Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Образовательная система миссионерских православных организаций Среднего Поволжья второй половины XIX-начала XX веков : на материалах Казанской и Симбирской губерний Ярославская Елена Владимировна

Образовательная система миссионерских православных организаций Среднего Поволжья второй половины XIX-начала XX веков : на материалах Казанской и Симбирской губерний
<
Образовательная система миссионерских православных организаций Среднего Поволжья второй половины XIX-начала XX веков : на материалах Казанской и Симбирской губерний Образовательная система миссионерских православных организаций Среднего Поволжья второй половины XIX-начала XX веков : на материалах Казанской и Симбирской губерний Образовательная система миссионерских православных организаций Среднего Поволжья второй половины XIX-начала XX веков : на материалах Казанской и Симбирской губерний Образовательная система миссионерских православных организаций Среднего Поволжья второй половины XIX-начала XX веков : на материалах Казанской и Симбирской губерний Образовательная система миссионерских православных организаций Среднего Поволжья второй половины XIX-начала XX веков : на материалах Казанской и Симбирской губерний
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ярославская Елена Владимировна. Образовательная система миссионерских православных организаций Среднего Поволжья второй половины XIX-начала XX веков : на материалах Казанской и Симбирской губерний : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Ярославская Елена Владимировна; [Место защиты: Сам. гос. пед. ун-т].- Ульяновск, 2007.- 203 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-13/3228

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Организационно-теоретические основы образовательной деятельности средневолжских православных миссионерских организаций второй половины XIX-начала XX веков 16

1.1. Религиозно-образовательная политика Российского правительства и святейшего синода с 1860-х годов XIX века по 1917год 16

1.2. Теоретические основы организации миссионерского православного образования 40

1.3. Миссионерское образование в крае: этнический аспект 65

1.4. Становление и развитие образовательной системы миссионерских православных организаций второй половины XIX века - начала XX века: достижения и проблемы 80

Глава 2. Содержание образовательной деятельности миссионерских школ 102

2.1. Начальное миссионерское образование: основные формы и методы обучения и воспитания 102

2.2. Организация учебного процесса в миссионерских школах 119

2.3. Подготовка учительских кадров 131

Заключение 153

Библиография 167

Приложения 198

Введение к работе

Актуальность исследования. Изменения, происходящие в стране на рубеже XX и XXI веков, привели к смене ориентиров в понимании актуальных и научно значимых тем в российской педагогической науке, связанных с осознанием национальной идеи, включающей в себя идею государства и идею образования. Следствием принятия Конституции Российской Федерации 1993 г. и Федерального закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1997 г. стал возросший интерес к разработкам теоретических и практических проблем образовательно-миссионерского характера. Исторический опыт организации образовательной деятельности миссионерского движения имеет важное значение в настоящее время.

Конец XX - начало XXI столегий отличились обострением религиозных и национальных противоречий в России. Отчасти это объясняется раскрепощением религиозного сознания россиян, активизацией прозелитической деятельности неправославных миссионерских объединений, появлением новых религиозных общин, активной и массовой миграцией людей, влекущей за собой этноконфессиональную напряженность. В настоящее время миссионерская работа не утратила своего значения. В процессе укрепления в Ульяновской области и Республике Татарстан двух крупных традиционных конфессий — ислама и православия, а также старообрядцев, зарегистрированных общин иудеев, католиков, лютеран -заметное развитие получили новые протестантские и нетрадиционные организации. Сформировалась своеобразная сила, стремящаяся к привлечению на свою сторону новых последователей: Свидетелей Иеговы, Евангельских христиан баптистов, Христиан веры евангельской. Наряду с ними религиозную палитру пополнили бахайи, Виссарионовны, кришнаиты, буддисты, ахмадийа, сахаджа-йога и т.д.

В этой связи среди большей части населения Средневолжских регионов возрастает недовольство чрезмерной активностью миссионерской деятельности нетрадиционных для России отечественных и зарубежных религиозных сект: мунистов, Аум-Синрикё и т.п. Их деятельность воспринимается как своеобразная идеологическая интервенция, экспансия, направленные на разрушение традиционных национальных культур народов России.

Крайне актуальным остается вопрос об активизации образовательно-миссионерской деятельности традиционных мировых религий в целях вытеснения из духовного пространства страны нетрадиционных, духовно и культурно разрушительных сект. В связи с этим использование накопленного в прошлом опыта местной миссионерской работы поможет достигнуть религиозного равновесия, благодаря которому станут возможными дальнейшее мирное сосуществование народов и ослабление радикальных религиозных экстремистских течений в Российской Федерации.

На территории субъектов Российской Федерации, на материалах которых проводится данное исследование - Ульяновской области и современного Татарстана, - на протяжении многих столетий тесно взаимодействуют две мировые религии: христианство и ислам. История их взаимоотношений содержит множество драматических страниц. Следует предпринять все возможное, чтобы взаимные исторические претензии не породили новые конфликты, поэтому современная образовагельно-миссионерская деятельность, без которой в настоящих условиях не обойтись, должна строиться на продуманной, научной основе, с использованием накопленного в прежние времена историко-педагогического опыта.

В свете вышеизложенного историко-педагогический опыт, накопленный во второй половине XIX- начале XX вв. на территории Среднсволжского края, должен внимательно изучаться, и наиболее значимые и актуальные для современности его составляющие могут и должны учитываться и использоваться.

Вопросы, связанные с изучением образовательной деятельности Русской Православной церкви (РПЦ) и образовательной деятельности христианского миссионерства в отечественной истории образования, всегда привлекали внимание исследователей. Труды, посвященные изучению данной проблемы, можно разделить на три группы: дореволюционного периода (вторая половина XIX в. - 1917 г.), советского (1917 г. - начало 1990-х гг.) и постсоветского (с 1990-х гг. - начало XXI в.).

Проблемами миссионерской школы, которая рассматривалась как образовательная организация, где весь учебно-воспитательный процесс построен на критике неправославных культов, характерных для данной местности, в дореволюционный период занимались педагоги-миссионеры П.В. Знаменский, Н.И. Ильминский, Е.А. Малое» М.А. Машанов, а также П.Е. Афанасьев, С.А. Багин, И.А. Износков, Я.Д. Коблов, М.А. Миропиев, Г.С. Саблуков, Б.М. Юзефович. Отдельные вопросы миссионерской образовательной деятельности, которая рассматривалась как учебно-воспитательное воздействие на лиц, не достаточно уверовавших в идеалы православия с целью недопущения перехода их в другую веру, затрагивались в трудах Г.З. Елисеева, А.Ф. Можаровского, М.Н. Пиисгина, А.А. Папкова и др.

Н.И. Золотницкий, П.В. Каптерев, К.Д. Ушинский, Г.А. Фальборк, не отрицая в целом церковно-прнходского характера дореволюционных миссионерских школ, поддерживая идеи Н.И. Ильминского о том, что необходимо использовать языки народов края в религиозно-просветительской деятельности, выявлять связь православно-воспитательной работы с идеями государственного патриотизма, подвергали их деятельность объективному анализу и предлагали пути совершенствования их работы.

Анализ научной литературы второй половины XIX - начала XX вв. свидетельствует, что авторы проведенных исследований владели фактическим материалом по истории миссионерской работы Русской Православной церкви среди народов Симбирской и Казанской губерний, что и определяет ценность их сочинений. Однако они подходили к рассмотрению миссионерской образовательной деятельности региона исключительно с идеалистических позиций. В литературе дореволюционного периода роль образовательно-миссионере кой деятельности Русской Православной церкви среди населения России рассматривалась не всегда объективно, зачастую даже тенденциозно, особенно все то, что касалось взаимоотношений православия и других конфессий.

В советский период изучение образовательной деятельности православного миссионерства стало предметом ортодоксальной критики. События и факты, отражающие деятельность миссионерских образовательных организаций, рассматривались исключительно с точки зрения господствовавшего материалистического мировоззрения, при освещении проблемы доминировал атеистический подход. В русле этого подхода написаны работы Н.И.Воробьева, В.М.Горохова, А.Н.Григорьева, А.Ф.Эфирова и др. Различные аспекты, посвященные проблемам образовательной политики в губерниях Среднего Поволжья в рассматриваемый период, освещены в работах историков и педагогов Я.Г. Абдуллина, М.Х. Гашгуллина, СМ. Михайловой, Я-И. Ханбикова, Х.Х. Хакимова, Н.М. Прусс, Т.Г. Чекменевой.

В большинстве случаев разработка проблем, связанных с нашей темой, признавалась «неактуальной» и оказывалась на периферии интересов отечественной педагогической науки. Зарубежные исследователи, среди которых можно назвать имена Ф. Брайан-Беннигсен, II. Джирейси, А. Калпелера, П. Уэрта, интересовавшихся этой проблематикой, также были лишены доступа к необходимым источникам и не могли в своих трудах полностью показать объективную картину, поэтому они рассматривали лишь отдельные аспекты деятельности миссионерских школ.

В настоящее время в изучении некоторых аспектов образовательно-миссионерской деятельности в целом и «Братства Трех Святителей», как и «Братства Святителя Гурия», наметились определенные подходы, хотя следует отметить, что вопросы, связанные с системой образовательной деятельности миссионерских организаций Среднего Поволжья, не были предметом специального исследования. Отсутствуют и обобщающие работы, в которых был бы исследован соответствующий опыт организации миссионерского образования в крае. Потребность восполнить указанный пробел в научном знании определяет актуальность исследования.

Анализ педагогической практики показывает, что в процессе поиска путей решения проблемы формирования духовной культуры личности исторический опыт миссионерского образования используется не в полной мере. Таким образом, обнаруживается противоречие между имеющимся большим педагогическим наследием в системе образовательной деятельности миссионерских организаций Среднего Поволжья и недостаточным осмыслением гуманистических аспектов данного наследия.

С учетом этих обстоятельств был сделан выбор темы исследования «Образовательная система миссионерских православных организаций Среднего Поволжья второй половины XIX - начала XX веков (на материалах Казанской и Симбирской губерний)».

Проблема исследования сформулирована следующим образом: каковы особенности становления и развития образовательной системы миссионерских православных организаций - «Братства Святителя Гурия» в Казанской губернии и «Братства Трех Святителей» в Симбирской губернии с 1860-х годов XIX века по 1917 г.

Объект исследования - образовательная система православных миссионерских общественных организаций Русской Православной церкви -

Казанского «Братства Святителя Гурия» и Симбирского «Братства Трех Святителей».

Предмет исследования - образовательная деятельность православных миссионерских организаций.

Цель исследования - раскрыть содержание и формы образовательной деятельности православных миссионерских общественных организаций -«Братства Святителя Гурия» в Казанской губернии и «Братства Трех Святителей» в Симбирской губернии с 1860-х годов XIX века по 1917 год.

Задачи исследования:

Обосновать содержание понятия «образовательная система миссионерских православных организаций».

Раскрыть особенности религиозно-образовательной политики Российского правительства. Русской православной церкви, влияющие на образовательную деятельность Средневолжских миссионерских организаций.

3. Выявить этнические факторы, характерные для рассматриваемого региона - Среднее Поволжье - и влияющие на систему миссионерского образования.

4. Выявить структурные компоненты образовательной системы миссионерских православных организаций.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1867 года, когда было создано «Братство Святителя Гурия» в Казанской губернии, до 1917 года, когда произошли кардинальные изменения во взаимоотношениях органов власти и религиозных институтов и были ликвидированы либо преобразованы бывшие миссионерские школы в образовательные учреждения, функционирующие совершенно на иных организационных принципах.

Основные положении, выносимые на защиту:

1. В конце 1860-начале 1870-х гг. XIX века совместными усилиями Правительства, Русской Православной церкви и общественных организаций была создана образовательная система миссионерских православных организаций, в основу которой была положена образовательно-миссионерская концепция, включающая идеи Н.И.Ильминского и его последователей. Структурными компонентами данной системы в Симбирской и Казанской губерниях являлись руководящие православно-образовательные центры - «Братство Трех Святителей» и «Братство Святителя Гурия», низовая сеть миссионерских школ (двухлетних -одноклассных и четырехлетних - двухклассных); образовательные учебные заведения по подготовке кадров миссионерских педагогов; школы при миссионерских приютах и монастырях. Образовательная система миссионерских православных организаций предлагала использовать в школах новые методы обучения языкам коренных народов края, эффективную методику организации переводческой работы, а также усовершенствованную методику православно-воспитательной работы.

2. На функционирование образовательной системы миссионерских православных организаций непосредственное воздействие оказывала православно-образовательная политика Святейшего Синода, Министерства Народного Просвещения. Наиболее эффективно образовательная система миссионерских организаций работала во время царствования императора Александра III, когда получала серьезную финансовую помощь от государства и Русской Православной церкви, когда происходило увеличение сети миссионерских школ и количества выпускаемых педагогов, а также когда миссионерские школы были выведены из - под опеки Министерства Народного Просвещения и вся методическая и воспитательная работа стала проводиться под патронажем училищных советов Русской Православной церкви. Периоды наиболее неэффективной работы приходились на время царствования императора Александра II и позднего периода правления Николая II, когда были урезаны государственные дотации на содержание школ, сокращалось количество учебных мест по подготовке педагогов-миссионеров.

На деятельность образовательной системы миссионерских православных организаций значительное влияние оказывали этнические факторы, обусловленные, во-первых, многонациональным составом региона, а во-вторых, исторически сложившейся этнической поддержкой антиправославных верований в районах компактного проживания основных этносов края. Так, в районах совместного проживания татар и чувашей сильны были исламские настроения, в русскоязычных уездах были сильны позиции раскольников, а черемисы (марийцы) и удмурты (вотяки) стремились к язычеству и сектантству. Поэтому миссионерские школы были не только инородческими, но и русскими и сосредотачивались в тех районах, где была высокая вероятность перехода населения в другую веру.

Правительственные органы, Русская Православная церковь оказывали организационную, теоретическую и финансовую помощь миссионерским православным организациям в их образовательной деятельности. Однако не всегда эта помощь была действенной и эффективной. Чаще всего она носила характер кратковременных кампаний, в результате чего православные братства могли обеспечить миссионерским школам лишь «полунищенское» существование по сравнению с образовательными учреждениями других типов, что сказывалось на работе миссионерских педагогических кадров.

5. Теоретическими основами образовательной системы миссионерских православных организаций явились идеи Н.И.Ильминского об обучении на языках коренных народов региона; о преобладании религиозно-нравственного обучения над светским; о предъявлении особых требований к учителям-мисс номерам; пропаганде достижений русской культуры; православно-национальном воспитании представителей коренных народов края. Внедрение данных идей не означало их буквального использования.

Педагоги, организующие занятия в миссионерских школах, учитывали лишь системные требования, изложенные в концепции Н.И.Ильминского, и применяли свои новаторские подходы, проявляя творчество и инициативу.

Научная новизна исследования.

Данное исследование - одна из первых обобщающих работ, посвященная изучению образовательной системы миссионерских православных организаций в Казанской и Симбирской губерниях в 1867 -1917 гг.

На основе анализа историко-педагогической литературы, архивных материалов, опубликовапных и неопубликованных источников по проблеме деятельности миссионерских организаций обосновано содержание понятия «образовательная система миссионерских православных организаций» (совокупность руководящих органов и образовательных учреждений, создаваемых Русской Православной церковью, с целью поддержания морально-религиозных устоев населения территории с определенным вероисповеданием); раскрыты особенности религиозно-образовательной политики Российского правительства и Святейшего Синода (вторая половина I860- тт. - конец 1870-х гг.- сокращение количества церковно-приходских школ; переход управления миссионерской деятельностью от Русской Православной церкви к общественным организациям, сотрудничающим с ней; сокращение часов религизно-познавательных и религиозно-воспитательных дисциплин; подчинение миссионерских школ Министерству Народного Просвещения, которое их не поддерживало и препятствовало их деятельности. Начало 1880- начало 1890-х гг. - государственная поддержка миссионерства; участие государства в подготовке миссионерских кадров; образовательная система миссионерских православных организаций была выведена из под «опеки» Министерства Народного Просвещения и передана Русской Православной церкви. Середина 1890-х гг. - 1917г. - миссионерская работа после принятия демократических решений практически лишилась государственной поддержки и финансирования; перевод основной массы миссионерских школ в разряд церковно-приходскнх; снижение роли Святейшего Синода в обществе); - выявлены этнические факторы, влияющие на образовательную деятельность православных миссионерских организаций (этническая близость чувашей-христиан и татар-мусульман - близкий язык, обычаи, этническое перемежевание, что способствовало переходу чувашей в ислам; наличие укоренившихся древних языческих верований у мордвы; восприимчивость русских к раскольнической (старообрядческой) пропаганде; склонность черемисов (марийцев) к враждебным по отношению к православию «доморощенным» сектам (Кугу Сорта, Адам Илень); склонность вотяков (удмуртов) и черемисов к сектам хлыстов и штундистов); - определены структурные компоненты образовательной системы миссионерских православных организаций (руководящие миссиоиерско-иравославные образовательные центры - «Братства Трех Святителей» и «Братства Святителя Гурия»; низовая сеть миссионерских школ (двухлетних одноклассных и четырехлетних — двухклассных); совокупность педагогических учебных заведений по подготовке учительских кадров миссионерской направленности).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выявленный историко-педагогический опыт организаторской и управленческой деятельности миссионерской школы в Среднем Поволжье составит основу для новых теоретических представлений о возможностях использования особенностей содержания образовательной системы миссионерских православных организаций в учебно-воспитательном процессе обновляющейся российской школы. Его результаты будут способствовать актуализации гуманистического потенциала педагогического наследия, более углубленной разработке проблем гуманизации образования в современных условиях. Результаты исследования составят основу для научных представлений о формировании духовно-нравственной культуры личности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты направлены на совершенствование обшегуманитарной подготовки студентов. Материалы и результаты диссертационного исследования могут быть использованы в создании обобщающих работ и учебной литературы по истории педагогики и педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX вв., истории Татарстана, Ульяновской области, а также при разработке гуманитарных и историко-педагогических специальных курсов и семинаров, посвященных истории педагогики и образования.

Методологической основой исследования являются принципы диалектического познания общества. Наряду с общенаучными методами познания (анализ и синтез) использовались и специальные историко- педагогические методы: проблемно-хронологический, применяемый при изложении материала; сравнительно-сопоставительный анализ, позволяющий изучить состояние образовательной деятельности православных организаций, на згой основе выявить особенности и закономерности, присущие образовательной деятельности миссионерских организаций в течение всего рассматриваемого периода. При рассмотрении предмета диссертационного исследования большое значение придавалось: 1) принципу историзма, основанному на диалектическом взаимодействии объективных и субъективных факторов в конкретных исторических условиях, и Т) принципу междисциплинарного исследования, позволяющему использовать для анализа проблемы, методы, принятые в различных смежных науках: истории, социологии, психологии, педагогике и др.

Методы исследования: историко-логический, историко- ретроспективный. реконструктивный, метод исторической аналогии. В работе анализировались архивные и литературные источники и синтезировались педагогические исследования конца XIX - начала XX вв. Причем для анализа этих источников использовались такие специфические качественные методы обработки информации, как иллюстративный метод; метод аналитического сравнения; метод анализа доменов.

Этапы исследования Ї этап (2004 - 2005 гг.). На основе изучения научной литературы обобщен опыт развития образовательной системы миссионерских православных организаций, выявлена ее роль в духовно-нравственном развитии личности. Проведенный анализ философской, краеведческой, исторической, социологической, педагогической литературы позволил обосновать тему диссертационного исследования, выделить его объект и предмет, определить задачи и методы исследования, разработать его программу.

II этап (2005 - 2006 гг.). В результате изучения, сопоставления архивных и опубликованных документов, освещающих официальные требования государственных органов России к образовательной деятельности -миссионерских организаций России рубежа XIX - XX веков, проверялись и уточнялись задачи исследования. Результатом этого этапа явилось установление противоречий между требованиями, предъявляемыми к реализации содержания образовательной деятельности миссионерских организаций, и содержанием данной деятельности в миссионерских школах.

III этап (2006 - 2007 гг.) Теоретическое осмысление анализа проведенной исследовательской работы, апробация результатов исследования на научно-практической конференции, публикации результатов исследований в виде научных статей, оформление диссертации.

Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологии исследования, ее соответствием поставленной проблеме, применением комплекса методов, адекватных предмету анализа.

Основные положения и выводы диссертационного исследования изложены в научных статьях автора. Основные результаты исследования были опубликованы автором в сборниках научных статей и трудов «Актуальные проблемы профессионального образования» (Ульяновск, 2005), в материалах межвузовского сборника научных статей «Ценности образования - образование как ценность» (Москва-Чебоксары, 2007 г.), а также в методическом пособии «Педагогические очерки по истории образования в Симбирской губернии (Ульяновском округе)» (Ульяновск, 2007). Автор имеет 9 опубликованных работ, в том числе 2 в журнале, включенном в список ВАК.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, включающего 311 наименований, из них 3 на иностранном языке и содержит 10 таблиц, 4 рисунка. Общий объем диссертации составляет 203 страницы, из них 197 страниц основного текста и 6 страниц приложений.

Религиозно-образовательная политика Российского правительства и святейшего синода с 1860-х годов XIX века по 1917год

Теоретические основы миссионерского православного образования стали формироваться тогда, когда Русская Православная Церковь, являясь частью государственных структур России, возложила на себя миссионерские функции по вовлечению в православие нерусских народов на территориях, которые в XVI - XIX веках вошли в состав Российского государства.

Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви на территории Среднего Поволжья, в состав которого во второй половине XIX -начале XX вв. входили Симбирская и Казанская губернии, проявлялась по-разному, так как в различные периоды истории Средиеволжского края перед ней стояли различные задачи. Если в XVI веке перед Русской Православной церковью стояла задача крещения населения покоренного Казанского ханства, в первую очередь, народов, исповедовавших язычество - чувашей, мордвы, марийцев (черемисов), вотяков (удмуртов), то в XVIII веке необходимо было добиться добровольного крещения татарского и башкирского населения, ранее исповедовавшего ислам.

В целом данная цель, поставленная перед местными иерархами РПЦ, была достигнута. Большинство представителей чувашского, мордовского, удмуртского и марийского населения приняли православие. Позиции исламского духовенства были сильно потеснены, так как, во-первых, продолжали исповедовать ислам только представители татарского и башкирского населения. Во-вторых, усилиями православного духовенства была создана новая духовная этническая общность - крещеные татары, через которых государственные структуры оказывали влияние на ту часть татарского населения края, которая продолжала исповедовать ислам. При этом необходимо огметить, что Русская Православная церковь в своей миссионерской деятельности во многом опиралась на административно-принудительные методы воздействия к непокорным (массовые аресты, лишение земельных угодий, выселение и т.п.). Распространение христианства в государственном масштабе среди поволжских народов началось после завоевания Казанского ханства, когда сам процесс крещения рассматривался в качестве своеобразной присяги новому политическом} и социальному порядку. Все без исключения российские цари в XVI-XVIII веках оказывали всестороннюю помощь православному духовенству в деле упрочения христианства в Казанском крае [148; 133].

В XVII - XVIII веках миссионерская политика РПЦ в Среднем Поволжье несколько видоизменились. Во-первых, продолжилось вовлечение в православие тех немногочисленных представителей коренного нетатарского населения, которые еще не приняли православия, при этом шла активная борьба с язычеством как религией, пустившей глубокие корни в сознание многих коренных народов края до завоевания Казанского ханства. Во-вторых, православные епархии вместо конфронтации с исламом стали искать точки соприкосновения с мусульманским духовенством, в результате чего была достигнута договоренность о том, что объектом миссионерской православной деятельности не могут быть мусульмане, предки которых давно исповедовали ислам. Православное духовенство лишь сдерживало распространение ислама, усиленно препятствовало вовлечению в мусульманскую веру русских и представителей нетатарского населения края, активно боролось с отпадением в ислам крещеных татар.

Коренным недостатком «инородческих» учебных заведений, открытых в первой половине XVIII в., было преподавание всех предметов исключительно на русском языке. Набор детей в эти школы был принудительным, наблюдались высокая заболеваемость и смертность, применялись телесные наказания. Материальная база учебных заведений была катастрофически слабой, многие учителя, сами зачастую малограмотные, не могли дать детям даже элементарного образования. Неудивительно, что крещеное население неохотно отдавало детей в эти школы [10; 84; 135; 148; 181; 262; 288].

Изменению миссионерской политики способствовали указания императрицы Екатерины II о веротерпимости. Она предоставила народам право выбора вероисповедания. После этого последовали и конкретные действия по ограничению миссионерской деятельности. В Поволжье была закрыта Новокрещенская контора, устранено вмешательство епархий в строительство мечетей, разрешено массовое строительство мусульманам мсктебе и медресе. Эта политика продолжилась и при ее преемниках Павле I, Николае I. Однако не стоит забывать о том, что послабления были сделаны только в отношении ислама. В отношении язычников, старообрядцев, вновь появляющихся сектантских учений преследование по религиозному признаку продолжилось, а при Николае I даже усилилось.

В-третьих, борьба с язычеством миссионерскими методами приобрела невиданную остроту, так как главное внимание в миссионерской деятельности было обращено именно на борьбу с язычеством.

В-четвертых, к ранее имеющимся проблемам добавилась борьба с распространением в крае старообрядчества, которое в некоторые периоды XVII- начала XVIII веков получило широкое распространение в крае. В связи с тем, что раскольничество считалось антигосударственным течением, этой борьбе нередко уделялось главное внимание. Подобная линия оставалась неизменной практически до начала 1860- гг. XIX века.

Теоретические основы организации миссионерского православного образования

Н.И. Ильминский, внимательно изучив положение дел в образовательно-миссионерской сфере, признал используемые методы преподавания устаревшими» так как, по его мнению, они заключались лишь во внешней, обрядовой стороне (102, 67]. На рубеже 1860-х - 1870-х гт. он создал свою образовательную концепцию, которая вместе с новыми методами преподавания, предложенными его последователями, и составили теоретические основы организации системы миссионерского образования. Условно их можно разделить на педагогические, правовые и философские. К педагогическим основам миссионерского образования, которыми руководствовались церковно-миссионерские школы, можно отнести следующее: 1. Преобладание религиозно-нравственного обучения. 2. Обучение учащихся на их родных языках. 3. Разработка новой методики преподавания русского языка в русских и «инородческих» миссионерских школах. 4. Формулирование особых требований к учителям для миссионерских «братских» и нерусских школ. 5. Упор на использование образовательной и религиозно-нравственной литературы на родных языках народов Среднего Поволжья. 6. Доминирование религиозно-нравственного воспитания в православном духе над учебно-познавательными целями в миссионерских школах. 7. Использование миссионерских школ для религиозно-нравственной закалки в православном духе русского населения. 8. Широкая пропаганда достижений русской культуры среди народов Поволжья. Н.И.Ильминский был убежден в том, что истинное православие, которое должно сблизить «инородцев» с русским населением, сформировать их гражданственность, может «быстро укрепиться» только на родном языке «новокрещеных». Большие надежды в распространении и утверждении христианства среди нерусского населения Российской империи Н.И.Ильминский возлагал на учителей миссионерских школ и священнослужителей из числа «инородцев». Он уделял главное внимание использованию в миссионерской религиозно-воспитательной работе именно родного языка коренных народов Поволжья. Он считал одним из приоритетных направлений подготовку священ ни ков-миссионеров именно из представителей коренных народов. Н.И.Ильминский считал, что проповедь, воздействие на представителей коренных народов именно на их родном языке позволяют миссионеру сильно и глубоко проникать в душу в ходе «проведения церковного богослужения и церковной проповеди» [99, ІЗ]. В предлагаемой миссионерской методике Н.И.Ильминского важное место отводилось проведению церковного богослужения на «инородческом» языке. Это, по его мнению, должно было способствовать укреплению в «сердце инородца» «христианской религиозности», постепенно приучать их к «христианской церковности». Во всех миссионерских школах и семинариях Н.И.Ильминский призывай к созданию «домашней церкви». По мнению М.А.Машанова, главную цель Н.И.Ильминский видел в том, чтобы путем религиозного образования поднять уровень развития крещеных «инородцев» выше уровня мусульман - «инородцев» и тем самым «по закону влияния более просвещенных и культурных наций на менее просвещенные и культурные со временем произвести то влияние на мухамедан, какое желательно в интересах православной веры» [141, 63]. Сам Н.И.Ильминский писал: «Инородческие школы ... должны твердо держаться религиозного и православно-церковного - миссионерского направления» [101, 154]. Под миссионерством он подразумевал не прямое обращение в православие и крещение «инородцев», а «постепенное и искреннее сообщение и внушение им христианской нравственности и христианского мировоззрения» [101, 154-155].

Н.И.Ильминский считал, что сердцевиной, главной составляющей православного образования должно стать миссионерство, которое является в свою очередь главным средством его осуществления. По мнению разработчика концепции, система миссионерского образования может тогда успешно работать, когда она, в отличие от российских реалий, должна работать вместе с государственной, земской, обычной церковно-приходской школой по единому плану «организации учебно-воспитательного процесса», то есть быть единым «организмом». Н.И.Ильминский также категорически выступал против различных «педагогических скачков» в этом направлении, справедливо полагая, что вся образовательная политика должна носить преемственный характер, где постоянный переход от одной крайности к другой всегда будет иметь неблагоприятные последствия. Необходимость в слиянии всего самого ценного, что имелось в педагогической науке, с христианской антропологией, стремление освободиться от так называемого «педагогического натурализма» не только в понимании путей и средств воспитания, но и в формировании его целей: готовность к земной и вечной жизни, принятие на веру того освещения природы человека и перспектив его развития, которые даёт именно христианская антропология. Налицо было признание того факта, что духовная жизнь в человеке есть не что иное, как нескончаемый поиск Бесконечности, а духовное начало в человеке есть корень и его индивидуальности, источник его неповторимости и всей живой целостности состава человека. Утверждалась необходимость осознания того, что свобода в человеке глубже, чем простая саморегуляция жизни изнутри, она раскрывается лишь при приобщении к Истине, лишь при жизни в Боге (без этого, по мнению идеологов христианской православной педагогики, свобода в человеке порождает хаос). Н.И.ИльминскиЙ огромное значение придавал деятельности системы учительских миссионерских школ. В этом Н.И.Ильминского активно поддерживал Обер-Прокурор Святейшего Синода К.П.Победоносцев. Он внимательно изучил сильные и слабые стороны зарубежного религиозно-нравственного воспитания и пришел к выводу, что главное условие успеха в этой деятельности - наличие высокополготовлеиного учителя-христианина, который имеет возвышенную цель в жизни, всячески оберегает свою честь от какого-либо пятна, терпелив в беде и скромен [259. 76].

Начальное миссионерское образование: основные формы и методы обучения и воспитания

После того, как правительство в качестве главной концепции миссионерского образования приняло предложения Н.И.Ильминского, и им были разработаны педагогические основы его концепции, начались разрабатываться методы практической реализации концепции. Следует также указать на то, что в 1870 г. она была официально утверждена правительством для нерусских народов Поволжья, Средней Азии и Сибири. К тому же система распространялась не только на учебные заведения «Братства Святителя Гурия», но и на церковноприходские школы - с 1884 г., когда были утверждены «Правила о церковноприходских школах». В примечании к параграфу 22 «Правил» говорилось: «В тех епархиях, где существует епархиальное церковное Братство, заведующее церковноприходскими школами, совету такого Братства могут быть передаваемы права епархиального училищного совета» [302,27]. Внедрение системы Н.И.Ильминского не означало се буквального использования. Практические педагоги, организующие занятия в миссионерских школах, должны были лишь учитывать главные системные требования, изложенные в концепции Н.И.Ильминского, а использование тех или иных педагогических приемов по их практической реализации было отдано в руки самих учителей, что позволяло им применять свои новаторские подходы, проявлять творчество и инициативу. Таким образом, педагогический персонал церковноприходских школ Казанской губернии также явился проводником миссионерских идей Н.И.Ильминского в нерусских населенных пунктах губернии. То же самое можно было наблюдать и в соседней Симбирской губернии. В узком понимании «система Ильминского» - учебная система для начальной «инородческой» школы, основанная на использовании живого разговорного народного языка нерусских народов. На первом этапе обучения родной язык «инородцев» Николай Иванович считал основой школьного начального образования. Вместе с тем, в контексте своей системы он отводил ему лишь вспомогательную роль, действуя по принципу: родной язык «инородцев» - русский язык - православие. Под «системой Ильминского» в широком смысле понимается, прежде всего, совокупность мыслей самого Н.И.Ильминского относительно религиозно-православного просвещения и глубокого идейного объединения с русскими всех «восточно-инородческих» народов России [99; 98, 99]. То есть смысл системы Н.И.Ильминского заключался в христианизации всего учебного процесса в миссионерской школе. Основным орудием христианизации для Н.И.Ильминского была именно миссионерская школа. Преподавание в начальном одноклассном четырехгодичном учебном заведении для детей коренного (инородческого) и русского населения должно было вестись на I отделении (два года обучения) исключительно на родном языке; русские дети также изучали в этих школак языки коренных народов края. Вместе с тем, русский язык изучался как учебный предмет. Обучение русскому языку на этом этапе начиналось, как правило» с разговорных уроков, и лишь на И отделении русский язык СТАНОВИЛСЯ языком преподавания. Один из ближайших сотрудников Н.И.Ильминского Н.А.Бобровников так определил главные формы, в которых практически проявились идеи Николая Ивановича и основные направления его деятельности: 1. «Молитва и богослужение на понятном народу языке», отсюда переводческая деятельность Н.И.Ильминского и забота о духовенстве из числа «инородцев». 2. «Родной язык как основа воспитания и как орудие для изучения языка русского», отсюда педагогические работы Н.И.Ильминского по воспитанию учителей из «инородцев» и деятельность «по устройству школ». 3. «Церковнославянский язык как связь всех православных славян, к которым должны примкнуть и иноверцы». На этом этапе Н.И.Ильминский создает работы, в которых указывает на необходимость очищения церковнославянского языка от нововведений, внесенных в него различными русифицирующими течениями. 4. «Слияние всех, без различия, религиозных исповеданий, инородцев в одну русскую семью». Усилия Н.И.Ильминского направлены на допущение в русские учебные заведения миссионерского характера «язычников на льготных правах», т.е. без обязательного крещения. Отсюда его идеи и заботы о совместном обучении русских и мусульман с единственной целью -подвергнуть последних русификации по принципам: «русить» через православие и «русить инородцев» посредством самих же «инородцев». 5. «Горячая мечта о счастье, которого достигнут инородцы, если они войдут в лоно православной церкви» [297, 11-12], отсюда отзывчивость Н.И.Ильминского на все миссионерские запросы и его готовность помогать делу православной миссии своими лингвистическими познаниями [174, 71IJ и педагогическим опытом. Исходя из задачи обрусения нерусских народов, Н.И.Ильминский и его ближайшие сторонники, а также последователи (попечитель Оренбургского учебного округа Н.А.Бобровников, инспектор чувашских школ Казанского учебного округа и Симбирской чувашской учительской школы И.Я.Яковлев, директор Казанской учительской семинарии А.А.Воскресенский, профессор Казанской духовной академии М.А.Машанов, помощник попечителя Казанского учебного округа Н.П.Оетроумов, П.В.Знаменский, Я.Д.Коблов, В.В.КатаринскнЙ, М.А.Миропиев и др.) отстаивали преимущественно религиозное образование «инородцев» на их родном языке, понимая обрусение как «первостепенное значение православия». Согласно «Правилам», утвержденным Министерством Народного Просвещения, все коренные народы края делились на две группы: «инородцы»-хрисшане и «магометане». Для первых создавалась сеть начальных училищ во главе с учительской семинарией, целью которой являлось религиозно-нравственное образование и утверждение в православной вере. «Орудием первоначального обучения» был признан родной язык. Заведование училищами поручалось либо священнику, знающему «инородческий» язык, либо светскому лицу. По заключению историка Е.И.Воробьева, в отношении мусульманского населения предусматривалось скорее распространение русского языка, нежели православия., так как последнее могло вызвать в среде татар опасения, что правительство желает таким образом посягнуть на их веру [28]. Предполагалось учредить на счет казны начальные сельские и городские училища с правом приглашения, за свой счет, законоучителя мусульманской веры, а также «располагать» местные мусульманские общества к организации на собственные средства классов русского языка при мектебах и медресе [138, 313]. 16 июля 1888 г. Александр III утвердил правила, которые требовали от духовенства «определенных знаний русского языка для замещения религиозных должностей» [265, 15-16].

Организация учебного процесса в миссионерских школах

Необходимо рассмотреть, что собой представлял учебный процесс в миссионерских школах. «Братские» учебные заведения Казанской и Симбирской губерний, как правило, представляли собой начальные школы грамоты [53, 129]. Учебный процесс в «братских» училищах строился по «системе Ильминского»: на I отделении (2 года обучения) преподавание велось исключительно на родном языке, а русский язык изучался как учебный предмет. На II отделении (2 года обучения) русский становился языком преподавания. Таким образом, «братская» школа была одноклассным четырехлетним учебным заведением. Однако в первые десятилетия своего существования эти учебные заведения по внутренней организации были похожими на православные церковные школы грамоты и, как правило, вместо четырехлетнего имели двухгодичное обучение [74, 4]. По мнению известного отечественного исследователя «инородческих» училищ Российской империи А.Ф.Эфирова, «братских школ с четырехлетним курсом обучения было мало. Они были главным образом у чуваш. У татар, марийцев и удмуртов имелись чаще всего школы с тремя или даже с двумя отделениями» [302,22]. Анализ учебного плана позволил сделать вывод о том, что среди образовательных дисциплин преобладали предметы религиозной направленности (около 70%) (Табл. 7) [228, 18]. В 1885 - 1886 гг. при осмотре училищ «Братства святителя Гурия» и церковноприходских школ инспектор народных училищ Казанской губернии В.Ф.Люстрицкий отметил, что «преподавание «Закона Божия» составляло главный труд учителя, а прочие предметы в них преподавались настолько, насколько было уменья в учителе» [234, 27-28]. В четырехгодичных миссионерских школах предметов было больше, и само качество преподавания было несравненно выше. Учебные программы были несложными, однако в достаточной степени способствовали повышению общеобразовательного уровня учеников. По истории в программу обязательного изучения входили такие темы, как, например, «Великие Киевские князья», «Смутное время на Руси», «Война с Наполеоном». По Священной истории изучались такие темы, как «Исход евреев из Египта», «Давид и Голиаф», «Распятие И.Христа» и т.п. При изучении русской словесности внимание обучаемых акцентировалось на соблюдении знаков препинания, объяснении непонятных слов и выражений. При чтении внимание обучаемых обращалось на четкость произношения [137, 156-157]. Обучение в миссионерских школах было более углубленным, религиозно-нравственное воспитание проводилось более тщательно и целенаправленно. Учителя не требовали от учеников механического заучивания текста, довольствовались пересказом своими словами не только учебного материала, но и статей из газет и журналов. То есть учителя активно работали в ходе занятий с использованием периодической печати, в критическом духе рассматривали содержание наиболее интересных материалов, публикуемых на страницах журналов и газет. В школах учителя использовали в основном учебники «Родное слово» и «Наш друг», написанные по методикам русских педагогов-новаторов А. Водовозова и К. Ушинского. Инспекторские проверки, проводимые в городских приходских школах, демонстрировали достаточно неплохие итоговые результаты. Ученики по чтению демонстрировали выразительность, чёткость и беглость [51,47-48]. В то же время высказанные замечания не были «разгромными», носили характер пожеланий, направленных на совершенствование учебного процесса. В качестве выявленных замечаний были сформулированы следующие положения: анализ грамматики «слишком дробен» и сложен, огромное внимание уделяется изучению второстепенных подробностей, не разделяются второстепенные и первостепенные изучаемые темы и вопросы, не придаётся значения грамотности и выразительности чтения [51, 54]. По письму было замечено, что обучение начинается одновременно с чтением, что было нарушением действующих методик, а по арифметике учителя мало обращают внимания на умственный счёт по методу Груббе [51, 52]. К 1896 году, проверив миссионерские школы Симбирской губернии, инспектор Троицкий отмечает следующие успехи [278,122]: По Закону Божию - твёрже всего знали молитвы, заповеди и Символ Веры. Священную историю Ветхого завета проходили бегло и с сокращением, поэтому знали её хуже Нового завета. Катехизис и богословие - проходили кое-что на скорую руку в конце учебного года. Русское чтение - читали ещё порядочно, но не могли связно пересказывать. По-славянски — часы и шестопсалмие дети заучивали тоже недурно. Но Евангельские истории читали с ошибками, неправильно переводили славянский текст. Счисление — преподавалось неметодично, без нужного количества упражнений практического характера. Умственным счётом почти не занимались. Чистописание - учителя не заботились о выработке у детей красивого, правильного и твёрдого почерка. Правила правописания - невнимательное изучение. Поэтому диктанты писались с многочисленными и грубыми ошибками (во время обучения учителя не раскладывали слово на звуки). Пение считалось необязательным предметом, им занимались любители хорового пения. Уровень подготовки в миссионерской школе, конечно же, был невысоким. По мнению А.Куломзина, только 2,6 % выпускников школ выдерживали экзамен вместе с выпускниками земской школы при поступлении в средние учебные заведения. Однако, несмотря на все издержки, возможные при организации миссионерских школ, они вносили значительную лепту в образование и нравственное воспитание широких народных масс [131,45].

Похожие диссертации на Образовательная система миссионерских православных организаций Среднего Поволжья второй половины XIX-начала XX веков : на материалах Казанской и Симбирской губерний