Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Разработка теоретико-методических проблем музыкального образования детей в годы великой отечественной войны 14
1.1 Социально-культурные и педагогические предпосылки музыкального образования школьников в условиях военного времени 14
1.2. Разработка теоретических проблем музыкального образования учащихся 44
1.3. Программно-методическая работа по музыкальному образованию школьников 64
ГЛАВА 2. Основные направления, содержание и формы музыкального образования детей в школах и внешкольных учреждениях периода великой отечественной войны .91
2.1. Музыкальное образование учащихся в учебной и внеклассной работе 91
2.2. Внешкольная музыкально-образовательная деятельность 123
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 140
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ...145
- Социально-культурные и педагогические предпосылки музыкального образования школьников в условиях военного времени
- Программно-методическая работа по музыкальному образованию школьников
- Музыкальное образование учащихся в учебной и внеклассной работе
Введение к работе
Великая Отечественная война была периодом наивысшего напряжения духовных и физических сил всего народа. Анализируя истоки победы над фашистской Германией, участники войны в своих воспоминаниях, историки-исследователи в научных трудах единодушно приходят к выводу, что важнейшую роль в борьбе с врагом в те трудные годы сыграл духовный фактор, который проявлялся в отношении людей к происходящим событиям, к тяготам войны, к Отечеству и его защитникам. Так, писатель-фронтовик В.Л. Кондратьев подчеркивал, что "победил исконный, извечный народный патриотизм, победила любовь к своему Отечеству"1. Авторы монографий, газетных и журнальных статей, мемуаров приводят многочисленные факты проявления народом патриотических чувств на фронте и в тылу. Люди, переживая огромные трудности, совершали массовые боевые и трудовые подвиги во имя победы над врагом.
Литературный критик и поэт, участник войны А.Г. Коган определил одну из главных причин нашей победы как "сплочение душ людских вокруг единой цели".2 Одним из средств сплочения людей, важным фактором духовного единства народа, того общественного согласия, которое сыграло большую роль в борьбе с фашизмом, явилось искусство, в том числе музыка. Деятели музыкальной культуры — композиторы и исполнители активно способствовали своим творчеством повышению духовной мобилизованности общества. "Я вновь и вновь поражаюсь тому, какой насыщенной, интенсивной, несмотря на тяготы и лишения военного времени, была духовная жизнь нашего общества",— писал Д.Д. Шостакович, вспоминая годы войны.
Не случайно к данному периоду в истории нашей страны, сконцентрировавшему в себе огромный духовный потенциал, не ослабевает интерес ученых-историков, деятелей литературы и искусства, которых продолжает волновать нравственная природа подвига, духовный мир людей, одержавших победу. В настоящее время этот интерес закономерно повышается в связи с интенсивными поисками путей совершенствования современного российского общества.
Проблемы формирования социально ориентированной экономики, развития духовной культуры в нашей стране требуют выработки научно обоснованных социальных программ. Достаточно эффективно выполнить эту работу невозможно без опоры на исторический опыт существования государства. Наибольший интерес в этом плане представляют критические, переломные этапы развития общества. Анализ исторического опыта показывает, как в экстремальных условиях войны решались многие общественные проблемы на ограниченной материально-финансовой основе в обстановке осознания необходимости развития социальной сферы правительством страны, как в сложный период реализовывались возможности, обеспечивавшие социальный прогресс.
Актуальность изучения опыта работы школ в тот сложный исторический период значительно повышается в контексте происходящих в настоящее время социальных перемен, когда реформирование всех сфер общественного устройства, отказ от идеологических догм, классовых установок в политике государства породил, с одной стороны, определенный вакуум в духовной сфере, с другой — вызвал рост национального самосознания, понимание необходимости возрождения идей патриотизма и гражданственности как основы народного единства, важного фактора сохранения и развития государственности. Не случайно правительством страны принято в 2001 году постановление о государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы".
Необходимо отметить также, что в настоящий момент наблюдается слабая реализация воспитательного потенциала музыкального искусства в общеобразова тельной школе, в формировании позитивного отношения детей и подростков к названным выше идеям. Широкая пропаганда средствами массовой информации (телевидением, радио) зачастую антихудожественных явлений, использование нередко посредственных музыкальных сочинений в образовательном процессе приводит к девальвации духовных ценностей, определяющих основу национальной культуры, нравственное становление подрастающего поколения.
Обращение к опыту работы музыкантов-педагогов в рассматриваемый период истории государства может способствовать расширению возможностей более эффективного использования музыкального искусства в воспитании и образовании школьников, в формировании у детей эмоционально-нравственного отношения к окружающей действительности, гражданских и патриотических чувств, поскольку именно в годы Великой Отечественной войны данные направления в учебно-воспитательном процессе школы проявлялись особенно ярко.
Чтобы эффективно использовать богатейшее духовное наследие, оставленное нам предыдущими поколениями, необходимо его тщательно исследовать.
История Великой Отечественной войны, отдельных ее этапов воспроизведена в тысячах документальных публикаций, монографий, брошюр, газетных и журнальных статей. В последние годы появились новые работы: книги, статьи, в которых дан анализ материалов и документов, хранившихся в архивах и ранее бывших недоступными широкому кругу исследователей. Участники войны, среди которых есть известные писатели, ученые, опубликовали свои труды, где обнародовали независимые от идеологических клише недавнего прошлого суждения и выводы о прошедшей войне. Все это создает предпосылки для новых глубоких исторических исследований.
История развития отечественной музыкальной культуры в тот сложный период отображена в книгах, многочисленных публикациях, где рассказывается о значительном вкладе мастеров искусств в борьбу против фашизма, о роли художе ственной интеллигенции в сохранении культурных ценностей, в организации помощи фронту.1
История народного образования и школы в годы войны также получила отражение в работах ученых, педагогов и отдельных авторских коллективов.2
Среди многочисленных научных трудов необходимо выделить историко-педагогическое исследование обобщающего характера (докторскую диссертацию) С.А. Черника "Советская общеобразовательная школа в период Великой Отечественной войны", в которой автор показал развитие общеобразовательной школы, раскрыл содержание и особенности учебно-воспитательного процесса, формы и методы работы учителей, общественных организаций в условиях военного времени.
Получили научное осмысление и проблемы музыкального образования детей в годы войны. Отдельные стороны художественно-творческой, музыкально-образовательной деятельности той поры освещались в работах О.А. Апраксиной, К.В. Головской, М.Г. Плоховой, М.А. Румер, В.Н. Шацкой.1 Данные источники сыграли существенную роль в определении направления нашего исследования и явились основой для осмысления избранной проблемы. Так, О.А. Апраксина в своих статьях, учебных пособиях, рассматривая вопросы становления и развития музыкального воспитания, писала о некоторых формах и методах музыкальной деятельности в годы войны, об отдельных негативных сторонах программно-методической работы в то время, в частности, о формалистических элементах в программе по пению.
К.В. Головская и М.А. Румер, занимаясь проблемами развития детского творчества в те годы, освещали содержательный и историко-генетическии аспект данной темы. В.Н. Шацкая, рассматривая военный период, писала о научно-исследовательской и экспериментальной работе, проводившейся в годы Великой Отечественной войны. Как активный участник музыкально-воспитательной деятельности тех лет, В.Н. Шацкая в своих книгах делилась богатым опытом работы (в частности, по организации лекций-концертов для школьников), приобретенным, в том числе, во время войны. Доктор педагогических наук М.Г. Плохова в процессе исследования проблем развития эстетического воспитания в общеобразовательной школе за достаточно большой исторический период (1917-1967 гг.) подвергла анализу ряд вопросов музыкального образования в предвоенные и военные годы.
Однако некоторые вопросы истории школы этого периода не нашли должного отражения в научной литературе. Проблемы музыкального образования в школе военных лет изучены явно недостаточно. В педагогической науке остались практически неисследованными такие важные вопросы, как развитие теоретической и научно-методической мысли в области музыкального образования детей в рассматриваемый период, направления и содержание музыкально-образовательного процесса в школе военного времени, особенности и характер музыкально-образовательной деятельности во внешкольных учреждениях в годы войны. Изучение этих вопросов представляет большой интерес для современной теории и практики музыкального образования, поскольку результаты данного исследования могут способствовать совершенствованию деятельности педагогов и учащихся, что возможно при условии знания и активного использования позитивного опыта прошлого и учета его негативных сторон.
Необходимо отметить также, что в последнее время появились книги, диссертации, посвященные изучению истории музыкального образования учащихся на различных этапах развития школы советского периода.1 Однако предвоенные и военные годы остались за рамками этих исследований.
Таким образом, проблема исследования обусловлена противоречием между необходимостью совершенствования музыкальной деятельности в общеобразовательной школе в современных условиях, поиска новых путей повышения духовного потенциала современного общества на основе изучения и использования того лучшего, что было накоплено предшествующими поколениями педагогов-музыкантов, и отсутствием достаточно полного знания о развитии музыкального образования детей в нашей стране в годы войны.
В связи с вышеизложенным мы избрали тему исследования: "Музыкальное образование школьников в годы Великой Отечественной войны".
Объектом исследования является процесс музыкального образования детей в школах РСФСР в предвоенный период и в годы Великой Отечественной войны.
Предмет исследования: теоретико-методические основы и практика музыкального образования школьников в годы Великой Отечественной войны.
Цель исследования: в контексте культурно-исторического развития общества выявить и проанализировать основные тенденции, предпосылки, особенности развития музыкального образования школьников в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
• рассмотреть социально-культурную атмосферу в стране во время Великой Отечественной войны, выявить тенденции, социальные и педагогические предпосылки осуществления музыкально-образовательного процесса;
• проанализировать исследовательскую и программно-методическую работу педагогов-музыкантов, научных работников и практиков музыкального образования предвоенного и военного периодов;
• исследовать направления музыкально-образовательной деятельности, раскрыть особенности, содержание и формы музыкальной работы со школьниками в учебном и внеучебном процессе.
Гипотеза исследования основана на следующем предположении: в теоретико-методических разработках проблем музыкального образования и в практике сохранилась преемственность с довоенным периодом и одновременно, как ответ на требования времени, были актуализированы направления, связанные с формированием личностных качеств учащихся, с возможностью более эффективной реализации воспитательного потенциала музыкального искусства, тем самым были определены тенденции дальнейшего развития теоретической и практической деятельности музыкантов-педагогов.
Методологической основой исследования явились важнейшие философские положения о роли искусства в формировании духовности личности, взаимодействии этического и эстетического в музыке; личностно-деятельностный и историко-логический подходы в современной методологии обучения и воспитания; проблемы музыкальной психологии, получившие разработку в трудах А.Н. Леонтьева, В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, Б.М. Теплова и др.; концепции отечественного музыкального образования и воспитания, в частности, разработанные коллективами авторов под руководством Д.Б. Кабалевского, Ю.Б. Алиева.
Методы исследования: сравнительно-сопоставительный анализ, систематизация и обобщение нормативных документов, программно-методических материалов, периодических изданий, книг и статей, архивных материалов на основе принципа историзма; метод исторического интервью.
Источниковой базой исследования явились труды по истории Великой Отечественной войны, истории образования, педагогики, музыкального искусства и музыкального образования; программно-методические и нотные издания; педагогическая и музыкальная периодика; документы и материалы архивов:
— ГА РФ, где хранятся отчеты общеобразовательных школ, органов народного образования, содержащие обширную информацию о практике музыкального образования в годы войны;
— СПб ГАЛИ, в котором имеются планы, отчеты и другие материалы внешкольных учреждений, домов и дворцов культуры профсоюзов, театров, различных творческих и общественных организаций;
— НА РАО, фонды которого содержат протоколы совещаний по обсуждению учебных планов и программ, рукописи многих неопубликованных статей, докладов, научно-методических разработок, дающих возможность проследить развитие научно-методической мысли предвоенного и военного времени.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые подвергнуто анализу содержание музыкального образования детей в годы Великой Отечественной войны, выявлены социально-культурные и педагогические предпосылки организации эффективного музыкально-образовательного процесса, определены направления, формы, особенности его развития в школах и внешкольных учреждениях. В результате проведенной работы выявлено определенное противоречие между целями и задачами программных документов и требованиями, которые предъявлялись во время войны к учебно-воспитательному процессу в школе, определена роль музыкально-исполнительской деятельности школьников в развитии их личностных качеств, в формировании их отношения к окружающей жизни в период Великой Отечественной войны, введены в научный обиход новые архивные документы и материалы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что предпринятый в нем анализ направлений и проблематики музыкально-педагогических исследований, обобщение практического опыта педагогов-музыкантов в годы Великой Отечественной войны способствовали выявлению тенденций развития теории и практики музыкального образования, восполнению определенного пробела в истории педагогики, обогащению ее новыми, ранее неизвестными фактами, созданию предпосылок для разработки новых методических пособий, современных программ.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его материалы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных школ и внешкольных учреждений, включены в программно-методические материалы музыкальных и музыкально-педагогических учебных заведений для чтения курсов истории педагогики, истории, теории и методики музыкального образования. Материалы диссертации могут составить основу самостоятельных разделов в различных историко-педагогических изданиях.
На защиту выносятся следующие положения. 1. В теории и практике музыкального образования периода Великой Отечественной войны были:
— актуализированы направления, связанные с формированием идейно-нравственных качеств личности;
— выявлены эффективные пути реализации в воспитательном процессе нравственно-эстетического потенциала музыкального искусства;
— разработано педагогически целесообразное содержание и апробированы адекватные требованиям времени активные формы музыкально-образовательной деятельности, способствовавшие воспитанию патриотизма и гражданского самосознания школьников;
2. Основные направления музыкально-образовательной работы в рассматриваемый период, проявившиеся в реализации поставленных перед школой и внешкольными учреждениями задач воспитания у детей патриотизма, формирования личностных качеств (инициативы и самостоятельности, социальной активности), развития творческих способностей, приобщения их к общественно-политической и культурной жизни страны, организации культурного досуга учащихся, решения социальной проблемы детской безнадзорности, строились в соответствии с актуальными потребностями детей и сложившейся в обществе социально-политической ситуацией.
3. Выявленное в ходе исследования противоречие между формализованными, декларативными целями и задачами программных документов рассматриваемого периода и ориентирами духовной жизни общества успешно преодолевалось в музыкально-образовательной деятельности, которая осуществлялась на фоне патриотического подъема, в условиях возросшей социальной активности народа, что обусловило ее эффективность, новые возможности и особенности, свидетельствовавшие о развитии музыкального образования в условиях военного времени.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Основные положения и результаты, полученные в ходе исследования, были представлены в публикациях по теме диссертации, а также в докладах на региональной научной конференции "Проблемы развития хоровой самодеятельности" (Пермь, 1988 г.), на 1-ой научной конференции сотрудников ИУУ (Пермь, 1991 г.), обсуждались на заседаниях и методических семинарах кафедры музыки, использовались в лекционных курсах по "Истории и теории музыкального образования" на факультете музыки Пермского государственного педагогического университета.
Социально-культурные и педагогические предпосылки музыкального образования школьников в условиях военного времени
Обращение к теме музыкального образования школьников в годы Великой Отечественной войны обусловило необходимость анализа сложившейся в тот период социально-культурной ситуации в стране для того, чтобы определить параллельные и преемственные связи музыкально-образовательной деятельности в школах и внешкольных учреждениях с общественно-историческим и культурным процессом, выявить предпосылки осуществления научно-исследовательской, программно-методической и учебно-воспитательной работы по музыкальному образованию в условиях военного времени.
В истории нашего государства до недавнего времени было принято рассматривать предвоенные годы (1938 — июнь 1941) как начало нового периода в жизни общества. Состоявшийся в марте 1939 года XVIII съезд Коммунистической партии Советского Союза констатировал завершение реконструкции промышленности и земледелия, утвердил третий пятилетний план и определил основными задачами упрочение победившего социализма и постепенный переход к коммунизму. На съезде был сделан вывод, что к концу 1937 года (окончание второй пятилетки) в стране создана материальная база социализма, построена новая социалистическая культура.
Однако наряду с позитивными явлениями материальной и культурной жизни страны имели место негативные процессы, обусловленные недемократическим, тоталитарным характером государственного устройства. Об этом свидетельствуют, в частности, сталинские репрессии, которые привели к уничтожению миллионов граждан из всех слоев общества.
Массовые противоправные акции не обошли стороной и художественную интеллигенцию. Так, уничтожены были писатели И.Э. Бабель и Б.А. Пильняк, режиссер В.Э. Мейерхольд, арестована и сослана в лагерь Н.И. Сац (впоследствии — директор и художественный руководитель Государственного детского музыкального театра). Жертвами репрессий оказались многие деятели литературы и искусства, артисты и музыканты. Физик и музыкант Л.С. Термен рассказывал о том, как во время пребывания в ссылке в Колымских лагерях в конце 30-х годов ему удалось собрать из заключенных симфонический оркестр, исполнивший "Болеро"
Жесткие идеологические установки, нетерпимость ко всему, что не совпадало с генеральной линией коммунистической партии, приводили к официальной борьбе государства с прогрессивно мыслящими писателями и композиторами, актерами и режиссерами. Двумя редакционными статьями в газете "Правда", опубликованными в январе и феврале 1936 года, началась борьба с формализмом в музыкальном искусстве. Статьи были направлены против музыки Д.Д.Шостаковича: "Сумбур вместо музыки" (об опере "Леди Макбет Мценского уезда") и "Балетная фальшь" (о балете "Светлый ручей"). В результате композитор оказался в опале, которая широко применялась в те годы как средство насильственного давления на деятелей культуры.
Непонимание властей, необоснованная критика деятельности мастеров искусств, угрозы физической расправы оказывали негативное влияние на развитие культуры в стране. Однако в жизни общества одновременно с трагическими событиями происходили и высокие свершения. Неподдельный энтузиазм людей, одухотворенных идеей построения нового справедливого общества, — факт истории 30-х годов. Дух оптимизма, вера в светлое будущее нашли свое воплощение во многих произведениях искусства того времени. Об этом, в частности, свидетельствует творческое наследие таких крупных художников, как кинорежиссер Г.В. Александров и композитор И.О. Дунаевский. Песни из кинофильмов "Волга-Волга", "Цирк" и других их совместных работ знали все. Их пели с искренним чувством взрослые и дети как на праздничных демонстрациях, так и в повседневной жизни. Они вызывали у людей чувства патриотизма, единения, уверенности в будущем. Слова и мелодии их легко запоминались, были близки и понятны народу. Именно такое искусство, отвечающее потребностям, чувствам и настроениям людей, мобилизующее их на трудовые подвиги во имя Родины, выполняло важные социальные функции и пользовалось всемерной поддержкой правительства. Оно помогало государственному пропагандистскому аппарату культивировать в обществе настроение оптимизма, представление о неисчерпаемости народных сил, о безграничных возможностях нового общественного строя, и деятели культуры принимали в этом активное участие.
Годы войны отмечены активизацией творчества композиторов. Патриотический энтузиазм, охвативший страну, обусловил характер и интенсивность их труда. "Никогда еще композиторская мысль и мысль о музыке не работали с таким напряжением творческих сил и художественной воли; никогда сознание народной потребности в искусстве, а отсюда чувства ответственности за свою творческую работу и долга перед Родиной не были так велики, как теперь, во время войны", — писала газета "Литература и искусство".1
Примером подлинного трудового героизма может служить творческий подвиг Б.В. Асафьева, о котором вспоминал Д.Д. Шостакович: "Работы Асафьева за первые полтора года Отечественной войны, проведенные им в Ленинграде, — образец высокого патриотизма и беспримерного творческого подвига. В трудней 17 ших условиях блокады, терпя лишения, большей частью при свете коптилки, в
бомбоубежище театра имени Пушкина Асафьев создал такое количество и музыкальных произведений, и разных книг о музыке, каких другому человеку хватило бы на целую жизнь". Огромное количество сделанного одним человеком (более ста печатных листов статей и монографий, балет "Милица", хореографическая трилогия на пушкинские сюжеты: "Граф Нулин", "Царевна Лебедь", "Домик в Коломне", музыкальная монодрама "Медный всадник", цикл прелюдов и ноктюрнов для фортепиано) и "... при столь исключительных обстоятельствах кажется просто невероятным. Если все же это оказалось возможным, то только потому, что весь этот гигантский труд направлялся всепроникающей мыслью о служении Родине, великим чувством любви к ней, страстным желанием в дни суровых испытаний быть вместе с народом. Совсем не случайно среди огромного количества созданного Асафьевым в дни войны центральное, доминирующее место занимают статьи и исследования о русской классической и советской музыке, проблемы, связанные с русским национальным стилем".1
Напряженно и плодотворно работали в те годы С.С. Прокофьев и Д.Д. Шостакович, Н.Я. Мясковский и А.И. Хачатурян, В.П. Соловьев-Седой и А.В. Александров, В.А. Белый, В.Г. Захаров, Д.Б. Кабалевский, А.Г. Новиков и многие другие композиторы. Стремление авторов воплотить в своем творчестве происходящие события, выразить сильные и глубокие чувства привело к созданию новых опер и балетов, большого количества симфонических, камерно-инструментальных и кантатно-ораториальных сочинений.
Программно-методическая работа по музыкальному образованию школьников
Важной составляющей музыкально-образовательного процесса является его программно-методическое обеспечение: учебные программы, пособия, методические разработки, рекомендации, нотные издания. Именно в программно-методической документации отражаются основные тенденции и направления развития музыкального образования. В этой связи необходимость анализа названных источников представляется очевидной. Последовательность анализа — программы, учебно-методические пособия, нотные издания — продиктована логикой создания необходимой для качественного обеспечения учебно-воспитательного процесса по музыке документации.
Обращаясь к исследуемому периоду, отметим, что Великая Отечественная война помешала реализации в учебном процессе созданной в 1940-1941гг. новой программы по музыке и пению для общеобразовательной школы. Проект ее появился в результате многолетней работы теоретиков и практиков музыкального образования по определению путей, ведущих к осуществлению единства, гармонического равновесия воспитания и обучения в процессе музыкальной деятельности на уроке. Особенно интенсивные поиски в этом направлении начались после известных постановлений ЦК ВКП(б): "О начальной и средней школе"(1931г.) и "Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе"(1932г.).
Подвергнув критике некоторые стороны существовавшей в то время системы обучения и воспитания подрастающего поколения, ЦК партии потребовал ее перестройки. Прежде всего, это отразилось на программно-методической работе. Если в предшествующие годы (до названных постановлений) в педагогической практике учителя, часто, решали учебно-воспитательные задачи, не придавая большого значения формированию у школьников соответствующих знаний и навыков, новые программы этого периода ориентировали преподавателей всех дисциплин на более глубокое изучение учебного материала. В педагогическом процессе наметился крен в сторону обучения. Тенденция преобладания обучающих факторов затронула и музыкальное образование в школе.
Первые результаты работы по пересмотру в свете партийных постановлений целей и задач, содержания музыкальных занятий были зафиксированы в программе "Музыка" 1933 года. По сравнению с предыдущими эта программа отличалась большей структурной определенностью, появился раздел "Навыки и знания", расширился репертуар по пению и слушанию музыки. В начальной школе формирование навыков и знаний предусматривалось по трем видам музыкальной деятельности: пению, слушанию и движению под музыку. Хотя музыкальная грамота не была выделена в самостоятельный раздел, занятия ею пронизывали все основные виды работы на уроке: предусматривалось обучение пению по нотам, в процессе слушания музыки учащиеся должны были знакомиться с основами музыкальной речи, а во время занятий по движению вырабатывались такие навыки, как передача в движении характера музыкального произведения, его ритма, темпа, размера и других музыкально-выразительных средств. Думается, предлагаемые способы изучения материала способствовали целостности уроков, эффективному использованию учебного времени, что немаловажно для формирования интереса у младших школьников к музыкальной деятельности, повышения их активности в процессе музыкальных занятий.
Большое внимание в программе уделялось развитию у школьников "навыков самоорганизации". Начиная со второго класса, учащиеся должны были уметь самостоятельно запевать песни и дирижировать. В 4-м классе уже специальный раздел "Организационные навыки" зафиксировал умения ставить инсценировки и пляски, проводить с младшими детьми игры, организовывать с ними массовые пляски и пение и т.д.
Хотя требования для учащихся данного возраста, вероятно, и были завышены (во всяком случае, для большинства детей), стремление авторов программы дать учителям руководство по формированию организационных навыков, несомненно, должно было способствовать более активному развитию личностных качеств школьников.
Из программы "Музыка" для средней школы исключалось движение, вместо которого одним из основных видов деятельности становилось изучение музыкальной грамоты. Большое значение на уроке приобретало также слушание музыки, так как работу в 5-х—8-х классах предлагалось строить вокруг изучения тем: "Русское народное музыкальное творчество и его использование в культурной музыке" (5 кл.), "Музыка эпохи Великой французской революции" (7 кл.), "Музыка после Октября в СССР и капиталистических странах" (8 кл.), а также в связи с изучением творчества отдельных композиторов. В то же время для вокально-хоровой работы на уроке оставалось все меньше места: в начальной школе достаточно много времени уделялось движению, в средней — слушанию. Важнейший вид музыкального исполнительства детей — хоровое пение — не нашел должного отражения в программе, вопросы музыкально-певческой деятельности проработаны в ней явно недостаточно. Так, профессор О.А. Апраксина справедливо отмечала: "Певческие навыки и по объему и по детальности разработки значительно уступали навыкам и знаниям по музыкальной грамоте (куда входили знания, связанные и со слушанием), а главное, вокальный репертуар в значительной его части был весьма труден, а иногда вовсе непосилен для детей".1 Действительно, к примеру, для пения в 6 классе рекомендовались: "Песня варяжского гостя" из оперы Н.А. Римского-Корсакова "Садко", "Песня Леля" и "Хор птиц" из его же оперы "Снегурочка"; в 7 классе — произведения Ф. Шуберта "Смелый пловец" и "Лесной царь", хор "Сватушка" из оперы А.С. Даргомыжского "Русалка" и т.д.
Музыкальное образование учащихся в учебной и внеклассной работе
Тяжелые условия военного времени (сокращение сети школ и внешкольных учреждений в связи с использованием их зданий для военных целей, перемещение большого числа школьников из прифронтовых и оккупированных районов вглубь страны, мобилизация и добровольный уход на фронт значительного числа учителей, трудности в материально-техническом обеспечении учебного процесса) не могли не сказаться на учебно-воспитательной работе в целом и на музыкальном образовании учащихся в частности. По решению Наркомпроса уроки пения в учебном плане школы были сокращены, преподавание их сохранялось лишь в начальных классах (с 1-го по 4-й) и возлагалось на учителя, ведущего все другие предметы. В школах, работавших в 3 смены, уроки искусства — пение и рисование — вообще исключались из учебного плана.
Сложившаяся ситуация была обусловлена не только трудностями военного времени. Недооценка музыкального образования в школе проявилась еще в довоенные годы. Как подчеркивает М.Г. Плохова в исследовании "Становление и развитие эстетического воспитания в советской школе и педагогике (1917-1967)", партийно-государственная политика в области эстетического воспитания в 30-е годы характеризовалась несоответствием провозглашаемых высоких лозунгов действительным возможностям их реализации. В постановлениях ЦК ВКП(б) начала 30-х годов не только не давалось каких-либо указаний о проведении работы по эстетическому воспитанию в школе, но не содержалось самих понятий "эстетическое воспитание", "музыкальное воспитание". В этой связи М.Г. Плохова справедливо отмечает, что постановления, по существу, игнорировали предметы эстетического цикла. Это не могло не отразиться на развитии музыкального образования в школе, где, несмотря на все усилия музыкантов-педагогов, положение уроков музыки не улучшалось. К ним складывалось определенное отношение органов народного образования и педагогических коллективов как к урокам второстепенным, не требующим внимания.
Наркомпрос еще более усугублял положение, фактически содействуя сокращению объема музыкально-образовательной работы в школе. Количество часов на музыкальные занятия в учебных планах целенаправленно уменьшалось. Как отмечала К.В.Головская, ".. .сначала музыки не стало в 10-ом классе, потом в 9-ом, потом в 8-ом классе..., затем часы на музыку были исключены из 7-го класса.. .и1 Газета "Правда" писала в этой связи: "...Мудрые наркомпросовские постановления, можно сказать, "высадили" музыку из классов общих школ и перевели ее на положение внешкольно-кружкового предмета".
В конце 30-х годов неоднократно ставился вопрос о том, чтобы уроки музыки исключить из учебных планов средней школы и ограничиться рамками программы начальных классов, что и было сделано с началом Великой Отечественной войны.
Свидетельством явной недооценки значения музыкального образования детей в школе в довоенные годы являлись также плохие материальные условия для его развития, многочисленные организационные трудности, с которыми приходилось сталкиваться учителям. На Всесоюзной конференции по детскому музыкальному воспитанию, состоявшейся в декабре 1936 года, отмечались такие недостатки, как отсутствие музыкальных инструментов и специальных помещений для занятий. Учителям музыки приходилось проводить уроки в коридорах, столовых и даже в спортивных залах одновременно с занятиями по физкультуре. Плохое состояние имевшихся музыкальных инструментов характеризовалось такими примерами: рояль на одной ножке и двух табуретках, порванные струны.
Особенно остро вопросы материального обеспечения учебного процесса по музыке стояли перед сельскими школами. Педагог Павловской начальной школы Семендурского сельского совета Пинжанского района Кировской области Унжа-нова отмечала: "В программе указаны названия песен, названия музыкальных инструментов, указано изучение биографий композиторов и т.д., но как раз ни того, ни другого, ни третьего у учителя нет..."1
Именно в 30-е годы в общеобразовательной школе сложилась ситуация, при которой уроки искусства в начальной школе должны были преподавать не специалисты, а учителя начальных классов, ведущие все предметы. Вследствие слабой музыкальной подготовки или ее полного отсутствия большинство учителей начальной школы не могли выполнить даже минимальных требований программы. Для этого нужно было уметь петь по нотам, знать методику певческого воспитания, чтобы обучать детей основам вокально-хоровой техники и помогать им овладевать необходимым минимумом песенного репертуара; нужно было также обладать определенной музыкальной эрудицией, позволявшей осуществлять музыкально-образовательную деятельность во время слушания и элементарного анализа музыкальных произведений. В арсенале профессиональных качеств многих учителей начальных классов необходимые знания и умения для проведения музыкальной работы или отсутствовали, или их было явно недостаточно.
Нередко уроки искусства заменялись другими занятиями. Известный педагог-методист, учитель музыки школы №517 г.Москвы Н.П. Тугаринов в докладе на Всесоюзной конференции 1936 года цитировал некоторые выдержки из писем педагогов общеобразовательных школ, подтверждавших наличие подобной практики. В одном из писем говорилось, что учителя ".. .готовы заменить эти предметы чем угодно, лишь бы только не вести тот предмет, который они сами не знают и вести его не могут..."
Только с 5-го класса уроки передавались педагогам-музыкантам. Если учесть, что с 1932 года уроки музыки были предусмотрены учебным планом по одному часу в неделю с 1-го по 7-ой классы, а с 1937 года — с 1-го по 6-ой, то можно предположить, что усвоение учащимися программы за 2-3 года вместо положенных 6-7 лет проходило с большими сложностями.
Далеко не все музыканты-педагоги готовы были преодолевать многочисленные трудности, психологические барьеры сложившейся в те годы практики — многие из них уходили из школы. В 1936/1937 учебном году в Москве имелось около 100 вакантных мест учителей музыки. В 1940 году на одном из совещаний работников образования Московской области Н.П. Тугаринов привел показательный пример: в течение 1939/1940 учебного года из школ Кировского района г. Москвы ушли 47 из 61 преподавателей музыки.2 Не меньшие сложности испытывали в этом отношении другие города и районы страны.
Государство пыталось решить данную проблему путем подготовки специалистов в различных профессиональных учебных заведениях. В консерваториях существовали музыкально-педагогические факультеты, готовившие специалистов высшей квалификации: преподавателей для педагогических и музыкально-педагогических техникумов, методистов, руководителей кружков и коллективов для домов и дворцов пионеров, домов художественного воспитания. Подготовкой учителей пения для общеобразовательных школ занимались музыкально-педагогические техникумы и отделения детского музыкального воспитания (ДМВ) музыкальных училищ.