королевства Саудовская Аравия не вызывает сомнения. Королевство Саудовская Аравия как член мирового сообщества взаимодействует с другими странами, испытывая их позитивное и частично негативное влияние.

Наша эпоха имеет несколько тенденций: быстрый научно-технический прогресс, приток знаний и культуры, все увеличивающаяся скорость коммуникаций, стремительные социальные изменения, узкая специализация. Повышается важность и непрерывность обучения. Множится разнообразие организаций, ответственных за образование и максимально широкое использование современных методик обучения, которые необходимы сегодня для достижения целей образования наилучшим квалифицированным и эффективным образом.

Основные черты саудийского общества — это арабское исламское общество, главными ценностями и традициями которого являются образ арабской исламской жизни, стремление к быстрому развитию в административной, организационной областях, в сфере обслуживания, открытость к миру и современной мировой цивилизации.

Уникальное географическое положение Саудовской Аравии при наличии уникальных природных богатств и развитой торговли придают этой стране огромное значение и делают ее объектом искушения со стороны других государств.

Образовательная система берет свои основы из реалий саудийского общества, стоящих перед ним задач и огромных возможностей, которыми оно обладает.

Потребности саудийского гражданина находятся в фокусе образовательной политики, на них сосредоточиваются все усилия. Из этого вытекают цели образования.

Королевство Саудовская Аравия нуждается в серьезных исследованиях для того, чтобы лучше знать и учитывать потребности взрослого человека в образовании, использовать такие исследования для обеспечения развития общества.

С проблемой отсева и неявки на занятия при реализации программ обучения взрослых сталкивались во многих странах. Причину этого стремились выяснить многие исследователи. Американский ученый Грейс изучал факторы отсева учащихся в классах обучения взрослых в Г.Кливленде (США) и пришел к выводу, что причиной большинства случаев отсева является неучет программами обучения взрослых интересов, потребностей и способностей учащихся. Другой американский ученый Кэрри провёл исследование для выяснения причин отсева в восьми центрах обучения взрослых в г. Чикаго и его пригородах. В результате исследования выявлены факторы, связанные с самими обучающимися (условия труда, семейные отношения, болезнь) и факторы, связанные с центрами обучения (неэффективность программы обучения, неквалифицированность руководства, слабое техническое и культурно-массовое обслуживание).

Пол Гудмэн охарактеризовал проблему отсева как всемирную западню, от которой невозможно избавиться до тех пор, пока образование взрослых не перестанет рассматриваться как эквивалентное школьному образованию.

Одной из значимых в Королевстве является проблема отсева взрослых учащихся из вечерних школ.

Известно, что исследований, посвященных отсеву взрослых учащихся из вечерних школ, чрезвычайно мало. Бушир, например, назвал изучение отсева интеллектуальной пустыней среди исследований проблем обучения взрослых.

С одной стороны, отсев лишает человека шансов достичь успеха и продвижения в личной и общественной жизни. С другой стороны, отсев приводит к неоправданным затратам государства на образование. Вследствие этого встает задача, как взимать с учащихся, прекративших

6 учебу, компенсацию напрасных расходов школы. Это потребует более глубокого изучения условий трудовой деятельности людей, прекративших обучение.

Большинство исследований, выполненных в развивающихся странах, сосредоточивают свое внимание на программах ликвидации неграмотности, рассматривая ее как явление, мешающее развитию общества. Они освещают проблемы, касающиеся учащихся, бросающих учебу в центрах ликвидации неграмотности. Из этих исследований становится ясно, что не существует каких-то единых причин отсева для всех учащихся. Причинами могут быть трудности на работе, экономические и социальные обстоятельства, условия обучения или состояние здоровья.

В 1980 году в арабских государствах было 59,9% неграмотного населения. За двадцать лет реализации Королевством Саудовская Аравия программы по ликвидации неграмотности их стало на 20% меньше. Однако этого совершенно недостаточно, чтобы эффективно решать проблемы современного общественного развития Королевства. В то же время 10 миллионов детей в возрасте начального школьного образования не посещают школу. В возрасте средней общеобразовательной школы 80% подростков не учатся. На каждую 1000 граждан только 4 человека получают высшее образование. Из взрослых людей, осознавших необходимость получения образования и пришедших в вечерние школы, 50% оставляют их, не закончив обучения, т.е. идут в отсев. Остается слабо развитым женское образование.

Стране все больше требуется технически грамотных кадров, но их подготовка пока еще не соответствует потребностям Королевства, потому что все еще велик процент неграмотных и имеющих только начальное образование взрослых людей.

Вечернее обучение в средней общеобразовательной школе является той необходимой ступенью, освоив которую, взрослые люди могут стать хорошими специалистами. Но отсев из этих школ велик. / Автор провел анализ работ, посвященных проблеме обучения взрослых, прямо или косвенно ознакомившись с нынешним положением дел в сфере отсева из вечерних школ в тех рамках, которые были ему доступны.

Исследователь разделил все изученные работы на две категории: арабские исследования; иностранные исследования, в т.ч. российские.

На основании сделанных выводов автор считает актуальнейшей для вечернего образования взрослых в Королевстве Саудовская Аравия избранную для исследования тему: «Организационно-педагогические условия предотвращения отсева учащихся из вечерних школ Королевства Саудовская Аравия».

Ознакомление с ранее выполненными работами арабских ученых показало, что настоящее исследование имеет ряд отличий.

Данная работа выполнена в учреждениях вечернего образования города аль-Хардж, тогда как другие исследования посвящены другим районам - Эр-Рияд, Джидда, Медина, и арабским государствам, таким как Оман, Кувейт, Ирак, Иордания.

В настоящем исследовании основное внимание уделяется организованным учащимся, получающим среднее образование в системе вечерних школ, тогда как другие работы сконцентрированы на проблеме обучения взрослых в центрах ликвидации неграмотности.

В прежних работах обсуждался вопрос временного и полного прекращения учебы, отказа от программ ликвидации неграмотности. В настоящем же исследовании изучается проблема неорганизованности (отсутствия на занятиях) уже зачисленных на обучение в вечернюю школу взрослых учащихся.

Наше исследование проведено по таким направлениям: социальные, психологические, педагогические, организационные факторы, вызывающие отсев взрослых учащихся из вечерних школ. Исследование проливает свет на природу трудностей, с которыми сталкиваются обучающиеся и которые

8 приводят к их отсеву из вечерних школ. Нельзя говорить о какой-то одной причине отсева для всех учащихся. Причинами могут служить работа, отношения в семье и др.

Многие причины кроются в организационных условиях обучения взрослых. Под ними подразумеваются уровень организации занятий, расположение центров обучения, обеспеченность транспортом и т.п.

На основании выше изложенного мы избрали в качестве объекта исследования систему вечернего образования взрослых в Королевстве Саудовская Аравия. В связи с этим предметом исследования являются организационно-педагогические условия и факторы предотвращения отсева учащихся из вечерних школ.

Цель исследования: разработать и научно обосновать комплекс оптимальных организационно-педагогических условий и факторов предотвращения отсева учащихся из вечерних школ Королевства Саудовская Аравия.

Гипотеза исследования. Отсев учащихся из вечерних школ может быть предотвращен или сведен к минимуму, если будут созданы определенные социальные, экономические, культурные, педагогические, организационные, психологические факторы и условия обучения взрослых в вечерней школе; факторы, влияющие на отсев учащихся из вечерних школ, будут постоянно регулироваться и устраняться деятельностью администрации школ, Управлениями и Министерством образования на уровне государственной политики.

Реализация представленной цели и основных положений гипотезы потребовали решения следующих главных задач:

Проанализировать теорию и особенности образования взрослых в исследованиях российских и западноевропейских ученых.

Исследовать функции образования взрослых в исламском мире.

Проанализировать влияние образовательной политики Королевства Саудовская Аравия на развитие системы образования взрослых и вечернего обучения в стране.

Исследовать причины отсева учащихся из вечерних школ Королевства Саудовская Аравия.

Разработать и предложить концептуальные основы взаимодействия организационных и педагогических условий по предотвращению отсева учащихся из вечерних школ в Королевстве Саудовская Аравия.

Методология и методы исследования. Теоретико-методологическую основу исследования составили философские концепции ислама о роли человека в мире, концепции деятельности и развития личности, общенаучные положения теории управления, системный подход к » формированию организационно-педагогических условий, способствующих предотвращению отсева взрослых учащихся из вечерних школ, теория образования взрослых и другие. Использованы труды арабских, западноевропейских и российских ученых: по философии: Священный Коран, ас-Сахраварди, Ибн Сина, Ибн Рушд, Мэскаве, аль-Асфахани, аль-Фараби, аль-Кинди, В.Г.Афанасьев, Л.Берталанфи, Э.Г.Юдин и др.; по теории образования взрослых: П.Беланже, С.Г.Вершловский, А.П.Владиславлев, Ж.Делор, А.Е.Марон, М.Д.Махлин, В.Г.Онушкин, Ю.Пулторжицкий, Е.П.Тонконогая и др.; по теории управления и управлению образованием взрослых: Ю.П.Аверин, Р.Акофф, П.Друкер, А.И.Жилина, В.И.Подобед, Б.Сандер, Ф.Тейлор, А.Файоль, С.Янг и др.; по психологии взрослых: Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, В.П.Зинченко, А.Г.Ковалев, Ю.Н.Кулюткин, А.Н.Леонтьев, А.А.Реан, С.Л.Рубинштейн, Г.С.Сухобская, Д.И.Фельдштейн и др.; по проблемам отсева взрослых из системы ликвидации неграмотности и вечернего образования взрослых: Джамаль Ибрагим, Ибрахим Ибрахим, Мансий Абдуль Халим, Абдур-Рахман аль-Хамиди, Шахада Хасан, Абу Газаля Хайям, аль-Харби Касим Аиль, Абуль-Аббас Ахмад, аль-Муни Ахмад, ад-Дауд Насер, Махмуд Мурси и др.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ философской, педагогической, социально-психологической, методической и другой литературы по проблеме исследования; педагогическое наблюдение, изучение и обобщение опыта; анкетирование; тестирование; статистические методы обработки материала; педагогический эксперимент; теоретическое обобщение материалов и разработка конкретных предложений по теме исследования.

Экспериментальную базу исследования составили: система управления образованием в городе аль-Хардж, четыре вечерних школы г.аль-Хардж, центры ликвидации неграмотности (ар-Рашидия), административные советы клуба (аль-Каукаб), летние программы по ликвидации неграмотности в провинции (Рижель-альмаа), летний центр образования взрослых в аль-Медине.

Организация и этапы исследования.

Исследование проводилось с 1987 по 2003 год.

На первом этапе (1987 - 1991 гг.) выявлены и определены исходные параметры исследования. Изучена деятельность начальных, средних общеобразовательных школ, систематизирован опыт общеобразовательной подготовки детей и взрослых, выделены основные противоречия и факторы, влияющие на недостижение цели этими системами образования.

На втором этапе (1991 - 1998 гг.) проведено исследование основных особенностей системы образования для взрослых в городе аль-Хардж, накоплен и проанализирован опыт обучения взрослых в средней вечерней школе, летней программе по ликвидации неграмотности взрослых. В этот период уделено внимание исследованию научных источников по проблемам

11 образования взрослых и вечернего обучения в арабских странах, Западной

Европе и России.

На третьем этапе (1998 - 2000 гг.) осуществлен системный анализ опыта и научных источников развития вечернего образования взрослых. Особое внимание уделено российскм научным исследованиям Института образования взрослых Российской академии образования.

На четвертом этапе (2000 - 2003 гг.) проведена опытно-экспериментальная работа по выявлению социальных, педагогических, организационных, психологических факторов отсева учащихся из вечерних школ аль-Харджа. Выполнены систематизация и обобщение результатов исследования. Разработаны конкретные предложения по преодолению негативных явлений, способствующих отсеву учащихся в городе аль-Хардж, рекомендации выданы и внедрены в системе управления образованием города аль-Хардж.

Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечивается теоретико-методологической позицией исследователя, единством теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных предмету, целям и задачам, а также результатами проведенного исследования и опытом исследователя, проработавшего в качестве заместителя директора, а затем директора начальной, средней общеобразовательной, средней вечерней школы, куратора летних программ по ликвидации неграмотности взрослого населения, директора научного педагогического клуба и др. с 1987 по 1999 год в аль-Хардже и аль-Медине Королества Саудовская Аравия, а с 1999 года по настоящее время - в качестве генерального директора Саудовской академии в России (г.Москва).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования: - впервые исследованы организационно-педагогические условия предотвращения отсева учащихся из вечерних школ Королевства Саудовская Аравия; определен комплекс организационно-педагогических условий предотвращения отсева учащихся из вечерних школ; разработан механизм регулирования факторов, влияющих на отсев учащихся вечерних школ, со стороны администрации школ и на уровне государственной политики Королевства Саудовская Аравия; раскрыта теоретическая сущность понятия «организационно-педагогические условия предотвращения отсева учащихся вечерних школ» как категории, определяющей систему условий предотвращения отсева учащихся из вечерних школ на основе социальных, педагогических, экономических, культурных функций обучения взрослых, показана взаимосвязь образования взрослых в вечерней школе с внешней средой, намечены пути их эффективного регулирования со стороны администрации школ и на уровне государственной политики.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют органам управления образованием взрослых Королевства Саудовская Аравия постоянно регулировать систему вечернего обучения взрослых, предотвращая отсев учащихся.

Внедрение результатов - на уровне научных разработок (конференции, учебные пособия, курсы и др.) и в практику работы вечерних школ по предупреждению отсева учащихся Королевства Саудовская Аравия.

Автор принимал личное участие в следующих международных научных конференциях: седьмая международная философская конференция «Диалог цивилизаций: Восток - Запад» (Российский Университет Дружбы народов, 2003 г.); шестая международная философская конференция «Диалог цивилизаций: Россия - исламский мир» (Российский Университет Дружбы народов, 2002 г.); первая конференция по укреплению мира на земле (Российская гуманитарная академия профсоюзов, 2003 г.); международная конференция по специальной педагогике образования взрослых (Москва, 2002, 2003 гг.), российско-арабские международные конференции «Россия и арабский мир» (2001, 2002 гг.) и ряде других.

Автор выступал с сообщениями по проблемам образования взрослых на спецкурсах по подготовке общественных кураторов, на спецкурсах по подготовке директоров и заместителей директоров школ, на спецкурсах по подготовке новых педагогических кураторов, по подготовке учителей в области ликвидации неграмотности и обучения взрослых, на спецкурсах по подготовке учителей в Дипломатическом институте в Королевстве Саудовская Аравия.

Материалы и выводы диссертационного исследования использовались Министерством образования Королевства Саудовская Аравия, Управлением образования взрослых, Управлениями образования г.Эр-Рияд и города аль-Хардж.

На защиту выносятся: система организационно-педагогических условий предотвращения отсева учащихся из вечерних школ Королевства Саудовская Аравия; концептуальные основы взаимодействия организационно-педагогических условий по предотвращению отсева взрослых учащихся из вечерних школ Королевства Саудовская Аравия.

Методология исследования проблем отсева учащихся из вечерних школ Королевства Саудовская Аравия

Среди западных исследователей сложилось всеобщее мнение, что эпоха Возрождения является эпохой расцвета творчества человека во всех научных, литературных и философских творческих областях, и что в предыдущих эпохах, за исключением греческой и римской, отсутствовали понятия личности, свободы и воли у человека. В этом контексте западные исследователи подвергают жестокой критике эпоху арабо-мусульманской цивилизации, в которой якобы полностью игнорировалась проблема человека, а в исламской философии человек был пленником фатализма, бессильным перед всемогущим абстрактом (аль-Джабрия).

Нужно отметить, что господствующее мнение, сложившееся среди западных исследователей о месте и значимости человека в мусульманской философии, является во многом неточным и слишком абсолютизированным из-за неточных знаний сущности позиции исламских мыслителей и философов. Если обратиться к священному Корану, который является первоначальным источником для всех мусульманских мыслителей и философов, то мы найдем в нём положительный и активный образ человека, стремящегося к освобождению от гнёта, рабства. Кроме того, человек в священном Коране выдвигается как самое святое и благоразумное существо в мире: «Несомненно, даровали мы почёт сынам Адама» (сура 17, аль-Исраа 70). И в священном Коране человек выдвигается как носитель самой могущественной миссии: «Воистину, предложили Мы исполнение предписаний нашим небесам, земле и горам и обещали даровать им при сем способность к разумению и речи, но побоялись они, что не смогут исполнить предписаний этих, и отказались взяться за выполнение их. Тогда предложили Мы это человеку (т.е. Адаму), и возложил он на себя ношу исполнения предписаний этих. А был он тогда во мраке невежества относительно обязательств своих. И возложил Бог на человека предписания эти» (сура 33, сонмы 72).

Человек в священном Коране является наместником Аллаха на земле: «И сказал господь твой ангелам: Поставлю Я на земле наместника» (сура 2, корова 30).

Исходя из выше приведённых сур в священном Коране, мы находим, что Аллах отводит человеку большую значимость на земле, и он не может быть лишён воли, как думали фаталисты (Джабристы). Исходя из этого, в исламе придаётся большое значение свободе выбора и неудивительно найти серьёзные разногласия среди мусульманских мыслителей вокруг проблемы свободы человека. За исключением сторонников аль-Джабрии (фатализма), большинство мусульманских философов и мыслителей науки аль-калам были сторонниками понятия свободы воли и выбора. Мутазилиты были сторонниками полной свободы выбора и всеобщей свободы воли. Мусульманские философы верили в человеческую свободу и на её основе они строили свои философские системы. Известный мусульманский философ аль-Фараби говорил в своей работе (мнения жителей благодетельного города): «благо в правде можно получить путём воли выбора, а также зло может происходить в результате воли выбора». Здесь мы видим, что воля человека и его свобода воли определяют параметр действия между злом и добром, и человек способен направлять свои действия в сторону добра или зла, поэтому он несёт ответственность за свои действия.

По мнению известного исламского философа Мэскаве (умер в 11 веке), свобода воли определяет моральные действия человека в сторону добра или зла. Он пишет в своем труде «Тахзиб аль-Ахлак»: «блага приходят к человеку по его воле и стремлению, которые он осуществлял, и зло происходит в результате его действия по его воле». Значит, благо - это действие для осуществления определённых целей, ради которых был создан человек, а зло - это все факторы, которые мешают осуществлению добра путём стремления и воли или лени и равнодушия. То есть Мэскаве подчёркивает значение труда и его связь с волей, и это отражается, безусловно, на практической стороне его философской системы.

Понятие свободы не ограничивается в определении моральной стороны, но оно также носит в себе политическое содержание, опережая расовые или религиозные, или идеологические преграды и основывая при этом принципы религиозной терпимости, человеческого братства и идейной свободы. Поэтому аль-Фараби говорил об «обществе всего света», в котором будут сотрудничать все нации мира во имя достижения всеобщего счастья. Данное положение отсутствовало у Платона, который ограничивался греческим вариантом, воплотившемся в государстве Полис.

Безусловно, невозможно полностью исследовать проблему места и значимости человека в исламской философии без проявления позиции мусульманских философов и мыслителей по отношению к человеческому разуму. И здесь нужно сказать, что проблема отношения к разуму занимала основное место в исламской философии, и этой проблеме посвящено множество философских и социальных исследований не только известных мусульманских философов: аль-Кинди, аль-Фараби, Ибн Рушд, но эта проблема заинтересовала также представителей науки аль-калам и суфизма, которые были во всех других цивилизациях противниками рациональных и логических рассуждений, так как они основывались на принципах чувственности и сентиментальности. Но в арабской цивилизации мы находим философское направление, которое пыталось сделать суфизм более рациональным, отсюда и возник так называемый философский или рациональный суфизм, который проявился чётко у ас-Сахраварди и Мухедин Бин Араби, и меньше мы его находим у аль-Фараби и Ибн-Сины.

Яркими представителями рационального течения в школе науки аль-калам являются мутазилиты, они изучали проблемы аль-Акида и проблемы сотворения мира, а также роль человека на рациональной основе в соответствии с мусульманским шариатом.

Что касается проблемы сотворения мира и роли человека, у мутазилитов чётко проявилось их рациональное мировоззрение, например, их позиция по отношению к детерминизму и его воплощению в природе и человеческой среде.

Понятие образования взрослых в исламских странах

Понятие образования взрослых в исламе носит всеобъемлющий характер. На это указывают тексты Священного Корана и хадисов Пророка. Под всеобъемлемостью здесь имеется в виду широта охвата предметов, как религиозных, так и светских. Взрослыми считаются совершеннолетние, которые ранее уже прошли определенные этапы обучения. Образование взрослых отличается некоторыми особенностями, к числу которых относятся: гуманность, свобода, индивидуальный подход, демократичность, непрерывность, всеобщность, всеобъемлемость, обучение в целях совершенствования, приобретение квалификации.

Исламское образование носит гуманистический характер. Если философия современного воспитания и образования зиждется на свободе, индивидуальности, демократичности и непрерывности, то ислам добавляет к ним еще и гуманность.

Образование в условиях ислама направлено на достижение высокой цели, оно исходит из того, что человек существует лишь тогда, когда подтверждает свою человечность. Прежде всего, это означает внимание к моральным качествам, религиозным побудительным причинам и сдерживающим началам, преобладание духовных ценностей человека над материальными и над всеми мирскими соблазнами. Обучение, при котором гуманистическая его составляющая не поднимается с одной ступеньки обучения на другую в сторону совершенствования и большей духовности, с исламской точки зрения, обучением не считается [81].

Поэтому многие исламские ученые, специализирующиеся в области образования, делают упор на гуманность и моральное становление как на основную цель воспитания и образования. Аль-Кабиси напоминал, что образование — это отшлифовывание морали и что религиозное обучение — это обучение, которое несет в себе такую шлифовку.

Нет сомнения в том, что исламское образование должно быть окрашено в исламские тона, выводящие на передний план важность гуманистической составляющей образования и воспитания совестливости. Многие засвидетельствовали величие этой религии и факт того, что она является источником многих нравственных ценностей и моральных качеств, обеспечивающих продвижение человека к добру [81].

Одной из основных ценностей исламской религии, а также одним из достоинств, к которым ислам призывает, начиная с веры во Всевышнего Аллаха и кончая вопросами повседневной жизни, является свобода.

Свобода в исламе означает выражение мнения без страха, принуждения или насилия. В то же время свободный человек предоставляет возможность другим свободно выражать свое мнение. Применение этого принципа в исламском образовании приняло несколько основных форм, которые можно объединить в следующие группы: а) свобода определять подходящее время занятий и их объем; б) свобода выбора нужных учебных предметов; в) свобода выбора преподавателя; г) свобода выражать свое мнение и выслушивать мнение другого.

Эти четыре основные формы свободы в исламском образовании формируют общую атмосферу, господствующую, в частности, в учебных кружках в мечетях.

Здесь необходимо указать, что методом обучения, принятым в учебных кружках мечетей, является обсуждение. Оно считается одним из основных путей доведения до сознания учащихся большого количества религиозных догматов, содержащихся в Священном Коране. Благородный Пророк также опирался на эту методику в беседе со своими сподвижниками, когда доводил до их сознания вопросы их веры.

Обсуждение является одним из действенных способов обучения, к которым призывают исламские воспитатели, благодаря присущей ему силе воздействия, позитивности, ясности разъяснения понятий и сведений.

Непрерывное свободное образование (free education), или открытое образование (open education), является образцом того способа, который господствовал в исламском мире более тринадцати веков. Свободное, или открытое, образование базируется на нескольких основных положениях, которыми являются: а) свобода приходить в школу и уходить из нее; б) свобода выбирать учебный предмет или вид специализации; в) свобода определять продолжительность занятий; г) свобода переходить с одного курса (уровня) на другой в соответствии со своими способностями.

Поэтому атмосфера обучения проникнута духом свободы, инициативы, возможности выражать собственное мнение, хотя некоторые учащиеся и злоупотребляют этой свободой [81].

Одной из особенностей обучения взрослых в Саудовской Аравии является индивидуальный подход к взрослому ученику.

Под этой особенностью подразумевается обхождение с учащимся как с личностью, обладающей определенными способностями, подготовкой, прошлым опытом и склонностями. Такое отношение непосредственно воздействует на его успеваемость.

Арабские и зарубежные исследования причин отсева учащихся из вечерних школ и центров ликвидации неграмотности стран арабского востока

Исследователи встречаются иногда с большими трудностями при определении факторов, влияющих на отсев при обучении взрослых. Причиной этого является совместное действие и взаимопроникновение различных факторов: педагогических, культурных, социальных, экономических [31].

Так, в исследовании аль-Адасани «Явление отсева в центрах ликвидации неграмотности в Кувейте и роль социальных служб в решении этой проблемы», 1972 г. [13] отмечается, что из факторов отсева можно отметить следующие: условия трудовой деятельности учащихся; транспортные трудности; разница в возрасте учащихся; семейные обстоятельства.

В результате исследования установлены:

1) причины отсева, касающиеся учащихся — страх и опасения учащегося совершить ошибку перед лицом остальных; ответственность перед своими семьями, бытовые трудности, различные происшествия; ощущение учащимися своей отчужденности от других учеников из-за разницы в возрасте, принадлежности к разным профессиям, разного социального положения и т. п.

2) причины отсева, связанные с программой обучения — неспособность учащегося понять учебный материал; отсутствие в программах обучения предметов, представляющих интерес для учащегося; отсутствие связи учебного материала с жизненным опытом учащегося.

3) причины отсева, касающиеся преподавательского состава — личные качества преподавателя и неосведомленность его о проблемах взрослых; метод преподавания, не пригодный для обучения взрослых; плохое обращение со стороны некоторых преподавателей.

4) причины отсева, связанные с режимом работы центров — отсутствие четкого, проработанного плана, исходящего из Министерства образования; несогласованность времени занятий со временем занятости на работе; непригодность мест обучения для взрослых из-за их изначального предназначения для несовершеннолетних учеников.

В исследовании аз-Зувейлеф «Отсев учащихся», 1975 г. [20], выполненном в Ираке, были установлены причины отсева с точки зрения работников сферы ликвидации неграмотности, в том числе преподавателей, директоров, а также самих учащихся, бросающих учебу.

Исследователь опирался на анкетное обследование, с результатами которого работники системы ликвидации неграмотности выразили свое согласие. Причинами отсева были признаны следующие: 1) занятость обучающихся на работе; 2) неосознание обучающимися важности обучения; 3) низкая квалификация некоторых работников в области обучения взрослых; 4) сильная загруженность обучающихся на работе; 5) неучет бросающими учебу отрицательных последствий для них в результате прекращения занятий.

Примечательно, что в данном исследовании не указаны социальные различия учащихся. Автор ограничился лишь изложением причин, с которыми согласились участники опроса.

В исследовании Самарра «Факторы отсева учащихся из учреждений по ликвидации неграмотности в Иордании», 1976 г. [75], проведенном в Иордании с целью выяснения причин отсева из центров ликвидации неграмотности и школ обучения взрослых с точки зрения самих бросающих учебу и работников сферы обучения взрослых.

Были использованы результаты опроса определенных групп, бросающих учебу, и некоторых работающих в области обучения взрослых. В опросную группу вошли 328 бросивших учебу обоих полов и 45 человек из числа работников 28 центров, выбранных произвольно. Причины отсева были разделены на пять категорий: а) причины, связанные с работой учащихся; б) причины, связанные с состоянием здоровья и физиологией учащихся; в) причины, связанные с семейным положением учащихся; г) причины, связанные с отношением учащихся к обучению взрослых; д) причины, связанные с центрами обучения.

Результаты исследования показали, что причины, связанные с работой учащихся, играют основную роль. За ними следует категория семейных причин. Затем идут причины связанные с отношением учащихся к обучению взрослых, и причины, имеющие отношение к состоянию их здоровья. Причины, связанные с центрами ликвидации неграмотности и обучения взрослых, занимают по важности последнее место.

Опыт и результаты проведенного исследования по определению организационно-педагогических факторов и условий предотвращения отсева учащихся из вечерних школ г.аль-Хардж Королевства Саудовская Аравия

С целью выявления основных факторов и условий, влияющих на отсев учащихся из вечерних школ, а также на их недисциплинированность и непосещение занятий, исследователь спланировал опрос учащихся по следующим направлениям:

1) социальные факторы, вызывающие недисциплинированность учащихся и пропуск ими занятий. Это направление включало 21 вопрос;

2) психологические факторы, вызывающие недисциплинированность учащихся и пропуск ими занятий. Это направление включало 15 вопросов;

3) педагогические и организационные факторы, вызывающие недисциплинированность учащихся и пропуск ими занятий. Это направление включало 22 вопроса.

В исследовании применялся метод описательного анализа при достаточном объеме собранного фактического материала. Метод описательного анализа не ограничивается лишь описанием явления или проблемы, он предусматривает установление связи между исследуемыми явлениями, что позволяет оценить состояние проблемы и перспективы ее развития [53].

Обследуемый контингент состоял из всех учащихся (около тысячи человек), зачисленных в первый класс вечерних средних школ города аль-Хардж в 2000/2001 учебном году: Хатын вечерняя (центр г.аль-Хардж), ас-Сильмия вечерняя (северная часть г.аль-Хардж), ад-Дальм вечерняя (ад-Дальм), аль-Абна (восточная часть г.аль-Хардж).

Исследователь регистрировал ежедневно приход учащихся на занятия в школу и уход с занятий в течение месяца, выделяя тех учащихся, которые не присутствовали на занятиях пять дней в течение месяца. Число таких учеников составило 178, или 17% всего контингента. Затем был проведен их опрос. После сбора данных опроса и их классификации было отсеяно 45 результатов опроса из-за их некорректности.

Таким образом, число опрошенных, давших корректные ответы, составило 133, или 13% всего контингента, ставшего предметом обследования, и 75% от числа учащихся, нерегулярно посещавших занятия в вечерних средних школах города аль-Хардж.

С данными опроса в первоначальном варианте была ознакомлена группа преподавателей и специалистов, которые выразили свои взгляды и мнения относительно достоверности инструмента исследования. В соответствии с их замечаниями были внесены необходимые поправки. После внесения поправок арбитры согласились с тем, что опрос был проведен корректно, и исследователь счел результаты достоверными с внешней стороны. Число опросных листов составило 58.

Исследователь проверил также внутреннюю слаженность использованного инструмента путем использования коэффициента связи Пирсона для подсчета соотношения между каждым элементом и полной степенью направления, к которому эти элементы относятся. Выяснилось, что для всех величин отклонение составило 0,01.

Подсчет устойчивости показателей опроса проведен с использованием коэффициента Альфа Кронбаха, котрый составил 0,967 (общая устойчивость). Таким образом, показатель устойчивости является хорошим. Результат опроса в его конечном виде можно считать пригодным к использованию.

После согласия наблюдающего за анкетированием с окончательной его формой было подготовлено письмо декану педагогического факультета Университета Короля Сауда о создании режима благоприятствования для исследователя. Затем декан педагогического факультета направил письмо генеральному директору Управления образования округа Эр-Рияд с целью получения официального согласия применить метод опроса. Генеральный директор Управления образования округа Эр-Рияд сообщил о своем согласии директору Управления образования города аль-Хардж, после чего было выражено официальное согласие начать эксперимент. После этого исследователь распространил опросные листы (анкеты) в группе учащихся вечерних средних школ города аль-Хардж. Месяц спустя после начала опроса исследователь собрал анкеты.

Были использованы следующие статистические показатели: 1) повторяемость и процентные доли при обработке ответов членов опросной группы; 2) средние арифметические для расшифровки ответов членов опросной группы относительно факторов, которые мешают соблюдению учебной дисциплины в вечерних школах; 3) коэффициент Пирсона для определения достоверности внутренней упорядоченности опроса; 4) коэффициенты связи Альфа Кронбаха для определения устойчивости результатов опроса.

В результате проведенного опроса были установлены основные факторы, вызывающие недисциплинированность учащихся и пропуск ими занятий в вечерних средних школах города аль-Хардж.

Похожие диссертации на Организационно-педагогические условия предотвращения отсева учащихся из вечерних школ Королевства Саудовская Аравия