Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Генезис этнопедагогических идей в творчестве Михаила Хонинова 12
1.1. Общая характеристика основных этапов жизнедеятельности Михаила Хонинова и формирование его этнопедагогических идей 12
1.2. Народно-педагогические идеи калмыцкого фольклора в творчестве Михаила Хонинова 35
Выводы по первой главе 62
ГЛАВА II. Этнопедагогическая аксиология в наследии Михаила Хонинова 64
2.1. Высшие ценности этнокультурного наследия Михаила Хонинова 64
2.2. Реализация этнопедагогических идей Михаила Хонинова в современной учебно-воспитательной практике 103
Выводы по второй главе 114
Заключение 117
Библиографический список 121
Приложение 141
- Общая характеристика основных этапов жизнедеятельности Михаила Хонинова и формирование его этнопедагогических идей
- Народно-педагогические идеи калмыцкого фольклора в творчестве Михаила Хонинова
- Высшие ценности этнокультурного наследия Михаила Хонинова
- Реализация этнопедагогических идей Михаила Хонинова в современной учебно-воспитательной практике
Введение к работе
Актуальность исследования. Радикальные демократические преобразования рубежа XX - XXI вв., охватившие все сферы многонационального российского общества, связаны, прежде всего, с коренными изменениями в системе ценностей, а, следовательно, иной социальной оценкой места и роли образования. Процессы демократизации выдвинули на первый план множество проблем культуры, среди которых особую важность представляют проблемы этнокультуры, связанные с потребностью воспитания человека, сопричастного к своей культуре - через язык, художественное творчество, традиции и ценности предков, стремящегося сохранить национальную самобытность, уникальную культуру. В условиях нестабильности, когда извечные ценности нивелируются или вовсе отвергаются, а новые еще не созданы, поиск эффективных путей обучения и воспитания принимает характер острой необходимости. Разрабатываются национально-региональные образовательные программы, органической частью которых становится народная педагогика. Обращение к историческому опыту, прогрессивным традициям народного воспитания, выдержавшим проверку многолетней практикой, творческому наследию видных деятелей национального просвещения, литературы и искусства способствуют подъему духовно-нравственной культуры каждого этноса, возрождению, сохранению и развитию на этой основе вечных духовно-педагогических ценностей народов.
Особую ценность для нашего исследования имеют фундаментальные труды Г.Н. Волкова, открывшего пути возрождения и развития этнопедагогики в поликультурном контексте. Духовно-педагогические ценности каждого народа, являясь неотъемлемым компонентом этнокультуры, в то же время служат основой для межкультурного диалога. Становится очевидным, что только на основе научной концепции возрождения, сохранения и развития всего комплекса традиционного культурно-педагогического наследия народа возможно эффективное функционирование национальных систем воспитания.
В многомерном этнопедагогическом пространстве особая роль отводится воспитательным возможностям национальной литературы. Подлинно национальная литература, выросшая из недр фольклора, отражает духовно-педагогические идеи народа: любовь к Родине и защита Отечества, любовь к земле и трудолюбие, нравственно-этические традиции.
Творчество Михаила Ванькаевича Хонинова (1919 - 1981) является одним из самых значимых в истории литературы Калмыкии. Человек непростой судьбы, интересной биографии, яркой творческой одаренности, - он сразу привлек к себе внимание всесоюзной читательской аудитории и литературной критики. Помимо республиканской печати, поэтические и прозаические книги Хонинова выходили в центральных издательствах («Советский писатель», «Советская Россия», «Современник», «Молодая Гвардия», «Огонек», «Крокодил», Воениздат, «Малыш» и др.), в белорусских издательствах, стихи и публицистические статьи печатались на страницах «Литературной России», «Правды», в журналах «Огонек», «Октябрь», «Смена», «Дон», «Нева», «Неман» и др.
Художественное наследие М. Хонинова содержит ценные этнопедагогические идеи, до сих пор не изученные и не утратившие своего воспитательного потенциала. Специальных исследований, посвященных этнопедагогической аксиологии творчества М. Хонинова, до сих пор не проводилось. Предлагаемая работа должна восполнить этот пробел, поскольку формирование гармонически развитой личности должно осуществляться на основе национальной литературы, вобравшей духовно-нравственные ценности этноса с его программой развития совершенного человека.
Значительный научный интерес представляет обращение к опыту воспитания на примерах литературных героев. Правомерность такого внимания определяется следующими обстоятельствами. Во-первых, гуманистичность литературы и реализация ее гуманистического потенциала полностью согласуются с целями и принципами современной школы. Во-вторых, герои художественных произведений, воплощающие идеалы добра, любви и справедливости, были и остаются для подрастающего поколения примерами для подражания. В-третьих, воспитательная практика, отраженная в литературных произведениях, дополняет представления о педагогических традициях.
Литература как источник воспитательных идей и проблемы выявления и реализации ее воспитательного потенциала изучались В.Г. Белинским, Н.А. Добролюбовым, И.И. Валеевым, Г.Н. Иониным, Б.Б. Оконовым, О.Д. Мукаевой и др.
Идея обращения к педагогическому наследию через фольклор, высказанная Я.А. Коменским в его труде «Мудрость старых чехов», актуальна и в настоящее время. К.Д. Ушинский, считавший, что каждый народ имеет свою «характеристическую» систему воспитания, высоко оценивал воспитательное воздействие фольклора, сам был талантливым детским писателем, более того, специально занимался литературной обработкой произведений устного народного творчества.
Духовные и эстетические ценности отечественной и мировой литературы и фольклора в современном осмыслении становятся одним из основных направлений исследований. Указанной проблематике были посвящены диссертационные исследования Е.В. Болкуновой, Т.С. Буториной, А.И. Деревцева, И.К. Матюша, Г.П. Молчановой, Л.А. Переваловой, Е.В. Поповой, Д.Ф. Тарасова, Ф.Р. Тешевой, И.В. Чувашова.
Методике преподавания литературы в этнопедагогическом аспекте посвящены исследования С.К. Бирюковой, Г.М. Гогиберидзел Э.К. Нюденовой, В.М. Черкезовой.
Особую значимость для нашего исследования имеют этнокультурологические труды А.Б. Панькина, 3.0. Кекеевой, Б.К. Секенова, С.А. Даваева, С.Н. Босхамджиевой, посвященные аксиологии эпоса «Джангар» и формированию ценностных ориентации молодежи.
Диссертация Г.П. Айдаровой «Этнопедагогические идеи в произведениях классиков калмыцкой литературы» (М., 2001) -единственное на сегодняшний день этнопедагогическое исследование калмыцкой литературы XX в.
Таким образом, имеет место противоречие между, с одной стороны, недостаточной исследованностью многоплановых связей этнопедагогической аксиологии с литературой, а с другой - потребностью осмысления с современных педагогических позиций произведений классика калмыцкой литературы М. Хонинова.
Этим противоречием обусловлен выбор темы исследования «Этнопедагогическое наследие Михаила Хонинова» и определена его проблема: каковы педагогические идеи творческого наследия М. Хонинова?
Цель диссертационного исследования - выявление этнопедагогических идей в художественном наследии М. Хонинова.
Объект исследования - биография и литературное наследие М. Хонинова.
Предмет исследования - этнопедагогический потенциал творчества М. Хонинова в современной учебно-воспитательной практике.
Гипотеза исследования: этнопедагогическое наследие творчества М. Хонинова содержит ценные для обучения и воспитания подрастающего поколения идеи, которые могут содействовать повышению эффективности педагогического процесса в школе, а его личность - талантливого писателя, легендарного героя-партизана - может служить примером для молодежи.
Проверка выдвинутой нами гипотезы потребовала решения следующих задач:
- проанализировать жизнедеятельность М. Хонинова и показать условия и процесс формирования его педагогических идей;
- раскрыть этнопедагогические идеи фольклора в творческом наследии М. Хонинова;
- выявить и исследовать в произведениях М. Хонинова этнокультурные доминанты, составляющие сущность традиционной системы воспитания у калмыцкого этноса;
- определить роль, значение и место деятельности М. Хонинова в современном педагогическом процессе, выделяя в его творчестве проблемы, актуальные для современной педагогической науки и практики, в частности идеи гуманизации и этнопедагогизации образования.
Хронологически работа охватывает 20 - 80-е гг. XX в., период формирования мировоззрения писателя и наиболее активный и плодотворный этап его жизни и деятельности.
В процессе исследования мы опирались не только на литературное наследие писателя, но и на данные смежных наук (истории, этнографии, литературоведения, философии, психологии). Источниковой базой послужила литература общепедагогического и историко-этнографического характера; центральная и местная периодическая печать; учебники и учебные пособия по истории России, педагогике, этнопедагогике, эпистолярная, мемуарная литература советского периода; публицистика, отражающая отдельные аспекты темы исследования; труды по истории развития просвещения Калмыкии изучаемого периода; опубликованные и хранящиеся в семейном архиве рукописные материалы М. Хонинова; полевые материалы - воспоминания его родных и друзей.
Методологическую базу исследования для решения намеченных задач составили исторический, аксиологический, этнопедагогический, этнокультурологический, литературоведческий, сопоставительный, биографический подходы к анализу творческого наследия М. Хонинова.
Теоретическими источниками исследования являются труды отечественных философов, культурологов, психологов (Н.А. Бердяев, М.М. Бахтин, С.К. Бондырева, Ю.В. Бромлей, Г.Д. Гачев, СИ. Гессен, М.С. Каган, Д.С. Лихачев, В.В. Розанов); педагогов (Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский); фольклористов (В.П. Аникин, В.Я. Пропп, Б.Н. Путилов, Ю.Г. Круглов, Т.В. Цивьян); историков и этнографов (И.А. Житецкий, Д.И. Прозрителев, Г.О. Авляев, М.М. Батмаев, У.Э. Эрдниев, Т.Г. Басангова); калмыцких литературоведов (А.Ш Кичиков, А.В. Бадмаев, Р.А. Джамбинова, З.И. Килганова, В.Д. Пюрвеев, А.Г. Салдусова, Н.Б. Сангаджиева, P.M. Ханинова).
При исследовании мы опирались на эстетическую концепцию М.М. Бахтина, в которой категория «ценность» является стержневой и имеет методологический статус; концепцию диалога культур (М.М. Бахтин, B.C. Библер); современные теории этноса и этнического развития (С.А. Арутюнов, Ю.В. Бромлей, Л.Н. Гумилев, Э.С. Маркарян); этнопедагогические исследования (Г.Н. Волков, Н.Г. Краснов, К.Ж. Кожахметова, Т.Н. Петрова), концепции личностно ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков) и этнокультурной коннотации образования (А.Б. Панькин).
Исследование проводилось в 3 этапа.
Первый этап (1997-2000 гг.) - изучались историко-библиографические источники, а также архивные материалы; были определены методологические подходы, первоначальные позиции исследования.
Второй этап (2001-2003 гг.) - изучались произведения М. Хонинова; осуществлялись историко-педагогический и литературоведческий анализ собранного фактического материала и его оценка.Продолжалась работа в архивах по сбору и обобщению документального материала по обозначенной проблеме.
Третий этап (2003-2005 гг.) - проводились апробация и систематизация подвергнутых анализу материалов. Сделаны соответствующие научно-практические выводы, оформлены результаты исследования.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Процесс становления личности калмыцкого писателя М. Хонинова и формирования его гуманистического мировоззрения происходил в окружающем этнопедагогическом пространстве и под влиянием событий в истории его страны и народа, непосредственным участником которых он был.
2. Творческое наследие Михаила Хонинова как источник этнопедагогической аксиологии и эпистемии имеет образовательно-воспитательное значение.
3. Основу этнопедагогического наследия М. Хонинова составляют духовно-нравственные ценности калмыцкого этноса, отраженные в устном народном творчестве (совершенный человек -продолжатель духовных традиций предков, защитник Отечества; бережное отношение к родному языку - условие развития национальной культуры; основа воспитания - любовь, труд и познание).
4. Народные представления об идеале совершенного человека (совершенный мужчина - воин, защитник, кормилец, пример для подражания; женщина - хранительница домашнего очага, рода), его роли и значении в воспитании молодежи, получившие развитие в творчестве классика калмыцкой литературы М. Хонинова, должны реализовываться в системе воспитания школьников.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые изучены и обобщены этнопедагогические идеи в наследии М.
Хонинова; с позиций современной гуманистической педагогики осуществлен их комплексный анализ; намечены перспективные возможности их использования в современных условиях; в научный оборот введены ранее не обнародованные архивные материалы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования, обосновывающие этнопедагогические идеи М. Хонинова, вносят новые элементы в существующие подходы к рассмотрению этнопедагогического наследия классиков национальной литературы на междисциплинарном уровне. Результаты исследования расширяют и углубляют научные представления о художественных достоинствах и воспитательных возможностях произведений национальной литературы, открывают перспективы для прикладных исследований и трансформации их в педагогический процесс.
Практическая значимость исследования связана с возможностью использования содержащихся в нем материалов в условиях активизации национально-региональных образовательных программ, при разработке учебников, учебных пособий, программ по литературе с национально-региональным компонентом и родной литературе для образовательных учреждений, а также для дальнейшей исследовательской деятельности. Знания о пассионарных личностях (Л.Н. Гумилев), о личностях-символах (Г.Н. Волков) содействуют творческому подходу учителей школ и преподавателей вузов к достижениям прошлого, позволяя учитывать их в своей педагогической деятельности.
Достоверность результатов исследования обеспечивается целостным подходом к решению проблемы и методологической обоснованностью исходных теоретических положений работы, определенных на основе обращения к смежным областям знания, использованием методов, соответствующих поставленным целям и задачам.
Апробация основных положений диссертации проводилась на региональной научной конференции «Круг детского чтения: герои, сюжеты, поэтика» (Ставрополь, 2004 г.), на международной научно-практической конференции «"Джангар" в евразийском пространстве» (Элиста, 2004 г.), на межрегиональной научной конференции «Молодежь в науке: проблемы, поиски, перспективы» (Элиста, 2004 г.), на международной научной конференции «Буддийское духовенство и культура калмыцкого народа» (Элиста, 2004 г.), на международной научной конференции «Русская литература XX века. Типологические аспекты изучения» (Москва, 2005 г.), на региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития образования в условиях полиэтнической среды» (Элиста, 2005 г.), на Международном конгрессе «Азия в Европе: диалог цивилизаций» (Элиста, 2005 г.).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Общая характеристика основных этапов жизнедеятельности Михаила Хонинова и формирование его этнопедагогических идей
Известный артист, писатель, воин Михаил Ванькаевич Хонинов -знаковая фигура в истории калмыцкого народа. Его личная и творческая биографии тесно взаимосвязаны с народной судьбой. Он прожил короткую, но яркую, насыщенную трагическими событиями жизнь. Его друг, белорусский поэт Максим Танк справедливо заметил: «...мы еще не научились, как следует писать о непревзойденном героизме и подвиге наших советских людей. Одна твоя биография - если вдуматься, глубоко все осмыслить, связать с судьбой своего народа - в тысячу раз грандиознее многих мировых произведений» [8].
По мнению Л.Н. Когана, каждый человек в той или иной мере -историк и летописец, правда, он имеет дело с историей, «пропущенной» сквозь призму своей индивидуальной жизни. Люди часто оценивают события прошлого по тому, насколько они коснулись их. Томас Манн писал: «Нам кажется, что мы выражаем только себя, говорим только о себе, и вот оказывается, что из глубокой связи, из инстинктивной общности с окружающим, мы создали нечто сверхличное...» Приведя эту цитату, К. Паустовский добавил: «Эти слова следовало бы поставить эпиграфом к большинству автобиографических книг». «Сверхличное» и есть жизнь общества, но отраженная в личном восприятии человеком прошлого, заключает Л.Н. Коган [92, 111].
Г.Н. Волковым, основоположником этнопедагогики, указан путь в изучении ценностного потенциала жизни и художественного наследия М.В. Хонинова - в «автобиографизме творчества» (из личной беседы автора с Г.Н. Волковым). «Порой я задумываюсь о материализации примера как явления духовности. ... Этнопедагогика учит: каждый человек, по меньшей мере ситуативно, один раз в жизни бывает великим педагогом. А так в жизни великих педагогов гораздо больше, чем принято считать в наших многочисленных педагогических книгах» [40, 15].
По верному определению Г.Н. Волкова, «воспитание - это пример и любовь» [40, 15]. Жизнь и творчество М. Хонинова в полной мере можно охарактеризовать этими короткими словами, за которыми - неиссякаемый источник для воспитания подрастающего поколения. «В творчестве Михаила Хонинова, - подчеркнула О.Д. Мукаева, - мы бесконечно можем черпать благодатный материал для этнопедагогики, воспитывающей культ родной земли и предков, утверждающей нравственные ценности» [219, 3].
Установлено, что процесс и результаты человеческого развития детерминируются совместным воздействием трех генеральных факторов -наследственности, среды и воспитания. Рассмотрим, как влияли эти три фактора на становление личности М. Хонинова и формирование его педагогических идей.
Детство поэта пришлось на период исторических перемен в судьбе калмыцкого народа: установление Советской власти, обретение автономности, массовая кампания по ликвидации безграмотности и т.д.
В одной из автобиографий М. Хонинов писал: «Я - сын потомственного животновода-батрака. Родился в 1919 году, по-калмыцки в год Овцы, в первый день января». Мальчик рано перенес тяготы наёмного труда, «и долгие перекочевки с места на место, и ночи у костра, и дни, когда голод давал о себе знать» [155, 227]. Об этом - в автобиографии: «С 6 лет с отцом пас отары у кулаков, был погонщиком быков на пахоте. Труд познал с малых лет, значит, и жизнь - через труд» [173, 17]. Не случайно Хонинов - обладатель билета ударника комсомола Калмыкии.
Принцип народности воспитания красной нитью проходит через все творчество писателя. Первым учителем был его дед Ноган. Знания о своих корнях до седьмого колена по линии отца, о природе, о мироздании, об особенностях поведения животных, а также первые воинские умения и трудовые навыки калмыки традиционно получали от мужчин старшего поколения. Неоднократно внук с благодарностью вспоминал деда в своих произведениях. Идею преемственности в воспитании, передаче жизненного опыта, в формировании гражданско-патриотической позиции поэт передает метафорически: Чтобы были мы всегда готовы / Отразить беды наскок любой, / Дед вручил нам старую подкову / И клинок, / Подаренный Окой! [197, 40]. «Устают стареющие всадники. А коня, как эстафету, передают своим детям, внукам: Жизнь - эстафета, как коня, Я детям передал, ценя Дар предков...
Мчитесь дальше, дети! (перевод Н. Поливина) - так завершается одно из стихотворений Михаила Хонинова.
Образ летящих в будущее скакунов - олицетворение преемственности поколений - ненавязчиво переходит из стихотворения в стихотворение, подчас даже не называясь, лишь угадываясь. Отсюда и название сборника «Подкова» - символ счастья, добра и удачи», - отмечено в рецензии на книгу [4, 16]. Тот же образ семейной подковы в стихотворении дочери поэта (поэтесса Римма Ханинова - Э.Х.): «Подкова над отчим порогом / -приметный знак для добра» [175, 79]. Дар предков - величайший из даров, по мысли Г.Н. Волкова, делает человека родным - не безродным [40, 15].
Поэтическое восприятие жизни Хонинов получил от своей бабушки, речь которой изобиловала пословицами, поговорками, знавшей великое множество сказок, преданий, легенд, песен. Образ бабушки в хониновской поэзии - воплощение вековой мудрости. «Мужественный голос поэта становится задумчивым и нежным, когда он пишет о женщинах своей родины. Со страниц его поэтических сборников перед читателем предстает обаятельный образ калмычки, умеющей и трудиться, и любить» [90, 107]. Стихотворение «Наши бабки курили трубки» - одно из дорогих сердцу поэта. На многочисленных встречах с читателями он неизменно читал его.
Наши бабки курили трубки, Были с виду грубы, но добры... От работы вспухшие руки Столько вынянчили детворы! [216, 10] «Хрупкие крылья радости» и «острые когти невзгод» не позволяли калмыцким бабушкам справлять «годовщины свадьбы, родов и прочих дат», но обязывали, в свою очередь, в нравственном императиве способствовать продолжению рода и жизни:
Зажигали бабушки трубки -Для иззябшей души костры! И тогда «отступали злые метели / От горящих в ночи костров, / Когда в юртах стелили постели / Наши бабушки для сынов...». Не случайно обобщение «бабушки», национальное в семантике определение «наши» и дополнение «для сынов»: фамильная цепочка «мать - сын» в авторском мироощущении определяет доминанту корневого, начального, заглавного. В народной педагогике матримониальность напрямую связывала мать и детей. В трехступенчатой иерархии (бабушка - мать - жена) женское начало в жизни мужчины (дед - отец - сын) было определяющим в сохранении домашнего очага, семьи, рода, народа, человечества. Эта преемственность (три поколения под одной крышей - верхним кругом кибитки) обуславливала нерушимый авторитет жизнеутверждающего женского универсума, где костер души, огня, трубки образовывал устойчивую солярную символику круга бытия», - так определяет авторскую педагогическую направленность Р. М. Ханинова [192, С. 15].
На всю жизнь запомнил Хонинов наказ отца: «Если трудно тебе что-либо понять, иди к аксакалам. Ведь старые люди в молодости делали жизнь себе и другим». Теперь, в нынешние дни, я вспоминаю с благодарностью отцовские советы» [208, 13]. Идея почитания предков, духовной преемственности возведена в творчестве М. Хонинова в аксиому: «Если степняк захотел с кем-нибудь посоветоваться или услышать мудрое слово, он едет к знающему, старому человеку. Этот добрый обычай есть и у русского, и у других народов» [208, 13].
Да славится характер непреклонный! Отец, Твой род не вымер, не зачах... Пускай ты не был «важною персоной», Зато держал всю землю на плечах! [198, 20]
Отец писателя, Ванькаев Хонин Ноганович, умер в 1938 г., а мать - в 1935. Звали ее Байн, что в переводе с калмыцкого означает «богатство». Богатством были дети: четверо сыновей и дочь, выжившие из восьми детей. Эрдни, участник Сталинградской битвы, во время войны пропал без вести. Лиджи, помнивший бои на Халхин-Голе в Монголии, до войны окончивший еще Ленинградское пехотное училище в звании младшего лейтенанта, воевал на Ленинградском фронте и также пропал без вести. Иван, ветеран Великой Отечественной войны, работал счетоводом, чабаном в родном селе Цаган-Нур. Многие дома г. Элисты построены при участии Боси.
Народно-педагогические идеи калмыцкого фольклора в творчестве Михаила Хонинова
Народная педагогика представляет собой сумму накопленных народом и проверенных им в жизни эмпирических знаний, умений, навыков, передаваемых из поколения в поколение как результат исторического и социального опыта. Народная педагогика - это и «педагогика национального развития, подъема, возрождения, ... и педагогика этнического самовоспитания, создающая личность патриота, сына народа с высокоразвитым чувством национальной гордости и человеческого достоинства» [187, 5]. Сила народной педагогики в ее действенности, практической направленности, массовости, перманентности приемов воздействия. Народная педагогика, по определению классиков педагогической науки Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, представляет собой первоисточник научной, теоретической педагогики. Впервые термин «народная педагогика» был введен К.Д. Ушинским, который тем самым обозначил ее как один из факторов педагогической науки. Начиная с 70-х годов и по настоящее время, значительно углубился интерес к методологии народной педагогики (Ш.М.-Х. Арсалиев, И.И.
Валеев, В.М. Григорьев, М.Б. Гуртуева, Г.Н. Волков, Э.Д. Днепров, К.Ж. Кожахметова, О.Д. Мукаева, Е.Л. Христова, З.Б. ІДаллагова, И.А. Шоров и другие).
В последние два десятилетия XX века в исследовании проблем народной педагогики преобладает этнографический подход, поскольку, по утверждению Г.Н. Волкова, народ - единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей, великий педагог. Определением структуры содержания, методов исследования воспитания занимались Г.Н. Волков, В.Х. Арутюнян, А.Ш. Гашимов, Я.И. Ханбиков и др. Народная педагогика является источником педагогической науки, основой, на которой базируется теория педагогики (И.Т. Огородников, Е.И. Медынский, И.Ф. Свадковский). При помощи теоретической педагогики народная педагогика становится наукой этнопедагогикои: если народная педагогика имеет отношение к опыту и его описанию, средствам и идеям народного воспитания, то этнопедагогика - к сфере теоретической мысли, сфере науки. Г.Н. Волков определяет этнопедагогику как науку «об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации» [45, 16]. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях.
Мудрость народной системы воспитания воплощена в фольклоре, ибо «народное поэтическое творчество, подобно драгоценному алмазу, отшлифованному временем и человеческой мудростью, аккумулирует в себе духовное состояние целых поколений» [168, 28]. Искусство народа, или фольклор (от английского слова folklore - «народное знание», народная мудрость»: folk - «народ», «lore» - «знание»), глубоко жизненно и вечно.
Осмысление с современных позиций национальных и общечеловеческих ценностей, заложенных в устном народном творчестве, имеет особое значение для формирования личности как носителя и творческого продолжателя культурной традиции народа, способной к самоидентификации и самореализации в поликультурном обществе.
Особую актуальность для нашего исследования имеют работы по проблемам фольклора, его теоретического и практического осмысления (В.Я. Пропп, Б.Н. Путилов, В.П. Аникин, Ю.Г. Круглов, A.M. Казиева, А.В. Бадмаев, Т.Г. Басангова, Н.Ц. Биткеев, Г.Н. Волков, М.Э. Джимгиров, А.Ш. Кичиков, Н.Б. Сангаджиева и др.).
По-прежнему актуальны идеи К.Д. Ушинского о том, что у каждого народа своя особенная система воспитания, а поэтому заимствование одним народом у другого воспитательных систем невозможно. Как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив ни был этот образец, точно также нельзя воспитываться по чужой педагогической системе, как бы ни была она стройна и хорошо обдумана [167, 123]. Продолжается изучение обучающих, воспитательных и развивающих возможностей фольклора разных народов (Г.М. Гогиберидзе, Э.О-Г. Дальдинова, Э.К. Нюденова, Б.Б. Оконов и др.).
Важно обращаться к культурному прошлому не только с целью поддержания проверенных многолетней практикой ценностей, этих смысловых универсалий, которые выкристаллизовываются в процессе обобщения типичных ситуаций, возникающих на разных этапах истории [146, 285; 13], но еще и потому, что именно эти, передающиеся из поколения в поколение каноны, обеспечивают самобытность культуры [58, 86]. Знание фольклора позволяет понять систему жизненных ценностей этноса, мировоззрение и верования, выявляет особенности его ментальности. Фольклор, увековечиваясь в разных жанрах, не позволяет людям забыть свое происхождение, какого они рода-племени, выполняет консолидирующую роль в обществе [30, 3].
Изучение фольклора расширяет знания учащихся об истории и этнографии родного народа, способствует формированию национального самосознания. При этом важно избежать крайностей национализма и этноцентризма - знание, понимание, приоритетное отношение к культуре своего народа должно сочетаться со знанием, пониманием и уважением к культурам других народов [120, 60]. Путь к согласию лежит через диалог культур (Бахтин), составляющим основу для формирования толерантности [100,282].
Сопоставительное изучение лучших образцов мирового фольклора поможет увидеть сходство мотивов, образов, идей и национальных ценностей. И.А. Ильин находит неизъяснимое удовольствие в свободном, обстоятельном погружении в сферу чужой духовной культуры: «вроде бы человек остается сам собой и в то же время становится другим, приоткрывает для себя новые способы бытия, новые горизонты для созерцания и - обогащенным возвращается к самому себе; пускаясь в духовное путешествие, он идентифицирует себя, и, так сказать, трансформирует...» [78, 107]. Данное высказывание подтверждает истину о том, что ценности нужно сотворить в себе самостоятельно и в каждой ценностной ситуации воссоздавать заново, преодолевая трудности [169, 285]. Именно в фольклоре наиболее полно проявляется общность ценностей. Особенности фольклора связаны с историческими, географическими условиями, в которых развивался данный народ, на определенной стадии исторического развития, а также в форме художественных произведений.
Высшие ценности этнокультурного наследия Михаила Хонинова
Изменения в российском обществе актуализировали такие вопросы воспитания, как критическое осмысление действительности; сохранение-восстановление традиций отечественной общественной мысли; учет положительного социокультурного опыта, накопленного в предшествующие годы; освоение мировой общественной мысли применительно к культурным традициям народа и потребностям современного развития общества. На основе анализа выдвинутых проблем в сфере воспитания рассматривается возможность нового прочтения отечественной и мировой философско-педагогической традиции применительно к современному состоянию российской школы [124, 16]. И.В. Павлов считает безуспешными современные попытки формирования нравственных чувств, нравственной позиции на основе общегуманистических подходов и либеральных «общечеловеческих» ценностей, не учитывающих национальное. По мнению ученого, именно школа призвана брать на себя ответственные задачи в сфере воспитания, которое «прежде всего состоит в формировании и развитии ценностных ориентации». Литература всегда играла определяющую роль в реализации этих задач. Анализ школьных программ по литературе показывает, что «на обочине воспитательного пространства» оказались произведения Н. Островского, А. Твардовского, Ю. Бондарева, В. Распутина, В. Белова, И. Бунина, Ф. Уяра, А. Артемьева, А. Талвира, Тхти, Василия Митты и др. [135, 130-138]. Этот список можно продолжить и произведениями М. Хонинова, биография и творчество которого - это история его народа и история его страны.
М. Хонинов - образец воина-защитника своей Родины: в Великую Отечественную войну он стал легендарным партизанским командиром -Мишей Черным в белорусских лесах. Этот боевой период его биографии ярко отражен в его стихах, которые «можно отнести к лучшим образцам нашей боевой армейской поэзии. Для меня, - подчеркнул поэт-фронтовик Михаил Матусовский, - стихи Михаила Хонинова больше, чем просто литература, - в них наглядно видно, как поэзия и жизнь сливаются воедино, и где - «кончается искусство и дышат почва и судьба» [104, 154]. Опираясь на теорию ценности М.М. Бахтина, согласно которой изначально любое художественное произведение отражает индивидуальность автора, его мировоззрение, его картину мира, его ценностные приоритеты, мы рассматриваем творчество М. Хонинова в аспекте этнопедагогической аксиологии.
Литература, выросшая из недр фольклора, впитавшая мудрость народа, содержит неисчерпаемые возможности для воспитания подрастающего поколения. Аксиологическая традиция эпоса «Джангар» в поэзии и прозе М. Хонинова - пример синтеза национального и общечеловеческого в формировании носителя личностного сознания, тождества слова и дела на примере-идеале.
Стихи М. Хонинова оказывают большое воспитательное воздействие в силу того, что главным героем в них выступает либо сам поэт, либо те солдаты и партизаны, плечом к плечу с которыми он прошел тяжелую школу войны. Вровень с богатырями бумбайской державы встали русский солдат Калиновский, и белорус Кастусь («Мой райком»), и старший брат поэта («Старший брат»). Я командира взвода знал А тут увидел в нем батыра, Как будто взвод повел Санал, Сын сказочного Булингира. Взвод продвигался все быстрей, И начинало мне казаться, Что Джангаровых богатырей Шло в нем шесть тысяч и двенадцать... [197, 172] И шел в рукопашную Рядом с друзьями, Как сказочный Савар Воитель Джангара. И враг отступал Перед натиском вашим, Не выдержав силы Прямого удара. [199, 106] В менталитете каждого народа заложена идея защиты своего родного очага и идея созидания, поэтому обращение к «Джангару» является важнейшим средством развития и воспитания подрастающего поколения. Воспитательную и образовательную нагрузку несет каждая строка эпоса, воплотившего в себе мировоззрение, традиции, морально-этические нормы многих поколений калмыков [138, 166].
Категория героического в эпосе «Джангар» манифестирована идеей защиты родной земли и образами монументальных богатырей с их претворенной в подвигах легендарной клятвой: «Груди свои обнажим и вынем сердца, / И за народ отдадим свою кровь до конца»...
Актуализация героики «Джангара» проявляется различными путями: через сказительскую традицию, непосредственное чтение текста, посредством научного осмысления, через другие виды искусства -литературу, музыку и живопись, скульптуру и т. д. Такая духовная преемственость обеспечивается воспитанием: чем шире и глубже преемственность, тем благоприятнее условия для прогресса индивида и
общества. Преемственность отражается и в художественном творчестве, которое синтезировало достижения многих культур и поэтому содержит значительный пласт, достойный этнопедагогических исследований [111, 78-79].
Традиции и архетипы реализуют идею связи эпох, непрерывности жизни человечества, связи поколений. По определению С.К. Бондыревой, архетипы «отражают то общее, что есть между людьми в пределах каждого поколения и между поколениями, а также и то постоянное, что есть в условиях их жизни на Земле» [28, 144]. Архетипический образ матери-земли в поэме «Мой райком» представлен своеобразно. Белорусская земля, с одной стороны, выступает в образе мудрого наставника, с другой -сублимирует для лирического героя родную мать-землю, степь, которая и воспитывает, и поддерживает, и направляет в духе эпической калмыцкой традиции: Твой страх сильнее всех смертей Схвати его с победным кликом, Вбей в землю на десять локтей, Как Джангар завещал калмыкам! (пер. А. Николаева) [197, 167-168] Сравним в стихотворении «До последней атаки»: В дни войны, когда Гитлера танки Шли стеной, все сжигая дотла, Мне родная земля помогла Уцелеть до последней атаки. Потому и сегодня я в силе И покоя душе не прошу, Мои корни в земле, я дышу Чистым воздухом милой России. (пер. А. Грекова) [203, 45] Диалогическая парадигма эпоса в аспекте категории героического нашла своеобразное преломление в военной поэзии Михаила Хонинова. Этнопедагогический диалог, диалог культур выявляет межнациональную, общечеловеческую духовную близость народов, говорящих на разных языках [45, 172]. В стихотворении «Джангар» поэт говорит об открытости калмыцкой культуры другим национальным культурам, «по праву наследника» приглашает всех приобщиться к ней, тем самым призывая к взаимообмену и взаимообогащению: Встали рядом с Гомером, с былинами, «Словом» Бояна и с дворцом Руставели бессмертные своды его. И по праву наследника всем просвещенным землянам говорю я: - Входите, делите со мной торжество! (пер. М. Максимова) [197, 33] Таким образом, в поэзии М. Хонинова «пример-идеал как фактор народного воспитания максимальным образом выявляет пансофическую природу народной педагогики» [45, 168]. По мнению русского философа В.В. Розанова, есть «нации-цветки», есть нации «орхидеи, редкие, исключительные. Ими любуются, им удивляются» [152, 376]. Эту мысль поясняет A.M. Казиева: «Цветки -потому что выжили, сохранив свои культурные и литературные истоки, свой лик во времени» [85, 12].
Реализация этнопедагогических идей Михаила Хонинова в современной учебно-воспитательной практике
В условиях реформирования всей системы российского образования важной проблемой становится выявление основных направлений концепции развития национальной школы. Одним из направлений является этнопедагогизация образовательного процесса. В современной общественной жизни Калмыкии наблюдается рост национального самосознания, проявляющийся в стремлении представителей этноса стать сопричастными к своей культуре - через язык, художественную культуру, традиции и обычаи. В решении этой задачи особая роль отводится народной педагогике как органической части национально-региональной системы образования. В этом контексте все более актуализируется роль этнокультурологического знания. Проникновение в глубинные пласты этнокультуры и обращение к универсалиям способствуют восприятию особенностей родной культуры уже на качественно ином уровне: приобретенные знания формируют осознанное отношение к проблеме возрождения, развития, сохранения и трансляции этнокультуры ее носителями.
Для активизации процесса этнопедагогизации системы образования в республике и определения содержания этого процесса, на наш взгляд, важны следующие основные идеи:
- Отталкиваясь от заповедей-заветов К.Д. Ушинского, что основу воспитания и образования должна составлять родная или иная культура, можно сказать, что в нашем случае калмыцкая и русская культуры являются источником становления и развития личности. При этом учитывается тот факт, что человек, воспитывающийся вне традиций своего народа, вне смысла своей религии, вне истории своего народа не может стать истинным человеком.
- Проблема современного образования заключается в том, что оно не побуждает ученика переживать, пропускать через себя нравственные ценности науки и литературы, а сводит их к схемам, идеям, системам, т.е. все реальные ощущения, качества, идеи для учащегося заменяются идеями, качествами, ощущениями, сознаваемыми как должное - запоминаемыми, но не прочувствованными. Основная цель и ценность образования заключаются не в «научении правильному поведению» и не в формировании у учащихся знаний, умений и навыков, а прежде всего, в становлении человека, его личности, в обретении им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности и духовности, своего творческого начала, своего обращения к «смыслу, требующему осуществления, и к ценностям, требующим реализации» (В. Франкл).
Отсюда следует, что содержание образования призвано обратить подрастающего человека к смыслам его собственного бытия, сформировав при этом соответствующий свой круг ценностей. Эта идея личностно- ориентированного подхода к обучению становится основополагающей для национальной системы образования, в настоящее время она разрабатывается в исследованиях А.Б. Панькина, Т.Н. Петровой, В.В. Серикова, Л.П. Разбегаевой.
Бесспорно актуальной остается очень важная мысль К.Д. Ушинского о том, что школьное воспитание далеко не составляет всего воспитания народа. Религия, природа, семья, фольклор, литература, история, уровень развития общества и т.д. - все, из чего складывается историческая жизнь народа, составляют его действительную школу. Поэтому школа остается школой, если она отражает этнокультурные процессы, происходящие в современном ей обществе, в содержании образования, в методах, в средствах образования и воспитания. Наполнение этнокультурным содержанием предметов гуманитарного цикла в современной школе способствует обеспечению социокультурного и образовательного комфорта для школьника. Одним из средств достижения этой цели должна стать национальная литература, создающая культурологическую воспитательную среду.
«Соприкосновение с богатейшей литературой родного края, -утверждает в своем исследовании Э.К. Нюденова, - сделает только более конкретными, глубокими знания основного курса школы, не только обогатит учеников местным фактическим материалом, но будет формировать патриотическую гордость за свою малую родину, формировать чувство ответственности за достойное продолжение культурных традиций республики» [126, 99].
Как показывает практика преподавания родной литературы, произведения классиков калмыцкой литературы A.M. Амур-Санана, К.Э. Эрендженова, Х.Б. Сян-Белгина, С.К. Каляева, М.В. Хонинова, Д.Н. Кугультинова, A.M. Джимбиева, Б.Б. Сангаджиевой, М.Б. Нармаева, А.Б. Бадмаева, А.Г. Балакаева оказывают мощное воздействие на формирование нравственных, этических, эстетических идеалов растущего человека. На долю старшего поколения писателей выпали жестокие испытания XX века - репрессии, война, трудности возрождения и строительства новой жизни в мирных условиях. Их творчество глубоко национально, в нем отражена история калмыцкого народа, все этапы исторического развития калмыцкого общества, духовно-нравственные ценности нации. Через осмысление литературных образов - носителей духовно-нравственных ценностей, через критическое осмысление этих ценностей ученик приходит к познанию самого себя, к созданию своих личностных нравственных ориентиров.
Пример жизни и творчества поэта, драматурга, прозаика, публициста Михаила Хонинова, человека, при жизни ставшего легендой, имеет огромный воспитательный потенциал. В июле 1941 г. младший лейтенант сражался на Западном фронте, выйдя из смоленского окружения, организовал в районе белорусского города Демидов партизанскую группу, которая затем вошла в крупное соединение. Командира партизанской роты М. Хонинова под именем Миши Черного хорошо знали не только партизаны и мирное население Белоруссии, но и враги, оценившие его голову в 10 000 оккупационных марок. Пережитое легло в основу документальной повести «Миша Черный - это я!» (1976), романа «Помнишь, земля Смоленская...» (1977) и нашло отражение во многих его стихах. При жизни он стал литературным героем документальной и военно-приключенческой повестей (А. Демидов. В атаку поднимался первым. Элиста, 1967, А. Дугинец. Искры под пеплом. М., 1970), драмы (Ш.-Н. Цыденжапов. «Жаворонки везде поют одинаково». М., 1980), поэм, стихотворений, очерков и воспоминаний. Он - почетный гражданин города Березино, одна из улиц которого названа его именем. В Белоруссии есть деревня Хониново. Поэту-партизану посвящен отдельный стенд в музее Великой Отечественной войны в г. Минске. Имя писателя носит