Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнопедагогическое наследие П.П. Хузангая Афанасьева Ирина Валерьевна

Этнопедагогическое наследие П.П. Хузангая
<
Этнопедагогическое наследие П.П. Хузангая Этнопедагогическое наследие П.П. Хузангая Этнопедагогическое наследие П.П. Хузангая Этнопедагогическое наследие П.П. Хузангая Этнопедагогическое наследие П.П. Хузангая
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Афанасьева Ирина Валерьевна. Этнопедагогическое наследие П.П. Хузангая : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Афанасьева Ирина Валерьевна; [Место защиты: Чуваш. гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева].- Чебоксары, 2009.- 200 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/1758

Введение к работе

Актуальность исследования. Происходящие в стране различные изменения социально-культурного, экономического и идеологического характера не могут не отразиться на реформировании системы образования подрастающего поколения. В условиях, когда в стране идут бурные этносоциальные процессы четко просматривается объективная функция передачи молодому поколению уникального этнокультурного наследия. Совершенствование процесса духовно-нравственного воспитания молодежи должно происходить с учетом всего прогрессивного, что было накоплено традиционной культурой воспитания, т.е. этно-педагогикой.

В поисках теоретических основ и практической реализации эффективных путей обучения и воспитания подрастающего поколения в духе гуманизма и патриотизма пристальное внимание уделяется изучению исторического опыта, исследованию наследия видных деятелей науки и искусства, традиций и систем воспитания, складывавшихся у народов столетиями. В связи с этим необходимо глубоко осмыслить и вернуть в современную воспитательно-образовательную практику богатейшее педагогическое наследие личностей, посвятивших жизнь делу просвещения народа. Оно содержит концептуальный материал, накопленный историей педагогической мысли и имеющий существенное значение для осмысления современных проблем воспитания и обучения.

Усиления внимания к традиционной этнокультуре воспитания требуют также происходящие в мире процессы общественного развития, характеризующиеся стремлением народов сохранить свою национальную самобытность. В этой связи весьма актуально изучение этнопедагогических идей содержания литературного творчества и просветительской деятельности известных представителей национальной литературы, которые вносят огромный вклад в дело сохранения, возрождения и развития вечных духовно-педагогических ценностей народов.

Творчество Петра Петровича Хузангая (1907-1970) является одним из самых значимых в чувашской культуре. Его художественное наследие содержит ценные этнопедагогические идеи, до сих пор не утратившие своего воспитательного потенциала. Оно проникнуто мыслями о воспитании молодого поколения, о человеческом достоинстве и нравственности, имеет большое историко-культурное значение и представляет научно-практическую ценность для современной педагогической практики. Перспектива национальной и отечественной литературы и народной педагогики - непреложная забота в литературно-художественном наследии П. П. Хузангая.

Наследие - явление духовной жизни, быта, уклада, воспринятое от прежних поколений, от предшественников. К этнопедагогическому наследию чувашского поэта мы относим его стихотворения, поэмы, переводы и публицистику. Его идеи воспитания молодого поколения до сих пор продолжают оказывать заметное воздействие на формирование национального самосознания, на педагогическую общественность. Литература, гуманитарная сфера познания формирует самого человека, его внутренний мир, дает ему радость и счастье (Л. В. Тодоров).

Этнопедагогическое наследие П. П. Хузангая весомо и достойно тщательного изучения, оно сохраняет свою значимость и для современной системы образования. Его литературная и просветительская деятельность наполнена духовно-нравственным смыслом, она значительно расширила позиции гуманистической педагогики убежденностью в необходимости внедрения в систему образования идеи народности: уважительного отношения к народной культуре и родному языку как основе воспитания, использования потенциальных возможностей народной педагогики на уроках родного языка и литературы, целенаправленного отбора соответствующих этно-педагогических средств. Особую актуальность литературное наследие чувашского поэта приобретает сегодня в условиях этнопедагогизации системы национального образования в контексте ее модернизации. Однако непременным условием плодотворного использования его идей в современной образовательно-воспитательной практике является изучение, анализ и этнопедагогическое осмысление содержания его литературно-художественных произведений. Изучение его наследия служит основой для глубокого понимания сути проблемы, также для совершенствования системы национального образования на основе гуманистических приоритетов.

Изучению основных этапов жизнедеятельности П. П. Хузангая посвящены работы П. В. Афанасьева, Г. Н. Волкова, Н. Г. Иванова, А. А. Изотова, М. Я. Сироткина, Г. Я. Хлебникова и др.

На методические и литературоведческие проблемы в творчестве П. П. Хузангая особое внимание обратили В. Н. Абашев, А. С. Вишняков, Г. Н. Волков, А. Г. Вылчев, С. П. Горский, Н. С. Дедушкин, В. А. Долгов,

A. В. Иванов, С. М. Ислюков, А. И. Мефодьев, Н. К. Патман,

B. Г. Родионов, А. П. Смирнов, В. П. Тимаков, М. И. Фетисов,
П. Н. Чичканов, Г. Ф. Юмарт и др.

Обзор состояния изученности избранной нами темы свидетельствует, что, несмотря на довольно устойчивый интерес к ней широкого круга ученых, до сих пор не было комплексного и целостного представления этнопедагогических идей П. П. Хузангая. С историко-педагогических позиций его литературная и просветительская деятельность и роль в формировании национального самосознания и воспитания молодежи Чувашии почти не изучены. Не стали достоянием

широких масс его этнопедагогические идеи. Все творчество Петра Хузангая пронизано народным духом, идеалами добра и справедливости, любви и преданности Отчизне, представляет огромный потенциал в гармоническом развитии личности. Таким образом, имеет место противоречие между необходимостью использования в современной системе образования содержательного воспитательного потенциала и воспитательных идей в произведениях выдающихся деятелей литературы и просвещения в условиях модернизации и этнопедагогизации системы национального образования и отсутствием целостного развернутого исследования этнопедагогического наследия П. П. Хузангая. Это обусловило выбор темы нашего исследования: «Этнопедагогическое наследие П. П. Хузангая» и определило его проблему: каковы этнопедагогические идеи в литературно-художественном наследии П. П. Хузангая?

Цель исследования - на основе изучения и историко-теоретического анализа литературно-художественного наследия П. П. Хузангая выявить и научно обосновать его этнопедагогические идеи и определить возможности их реализации в национальной системе образования.

Объект исследования - литературно-художественное и публицистическое наследие и практическая просветительская деятельность П. П. Хузангая.

Предметом исследования являются этнопедагогические идеи в творческом наследии Петра Петровича Хузангая.

Гипотеза исследования: этнопедагогическое наследие поэта-просветителя П. П. Хузангая содержит ценные для воспитания подрастающего поколения идеи, которые необходимо широко включать в учебно-воспитательный процесс современной национальной школы и в семейное воспитание.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи:

  1. охарактеризовать этнопедагогическую среду формирования личности П. П. Хузангая как народного поэта-просветителя;

  2. обобщить, проанализировать и систематизировать этнопедагогические идеи П. П. Хузангая и раскрыть образовательную и воспитательную ценность его этнопедагогической системы;

  3. определить роль, значение и место многогранной деятельности П. П. Хузангая в истории чувашской культуры и национальной системы образования, актуализируя при этом проблемы для современной педагогической науки и практики.

Для решения намеченных задач использовались следующие методы исследования: изучение и анализ научно-теоретической литературы по исследуемой проблеме, анализ архивных и фактических материалов о жизни и деятельности П. П. Хузангая, анализ его

литературной и просветительской деятельности, этнопедагогическая интерпретация содержания его литературно-художественных произведений, беседы, интервью, анкетирование, сбор полевого материала.

С учетом того, что П. П. Хузангай был человеком энциклопедически образованным, в процессе исследования мы опирались не только на литературно-художественное наследие поэта, но и на данные смежных наук (истории, философии, педагогики, этнопедагогики, этнографии, психологии, литературоведения).

Исследование проводилось в 3 этапа.

На первом этапе (2005 - 2006 гг.) изучались историко-библиографические источники, а также архивные материалы; были определены методологические подходы, первоначальные позиции исследования.

На втором этапе (2006 - 2008 гг.) анализировались автобиографические данные П. П. Хузангая; изучались его произведения; осуществлялись историко-педагогический и литературоведческий анализ собранного фактического материала и его оценка. Продолжалась работа в архивах по сбору и обобщению документального материала по обозначенной проблеме.

На третьем этапе (2008 - 2009 гг.) осуществлялся анализ и систематизация результатов исследования. Подготовлена и апробирована программа факультатива «Этнопедагогические идеи в литературно-поэтическом творчестве П. П. Хузангая». Формулировались выводы; завершалось оформление диссертации.

Методологическую базу исследования для решения намеченных задач составили исторический, аксиологический, этнопедагогический, этнокультурологический, литературоведческий, сопоставительный, биографический и герменевтический подходы к анализу творческого наследия П. П. Хузангая. В данном исследовании особо важное значение имели положения о связи теории с практикой, истории с современностью и т. д.; принципы историзма, научности и объективности в подборе и оценке исторических и биографических фактов и явлений; идея взаимосвязи и взаимообусловленности социально-политических, историко-культурных условий и этнопедагогических факторов в формировании личности.

Источниковой базой послужили прежде всего литературно-художественные и публицистические произведения П. П. Хузангая; литература общепедагогического и историко-этнографического характера; центральная и местная периодическая печать; учебники и учебные пособия по педагогике, этнопедагогике; публицистика, программы и учебные пособия по родной литературе, отражающие отдельные аспекты темы исследования; опубликованные и хранящиеся в архивах печатные и рукописные материалы П. П. Хузангая; воспоминания его родных, друзей и учеников.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечены целостным подходом к исследованию проблемы, соответствием научного аппарата объекту, предмету, задачам исследования, методологической и теоретической обоснованностью исходных позиций, многообразием использованных первоисточников литературных произведений, в том числе архивных и рукописных материалов, тщательным историко-педагогическим анализом автобиографических фактов и явлений.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  1. Охарактеризована этнопедагогическая среда и показаны факторы формирования личности поэта и как просветителя и его мировоззрения.

  2. Выявлены, впервые проанализированы, обобщены и систематизированы этнопедагогические идеи в литературно-художественном наследии П. П. Хузангая.

  3. На основе комплексного анализа литературно-художественного наследия П. П. Хузангая дана сущностно-содержательная характеристика его этнопедагогической системы и ее компонентов (цель, задачи, принципы, факторы, формы, методы, средства и результат воспитания); раскрыта ее образовательная и воспитательная ценность (народность, гражданственность, пансофичность, педагогика земли, педагогика труда, педагогика семьи, родное слово, народные традиции и др.).

  4. Определены возможности использования этнопедагогических идей П. П. Хузангая в воспитательно-образовательной практике современной школы и семьи с учетом его личного участия в учебно-воспитательной работе школы и высших учебных заведений.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования, обосновывающие этнопедагогическое наследие П. П. Хузангая, вносят новые элементы в существующие подходы к рассмотрению наследия классиков чувашской литературы. Результаты исследования актуализируют этнопедагогическое наследие прошлого и углубляют научные представления о воспитательных возможностях литератур народов, открывают перспективы для трансформации их в современный педагогический процесс в школе и семье.

Практическая значимость исследования связана с возможностью использования содержащихся в нем материалов при разработке учебных пособий, научно-педагогических монографий, учебных пособий и программ по родной литературе для образовательных учреждений, а также для дальнейшей исследовательской деятельности; разработанная автором программа факультатива «Этнопедагогические идеи в литературно-поэтическом творчестве П. П. Хузангая» и отдельные положения диссертационного исследования реализуются в учебно-воспитательном процессе Траковской чувашско-немецкой гимназии

(с. Красноармейское) и в Кульгешской СОШ им. Н. А. Афанасьева (Урмарский район) Чувашской Республики.

Апробация и внедрение основных положений и результатов исследования проводились на научно-практических конференциях различного ранга: международных - «Цивилизация народов Поволжья и Приуралья» (Чебоксары, 2006), «Великая этнопедагогическая миссия женщины» (Чебоксары, 2006), «Проблемы культуры в современном образовании: глобальные, национальные, регионально-этнические» (Чебоксары, 2006); всероссийских - «Этноэстетика ремесел и рукоделия» (Чебоксары, 2005), «Взрослые и дети: этнопедагогические проблемы семейного воспитания» (Чебоксары, 2006), «Ежегодные Яковлевские чтения» (Чебоксары, 2009); региональных - «Педэр Хузангай - поэт и гражданин XX века» (Чебоксары, 2007), «Академия Хузангая» (Чебоксары, 2007), «Этнопедагогическая пансофия Хузангая» (Чебоксары, 2007), ежегодных научно-практических конференциях докторантов, аспирантов и соискателей ЧГПУ им. И. Я. Яковлева (2005 -2009 гг.).

На защиту выносятся следующие основные положения:

  1. Процесс становления личности чувашского поэта П. П. Хузангая и формирование его гуманистического мировоззрения происходил в окружающей этнопедагогической среде и под влиянием социально-политических событий, непосредственным участником которых он был. Личность поэта формировалась под воздействием следующих этно-педагогических факторов: 1) семьи; 2) детской среды; 3) народно-трудовых традиций; 4) школьной среды; 5) знакомства и общения с поэтическими произведениями известных русских поэтов и писателей; 6) народно-религиозной атмосферы как носительницы национальной культуры и духовно-нравственного воспитания. Решающее влияние на формирование этнопедагогических взглядов П. П. Хузангая оказала учеба в Восточном педагогическом институте и знакомство с творчеством прогрессивных мыслителей и литературных деятелей, арабоязычная восточная философская мысль.

  2. Сущностно-содержательную основу этнопедагогического наследия П. П. Хузангая составляют духовно-нравственные ценности чувашского народа: гуманизм, трудолюбие, патриотизм, дружба народов, честность, верность народным и семейным традициям и обычаям. Основа воспитания - бережное отношение к родному языку, к многовековым нравственным ценностям и семейным традициям. Главные темы его этнопедагогического наследия - самоценность человека и философские раздумья о его предназначении на земле, судьба чувашского народа в ее единстве с великими преобразованиями в мире, педагогика земли, педагогика труда, педагогика семьи, родное слово, народные традиции, любовь к Отечеству.

3. Этнопедагогическая система П. П. Хузангая основана на гуманистических принципах народности и природосообразности

воспитания. Цель и задачи воспитания молодого поколения П. П. Хузангай видел в сохранении и передаче народных духовных и культурных ценностей, в развитии личности человека универсально образованного, с устойчивыми мировоззренческими гражданскими позициями и с высоким чувством национальной гордости. Образовательная и воспитательная ценность этнопедагогическои системы поэта заключается в народности, гражданственности, пансофичности. В его произведениях в поэтизированной форме ярко выразилась пансофичность - глубокая народная философия (всеобщая мудрость народа), ведущая сила эпохи огромного напряжения человеческого ума и воли, великих открытий и дерзаний со своими противоречиями, взлетами и трагедиями.

4. Огромно и бесспорно влияние этнопедагогического наследия П. П. Хузангая на целостный процесс демократизации и гуманизации учебно-воспитательной работы в школе и семье. Оно ориентировано на формирование у учащихся таких нравственных качеств личности, как любовь и уважение к человеку; гуманность, скромность, добродушие, сочувствие, взаимопомощь, целеустремленность и т.д. Основными возможностями использования этнопедагогических идей П. П. Хузангая в современной образовательно-воспитательной практике школы и семьи являются: гуманитаризация и этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса в школе, способствующие формированию национального самосознания и воспитанию милосердия, доброжелательности в отношениях между учащимися и педагогами, детьми и родителями на основе народной педагогики; использование в целостном учебно-воспитательном процессе народно-педагогического потенциала в литературном наследии деятелей культуры и просвещения; воспитание у учащихся трудолюбия на основе народных традиций, формирование ценностного отношения к труду как к форме бытия и способу самореализации человека; формирование у учащихся чувства патриотизма и любви к родине, к Отечеству, гражданской ответственности в духе прогрессивных народных обычаев, традиций, норм социального поведения; возрождение этнопедагогических традиций воспитания в школе и семье, сочетание их с современными достижениями педагогической науки.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Похожие диссертации на Этнопедагогическое наследие П.П. Хузангая