Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культуросообразность образования. Педагогический опыт России XVIII-XX вв (Педагогический опыт России.) Булкин Алексей Петрович

Культуросообразность образования. Педагогический опыт России XVIII-XX вв (Педагогический опыт России.)
<
Культуросообразность образования. Педагогический опыт России XVIII-XX вв (Педагогический опыт России.) Культуросообразность образования. Педагогический опыт России XVIII-XX вв (Педагогический опыт России.) Культуросообразность образования. Педагогический опыт России XVIII-XX вв (Педагогический опыт России.) Культуросообразность образования. Педагогический опыт России XVIII-XX вв (Педагогический опыт России.) Культуросообразность образования. Педагогический опыт России XVIII-XX вв (Педагогический опыт России.)
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Булкин Алексей Петрович. Культуросообразность образования. Педагогический опыт России XVIII-XX вв (Педагогический опыт России.) : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2003 360 c. РГБ ОД, 71:04-13/80

Введение к работе

Реферируемая диссертация посвящена выявлению закономерностей становления и развития отечественного образования в период XVIII-XX вв., их теоретическому осмыслению и систематизации. Представленная в диссертации концепция социокультурной динамики образования, являясь современным выражением принципа культуросообразности образования, позволяет анализировать состояние отечественного образования и прогнозировать тенденции его развития в меняющемся социокультурном контексте XXI века.

Актуальность исследования обусловлена как необходимостью философского, теоретико-методологического и педагогического осмысления опыта становления и развития образования в эпоху,- когда во всем мире и в нашей стране происходят процессы зарождения новой образовательной парадигмы, так и необходимостью развивать современное и будущее образование на основе преемственности традиций и новаторства.

Диссертант исходит из положения о том, что педагогика базируется на двух основополагающих принципах, отражающих природную и общественную сущность человека, принципах природосообразности и культуросообразности, и что с последним связано одно из наиболее перспективных направлений историко-методологического анализа развития отечественного образования.

Принцип культуросообразности имплицитно присутствует в большинстве отечественных педагогических концепций. В конце XVIII века - в учении о роли воспитания в формировании новой породы людей И.И. Бецкого и Екатерины Второй; в XIX веке - в ряде концепций: теории общечеловеческого образования Н.И. Пирогова, в виде принципа народности воспитания К.Д. Ушинского, теории свободного воспитания Л.Н. Толстого, К.Н. Вентцеля; в начале двадцатого столетия - в педагогике как прикладной философии СИ. Гессена, в последуюіци?ічіі<ЩЦ^іШч. jj> педагогике

воспитания в коллективе Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др.

При разнообразии позиций авторов указанных концепций их объединяет общий методологический подход - исследование феномена образования во взаимодействии с обществом и культурой, ориентация образования на характер культуры, ее ценности, детерминированность образования социокультурной средой и рассмотрение сферы образования как фактора стабилизации и развития этой среды.

Рассмотрение целостного педагогического процесса, связей образования
и общества, вопросов воспитания нравственности, долга и служения
национальным интересам, не сопровождалось исследованием самого
принципа культуросообразности образования. Проблема

культуросообразности образования как самостоятельная научная проблема в отечественной педагогической мысли до сих пор не ставилась и не разрабатывалась.

Во второй половине 80-х годов XX столетия в связи с переориентацией общества на новые типы социальных и экономических отношений, становлением новой культурной парадигмы возрастает внимание к проблемам методологии педагогики. Обращение к человеку как главному достоянию возродило антропологический подход к педагогическим проблемам (Б.М. Бим-Бад, В.Г. Безрогое, Г.Б. Корнетов, В.И. Максакова и др.); внимание общества к проблеме ценностей повлекло за собой появление нового раздела педагогики - педагогической аксиологии (М.В. Богуславский, З.И. Равкин, Г.Б. Корнетов, В.Г. Пряникова и др.). Усложнение и рост образовательных проблем стимулировали разработку системного анализа образования (Э.Н. Гусинский, В.В. Краевский, Ю.И. Турчанинова, П.Г. Щедровицкий и др.); активизировали интерес к проблемам психологии образования (В.В. Давыдов, И.И. Ильясов, В.И Слободчиков и др.); педагогическОй^^рлогии (А-А. Вербицкий, Н.Н. Нечаев, А.В. Петровский

и др.); философии образования (Б.С. Гершунский, О.В. Долженко, В.М. Розин и др.); культурологии образования (И.В. Бестужев-Лада, А.С. Запесоцкий, Н.Б. Крылова, А.В. Мудрик и др.). В Российской академии образования в рамках комплексной программы "Образование в контексте развития культуры на рубеже XXI века" разрабатывается концепция культуросообразного образования (В.Т. Кудрявцев, В.И. Слободчиков, Л.В. Школяр).

Объектом исследования выступает процесс становления и развития отечественного образования в XVIII-XX вв., а предметом исследования -закономерные связи и отношения, возникающие во взаимодействии образования с обществом и культурой.

Цель исследования - разработка концепции социокультурной динамики образования, основанной на анализе педагогического опыта России, реконструировании историко-образовательногоо процесса, обобщении накопленного массива знаний в педагогике, истории образования, социологии, философии, культурологии, аксиологии об объективном процессе развития образования, закономерностях развития самой педагогической науки.

Задачи исследования:

- разработать и теоретически обосновать интегративный подход к
выявлению и анализу закономерностей становления и развития образования
в социокультурном контексте, выявить особенности реализации принципа
культуросообразности образования в контексте опыта России, уточнить
содержание принципа культуросообразности образования и его значение для
определения социальной и культурной сущности образования, движущих
сил и тенденций его развития, ценностных оснований и ориентиров
образования;

- выявить типы социальных отношений России исследуемого периода,
определяющих структуру образовательных систем, социальный состав

учащихся, государственную и общественную востребованность образования, рассмотреть обучение как фактор социальной мобильности;

разработать периодизацию культурного процесса России, определяющего педагогический процесс, его динамику и модификацию содержания воспитания и образования;

разработать типологию культурных образцов, являющихся объектом притязаний ведущих классов и сословий России в различные периоды ее развития для определения целей образования;

выявить ценностные характеристики личностных образцов ведущих классов и сословий российского общества в качестве ориентиров для определения субъектов и содержания педагогического процесса;

провести философско-аксиологический анализ двух основных видов образования (формального и материального) в различных исторических и социокультурных контекстах;

Методологическую основу исследования составляет

междисциплинарный системный подход, комплекс философско-культурологических идей - об обусловленности педагогических явлений социальной и культурной средой; о включенности феномена образования в историко-культурное движение и о его влиянии на этот процесс; о динамике культуры и смене культурных парадигм; об изоморфности архитектоники системы образования архитектонике культуры; о ценностях как ядре культуры и ориентирах образовательного процесса и его узловых звеньев и т.п. В исследовании используются: концепция типов социальных отношений (К. Маркс), теория культурных суперсистем (П.А. Сорокин), понятие личностного образца (М. Оссовская), концепция модусов "иметь" и "быть" (Э. Фромм). В соответствии с междисциплинарным системным подходом методы исследования сочетают способы, приемы, принципы, разработанные в различных науках, в том числе историко-сравнительный метод, методы ретроспективного анализа, типологизации, анализа и синтеза, исторического

и логического, индукции и дедукции, аспектный подход, принципы целостности, логической непротиворечивости, дополнительности.

Теоретическую базу исследования составили труды классиков отечественной и зарубежной педагогики.

Проблема исследования предопределила форму работы с педагогическими сочинениями, содержащими теоретический и конкретный фактологический материал. В трудах И.И. Бецкого, Ф.И. Буслаева, М.Ф. Владимирского-Буданова, Н.М. Карамзина, П.Ф. Каптерева, Н.И. Новикова, Н.П. Пирогова, И.П. Пнина, П.Г. Редкина, В.В. Розанова, М.М. Сперанского, В.Н. Татищева, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др. мы ориентируемся не на авторские теоретико-методологические и педагогические воззрения, а на отражение в их учениях конкретно-исторического состояния образования и его включенность в общество и культуру.

Интегративный характер исследования предполагает привлечение результатов исторических изысканий, положений культурологии, философии, этики, социологии, истории отечественного образования.

Исследование связей культуры и общества, культуры и образования, языка и культуры, выявление социально-культурной сущности образования, его социальных функций, соотнесенности образования с культурными ценностями общества опиралось на труды В.Г. Белинского, Н.А. Бердяева, СИ .Гессена, В.В. Зеньковского, В.О. Ключевского, П.Н. Милюкова, Г.В. Плеханова, А.С. Пушкина, П.Я. Чаадаева, Г.Г. Шпета и др., на работы С.Ф. Егорова, Э.В. Ильенкова, Д.С. Лихачева, М.К. Мамардашвили, Н.Д. Никандрова, Е.Г. Осовского, З.И. Равкина, П.А. Сорокина, Ф.А. Фрадкина и др.

При разработке культурно-педагогических вопросов использовались труды М.И. Демкова, П.Ф. Каптерева, Д.И. Латышиной, Е.Н. Медынского и др. При анализе проблемы "образование русского дворянина" учитывались работы К.П. Королевой, Ю.М. Лотмана, О.С. Муравьевой.

К разработке вопросов становления и функционирования воспитания и образования как социальных институтов, занимающихся трансляцией и адаптацией культурных ценностей' в обществе, привлекались результаты исследований А.С. Ахиезера, Г.П. Выжлецова, М.С. Кагана, А.В. Мудрика, В.М. Розина, Н.С. Розова и др.

При изучении вопросов социально-культурной сущности воспитания и образования, принципов их функционирования, места и роли в общественной жизни, культурных ценностей как ориентиров воспитания и образования привлекались результаты диссертационных исследований (Т.А. Гололобова, 1998; Е.Н. Гринько, 1999; Г.И. Гумерова, 1998; Н.А. Люрья, 1997; М.А. Лукацкий, 1999; В.А. Ручин, 1999; О.В. Спесивцева, 1995; Н.И. Шевченко, 1998; В.М. Лобзаров, 2000; О.В. Лысенко, 1998; В.Я. Нечаев, 1998), учебных пособий по курсам "Философия и история образования" (И.Н. Андреевой, 1999; Г.Л. Ильина, 1999; А.Л. Михащенко, 1998; Л.А. Степашко, 1999; Н.К. Чапаева, 1998), "Педагогической антропологии" (разработки Б.Г. Ананьева, В.Г. Безрогова, Б.М. Бим-Бада, Е.Г. Ильященко, О.Е. Кошелевой и др.), по философским, педагогическим, культурологическим, социологическим и другим аспектам образования.

Источники исследования: материалы и документы, отражающие развитие истории педагогики и образования в России; труды отечественных и зарубежных философов, историков, педагогов; философская, социологическая и культурологическая литература, а также работы по истории, этнографии, антропологии, психологии и другим отраслям обществознания и человековедения, содержащие в себе материалы по проблематике диссертационного исследования и смежным вопросам; законодательные акты; справочные издания - педагогические, философские, культурологические энциклопедии и словари, мемуары, воспоминания, публицистическая литература.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. принцип культуросообразности в том или ином виде отражается в педагогических учениях каждого периода и проявляется на всех этапах становления и развития отечественного образования XVIII-XX вв. Выявление механизмов взаимодействия социума, культуры и образования в разные исторические эпохи предоставляет исследователю эффективный методологический инструмент познания и прогнозирования закономерностей и тенденций развития образовательных систем России и других европейских стран;

  2. социальными детерминантами образования выступают общественные отношения, определяющие структуру системы просвещения в целом, принципы ее организации, идеологическую направленность, содержание обучения, социальный состав учащихся, государственную и общественную востребованность образования и специфику его ценности в зависимости от типа социальных отношений. Типологизация социальных отношений позволяет увидеть тенденции развития сферы образования и открывает перспективы прогнозирования ее изменений;

3) культурными детерминантами образования является комплекс связей
и отношений (обозначаемый как тип культуры, культурная система),
который базируется на доминирующей, главной в данный исторический
период культурной ценности. В отечественном историко-культурном
процессе можно выделить пять периодов (типов культур), в каждом из
которых образование занимает определенное место и выполняет присущую
ему роль. Социальные и культурные детерминанты образования,
отражающие тип общественных связей и тип культуры, составляют
социокультурный контекст образовательного процесса, характерного для
каждого конкретно-исторического периода развития России;

4) ценности, являющиеся ориентирами для определения целевых,
содержательных, нравственных, структурно-управленческих и иных

установок образовательного процесса, концентрируются в социально востребованном типе личности данного общества. Наиболее эффективным средством познания востребованной личности является социокультурное понятие "личностного образца", в котором представлены обобщенные характеристики больших общественных групп и классов, для которых личностный образец выступает как цель притязаний. С педагогической точки зрения понятие "личностный образец" детерминирует содержание таких понятий, как "цель образования", "субъект образования", "объект воспитания", "содержание образования", "содержание воспитания", "дифференциация образования", "стандарт образования" и другие;

  1. стратегию образовательного процесса задают два вида образования (формальное и материальное). Социально-педагогический подход к пониманию их сути и соотношения следует искать в способе существования, лежащем в основании структурализации и иерархизации жизненных ценностей человека, малых и больших социумов, всего общества. Модусы образа жизни ("быть" и "иметь") как философские основания иерархизации и структурализации ценностей позволяют обосновать приоритет той или иной формы образования, выявить принципы отбора его содержания, разработки и использования средств, методов, приемов, технологий обучения и воспитания;

  2. предложенная концепция социокультурной динамики образования может служить основанием для теоретического анализа феномена образования, что открывает новые возможности реализации принципа культуросообразности в изучении ключевых педагогических проблем. Концепция социокультурной динамики образоваения может послужить эффективным средством прогнозирования стратегической политики в области отечественного и европейского образования.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

впервые в отечественной педагогике разработана периодизация историко-культурного процесса развития образования России, позволяющая выявить динамику образования в меняющемся социокультурном контексте;

впервые конкретизированы и концептуализированы положения о социокультурных детерминантах образования и воспитания, что способствует познанию их места и роли в обществе, выявлению тенденций, прогнозированию развития отечественного образования, выявлению его самобытности,;

- впервые разработана типология личностных образцов ведущих классов
и сословий России разных исторических периодов, что позволяет установить
цели, субъекты и содержание педагогического процесса.

- впервые проведен философско-аксиологический анализ основных
видов образования (формального и материального), позволяющий
определять стратегические направления развития педагогического процесса
в различных социокультурных контекстах.

Теоретическая значимость исследования заключается:

- в разработанной концепции социокультурной динамики образования,
позволяющей выявлять условия, движущие силы и динамику становления и
развития образования на каждом конкретно-историческом этапе жизни
российского общества. Концепция социокультурной динамики образования
может быть использована научными и учебными заведениями в качестве
эффективного теоретико-методологического инструмента анализа тенденций
развития систем образования России и других европейских стран.

- в разработке и методологическом обосновании интегративного системного подхода к анализу развития педагогического процесса, проведении комплексного междисциплинарного исследования принципов и закономерностей становления и развития образования в меняющемся социокультурном контексте;

- в определении социальных и культурных детерминант становления и развития образования;

- в выявлении системы ценностных оснований и ориентиров педагогического процесса.

Практическая значимость исследования заключается в использовании полученных результатов в лекционных курсах и спецкурсах по педагогике, истории педагогики и образования, сравнительной педагогике, педагогической антропологии, философии образования, при написании учебников и учебных пособий, разработке учебных программ.

Обоснованность и достоверность проведенного исследования обеспечивается объемом и разнообразием материала исследования, применением методологии, адекватной объекту, предмету, цели и задачам диссертации, доказательностью и непротиворечивостью результатов, возможностью использования концепции социокультурной динамики образования в теоретико-научной и практической работе, в преподавании педагогических, философских, культурологических дисциплин.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования докладывались на международных, всероссийских и межвузовских научных конференциях (Москва, 1993,1994,1998,1999,2001, 2002; Санкт-Петербург, 1994; Минск, 1994, 1995; Нижний Новгород, 1997), представлены в монографии, изданной Российским гуманитарным научным фондом (Проект № 01-06-160129) и ряде статей. Материалы исследования используются в учебном курсе "Педагогическая антропология", читаемом диссертантом в Московском государственном лингвистическом университете. ., Структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, списка литературы и приложения.

Похожие диссертации на Культуросообразность образования. Педагогический опыт России XVIII-XX вв (Педагогический опыт России.)