Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Наследие Е.И. Тихеевой как целостная педагогическая система Шульгина Елена Валерьевна

Наследие Е.И. Тихеевой как целостная педагогическая система
<
Наследие Е.И. Тихеевой как целостная педагогическая система Наследие Е.И. Тихеевой как целостная педагогическая система Наследие Е.И. Тихеевой как целостная педагогическая система Наследие Е.И. Тихеевой как целостная педагогическая система Наследие Е.И. Тихеевой как целостная педагогическая система Наследие Е.И. Тихеевой как целостная педагогическая система Наследие Е.И. Тихеевой как целостная педагогическая система Наследие Е.И. Тихеевой как целостная педагогическая система Наследие Е.И. Тихеевой как целостная педагогическая система Наследие Е.И. Тихеевой как целостная педагогическая система Наследие Е.И. Тихеевой как целостная педагогическая система Наследие Е.И. Тихеевой как целостная педагогическая система
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шульгина Елена Валерьевна. Наследие Е.И. Тихеевой как целостная педагогическая система : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01.- Москва, 2007.- 245 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-13/2065

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Социокультурный контекст оформления педагогического наследия Е.И.Тихеевой 15

1.1 Социально - исторические детерминанты формирования педагогических воззрений Е. И. Тихеевой 15

1.2 Характеристика социально-педагогической деятельности Е. И. Тихеевой 50

1.3 Научно-педагогические предпосылки становления и развития авторской системы Е. И. Тихеевой 87

Выводы по главе 117

Глава 2. «Метод Тихеевой» как целостная педагогическая система 120

2.1 Система теоретико-методологических взглядов Е. И. Тихеевой на проблемы воспитания и обучения ребенка-дошкольника 120

2.2 Реализация метода «игры - труда» Е.И.Тихеевой в дошкольных образовательных учреждениях 139

2.3 Вклад Е.И.Тихеевой в комплекс методик дошкольного воспитания и первоначального обучения 173

Выводы по главе 196

Заключение 199

Библиография 205

Приложения231

Введение к работе

В современных условиях выхода на новый уровень целостного и комплексного осознания особенностей развития человеческой цивилизации в целом и каждого отдельного человека возникает насущная необходимость в исследованиях, которые бы устанавливали ведущие закономерности «реальных целенаправленных и спонтанных процессов социального формирования человека, его становления как культурного существа, т.е. социализации, а также интерпретации этих процессов на различных уровнях (обыденном и теоретическом) и в различных формах (науки, философии, религии, идеологии, этики и эстетики) общественного сознания» (Г.Б. Корнетов) (176, с. 8). Поэтому с полной уверенностью можно констатировать, что в качестве ведущего научного принципа сегодня признается принцип историзма.

Именно он ориентирует на изучение имеющихся исторических традиций, учет которых становится основанием для определения приоритетных направлений развития различных социальных институтов. Данная идея получила свое концентрированное выражение в концептуальном положении, согласно которому ведущей ценностью нашего существования является реализация следующей задачи: «чтить прошлое, жить в настоящем, творить будущее» (И. М. Ильинский).

В данном контексте особую значимость приобретает обращение к ретроспективному анализу различных социальных и собственно педагогических артефактов с точки зрения осмысления потребностей человеческой цивилизации и возможных способов их удовлетворения. Приращение научного знания происходит посредством теоретической реконструкции и осознания культурной релевантности исторической информации (М. Н. Певзнер). Поэтому изучение ведущих закономерностей становления и развития образования как важной социокультурной доминанты и педагогической мысли как значимого аспекта общефилософского и мировоззренческого цивилизационного потенциала становится значимой областью научных исследований.

Современная ситуация реформирования отечественного образования ориентирована на возрождение национальных традиций и ценностных ориентиров. При этом востребованным оказывается имеющийся педагогический опыт, который был построен на принципах гуманизации образовательного пространства, признания самоценности детства, демократизации системы образования, приоритетности задачи развития личности в процессе организации учебно-воспитательной работы. Именно наследие отечественной педагогической культуры становится основанием для разработки и внедрения новых способов работы с детьми в том числе и в форме ретроинноваций. Одной из педагогических систем, которая прочно вошла в арсенал педагогической теории и практики на уровне организации системы дошкольного и начального образования, а также профессиональной подготовки будущих педагогов, в настоящее время признается «метод игры - труда» Елизаветы Ивановны Тихеевой (1867-1943 гг.). Этот педагог стояла у истоков оформления педагогики дошкольного детства, теории и методики дошкольного воспитания и первоначального обучения, а также организации системы отечественных частных, общественных и государственных дошкольных учреждений.

Наследие Е. И. Тихеевой стало предметом исследования многих отечественных педагогов (Е. А. Гребенщиковой, Г. П. Ларионовой, Л. Н. Литвина, Э.В. Онищенко, Н.Б. Петровой, О.В. Пимановой, Л. К. Савиновой, Ф. Ф. Сватикова, И. В. Чувашева). При этом особую значимость придает тот факт, что вклад известного педагога в теорию и практику отечественного образования был настолько значителен, что работ подобного типа достаточно много. В работах, посвященных анализу педагогической системы Е. И. Тихеевой, изучались разнообразные проблемы, которые нашли отражение в теоретико-методических трудах автора.

Для понимания сущности педагогического наследия Е. И. Тихеевой с точки зрения ее исторической идентичности особую значимость приобретают исследования Е. А. Гребенщиковой, Г. П. Ларионовой, Л. Н. Литвина, Э.В. Онищенко, Н.Б. Петровой, Л. К. Савиновой, Ф. Ф. Сватикова, И. В. Чувашева, где предлагается характеристика педагогических взглядов Е. И. Тихеевои на проблему соотношения общественного и семейного воспитания, определяется вклад автора в теорию и практику дошкольного и начального образования в России, а также дается оценка опыта ее практической деятельности (Л.Л. Ворошилова, Л.С. Выготский, В.В. Колечко, Н. Короткова, Н. Михайленко, М.Н. Певзнер и др.).

Значительное число научных и публицистических работ посвящено различным аспектам методического творчества Е. И. Тихеевои (Е. А. Гребенщикова, О. В. Морозова, В. Я. Лыкова и др.). Широко представлены в имеющемся научно-педагогическом арсенале исследования, рассматривающие основные положения:

? методики развития речи (О. Г. Архипова, М. В. Крулехт, В. И. Логинова, С. Ф. Ракова, О. Н. Сомкова),

? экологического воспитания (А. К. Матвеева, П. Г. Саморукова),

? технологии трудового воспитания дошкольников (М. В. Крулехт, Литвин Н.В.),

? своеобразия развития игровой деятельности ребенка-дошкольника (О. Дыбина, В. Я. Лыкова),

? методики математического развития (А. М. Леушина, 3. А. Михайлова).

В настоящее время большая часть теоретико-методических работ Е. И. Тихеевои является труднодоступной, так как представлена преимущественно в до- и пост-революционных периодических изданиях, литографиях и практически не переиздавались. Связано это с тем, что в конце 20-х гг. XX века Е. И. Тихеева выступила с рядом публикаций, отстаивающих идею деполитизации и деидеологизации образования. Ее педагогическая концепция вызвала критические замечания со стороны отдельных советских педагогов. Методические разработки, оформленные как «метод игры-труда Тихеевои», были объявлены буржуазными, реакционными, идеологически чуждыми и лишенными научной новизны (Л. И. Красногорская, И. В. Сватикова и др.).

Позднее, в 60 - 90-х гг. предпринимались попытки реабилитировать Е. И. Тихееву как видного деятеля отечественного дошкольного образования, но, тем не менее, в историко-педагогической литературе советского периода Е. И. Тихеева занимает скромное место в качестве одного из представителей общественно-педагогического движения за создание и развитие общественного дошкольного образования (Л.М. Волобуева, С.Ф. Егоров, Ф.Ф. Королев, Л.Н. Литвин, СВ. Лыков и др.). Особое место среди исследований историко-педагогического характера принадлежит Э.В. Онищенко (256), в работе которой представлена попытка актуализации отдельных, не лишенных педагогической значимости идей и способов организации воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста в форме «ретроинновации» и внедрения авторского «метода» в качестве альтернативной модели работы современного детского сада.

На этом основании можно говорить о том, что осмысление педагогического наследия Е. И. Тихеевой достаточно сложная задача. Это детерминировано тем, что:

? существует явно выраженная внешняя противоречивость исторической эпохи конца XIX - начала XX века и мобильность изменений в теории дошкольной педагогики, как в европейском, так и отечественном наследии;

? педагогическое творчество автора является очень разнообразным: от методологических (монографий) и публицистических (статей и докладов) работ до учебников и учебно-методических пособий (в форме энциклопедий, программ и хрестоматий) для дошкольного и начального образования;

? в «методе Тихеевой» представлено органическое единство всех форм культуры - от научно систематизированной философии образования до осмысления опыта спонтанного народного воспитания;

? отсутствует внешняя, явно выделяемая и констатируемая целостность и системность педагогических работ Е.И. Тихеевой как теоретико-методологического, так и прикладного характера;

? присутствует интенсивная внутренняя динамика оформления авторской научной концепции Е.И. Тихеевой на различных этапах творческого пути, а

также спонтанность ее выражения в отдельных работах проблемно-публицистической и методической направленности.

Можно констатировать, что научное наследие Е. И. Тихеевой достаточно обширно (порядка 15 монографий, 30 работ учебно-методической и воспитательной направленности и 50 статей в периодических изданиях), в которых впервые обосновывались идеи об организации вариативной системы отечественного дошкольного образования с учетом как собственного, так и европейского опыта. Методические работы Е. И. Тихеевой явились обобщением многочисленных отечественных и западных исследований проблем воспитания и развития детей дошкольного и младшего школьного возраста конца XIX - начала XX века.

При этом следует учитывать тот факт, что именно в педагогическом наследии Е. И. Тихеевой произошло оформление единой теоретической концепции и практических технологий организации образовательной среды для ее реализации в условиях дошкольных учреждений различного типа (частных, государственных и общественных). Вместе с тем научная биография и творческое наследие Е. И. Тихеевой как целостная система до сих пор не являлись предметом специального изучения.

В связи с этим можно сформулировать научную проблему исследования: какова специфика оформления концептуальных взглядов Е.И. Тихеевой в целостную педагогическую систему, включающую теоретические разработки, а также соответствующий инструментарий («метод игры-труда», а также частные методики) их реализации в практике авторских учебно- воспитательных учреждений и собственную деятельность (в единстве социально-педагогической, организационно-управленческой, публицистической и преподавательской работы).

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования: педагогическое наследие Е.И. Тихеевой в контексте развития отечественной теории и практики воспитания и обучения ребенка-дошкольника.

Предмет исследования: теоретико-методологические и организационно-методические разработки Е.И. Тихеевой.

Задачи исследования:

1. Изучить систему социокультурных факторов, определивших оформление «метода игры-труда» Е.И. Тихеевой в целостную авторскую систему в рамках развития отечественной педагогической теории и практики конца XIX - начала XX века.

2. Охарактеризовать становление научного мировоззрения Е.И. Тихеевой в контексте ее теоретико-публицистической, исследовательской и практической педагогической деятельности.

3. Проанализировать основные системообразующие элементы педагогического наследия Е.И. Тихеевой, определив их сущностную характеристику.

4. Определить пути реализации «метода игры-труда» Е.И. Тихеевой в практике работы экспериментальных воспитательно-образовательных заведений начала XX в.

5. Раскрыть методологическую, содержательную и методическую целостность педагогического наследия Е.И. Тихеевой.

Теоретико-методологическую основу исследования составляет комплекс:

? ведущих философских положений о взаимодействии теории и практики;

? учения о роли деятельности в развитии личности и теоретические положения психологической науки о человеке как субъекте деятельности и общения;

культурно-исторической концепции анализа педагогической действительности прошлого как совокупности педагогических фактов, явлений и событий;

? учения о педагогическом источнике, как эмпирической основе познания прошлого;

? принципов единства логического и исторического, непрерывности развития явлений или процессов, взаимосвязи историзма и системности в изменении социальной действительности;

? культурологического подхода, обеспечивающего изучение педагогических явлений в русле анализа образования как социокультурного института.

В исследовании используется группа методов, среди которых в качестве ведущих выступили: сравнительно-сопоставительный анализ историко-педагогических архивных и мемуарных первоисточников и литературы; структурно-исторический ретроспективный и перспективный анализ; метод моделирования педагогических систем; классификация и обобщение историко-педагогических фактов и явлений; изучение опыта внедрения наследия Е.И. Тихеевой.

Источниковедческой базой исследования послужили:

? историко-педагогические работы, посвященные развитию отечественной реформаторской педагогики конца Х1Х-начала XX в.;

? научные сочинения, фундаментальные работы Е.И. Тихеевой монографического, теоретического, методического, публицистического и прикладного характера;

? архивные материалы и рукописи автора (из Архива кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А.И. Герцена - Санкт-Петербург);

? критические статьи современников и педагогического окружения Е.И. Тихеевой;

? педагогическая периодика исследуемого периода;

? современные исследования по смежным теоретическим и историко-педагогическим проблемам.

Исследование проводилось в 3 этапа:

На первом этапе (2003 - 2004 гг.) - теоретическое изучение и осмысление общей концепции исследования, его структуры.

На втором этапе (2004 - 2005 гг.) осуществлялось изучение состояния проблемы в истории становления теории и практики отечественного дошкольного образования на основе анализа философской, историко-педагогической литературы и архивных материалов.

На третьем этапе (2005 - 2006 гг.) проводились систематизация и обобщение результатов исследования, формулирование выводов, научное и литературное оформление текста диссертации.

Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна и теоретическое значение:

? осуществлен системный анализ педагогического наследия Е. И. Тихеевой различной направленности (теоретико-методологических, практических, методических, программных, публицистических и др. работ);

? дана реконструкция многопрофильной педагогической деятельности Е. И. Тихеевой в контексте оформления отечественной теории и практики дошкольного воспитания;

? показано место и значение авторского «метода игры-труда» в развитии отечественного дошкольного образования;

? представлена сущностная характеристика «метода Тихеевой» и специфические особенности ее развития в контексте реформаторской педагогики начала XX века;

? изучены и систематизированы документы и авторские рукописи Архива кафедры дошкольной педагогики (Институт детства - РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург).

Практическая значимость исследования:

Материалы диссертации, восполняя пробелы в историко-педагогическом знании, могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере дошкольного образования (в рамках дополнения дисциплины «История образования и педагогической мысли» и разработки специализированных курсов и факультативов). Представленные в работе прикладные аспекты наследия Е.И. Тихеевой могут существенно обогатить содержание и методику воспитания детей дошкольного возраста и быть внедрены в качестве вариативной модели организации учебно-воспитательной работы с детьми в современных дошкольных образовательных учреждениях.

Достоверность и надежность результатов исследования обеспечиваются адекватностью использованных методов предмету, задачам и логике исследования, широким спектром и многоплановостью привлеченных для анализа материалов, взаимодополняемостью различных источников, апробацией в печати и при выступлениях на научно-практических конференциях; репрезентативностью и непротиворечивостью выводов и общего заключения по научной работе.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Оформление «метода игры-труда» Е.И. Тихеевой в целостную авторскую систему было обусловлено общей модернизацией отечественной педагогической теории и практики конца XIX - начала XX века. В качестве ведущих факторов выступило: специфика социально-экономических и политических преобразований в до- и постреволюционной России в рамках становления и развития системы частного, общественного и государственного дошкольного образования; общие логико-научные изменения реформаторской педагогики и формирование вариативных подходов к организации воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

2. Своеобразие научного мировоззрения Е.И. Тихеевой заключалось в принятии и развитии классической гуманистической педагогической парадигмы на основе идей К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, И.-Г. Песталоцци, Ф. Фребеля и др., а также в реализации собственного авторского метода «игры - труда» как вариативной модели организации работы детского сада.

3. Педагогическое наследие Е.И. Тихеевой отражает ее многогранную деятельность, включающую направления: социально-педагогическое, организационно-управленческое, публицистическое, практическое, научно-исследовательское, преподавательское.

4. Педагогическое наследие Е.И. Тихеевой представляет собой целостную систему и состоит в единстве:

? опыта собственной практической деятельности;

? концептуальных теоретических разработок;

? соответствующего инструментария в форме «метода игры-труда», а также частных методик (развития детской речи, математического образования, экологического воспитания и организации интегративной игровой и трудовой деятельности);

? практики реализации «метода» в работе авторских дошкольных образовательных учреждений.

5. Своеобразие внедрения «метода игры-труда» Е.И. Тихеевой в практику отечественного дошкольного образования заключалось в апробации и коррекции разрабатываемой системы педагогических средств в ходе функционирования экспериментальных авторских площадок на основе обеспечения теоретических, содержательных и методических аспектов их воспитательно-образовательной деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования: Основные результаты диссертации докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии высшей школы МосГУ, отражены в научных статьях, в тезисах докладов соискателя на научно-практических конференциях, в том числе: межвузовской научной конференции «Профессиональное становление специалиста в вузе» (Вологда - 2004); международной конференции «Ребенок в современном мире» (С-Петербург-2002). Материалы исследования используются в лекционных курсах «История образования и педагогической мысли» на факультете психологии МосГУ.

Структура диссертации соответствует общей логике построения научного исследования историко-педагогическои направленности и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. В приложении представлены отрывки из научных работ Е.И. Тихеевой, малоизвестные фотографии и выдержки из авторских рукописей и архивных материалов.

Социально - исторические детерминанты формирования педагогических воззрений Е. И. Тихеевой

В своей работе мы опираемся на общеисторическое методологическое положение о том, что деятельность отдельных индивидов, создающих общий план истории опосредована существующими в общественной жизни имманентными социальными закономерностями (1; 2; 16; 51; 81; 130; 131, 136; 192; 203; 230). Эти закономерности носят объективный характер и проявляются в том, что деятельность предшествующих поколений, передается последующим, независимо от их воли и желаний, на основе которой начинают свою деятельность новые поколения, т.е. они начинают ее распредмечивать, создавая современные вариативные ситуации, модернизируя современность (К.А. Абульханова-Славская, М.А. Барг, Л.С. Выготский, Н.Б. Демин, М.С. Коган, А.И. Рактиов).

В целом, априори признается, что человеческая деятельность есть диалектика накопленного и живого труда, т.е. социальная детерминация является самодетерминацией общественной деятельности человека (1; 81; 136; 192; 203; 230). С этих позиций, опираясь на положения, сформулированные в научном исследовании Л. В. Романюк (290), можно сделать вывод о том, что любой социокультурный детерминант содержит программно-целевую установку в той или иной социальной сфере. Доминирующим фактором развития социокультурной системы выступает наука, научная деятельность наиболее значимых представителей в том числе и системы образования, так как в ней отражаются аксиологические установки, господствующие в данном обществе в конкретно-исторический период.

Ретроспективный анализ своеобразия деятельности известных отечественных и зарубежных педагогов, наследие которых имеет ценность и составляет арсенал современной педагогической науки, требует определения той исторической и социокультурной обстановки, в которых происходило их личностное становление и профессиональное развитие. При этом важно опираться на аксиоматические идеи, сформулированные в историко педагогических трудах многих современных историков педагогики, в частности:

? «изучение взаимосвязанного развития практики воспитания и педагогической мысли в принципе невозможно вне широкого социокультурного контекста» (Г. Б. Корнетов) (176, с. 8);

? «приращение научного знания происходит посредством теоретической реконструкции и осознания культурной релевантности исторической информации» (М. Н. Певзнер) (266, с.З);

? «разработку специального предмета истории педагогики нельзя отрывать от изучения материалов общеисторических дисциплин, как и само педагогическое движение нельзя отрывать от всего исторического движения в целом» (В. Я. Струминский);

? историко-педагогические исследования могут быть продуктивны лишь при условии интерпретации «исторического в снятом виде, являясь его своеобразным итогом» (К. И. Салимова);

? «истинное развитие культуры в целом и педагогики как ее неотъемлемой части плодотворно лишь в диалоге с другими культурами - как иных народов, так и иных эпох» (О. Е. Кошелева) (183, с.86);

? «перед педагогикой открываются новые горизонты именно благодаря ее обращению к собственной истории... однако, речь должна идти не об исключительно традиционном интересе к двум темам (истории педагогической мысли и истории просвещения), а об обращении к широкому общественно-историческому контексту, в котором они предстают частью общекультурного фона» (А. Флитнер).

Именно поэтому изучение соотношения в рамках конкретной исторической эпохи и культуры факторов приращения и изменения педагогического знания, особенностей его развития и трансформации, учет факторов модернизации воспитательно-образовательной практики в соответствующих условиях рассматривается как приоритетная проблема для решения задач заявленного исследования. Продуктивность ее решения детерминирует адекватную и объективную историографию развития мировоззрения Е. И. Тихеевой в соответствии с ведущими социокультурными тенденциями и закономерностями развития, характеризующими период ее жизнедеятельности, а именно: конец XIX- начало XX века.

Обращение к историко-педагогической теме требует определения наиболее значимых методологических подходов, согласно которым можно провести адекватную оценку как особенностей педагогического наследия Е. И. Тихеевой, так и общих исторических, социокультурных и собственно педагогических условий ее преобразования в целостную научно-педагогическую систему.

Характеристика социально-педагогической деятельности Е. И. Тихеевой

Конец XIX - начало XX века представлял собой один из наиболее сложных исторических периодов, который характеризовался значительной сложностью и противоречивостью своего развития, существованием большого количества разнообразных и даже взаимоисключающих педагогических направлений. Это был этап развития общественных инициатив, радикального обновления педагогических концепций с позиций их демократизации, а также коренного реформирования системы отечественного образования. Последние десятилетия XIX в. вошли в отечественную историю как «эпоха гражданских и освободительных реформ», основными целями которой были «демократизация образовательной деятельности и утверждение в сознании россиян ценностей образования, создание общедоступной системы общего и профессионального образования, полностью отвечающей потребностям социально-экономического развития страны и духовного возрождения ее народа» (318).

Роль общественно-педагогического движения в оформлении и развитии системы отечественного образования была оценена еще современниками. В частности, в трудах М.И. Демкова, Е.А. Звягинцева, П.Ф. Каптерева, Н.В. Чехова, Г.А. Фальборка и др. представлены первые попытки теоретического осмысления своеобразия организации и реализации основных принципов и стратегических задач, поставленных реформаторами. Последующее изучение особенностей деятельности общественных организаций и отдельных педагогов и реформаторов образования сформировалось в исследованиях Э.Д. Днепрова, Р.Л. Доватора, Н.А. Константинова, М.В. Михайловой, А.В. Осокова, А.И. Пискунова, В.Я. Струминского, Б.К. Тебиева, И.В. Чувашева и т.д., которые были предприняты в 50 - 80-х гг. XX века.

Однако, как показывает анализ этих работ, их отличала излишняя тоталитарная идеологизация, а также отсутствие четких показателей оценки деятельности организаций и объединений, относящихся к различным педагогическим направлениям. При этом все многообразие общественно-педагогического движения было сведено к существованию лишь двух полярных течений: революционно-демократического и либерального (Э.Д. Днепров, А.И. Пискунов). Подобная исследовательская позиция не позволяла адекватно охарактеризовать социальную платформу движения в целом, объективно оценить вклад отдельных деятелей и выявить присущий их замыслам гуманистический потенциал (М.В. Михайлова).

Как отмечают современные исследователи, всестороннее изучение этого социального феномена было затруднено, так как многие инициированные общественно-педагогическим движением процессы были не завершены, а точнее прерваны в связи с началом первой Мировой войны и революционными преобразованиями 1917 г. (Т.Б.Соломатина). Кроме этого в отечественной историографии, посвященной общественно-педагогическому движению, отсутствовал комплекс общетеоретических подходов социально-философского, социологического, правоведческого и собственно исторического характера, посвященных социальным движениям и организациям в целом (Р.Л. Доватор).

Признание катастрофического состояния народного образования, «схоластики гимназического обучения, мертвящей атмосферы надзора, беспрекословного повиновения, физических наказаний, царивших в учебных заведениях» привели к критической оценке развития школьного дела. Решение вопросов народного просвещения на некоторое время даже объединило и «консерваторов» и «прогрессистов» (либералов и радикалов). При этом благодаря демократическим идеям, сформулированным в трудах Н.Г. Чернышевского (1828 - 1889), человеческое поведение и сознание личности определяются конкретными условиями его существования, «образом жизни» человека.

Продолжая гуманистические традиции радикальных демократов - Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Н.И. Пирогова и др., активность личности, ее ответственность за собственное развитие рассматривались как существенные черты воспитательного идеала «просвещенного человека». Так, признавалось, что «обширные знания, привычка мыслить, благородство чувств при силе убеждения - формула человека, наиболее подготовленного к существованию в демократическом обществе», т.е. определяющим становилась общественная направленность личностного развития.

Н.Г. Чернышевский особо подчеркивал, что «Лучше не развиваться человеку, нежели развиваться без влияния мысли об общественных делах, без влияния чувств, пробуждаемых участием в них. Если из круга моих наблюдений, из сферы действий, в которой вращаюсь я, исключены идеи и побуждения, имеющие предметом общую пользу, т.е. гражданские мотивы, что остается наблюдать мне, в чем остается участвовать мне? Остается хлопотливая сумятица отдельных личностей с личными узенькими заботами о своем кармане, о своем брюшке или о своих забавах...» (396, с. 108). После этого в либерально ориентированной литературе закрепился термин «добрый общественник», ставший своеобразным воспитательным идеалом.

Культ общественной активности человека «в соединении с энергией характера и правильно развитым сознанием своего достоинства», соединение честности, справедливости и деятельного участия в судьбе ближнего был заявлен в педагогической концепции Н.А. Добролюбова (1836 - 1861) и приняты представителями движения народников. На этом основании были публично выделены демократические идеи, стимулировавшие общественное мнение в направлении реформ в сфере образования, способствовавшие разнообразным общественным инициативам в деле народного образования.

Система теоретико-методологических взглядов Е. И. Тихеевой на проблемы воспитания и обучения ребенка-дошкольника

Характеристика общекультурной, социально-экономической и собственно педагогической ситуации в отечественном образовании, в условиях которой развивалась и совершенствовалась авторская педагогическая концепция Е.И. Тихеевой (представленная в предшествующей главе), позволяет перейти к непосредственному анализу системы ее взглядов на развитии детей дошкольного возраста, особенностей их целенаправленного воспитания и обучения.

Опираясь на выводы, представленные в исследовании Онищенко Э.В., мы можем констатировать, что «несмотря на отсутствие философского обоснования основных теоретических положений, позитивистскую направленность всей концепции мы можем говорить о создании Е.И.Тихеевой целостного метода, который может быть применен к воспитанию дошкольников. Именно оригинальность интерпретации различных педагогических концепций, предпринятая Е.И.Тихеевой, позволяет говорить о ее культурной самобытности и прогностической ценности в современных условиях» (256,с. 22).

В связи с этим встает необходимость выделить основные элементы в педагогической системе, созданной Е.И.Тихеевой. При этом под системой теоретико-методологических взглядов известного педагога согласно современному системному подходу подразумевается: исходные философские идеи, определяющие аксиологические основы образования, признание его ценности для общества и подрастающего поколения; интенциональные установки в их диалектическом единстве и динамике трансформации; ? ведущие принципы организации учебно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста; ? система представлений об особенностях организации отечественной системы дошкольного и первоначального образования; ? своеобразие создания и оформления окружающего детей дошкольного возраста образовательного пространства; ? комплекс используемых психолого-педагогических средств воспитания и обучения ребенка-дошкольника.

При этом следует учитывать тот факт, что как представитель сложной исторической эпохи, неординарная личность и активный реформатор отечественного образования Е.И. Тихеева обладала своеобразными представлениями о социальном и психологическом контексте развития подрастающего поколения. Кроме этого следует отметить, что система ее педагогического мировоззрения неоднократно видоизменялась и трансформировалась, что было детерминировано особенностями социально-экономических преобразований в России в начале XX века.

Именно поэтому анализ педагогического наследия Е.И. Тихеевой следует проводить последовательно, выявляя основные особенности ее мировоззрения и взглядов на процесс воспитания и развития ребенка-дошкольника. Данное положение особо подчеркивается в исследованиях Л.К. Савиновой, которая пишет, что «она (Е.И. Тихеева) была глубоко образованным педагогом своего времени, выступала по актуальным проблемам воспитания, работала над созданием такой педагогической теории, которая помогла бы сформировать человека в лучшем значении этого слова» (303, с. 124).

Анализ философских взглядов Е.И. Тихеевой представляется достаточно сложным. Это связано с тем, что она в большей степени была педагогом-практиком, который признавал значимость только реального опыта и его ценность для последующего развития образовательной сферы. Данное положение подтверждается самим фактом отсутствия у Е.И. Тихеевой работ ярко выраженного теоретического характера. Изучение ее педагогического наследия, анализ своеобразия освещаемых ею научных проблем, позволяет говорить о том, что все труды Е.И. Тихеевой можно условно разделить на: научно-теоретические; учебно-методические публицистические.

При этом на наш взгляд практическое отсутствие у Е.И. Тихеевой работ, имеющих научно-теоретическую характеристику, свидетельствует о позитивистской направленности ее мировоззренческих установок. Так, например, в исследовании И.В. Чувашева утверждается, что Е.И. Тихеева была сторонницей либерально-буржуазного философского направления. Данная позиция подтверждалась тем, что в ее работах присутствовала идея «автономии общества от государства». Одновременно подчеркивалось, что «само понятие общества она трактовала абстрактно-идеалистически, представляла себе общество надклассовой организацией» (398, с. 317).

На этом основании И.В. Чувашев делает недостаточно обоснованный вывод о том, что для Е.И. Тихеевой была характерна определенная «классовая ограниченность», которая и мешала ей наметить правильное решение социально-педагогических вопросов. Исследователь отмечает при этом, что слабость политических установок делала ее «сторонницей весьма умеренной педагогической реформы: пересмотра школьных программ и учебного материала, упорядочения приемов и методов обучения и т.п. Она критиковала старую школу и «новую школу», построенную на основе «свободного воспитания», с буржуазно-объективистских позиций, в узко педагогическом плане, не затрагивая их политических основ» (398, с. 317 - 318).

Реализация метода «игры - труда» Е.И.Тихеевой в дошкольных образовательных учреждениях

Разработка Е.И. Тихеевой системы теоретико-методологических установок требовала их активного внедрения в работу общественных дошкольных учреждений различного типа. С целью личной апробации разработанного комплекса методик и требований к организации воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста Е.И. Тихеева много внимания уделяла собственной практической деятельности в детских садах. Она неоднократно возглавляла экспериментальные образовательные площадки, которые нередко (до 1917 года) существовали на ее собственные средства. Именно на их основе Е.И. Тихеева внедряла многочисленные новации из области различных учебно-воспитательных методик, собственную разработанную систему целостного развития ребенка-дошкольника в условиях специально созданной образовательной среды, а также использования методического комплекса на основе интеграции ведущих видов детской деятельности: игровой и трудовой.

Подобная особенность организации процесса воспитания и обучения детей дошкольного возраста приводит к тому, что в научном сообществе утверждается название заявленной Е.И. Тихеевой педагогической системы: «метод Тихеевой» или «метод игры - труда». Представленные названия рассматривались в качестве синонимичных понятий, отражающих специфику теоретических взглядов автора, а также ее творческие наработки в сфере практической организации работы с детьми дошкольного возраста.

Своеобразие сконструированной Е.И. Тихеевой системы работы отражает и особенности отношения к образованию в первые годы Советской власти, когда учебный процесс ассоциируется с трудовой деятельностью. На этом основании ее педагогическая система получает характерное для начала XX века название - «метод». Именно этот термин используется для обозначения авторских педагогических концепций и практики их реализации в учебно воспитательных учреждениях («метод Фребеля», «метод Дьюи», «метод Монтессори» и др.).

Понятие «метод», как отмечается в исследованиях Е.А. Гребенщиковой, С.Ф. Егорова, Л.И. Красногорской, СВ. Лыкова, И.В. Чувашева, М.Ф. Шабаевой и др., в начале XX века в отечественном образовании трактовался гораздо шире, чем в современной педагогической теории. Данный термин применялся как синоним авторской методики, под которой подразумевалась система авторских философско-педагогических воззрений в совокупности со средствами их реализации в практической деятельности учебно-воспитательных учреждений.

Некоторые деятели просвещения разделяли точку зрения, согласно которой педагогика рассматривалась как «прикладная часть философии» (СИ. Гессен). В частности, в исследованиях С.Ф. Егоров утверждается, что в педагогике начала XX века утвердилась ошибочная тенденция, связывающая все разделы педагогики с частями философских наук (гносеологии и логике соответствует дидактика, эстетике - художественное образование, этике -моральное воспитание и т.д.) (268, с. 11). Именно поэтому игнорировалась специфика теоретико-методологических идей отдельного педагога, а его концепция получала оценку лишь с точки зрения ее прикладной ценности и прагматической направленности, ассоциируясь исключительно с системой педагогических средств (методом).

Можно с уверенностью говорить о том, что подобная тенденция отразилась и на «молодой» сфере педагогической науки - теории дошкольного воспитания, которая в этот период только начинала оформлять собственные методологические основания «как целостную систему положений, идей, принципов, определяющих место детского сада в системе образования и обществе» (С.Ф. Егоров). При этом рассматривалось «взаимодействие дошкольного образования со всеми другими социальными институтами», определялось «отношение к жизни, семье, обществу, государству, церкви, а также его научное обоснование данными физиологии, психологии, философии, общей педагогики, истории педагогики, а также другими науками как вспомогательными» (59, с. 37).

Апробация «метода игры - труда» самой Е.И. Тихеевой представляет собой не просто использование авторских педагогических идей, которые как она считала, отражали «современное ей состояние педагогики»12, но и скрупулезный, последовательный и методически грамотный анализ их результативности и эффективности, который был впоследствии представлен ею в целом ряде публикаций (328; 331; 362; 381).

Таким образом, Е.И. Тихеева стремится адаптировать разработанную педагогическую концепцию к изменяющимся условиям жизни и воспитания ребенка-дошкольника. Поэтому анализ педагогических концептуальных идей Е.И. Тихеевой предполагает возможность адекватной модификации ее основных положений с точки зрения внедрения последних достижений психолого-педагогических исследований в области общественного дошкольного образования. Именно в этом проявляется научный подход к организации процесса экспериментального внедрения Е.И. .Тихеевой собственного «метода».

Она дает характеристику эмпирической проверки концептуальных теоретико-методических положений с точки зрения их планового внедрения, организации и управления этим процессом. Подобная позиция позволяет рассматривать реализацию «метода игры - труда» в экспериментальных дошкольных учреждениях как систему менеджмента. Подтверждением возможности проведения анализа в данном контексте служит сама структура работ Е.И. Тихеевой, посвященных собственной практической деятельности и организации авторских экспериментальных площадок.