Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Музыкальное воспитание как компонент "лечебной педагогики" в условиях детского реабилитационного учреждения Голубева Наталья Викторовна

Музыкальное воспитание как компонент "лечебной педагогики" в условиях детского реабилитационного учреждения
<
Музыкальное воспитание как компонент "лечебной педагогики" в условиях детского реабилитационного учреждения Музыкальное воспитание как компонент "лечебной педагогики" в условиях детского реабилитационного учреждения Музыкальное воспитание как компонент "лечебной педагогики" в условиях детского реабилитационного учреждения Музыкальное воспитание как компонент "лечебной педагогики" в условиях детского реабилитационного учреждения Музыкальное воспитание как компонент "лечебной педагогики" в условиях детского реабилитационного учреждения Музыкальное воспитание как компонент "лечебной педагогики" в условиях детского реабилитационного учреждения Музыкальное воспитание как компонент "лечебной педагогики" в условиях детского реабилитационного учреждения Музыкальное воспитание как компонент "лечебной педагогики" в условиях детского реабилитационного учреждения Музыкальное воспитание как компонент "лечебной педагогики" в условиях детского реабилитационного учреждения
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Голубева Наталья Викторовна. Музыкальное воспитание как компонент "лечебной педагогики" в условиях детского реабилитационного учреждения : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Тюмень, 2000 152 c. РГБ ОД, 61:01-13/1199-7

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы музыкального воспитания

1. Этапы развития теории музыкального воспитания

2. Использование современных отечественных и зарубежных педагогических концепций и технологий в воспитании и обучении детей с проблемами здоровья

3. Основные музыкально-педагогические системы в развитии и оздоровлении детей Выводы по первой главе

Глава 2. Музыкальное воспитание как компонент «лечебной педагогики в условиях ОДРЦ «Крепыш»

1 . Специфика и содержание музыкального воспитания в оздоровлении и развитии детей дошкольного возраста

2. Особенности коррекционного музыкально-педагогического действия на детей, имеющих логопатологию Выводы по второй главе

Глава 3. Реализация новой музыкально-педагогической концепции в условиях детского специализированного центра «Крепыш»

1. Общая характеристика программы «Соловушка»

2. Содержание программы

3. Критерии эффективности коррекционно-развивающей деятельности средствами музыки

4. Эффективность реализации программы

Выводы по третьей главе

Общее заключение по результатам исследования

Литература

Введение к работе

К концу XX столетия человечество столкнулось с целым комплексом, так называемых, глобальных проблем современности - экономических, политических, экологических, социальных. Внедрение в социальную сферу новой для России рыночной экономики и рыночных отношений во многом способствовало ухудшению психического и физического здоровья людей, упадку духовной культуры, неуверенности в себе, нарастанию социальной апатии.

Осознание способностей человека к бесконфликтному взаимодействию с другим человеком, обществом и природой будет содействовать ослаблению и разрешению конфликтов и противоречий. Величайшая миссия образования, медицины, всей сферы гуманитарной культуры в решении этой проблемы заключается в том, чтобы всемерно способствовать гармонизации развития человечества и каждой личности.

Одна из серьезнейших проблем российской действительности — здоровье подрастающего поколения: существенные отклонения здоровья, хронические заболевания, детская инвалидизация. Эффективно противодействовать негативным социальным явлениям может только обновленная по содержанию система образования, направленная, прежде всего, на формирование здорового во всех отношениях человека.

Существенным аспектом данной проблемы является определение основных принципов, на которых могут строиться конкретные программы укрепления здоровья детей и подростков, их полноценного гармоничного развития. Важным принципом является личностно - деятельностный подход, позволяющий рассматривать ребенка, как целостную систему в многогранных взаимосвязях с миром людей, вещей и событий (52, 58, 99).

Здоровьем человека традиционно занимается медицина, но на современном этапе культурно-исторического развития усилий одной медицины недостаточно, так как здоровье представляет собой комплексную проблему, ІІтребующую участия в ее разрешении многих наук, технологий, связанных с существованием и развитием человека: медицины, педагогики, психологии, социологии и др. На это указывали И.А. Аршавский, AT. Асмолов, В.В. Рубцов, И.И. Брехман, Д.И. Фельдштейн. Предполагается формирование личности, легко адаптирующейся к условиям биологической и социальной среды, физически и психически здоровой, коммуникабельной, способной к . самореализации, с ярким творческим потенциалом.

Выполнение такого социального заказа возможно при условии комплексности воздействия на хронически больного ребенка, равно как и на здорового. Комплексная реабилитация ребенка (личностная, медицинская, социальная, педагогическая) ставит своей целью восстановление нарушенных болезнью механизмов индивидуальной адаптации.

В г. Тюмени уже организованы замечательные очаги социально-ценного опыта комплексного решения проблем социальной, медицинской и педагогической реабилитации детей и подростков. Это начальная школа валеологического профиля № 70, средняя школа № 57, загородные образовательные центры "Успех", «Звездный» и др.

Уникальный опыт комплексного оздоровления, лечения, профилактики, нравственного, физического развития и образования хронически больных детей накоплен в областном детском реабилитационном Центре "Крепыш". Здесь добиваются стойкой ремиссии, социальной адаптации хронически больных детей, страдающих аллергическими заболеваниями органов дыхания и кожи, детей-инвалидов, а также детей с логопатологией. Некоторые из них находятся в Центре «Крепыш» с дошкольного возраста 3-х - 4-х лет и до завершения полного среднего образования.

1 Первая цифра в скобках здесь и далее означает номер первоисточника в списке литературы, цифра после точки - страницу данного первоисточника, цифра после запятой -другой источник. В результате комплексной реабилитационной медико_.- социальйо -педагогической деятельности в Центре успешно развивается направление "лечебная педагогика", которая интегрирует технологии воспитания, обучения и лечения. Ее составляющими элементами являются: формирование положительных эмоций, интересов, жизнелюбия, культуры здоровья - путем рациональной организации окружающей среды, физического воспитания, положительной, адекватной самооценки и самореализации, творчества, социальной защиты ребенка.

Среди самых разнообразных воздействий на ребенка трудно переоценить возможности искусства, в частности, музыки. Положительные эмоции и чувства, которые она может вызвать, вводят человека в состояние внутренней гармонии. Стремление сохранить эту гармонию может дать возможность бороться за свое здоровье, а не мириться с болезнью. Музыка может стать частью большого восстановительного процесса и это приобретает особую актуальность в стенах Центра "Крепыш".

Анализ научных исследований в области педагогики, психологии приводит к убеждению в возможности активного воздействия музыки на процесс оздоровления, на формирование интеллектуальных и творческих способностей ребенка (53, 153, 111, 103, 99, 62). Но если проблема гармоничного развития здоровых детей, начиная с древней истории и до наших дней изучена достаточно глубоко (философы: Платон, Гиппократ, Б. Спиноза, Ж.Ж. Руссо, Г.Ф. Гегель; психологи: Б.Л. Яворский, Е.В. Назайкинский, Н.А. Гарбузов, Б.М. Теплов), то проблема гармоничного развития, в частности, взаимоотношения музыки и здоровья больных и ослабленных детей требует дальнейшего изучения и исследования.

В связи с этим, еще В.М Бехтерев отмечал, что «болезни личности, если они не сопровождаются ослаблением умственных способностей, обычно не устраняют творческого дарования, самое большое, если оно временно угнетается, но где этого условия нет, там оно проявляется в прежнем виде» (24.207).. Нет основания доказывать, что детям с проблемами здоровья нужны особые условия, которые бы способствовали: формированию и поддержанию положительного эмоционально-психологического фона; непрерывности развития ребенка; осуществляли неразрывную социальную связь со сверстниками, взрослыми.

Эти условия должны процветать на гуманной почве. Так, В.А.Сухомлинский утверждал, что в наших школах не должно быть несчастных детей - детей, душу которых гложет мысль, что они не на что не способны. Эти слова в большей степени можно отнести к учреждениям, где находятся больные дети и дети-инвалиды. Гуманно-личностная педагогика Ш.А.Амонашвили, придающая высокое значение влиянию искусства на развитие ребенка, на наш взгляд, соответствует физическим и психическим особенностям детей с ослабленным здоровьем. Ребенку нужно предоставить оптимальные условия, при которых у него раскроются и заработают все каналы восприятия: слуховые, зрительные, двигательные, тактильные (59, 63, 142).

В связи с этим особый интерес представляют коррекционно-развивающие возможности искусства, в частности музыки. Цель коррекционнои работы в музыкальном воспитании - осуществление своевременной и полноценной помощи детям, нуждающимся в коррекции личностного, как интеллектуального, так и физического развития, а также предупреждения будущих осложнений, средствами музыки. Психические процессы в дошкольном детстве находятся на стадии становления, изменения, развития, именно поэтому они чрезвычайно подвижны, неустойчивы, изменчивы, противоречивы. У детей с проблемами здоровья это выражено в наиболее острой форме, поэтому коррекционная работа требует от педагога особого профессионального, трепетного индивидуального подхода.

Находкой для изучения и разработки обозначенной темы явилась музыкально-педагогическая концепция немецкого педагога и композитора К. Орфа, в основу которой заложено элементарное музицирование. Новизна нашей концепций- заключена в том, что на основе метода элементарного музицирования определен, выделен и адаптирован механизм оздоровительного, развивающего действия музыки на материале российского детского фольклора: поэтического, музыкального, игрового. Это, в свою очередь, способствует восстановлению этно-культурных ценностей, незаслуженно утерянных в последнее время.

К. Орф в значительной степени расширил возможности музыкального воздействия не только на здоровых, но и на больных и ослабленных детей, соединив с помощью ритма характерную музыкальную деятельность с движением, речью, драматическим действием. Его идеи позволяют активизировать резервы творческих сил с помощью деятельности, близкой к возможностям, интересам и темпераменту ребенка, независимо от того, насколько он развит в музыкальном отношении. Эти идеи ценны, прежде всего, своим гуманизмом и полностью соответствуют принципам специальной и лечебной педагогики.

Социальная значимость проблемы полноценного развития детей с ослабленным здоровьем, необходимость разрешения противоречия между целесообразностью привлечения средств музыки в «лечебную педагогику» и отсутствием научного обоснования, теоретического и методического обеспечения данного процесса определили выбор темы исследования: «Музыкальное воспитание как компонент «лечебной педагогики» в условиях детского реабилитационного учреждения».

Цель исследования: разработать модель музыкального воспитания детей дошкольного возраста с ослабленным здоровьем, проходящих кратковременный курс реабилитации в условиях детского реабилитационного учреждения и выяснить условия ее эффективной реализации.

Объект исследования: лечебно - педагогический процесс, обеспечивающий гармоничное развитие детей с ослабленным здоровьем в детском реабилитационном учреждении. Предмет исследования: условия организации, содержание и технология музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста в детском [реабилитационном учреждении.

Гипотеза исследования; музыкальное воспитание явится эффективным коррекционно-развивающим средством в комплексе "лечебная педагогика", если: обеспечить эмоционально-комфортную обстановку во всем педагогическом пространстве; коррекционно - развивающее воздействие музыки будет основано на эмоционально - коммуникативном, личностно - деятельностном подходах; учтены особенности влияния видов музыкальной деятельности на детей с проблемами здоровья (пение, движение под музыку, игра на детских музыкальных инструментах); главными ориентирами в проведении музыкальных занятий на основе метода элементарного музицирования будут: подбор специального музыкального материала, адресно корректирующего отставание или дефект в развитии; приоритет движений под музыку; вариативность организации занятий: коррекционных, направленных на исправление, компенсацию отставания в развитии или дефекта при активной деятельности самого ребенка; терапевтических, способствующих психологическому, эмоциональному спокойствию, гармоническому уравновешиванию; комплексных, усиливающих педагогическое действие, направленное на оздоровление ребенка. 

Результаты подобным образом осуществленного музыкального воспитания проявятся: в восстановлении здоровья, сглаживании или частичном преодолении недуга; в преобладании положительных эмоций; в улучшении двигательной сферы (мелкая, крупная, артикуляционная моторика); в более мягкой, безболезненной социальной адаптации; в развитии способности к речевому контакту; в развитии музыкальных способностей (ритма, слуха), в формировании певческих, двигательных навыков, в игре на детских музыкальных инструментах; в творческой самореализации в разных видах музыкальной деятельности.

Цель и гипотеза определили следующие задачи:

1. Изучить состояние проблемы в отечественной и зарубежной науке и практике.

2. Разработать и практически проверить эффективность авторской программы музыкального воспитания детей дошкольного возраста с ослабленным здоровьем, проходящих кратковременную (2-3 месяца) реабилитацию в условиях специализированного учреждения. Проанализировать эффективность разработанной программы на группе детей с логопатологией.

3. Определить педагогические условия и организационные формы коррекционной работы с использованием музыки для усиления лечебного эффекта педагогических действий.

4. Разработать комплекс специальных педагогических технологий, позволяющих при помощи метода элементарного музицирования содействовать укреплению здоровья детей.

Теоретико- методологической основой для диссертационного исследования послужили: теория дошкольного воспитания (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец и др.); теория развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин); гуманно-личностная педагогика (Ш.А. Амонашвили, В. А. Сухомлинский, СТ. Шацкий); теория творческой педагогической деятельности (В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров); концепция формирования здоровья (И.И. Брехман, М.Л. Лазарев); концепция оздоровления (Ю.П. Лисицин); теория музыкального обучения и воспитания (В.В. Асафьев, О.А. Апраксина, Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, К. Орф, В.Г. Ражников, Б.Л. Яворский); музыкальная психология (А.Л. Готсдинер, В.В. Медушевский, В.Н. Мясищев, Е.В. Назайкинский, Б.М.Теплов); работы по развитию детей с отклонениями в развитии (А. Адлер, В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, 3. Матейова), а также психолого ш педагогические кондещщи создания условий для развития детей требующих специальной коррекции и реабилитации (А.Я. Наин, Л.Г. Гуслякова, Ю.О. Яблоновская, 3. Матейова).

Важное значение для исследования имел отбор опубликованных работ и переводов с немецкого языка по элементарному музицированию (В.А. Жилин); материалы Международного летнего курса (Австрия, Зальцбург, Орф-институт, 1996 г.).

В работе использовался комплекс методов исследования, включающий: анализ психолого-педагогической, музыкально-педагогической, музыкально-психологической и музыковедческой литературы по проблеме исследования; психолого-педагогические наблюдения; беседы с детьми и их родителями; анализ рисунков, моделирование (ритмическое, мелодическое, двигательное, танцевальное и др.); опытно-экспериментальная работа, методы статистической и математической обработки результатов исследования.

Опытно-экспериментальной базой исследования явился Тюменский областной детский реабилитационный центр «Крепыш» - инновационное учреждение, обеспечивающее комплексную медико-психолого-педагогическую реабилитацию, воспитание и образование детей в возрасте от 2х- до 17 лет. Исследование включало три этапа.

Первый этап - ориентационно-подготовительный (1993-1995). Анализировалось состояние проблемы в теории и практике. Изучалась и анализировалась философская, социологическая, медицинская, психолого-педагогическая, музыкальная литература по исследуемой проблеме. Изучался опыт работы образовательных реабилитационных учреждений Тюмени и других регионов, а также зарубежный опыт. Осуществлялось теоретическое осмысление и обобщение опыта работы узких специалистов Центра, занимающихся с детьми с ослабленным здоровьем. Определялись проблема, объект, предмет и цель исследования. Формировалась и обосновывалась программа музыкального воспитания больных и ослабленных детей, проходящих іфатеовременную (2-3 месяца) реабилитацию, разрабатывалось ее основное содержание. Определялись критерии оценки эффективности, выявлялись показатели.

Второй этап - постановочно-преобразующий (1995-1997). Уточнены психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективность музыкально-коррекционных занятий. Выбраны диагностические методики для определения уровня музыкального развития детей с ослабленным здоровьем. Начато поэтапное внедрение новой программы с фрагментами элементарного музицирования на музыкальных занятиях. Определены факторы риска нововведений и меры их профилактики. Проведена опытно-экспериментальная проверка эффективности программы, строящейся на коррекционно-педагогическом воздействии на детей с ослабленным здоровьем. Определены формы работы с семьей.

Третий этап - итоговый (1997-1999). Проведен анализ эффективности программы музыкального воспитания «Соловушка», коррекционных мер, направленных на эмоциональное, общедвигательное развитие, развитие музыкальных способностей и навыков в различных видах музыкальной деятельности. Обобщены и систематизированы результаты исследования, сформулированы выводы, осуществлено литературное оформление работы.

Научная новизна заключается в том, что: обоснована эффективность использования музыки с целью гармоничного развития и оздоровления детей дошкольного возраста с ослабленным здоровьем в условиях детского реабилитационного учреждения; доказана возможность комплексного оздоровительного, коррекционного, развивающего воздействия на детей дошкольного возраста с проблемами здоровья с помощью различных видов детской музыкальной деятельности -восприятия, детского исполнительства (пения, движения под музыку, игры на детских музыкальных инструментах) и детского музыкального творчества с внедрением, адаптацией метода элементарного музицирования и фонопедичесхого метода развития голоса, оздоровительных методик на основе; детского фольклора, элементов активной музыкотерапии.; введено понятие «музыкально-терапевтическая деятельность», отражающее активную деятельность ребенка, имеющего проблемы здоровья, в процессе создания элементарных музыкальных, двигательных, речевых форм. Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: адаптирован к условиям детского реабилитационного учреждения в русской версии метод элементарного музицирования. Он способствовал возвращению к истокам народного творчества — музицированию, возрождению народной педагогики и использованию ее для восстановления психофизиологического здоровья ребенка, позволил скорректировать элементарные формы музицирования (музыкальные, речевые, двигательные), нацелив их на оздоровление; осуществлена реконструкция организации, форм музыкальных занятий в рамках «лечебной педагогики», в результате чего достигнута эффективность реабилитационной деятельности по группам детей, имеющих хронические соматические заболевания, а также детей с речевыми нарушениями.

Практическая значимость исследования заключается в разработке программы музыкального воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста, разработке авторской тестовой музыкальной методики, которая может быть использована в определении уровня музыкального развития детей с ослабленным здоровьем и служить основанием при разработке индивидуального развития и воспитания детей в учреждениях аналогичного профиля. Разработано «Приложение» к программе музыкальных занятий, содержащее комплекс специальных коррекционных заданий для детей, имеющих речевые нарушения.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось через выступления и публикацию материалов в рамках Международного симпозиума «Медицина и охрана здоровья» (Тюмень, 1999), на семинаре «Комплексная, социальная, медицинская и психолого-педагогическая реабилитация детей и подростков» (Тюмень, 1998), на Межрегиональной научно-практической конференции «Традиции и новаторство в развитии образования» (Тюмень, 1998), на международном летнем курсе «Элементарная музыка в специальной педагогике и терапевтической практике» (Австрия, Зальцбург, Орф-институт, 1996), а также через выступления на августовских педагогических конференциях на секциях учителей музыки общеобразовательных школ (№6, № 29-1999 г., № 80-2000 г.), на городском семинаре музыкальных руководителей дошкольных учреждений (1999 г.) Проверка программы проведена в Областном детском реабилитационном центре «Крепыш» с 1996-2000 годы. Реализация программы проведена на базе муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей центра эстетического воспитания «В доме Буркова» (Тюмень, 1997-2000 гг.). Обсуждение результатов исследования проводилось в Тюменском отделении российского педагогического общества Карла Орфа на базе Центра «Крепыш» (1998, 1999 гг.).

Достоверность полученных результатов обеспечена опорой на научную методологию, использованием методов теоретического и эмпирического исследований, математической обработкой полученных данных, продолжительностью наблюдений.

Положения, выносимые на защиту:

1. Музыка может служить значимым педагогическим средством гармоничного развития и оздоровления детей.

2. Эффективная работа по гармоничному развитию и оздоровлению детей в комплексе «лечебная педагогика» может быть организована в соответствии с программой музыкального воспитания «Соловушка», в основу которой заложен метод элементарного музицирования. Программа включает музыкально-коррекционные действия, осуществляемые при помощи пения, движения,

14 инструментальной игрьл, речерьрс игр, нацеленных, на развитие эмоциональной двигательной сферы, музыкальных, коммуникативных и других способностей. 3. Элементарное музицирование в триединстве музыки-движения-речи является основным методом в коррекционно-развивающей (эмоциональной, речевой, двигательной) и оздоровительной деятельности.

4. Педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность музыкальных занятий в оздоровлении детей являются: подбор специального музыкального репертуара, адресно корректирующего отставание в развитии или дефект, проведение анализа этого репертуара; организация занятий коррекционного, терапевтического направления, включающих в себя оздоровительные технологии на основе музыкального, речевого фольклора. 

Гармоничное развитие ребенка с ослабленным здоровьем должно осуществляться через систему музыкально-педагогических коррекционных мер, направленных на эмоциональное, физическое, психическое здоровье и обеспечивать полноценное вхождение в возрастной социум. 

Этапы развития теории музыкального воспитания

Теория музыкального воспитания рассматривается как система научных знаний и понятий о закономерностях управления музыкальным развитием ребенка, воспитания нравственно-эстетических чувств в процессе приобщения к музыке (40.5).

Содержание теории музыкального воспитания строится на основе эстетики, раскрывающей особенности художественно-образного освоения мира, реалистическую сущность музыкального языка, музыкальной речи (27, 153), этики - науки о путях обогащения нравственных чувств в процессе освоения музыкального опыта, музыковедения — науки о характерных признаках музыкального языка, музыкальной речи.

Изучение элементарных сведений о музыке, как таковых не включено в программу детского сада, т.к. овладение знаниями не есть самоцель в музыкальном воспитании, самое главное, чтобы у ребенка развить желание, [ стремление к общению с музыкой. Однако, это не означает, что музыкальное !f воспитание сводится только к обучению практическим навыкам и умениям. ] Этот процесс предполагает наряду с развитием эмоциональной отзывчивости и наличие осознанного подхода к восприятию музыки (41, 87). Одна из основ теории музыкального воспитания - музыкознание - наука, раскрывающая закономерности и особенности музыки как формы художественного освоения мира. Музыкознание включает в себя восприятие, детское музыкальное исполнительство (пение, движение под музыку, игра на инструментах), детское музыкальное творчество (песенное, танцевальное, инструментальное).

Психофизиология; — наука которая лежит в,основе всех направлений педагогики, в том числе и теории музыкального воспитания. Психологические основы позволяют определить возрастные особенности детей и соответственно их возможности - приобщения к музыке, переживаний и особенностей. Изучению проблем психического развития ребенка посвящены многочисленные исследования видных ученых - Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, ПЛ. Гальперина, А.Н. Леоньева, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др.

Вопросы развития теории музыкального воспитания берут свое начало в Древней Греции. Соотношение нравственно-эстетического, воспитательного и художественного начал в теории и практике музыкального воспитания было в истории изменчивым. В античном периоде характерно понимание мусического воспитания в тесной связи с требованиями гармоничного сочетания духовного и физического развития личности. В средние века на художественную культуру, идейный смысл и средства выразительности музыкального искусства существенно влияло религиозное мировоззрение, умалявшее непосредственно чувственный элемент в музыкальном восприятии.

Только в эпоху Возрождения /15 в./ вновь появилась музыкальная педагогика, возвращавшая к древнегреческому идеалу личности. Формированию гуманистических позиций музыкального воспитания способствовали ломка средневекового музыкального мышления в самом музыкальном творчестве, появление новых светских форм музицирования. Развитию музыкального воспитания способствовало возникновение более точной системы нотной записи и постепенное нотопечатание. Следует заметить, что еще в XI веке итальянский музыкант, учитель Гвидо Аретинский, преследуя благородную цель - научить детей свободно петь в хоре по нотам, осуществил реформу нотного письма, которым музыканты пользуются по сей день. Он увязывает вокально-хоровое искусство с молодым, тогда нарождавшимся инструментальным искусством.

Изобретение цифровой нотации, обличающей приобщение, к музыкальному искусству широких народных масс принадлежит ярчайшему просветителю Ж.Ж. Руссо. Под воздействием демократизации художественной культуры и музыкального творчества изменялись и формы музыкального воспитания, на которые влияли такие факторы музыкальной жизни, как развитие оперных и симфонических школ, расцвет концертного музицирования. Стали появляться музыкальные учебные заведения для детей и взрослых, в которых занимались не только профессионалы, но и любители.

Новый значительный скачок в развитии теории музыкального воспитания отмечен в начале XX века. К 17 году в России фактически была готова реформа музыкального образования, были определены ее основные черты, создана фундаментальная теоретическая и практическая база для ее реализации, работала прогрессивная музыкально-просветительская педагогика (СИ. Танеев, А.Д. Кастальский, П.П. Мироносицкий, А.И. Пузыревский, В.В. Стасов, Б.Л. Яворский и др.).

В эти же годы впервые получает научное обоснование использование музыки в лечебных и профилактических целях (27). В работе «Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства» В.М. Бехтерев указал, насколько приобщение к музыке в самом раннем детстве необходимо для нормального здорового развития детского организма.

Использование современных отечественных и зарубежных педагогических концепций и технологий в воспитании и обучении детей с проблемами здоровья

В настоящее время проблема здоровья детей серьезно, и не без основания, волнует и приковывает к себе внимание не только ученых различных направлений, связанных с изучением человека, но и становится предметом специальных исследований выдающихся педагогов о влиянии различных средств и методов на здоровье.

Многочисленные педагогические теории воспитания чаще всего возникают и определяются тем, на какую идеальную модель личности воспитанника они ориентированы (6). В условиях перехода страны к рыночной экономике большое внимание привлекает личность творческая, конкурентно способная, готовая к непрерывному творческому саморазвитию. Это еще более актуализируется, если речь идет о человеке, который в силу своего нездоровья не может активно включиться в этот жесткий ритм жизни. Следовательно, для формирования идеальной модели личности, прежде всего, нужны условия, позволяющие человеку с детства стать здоровым. Образование не должно идти впереди здоровья - никакие нововведения и преобразования, никакая и творчество, оптимизация учительского труда не должны осуществляться в ущерб здоровью (73) .

Главным педагогическим критерием для нас являются гуманный подход к ребенку, педагогика сотрудничества, личностно-ориентированное воспитание, в котором личность воспитанника выполняет приоритетную, системообразующую роль. Педагогическое воздействие отличается психотерапевтической направленностью на поддержку и помощь ребенку, оптимистическую веру в его потенциальные творческие силы.

Величайшая гуманистичность педагогики привлекает неослабевающий интерес к В.А. Сухомлинскому. Он обладал удивительной способностью впитывать и перерабатывать опыт предшественников с позиции гуманизма (А.Дистервег, Ф.М. Достоевский, Я. Корчак, Р.Оуэн, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский).

Поставив во главу угла задачу всестороннего развития творческой индивидуальности личности, Сухомлинский обратился к вопросам возрастной психологии, по его мнению "нет и не может быть абстрактного ученика». В успехе учения каждого ученика педагог видел главный источник внутренних сил ребенка. В наших школах не должно быть несчастных детей - детей, душу которых гложет мысль, что они ни на что не способны - с болью отмечает педагог. В большей степени эти слова можно отнести к учреждениям, где находятся больные дети и дети-инвалиды.

Школьные проблемы Сухомлинский видит в недооценке развития ребенка в раннем возрасте, ослаблении внимания к воспитанию у каждого дошкольника и младшего школьника любознательности, наблюдательности и т.д. В аспекте рассматриваемой нами проблеме это еще раз напоминает о важности создания условий для интересной и здоровой жизни детей с младенческих лет, чтобы они не только овладевали знаниями, но и занимались спортом, искусством, творческой деятельностью и любимым делом.

Ярчайшим представителем гуманной педагогики является Ш.А. Амонашвили - педагог, возведший педагогику в ранг высочайшего искусства. Шалва Александрович обладает особой "технологией прикосновения" к своим питомцам. Символична параллель между музыкальной партитурой и планом учебно-воспитательной работы входящего в класс учителя, между мелодиями, вариациями - и предполагаемыми "вопросами-ответами" детей в классе. Музыка — одна из основ гуманной души человека, его эмоционального мира. Только великий педагог может идти к детям, уже слыша «музыку» завтрашнего дня.

Не будучи музыкантом, Ш.А. Амонашвили удачно использует музыку как средство отдыха между уроками. Он преподносит ее как чувствует, на свой вкус, предлагает ученикам прислушаться к мелодии, постараться понять, какие чувства в ней выражены и просит передать эти чувства в своих движениях. Один маленький отрезок школьной жизни дарит детям неповторимую встречу с высоким искусством Моцарта, Шопена, Чайковского, Палиашвили. В этом прослеживается принцип культуросообразности воспитания, оно будет тем эффективнее, чем в большей степени будет интегрировано и вписано в контекст культуры, а ребенок, ученик будет активно овладевать и творчески развивать лучшие образцы культуры нации, страны, мировой цивилизации.

Создатель культурно-исторической теории психического развития человека Л.С. Выготский писал: "Культура и есть продукт социальной жизни и общественной деятельности человека, и потому сама постановка проблемы культурного развития поведения уже вводит нас непосредственно в социальный план развития". Труды ученого оказывают большое и благотворное влияние на становление идей развивающего обучения (99, 58, 83, 178).

Специфика и содержание музыкального воспитания в оздоровлении и развитии детей дошкольного возраста

Обучение и воспитание хронически больного ребенка, страдающего аллергическим заболеванием и другой хронической патологией с частыми и длительными обострениями, с высокой вероятностью ранней инвалидизации, развитием вторичной патологии и осложнений, с постоянной угрозой возобновления симптомов болезни, даже в период ремиссии, существенно отличается от обучения и воспитания практически здоровых детей. Кроме образовательных целей оно ставит целью восстановление здоровья, как главного условия эффективной социально-педагогической реабилитации ребенка.

Музыкальное воспитание включает в себя практически все элементы «лечебной педагогики», причем, некоторые из них могут быть успешнее реализованы именно при помощи музыки: формирование положительных эмоций методами эстетического воспитания, формирование положительного эмоционального тонуса через коррекцию физических дефектов, дефектов речи и слуха, творческая атмосфера, направленная на успешный результат, психотерапевтический эффект музыкотерапии. Мы считаем, что важным фактором воспитания, обеспечивающим эффективную реабилитацию, является организация полнокровной, полноценной жизни, насыщенной интересными делами, контактами со сверстниками, создание условий для самореализации, творчества, т.е. включение больного ребенка в активный жизненный процесс.

Музыкальное воспитание несет в себе: единство технологий гуманизации, индивидуализации, личностного ориентирования - с технологиями восстановления физического и психического здоровья, организации развивающей среды. Конечной целью является достижение состояния удовлетворительной, , устойчивой, долговременной адаптации к микросоциальным условиям жизни на основе индивидуализации всех оздоровительных программ социально-педагогического и медицинского профилей.

Музыкальное воспитание (занятия, семейные праздники и развлечения) является одним из действенных компонентов «лечебной педагогики». Оно носит не только развивающий, обучающий характер, но и полностью подчинен оздоровительному, коррекционному воздействию на организм ослабленного и больного ребенка. Воздействие идет при активном участии самого больного, его творчество является истинным критерием выздоровления.

Основной формой музыкального воспитания являются музыкальные занятия, на них наши педагоги стремятся создать максимально благоприятные условия для развития инициативы самих детей, всякий раз предоставляя им возможность быть самостоятельными и активными - предлагают сочинить свои танцы, придумать простые мелодии, движения, изобразить персонаж и т.д. Деятельность ребенка и педагога в соавторстве является в музыкальном воспитании для нас принципиальным. Это требует от педагога особых качеств - гуманного отношения, терпения, напряженного внимания, понимания, эмоционального возбуждения, физической и психической выносливости.

В работе с больными детьми педагогический процесс оказывается наиболее продуктивным, если педагог опирается на здоровые силы и на сохранные возможности ребенка, предоставляет возможность активной деятельности в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и своим, пусть еще небольшим, но всегда уникальным опытом, стремлением открыть окружающий мир, всякий раз, по-своему воспринимая и переживая его.

Мотивация, вызванная желанием детей жить сейчас, сию минуту, делает с ними чудеса. Внимательное отношение к каждому ребенку, оценка результатов его деятельности, прежде всего, через похвалу и поощрение, формирование чувства физического удовольствия - все это способствует повышению самооценки, оптимистичности жизненной позиции, радостному мироощущению. И это, порой,, лечит лучше всякого лекарства.

Формы включения ребенка в деятельность - музыкальные занятия; праздники и развлечения; игра в театр, как особая уникальная возможность в плане социальной, педагогической и психологической защищенности ребенка. Основой этого служат две программы, созданные на дошкольном отделении.

К 1998 году была проверена, а затем утверждена научно-экспертным советом центра наша первая программа музыкального воспитания для детей 3-7 лет с ослабленным здоровьем «Маленький музыкант» (соавт. Н.В.Голубева, Т.Е.Каменева). Она представляет собой модернизацию типовой программы с использованием метода элементарного музицирования.

С 1996 года проверяется вторая программа (авт. Н.В. Голубева) -«Соловушка». Она предназначена для музыкального развития, коррекции, оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста, страдающих аллергическими заболеваниями кожи, органов дыхания, детским церебральным параличом, а также детей с нарушением речи, проходящих курс кратковременной реабилитации (2-3 месяца). Целесообразно использование программы и в группах постоянного пребывания (от года и более). В ней шире используется метод элементарного музицирования (К.Орф) в сочетании с фоноледическим методом развития голоса (В.Емельянов), с дополнением их оздоровительными методиками на основе российского и зарубежного фольклора и элементами музыкотерапии. Ежегодно в программы вносились коррективы — менялись педагогические формы, методы, обогащались средства, корректировались приемы диагностики.

Общая характеристика программы «Соловушка»

Программа рассчитана на детей дошкольного возраста с проблемами здоровья, проходящих кратковременную (2-3 месяца) реабилитацию в условиях ОДРЦ «Крепыш».

Музыкальное воспитание и развитие детей с проблемами здоровья отличается от воспитания и развития практически здоровых детей. Кроме образовательных целей ставится цель оздоровления ребенка. Коррекционно-развивающие методы на основе музыкального материала, должны способствовать созданию положительного эмоционального фона, восстановлению нарушенных болезнью функций, улучшению общего состояния, стабилизации ремиссии, предупреждению инвалидизации, как необходимых условий для эффективной социально-педагогической реабилитации ребенка. Коррекционно-развивающие программы должны быть ориентированы не на возрастной стандарт, а на индивидуальный потенциал каждого ребенка с ослабленным здоровьем, его психические и физические возможности, творческие способности. Именно такой подход к музыкальному воспитанию должен служить ориентиром для введения больного ребенка в социальную сферу, обеспечения ему эмоционально-личностного комфорта, возможного для него уровня здоровья и самореализации.

По данным нашего исследования, у детей, поступивших на реабилитацию, отмечаются следующие нарушения и отставания в развитии: низкий уровень эмоционального состояния, неконтактность, нарушение координации движения и ориентации в пространстве, слабое речевое развитие, невысокий уровень развитая музыкальных способностей, несформированность певческих и двигательных навыков. Исходя из этого, коррекционный курс программы включает музыкально-педагогические методы и приемы, способствующие коррекции, преодолению или компенсации указанных нарушений, обеспечивает эмоционально-личностный комфорт. Эффективность педагогических воздействий средствами музыки, основанных на психофизическом, эмоционально-коммуникативном, личностно-деятельностном подходах дополняется естественными условиями созревания организма в данном «сензитивном» периоде. Учитывая неравномерность развития и функционального созревания организма больного ребенка, разнотемповость формирования отдельных навыков, их индивидуальную устойчивость и т.д., каждый ребенок включается в коррекционную деятельность с помощью средств музыки по индивидуальному направлению. Развитие детей с ослабленным здоровьем может осуществляться только в тесном взаимодействии с системой лечебно-оздоровительной деятельности, социальной защиты больного ребенка и его семьи, которая постоянно должна ощущать психолого-педагогическую поддержку. Организацию музыкально-педагогического процесса для детей с проблемами здоровья мы строим на щадящем, гуманном, личностно- ориентированном подходах, на строгом дозировании эмоциональных, умственных и физических нагрузок, положительной оценке самых малых достижений, создании постоянной ситуации успеха, использовании игры как основной формы развития и обучения. Говоря о рациональном чередовании ; различных видов музыкальной деятельности, с удовлетворением отметим, что Ї это изначально заложено, как уже ранее было указано, в методе элементарного музицирования, благодаря синкретичносте музыки-движения-речи. Целью данной программы является повышение функциональных возможностей физического и нервно-психического развития детей, активное задействование резервных возможностей организма посредством здоровьесберегаигощих музыкально-педагогических методик

Программа музыкального развития детей с ослабленным здоровьем учитывает особенности каждого ребенка. С помощью нетрадиционных форм и методов позволяет быстрее и легче адаптировать его к новым условиям, вести индивидуальную коррекцию имеющихся нарушений, помогает менее болезненно влиться в возрастной социум, слособствует более длительной ремиссии основного заболевания.

Похожие диссертации на Музыкальное воспитание как компонент "лечебной педагогики" в условиях детского реабилитационного учреждения