Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретические основы экологического воспитания учащихся в современных условиях 16
I. Экологическое образование и воспитание подростков как социально-педагогическая проблема .
2. Сущность, содержание и методика экологического воспитания подростков 39
3. Состояние экологического воспитания учащихся и пути его совершенствования с использовани ем элементов народной педагогики $5
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по использованию народной педагогики чувашей в экологическом воспитании подростков 94
I. Экологическое воспитание учащихся на уроках природоведения, биологии и сельскохозяйственного труда с использованием идей и опыта на родной педагогики чувашей 94
2. Внеклассная и внешкольная работа по экологи-. ческому воспитанию подростков 119
3. Взаимодействие школы и семьи в экологическом воспитании подростков 144
Заклшение 164
Список литературы . 175
- Экологическое образование и воспитание подростков как социально-педагогическая проблема
- Сущность, содержание и методика экологического воспитания подростков
- Экологическое воспитание учащихся на уроках природоведения, биологии и сельскохозяйственного труда с использованием идей и опыта на родной педагогики чувашей
- Внеклассная и внешкольная работа по экологи-. ческому воспитанию подростков
Введение к работе
Человек - природное и социальное существо. Для человека, как и общества в целом, природа является средой и источником жизни и деятельности. Современное общество удовлетворяет свои биологические потребности, интенсивно используя природные ресурсы. Но природные ресурсы ограниченны,поэтому важнейшей задачей общества является охрана окружающей природной среды.
В современных условиях в связи с интенсивной эксплуатацией природных ресурсов проблема охраны окружающей среды приобретает все большую остроту и актуальность, связанная с принятием необходимых мер для охраны и научно обоснованного, рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха, воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей среды; возрастанием роли личности в системе "природа - человек ; пересмотром государственной политики по охране природы и в области образования; возрастанием значения народной педагогики в экологическом воспитании.
В педагогической науке достаточно глубоко раскрыто значение разностороннего общения ребенка с природой для его образования и воспитания, содержания научных знаний о природе для формирования мировосприятия в процессе познания. Мыслители и педагоги / Я.А.Коменский, Ж.-Ж.Руссо, К.Д.Ушинский и др./ обращали особое внимание на необходимость формирования и развития у каждого ученика чувства природы. Великий русский педагог К.Д.Ушинский горячо призывал расширять общение ребенка с.природой и сетовал:
"Странно, что воспитательное влияние природы... так мало оценено в педагогике" / 207,с.56 /. Его идеи о воспитательной ценности общения ребенка с природой разви -вали и обогащали А.Я.Герд, А.П.Павлов, В.А.СухомлинскиЙ и другие педагоги. У В.А.Сухомлинского природа является важным средством образования и воспитания человека. Он подчеркивал: "Природа для подростка является прежде всего школой культуры... Красота природы воспитывает утонченность чувств, помогает ощущать красоту человека, является источником добра, ее красота влияет на духовный мир человека" / 196,с.269 /.
За последние 20 лет многие ученые / А.А.Вербиц -кий, А.Н.Захлебный, И.Д.Зверев, С.П.Львова, И..Т.Суравегина л др. / уделяют большое внимание проблемам экологии. Ими разработан ряд концепций, определяющих принципы, цели, задачи и содержание экологического образования и воспитания на разных уровнях, направленных на формирование экологической культуры подрастающих поколений По мнению многих исследователей / A.M.Галеева, А.Н.Захлебный, И.Д.Зверев, М.Л.Курок, И.Т.Суравегина и др,/, экологическая культура . личности выражается в следую -щих характеристиках: в готовности к ответственному поведению и деятельности в окружающей среде, в соответствии с моральным долгом и нормами права общества; в способности осуществлять экологически грамотные действия; в умении занимать активную жизненную позицию, выражать, нетерпимость- к проявлениям, безответственного отношения к окружающей среде.
С принятием законов Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991 года, "Об образовании" от SO июня 1992 года и закона Чувашской Республики "Об образовании" от 31 января 1997 года созданы предпосылки, правовой базы для формирования системы всеобщего непрерывного экологического образования и воспитания населения.
В Чувашии разработкой вопросов охраны природы, а , также экологического, образования и воспитания учащихся активно занимаются АД.Дмитриев, З.Н.Шіечова, Р.К.Репина, Г.П.Чернова и др.
У каждого народа за время его существования сформировалась своя система экологического воспитания подрастающего поколения, сложились определенные специфические воспитательные традиции. Так, например, со времен появления чувашского народа между реками Волгой и Сурой появляются свои традиции взаимодействия с природой. Реки, озера, леса и луга играли большую воспитательную роль. "Конкретные особенности оказывали влияние на формирование националь -ных черт, именно в этом смысле условно можно трактовать "педагогику Волги", "педагогику степей", ."педагогику гор", "педагогику дуба и дубрав" - отмечает Г.Н.Волков /36, с. 182/.
Вопросам изучения и раскрытия сущности народной педагогики в целом посвящается ряд трудов В.$.Афанасьева, Б.В»Васильева, Г.Н.Волкова, А.Й.Гашимова, А.Э.Измайлова, З.Г.Нигматова, Я.Й.Ханбикова, А.Ф.Хинтибидзё и др.
Особую ценность в решении проблемы формирования личности учащихся, воспитания бережного отношения к окружающей природе представляют фундаментальные труды по народной педагогике Г.Н.Волкова / 32, 34, 36, 37/, который считает, что народная педагогика - это совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и игрушках.
Вопросы экологического воспитания рассмотрены в исследованиях Г.Н.Каропы / 84 /, С.В.Павлюченко /131 /, Н.А.Пустовит / 154 /, Р.К.Репияой / 164 / и других. Указывая на ценность этих работ, следует заметить, что в них вопросы использования народных знаний о природе в экологическом воспитании школьников не рассматриваюгея.
На современном этапе необходимость экологического воспитания и приучение подрастающего поколения к систематической охране природы требует нового осмысления этой проблемы. На наш взгляд, одним из направлений ее решения в .современной школе является использование специфических воспитательных средств народной педагогики.
Для исследования нами выбран подростковый возраст. Исследования психологов Л.И.Божович, Г.В.ДрагуяовоЙ, В.А.Б&у-тецкого, Д.И.Фельдштейна, Д.Б.Эльконина и других показывают, что вопросы воспитания подростков требуют тщательного изучения, так как именно в этом возрасте начинают формироваться и крепнуть основные отношения, оценки, привычки и взгляды; формируется прочное мышление на основе понимания причинности и взаимосвязей в природе и обществе; наиболее полно приобретаются навыки общест -венно полезной деятельности.
Вопросы экологического воспитания подростков в условиях перехода общества на рыночные отношения и обнов :ч.
ления современного образования еще не нашли должного освещения как в отечественной, так и зарубежной научной литературе.
Вышеизложенное, а также необходимость преодоления противоречия между требованием практики и уровнем экологической культуры учащихся, уровнем научных знаний и отсутствием научных разработок, способствующих повыше-ндо эффективности этой работы определили, выбор темы исследования: "Народная педагогика как средство экологи -ческого воспитания подростков в условиях обновления современного образования".
Объект исследования - учебно-воспитательный, процесс средней школы.
Предмет исследования - содержание и процесс экологического воспитания учащихся на уроках, во внешколь -ных и внеклассных мероприятиях и в семье.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия, формы и методы использования народной пдагогики как средства экологического воспитания подростков в условиях обновления современного образования.
Гипотеза исследования видится в следующем предположении. Экологическое воспитание подростков будет осуществляться успешно, если: опирается на современные научно-теоретические положения, разработанные на основе системно-структурного подхода; используются разнообразные . средства и методы народной, педагогики; соблюдаются преемственность и взаимодействие народно-семейного, общественного и школьного воспитания.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Изучить состояние теории и практики экологического воспитания учащихся по использованию традиционной народной педагогики:
а/ проанализировать программы, методические пособия и учебники по природоведению, биологии и сельскохозяйствен -ному труду для учащихся 5-8 классов в контексте проб- . лемы исследования;
б/ обобщить формы и методы использования опыта чу -вашского народа в экологическом воспитании подростков в школах республики.
2. Раскрыть сущность, специфику и особенности экологического воспитания подростков в современных условиях на основе идей этнопедагогики.
3. Теоретически обосновать и опытно-экспериментально проверить формы, методы и педагогические условия, в которых народная педагогика становится эффективным средством экологического воспитания учащихся.
4. Разработать критерии выявления уровней экологической воспитанности подростков.
5. Разработать научно-методические и практические рекомендации по обновлению содержания образования, последовательному и логическому включению в него элементов народной педагогики, учитывая возрастные особенности учащихся.
Для решения задач, поставленных в исследовании, нами были использованы различные методы: анализ теоретической литературы по педагогике, психологии, философии,
нормативных актов государственных органов Российской Федерации и Чувашской Республики, характеризующих совре -менное состояние исследуемой проблемы;, формирующий педагогический эксперимент; беседы; анкетирование; тестирование; анализ сочинений и практических работ учащихся; изучение документации средних общеобразовательных школ; наблюдение; методы математической обработки результатов исследования.
Методологической основой исследования явились , диалектические закономерности связи и единства системы элементов "природа - общество - человек", положения Конституций Российской Федерации и Чувашской Республики; законы и постановления государственных органов по вопросам охраны природы и рационального использования природных ресурсов; философские и психолого-педагогичес-кие идеи о значении народной педагогики в воспитании у подрастающего поколения любви к природе / Н.Я.Бердяев, Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский, И.Я.Яковлев и другие /; теории доброты и гуманности этнопедагогики / Е.В.Ва -сильев, Г.Н.Волков, З.Г.Нигматов и другие /; общие ос новы развития образования / В.И.Андреев, С.И.Архангель -ский, Е.П.Белозерцев, В.К.Кириллов, В.А.Сластенин, r.H.Hty- . кина и другие/; идеи современной дидактики, .касающиеся оптимизации образования / Ю.К.Бабанский, В.П.Беспаль-ко, А.А.Кирсанов, Н.В.Кузьмина и другие /.
Исследование проводилось по специально разработанной методике с 1992 г. по 1998 г. в три этапа в следующих средних школах: Ш 56, 63 г.Чебоксары, Вуртасин-ской и Малояушской - Вурнарского, Бичурга-Баишевской Шемуршинского районов.
На первом этапе / 1992-1993 гг./изучалась педагогическая, психологическая, философская, историко-этнографи-ческая литература; проводился анализ школьных программ по природоведению, биологии, сельскохозяйственному труду, учебников и пособий; собирался этнопедагогический материал у старожилов сел и деревень; исследовался вопрос об использовании воспитательных идей и опыта чувашского народа в природоохранной работе в школах республики, что позволило сформулировать теоретические основы диссертационной работы, наметить методику опытно-экспериментальной работы, конкретизировать тему диссертации.
На втором этапе / 1994-1995 гг./ проводилась опытно-экспериментальная работа с применением различных методик, в ходе которой проверялась достоверность гипотезы; апробировались формы и методы, способствующие повышению эффективности экологического образования и воспитания учащихся 5-8 классов, педагогические условия и пути использования знаний чувашского народа о природе в учебной и внеклассной работе; выявлялся уровень экологи -ческой культуры подростков.
На третьем этапе / 1996-1998 гг./ проверялись результаты исследования, конкретизировались научно-методичес. -кие и практические рекомендации по обновлению содержания образования, последовательному и логическому включению в него элементов народной педагогики, подводились итоги исследования, оформлялась диссертация..
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят:
- в раскрытии сущности и содержания экологического воспитания на основе идей этнопедагогики;
- в выявлении возможностей использования народной педагогики чувашей в экологическом воспитании учащихся в условиях становления рыночных отношений в нашем обществе;
- в разработке критериев выявления уровней экологической воспитанности учащихся 5-8 классов;
- в определении психолого-педагогичеоких условий и способов эффективного использования опыта чувашского народа в экологическом воспитании учащихся;
- в обосновании методических рекомендаций, способствующих повышению эффективности экологического образование и воспитания подростков с использованием народных знаний о природе в. современных условиях.
Практическая значимость исследования заключается в разработке научно-методических рекомендаций,позволяющих учителям усилить и углубить экологическую направленность уроков природоведения, биологии, сельскохозяйственного труда, а также различных внеклассных и внешкольных воспитательных мероприятий. .
Методика, разработанная соискателем, может быть использована в учебно-воспитательном процессе при подготовке будущих учителей, на курсах повышения квалифи -кации работников образования, на секционных занятиях методических объединений, в курсах лекций по теории экологического образования и воспитания для работников природоохранных органов, а также родителей в экологическом воспитании детей.
Достоверность результатов исследования определяется обоснованностью исходных теоретико-методологических позиций.
Убедительность выводов, содержащихся в диссертационной работе, обеспечена реализацией разнообразных методов исследования, разносторонним анализом данных о природоохранной деятельности /анкет учителей, учащихся, родителей, сочинений учащихся и т.д. -/. На различных этапах исследования были использованы возможности математической обработки экспериментальных данных. Точ -ность результатов достигалась за счет неоднократного, повторения эксперимента и расширения географии исследования.
Апробация и реализация рекомендаций исследования проводились в школах Jfe№ 3, 30 г. Чебоксары, Чарклин-ской неполной средней школе Вурнарского района и Чу-ваш-Тимяшинской средней школе Ибресинского района Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры этнопедагогики Чувашского республиканского института образования, на заседаниях методического объединения учителей биологии и географии Калининского района г.Чебоксари.
Основные положения и выводы исследования получили одобрение на международных, всероссийских, республиканских научно-практических конференциях, проводившихся в городах Чебоксары, Ульяновск, Казань, Йошкар-Ола, Зе-ленодольск:
1. Трудовое воспитание школьников в процессе учебной и внеклассной работы // Трудовое обучение, воспитание и про -фессиональная ориентация учащейся молодежи в условиях перестройки системы народного образования: Тезисы докладов к Республиканской научн.-практ.конф.Ч.2.- Чебоксары, 1990.-C.I78-I8I.
2. Роль ШМО классных руководителей в нравственном воспитании учащихся // Проблемы формирования нравственной устойчивости личности учащихся в современных условиях: Ма -териалы Международной научн.-практ.конф. Ч.2.- Чебоксары, I993.-C.I33-I34.
3. Природоохранительная работа в Симбирской чувашской школе // И.Я.Яковлев и просвещение народов Поволжья: Материалы Международной научн.-практ.конф., посвященной 125-летию Симбирской чувашской школы.- Ульяновск-Чебоксары,1993. -С.307-309.
.4. Вопросы приобщения детей к охране природы в педагогическом наследии К.Д.Ушинского // К.Д.Ушинский и проблемы современной национальной школы: Сб.научн.трудов.- Чебоксары, I994.-C.167-170.
5. Использование народных средств воспитания для приобщения младших школьников к охране природы // Этнопедагогика в современной национальной школе: Сб.научн.трудов.- Чебоксары, 1995.-С.52-53.
6. Использование народных знаний о природе в экологи -ческом воспитании учащихся // Диалектика общечеловеческого и национально-особенного в воспитательно-образовательных системах: Материалы Международной научн.-практ.конф. - Чебоксары, 1995,-С.259-261.
7. Использование средств народной педагогики в экологическом воспитании учащихся // Проблемы формирования гармонически развитой личности учащихся в современных условиях: Материалы Всеросс.научн.-практ.конф. Ч.2.- Чебоксары, 1995.- C.309-3I0.
8. Вопросы охраны природы на уроках биологии с использованием народной педагогики //. Новые технологии обучения, воспитания,диагностики и творческого саморазвития личности: Тезисы докл.Третьей Всеросс.научн.-практ.конф.Ч.З.- Йошкар-Ола, 1995.- С.35-36.
Устное народное творчество и экологическое воспитание школьников // Формирование социально ориентированной личности учащихся / опыт, проблемы, перспективы /: Материалы Респ. научн.-практ. конф. - Чебоксары, 1996. С.83-85.
10. Роль семьи и народной педагогики в экологи -ческом воспитании учащихся среднего звена // Новые технологии обучения, воспитания, диагностики и творческого саморазвития личности: Тезисы докл. Всеросс. научи.-практ. конф. 4.2. - Йошкар-Ола, 1996.- С.98-99.
11. Преемственность в экологическом воспитании учащихся // Диагностико-технологическое обеспечение преем -ственности в системе образования: Тезисы докл. Всеросс. научн.-практ.конф. Ч.2.- Казань - Йошкар-Ола - Зелено -дольск, 1996.- С.46-47.
12. Использование краеведческого материала в экологическом воспитании учащихся // Формирование фиксированных интеллектуальных умений в процессе учебной и внеучебной деятельности / Из передового педагогического опыта /.- Чебоксары, 1998.- С.60-62.
13. Экологическое воспитание учащихся У-УІІІ классов: Методические рекомендации для учителей общеобразовательных школ. Объем - 1,5 п.л. / в печати /.
На защиту выносятся:
1. Сущность и специфические особенности использования знаний народной педагогики в формировании экологической культуры учащихся.
2. Разработанные в ходе исследования критерии и показатели экологической воспитанности учащихся 5-8 классов.
3. Теоретически обоснованные и экспериментально проверенные формы, методы и психолого-педагогические условия, в которых традиционная народная педагогика становится эффективным средством экологического воспитания учащихся в современных общеобразовательных школах и семье.
Содержание работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
Экологическое образование и воспитание подростков как социально-педагогическая проблема
Экологическое образование и воспитание в доследнив двадцать лет утверждается как новое направление педагогической теории и школьной практики. В современной школе в период перехода на новые учебные планы и программы, где все предметы содержат частично экологические вопросы, особое значение приобретают вопросы гармонизации взаимоотношений общества с окружающей средой, становления и формирования ответственного отношения к ней. Учителя всех предметов изучают суть и новизну этого направления для эффективного использования его. в своей педагогической деятельности.
Современная экология как комплекс научных знаний раскрывает взаимосвязи живой и неживой природы со всеми факторами социальной и экономической сферы деятельности общества. Экологические проблемы рассматриваются на местном, национальном и глобальном уровнях: "экологическую боль" необходимо чувствовать на Земле в целом и в любой ее точке. Возрастает роль школы в формировании ответственности молодежи за судьбу страны, прогресс общества. Школа призвана формировать качества рачительных "хозяинов", заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной природе. Забота об окружающей нас среде должна занять важ. - 17 ное место в учебно-воспитательной работе с учащимися.Изуче-,ние школьных предметов - биологии, географии, химии, истории, литературы и других - позволяет показать учащимся, как важно преодолеть заблуждение, будто бы природа - неисчер -паемый.. источник изобилия, а человек - ее "покоритель"; раскрыть ранимость природной среды, важность не допускать превышения "пределов прочности" связей живых систем со всеми природными факторами.
Термин "экология" введен в литературу немецким био -логом Э.Геккелем в, 1866 году и означает науку о жизни организмов в. своем доме / греч. "ойкос" - жилище, "логос"-наука /. Однако в. современных условиях экология из чисто биологической науки превратилась в глобальную, включающую и социальный аспект, поэтому термин "экология" сегодня чаще всего употребляется для обозначения науки, изучающей состояние среды обитания человека.
Остановить опасность, уберечь общий дом от катастрофы может только человек. Наша задача - воспитать и вырас -тить такого защитника, обогатить его знаниями, научить быть милосердным, любить и беречь свою землю, по-хозяйски распоряжаться ее богатствами, т.е. воспитать экологически грамотных и экологически культурных людей. Экологическая грамотность сегодня необходима всем: инженеру и строителю, мелиоратору и водителю автомобиля, металлургу и шахтёру, капитану судна и космонавту, трактористу и животноводу и другим. Экологическая культура, экологическая грамотность способствуют росту общей культуры, нравственности, чувства ответственности за планету.
Одно из первых мест среди основ человеческого бытия. среди несомненных ценностей, на которые опирается челове -ческое существование, принадлежит природе.. С древнейших времен и до наших дней социальные, нравственные, духовные устремления человека были связаны с природой. Природа являлась первым воспитателем человека, который был вынужден приспосабливаться к ней. Всеобщая связь явлений в природе накладывала свой отпечаток на развитие человека. Борьба с могучими силами природы развивала физические силы первобытного человека, обогащала ум сведениями об окружающей действительности, укрепляла волю и характер. Цели и содержание воспитания определялись исключительно деятельностью первобытного человека, направленной на приспособление его организма к природе. Языческий тайный страх перед природными явлениями, философское осмысление природы, утилитарное ее использование, покорительство, сознание необходимости подчиниться ее законам и требованиям - вот некоторые вехи не-смолкающего "диалога" человека и природы. Вечно манящая, до конца не открывшая своих тайн, природа и сегодня вызывает у людей Земли пристальное и тревожное внимание.
Воспитательное значение природы неоспоримо, именно поэтому данному вопросу посвящены труды многих известных педагогов: А.Я.Герда, В.Ф.Зуева, Н.И.Новикова, Б.Е.Райкова, В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского и др. Они видели в природе огромный воспитательный заряд, стремились средствами природы решать задачи гражданского, патриотического, нравственного, трудового, эстетического и физического воспитания, т.е. развития социально зрелой личности. Воспитывает не еама природа, утверждал И. Зюзюкин, а отношение к ней, творческое ее изучение и совершенствование. "Если хочешь по-настоящему узнать ребенка - веди его на природу. А приобщать к ней подростков - даже жизненно необходимо. Природа у всех, а у детей особенно, вызывает прилив сил , подъем настроения, который полезен для здоровьяи/7?»с.40/.
Сущность, содержание и методика экологического воспитания подростков
Гуманистическая направленность, подлинный демократизм и опора на народные традиции воспитания, приоритет личности обучаемого являются основными принципами программы возрождения и . развития чувашской национальной школы, находящейся в неразрывной связи с единым общероссийским образовательным пространством. Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного края, к эстетическим и нравственно-эстетическим ценностям своего народа должно осуществляться на всех ступенях обучения путем внедрения национально-гуманитарного материала в содержание общеобразовательных школьных предметов. Для этого необходимо использование в полной мере народной педагогики.
Человек является органической частью природы.С глубокой древности существуют взаимоотношения человека и природы: человек воздействует на природу,но и природа воздействует на человека.Поэтому в народной педагогике природа является одним из основных факторов воспитания и обучения, она может быть использована,и должна использоваться,для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в современной школе. Совокупность и взаимозависимость целей и задач, путей и средств воспитания и обучения, педагогических навыков и приемов,применяемых трудящимися в целях привития личности качеств,желательных народу, Г.Н.Волков называет народной педагогикой / 34,с.II /.
Процесс познания окружающей природы шел со времени возникновения человеческого общества. Он постоянно развивался и углублялся. Человек проникал в тайны природы .укреплял свое господство над ней. Являясь частью природы и постоянно чувствуя свою зависимость от ее законов, человек всматривался во все явления природы, наблюдал за природой и свои наблюдения апробировал тысячелетиями в практической деятельности. При этом происходило отсеивание случайных и выявление рациональных знаний, которые передавались из поколения в поколение посредством механизма преемственности традиций. Природная среда обитания любого народа неповторима и народные знания о ней носят особый характер. За многовековую историю своего существования чувашский народ накопил глубокие знания об окружающей природе. Большой запас знаний хранит в себе старшее поколение.
В ходе изучения этноледагогического наследия чувашского народа мы опирались на труды ученых: Н.й.Ашмарина / 8 /, Г.Н.Волкова / 28, 29, 32, 34, 35, 36, 37 /,Н.Золотова /75/, СМ.Михайлова ДІ5,. 116/, Н.В.Никольского / 122, 123, 124/, Й.А.Патмара / 132 /, Э.К.Патмара / 133 /, Н.Р.Романова Д67, 168 /, А.Салмина / 173 /, М.Я.Сироткина / 175 /, С.Щуртако-ва / 225 /, И.Я.Яковлева / 242 - 246 / и др.
В народной педагогике природа рассматривается как высшая ценность в воспитании детей. Каждый народ в своем коллективном творчестве создает и возвеличивает культ природы прежде всего для детей. Не составляет большого труда узнать, как у каждого народа есть множество средств, методов для того, чтобы дети оберегали родники и березовые рощи, луга, красную калину, белую черемуху. Изучение богатого этнографического материала показывает, что у чувашей людьми, специально занимавшимися воспитанием подрастающих поколений, были дедушки и бабушки. О стариках говорили: "Ватти самраксене ас парать, верентет, мен курнине калать" / Старики учат молодых уму-разуму, рассказывают о том, что они на своем веку перевидели / / 34,с. 160 /. Б чувашском фольклоре имеетоя очень много ссылок на педагогический авторитет стариков - старцев. Вот некоторые из них: "Ваттисем сапла туна / Старцы так делали /,"Ваттисем калашле" / Как говорят старцы /, "Баттисем с,апла хушна" / Старцы так велели /, "Ваттисем с,алла верентне" / Старцы так учили / / 34,с.184 / и т.п. Г.Н.Волков использовал многочисленные пословицы и поговорки. Чувашская пословица "Вата сынна итлес пулать, самраксене верентес пулать" / Старого надо слушаться, а молодого надо учить / 34,с. 185 / выражает золотое правило чувашской народной педагогики. Эта по -словица является авторитетом старых и подчеркивает взаимо -связь двух поколений.
Во все времена у всех народов, в том числе у чувашей, основной целью воспитания являлась забота о сохранении, -укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям положительного опыта, накопленного предшествующими поколениями. "Истинное воспитание,- подчеркивал К.Д.УшинскиЙ,- сохранилось в простом народе, народе-труженике и патриоте, которому дорого все родное"/ 209,с. 117 /.
Экологическое воспитание учащихся на уроках природоведения, биологии и сельскохозяйственного труда с использованием идей и опыта на родной педагогики чувашей
Наиболее активной формой организации экологического воспитания в школе является урок, так как он проводится систематически на протяжении всех лет обучения и охватывает всех учащихся. На уроках решаются не только познавательные, развивающие, но и воспитательные задачи. Важное место в экологическом воспитании и образовании школьников занимают уроки природоведения, биологии и сельскохозяйственного труда. На этих уроках учащиеся входят в мир науки о растениях и животных, постигают взаимосвязи и взаимозависимости живых организмов между собой и окружающей средой, накапливают экологические знания.
Осуществляя на уроках,принцип развивающего обучения, учителя усложняют экологические задачи из класса в класс, вызывая у школьника потребность в овледении специальными знаниями и навыками, в создании новой, не имеющей аналога в его опыте схемы решения, новых способов действия. При этом учителя ставят перед собой цель разработать план решения задач экологического воспитания учащихся путем -использования новых связей между данным и искомым, известным и неизвестным. Обращают внимание на организацию учебной деятельности ученика, нацеленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей,нравственных убеждений и активной деятельности по охране природы. Для правильного и умелого решения экологических задач учителя тщательно отбирают необходимый дополнительный материал о природе для уроков и проектируют задачи для дальнейшего изучения экологических вопросов. Использование до-полнительного материала из наследия чувашского народа о природе повышает уровень знаний, помогает формировать у учащихся самостоятельно принимать решения при тех или иных экологических ситуациях. О необходимости формирования самостоятельности учащихся К.Д.Ушинский писал: "... Должно постоянно помнить, что следует передавать ученику не только те или иные познания, но и развивать в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые знания, дать ученику средство извлекать полезные знания не только из книг, но из предметов, его окружающих, из жизненных собы -тий, из истории собственной души" / 207,с.225 /.
Изучение школьных предметов природоведения, биологии и сельскохозяйственного труда позволяет показать учащимся, как важно преодолеть заблуждение, будто бы природа - неисчерпаемый источник изобилия, а человек - ее "покоритель"; раскрыть ранимость природной среды, важность не допускать повышения "пределов прочности" связей живых систем со всеми природными факторами.
На этих уроках любой учитель по своему уомотрению может дополнить программный материал этнопедагогическими , элементами экологического характера.
С 1993 года в Чувашской Республике школам рекомендова - 96 но введение национального компонента на уроках по всем предметам до 15-20 процентов от общего количества уроков, предусмотренных программой, который помогает учителям вводить дополнительный материал, не создавая перегрузки по изучаемым темам. При этом учитель может самостоятельно отбирать в каждом разделе наиболее важный материал, опускать некоторые проблемы и дополнительно включать другие в зависимости от уровня подготовки класса, не нарушая при этом логику изучения курса и ориентируясь на "Основные требования к знаниям и умениям учащихся" / 297,с.I /. Кроме того, в программах отведено до 20 процентов учебного времени как резервное время учителя, и оно может быть использовано учителем по своему усмотрению / 150,с.I /.
Учитывая эти возможности, мы по теме исследования проводили опытно-экспериментальную работу, используя знания чувашей о природе, которые .заключены в пословицах, поговорках, приметах, поверьях, сказках, обрядах,традициях,играх и т.д. В эксперимент были включены учащиеся 5-8 классов двух городских и трех сельских школ. Всего в эксперименте участвовали 12 учителей природоведения, биологии и сельскохозяйственного труда, которые творчески использовали средства народной педагогики чувашей в процессе учебной, внеклассной и внешкольной деятельности. Для проведения уроков, которые содержали бы народные знания чувашей о природе, была разработана специальная методика с целью максимального использования воспитательных возможностей вводимого дополнительного материала.Учителя,участвовавшие в эксперименте, были ознакомлены с нашей ме - 97 тодикой работы по реализации данных исследовательских задач. Методика обучения в контрольных классах отличалась тем, что в них учащиеся меньше знакомились с традициями и обычаями бережного отношения чувашского народа к нрироде. Учителя в контрольных классах средства народной педагогики исполь -зовали фрагментарно, не раскрывая их экологической сути,что снижало их воспитательные возможности. И в контрольных, и в экспериментальных классах предлагались срезовые задания. Это позволило выяснить эффективность использования народной педагогики чувашей в экологическом воспитании учащихся, дало нам основание для корректировки рекомендаций по совершенствованию экологического образования и воспитания с опорой на народные знания чувашей о природе.
Внеклассная и внешкольная работа по экологи-. ческому воспитанию подростков
Наиболее полно учебно-воспитательные задачи разрешаются на основе тесной связи классно-урочной системы обучения с внеклассной и внешкольной работой учащихся. Эффективная внеклассная и внешкольная работа значительно расширяет возможности учебно-воспитательного воздействия на школьников в становлении и развитии их взглядов на природу, обладает большими возможностями для расширения и углубления знаний и практического применения этих знаний в области охраны окружающей среды и приумножения богатств края, своей страны и всей Земли в целом.
Содержание внеклассной и внешкольной работы не огра -ничивается рамками учебной программы, а значительно выходит за ее пределы. Связано это прежде всего с тем, что в процессе внеклассной и внешкольной работы создаются благоприятные условия для наблюдения и эксперимента.Наблюдая за природой, школьники приобретают конкретные представления о предметах и явлениях окружающей их действительности.
Хороших результатов добиваются учителя, которые в основу организации внеклассной и внешкольной работы ставят краеведческий принцип изучения охраны природы с учетом народной педагогики. Традиции, обычаи, приметы, сказки, пословицы, поговорки и другие формы устного народного творчества представляют собой один из источников познания природы подрастающими поколениями.
При проведении опытно-экспериментальной работы учителя стремились учитывать разносторонние интересы подростков, расширить их в нужном направлении. Б процессе внеклассной и внешкольной работы выполнялись различные опыты. Занимаясь общественно-полезным трудом по охране растений и животных,школьники входили в тесный контакт с живой природой, которая оказывала на них большое воспитательное влияние.
Проведение внеклассных и внешкольных мероприятий должно быть систематическим, т.е. не от случая к случаю.По этому поводу Н.В.Добрецова отмечает: "Если ваши прогулки в природе с ребятами будут не от случая к случаю, а станут системой, то есть вы будете ходить с ребятами регулярно в одни и те же места наблюдать одни и те же деревья, кустарники, травы, следить за теми же видами насекомых и птиц и вести записи всего увиденного и замеченного, то перед вами и вашими ребятами откроются те законы, которые управляют всем живым в лесу и поле. Бы с изумлением увидите, что на первый взгляд неподвижный и твердый, как скала, мир меняется и движется" / 58,с.100 /.
Одна из наиболее распространенных форм внеклассных занятий - это экскурсии в природу.В практике школ они получили широкое распространение, где учащиеся получают возможность в конкретных условиях наблюдать результаты воздействия антропогенных факторов на природу.Экологические экскурсии пробуждают интерес и стимулируют познавательную активность учащихся в изучении проблем окружающей среды, формируют наблюдательность и тщательность в изучении явлений.При этом обеспечивается установление связей между изучаемым теоретическим материалом и местными / а также глобальными / проблемами охраны природы. Экскурсии предоставляют большие возможности для расширения и углубления знаний в области охраны природы, практического применения этих знаний, использования их в пропаганде научных знаний о природе. И здесь справедливы . слова Б.А.Сухомлинского: "Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами" / 193,с.40 /.
Экскурсии успешно решают учебно-воспитательные задачи в том случае, если они строго продуманы и правильно организованы. Определяя место экскурсий в обучении учащихся, Б.Е.Райков говорил: "Экскурсионное дело в школе только тогда развернет в полноте свою воспитательную и образова -тельную силу, когда экскурсия будет не случайной и произвольной инициативой особенно добросовестного и любящего свое дело преподавателя, но и неотъемлевой составной частью учебного плана школы".