Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Общепедагогические основы поликультурного образования студентов педколледжа (На примере Республики Башкортостан) Симухина Валентина Порфирьевна

Общепедагогические основы поликультурного образования студентов педколледжа (На примере Республики Башкортостан)
<
Общепедагогические основы поликультурного образования студентов педколледжа (На примере Республики Башкортостан) Общепедагогические основы поликультурного образования студентов педколледжа (На примере Республики Башкортостан) Общепедагогические основы поликультурного образования студентов педколледжа (На примере Республики Башкортостан) Общепедагогические основы поликультурного образования студентов педколледжа (На примере Республики Башкортостан) Общепедагогические основы поликультурного образования студентов педколледжа (На примере Республики Башкортостан) Общепедагогические основы поликультурного образования студентов педколледжа (На примере Республики Башкортостан) Общепедагогические основы поликультурного образования студентов педколледжа (На примере Республики Башкортостан) Общепедагогические основы поликультурного образования студентов педколледжа (На примере Республики Башкортостан) Общепедагогические основы поликультурного образования студентов педколледжа (На примере Республики Башкортостан)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Симухина Валентина Порфирьевна. Общепедагогические основы поликультурного образования студентов педколледжа (На примере Республики Башкортостан) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2003 234 c. РГБ ОД, 61:03-13/1179-8

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1: Научные основы поликультурного образования как системы . 16-69

1.1. Теоретические предпосылки создания модели поликультурного образования . 16-30

1.2. Содержание, роль и место поликультурного образования в общем педагогическом процессе колледжа 30-53

1.3. Психолого-педагогические основы поликультурного образования социального педагога. 53-68

Выводы 68-69

Глава 2: Особенности организации профессиональной подготовки студентов педколледжа в условиях поликультурного образования . 70-115

2.1. Феноменология поликультурности и ее проявление в Республике Башкортостан . 70-86

2.2. Состояние поликультурного образования в педагогических колледжах Республики Башкортостан 86-97

2.3. Организация поликультурного образования социальных педагогов в педколледжах Республики Башкортостан. 98-114

Выводы 114-115

Глава 3: Результаты -экспериментальных работ 115-164

3.1 Влияние поликультурного образования на формирование профессионально-значимых качеств личности. 115-122

3.2 Организация экспериментальной работы. 122-149

3.3 Результаты исследования 149-164

Выводы 164

Заключение 165-170

Литература 170-188

Приложения

Введение к работе

Актуальность исследования. Россия исторически сложилась и продолжает существовать как многонациональное государство. Это всегда накладывало свой отпечаток на развитие культуры и образования. Российское образование во все времена выступало фундаментом национальной культуры, специфической формой ее существования и способом трансляции культурного опыта этносов страны.

На современном этапе модернизации образования вопросы доступности, эффективности и качества обучения и воспитания подрастающего поколения занимают особо значимое место в образовательной политике государства в связи с углублением процессов регионализации системы образования.

Теория и практика национального образования сегодня решает проблему соотношения этнокультурного и общекультурного компонентов в содержании, так как необдуманное смещение акцента в ту или другую сторону может привести, на наш взгляд, к дисбалансу в профессиональной подготовке студентов и формировании их мировоззрения в целом.

Поэтому уместно использовать на новом этапе развития педагогического образования понятие о поликультурной основе в содержании специальной подготовки будущего педагога.

Будущий педагог, выступая активно действующей фигурой в поликультурном обществе, одновременно являясь носителем той или иной этнокультуры, не сможет полностью реализовать себя как специалист, если в профессиональной подготовке не будут учтены реальные запросы современного общества и личная заинтересованность каждого студента педколледжа в результате обучения. От уровня профессиональной готовности социального педагога, его поликультурной образованности, умения самостоятельно изыскивать, преобразовывать имеющиеся знания и находить новые способы решения возникающих проблем с учетом этнопсихологических особенностей населения, зависят практическая

реализация сохранения целостности общества и возможности удовлетворения рынка труда в поликультурно образованном выпускнике педагогического колледжа.

Работы, раскрывающие этнокультурную функцию образования в поликультурном обществе (А. Л. Бугаева, Г. Н. Волков, Г. В. Мухаметзянова, 3. Г. Сахипова, М. Г. Тайчинов и др.), значимость диалога культур (Ш. А. Амонашвили, Г. Д. Дмитриев, М. Н. Кузьмин, П. И. Пидкасистый и др.) для формирования личности будущего педагога, нравственным принципом которого является уважительное отношение к другим народам и культурам, являются важными для нашего исследования.

В исследованиях, посвященных организации педагогического образования студентов, рассматриваются социально-психологические и мотивационно-личностные аспекты профессиональной подготовки (А.Г. Асмолов, В.Г. Бочарова, Ю.Н. Галагузова и другие), специфическая сущность социально-педагогической деятельности (М. А. Галагузова, А. В. Мудрик и другие).

Вместе с тем, одной из проблем педагогики профессиональной школы является то, что процесс становления будущего специалиста не моделирует структуру его готовности к деятельности в условиях социокультурной специфики отдельных российских регионов. Возникает противоречие между потребностью общества в поликультурно образованном специалисте для отдельно взятых регионов, в частности, Республики Башкортостан и существующей моделью подготовки будущих социальных педагогов в целом.

На разрешение данного противоречия и направлено наше исследование. В разработке общепедагогических основ модели поликультурного образования и использовании ее в практике профессиональной подготовки в условиях отдельного региона, результатом которой является формирование и развитие поликультурной

образованности, рассматриваемой нами как готовность личности будущего педагога к работе в специфических условиях поликультурного общества, состоит содержание нашей работы.

Степень разработанности проблемы

История педагогической науки знает много примеров, когда развитие личности связывалось с ее правом на самобытность (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский), с постижением ценностей культуры и культуротворчеством (Н.А.Бердяев, Н.О.Лосский, П.А.Флоренский) в процессе образования. Идеи природосообразности, культуротворческого развития личности и гуманизма, выдвинутые этими мыслителями, явились основой осмысления возможностей поликультурного образования.

Психолого-педагогические исследования, базирующиеся на концепциях саморазвития личности, в которых неоднократно и разносторонне рассматривались вопросы учета индивидуальных особенностей в процессе обучения и воспитания (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, В.А. Петровский, В.В.Сериков и другие), необходимости выстраивания образовательного процесса в гармонии когнитивной, нравственной и поведенческой сфер личности (Е.В. Бондаревская, И.А. Зимняя, СВ. Кульневич, П.И. Пидкасистый, В.А. Разумный и другие), структурирования содержания образования (Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин и другие), моделирования профессионально-педагогического образования в соответствии с новыми реалиями среды (М.И. Алдошина, Л.А. Волович, В.Ш. Масленникова, Г.В. Мухаметзянова и другие), служат фундаментом для обоснования структурных компонентов модели поликультурного образования и условий ее применения в практике профессиональной подготовки будущих педагогов в колледже.

Осмысление проблемы осуществления поликультурного образования подрастающего поколения в работах зарубежных (К. Грант, Д. Бэнкс и другие) и отечественных (Г. Н. Волков, Г. Д. Дмитриев и другие)

6 исследователей позволяет определить пути совершенствования содержания учебного плана.

Возможности использования духовного наследия разных народов России в развитии поликультурной образованности личности исследованы в работах Ш. А. Амонашвили, К. Ш. Ахиярова, А. Л. Бугаевой и других.

В работах В.П. Беспалько, В. Г. Бочаровой, М. А. Галагузовой, Ю. Н. Галагузовой, А. И. Грекова, Н. В. Кузьминой, Н. Ф. Талызиной и других разработаны многие важнейшие аспекты моделирования профессиональной подготовки педагога (целевые, организационные, структурные) и проблемы готовности его личности. Данные исследования с определенностью доказывают, что модель подготовки специалиста строится с учетом будущей профессиональной деятельности, требований общества к личности и особенностей социокультурной среды. Следовательно, изменение любого из этих условий ведет к смене традиционной модели образования.

Исследования, проведенные в Республике Башкортостан по инициативе Стерлитамакского педагогического колледжа среди выпускников педколледжей, показали, что 53% от общего числа опрошенных испытывают трудности в процессе своей профессиональной деятельности, которые связаны с отсутствием знаний в области культуры народов, проживающих по соседству, неумением строить конструктивные взаимоотношения с людьми другой (не родной) культуры и, следовательно, неприятия самобытности других народов.

Налицо ситуация, которая наглядно демонстрирует несоответствие между процессом подготовки социального педагога и реальными требованиями к личности специалиста, складывающимися в условиях социокультурной специфики региона.

Актуальность научного осмысления проблемы поликультурного образования педагогов в педколледжах на примере Республики

Башкортостан, необходимость их эффективной профессиональной подготовки обусловлена рядом противоречий:

между новыми подходами в образовании, определяющими приоритет духовно-нравственных ценностей в формировании личности и преимущественной ориентацией образовательного процесса на оценку лишь имеющихся знаний будущих специалистов;

между провозглашением индивидуализации и личностной ориентированности образования и наличием единообразного, селективного подхода к профессиональной подготовке педагогов на практике;

между возрастающим объемом требований к уровню образованности социальных педагогов, профессиональным качествам личности в специфических региональных условиях и отсутствием в практике образовательного процесса педколледжей продуманной системы их реализации.

Исходя из названных противоречий, следует проблема исследования: каковы теоретические предпосылки и педагогические условия эффективного поликультурного образования студентов педколледжа, практика реализации которых обеспечивала бы реальное воздействие на формирование и развитие поликультурной образованности личности выпускника, обладающей толерантным отношением к другим народам и культурам, способной к положительной самореализации и приращению социальных и нравственных ценностей, с одной стороны, и явилась бы механизмом качественного конечного результата в подготовке будущих педагогов, с другой.

Исследование базируется на понятиях и теоретических положениях, связанных с образованием, профессиональной подготовкой и готовностью будущего педагога к работе в поликультурной среде.

Под общепедагогическими основами поликультурного образования мы понимаем определение и сопоставление понятий «поликультурное

образование» и «поликультурная образованность», использование в исследовании специфических терминов, раскрывающих сущность модели поликультурного образования и выявление критериев готовности будущих специалистов в условиях конкретного региона в качестве исходных положений.

Теоретическая значимость и недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: "Общепедагогические основы поликультурного образования студентов педколледжа (на примере Республики Башкортостан)".

Цель исследования: разработка общепедагогических основ поликультурного образования будущего педагога, готовящегося к работе в специфических региональных условиях.

В связи с этим возникает необходимость конструирования модели поликультурного образования в педколледже (на примере Республики Башкортостан).

Поскольку целью и результатом проектируемой модели является
формирование поликультурной образованности личности, встает вопрос о
необходимости исследования всех компонентов модели поликультурного
образования: целевого, содержательного, организационно-

деятельностного, критериально-оценочного.

Объект исследования: поликультурное образование будущего социального педагога в колледже.

Предмет исследования: процесс поликультурного образования в аспекте формирования профессионально и социально значимых качеств личности будущего педагога.

Гипотеза: эффективность поликультурного образования будущего педагога достигается в случае, если:

разработана концепция поликультурного образования, конкретизированы цели поликультурной подготовки студентов с позиций социокультурного своеобразия региона;

определено оптимальное содержание регионального компонента поликультурного образования во взаимосвязи с федеральным, исходя из принципов научности, гуманизации, междисциплинарности, природо- и культуросообразности; элементы содержания включены в структуру научно-методического комплекса;

предложена модель и разработано научно-методическое обеспечение поликультурного образования студентов педколледжа;

разработана педагогическая технология поликультурного образования, учитывающая интеллектуальный потенциал, личностно-эмоциональные переживания студентов и обеспечивающая приобретение ими опыта профессионально-педагогической деятельности;

выработаны критерии и уровни готовности педагога к профессиональной деятельности в поликультурной среде (социально-критический, социально-приемлемый, социально-одобряемый, социально-значимый); Задачи исследования:

  1. Выяснить сущность и педагогическое значение регионального подхода к поликультурному образованию студентов в педколледже на уровне категориального и понятийного аппарата.

  2. Сформулировать методологические основания исследования; рассмотреть особенности процесса поликультурного образования студентов с учетом содержания федерального и национально-регионального компонентов (целеполагание, содержание, условия организации).

  3. Проанализировать состояние поликультурного образования в педколледжах Республики Башкортостан с целью выявления специфики профессиональной образовательной среды региона.

  1. Определить критерии и показатели готовности социальных педагогов к работе в специфических поликультурных условиях региона.

  2. Разработать научно-методическое обеспечение регионализации поликультурного образования студентов педагогических колледжей.

  3. Разработать модель поликультурного образования (на примере педколледжей Республики Башкортостан) и осуществить экспериментальную проверку ее эффективности.

Теоретической и методологической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных ученых в области педагогики, психологии, философии, этнопсихологии, этнопедагогики, культурологии,социологии.

Фундаментальное значение в диссертационном исследовании имеют категории "деятельность", "личность", "развитие", раскрытые и обоснованные в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна.

В своем исследовании мы опираемся на концепцию целостного формирования личности (Ю.К. Бабанский и другие), деятельностный подход к освоению культуры, утверждающий человеческую личность в качестве основы культурных ценностей (Ш. А. Амонашвили, И.Г. Арзаканьян, П.Е. Астафьев, К.Ш. Ахияров, Э.А. Баллер, Н.М. Воскресенская, М.С. Каган, И.С. Кон, Э.С. Маркарян и другие), теорию личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, Г.Н. Волков, Е.В. Куканова, В. В. Сериков, Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская и другие).

Исследование базируется на идеях поликультурного образования (Д. Бэнкс, К. Грант, Г.Д. Дмитриев, М.Н. Кузьмин, Т.Б. Менская, М.Г. Тайчинов и др.)» теории педагогического образования (П.И. Пидкасистый, В.А. Сластенин и др.), положениях общей и

11 возрастной психологии (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, И.С. Кон и др.), концепции гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс и др.), теории проектирования профессионального образования

+ (Н.В. Кузьмина, B.C. Лазарев, A.M. Новиков, Н.Ф. Талызина,

Н.Г. Ярошенко и др.), положениях социальной педагогики о социализации

9 (В.А. Мудрик), особенностях социально-педагогической деятельности

(В.Г. Бочарова, М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова и др.), теоретических положениях о методологии построения национально-регионального образования (П.Р. Атутов, М.М. Будаева, О.В. Лебедева и др.), концепциях воспитания (У.Ш. Атангулов, Л.Н. Беленчук, М.П. Гурьянова, В.А. Караковский, И.А. Колесникова и др.). Ведущие методы исследования.

Для решения поставленных задач были использованы теоретические и эмпирические методы исследования.

Теоретические методы включали в себя анализ, синтез,

абстрагирование, обобщение, моделирование, позволившие выявить

актуальность проблемы, общепедагогические основы поликультурного образования, разработать структуру модели поликультурного образования в педколледже.

Эмпирические методы: эксперимент, наблюдение, тестирование, беседы со студентами, родителями и педагогами, анкетирование; статистические методы анализа материалов исследования с привлечением критерия согласия Пирсона.

Достоверность и обоснованность результатов исследования

^ обеспечивается методологическим подтверждением исходных позиций,

использованием взаимодополняющих методов исследования, адекватных его целям и задачам, теоретическим обоснованием и данными

* эксперимента, количественным (500 испытуемых) и качественным

анализом, статистической обработкой полученных данных,

подтверждением гипотезы исследования в практике работы педколледжей Республики Башкортостан.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

выявлены и конкретизированы общепедагогические основы

поликультурного образования в специфических условиях Республики Башкортостан;

- определен педагогический смысл регионального подхода к
поликультурному образованию студентов, заключающийся в изучении ими
федерального и регионального компонентов, выстроенных на принципах
плюрализма и диалога культур, открытости и самоценности этнокультур;

- разработана модель поликультурного образования в колледже,
позволяющая осуществить профессиональную подготовку студентов на
качественно новой основе, с учетом образовательных потребностей,
интересов и ценностей реальных носителей;

определено содержание поликультурного образования, приоритетными элементами которого являются поликультурные знания и умения; опыт поликультурных эмоционально-ценностных отношений; опыт профессионально-педагогической деятельности с учетом антропо-, социо-, историко-, этно-, культурных особенностей региона;

разработана и апробирована педагогическая технология поликультурного образования, направленная на формирование и развитие поликультурной образованности личности будущего социального педагога;

- выявлены измерители готовности будущего педагога к работе в
поликультурном социуме (социально-значимый, социально-одобряемый,
социально-приемлемый, социально-критический);

обоснованы понятия «поликультурное образование» и «поликультурная образованность»;

в исследовании поставлена и решена проблема содержания поликультурного образования будущих специалистов, а также

определена специфика подготовки социальных педагогов в условиях поликультурного региона. На защиту выносятся следующие положения:

1. Понятие поликультурного образования и поликультурной
образованности в рамках профессиональной подготовки будущих
педагогов.

2. Модель поликультурного образования будущих социальных
педагогов в педколледже (личность, цель, структура, стратегия),
содержательные компоненты модели (общие требования к образованности
поликультурной личности, требования к отбору содержания образования)
и педагогические условия эффективности поликультурного образования.

3. Измерители готовности будущего педагога к профессиональной
деятельности в поликультурной среде.

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы специалистами различных типов образовательных учреждений с целью составления учебных планов, программ, пособий, научно-методических комплексов, а также руководителями образовательных систем для разработки регионального (местного) компонента поликультурного образования.

Представленный учебный план и содержание национально-регионального блока дисциплин для специальности "Социальная педагогика" могут быть использованы в качестве примерного учебного плана для данной специальности в педколледжах Республики Башкортостан и других регионах со сходной спецификой поликультурной среды.

Апробация и внедрение результатов исследования

Основные положения и результаты исследования ежегодно докладывались на совместных заседаниях кафедр педагогики Стерлитамакского государственного педагогического института и Стерлитамакского педагогического колледжа (1997-2002 гг.), на

ежегодных республиканских научно-методических конференциях среди педколледжей Республики Башкортостан в г. Уфе, г. Белорецке, с. Месягутово (1999-2002 гг.), международной научно-практической конференции "Этнопедагогика на рубеже нового тысячелетия: проблемы и перспективы" в г. Стерлитамаке (2000 г.), юбилейной научной конференции МО РФ и ИНПО в декабре 1999г., республиканской конференции работников учреждений среднего профессионального образования Республики Башкортостан (г. Уфа), в августе 2002 г. Модель поликультурного образования апробирована и внедрена в практику профессиональной подготовки будущих педагогов в колледжах Республики Башкортостан.

Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе педагогических колледжей Республики Башкортостан (Стерлитамакский, Благовещенский, Уфимский N1). В эксперименте приняли участие более 500 студентов и 150 преподавателей. Основные этапы исследования.

На первом этапе, поисково-теоретическом (1995-1998 гг.), изучалась и анализировалась философская, историографическая, психологическая, педагогическая и этнографическая литература, диссертационные работы по исследуемой проблеме и проводился констатирующий эксперимент, что позволило сформулировать исходные позиции с целью определения теоретических основ исследования.

На втором этапе, экспериментально-аналитическом (1999-2001 гг.), проведен формирующий эксперимент, осуществлен поиск путей решения исследуемой проблемы.

В соответствии с данными исследования составлены учебные планы, рабочие программы и календарно-тематические планы дисциплин. Проводились опросы, тестирование студентов на предмет выявления значимости содержания образования в подготовке будущего социального педагога, формирования поликультурной образованности.

На третьем этапе, обобщающем (2001-2002 гг.), обрабатывались и систематизировались полученные материалы и результаты, уточнялись теоретические и экспериментальные выводы, осуществлялось внедрение результатов исследования в практику работы педагогических колледжей.

Структура диссертации состоит из введения, трех глав, заключения (186с), списка литературы (206 наименований) и приложений (15).

Во введении обосновываются выбор темы, актуальность диссертационного исследования, формулируются объект, предмет, гипотеза, определяются цель и задачи, раскрываются научная новизна и практическая значимость исследования, излагаются основные положения, выносимые на защиту. Дается пояснение понятия «общепедагогические основы» применительно к нашему исследованию.

В первой главе «Научные основы поликультурного образования как
системы» дается научный анализ и обобщение фактов, связанных с темой
исследования, обосновываются теоретические предпосылки

конструирования модели поликультурного образования в колледже.

Во второй главе «Особенности организации профессиональной подготовки студентов педколледжа в условиях поликультурного образования» представлен анализ проявления феномена поликультурности в Республике Башкортостан, современного состояния поликультурного образования в педколледжах и обоснована эффективность действия представленной модели в формировании социально-значимых качеств личности будущего педагога.

В третьей главе «Результаты экспериментального исследования» представлены материалы формирующего эксперимента по использованию модели поликультурного образования в профессиональной подготовке социальных педагогов.

В заключении излагаются основные выводы по проведенному исследованию.

16 В приложении представлены схемы, таблицы, рисунки, учебный план, конспекты уроков, минимум требований к содержанию национально-регионального компонента дисциплин.

Теоретические предпосылки создания модели поликультурного образования

Государственный стандарт среднего профессионального образования по специальности 0314 «Социальная педагогика» (58) предполагает подготовку специалистов к работе не только с разными категориями детей в разных типах образовательных учреждений и служб, но и с их ближайшим социумом (окружением). Своеобразием социального окружения в таких регионах, как Республика Башкортостан, является не столько полиэтничность и многоязычие, сколько двуязыковое доминирование (русский и башкирский языки), развертывание системы национального образования и продолжающееся развитие национального самосознания всех народов субъекта Федерации, их желание вновь обрести свой язык и свою культуру, с одной стороны, а с другой - расширение пространства культурных связей с разными народами и странами, и, как следствие, необходимость знаний нового уровня. Мы определяем его как способность к самостоятельным и обоснованным суждениям по различным областям культуры, умение использовать полученные знания в практической профессиональной деятельности в условиях поликультурного общества. В связи с этим возникает необходимость рассмотреть проблему поликультурного образования применительно к профессиональной подготовке будущих социальных педагогов.

Осмысление путей решения данного вопроса требует определиться в понятии «общепедагогические основы». В словаре русского языка «основа» трактуется как «внутренняя опорная часть, источник, главное, на чем строится что-нибудь или главные исходные положения чего-нибудь» (146, 396). В советском энциклопедическом словаре говорится, что цель всякой науки - «описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов» (175, 876).

В то же время общая педагогика как базовая научная дисциплина «изучает общие законы воспитания человека» (148, 108). Следовательно, общепедагогическими основами поликультурного образования можно считать разработанные педагогической наукой идеи, гипотезы, понятия, термины, категории, законы и закономерности в качестве исходных положений для описания и объяснения процесса поликультурного образования в контексте формирования и развития личности будущего социального педагога.

Сам термин «поликультурное образование» является сравнительно новым для отечественной педагогики. Однако, толкование термина и исследование проблемы мы находим как в зарубежной, так и в отечественной научной литературе.

Зарубежные исследователи, рассматривая сущность поликультурного образования, отмечают влияние культуры на иерархию национальных ценностей (М. Анбер, Ж. Пуассон и др.), предлагают его как путь к преодолению национальных и расовых предубеждений (С. Брок, С. Грент и др.) По мнению американского ученого Д. Бэнкса (138) поликультурное образование в определенной степени является образцом культурного многообразия и открытых возможностей.

В отечественной педагогической литературе термин «поликультурный» часто используется при описании процессов обучения и воспитания в условиях многонациональной России и ее регионов.

Словосочетания «поликультурная цивилизация», «поликультурная личность» мы встречаем в работах Е. А. Быстровой, М. В. Черкезовой (40), которые связывают перспективы образования в России с приобщением учащихся к нравственно-эстетическим ценностям отечественной и мировой культуры.

В работах Г. Н. Волкова (44), П. П. Козловой (97), М. Г. Тайчинова (180) поликультурное образование рассматривается как процесс, в основе которого лежит духовное возрождение личности через восхождение от этнокультурных традиций воспитания родного народа к общечеловеческим ценностям.

В исследовании М. Певзнер, Л. Плиевой, А. Ширина (147) описывается практика поликультурного воспитания посредством погружения в неизвестную культуру через ее язык. Такое воспитание, по мнению авторов, открывает возможность «интеграции выпускников в общеевропейское культурное и образовательное пространство».

Анализ работ отечественных и зарубежных авторов позволяет говорить о том, что при всем разнообразии подходов к проблеме сущности поликультурного образования, оно рассматривается, как вполне определенная система со своей структурной организацией и целепологанием.

Следует заметить, что ни один из авторов не рассматривает поликультурное образование как новый вид, а представляет его как качественно измененный образовательный процесс в соответствии с социокультурной средой.

В педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова мы находим толкование слова поликультуризм (в образовании) как «построение образования на принципе культурного плюрализма, признание равноценности и равноправия всех этнических и социальных групп...» (150, 116).

Таким образом, по существу, поликультурное образование - это не новый вид обучения (Г.Д. Дмитриев), а признание существования многочисленности культур как ценности, понимание равенства многообразия культур и право личности на равные возможности приобщения к многообразию культурных ценностей (К. Грант) (130).

В своем исследовании мы будем придерживаться вышеизложенных положений.

В законе «Об образовании» сказано: образование - это единый целостный процесс воспитания и обучения (74).

По нашему мнению, поликультурное образование как целостный образовательный процесс учитывает потребность общества в воспитании человека - гражданина, способного к положительной самореализации, толерантному отношению к другим народам и культурам, к приращению социальных и нравственных ценностей, одновременно создает условия для культурной идентификации личности, если представляет собой систему.

Эффективность системы поликультурного образования в реализации социального заказа современного общества и образовательной потребности каждой личности зависит от того, насколько органично сочетаются между собой ее элементы: цели, задачи, содержание и методы, то есть от степени организации процесса как целенаправленной системы (В.Н. Максимова) (123).

Для нашего исследования является важным определить особенности поликультурного образования как системы, а также выявить его эффективность и качество в формировании личности будущего педагога в условиях педколледжа и своеобразия социокультурной ситуации региона.

Содержание, роль и место поликультурного образования в общем педагогическом процессе колледжа

В педагогической литературе вопросы построения содержания образования рассматриваются достаточно широко. Такие ученые, как И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин, связывают проблему изменения общего образования с целями, стоящими перед общеобразовательной школой (119,171).

Современные исследователи в области профессионального образования (Л.Г. Сему шина, В. А. Сластенин и др.) (166; 172) отмечают, что основным в определении его содержания является деятельность будущего специалиста, его профессиональные обязанности и функции.

Для нашего исследования является важной мысль, которая объединяет вышеизложенные положения, а именно, что содержание поликультурного образования будущих педагогов должно соответствовать его цели, заключенной в требованиях общества к будущему специалисту.

Для того, чтобы определить, отвечает ли этим требованиям существующая ныне практика подготовки социального педагога в средних профессиональных учебных заведениях Республики Башкортостан, нами был сделан анализ учебных планов и программ.

Действующий на сегодняшний день государственный стандарт среднего профессионального образования по специальности 0314 «Социальная педагогика» характеризует сферу деятельности специалиста как «направленность на социализацию детей дошкольного и школьного возраста в образовательных учреждениях разного типа и вида» (58,3). В этом же документе определены и виды деятельности будущего специалиста: социально-педагогическая, культурно-просветительская, методическая, правозащитная.

Проведенный нами анализ государственного стандарта специальности и практический опыт подготовки социальных педагогов в колледже позволяет сделать следующие выводы:

1) широкий спектр образовательных учреждений, где может осуществлять свою профессиональную деятельность социальный педагог, особенности их функционирования требуют от будущего специалиста соответствующих знаний и умений, поэтому они должны быть представлены в специальных дисциплинах учебного плана;

2) работа социального педагога с различными категориями детей имеет выраженную специфику, следовательно, требует знаний о психолого-педагогических особенностях обучения и воспитания, которые студент получит, изучая дисциплины психолого-педагогического и медико-биологических блоков;

3) участие социального педагога в социализации подрастающей личности предполагает взаимодействие специалиста с большим числом участников этого процесса: семьей, образовательными учреждениями, службой других ведомств, средой неформального общения ребенка, конфессией, средствами массовой коммуникации, социокультурными особенностми региона и так далее (В.А. Мудрик) (133). Это требует знаний из разных областей науки и культуры, то есть, как широкой общекультурной подготовки, так и умений строить свои взаимоотношения с обществом в интересах ребенка.

Данные выводы можно было бы рассматривать в качестве основных для анализа содержания поликультурного образования социальных педагогов. Однако, они не в полной мере отражают характеристику деятельности будущего специалиста, так как не учитывают сложившуюся социокультурную реальность Республики Башкортостан и интеграционные процессы, происходящие в мире.

Своеобразием социокультурной реальности Республики Башкортостан является то, что многие этносы, проживающие на ее территории, сохранили свою культуру. Они не только общаются, но и обучаются на родном языке. Это, в свою очередь, требует от социальных педагогов знаний о традициях, мировоззрении и нравственно-эстетических ценностях этих народов, их этнопсихологических особенностях восприятия и осмысления действительности, умений и навыков поведения и опыта общения в соответствии с этнокультурными традициями. Отсюда вытекает, что:

- в содержании поликультурного образования социальных педагогов эти знания и умения должны также найти свое отражение;

- единое образовательное пространство России и мира, которое обеспечит современному человеку возможность свободно адаптироваться в любой культурной среде, предполагает учет в содержании поликультурного образования органичного перехода от родной культуры к ценностям культуры народов, проживающих по соседству на уровне региона, в России и мире.

Эти выводы, наряду с выделенными ранее предпосылками организации поликультурного образования будущих педагогов, мы выдвигаем в качестве основания в нашем дальнейшем исследовании.

Уровень профессиональной готовности будущего социального педагога задан стандартом специальности и отражен в общих требованиях к образованности выпускника, который должен понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, обладать устойчивым интересом к ней, чувством профессиональной ответственности за результаты своего труда, гражданской зрелостью, педагогической этикой, высоким нравственным сознанием, культурой мышления; осознавать самоценность детского возраста; владеть основами гуманитарных и социально-экономических наук, уметь использовать эти знания в профессиональной деятельности; знать основы государственных, нормативно-правовых и международных документов, регулирующих взаимоотношения в обществе, учитывать их при решении профессиональных задач в рамках своей компетенции; свободно владеть государственным языком Российской Федерации и языком, на котором осуществляется обучение детей; иметь целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в природе и обществе; осознавать здоровье как ценность; быть готовым при реализации профессиональных функций решать поставленные задачи, требующие анализа ситуации и выбора решения. (58,5) Анализ представленной модели будущего специалиста с точки зрения выдвинутых нами оснований требует существенных дополнений.

Н.Ф. Талызина (181), рассматривая вопросы построения модели специалиста, предлагает исходить из типовых задач с учетом видов деятельности, вызванных современными условиями, особенностями общественного устройства и требованиями к профессии. Следовательно, подготовка социального педагога в Республике Башкортостан должна строиться с учетом новых требований к профессии. Это находит свое выражение в построении видоизмененной модели специалиста и определении роли поликультурного образования в системе профессиональной подготовки будущего социального педагога в колледже.

Феноменология поликультурности и ее проявление в Республике Башкортостан

Основной причиной внесения изменений в профессиональную подготовку социальных педагогов, как мы выяснили, является необходимость учитывать сложившийся к настоящему времени в многонациональной Республике Башкортостан феномен поликультурности. Феномен, трактуется в словаре как необычный, исключительный факт или явление. (175) Феномен поликультурности представляет собой явление многогранное и противоречивое по своей сущности, которое складывалось на территории республики в процессе длительного исторического, социального, экономического, политического и культурного развития.

Противоречивость данного явления отражена уже в самом понятии. Краткий энциклопедический словарь трактует понятие "поли" - как множество, многочисленность (175, 1038). В данном случае, поликультурность мы рассматриваем как множество вполне самостоятельных национальных культур, которые в процессе длительного взаимодействия и взаимопроникновения к настоящему времени представляют собой целостную и стройную систему. Противоречивость данной системы состоит в том, что, с одной стороны, национальные культуры являются сами по себе системным образованием, которое постоянно стремится к самосохранению своей самобытности, оригинальности и неповторимости.

С другой стороны, национальные культуры, взаимодействуя между собой, образуют новую целостную, интегрированную систему, которая находится в постоянном развитии, при этом взаимовлияние культур друг на друга обуславливает их качественное изменение.

Взгляд на культуру, изложенный в работах И.Г. Арзяканьяна и

Э.А. Баллера (5; 18), определяющих ее как "преобразование", "творческую деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания", наиболее точно отражает представление о ней в контексте нашего исследования.

Зарождение поликультурности исторически обусловлено, поскольку оно тесно связано с возникновением и развитием человеческого общества. Исследования В.К. Чалояна показывают, что "развитие осуществляется только на основе преемственности". Преемственность предполагает связь, или взаимодействие, как между поколениями, так и между цивилизациями (193).

Любой народ, любая культура не может полноценно развиваться вне взаимодействия с другими народами и культурами.

Анализ исторической, философской и этнографической литературы позволил нам выявить условия возникновения и факторы развития поли культурности на территории Республики Башкортостан. Удобное Евразийское географическое положение республики стало на наш взгляд, основополагающим условием для возникновения поликультурного процесса. Одновременно с этим, истоки поликультурности в этом районе тесным образом связаны с происхождением этносов Южного Урала.

Среди ученых этнографов и историков сегодня нет единого мнения о рождении и становлении этносов и расселении их на современной территории. Так, одни авторы (Н.А. Мажитов, А.Н. Султанов) придерживаются "автохтонной" теории (122). «Автохтон» (от греческого avtochthon - коренной), - виды, возникшие в процессе эволюции в данной местности и живущие в ней в данное время (175; 18).

Ряд других авторов (Р.Г. Кузеев, В.А. Иванов и др.) на основе анализа разнообразных археологических и этнографических источников приходят к выводу, что, например, древнебашкирский народ сложился в результате сложного синтеза некоторых, издревле проживающих на современной территории финно- угорских племен. Возникновение их, в свою очередь, происходило в результате "глобальных миграций" индоевропейских, угорских и финно-пермских этнокультурных общностей (107; 82).

Несмотря на разные точки зрения, те и другие признают, что на обширной территории проживали несколько разных племен, которые этнографы относят к различным этнокультурным общностям, а процесс рождения и становления этносов, происходит как сложный синтез разных этнокультурных общностей.

Задачей нашего исследования является определение признаков поликультурности, комплекс которых характеризует своеобразие и специфику социокультурной среды данного региона. Понятие «признак» в словаре определяется как «примета, знак, по которому можно узнать что-либо, отличительное свойство, качество». (146, 514)

Таким образом, мы можем говорить о том, что отличительные свойства будущей поликультурной среды закладывались еще в древности. Территория обитания кочевых племен охватывала весь современный Башкортостан, часть Челябинской, Курганской, Оренбургской, Свердловской, Пермской, Самарской и Саратовской областей, восточные районы Татарстана и северо-западные районы Казахстана, на которых проживали племена других этнокультурных общностей. Такая обширная территория включала зоны с разным ландшафтом и климатом: от дремучих лесов на севере до широких степных районов на юге. Различные условия проживания разных племен в сочетании с широкими миграционными процессами древности определили их своеобразный этнокультурный облик. Ограниченные возможности в передвижении некоторых народов, усилили родоплеменные отношения и закрепили, тем самым, их этнокультурную самобытность.

Разный образ жизни определяет своеобразие в восприятии окружающей действительности и осознании себя в ней у разных народов, рождает свой «национальный космос, свою культуру». (72, 16)

Финно-угорские и финно-пермяцкие племена, проживающие в местностях покрытых дремучими, труднопроходимыми лесами, вели оседлый, уединенный образ жизни, племена же кочевников, напротив, постоянно обживали новые территории. Это прямым образом сказалось и на этнопсихологических особенностях данных этносов. Современные исследователи культурного наследия этих народов отмечают, что своеобразие национальных культур уходит корнями в прошлое и связано с особенностями географических и природных условий проживания. Одновременно, ученые отмечают, что некоторые обычаи этих народов имеют сходные черты, например, однотипность культовых обрядов, таких, как использование заклинаний и заговоров, праздничных ритуалов и обычаев, которые могли сформироваться только в результате сходных бытовых условий.

Влияние поликультурного образования на формирование профессионально-значимых качеств личности.

Модель поликультурного образования социальных педагогов разрабатывалась в ходе теоретического исследования и констатирующего эксперимента (1995-1998 г.г.); проверка осуществлялась в процессе формирующего (1998-2000 г.г.) и подтверждалась результатами, полученными в ходе обобщающего (2001-2002 г.г.) эксперимента.

На первом этапе исследования изучалась проблема поликультурного образования в теории и практике педагогического процесса. Изучение соответствующей литературы с целью выявления общепедагогических основ поликультурного образования в колледже позволило выявить его сущность, сформулировать понятие и концептуальные позиции, осуществить поиск основных компонентов модели, условий ее эффективного функционирования. В результате была предложена модель поликультурного образования в педколледже (на примере Республики Башкортостан).

Чтобы выявить эффективность предложенной модели с точки зрения ее результативности, необходимо проследить динамику изменений в когнитивном, мотивационно-личностном и практическом компонентах личности будущего социального педагога. Исходя из показателей готовности выпускников педколледжа к работе в поликультурном обществе, можно выделить критерии оценки.

Критерий, по определению педагогического словаря представляет собой «признак или меру суждения какого-либо явления» (150, 67). В силу того, что личность как предмет педагогики сложна и многообразна в своих проявлениях, мы остановимся на тех критериях, которые наиболее ярко отражают сформированность поликультурной образованности будущего социального педагога.

Такими критериями выступают:

1) продуктивность мышления, то есть умение оценивать информацию с учетом ее значимости для выполнения профессиональной деятельности в многоэтничной среде;

2) устойчивость мотива выбора профессионально-педагогической сферы деятельности, так как это в свою очередь является показателем сложившихся убеждений личности о привлекательности профессии для нее;

3) изменение требований, предъявляемых к результатам подготовки по профессии социальный педагог, с учетом растущих потребностей личности в поликультурной образованности;

4) умение адекватно оценивать свою готовность как специалиста к работе в специфических региональных условиях.

В основе таких умений лежит самоанализ, который позволяет будущему педагогу совершенствовать себя как профессионала.

Таким образом, используя эти критерии оценки в комплексе, мы можем сказать о наличии или отсутствии положительного результата поликультурного образования в педколледже.

Продуктивность мышления рассматривается нами как умение самостоятельно мыслить и восстанавливать недостающие звенья в системе поликультурных знаний. Самостоятельность мышления характеризуется умением выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей (182). От этого зависит система усвоения знаний. Следовательно, критерии продуктивности мышления подразделяется на уровни, которые, в свою очередь, показывают степень усвоения знаний и самостоятельность в анализе событий и явлений. Мы предлагаем следующие уровни:

1) общих представлений (простое воспроизведение на основе одного известного алгоритма);

2) репродуктивный (воспроизведение простейших причинно-следственных связей по аналогии или с использованием оптимального варианта из множества алгоритмов);

3) понимания (самостоятельный анализ знакомых фактов, свободное рассуждение о событиях и явлениях, осознанность выводов);

4) творческий (собственное представление о взаимосвязи фактов и явлений, самостоятельность выводов).

В соответствии с этим приводим характеристику уровней критерия продуктивности мышления:

- первый уровень должен дать представление о взаимосвязи социальных и культурных явлений; умение устанавливать причинно-следственные связи проявляется с помощью преподавателя.

- второй уровень должен показать сущность проникновения исторических, экономических, социальных и культурных процессов и их влияние на духовное обогащение личности. Кроме того, он должен обнаружить умение самостоятельно устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Усвоение на этом уровне предполагает односложные, неполные ответы.

- третий уровень предполагает способность воспроизводить в устном и знаковом выражении на основе понимания взаимосвязи в развитии культуры общества и личности, обнаруживает полное понимание причинно-следственных связей между явлениями.

- четвертый уровень предполагает свободное владение знаниями из разных областей, умение рассуждать по заданной теме, самостоятельность высказываний.

Таким образом, уровни усвоения поликультурных знаний могут быть проверены с помощью тестов поликультурного содержания. Так как поликультурный компонент знаний в содержании образования не выделяется целенаправленно, для тестовых заданий мы выбрали дисциплины общекультурного блока, в связи с тем, что его содержание, структурированное на поликультурной основе, позволяет наиболее точно выявлять продуктивность мышления, то есть усвоение поликультурных знаний.

Тестовые задания констатирующего эксперимента для студентов экспериментальных и контрольных групп мы сформулировали с учетом содержания следующих дисциплин: «Отечественная история», «Основы философии», «Мировая художественная культура», «Литература».

Примеры тестовых вопросов и опорные дидактические единицы предполагаемых ответов:

1. Обоснуйте условия формирования мировоззрения военного поколения народов СССР, философские реалии которого отражены в произведениях В. Астафьева, Ю. Бондарева, В. Быкова. (- причины Великой Отечественной войны; - влияние основных этапов и событий на формирование личности военного поколения).

2. Покажите связь следующих событий и явлений: реабилитация религиозных духовно-нравственных ценностей - итоги Великой

Отечественной войны - формирование менталитета победителя, описанные в произведениях М. Карима, К. Симонова. (- религиозные духовные ценности - основа стойкости и мужества в разгроме фашизма; - разгром фашизма и милитаристского блока - утверждение чувства собственного достоинства победителя).

> 3. Обоснуйте связь между формированием общественных ценностей первого советского послевоенного поколения и движением «шестидесятников». (- «Хрущевская оттепель» - политическое и культурологическое содержание термина «оттепель» (И. Эренбург); -воинствующий атеизм; - литература и искусство в формировании мировоззрения советского общества (журнал «Новый мир», театр «Современник»).

Похожие диссертации на Общепедагогические основы поликультурного образования студентов педколледжа (На примере Республики Башкортостан)