Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса в сельской национальной школе Семенова Александра Дмитриевна

Этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса в сельской национальной школе
<
Этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса в сельской национальной школе Этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса в сельской национальной школе Этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса в сельской национальной школе Этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса в сельской национальной школе Этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса в сельской национальной школе Этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса в сельской национальной школе Этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса в сельской национальной школе Этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса в сельской национальной школе Этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса в сельской национальной школе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Семенова Александра Дмитриевна. Этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса в сельской национальной школе : 13.00.01 Семенова, Александра Дмитриевна Этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса в сельской национальной школе (на примере Республики Саха (Якутия)) : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 Якутск, 2005 369 с. РГБ ОД, 71:07-13/50

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Этнопедагогические предпосылки учебно-воспитательного процесса в сельской национальной школе .

1.1. Сущность и содержание этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в сельской школе

1.2. Этнопедагогические истоки содержания учебно-воспитательного процесса сельской национальной школы .

1.3. Модернизация содержания образования на этнопедагогической основе.

ГЛАВА 2. Этнопедагогизация технологии обучения в аспекте современных требований к образованию и воспитанию .

2.1. Коллективный способ обучения в контексте этнопедагогических традиций .

2.2. Технология взаимообучения в условиях модернизации системы образования.

2.3. Содержание и результаты экспериментальной работы по внедрению технологии взаимообучения в сельских национальных школах Республики Саха (Якутия).

ГЛАВА 3. Научно-методическое обеспечение этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса как условие повышения эффективности работы сельской школы .

3.1. Подготовка сельского учителя к этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в системе профессионального образования . 211

3.2. Методическое обеспечение процесса этнопедагогической подготовки сельского учителя. 235

3.3. Основные направления совершенствования этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в сельской национальной школе. 263

Заключение 285

Литература 294

Приложения

Введение к работе

Актуальность исследования. В настоящее время одним из важнейших направлений государственной политики в регионах Российской Федерации является возрождение системы национального образования (Закон Российской Федерации «Об образовании», статья 2). В 1990 г. Министерством образования Российской Федерации была принята концепция по формированию национальных систем образования. В ней указано, что система образования тесно связана с национальными традициями. Образование - это одна из постоянных сфер исследовательской и проектной деятельности человечества. В современном взаимосвязанном и взаимозависимом мире необходимо решить задачу создания высокоэффективной образовательной системы, основанной на принципах гуманизации, ориентации на личность, интеграции народной педагогики, этнопедагогики и научной педагогики.

Возрождение сельской национальной школы происходит с учетом региональных особенностей, основой которых является традиционная культура воспитания. Поэтому этнопедагогическая концепция национальной школы Российской Федерации является ведущей для дальнейшего развития системы образования и при ее внедрении основное внимание было уделено совершенствованию содержания обучения. Обращение к народным истокам является актуальной темой современности и требует изучения не только педагогических, но и философских, социальных, психологических и других ее аспектов. Возрождению народных традиций способствовала концепция обновления и развития национальной школы Республики Саха (Якутия). В Республике Саха (Якутия) за последние годы в этом направлении сделаны определенные шаги: создана новая законодательная база, реализована этнопедагогизация содержания обучения, разработаны новые учебные планы, программы, учебники, введены новые учебные предметы, появились многообразные модели учебных заведений (гимназии, лицеи, школы-комплексы, школы с углубленным изучением ряда предметов, кочевые школы, частные школы и т.п.). Расширился спектр применяемых в школе развивающих образовательных технологий (В.В. Давыдов, В.К.

Дьяченко, Л.В. Занков, М. Монтессори, С. Френе, Р. Штейнер, Д.Б. Эльконин и другие). Многие педагогические коллективы включились в инновационную работу по сохранению языков, приобщению подрастающего поколения к материальной и духовной культуре своего народа, его традициям, по формированию национального самосознания. Решение этих проблем потребовало обновления всей системы воспитания и обучения в национальной школе.

Вопросы модернизации среднего образования широко освещаются в научных работах отечественных и зарубежных авторов (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, ИЛ. Лернер, Ю.К. Бабанский, В.А. Сласте-нин и другие). Для нашего исследования большое значение имеют научные труды по разработке общих теоретических основ образования Ш.А.Амонашвили, В.А. Беловолова, В.Г. Бочаровой, Б.З. Вульфова, Л.В. Зан-кова, В.В. Краевского, B.C. Леднева, Б.Т. Лихачева, Н.Д. Никандрова, В.Н. Ни-китенко, B.C. Торохтия и других; по этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса Л.И. Аманбаевой, У.А. Винокуровой, Г.Н. Волкова, Ф.В. Габышевой, А.А. Григорьевой, Д.А. Данилова, Е.П. Жиркова, А.В. Ивановой, В.Н. Иванова, К.Ж. Кожахметовой, А.Г. Корниловой, Г.Н. Максимова, Е.И. Михайловой, А.В. Мордовской, Н.Д. Неустроева, А.П. Оконешниковой, А.Б. Панькина, Т.Т. Саввинова, Е.М. Поликарповой, М.Г. Харитонова и других. В экспериментальной работе мы основывались на идеях, изложенных в исследованиях процесса развития сельской национальной школы на основе народного идеала совершенной личности (Д.Е. Иванов, С.К. Колодезников, В.Д. Михайлов, В.А. Николаев, А.Г. Новиков, Э.И Сокольникова, Б.Н. Попов, И.С. Портнягин, И.И. Портнягин, К.Д. Уткин, Л.И. Федорова, К.С. Чиряев, З.Б. Цаллагова, Н.К. Шамаев и другие).

Актуальность исследования определяется тем, что развитие системы образования не может ограничиваться только процессом этнопедагогизации ее содержания. Требуется специальная концепция этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса, включающая модернизацию содержания и технологии обучения. Становится актуальной проблема этнопедагогизации технологии

обучения с учетом этнопедагогических и этнопсихологических особенностей и традиций народа. Вместе с тем, условия функционирования национальных школ,, включая научно-методическое обеспечение этнопедагогизации учебно-воспитательной работы, не позволяют в полной мере учитывать различия городских и сельских малокомплектных школ. В Республике Саха (Якутия) из общего числа учебных заведений 69,2% составляют сельские школы, характерными особенностями которых являются малокомплектность, большая разбросанность при слаборазвитой транспортной схеме, удаленность от научных центров, недостаточная укомплектованность педагогическими кадрами, отсутствие элементарного благоустройства и т.д. Предполагается, что современная сельская национальная школа должна развиваться, преодолевая существующие противоречия: между усложняющимся содержанием учебного материала и недостаточно эффективной технологией обучения; ориентацией школы на обучающую функцию и огромными потенциальными воспитательными возможностями процесса обучения; природными задатками, способностями учащихся и атмосферой школьной жизни, недостаточно стимулирующей самостоятельность, активность, ответственность и. т.п.; огромными возможностями технологии взаимообучения на усвоение норм и культурных ценностей общества учащимися через общение и ограниченным применением ее в практике обучения; объективной необходимостью этнопедагогизации технологии обучения путем внедрения коллективного способа обучения и недостаточной разработанностью данной проблемы; потребностями общества в приобщении подрастающего поколения к общенациональным и общечеловеческим ценностям, национальной культуре и традициям народа и недостаточной подготовкой учителей к этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса сельской национальной школы.

Научные труды (В.Ф. Афанасьев, Н.Б. Битиева, Г.Н. Волков, М.Б. Гур-туева, В.Н. Иванов, Р.Н. Идрисова, А.И. Инагамов, P.M. Пашаева, Т.Н. Петрова, СР. Рыгзынов, З.М. Тамбиева, С.С. Танхасаева, Я.И. Ханбиков, М.Г. Харитонов, З.Б. Цаллагова и другие) посвящены процессу этнопедагогизации содержания обучения и воспитания. Анализ литературы позволяет сделать вывод о

6 том, что до сих пор нет исследований, рассматривающих технологию обучения в контексте этнопедагогических традиций. В связи с этим назрела острая необходимость установления взаимосвязи народной педагогики с дидактикой.

Фактором недостаточной этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в сельской национальной школе является и плохое знание студентами, будущими учителями традиционной культуры воспитания. Современное образование в педагогических учебных заведениях недостаточно готовит студентов к работе с учащимися по формированию их самосознания, умению продолжать и развивать самобытную национальную культуру народов. Выдающиеся педагоги П.П. Блонский, В.И. Водовозов, П.Ф. Каптерев, ЯЛ. Коменский, И.Г. Пес-талоцци, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, СТ. Шацкий и другие указывали на необходимость развития национальной школы. Одной из главных задач в подготовке учителей они считали изучение народной педагогики. Освоение народных традиций воспитания обусловливает формирование профессионального мастерства учителя. Стратегические цели современной системы образования, определенные национальной доктриной образования, обращены к личности, прежде всего к личности педагога, ответственного за достижение целей образования таких, как: обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию этноса; сохранение и поддержку этнической и национально-культурной самобытности народов.

Разработанные современные подходы к формированию национально-региональной системы образования не имеют целостной концепции, модернизирующей не только содержание, но и технологию обучения, определяющей ее эффективность, и, следовательно, не оказывают достаточного влияния на качество подготовки выпускников сельских школ. Недостаточная теоретическая разработанность и слабая научно-методическая обеспеченность этнопедагогизации процесса обучения и воспитания в сельской школе, большие издержки в проведении конкретной практической работы обусловили выбор темы иссле-

дования «Этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса в сельской национальной школе» (на примере Республики Саха (Якутия).

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в сельской национальной школе.

Предмет исследования - этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса в сельской национальной школе.

Цель исследования - разработать научно-педагогические основы этно-педагогизации содержания и технологии учебно-воспитательного процесса в сельской национальной школе Республики Саха (Якутия).

Гипотеза исследования. Возрастающее внимание к возрождению региональной системы образования на основе народных традиций обусловлено сложностью проблем, обеспечивающих усвоение подрастающим поколением духовных ценностей культуры и цивилизации.

Предполагается, что требования к воспитанию гармоничной саморазвивающейся личности учащихся в сельской школе могут быть осуществлены, если в качестве основного механизма использования образовательного потенциала учебно-воспитательного процесса будет рассматриваться этнопедагогизация содержания и технологии обучения, органически связанная с этнодидактикой.

Результативность процесса этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в сельской национальной школе может быть достигнута, если:

- разработана и реализована концепция этнопедагогизации учебно-
воспитательного процесса, которая обеспечивает гуманитаризацию содержания
образования, его соответствие заказу общества и путем выбора эффективной
технологии обучения, связанной с этнодидактикой, способствует индивидуали
зации деятельности обучаемых, а также сотрудничеству между учителями и
учащимися и обучающихся друг с другом, оптимизирует социально-
педагогическую среду и осуществляет педагогически управляемое взаимодей
ствие участников образовательного процесса;

- создана демократическая атмосфера в учебном процессе, реализующая
организационную закономерность, которая развивает у школьников потреб-

ность в знаниях, формирует интерес к учению, приносит удовлетворение, стимулирует познавательную активность, свойственные народной педагогике;

использованы потенциальные воспитательные возможности учебного процесса по развитию коммуникативных способностей обучающихся в связи с применением инновационного коллективного способа обучения, обеспечивающего завершенность в овладении знаниями, умениями и навыками;

осуществлена этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса в аспекте теоретической и практической подготовки будущего учителя.

Задачи исследования:

  1. На основе анализа отечественного и зарубежного опыта теоретически обосновать идею этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в сельской национальной школе путем применения и внедрения в практику современных инновационных технологий обучения.

  2. Выявить связи этнопедагогики и инновационной технологии взаимообучения.

  3. Разработать концепцию, включающую и функциональную модель этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях с использованием инновационных технологий, обеспечивающих подготовку гармоничной саморазвивающейся личности обучающихся.

  4. Определить основные направления совершенствования этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса сельской школы, способствующие превращению системы образования в основной механизм передачи народного опыта, формирующие национальный менталитет, этнокультурные традиции, этническую идентичность.

  5. Разработать научно-методическое обеспечение процесса этнопедагоги-ческой подготовки учителя как условие повышения эффективности работы сельской национальной школы.

  6. Установить оптимизирующие условия этнопедагогизации содержания и технологии обучения, создающие целостность учебно-воспитательного процесса.

7. Разработать научно-практические рекомендации по реализации концепции этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в сельской национальной школе.

Методологической основой исследования являются философские идеи о культурных общечеловеческих ценностях и использовании их в воспитании и обучении подрастающего поколения (Г.Н. Волков, СИ. Гессен, А.С. Запесоц-кий, Д. Карнеги, Я.А. Коменский, Д.С. Лихачев, А.С. Макаренко, Э.С. Марка-рян, И.Г. Песталоцци, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и другие); системный, дея-тельностный и личностно-деятельностный подходы (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, СТ. Шацкий, Д.Б. Эльконин и другие); вычленение прогрессивных идей народной педагогики и проблемы их использования в конструировании содержания современного образования и воспитания (В.Ф. Афанасьев, Г.Н.Волков, А.С Макаренко, В.А. Сухомлинский, А.А. Григорьева, Д.А. Данилов, К.Ж. Кожахметова, А.Д. Мукаева, Н.Д. Неустроев, В.А. Николаев, Т.Н. Петрова, И.С Портнягин, С.С Танхасаева, Я.И. Ханбиков, М.Г. Харитонов, З.Б. Цаллагова, К.С Чиряев, СН. Шадрина и другие); основные положения педагогической антропологии о гуманно-личностном подходе к учащимся (Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдов, В.К. Дьяченко, Л.В. Занков, М. Монтессори, С Френе, Р. Штейнер и другие); анализ инновационных процессов в личностно-ориентированном обучении (Л.К. Асимова, К.Я. Вазина, В.В. Давыдов, В.К. Дьяченко, Н.Е. Егорова, Л.В. Занков, А.Г. Кармаев, Г.К. Се-левко, П.И. Тушнолобов, З.П Тюменцева, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская); теоретические выводы и рекомендации по вопросам совершенствования образовательного процесса (Ю.К. Еабанский, В.А. Кан-Калик, И.Я. Лернер, Б.Т. Лихачев, Н.Д. Никандров, И.П. Подласый, В.А. Сластенин, М.Н. Скаткин и другие); теория профессиональной и этнопедагогической подготовки и культуры учителя (А.И. Абдуллина, Ш.М. Арсалиев, B.C. Бабаскин, А.Я. Бондаренко, Н.Ю. Бочарова, СГ. Вершловский, А.Г. Гмырин, А.Д. Де-минцев, Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина, Г.Ю. Нагорная, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин); идеи модернизации содержания общего среднего образова-

ния, решение их на региональном уровне (П.П. Борисов, Е.П. Жирков, В.Н. Иванов, Д.Е. Иванов, М.Н. Кузьмин, В.В. Судаков, Л.М. Тхуго и другие). Методы исследования:

теоретический (изучение и анализ отечественной и зарубежной литературы по философии, психологии, этнопсихологии, педагогике, этнопедагогике, этнографии, фольклористике, методике преподавания учебных дисциплин);

социолого-педагогический (анализ учебно-методической литературы, программ, учебников, материалов национально-регионального компонента по якутскому языку и литературе, географии, биологии, истории, математике, физике, музыке, изоискусству, физкультуре, трудовому обучению, а также по национальной культуре, «Ураанхай саха о5ото» (Дитя племени саха), «Юрюнг уолан» (Белый юноша), «Кыыс куо» (Прекрасная девушка) и другие в якутских сельских школах; наблюдение за учебно-воспитательным процессом в школе, изучение педагогического опыта работы учителей по внедрению технологии взаимообучения, анкетирование, интервьюирование и беседы с учащимися, родителями, учителями, студентами, анализ результатов деятельности учащихся, студентов и учителей);

- экспериментальный (организация и проведение педагогического экспе
римента по этнопедагогизации технологии обучения в общеобразовательных
учреждениях, опытная проверка авторской методики преподавания спецкурсов
«Коллективный способ обучения» и «Этнопедагогика»). В процессе исследова
ния использовались общенаучные методы управления учебно-воспитательным
процессом, математическая обработка полученных данных, специальные мето
ды педагогической науки, соответствующие характеру проблем общего средне
го образования в региональных условиях.

Основные этапы исследования:

- на первом этапе (1983-1991 гг.) автором определена тема исследования,
выявлена степень ее разработанности в педагогической науке, обобщен опыт
использования традиций народной культуры в формировании личности челове-

11 ка. Определены теоретико-методологические основы и аппарат исследования, новые подходы к подготовке учащихся для обучения в условиях этнопедагоги-зации учебно-воспитательного процесса, составлен план экспериментальной работы;

- на втором этапе (1991-2001 гг.) разработаны концепция и функцио
нальная модель этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса. Установ
лена органическая связь этнодидактики и технологии взаимообучения. В целях
организации непосредственного внедрения технологии взаимообучения автор
работала председателем Временного творческого коллектива по коллективному
способу обучения при Министерстве образования PC (Я);

- на третьем этапе (2001-2005 гг.) дано научное обоснование этнодидак
тики в теории современной инновационной технологии коллективного способа
обучения. Осуществлены проверка и обобщение конечных результатов иссле
дования, проанализированы полученные данные. Разработаны теоретические
выводы и рекомендации. Проведено оформление результатов исследования в
виде докторской диссертации.

Базой исследования явились экспериментальные площадки: Белогорская начальная школа Абыйского улуса, Бердигестяхская средняя школа Горного улуса, Эльгяйская начальная школа Сунтарского улуса, Мархинская средняя школа г. Якутска, Маймагинская малокомплектная начальная школа Намского улуса, школы Мегино-Кангаласского улуса и педагогический институт Якутского государственного университета им. М.К Аммосова.

Научная новизна исследования состоит в следующем: 1. На основе анализа теории и практики отечественного и зарубежного опыта обоснована идея этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в сельской национальной школе. Для теоретического обоснования идеи разработана концепция этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса сельской национальной школы и профессиональной подготовки учителя.

  1. Представлено этнодидактическое обоснование теории инновационной технологии коллективного способа обучения, осуществляющего этнопедагоги-зацию учебно-воспитательного процесса в сельской национальной школе.

  2. Предложена функциональная модель этнопедагогизации содержания образования и технологии обучения в сельской национальной школе на основе инновационной технологии взаимообучения.

  3. Определены основные направления совершенствования этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса сельской национальной школы .

  4. Разработаны содержание и технология этнопедагогической подготовки учителя сельской национальной школы - фактора оптимизации процесса обучения и воспитания учащихся.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

  1. Сформулированы концептуальные основы интенсификации результатов деятельности сельской национальной школы, внедряющие этнодидактику в содержание и технологию обучения.

  2. Определены оптимизирующие условия организации этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса: соответствие содержания образования заказу общества; оптимизация социально-педагогической среды; индивидуализация деятельности детей; гуманитаризация образовательного процесса; этнопедаго-гическая подготовка сельского учителя.

  3. Теоретически обоснована этнопедагогическая составляющая подготовки будущих учителей как условие повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

  4. Разработаны технологические подходы к использованию коллективных учебных занятий при интеграции процесса преподавания и учения, развивающие коммуникативные способности обучающихся.

Практическая значимость исследования заключается в том, что научно-педагогические положения концепции этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в сельской национальной школе и функциональная модель могут быть использованы в дальнейших теоретических и практических

разработках для повышения эффективности работы в образовательных учреждениях; авторские спецкурсы «Этнопедагогика», «Коллективный способ обучения» и методика проведения коллективных учебных занятий, вузовские учебные пособия и учебно-методические комплексы, дидактические пособия учителей, разработанные под руководством соискателя, авторские пособия для учителей могут непосредственно использоваться в подготовке и повышении квалификации педагогов, а также в работе общеобразовательных сельских национальных школ Российской Федерации.

Достоверность результатов научно-теоретических положений, выводов и рекомендаций, сформулированных в исследовании, обеспечивается:

  1. опорой на достижения философии, культурологии, педагогики, этно-педагогики, этнографии, психологии, этнопсихологии, фольклористики, методики преподавания учебных предметов и дисциплин других наук; комплексным использованием методов теоретического и эмпирического исследования, адекватных его объекту, целям и задачам; установлением органической связи этно-дидактики и инновационной технологии взаимообучения; изучением традиций народной педагогики и инновационных технологий обучения и проведением экспериментальной работы в школах Республики Саха (Якутия);

  2. сопоставлением полученных результатов с массовым педагогическим опытом в школах Республики Саха (Якутия) и материалами исследований других авторов;

  3. широким применением и внедрением в практику учебных и методических пособий автора, дидактических материалов учителей, разработанных под руководством соискателя, результатов исследования в практике общеобразовательных школ Республики Саха (Якутия) и других регионов Российской Федерации;

  4. многолетним опытом работы диссертанта в системе общеобразовательной школы и профессионального образования Республики Саха (Якутия).

Апробация исследования. Основные теоретические положения и выводы диссертации изложены:

  1. в 34 публикациях автора, среди которых 2 монографии, 2 пособия для учителей, 5 учебных пособий, 4 учебно-методических комплекса и 2 электронных пособия для вуза, 19 научных статей и тезисов по данной проблеме (79, 7 п.л.);

  2. на научном совете Института усовершенствования учителей (1990-1994 гг.), на экспертных советах Министерства образования Республики Саха (Якутия) (1990-1995 гг.), на заседаниях кафедр и учебно-методического совета Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова (1994-2005 гг.), на международных, межрегиональных, межвузовских, ежегодных институтских и университетских (Красноярск 1998, 2001 гг.; Москва 2002 г.; Новосибирск 2004 г.; республиканских 1990 - 2005 гг.) научно-практических конференциях;

  3. на республиканских курсах подготовки и переподготовки учителей в г. Якутске (1989-1994 гг.) с охватом 2 тысяч учителей, на 65 курсах и семинарах в 30 улусах республики (1989-1995 гг.) с охватом 1850 учителей;

  4. в период руководства республиканским Временным творческим коллективом при Министерстве образования Республики Саха (Якутия) по внедрению коллективного способа обучения в Абыйском, Сунтарском, Горном, Намеком районах и в г. Якутске (1991-1996 гг.); при проведении двух авторских республиканских курсов составителей дидактических пособий по коллективному способу обучения (1993-1994 гг.); на авторских курсах по коллективному способу обучения (1997-2005 гг.) с охватом 714 учителей республики;

  5. в период заведования кафедрами школ Севера, педагогики и психологии Якутского республиканского института усовершенствования учителей Министерства образования Республики Саха (Якутия) (1989-1994 гг.) и преподавательской деятельности соискателя в педагогическом институте Якутского государственного университета им. М.К Аммосова (1994-2005 гг.), при проведении авторских спецкурсов по этнопедагогике и коллективному способу обучения, а также во время педагогической практики студентов в сельских национальных школах Республики Саха (Якутия), при подготовке студентов педагогических

специальностей по дистанционному обучению (1999-2005 гг.) с охватом 494 студентов.

На защиту выносится концепция этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в сельской национальной школе и профессиональной подготовки учителя, в которой раскрываются следующие положения:

  1. Этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса - одно из направлений модернизации национальной школы. Ее теоретико-педагогические основы представляют собой закономерности совершенствования работы сельской национальной школы, проявляющиеся в этнопедагогизации содержания образования и технологии обучения. Научно-педагогические основы могут рассматриваться в качестве принципов развития образовательного пространства региона, вариативности педагогических подходов к деятельности сельской национальной школы. Этнопедагогизация способствует интеграции народных традиций воспитания с современными инновационными технологиями в учебно-воспитательном процессе, осуществляющем активное взаимодействие лучших достижений академической педагогики и народной системы воспитания.

  2. Функциональная модель этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях, являющаяся частью концепции, позволяет оценить качественные параметры эффективности процесса модернизации сельских национальных школ в условиях Якутии.

  3. Научное обоснование этнодидактики как нового направления этнопе-дагогики обогащает содержание обучения на регионально-локальном материале и обновляет технологию учебно-воспитательного процесса.

  4. Совершенствование этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в сельской школе, осуществляющееся по 4 направлениям: а) использование народных традиций, б) регионально-этническая ориентированность обычаев, в) повышение естественности обучения и воспитания, г) расширение этно-педагогического пространства формирует позитивное отношение учащихся, родителей и общественности к модернизации системы образования.

5. Организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективную реализацию процесса этнопедагогизации работы сельской национальной школы:

- соответствие содержания образования заказу общества способствует
целостности учебно-воспитательного процесса, основанного на богатом педаго
гическом наследии народа;

оптимизация социально-педагогической среды, реализующая управляемое воздействие на личностное развитие обучающихся в школе;

индивидуализация деятельности детей, стимулирующая сотрудничество между учителями и учащимися, а также между школьниками;

гуманизация и гуманитаризация образовательного процесса, способствующая воспитанию милосердия, доброжелательности, толерантности в отношениях между людьми;

этнопедагогическая подготовка сельского учителя путем ознакомления с народными традициями и овладения технологией взаимообучения на основе этнодидактики.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.

Сущность и содержание этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в сельской школе

Свои истоки классическая педагогика берет в народной педагогике. Основоположник дидактики ЯЛ. Коменский, обобщив опыт домашнего воспитания в трудовых семьях и опираясь на него, разработал идею «материнской школы». Родное слово считал началом всех начал. Именно в школе родного языка он видел один из путей развития национальной культуры. Принцип «природосообразности» он обосновал, опираясь на народный опыт. Идея ЯЛ. Коменского о школе родного языка получила свое дальнейшее творческое развитие в трудах К.Д. Ушинского, обосновавшего принцип народности.

К.Д. Ушинский принцип народности подразделял на: 1) принцип народности в педагогической науке; 2) принцип народности в воспитании. Он указал: «Наука не должна быть смешиваема с воспитанием. Она общая для всех народов, но не для всех народов и не для всех людей составляет цель и результат жизни» [342. С.250]. Он строит его на двух положениях: 1) русская педагогическая наука должна отражать воспитательные цели русского народа, его экономические, общественно-политические и культурно-просветительные интересы; 2) педагогическая наука должна быть самобытной, т.е. свободной от неразумного влияния педагогических теорий других стран. Идеи великого педагога не теряют своей актуальности и в настоящее время. Понимая под народностью стремление сохранить свое национальное «Я», выраженное в идеале совершенного человека, К.Д. Ушинский писал: «Народ без народности - тело без души, которому остается только подвергнуться закону разложения и уничтожиться в других телах, сохранивших свою самобытность». Принцип народности Ушинского означает стремление к сохранению: а) языка; б) самосознания; в) характера; г) самобытности; д) преемственности в истории и культуре; е) единства народа. Именно в этом смысле принцип народности не утратил своей актуальности и требует творческого возрождения.

Следовательно, реализация принципа народности утверждает, что: а) «общей системы народного воспитания для всех народов не существует не только на практике, но и в теории»; б) «у каждого народа своя особенная национальная система воспитания, а потому заимствование одним народом у другого воспитательных систем является невозможным»; в) «как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив ни был этот образец, точно так же нельзя воспитываться по чужой педагогической системе, как бы ни была она стройна и хорошо обдуманна. Каждый народ в этом деле должен испытать собственные свои силы». Большое значение в формировании человека, по глубокому убеждению Ушинского, должен занимать родной язык. Основным положением теории Ушинского является: «Обучать детей не на родном языке - значит, готовить чуждых для народа людей» [342. С. 345].

Таким образом, дифференцируя принцип народности в воспитании и в педагогической науке, он четко обозначил цель народного воспитания, его сущность, характерную для конкретного этноса, в связи с этим отмечает, что наука, отражая воспитательные цели конкретного народа, должна быть «свободной от неразумного влияния педагогических теорий других стран». В этой связи этнопедагогика разных народов, имеющая общие корни с педагогической наукой, основываясь на общечеловеческих ценностях, тем не менее самобытна, так как предмет ее исследования - система этнического воспитания, имеющая свои особенности, определяемые историей, языком, культурой, условиями жизни этносов.

Научный подход к народным традициям оставили Н.К. Крупская и А.С. Макаренко, позднее, опираясь на их идеи и опыт, В.А. Сухомлинский научно обосновал принцип народности.

Подчеркивая важную роль народного воспитания, А.С. Макаренко одним из первых советских ученых установил, что « народная педагогика - национальна"» [205. С. 157]. Он придавал большое значение воспитательным традициям и выступал против отказа от духовного наследия, в своей «Педагогической поэме» писал: «Не разрушение традиций, а их переосмысление и наполнение новым содержанием - вот что необходимо». Им сделан интересный вывод о характере народного воспитания. По его мнению, воспитание порою осуществляется сплошь и рядом в незаметных и неощутимых выражениях, «как будто между делом, как будто в боковых параллельных процессах», что подчеркивает синкретизм народного воспитания, пронизывающего все стороны жизнедеятельности людей. Видно проявление «закона воспитания реальной жизнью», где все имеет воспитательное значение: и быт, и формы обращения друг к другу, распределение обязанностей, особенности национальной кухни, игры и игрушки, детские забавы, развлечения молодежи, применение наказаний и поощрений и т. д.

Принцип народности получил дальнейшее развитие в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского. О принципе народности он писал как о наиболее полном отражении духовных сокровищ народа, его многовековой культуры, творческих способностей и деятельности. Развитие педагогической науки В.А. Сухомлинский ставит в зависимость от изучения и освоения сокровищ народной педагогики: «О народной педагогике никто до сих пор серьезно не думал, и, по-видимому, это принесло много бед педагогике. Я уверен, что народная педагогика - это средоточие духовной жизни народа. В народной педагогике раскрываются особенности национального характера, лицо народа» [325. С.115]. Принцип этничности подтверждается следующими высказываниями педагога: «В принципе народности родной язык сохраняет центральное место»; «Через посредство слова ребенок становится сыном народа» [325. С. 176]; «Ум формирующегося человека впитывает в себя идеологию и психику народа, его убеждения, традиции, интеллектуальную, моральную и эстетическую культуру» [325. С. 28].

Проблемы национального образования глубоко волновали ученого педагога, философа, публициста СИ. Гессена, назвавшего педагогику прикладной философией, т.е. наукой, «основанной на знании основ бытия». По его убеждению, «педагогика есть не что иное, как осознание воспитания. ...Это -наука об искусстве деятельности... наука не о сущем, а о должном, исследующая не то, что есть, а то, как мы должны поступать». СИ. Гессен утверждал, что нормы, устанавливаемые педагогикой, не могут основываться на одних философских дисциплинах, но и предполагают привлечение психологического и физиологического материала. Он пишет: «Материал воспитания - живой человек, и знание его мы черпаем преимущественно из психологии и физиологии. Цель образования - культурные ценности, к которым в процессе образования должен быть приобщен человек. Таким образом, каждой культурной ценности соответствует особый отдел философии и обратно: сколько отделов философии, столько ценностей культуры» [85. С.36]. «Тем, что педагогика, указывая человеку задачи его деятельности, преследует должное содержание его поведения, она родственна политике. Поэтому педагогические науки, как и политические, могут быть названы нормативными» [85. С.374].

Главную задачу педагогики видел в «осознании воспитания». Гессен высказал мысль, актуальность которой возросла в настоящее время, что «юность есть остров будущего в мире настоящего, и это будущее имеет свою собственную ценность, перед которой должна склониться ценность настоящего» [85. С.377]. Следовательно, «подлинное образование заключается не в передаче новому поколению того культурного готового содержания, которое составляет особенность поколения образовывающего, но лишь в сообщении ему того движения, продолжая которое оно могло бы выработать свое собственное новое содержание культуры»... Новое поколение не должно повторить нас, оно, напротив, должно обновить мир зрелищем новых культурных достижений. В новом поколении мы должны подготовить тех, которым предстоит нас похоронить.

Этнопедагогические истоки содержания учебно-воспитательного процесса сельской национальной школы

В своем исследовании руководствовались следующими основополагающими положениями:

1. «Не зная истории культуры, нельзя стать культурным человеком, не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего, предвидеть будущее. История народного образования составляет неотъемлемую часть истории культуры народа. Изучение опыта ... призвано значительно обогатить теорию и практику воспитания подрастающего поколения ...» [22. С.З].

2. «Каждый культурный подъем был связан с обращением к прошлому. Сколько раз человечество, например, обращалось к античности? По крайней мере, больших, эпохальных обращений было четыре: при Карле Великом, при Палеологах в Византии, в эпоху Ренессанса, в конце XVIII - начале XIX вв. вновь. А сколько было «малых» обращений культуры к античности - в те же средние века, долгое время считавшиеся «темными». Каждое обращение к прошлому было «революционным», т. е. оно обогащало современность, и каждое обращение по-своему понимало это прошлое, брало из прошлого нужное ей для движения вперед. Это - обращение к античности, а что давало для каждого народа обращение к его собственному национальному прошлому? Если оно не было продиктовано национализмом, узким стремлением отгородиться от других народов и их культурного опыта, оно было плодотворным, ибо обогащало, разнообразило, расширяло культуру народа, его эстетическую восприимчивость. Ведь каждое обращение к старому в новых условиях было всегда новым» [201. С.81]. Эти положения подтверждают идею о том, что задача возрождения народов в настоящее время требует обращения к истокам, к истории народов. А каким было прошлое народа саха?

Якуты - народ древней цивилизации, северный скотоводческий народ, с особым хозяйственным укладом, материальной и духовной культурой. Поэтому

І Якутия привлекала к себе внимание русских ученых. Основанная по инициативе Петра І в 1725 году Академия наук начала энергичную деятельность по изучению Сибири.

В 1733-1743 гг. в Сибири работала Великая Северная экспедиция, в которой участвовали историк Герард Миллер, названный впоследствии отцом сибирской истории, естествоиспытатель Иоганн Гмелин, переводчик Яков Иоганн Линденау, еще будучи студентом, впоследствии естествоиспытатель и этнограф. Передовая русская интеллигенция старалась содействовать подъему производительных сил, изучала историю, этнографию и фольклор народов Сибири. Интересен вариант предания, записанный Я. Линденау [199], согласно которому прародители якутов Омогой и Эллэй жили около озера Далай, т.е. Байкал... Я. Линденау были записаны и другие фольклорные и этнографические материалы, среди которых первое известное описание весеннего праздника якутов -«ысыах» [382. С.27]. Они в своих этнографических и фольклорных исследованиях описали уклад жизни, традиции и обычаи, черты национального характера, отрасли хозяйства, верования, правовые отношения, из которых можно почерпнуть сведения об опыте воспитания подрастающего поколения.

Академией наук Российской империи снаряжались экспедиции для изучения Якутии, среди которых выделялось по своим блестящим результатам путешествие академика А.Ф. Миддендорфа в 1842-45 гг. на север и восток Сибири [382. С.28]. По результатам экспедиций вышло его многотомное сочинение «Путешествие на север и восток Сибири» [213]. В этом труде он описал «физический труд якутов, их приспособленность к суровым климатическим условиям, некоторые черты национального характера, отрасли хозяйства (такие как скотоводство, зарождение земледелия, развитие ремесел и торговли, орудия труда и жилища» и т. д. (там же). Он также записал предания о происхождении якутского народа, мифы о сотворении мира. Э.К. Пекарский [257.С.17] писал: «Можно без преувеличения сказать, что именно Миддендорф положил начало основательному изучению быта якутов». А.Ф. Миддендорф, вернувшись из путешествия, передал собранный им лингвистический материал по якутскому языку и фольклору академику О.Н. Бётлингку, занимавшемуся санскритом. В результате вышла грамматика якутского языка, составившая эпоху в развитии тюркологии. О.Н. Бётлингк создал якутскую транскрипцию и опубликовал в своем труде якутские тексты из «Воспоминаний» А.Я. Уваровского [339] и его записей фольклорных произведений с подстрочным переводом на немецкий язык. А.Я. Уваровский, сын русского старожила-чиновника, рос среди якутов. Он в своих «Воспоминаниях» «ярко рисует свою жизнь и создает правдивую картину родного края первой половины XIX века» [382. С.ЗО]. Кроме того, он записал олонхо, пословицы и загадки. Его запись олонхо «Эр со5отох» кратка по сравнению с современными записями, но в ней сохранены стиль олонхо, эпические краски языка, верно переданы образы доброго начала - «айыы» и злого - «абаасы» (там же).

Большой вклад в научное изучение народов Якутии внесли ссыльные революционеры, из которых вышла плеяда языковедов, фольклористов, этнографов, стоявших на передовых демократических позициях русской научной мыс I ли своего времени.

Первым исследователем из них быта якутов был русский революционер и ученый И.А. Худяков (1842-1876). Его взгляды на народное творчество оформились под влиянием идей русских революционеров-демократов того времени. Находясь в Верхоянской ссылке, изучил якутский язык, составил русско-якутский словарь. Его «Верхоянский сборник» впервые широко и разносторонне ознакомил ученых и образованных людей России с фольклором якутов. В нем содержались образцы почти всех основных жанров фольклора якутов: песни, сказки, загадки и пословицы, которые находились в активном арсенале народной педагогики. Произведения фольклора были активным средством умственного, нравственного воспитания подрастающего поколения. В этнографическом исследовании И.А. Худякова [356] «Краткое описание Верхоянского округа», вышедшем в 1869 году, изучены общественный строй, быт, духовная культура местного населения, отражены традиции передачи социального опыта народа саха подрастающему поколению.

Коллективный способ обучения в контексте этнопедагогических традиций

Известно, что «Образование - это результат обучения; обучение -основной путь образования» [254.С.95]. Отрасль педагогики, которая изучает и исследует проблемы обучения, называется дидактикой. Впервые термин «дидактика» ввел немецкий педагог В. Ратке. В этом же значении его употребил основоположник классно-урочной системы чешский педагог Ян Амос Коменский в своем труде «Великая дидактика». Слово «didaktikos» в переводе с греческого означает «поучающий», a «didasko» - изучающий. Я.А. Коменский дает следующее определение дидактики «всеобщее искусство всех учить всему». В ее структуре он рассматривал вопросы воспитания и трактовал обучение как необходимое условие «формирования нравов в направлении всесторонней моральности». Большой вклад в развитии мировой дидактики внесли И.Ф. Гербарт, И.Г. Песталоцци, А. Дистерверг, К.Д.Ушинский, Д. Дьюи, Г. Кершенштейнер, В. Лай и другие.

На развитие отечественной дидактики огромное влияние оказали труды П.Ф. Каптерева, Н.К. Крупской, СТ. Шацкого, П.П. Блонского, А.К. Гастева и др. В советское время плодотворно работали Ю.К.Бабанский, Б.П. Есипов, В.И. Загвязинский, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, М.А. Данилов, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, Н.А. Сорокин, A.M. Сохор, Н.М. Яковлев и другие.

Дидактика как наука дает знания о закономерностях, действующих в сфере предмета ее исследований, анализирует зависимости, обслуживающие ход и результаты процесса обучения, определяет методы, организационные формы и средства, обеспечивающие осуществление запланированных перемен у учащихся. Она выполняет как теоретическую (главным образом диагностическую и прогностическую) функцию, так и функцию практическую (инструментальную) [192. С. 16].

Дидактика дает «научное обоснование содержания образования и обучения..., методов и организационных форм обучения». В настоящее время этого недостаточно. Каждому обучающемуся нужно привить умение самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в научной и технической информации. Поэтому дидактика должна быть обращена к личности обучающегося. Для этого нужно организовать процесс обучения так, «чтобы обучающиеся больше приобретали знания самостоятельно, формировали у себя в ходе обучения психологическую, теоретическую и практическую готовность к самообразованию» [254. С.95-96].

Обучение состоит из двух процессов: преподавания и учения. Процесс преподавания тщательно разработан дидактикой и методиками преподавания учебных дисциплин. А процесс учения был разработан недостаточно полно. Учитель в своей работе не имел достаточной обратной связи: как идет процесс усвоения знаний у обучаемых? Этот пробел в педагогике восполнен теорией коллективного способа обучения В.К. Дьяченко, названного Г.А. Цукерман «технологией взаимообучения» по обучению и воспитанию детьми друг друга. Одна из задач нашего исследования состоит в доказательстве того, что технология взаимообучения в своей основе имеет глубокие корни в народной дидактике. Старшее поколение учителей, методистов, ученых - все прошли народную трудовую школу. По этой причине первые поколения учителей, многие без специального педагогического образования, использовали в своей работе народный опыт [303].

На международной конференции, организованной комиссией Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, состоявшейся 16-21 марта 1993 г., в г. Якутске Республики Саха (Якутия) академик П.Р. Атутов, участвовавший в круглом столе по теме «Этнопедагогика и этнопсихология как методология обучения и воспитания» спрашивал: «Никто не говорит о том, как сейчас развивается этнопедагогика. Нужно смотреть в ее будущее. Слишком много обращено только на прошлое. Как можно моделировать на основе народной педагогики обучение будущих школьников?» [225.С.302]. Этот вопрос остался без ответа. В ходе многолетнего преподавания этнопедагогики и новых образовательных технологий, в том числе коллективного способа обучения и их исследования нами установлено, что внедрение этой технологии в учебный процесс - это и было бы моделированием процесса обучения на основе народной педагогики. Чтобы это осуществилось на практике, мы должны доказать, что технология взаимообучения этнопедагогична.

Какова взаимосвязь народной педагогики с научной педагогикой и в чем недостаток научной педагогики? Как нами указано выше, И.С. Портнягин на этот вопрос дал такой ответ: «Она заключается в том, что научная педагогика не знает, как идет реальный процесс воспитания в народе и потому ее рекомендации, вступают в противоречие с реальным процессом воспитания. Но народная педагогика не может успешно развиваться и совершенствоваться без научного обоснования. Разрыв между научной и народной педагогикой наносит огромный ущерб воспитанию молодого поколения, потому что народная педагогика - это воспитание на эмпирическом уровне, зачастую без теоретической системы, а научная педагогика недостаточно опирается на народную педагогику. Нужно изучать народную педагогику с целью подвести ее под теоретическую систему, то есть соединить ее с научной педагогикой» [269.С.16]. Все авторы, изучающие взаимосвязь народной педагогики с научной педагогикой, связывают их только в воспитательном процессе. А большую часть времени учащиеся проводят на уроках, занимаясь учебным трудом. Поэтому назрела большая необходимость установить взаимосвязь с технологией обучения, т.е. с дидактикой.

Во всех работах в той или иной мере освещается вопрос о роли прогрессивных обычаев, традиций только в воспитательной работе. Но народ детей своих не только воспитывал, но и обучал. Воспитание и обучение существуют параллельно, это единый процесс. О том, как можно использовать идеи народной педагогики в организации учебного процесса пойдет речь в данном исследовании. Обучает и воспитывает не только содержание материала, но и то, как организуется процесс усвоения этого содержания, развитие интеллекта, умение мыслить и т.п.

В эпоху глобализации и научно-технического развития в окружающем нас мире увеличивается объем знаний, что требует приобретения школьниками знания самостоятельно и совершенствования умения в практической деятельности. Применение полученных знаний в новых условиях - важное требование. Умения - это владение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике. Умения включают в себя знания и навыки. Исследование этой проблемы позволило установить многогранную связь между народной педагогикой и технологией взаимообучения (коллективным способом обучения). Она имеет объективную и субъективную стороны. Около пяти тысяч лет назад были открыты школы для обучения, ибо воспитанием занимался сам народ испокон веков.

Люди поняли, что наличие специального места обучения и специальных людей, занимающихся обучением, придает процессу обучения целенаправленный характер, повышает его эффективность. «Это изобретение, хотя и означало обособление от народных форм приучения и воспитания, стало возможным все-таки только благодаря заимствованию педагогических находок народа, ибо тысячелетиями известны были трудящимся специальные места сборов, старики были известны как опытные передаватели подрастающему поколению накопленных знаний и умений, известно было и целесообразное время для занятий с молодежью (труд и подвижные игры - днем, сказки и песни - на вечер и другие)» [63. С. 100]. Но тем не менее если раньше обучали в жизни, то в школе стали обучать в отрыве от народной жизни, в искусственно созданных условиях. Обучение начало функционировать как искусственно организованная познавательная деятельность.

Примерно пятьсот лет тому назад была открыта классно-урочная система обучения. Это величайшее по своим историческим последствиям изобретение стало «сверхоткрытием» в педагогике. Колоссальные достижения в

последующем в искусстве, в науке зависели от классно-урочной системы. Выдающиеся педагоги прошлого большое внимание уделяли изучению педагогических воззрений и опыта народов. Они считали, что народная педагогика обогащает науку о воспитании и может служить ее основой. ЯЛ. Коменский изучил опыт домашнего воспитания в трудовых семьях, обобщил его и разработал идею «материнской школы».На основе народного опыта обосновал принцип природосообразности. Часть дидактических правил дал в форме народных афоризмов, так как он сам является собирателем фольклора чешского народа («Сокровища чешского языка»).

Подготовка сельского учителя к этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в системе профессионального образования

Духовное возрождение народов требует восстановления традиционной педагогической культуры, которая на протяжении всей истории человечества воспитывала в людях лучшие гражданские и нравственные качества. Приобщение к национальной культуре необходимо начинать с детского возраста, с возрождения национальной школы. Как нами уже сказано, Закон Российской Федерации «Об образовании» [126,статья 2] объявил приоритетным направлением государственной школьной политики защиту национальных культурных традиций в условиях многонационального государства.

В своей этнопедагогической концепции Г.Н. Волков указал, что школьная политика «должна включать в себя последовательную этнизацию, регионализацию содержания, методов, форм и процесса дошкольного и семейного воспитания, учебно-воспитательной работы всех общеобразовательных школ, в т. ч. и элитарных, и профильных, и профессионально-ориентированных, однако, более всего - педагогического образования и повышения квалификации учителей» [74. С.43]. Психолого-педагогическая и методическая служба, которая призвана обеспечить реализацию этнопедагогической концепции национального образования и воспитания, строится на научной основе с учетом результатов исследований, с опорой на традиции народной педагогики.

Как нами уже указано, фактором, сдерживающим этнопедагогизацию учебно-воспитательной работы национальной школы, является слабая этнопе-дагогическая подготовка учителя. Современное содержание образования в педагогических учебных заведениях не обеспечивает в должной мере их этнопе-дагогическую ориентацию. Студенты педагогических вузов, будущие учителя, недооценивают значимость народной педагогики в учебно-воспитательном процессе, не понимают необходимости глубокого изучения опыта традиционного народного воспитания. Они слабо владеют средствами народной педагогики, поэтому не могут ее использовать в работе со школьниками.

Выдающиеся педагоги П.П. Блонский [36], В.И. Водовозов [61], П.Ф. Каптерев [152], ЯЛ. Коменский [163], И.Г. Песталоцци [259], Л.Н. Толстой [333], К.Д. Ушинский [342]; [343], СТ. Шацкий [373] и другие указывали на необходимость развития национальной школы. Одной из главных задач в подготовке учителей они считали изучение народной педагогики. Освоение народных традиций воспитания и обучения может способствовать этнопедагоги-ческой подготовке учителя. В настоящее время накоплен некоторый опыт эт-нопедагогизации учебно-воспитательного процесса.

Термин «этнопедагогическая подготовка» употребляется многими авторами (А. Алимбеков [5], Ш.М.-Х. Арсалиев [15], Г.Н. Волков [69;70], А.Г. Гмырин 0 [86], А.А. Манонов [207], В.А. Николаев [237], М.М. Тхуго [337], А.С. Шаалы [365] и другие.). Авторы выступают за необходимость качественной этнопедаго-гической подготовки учителей. По определению М.Г. Харитонова, «Этнопедагогическая подготовка - это наиболее существенная часть профессиональной подготовки учителя, представляющая собой непрерывный управляемый процесс формирования готовности к этнопедагогической деятельности (этнопедагогие-ской готовности) и обладающая интеграционным свойством по отношению к профессиональной подготовке как к целому. Интеграционное свойство, присущее этнопедагогической подготовке, позволяет квалифицировать ее как систему, объединяющую и связывающую основные знания и навыки, приобретенные будущими учителями при изучении дисциплин учебного плана и отчасти реализованные и закрепленные при прохождении педагогических практик» [351. С. 111].

Понятие «этнопедагогическая подготовка» тесно связано с другим понятием - «профессиональная подготовка учителя». Общие вопросы профессиональной подготовки изучены многими исследователями (О.А. Абдуллина [1], [2], [3], Н.В. Кузьмина [188], А.К. Маркова [210], Л.М. Митина [214], В.А. Сластенин [311], [313], Л.Ф. Спирин [319], А.И. Щербаков [375] и другие). Многие рассматривают профессиональную подготовку учителя как целостный процесс формирования системы общих, психологических, педагогических, специальных (предметных) и методических знаний и умений. Эти компоненты системы профессиональной подготовки учителя можно воспринимать как модель структуры, достаточно общепринятую и не нуждающуюся в детальном рассмотрении, тем более что в ней находит место и этнопеда-гогическая подготовка.

В процессе этнопедагогизации подготовки будущих учителей должны решаться следующие задачи: - формирование ценностного отношения к истории своего народа; - развитие интереса к приобретению знаний, умений и навыков по этно-педагогике; - формирование знаний об этнопедагогическом воспитании, его основ- у ных средствах и факторах; - освоение родного языка и литературы; - освоение обычаев, традиций самобытной культуры народов Республики Саха (Якутия); - развитие способностей по видам народного творчества (декоративно-прикладного, музыкального и других); - индивидуализация, дифференциация, гуманизация и гуманитаризация этнопедагогическои подготовки учителей национальной школы в ходе коллективных учебных занятий; - формирование культуры межнациональных отношений на основе изучения и признания духовных ценностей разных народов; - формирование этнопедагогических качеств личности, необходимых для будущей работы в национальной школе.

Этнопедагогическая подготовка будущего учителя имеет целевую, содержательную и процессуальную составляющие.

Целевая составляющая. Цель - это то, к чему направлены усилия. Она обуславливает содержание и средства обучения и воспитания. В данном случаецелью является формирование личности учителя, системной характеристикой которого является этнопедагогическая подготовка. Целью этнопедагогической подготовки студентов - будущих учителей является, наряду с психоло-педагогической подготовкой, ознакомление их с прогрессивными национальными воспитательными традициями и овладение технологией взаимообучения, основанной на идеях народной педагогики, включая и конкретный опыт их современного функционирования.

Сердцевиной этнопедагогической подготовки является воспитательный опыт народных масс, их педагогические воззрения, взгляды, идеи, традиции. Как нами было отмечено, важными этнопедагогическими качествами личности, которые следует формировать у учителей, являются: уважение к народным традициям, к национально-самобытной культуре народа; глубокое знание родного языка; любовь к родным местам, к природе, к народному творчеству; преданность Родине; умение использования традиционной этнопедагогической культуры воспитания в учебно-воспитательном процессе; потребность в расширении и углублении своего интеллектуального уровня [351].

Вышеназванные качества нельзя формировать только на этапе довузовской и вузовской этнопедагогической подготовки; нельзя корректировать только на этапе послевузовской этнопедагогической подготовки. Только довузовское, вузовское и послевузовское этнопедагогическое образование, вместе взятые, могут определить успех этнопедагогической подготовки учителя национальной школы.

Этнопедагогическая подготовка будущего учителя национальной школы направлена на его профессиональное развитие как учителя новой формации, владеющего кроме психолого-педагогической подготовки этнопедагогическими подходами и технологией взаимообучения школьных предметов. В связи с этим целью подготовки будущих учителей является развитие у них такого профессионально-личностного образования, как этнопедагогическая культура учителя национальной школы. Современная этнопедагогическая культура предполагает владение будущим учителем системой знаний о традициях, обычаях своего на- рода, умениями и навыками в области традиционной системы воспитания, ведения хозяйства, лежащих в основе осуществления процесса изучения учебных предметов по технологии взаимообучения. Кроме того, результатом обучения в системе этнопедагогической подготовки будущего учителя национальной школы должна стать готовность выпускника к реализации личностно-ориентированных коллективных учебных занятий по школьным предметам, основанных на ценностях этнической культуры, где во главу угла ставится развитие школьника в соответствии со своими способностями.

Похожие диссертации на Этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса в сельской национальной школе