Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Организационно-педагогические условия культурно-патриотического воспитания учащихся колледжей милиции Фомина Наталия Алексеевна

Организационно-педагогические условия культурно-патриотического воспитания учащихся колледжей милиции
<
Организационно-педагогические условия культурно-патриотического воспитания учащихся колледжей милиции Организационно-педагогические условия культурно-патриотического воспитания учащихся колледжей милиции Организационно-педагогические условия культурно-патриотического воспитания учащихся колледжей милиции Организационно-педагогические условия культурно-патриотического воспитания учащихся колледжей милиции Организационно-педагогические условия культурно-патриотического воспитания учащихся колледжей милиции Организационно-педагогические условия культурно-патриотического воспитания учащихся колледжей милиции Организационно-педагогические условия культурно-патриотического воспитания учащихся колледжей милиции Организационно-педагогические условия культурно-патриотического воспитания учащихся колледжей милиции Организационно-педагогические условия культурно-патриотического воспитания учащихся колледжей милиции Организационно-педагогические условия культурно-патриотического воспитания учащихся колледжей милиции Организационно-педагогические условия культурно-патриотического воспитания учащихся колледжей милиции Организационно-педагогические условия культурно-патриотического воспитания учащихся колледжей милиции
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Фомина Наталия Алексеевна. Организационно-педагогические условия культурно-патриотического воспитания учащихся колледжей милиции : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Фомина Наталия Алексеевна; [Место защиты: Твер. гос. ун-т].- Тверь, 2009.- 217 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/1079

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Научно-теоретические основы культурно- патриотического воспитания учащихся колледжей милиции 14

1.1 Сущность культурно-патриотического воспитания будущих сотрудников органов внутренних дел

1.2 Система культурно-патриотического воспитания учащихся колледжей милиции

1.3 Педагогические возможности музыкального искусства в культурно-патриотическом воспитании учащихся колледжей милиции

Выводы по 1 главе 73

Глава 2. Организационно-педагогические условия культурно-патриотического воспитания учащихся колледжей милиции средствами музыкального искусства во внеаудиторной работе 76

2.1 Внеаудиторная массовая музыкально-эстетическая работа по культурно-патриотическому воспитанию будущих сотрудников органов внутренних дел

2.2 Работа кружка фортепиано по культурно-патриотическому воспитанию в условиях колледжа милиции

2.3 Экспериментальное исследование культурно-патриотического воспитания учащихся колледжа милиции во внеаудиторной музыкально- 118

эстетической работе

Выводы по 2 главе 151

Заключение 153

Список литературы 160

Приложение

Введение к работе

Актуальность темы исследования. На рубеже XXI века общество столкнулось с девальвацией и даже утратой чувства патриотизма, гордости за свою Родину, её народ, историю и культуру великой страны. Опасным для общества является появление псевдопатриотических националистических движений, в том числе фашистского толка. Среди молодёжи распространяются алкоголизм и наркомания, падает нравственность и культура. Всё это угрожает национальной безопасности страны. В этих условиях культурно-патриотическое воспитание становится важнейшей государственной задачей, приобретает особую актуальность.

Об этом свидетельствуют такие документы, как государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2010 годы», Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. В них отмечается высокая значимость патриотического воспитания на современном этапе, определяются основные пути развития системы патриотического воспитания, позволяющие формировать готовность российских граждан к служению Отечеству.

Особую значимость проблема патриотического воспитания имеет для будущих сотрудников органов внутренних дел, по долгу службы призванных отстаивать правопорядок. Без необходимого уровня культурно-патриотической подготовки их деятельность не будет в должной мере направлена на защиту граждан от посягательств криминала.

Необходимость повышения культурно-патриотического уровня учащихся колледжей милиции подчёркивается в нормативно-правовых документах МВД России [«Программа воспитательной работы с курсантами образовательных учреждений МВД РФ», «Программа комплексного реформирования системы организации работы с личным составом органов, подразделений учреждений системы МВД России на 2007-2009 годы», приказ МВД России от 1 февраля 2007 года № 120 «О комплексном реформировании системы воспитательной работы в органах внутренних дел» и др.].

Степень доверия населения к милиции невысока, бытует мнение, что её сотрудники коррумпированы и применяют насилие. Никакими

материальными благами, устрашающими мерами невозможно заставить человека быть добрым, порядочным, не за страх, а за совесть исполнять законы государства и моральные принципы общества. Сегодня культурно-патриотическое воспитание будущих сотрудников органов внутренних дел выступает как нравственная основа совершенствования профессиональной подготовки учащихся колледжей милиции.

Как показывает практика, значительный педагогический ресурс в русле охарактеризованной актуальной задачи заключен в музыке. Наиболее продуктивно культурно-патриотическое воспитание будущих сотрудников органов внутренних дел осуществляется в рамках внеаудиторной музыкально-эстетической работы. Популярными формами ее реализации выступают: кружковые формы [инструментальные, хоровые, музыкально-театральные кружки и др.], массовые формы [посещение концертов, музыкальных театров, музеев, организация творческих встреч с известными музыкантами]. Опросы преподавателей, сотрудников колледжей милиции показали, что реализация названных форм работы осуществляется интуитивно, без достаточного научного обоснования.

Социальный заказ общества по подготовке будущих сотрудников милиции как носителей культуры и патриотов, с одной стороны, потребность образовательной практики в научно обоснованных, технологичных рекомендациях по организации культурно-патриотической работы средствами музыки, с другой, недостаточная теоретическая разработанность данной проблемы определили актуальность данного исследования.

Состояние научной разработанности проблемы. До настоящего времени культурно-патриотическое воспитание учащихся колледжей милиции не было предметом специального исследования. Важность культурно-патриотического воспитания отмечается в трудах выдающихся мыслителей прошлого [Аристотель, Г. Гегель, И. Кант, А.С. Макаренко, Ж.-Ж. Руссо, В.А.Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.]. В их работах закладывались истоки этого понятия, предлагались оригинальные системы музыкально-эстетического, трудового, нравственного и героико-патриотического воспитания.

Проблему взаимодействия этического, эстетического, нравственного и

патриотического воспитания в искусстве разрабатывали видные деятели отечественной науки [Е.И. Артамонова, Ю.Б. Борев, А.И. Буров, Л.С.Выготский, В.А. Ильин, Н.И. Киященко, Л.Н. Коган, Н.М. Конышева, В.А.Сластенин, В.К. Скатерщиков и др.].

Проблема музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения освещалась в работах ведущих отечественных учёных-педагогов [Д.Б. Кабалевский, М.А. Румер, Г.М. Цыпин, В.Н. Шацкая и др.]. Отдельные вопросы воспитания патриотизма у учащихся средствами музыки можно обнаружить в трудах Э.Б. Абдулина, Ю.Б. Алиева, Л.П. Аладовой, Л.У.Алимовой, Т.Г. Мариупольской, Ю.А. Огородникова, Л.А. Тарасовой, П.А.Черватюка, Л.В. Школяр, А.П. Юдина и др. В диссертациях Т.М.Глядковской, Е.С. Поляковой, Т.В. Стриго, М.А. Шанина и др. рассматривался вопрос нравственного, эстетического и патриотического воспитания подрастающего поколения средствами музыки. Отдельные аспекты культурно-патриотического воспитания будущих сотрудников органов внутренних дел раскрыты в исследованиях В.В. Анциферова, И.А. Латкова, Ю.В. Серова, С.Н. Тихомирова и др.

Однако целенаправленного, системного исследования проблемы культурно-патриотического воспитания учащихся колледжей милиции средствами музыки не проводилось.

Анализ теоретических подходов к проблеме культурно-патриотического воспитания, процесса его реализации в колледжах милиции средствами музыки выявил ряд противоречий. Во-первых, противоречие между потребностью общества в культурно-патриотически воспитанных работниках МВД России и недостаточной разработанностью теоретических основ культурно-патриотического воспитания. Во-вторых, противоречие между потребностью преподавателей, сотрудников колледжей милиции в организации культурно-патриотического воспитания и недостатком научно обоснованных рекомендаций по организации этой работы. В-третьих, противоречие между значительным педагогическим потенциалом музыкально-эстетической внеаудиторной работы по культурно-патриотическому воспитанию и недостаточно эффективным ее использованием в практике деятельности колледжей милиции.

На основе названных противоречий сформулирована проблема диссертационного исследования; каковы организационно-педагогические условия культурногпатриртическрго воспитания учащихся колледжей милиции? '.''';

Выявленные противоречия и сформулированная проблема обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Организационно-: педагогические условия культурно-патриотического воспитания учащихся колледжей милиции».

Объект исследования — культурно-патриотическое воспитание будущих сотрудников МВД в колледжах милиции.

Предмет исследования - организационно-педагогические условия культурно-патриотического воспитания учащихся колледжей милиции средствами музыки.

Цель исследования - определение организационно-педагогических условий культурно-патриотического воспитания учащихся колледжей милиции в процессе аудиторной и внеаудиторной музыкально-эстетической работы.

Задачи исследования:

  1. Определить сущность понятия «культурно-патриотическое воспитание» и его специфику применительно к профессиональной подготовке учащихся колледжей милиции.

  2. Разработать тео ретическую мод ель и на ее основе построить систему культурно-патриотического воспитания будущих сотрудников МВД органично включенную в процесс их профессиональной подготовки.

  3. Выявить эмоционально-педагогический потенциал музыки, усиливающий культурно-патриотическое воспитание.

  4. Разработать и экспериментально апробировать программу культурно-патриотического воспитания в колледжах милиции средствами аудиторной и внеаудиторной музыкально-эстетической работы, реализуемой в кружковой и массовой, индивидуальной и коллективной формах.

Гипотеза исследования. Процесс культурно-патриотического воспитания будущих сотрудников МВД будет протекать более эффективно при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:

командно-педагогический состав колледжей милиции в полной мере осознает сущность понятия «культурно-патриотическое воспитание» и его специфику в рамках профессиональной подготовки учащихся колледжа милиции;

культурно-патриотическое воспитание осуществляется системно, органично включено в учебно-воспитательный процесс колледжа;

культурно-патриотическое воспитание активно подкрепляется научно обоснованным использованием высокохудожественных образцов музыкального искусства;

средства музыкального искусства в процессе культурно-патриотического воспитания используются системно: в аудиторной и внеаудиторной работе, кружковой и массовой работе, индивидуальной и коллективных формах.

Методологической основой исследования явились работы в области философии, эстетики, педагогики, психологии, культурологии, искусствознания, музыкознания. Принципиально важное значение имели труды по философии [Аристотель, Г. Гегель, Б.Л. Губман, И. Кант, А. Лосев, М.А.Лукацкий, Н.И. Пищулин и др.], педагогике [Ю.К. Бабанский, В.В.Краевский, Г.М. Коджаспирова, С.А. Козлова, А.С. Макаренко, Е.М.Муравьёв, И.Д. Лельчицкий, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин, В.А.Сухомлинский и др.], идеи ведущих специалистов по общей и возрастной психологии, а также психологии музыкального творчества [Б.Г. Ананьев, Л.И.Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, М.А. Данилов, И.С. Кон, В.А.Крутецкий, А.А. Леонтьев, В.И. Петрушин, Л.С. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.], позволившие автору выделить социально-психологические предпосылки культурно-патриотического воспитания учащихся колледжей милиции при обучении музыке.

Актуальными для исследования стали труды по теории эстетического воспитания [М.М. Бахтин, Ю.В. Борев, Ю.Б. Верольский, Н.И. Киященко, Ю.А.Огородников, М.Ф. Овсянников, В.К. Скатерщиков и др.], по теории и методике музыкального и художественного воспитания [Л.А. Безбородова, Д.Б.Кабалевский, А.Н. Малюков, Л.А. Тарасова, Г.М. Цыпин, П.А. Черватюк, Л.В. Школяр, А.И. Щербакова и др.], музыковедов и специалистов по

методике преподавания фортепиано [Б.А. Асафьев, А.Д. Алексеев, Н.А. Любомудрова, С.С. Ляховицкая, Т.Г. Мариупольская, В.В. Медушевский, Г.Г. Нейгауз, А.И.Николаева, СИ. Савшинский, А.Н. Сохор, Г.М. Цыпин, А.П. Юдин], а также работы ученых системы МВД РФ [Б.Н. Анисимков, Л.Ш. Берекашвили, СВ. Бородин, В.Ф. Гапоненко, Г.Г. Зуйков, Н.Н. Иванов

и др.].

Методы исследования: анализ литературы по теме исследования и нормативных документов Правительства и МВД РФ по рассматриваемой проблеме; целенаправленное педагогическое наблюдение; изучение и обобщение педагогического опыта, в том числе собственного; анализ учебно-методической документации колледжей милиции [планов, программ, разработок, рекомендаций, справок и отчетов по внеаудиторной музыкально-эстетической работе]; беседа; интервью; анкетирование; тестирование; педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы, математическую обработку данных.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые:

рассмотрена и обоснована сущность и содержание понятия «культурно-патриотическое воспитание», его специфика применительно к подготовке учащихся колледжей милиции;

разработана теоретическая модель и на ее основе построена система культурно-патриотического воспитания учащихся, органично включенная в учебно-воспитательный процесс колледжа милиции;

- обоснованы педагогические возможности музыки в процессе
культурно-патриотического воспитания;

определены наиболее эффективные средства внеаудиторной, кружковой и массовой, индивидуальной и коллективной музыкально-эстетической работы с будущими сотрудниками МВД по их культурно-патриотическому воспитанию.

Теоретическая значимость исследования:

рассмотрены исторические аспекты эстетического, нравственного и патриотического воспитания личности разных эпох, которые явились истоками понятия «культурно-патриотическое воспитание»;

определены организационно-педагогические условия культурно-

патриотического воспитания учащихся колледжей милиции средствами музыкального искусства во внеаудиторной работе;

- обоснована система культурно-патриотического воспитания будущих
сотрудников МВД средствами музыкального искусства во внеаудиторных
кружковых и массовых занятиях.

Практическая значимость исследования:

- осуществлен отбор наиболее эффективных [с учетом специфики
колледжей милиции] форм и методов внеаудиторной музыкально-
эстетической работы;

определено содержание кружковой и массовой работы учащихся, в
соответствии с задачами культурно-патриотического воспитания,
спецификой учебного заведения. Разработана комплексная

экспериментальная программа по культурно-патриотическому воспитанию учащихся колледжа милиции в ходе внеаудиторной массовой и кружковой работы с помощью музыкально-эстетических средств;

подготовлен героико-патриотический репертуар [вокально-хоровой и инструментальный] цикла культурно-патриотических мероприятий, экскурсионного цикла, музыкально-поэтических вечеров; сценарии концертов, посвященных памятным датам, спектаклей, музыкально-литературных композиций, фольклорных праздников, ориентированных на культурно-патриотическое воспитание в рамках внеаудиторной массовой музыкально-эстетической работы колледжей милиции;

создан музейный фонд наглядно-дидактических пособий для культурно-патриотической работы по результатам встреч с музыкантами, героями ВОВ, России, ветеранами ОВД.

Результаты исследования могут быть использованы в средних специальных учебных заведениях системы образования МВД РФ [милицейские лицеи и колледжи], учебных заведениях разной профессиональной направленности, осуществляющих военную подготовку [суворовские училища, кадетские корпуса и др.].

Достоверность и объективность результатов исследования обеспечивалась опорой на научно-методологические положения, разнообразие методов исследования и большой фактический материал,

полученный в ходе многолетней практической и опытно-экспериментальной работы. Достоверность результатов и выводов подтверждена качественным анализом данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы.

Этапы исследования:

первый этап [1998—2003 гг.] носил поисковый характер и содержал: накопление опыта работы с учащимися колледжа милиции в условиях внеаудиторной музыкально-эстетической работы; отбор материала по проблеме исследования; анализ многолетнего опыта диссертанта в качестве преподавателя музыки и организатора по культурно-массовой работе; практическую деятельность по разработке и апробации материала по культурно-патриотическому воспитанию средствами музыки;

второй этап [20032004 гг.] включал: разработку теоретических
подходов, концепцию исследования; изучение накопленного материала по
культурно-патриотическому воспитанию учащихся колледжей милиции,
анализ философско-эстетической, психолого-педагогической,

культурологической и музыкально-педагогической литературы по проблеме исследования. На этой основе сформулирована гипотеза исследования, намечены цели, задачи и способы их решения;

третий этап [20042007 гг.] содержал опытно-экспериментальную работу: проведение констатирующего, формирующего, контрольного этапов эксперимента в ходе кружковых и массовых форм работы. На данном этапе было разработано и апробировано содержание, принципы, формы и методы культурно-патриотической воспитательной работы учащихся колледжей милиции [в условиях внеаудиторной музыкально-эстетической работы]. Осуществлялась проверка экспериментальной гипотезы;

четвёртый этап [20072009 гг.] включал анализ итогов контрольного этапа эксперимента, количественную и качественную обработку, систематизацию полученных данных, оформление результатов исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе практической и экспериментальной работы по культурно-патриотическому воспитанию средствами музыки [Колледж милиции №1 ГУВД по г. Москве, Культурные центры МВД и ГУВД РФ, Совет ветеранов Центрального аппарата МВД РФ]. Основные положения диссертации

прошли апробацию в выступлениях на научно-практических конференциях, в числе которых: «Учимся мастерству» [М.: МГГТУ, 2002], «Ступени мастерства» [М.: МГПУ, 2003], международная научно-практическая конференция «Современное музыкальное образование в свете развития идей Д.Б. Кабалевского [М.: МГПУ, 2004], научно-практическая конференция «Эффективный учитель» [М.: МГПУ, 2004], «Педагогическая культура современного учителя» [М.: МГПУ, 2005], международная научно-практическая конференция-съезд «Современное музыкальное и художественное образование: опыт, проблемы, перспективы» [М.: МГПУ, 2006], «Традиции и новации профессиональной подготовки будущего педагога» [Тверь.: ТвГУ, 2007], научно-практическая конференция «Актуальные проблемы музыкального и художественного образования и культуры: история и современность» [М.: МГПУ, 2007]. Апробация и внедрение результатов исследований происходила на семинарах, республиканских совещаниях, конференциях по линии МВД БФ и др.; через опубликование научных и методических материалов в межвузовских сборниках и изданиях ВАК. Выводы исследования обсуждались и были одобрены в ГОУ ВПО «Тверской государственный университет» на заседании кафедры педагогики и социальной работы, совместном заседании кафедр музыкального образования, педагогики и психологии начального образования, дошкольной педагогики и психологии, предметно-цикловых комиссиях по культурно-патриотическому воспитанию Колледжа милиции №1 ГУВД по г. Москве.

База исследования: ГОУ СПО — милицейские лицеи и колледжи Боссии [Москва, Санкт-Петербург, Тула, Воронеж и др.], культурные центры МВД и ГУВД БФ.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Культурно-патриотическое воспитание будущих сотрудников МВД -это процесс целенаправленного, систематического и организованного педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, в целом на личность учащихся с целью развития у них разносторонней эмоционально-чувственной сферы, социально-нравственных, эстетических [в том числе музыкально-художественных], общественно-культурных ценностей.

Результатом культурно-патриотического воспитания является развитие патриотического сознания, чувства долга, нравственных идеалов, культуры личности, эстетического отношения к действительности, гражданского мировоззрения.

Специфика культурно-патриотического воспитания в колледже милиции определяется особенностями организации учебного процесса, насыщенного элементами воинского ритуала: военно-спортивные сборы, строевая подготовка, цикл военно-учебных предметов, соблюдение дисциплины и субординации, вынос знамени и звучание гимна РФ, принятие Присяги.

2. Теоретическая модель культурно-патриотического воспитания
учащихся колледжей милиции включает следующие компоненты:
организационно-перспективный, формально-управленческий,
пространственно-временный; диагностико-аналитический.

Система культурно-патриотического воспитания учащихся колледжа милиции рассматривается как моральная и духовная основа эффективности учебной, а впоследствии оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности сотрудников МВД. Эта система включает в себя цели, задачи, направления, средства, методы, пути, конкретные формы реализации.

  1. Результативность культурно-патриотического воспитания учащихся колледжей милиции детерминируется" знанием "командно-педагогическим составом сущности понятия «культурно-патриотическое воспитание», специфики его реализации в рамках профессиональной подготовки в колледжах милиции, а также владением педагогами теоретической моделью культурно-патриотического воспитания.

  2. Культурно-патриотическое воспитание в условиях колледжа милиции протекает наиболее эффективно, если проводится в рамках целостной программы, реализуемой во внеаудиторной музыкально-эстетической работе, осуществляемой в кружковой и массовой, индивидуальной и групповой формах. Эффективными формами организации кружковой работы являются: музыкальные кружки [хор, ансамбль, оркестр, вокально-инструментальный и фольклорный ансамбли, музыкальный театр], кружок фортепиано, кружок вокала. Эффективность культурно-патриотического воспитания обеспечивается включением учащихся в разнообразные массовые формы

внеаудиторной музыкально-эстетической работы.

5. В условиях колледжей милиции значимым в русле культурно-патриотического воспитания в ходе музыкальных занятий представляется применение систематизированного учебного репертуара героико-патриотической направленности отечественных и зарубежных композиторов.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, 34 приложений, из которых 11 — фотоприложения. Основной текст содержит 159 страниц машинописного текста, включая 16 таблиц и 3 схемы. Список литературы составляет 157 наименований.

Сущность культурно-патриотического воспитания будущих сотрудников органов внутренних дел

В контексте нашего исследования рассмотрим, в каком соотношении находятся основополагающие для культурно-патриотического воспитания понятия - «культура», «воспитание», «патриотизм».

Самое обобщенное из них это понятие «культура». В настоящее время существует множество определений категории «культура», как довольно сложных, рассеянных по многим трудам и претендующих отразить всю широту и многозначность этого поистине гигантского по масштабам понятия, так и довольно простых, которые можно найти в любом словаре. Для получения представления о том, что такое культура, полезно прежде всего обратиться к этимологии, то есть происхождению слова, обозначающего это сложнейшее понятие. В древнем мире латинское слово «cultura» первоначально означало «возделывание земли». Позднее в трудах Цицерона [45 г. до н.э.], уже встречается его расширительное и переносное использование - «cultura animi», что можно перевести как «обработка, совершенствование души». Со временем в романских и других языках слово «культура» начинает употребляться в следующих значениях: «воспитание», «образование», «умение», «почитание», «развитие» и т.д. В дидактических целях важно помнить, что понятие это многозначное. «Культура — «результат»; «процесс»; «деятельность»; «способ»; «отношение»; «норма»; «система» и т.д., главным, единственным субъектом и преимущественным объектом которых является сам человек» [91, с. 46].

Итак, «культура [от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание] - исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие культуры употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определенных исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей и наций» [16, с. 306].

Культуру, как целостную систему обычно принято делить на две формы: материальную и духовную. Материальная культура охватывает всю сферу вещественно-производственной деятельности человека и ее результаты: орудия труда, жилище, предметы повседневного обихода, одежду, средства транспорта и т.п. К духовной культуре относится сфера духовного производства и его результаты, т.е. сфера сознания - наука, нравственность, воспитание и просвещение, право, философия, искусство, литература, фольклор, религия и т.д. Сюда же следует присовокупить отношения людей между собой, к самим себе и к природе, которые складываются в процессе производства продуктов материальной и духовной деятельности. Следовательно, интересующая нас сфера человеческой деятельности — воспитание входит составной частью в «духовную культуру».

Семена знания, нравственности, благочестия дает природа, - писал А.Я. Коменский в «Великой дидактике», - но она не дает знания добродетели, благочестия. Это приобретается с помощью молитвы, учения деятельности» [61, с. 85]. Можно порекомендовать вместе с А.Я. Коменским, - пусть никто не думает, что истинным человеком можно стать, не научившись действовать как человек, т.е. не получивши наставления в том, что делает его человеком [61, с. 80]. В современной педагогике вопрос о содержании и целях воспитания нашел отражение в работах Ю.К. Бабанского, Р.И. Пеньковой, В.А. Петровского, Ю.М. Орлова, С.Д. Смирнова и других авторов.

Т.А. Ильина определяет воспитание как важнейшую функцию любого общества, фактор его развития и рассматривает его в двух аспектах: в «широком» смысле - как закономерный социальный процесс передачи исторически накопленного опыта старшим поколением младшему; в «узком» т.е. педагогическом смысле, - как «целенаправленный процесс осуществляемый под руководством специально выделяемых обществом людей - учителей, педагогов, воспитателей, включающих в себя все виды учебных занятий и внеучебной, специально проводимой воспитательной работы» [57, с. 8]. Л.С. Выготский рассматривал в основе воспитательного процесса личную деятельность ученика, все искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направить и реализовать эту деятельность. «Воспитывать - значит вырабатывать новые формы поведения» [31, с. 8].

В.А. Петровский понимает под воспитанием все более углубляющийся контакт между людьми, при котором взаимодействие между воспитателем и воспитуемым имеет взаиморазвивающий характер. «Воспитатель — это, во-первых, профессиональная роль, заключающаяся в принятии на себя полной меры ответственности за условия, характер и перспективы развития личности другого человека, во-вторых, это то лицо, которое является носителем этой роли. Неся ответственность за те изменения, которые он вносит в систему взглядов, ценностей, личностных смыслов других людей, человек выступает как воспитатель в широком смысле этого слова» [116, с. 15-16].

Многоаспектное рассмотрение сущности воспитания поддерживает и С.Д. Смирнов, который предлагает использовать термин «воспитание» в двух смыслах в зависимости от контекста. Под воспитанием в «узком» смысле традиционно понимается система целенаправленных воздействий на личность, развитие, формирование личности в заданном воспитателем направлении, что проявляется в изменении мировоззрения, системы ценностей, установок, действенных отношений человека к миру. В «широком» смысле - имеется в виду кроме воспитания также обучение, приобретение новых знаний, умений, навыков [127, с. 12].

Х.И. Лийметс воспитание характеризует как управление развитием в общественно необходимом направлении. При этом он утверждает, что «развитие является результатом взаимодействия, как целенаправленного воспитания, так и всех других — внутренних и внешних факторов, воздействующих на человека» [83, с. 19].

Н.И. Шевандрин понимает под воспитанием специально организованную деятельность с целью передачи социального опыта индивиду и формирования у него определенных, социально желательных стереотипов поведения, качеств и свойств личности [151, с. 194].

Приведенные мнения исследователей, дающих определения понятию «воспитание», весьма расхожи в своих подходах. С одной стороны — понятие «воспитание» определяется через «воздействие» на личность. Между тем, внешнее воспитательное воздействие не всегда приводит к желаемому результату. Оно может быть и отрицательным, и нейтральным.

«Эффекты влияния человека на других людей могут быть как позитивными, так и разрушительными, - отмечает В.А. Петровский. В последнем случае, оказывая на других то или иное влияние, находя свою идеальную представленность и на время продолженность в других людях, человек как бы сам себя разрушает: уничтожая другого, уничтожает и себя в другом. Возможен и другой случай - жертвенное поведение. Представляя другим надлежащие условия жизни, человек исчерпывает себя, жертвуя собственными интересами и возможностями роста» [Приводится по: 116, с. 17].

Другое дело, если воспитательное воздействие вызывает у личности положительную внутреннюю реакцию [отношение] и побуждает её собственную активность к работе над собой. В этом случае оно способно оказать на личность развивающее и формирующее влияние. Но как раз об этом умалчивается в таких определениях воспитания. Не прояснен вопрос о том, каким должно быть само по себе это воздействие на человека, какой характер должно иметь, что зачастую приводит к различным формам внешнего возбуждения, к различным проработкам.

Система культурно-патриотического воспитания учащихся колледжей милиции

Как показывает практика, КПВ - сложный процесс, в котором руководящему и командно-преподавательскому составу приходится решать множество различных педагогических задач. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать научно обоснованные решения, КПВ требует от всех категорий воспитателей необходимых психолого-педагогических знаний, большого такта, широкой эрудиции, высокого уровня культуры общения, методической подготовки и организованной педагогической деятельности.

Кроме особенностей протекания учебно-воспитательного процесса специфика КПВ определяется особенностями формирования будущего сотрудника милиции: положения личностно-ориентированной концепции системы КПВ [включение культурно-патриотической личности [КПЛ] в различные виды деятельности, стимулирование её участия с целью формирования парадигмы системы КПВ: человек - гражданин - патриот -специалист ОВД]; внутренние механизмы развития формирующейся КПЛ [потребности, интересы, убеждения, оценочные критерии и стремления]; основные задачи деятельности ОВД.

Организация КПВ командно-преподавательским составом осуществляется с учетом специфики и профессиональной направленности колледжей милиции. Анализ практики КПВ показал, что оно рассматривается как важнейшая составная часть государственной кадровой политики [105] и основывается на нормативно-правовой базе МВД России. Основным документом, регламентирующим организацию и проведение воспитательной работы в системе образования МВД России, является Концепция воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России [107]. Ее целью является развитие системы воспитательной работы, приведение её организации, содержания, структуры и технологии в соответствие с требованиями времени. Эта работа должна обеспечивать формирование и развитие личности специалиста, способного эффективно решать служебные задачи, как в обычных, так и в экстремальных условиях.

Для реализации Концепции воспитательной работы разработана «Программа воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России» [108]. Этот документ определяет содержание воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД и содержит в себе основные организационно-методические мероприятия, обеспечивающие развитие личности специалиста ОВД. Руководствуясь этими документами, а также приказами МВД России [106; 112], государственными программами: «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 и 2006-2010 годы» [42; 43,] «Комплексное реформирование системы организации работы с личным составом органов, подразделений, учреждений системы МВД России на 2007-2009 годы» [44], в которых определяются основные пути развития системы КПВ, позволяющие формировать готовность российских граждан к служению Отечеству, где основными направлениями воспитательной работы с учащимися колледжей милиции России являются: профессионально-нравственное воспитание, укрепление служебной дисциплины и законности, патриотическое воспитание, культурно-массовая работа. Их реализация направлена на сохранение общественно-политической стабильности, восстановление национальной экономики и укрепление обороноспособности страны. Подготовка кадров для ОВД в колледжах милиции является составной частью общей педагогической системы профессионального образования в стране, организованного в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, Московского комитета образования, Положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования МВД России и Инструкции по организации учебного процесса в образовательных учреждениях среднего профессионального образования МВД России. Все чаще молодых людей привлекает возможность получения юридического образования в системе МВД России, нежели служба в её органах [53, с.27]. Проведенные нами исследования показали, что 51% абитуриентов сориентированы на получение специальности юриста как одной из наиболее престижных в обществе. В то время как службу в ОВД назвали в качестве престижной лишь 30% опрошенных [66, с.38].

Следовательно, одной из задач воспитателей является привитие учащимся гордости за свою профессию, патриотизма и культурно-нравственных качеств, обеспечивающих длительные сроки службы в системе МВД и способствующих сохранению профессионального ядра ОВД.

Структура КПВ в колледже милиции носит ступенчатый, иерархический характер. Персональная ответственность за организацию и проведение КПВ в колледже организуется в соответствии с законодательством РФ и нормативными актами МВД России. Она проводится руководством колледжа и командно-преподавательским составом, во взаимодействии с общественными формированиями и организациями. Организаторами и исполнителями КПВ в колледже милиции является руководящий и командно-преподавательский состав. Начальник курса назначается на должность начальником колледжа милиции и подчиняется ему в повседневной деятельности. Он отвечает за подготовку квалифицированных специалистов для ОВД в соответствии с государственными образовательными стандартами, является организатором КПВР на курсе. Начальнику курса помогает его заместитель и командиры взводов. В колледже четыре курса. Курс состоит из 7 взводов. Количество учащихся во взводе определяется в 20 - 30 человек.

В контексте нашего исследования рассматривается система работы колледжа милиции: административно-управленческий аппарат [руководство, отделы, отделения, группы, канцелярия, дежурная часть]; циклы дисциплин: общеобразовательные том числе культурно-патриотической направленности], уголовно-правовые, гражданско-правовые, социально-экономические, общепрофессиональные

Внеаудиторная массовая музыкально-эстетическая работа по культурно-патриотическому воспитанию будущих сотрудников органов внутренних дел

Внеаудиторная музыкально-эстетическая работа [ВМЭР] представляет собой диалектическое единство содержания, форм и методов обучения, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Особое место в этой работе занимает выбор методов путей, способов деятельности, направленных на достижение определённых целей, форм как внешнего выражения какого-либо содержания, применения музыкально-патриотического материала.

Учитывая специфику профессиональной подготовки учащихся колледжа милиции, в ходе опытно-экспериментальной работы доказало, что КПВ в колледже наиболее эффективно осуществляется в единстве аудиторной и ВМЭР. Для КПВ учащихся это сочетание становится необходимым. С одной стороны, урок - основная форма обучения, где происходит передача подрастающему поколению накопленного человечеством опыта в форме материальной и духовной культуры. КПВ является составной частью этого опыта, и каждый учащийся должен быть приобщен к нему. Однако, на уроке у педагога зачастую не хватает времени, сил для полноценного КПВ. Внеаудиторная музыкально-эстетическая деятельность является необязательной, дополнительной формой организации целостного педагогического процесса. Над педагогом и учащимися не довлеет власть оценки, не выполненного задания. Участники педагогического процесса чувствуют себя относительно раскрепощёнными. Есть возможность педагогу незаметно передать, а учащемуся незаметно усвоить культурно-патриотическую информацию. Одновременно музыкальное искусство усиливает воздействие слова, обеспечивает эмоциональное сопровождение КТО.

Известно, что воспитание социально-ценных качеств личности требует обязательных практических действий человека. А.С. Макаренко писал: «Настоящая широкая этическая норма становится действительной только тогда, когда ее сознательный период переходит в период общего опыта, традиций, привычки...» [Приводится по: 94, с. 435-456]. Отсутствие на уроках должных условий для практического приложения знаний следует восполнить привлечением дополнительных форм работы с учащимися. Психологи и педагоги, занимающиеся вопросами подготовки специалистов, видят способ повышения эффективности обучения и воспитания в развитии познавательно-творческой самостоятельности учащихся. В процессе опытно-экспериментальной работы удалось выявить, что особо благоприятными возможностями для развития личности будущего сотрудника ОВД является КПВ, которое наиболее эффективно реализуется в процессе ВМЭР.

Внеаудиторная музыкально-эстетическая работа с учащимися колледжа милиции по КПВ позволяет моделировать их будущую правоохранительную деятельность, способствует накоплению профессиональных умений и опыта. Учащийся в реальной обстановке получает возможность самостоятельно решать поставленные перед ними задачи по КПВ. Используя в жизни свои знания, учащийся, стремясь к достижению поставленной цели и многократно повторяя определенные действия, неизбежно проникается духом этой работы, постигает изнутри ее сущность, что приводит к формированию личных убеждений. Необходимо подчеркнуть: именно вследствие повторения системы действий, объединенных единой целью, развиваются как профессиональные, так и личностные качества [26].

КПВ открывает широкие возможности для привлечения учащихся к участию в различных формах ВМЭР. Она решает следующие задачи: развивает мышление, способности к самостоятельности и творчеству; приобретает педагогическое мастерство, намечает пути дальнейшей деятельности; формирует нравственно-эстетическую убежденность и добросовестное отношение к труду. Форма обозначает внешнюю сторону организации педагогического процесса, определяющую способы организации в реальных условиях педагогического процесса. Установление форм занятий зависит от ряда элементов педагогического процесса: целей, содержания, методов и средств, состава обучающихся и педагогов, а также материальных условий.

Разнообразие содержания, форм и методов ВМЭР, различный уровень развития учащихся создают условия постановки задач образовательно-воспитательного характера: углубление знаний учащихся по истории отечественной музыки; формирование их музыкально-эстетической культуры; приобщение учащихся к поисково-исследовательской деятельности; развитие у них творческих способностей и умений самостоятельно добывать знания; КПВ учащихся.

Специфика организации занятий по ВМЭР обусловила кроме решения названных решение ряда дополнительных задач: тренировка воображения, развитие скорость принятия решений, формирование навыка совместной работы, активизация мыслительного, эмоциональный, социально-психологического настроя, развитие индивидуальной музыкальной выразительности, точности действий.

Критериями оценки результатов ВМЭР являются: уровень освоения учащимися героико-патриотического музыкального материала; умения учащегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач [кружок фортепиано]; обоснованность и четкость изложения ответа [интеллектуальная викторина]; оформление материала в соответствии с требованиями авторских сборников, газет и др., включение учащихся в различные формы музыкально-театральной деятельности. Умение учащегося самостоятельно ориентироваться в практической деятельности ВМЭР, самостоятельно приобретать знания и умения, совершенствоваться, приобретает ныне огромное значение. Как и учебно-воспитательный процесс в целом, ВМЭР имеет психолого-педагогическую основу, обеспечивает единство образовательных, воспитательных и развивающих начал, способствующих формированию психолого-познавательных процессов эмоционально-волевой сферы, а также индивидуально-психологических особенностей человека, т.е. является эффективным средством формирования культурно-патриотических качеств.

ВМЭР по КПВ может проводиться в различных формах. Любая её форма не может быть сведена к сумме методов и приемов. Понятие формы выражает внутреннюю связь, характер организации, взаимодействие элементов между собой. ВМЭР по КПВ может быть кружковой или групповой и массовой. Необходимым элементом и кружковых и массовых занятий является индивидуальная работа.

К кружковым формам ВМЭР относятся: музыкальные [хор; ансамбль; оркестр; вокально-инструментальный, фольклорный ансамбли; музыкальный театр] и кружок фортепиано, кружок вокала.

К массовым формам ВМЭР можно отнести: лекции-концерты; музыкальные вечера; тематические вечера, творческие встречи; праздники; викторины; смотры-конкурсы; спектакли; экскурсии, построенные на героико-патриотическом материале отечественной культуры и истории; посещение выставок, домов-музеев, театров; создание музеев и сама музейная работа с целью пропаганды работы ОВД и повышения престижа милицейской профессии.

Вышеперечисленные формы ВМЭР по КПВ выполняют музыкально-просветительские функции, выявляют у учащихся специальные музыкальные данные, пробуждают их музыкально-эстетические чувства, потребности.

Одной из распространенных форм ВМЭР по КПВ являются: музыкально-литературная композиция; моноспектакль; спектакль [инсценирование коротких, прозаических отрывков, выстраивание музыкально-литературных поэтических композиций, импровизация диалогов по заданной действенной задаче, умение анализировать сценарий с точки зрения взаимодействия авторской и режиссерской позиции]; концертная и театральная деятельность [41].

При этом необходимо учитывать уровень общеобразовательной подготовки, интеллектуально-психологические особенности, творческие способности, степень активности, духовные интересы и потребности учащихся.

Работа кружка фортепиано по культурно-патриотическому воспитанию в условиях колледжа милиции

Педагогика от зарождения до нашего времени знает три исторически сложившихся вида учебно-воспитательной работы: поточный [урок, лекция или другая форма занятий проводится с большим коллективом учащихся определенного контингента и примерно одинакового возраста]; коллективный [разделение взвода на несколько подгрупп для ведения практических, семинарских занятий в тех случаях, когда необходимо выработать определенные практические умения и навыки учащихся];, индивидуальный [с одним учащимся]. Объектом педагогической деятельности преподавателя выступает личность учащегося во всем многообразии его индивидуальных свойств и социальных отношений. Наряду с традиционно устоявшейся формой индивидуального обучения игре на фортепиано нами использовались специфические [необходимые для КПВ учащихся] формы обучения — коллективные музыкальные занятия и коллективные контрольные занятия.

Отечественная педагогика выдвигает тезис о воспитании в коллективе и через коллектив, но коллектив действует на личность не только фронтально, но и через своих представителей. В применении к музыке педагог, на индивидуальных занятиях воспитывает учащегося для жизни в обществе, и целью КПВ является формирование у. будущих сотрудников ОВД общественно ценных, значимых качеств личности. Индивидуальные занятия позволяют наиболее полно воздействовать на ученика, используя знание его типологических, характерологических и других особенностей, причем педагог выражает требования общества, предъявляя их учащемуся.

В ходе практической деятельности сформулированы особенности индивидуальной работы по обучению игры на фортепьяно. Во-первых, в процессе обучения игре на фортепиано возникает объективная необходимость учета всех особенностей учащегося: его музыкальных данных, типологии высшей нервной деятельности, его моральных, волевых и характерологических качеств. А объективную возможность для учета всех вышеперечисленных особенностей дает индивидуальная работа.

Во-вторых, личность педагога-воспитателя, сила его примера оказывает особое влияние именно в процессе индивидуальной работы. Если на групповых, занятиях внимание педагога распределяется между всеми учащимися и ему, подчас, трудно скорректировать свое поведение, учесть реакцию каждого учащегося группы [чтобы возможно полнее воздействовать на него], - то на индивидуальных занятиях все внимание учителя направлено на одного ученика, контакт получается более полным, целенаправленно осуществляется воздействие педагога на данного ученика в данный момент времени. Отсюда следует, что личность педагога [в этих условиях] оказывает большее влияние на формирование эстетических и патриотических чувств, как нравственных качеств учащегося.

В-третьих, индивидуальная учебная и КПВ работа дает возможность оптимального педагогического общения, делает его насыщенным, создающем наилучшие условия для формирования и развития личности учащегося, обеспечивает благоприятный психологический климат обучения.

Традиционной формой индивидуальной учебной и КПВ работы в процессе преподавания кружка фортепиано в условиях внеаудиторной музыкально-эстетической деятельности является музыкальное занятие.

Музыкальное занятие [МЗ], его содержание и форма - явление весьма сложное и многообразное, где в тесный «контакт» вступают опыт педагога с поведением и вниманием учащегося, невидимыми нитями связывается личность преподавателя с индивидуальностью ученика. На МЗ учащийся овладевает необходимыми практическими знаниями и умениями, дается направление дальнейшей домашней работы, осуществляется КПВ его личности. Каждое МЗ является в известном смысле самостоятельным, законченным звеном учебной и КПВ работы.

С другой стороны, МЗ - звено в цепи единого учебно-воспитательного процесса. И с этой точки зрения он должен наряду с «тактическими» задачами данного этапа в музыкальном развитии учащегося не упускать из виду «стратегические» задачи всего процесса обучения и воспитания. МЗ -это ступенька в развитии учащегося: как ступенька он имеет свои ограниченные частные задачи, как часть «лестницы» — МЗ приближает преподавателя и учащегося к решению общих, фундаментальных задач, стоящих перед ними.

Содержанием каждого конкретного МЗ является обычно работа над изучаемыми в данный момент музыкальными произведениями и, связанная с этим материалом, работа над развитием тех или иных исполнительских умений и навыков. Но, наряду с этим узким содержанием, МЗ [в ряду последовательной системы занятий] наполняется содержанием более глубокого характера: развитием у учащихся любви к музыке, эмоциональной отзывчивости на нее, глубокого понимания ее образно-поэтического содержания, а также всесторонним формированием их музыкально-исполнительских и нравственно- эстетических качеств.

Немаловажным фактором в индивидуальной учебной и КПВ работе является организация МЗ. Отечественная музыкальная педагогика ныне полностью отказалась от импровизированных «МЗ по наитию». Требование планирования, безусловно, не снимает моментов вариативности и импровизационности в МЗ, но необходимость заранее продумать план и ход последнего, наметить задачи, предвидеть возможные трудности, может быть даже подготовить «неожиданности» эстетического или нравственного порядка - признается в последнее время большинством методистов и педагогов-практиков [А.Д. Алексеев, Г.М. Коган, Н. Любомудрова, С.С. Ляховицкая, СИ. Савшинский, М.Э. Фейгин и др.]. Конечно, творчески подходящий к своему делу преподаватель сумеет сухую и скупую схему МЗ расцветить яркими импровизационными находками, но цельность и законченность урока не будут нарушены.

Творческий поиск педагогов-музыкантов заставляет их в последние десятилетия искать новые пути индивидуальных занятий, варьировать устоявшиеся формы. В частности, К.Л. Кравченко, В.Л. Михелис, Г.В. Яковлева и ряд других педагогов советуют начальные МЗ [2-3 месяца] проводить не индивидуально, а с группой 3-4 человека [102, с. 63; 1 00]. Практика показывает целесообразность такой формы работы на начальном этапе, т.к. это помогает сохранять свежесть восприятия и внимания у начинающих обучение и спаять их в коллектив. Первые МЗ проходят в привычной для учащихся форме: пение, слушание, движение под музыку, что развивает музыкально-слуховые представления, память, ритмическое чувство учащихся. Но когда учащиеся овладевают первоначальными [минимальными] игровыми навыками, эта форма работы уступает место индивидуальному МЗ, которое остается индивидуальным даже в том случае, если несколько учащихся присутствует на уроке товарища [т.к. занимается педагог с одним учащимся таким видом работы как индивидуальная игра, исполнительство, а не пение, слушание, движение под музыку, которые допускают групповую форму занятий].

Похожие диссертации на Организационно-педагогические условия культурно-патриотического воспитания учащихся колледжей милиции