Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнопедагогические воззрения народа Саха (На материале олонхо) Баишева Мария Ивановна

Этнопедагогические воззрения народа Саха (На материале олонхо)
<
Этнопедагогические воззрения народа Саха (На материале олонхо) Этнопедагогические воззрения народа Саха (На материале олонхо) Этнопедагогические воззрения народа Саха (На материале олонхо) Этнопедагогические воззрения народа Саха (На материале олонхо) Этнопедагогические воззрения народа Саха (На материале олонхо)
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Баишева Мария Ивановна. Этнопедагогические воззрения народа Саха (На материале олонхо) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Якутск, 2004 199 c. РГБ ОД, 61:04-13/2465

Введение к работе

Актуальность исследования. Духовное процветание любого народа невозможно без признания собственных национальных мировоззренческих особенностей, без знания сути тех ценностей, которые объединяют народы, а также без педагогического обеспечения надлежащих условий принятия их растущими поколениями как ориентиров собственной жизни.

Педагогическая общественность всецело осознает необходимость воспитания подрастающего поколения на общечеловеческих и национальных ценностях, но теоретико-методологическое обоснование стратегических путей духовно-нравственного воспитания молодого поколения остается нерешенной проблемой. В этом отношении педагогические воззрения народа как система взглядов и условий, позволяющих народу сохранять самобытность традиционной культуры воспитания и духовного самовоспроизводства, также требуют дальнейшего изучения.

Образование является одним из важных социальных институтов трансляции духовных ценностей народа. Примером служат построенные великими педагогами разных времен и народов Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским, Л.Н. Толстым, А.С. Макаренко, ВА Сухомлинским и др. системы воспитания и обучения на культурных, духовно-нравственных традициях народа.

В своё время Н.А. Бердяев, П.П. Блонский, В.И. Вернадский, Н.К. Рерих и др. остро ставили проблему «взращения» человека как творца своей судьбы и указывали о необходимости трепетного и терпеливого выращивания-духовно-нравственной сути человека.

Богатое наследие педагогов Г.С. Виноградова, Г.Н. Волкова, А.Э. Измайлова, Т.Н. Петровой, З.Б. Цаллаговой, Я.И. Ханбикова, В.Ф.Афанасьева, А.А. Григорьевой, Д.А.Данилова, А.Г.Корниловой, Н.Д. Неустроева, И.С. Портнягина, К.С. Чиряева и др. в изучении традиционной культуры воспитания в контексте заявленных ими проблем имеет обосновывающее значение в воспитании, обучении, развитии современного ребенка и подтверждает, что подлинно народные по сути формы, методы, приёмы ориентируют ребенка к гуманистическому миропониманию и стилю поведения.

Самым содержательным источником этнопедагогических воззрений и, как утверждал М. Хайдеггер, «верховных ценностей... высших человеческих достоинств» является для народа саха героический эпос олонхо.

Взгляды современных исследователей Н.В. Емельянова,

В.В. Илларионова, И.В. Пухова, а также А.А. Афанасьева-Тэриса, А.С. Поповой, К.Д. Уткина и др. на идеи, содержание эпоса убедительно доказывают, что олонхо - явление национального и общечеловеческого порядка.

РОС НАЦИОНАЛЬНАЯ I БИБЛИОТЕКА j

Большие возможности якутского героического эпоса наравне с другими формами фольклора и народной философии «Кут-сюр» в воспитании личности современных школьников раскрыл И.С. Портнягин. Особенности ознакомления школьников с олонхо на уроках якутской литературы в старших классах рассмотрены в трудах М.Т. Гоголевой, Е.М. Поликарповой, Н.И. Филипповой и др.

Ознакомление с олонхо введено в программу национальных школ Республики Саха (Якутия): (для чтения) в 6 классе («Эрчимэн Бэргэн») и в 9 классе («Нюргун Боотур Стремительный»).

Вместе с тем этнопедагогические ценности олонхо еще не стали предметом специального изучения. А педагогическая общественность настоятельно требует научно-обоснованной концепции и учебно-методического комплекса, рекомендаций по приобщению детей к ценностям данного величайшего шедевра мирового значения.

Научные труды по изучению олонхо в различном ключе историками, этнографами, социологами, фольклористами, филологами послужили теоретической основой нашего диссертационного исследования.

Этнопедагогический потенциал эпоса других народов с разных позиций исследован в трудах С.Н. Босхамджиевой, О.Д. Мукаевой, А.Ф. Хинтибидзе и др. В них авторы выявили особенности использования этнопедагогических ценностей эпосов «Витязь в тигровой шкуре», «Джангар», «Манас» и в современном процессе воспитания.

Анализ психолого-педагогических трудов и многолетний практический
опыт работы автора в дошкольных учреждениях свидетельствуют о том,
что эффективным средством воздействия на поведение и чувства младших
школьников и дошкольников является устное народное творчество
(О.В. Акулова, АГ. Гогоберидзе, М.М. Конина, В.И. Логинова,

В.А Сухомлинский, Е.И. Тихеева, Л.Н. Толстой, АП. Усова, К.Д. Ушинский и многие др.).

При раскрытии сущности личностного потенциала ребенка в процессе
духовно-нравственного чтения эпоса мы основывались на научных трудах
Ш.А Амонашвшш, В.Г. Бочаровой, Л.И. Божович, Л.А Венгера,

Л.С. Выготского, О.С. Газмана, П.Я. Гальперина, В.А Караковского, Я. Корчака, А.Н.Леонтьева, A.M. Леушиной, В.И Логиновой, М.И.Лисиной, А.В. Мудрика, Н.И. Непомнящей, А.В. Петровского, В.А Петровского, Н.Н. Поддьякова, С.Л. Рубинштейна, Н.Е. Щурковой, Д.Б. Эльконинаидр.

Актуальность, научно-теоретическая необоснованность и практическая востребованность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Этнопедагогические воззрения народа саха (на материале олонхо)».

Объект исследования: этнопедагогические воззрения народа саха как национальный духовный опыт, являющийся составной частью мировой культуры.

Предмет исследования: этнопедагогический аспект героического эпоса олонхо народа саха.

Цель исследования: выявить педагогический потенциал олонхо как источника и- средства народного воспитания и определить пути его использования в учебно-воспитательном процессе современного дошкольного начального образовательных учреждений.

Гипотеза исследования. Использование этнопедагогических ценностей, нашедших отражение в памятнике духовной культуры народа саха олонхо, в учебно-воспитательном процессе ДОУ и начальной школы будет наиболее эффективным, если:

раскрыть и обосновать этнопедагогические воззрения, отраженные в олонхо
не только как систему взглядов народа на идеи, идеалы воспитания,
но и как обусловленные ими пути развития созидающей личности человека;

разработать и обосновать модель духовно-нравственного чтения олонхо как основу развития ценностного потенциала личности детей 5-8 лет и как интегрированный, творческий процесс;

обеспечить развитие устойчивых проявлений эмоционально-нравственного сопереживания, творческо-познавательной активности и гуманного стиля поведения детей, поддержать данность и субъектность их в жизни, деятельности путем проекции, интерпретации, идентификации с героями эпоса в разном социальном и рефлексивном ключе.

В соответствии с поставленной целью, гипотезой определены следующие задачи исследования:

проанализировать философскую, психолого-педагогическую, историко-
этнографическую, социологическую, культурологическую, фольклорную
литературу по исследуемой проблеме;

определить истоки этнопедагогических воззрений саха в контексте социокультурной и этнокультурной динамики жизни народа;

выявить и обосновать духовно-нравственные и этнопедагогические ценности олонхо;

разработать программу и модель духовно-нравственного чтения эпоса как основу развития ценностного потенциала личности современного-ребенка 5-8 лет;

провести опытно-экспериментальную работу, проанализировать итоги и обосновать состоятельность и эффективность выделенных педагогических -условий, разработанной программы и педагогической модели;

разработать научно-методические рекомендации по использованию материалов эпоса в учебно-воспитательном процессе ДОУ и начальной школы.

Методологическую основу исследования составляют: педагогические идеи развития человека в философии, социологии; идеи народности воспитания, единства всеобщей человеческой культуры, культурно-

исторических традиций народов и этнокультурного обогащения образования; теория этнопедагогического осмысления воспитания личности; теории и концепции развития личности в педагогике и психологии; идеи педагогической антропологии, аксиологии, идеи культурологического подхода к развитию личности; идеи гуманистической психологической школы; теория поэтапного формирования личности; теоретические положения этнографии, фольклористики демократического и гуманистического содержания.

Теоретической основой исследования являются социально-философские
концепции о человеке как высшей ценности и субъекте общественного
развития (Аристотель, М.М. Бахтин, НА Бердяев, В.И. Вернадский,
Б.Т. Лихачев, B.C. Соловьев и др.); исторические и этнографические труды
(Л.Н. Гумилев, Г.В. Ксенофонтов, А.Е Кулаковский, Г.Ф. Миллер,

П.А Ойунский, А.П. Окладников, Э.К. Пекарский, В.Л. Серошевский, Н.Э. Фишер и др.); идеи гуманизации и демократизации образования (О.С. Газман, Я.А. Коменский, ВА Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.); положения личностно-ориентированной педагогики (ША Амонашвили, Е.В. Бондаревская, В.В. Краевский, И.С. Якиманская и др.); труды по теории социализации личности (В.Г. Бочарова, И.С. Кон, Л.Н. Куликова, В.И Логинова, А. Маслоу, А.В. Мудрик, К. Роджерс и др.); психологические теории развития личности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, АН. Леонтьев, М.И.Лисина, ВА Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.); этнопедагогические труды (Т.Н. Волков, АА. Григорьева, ДА. Данилов, АЭ Измайлов, Т.Н. Петрова, И.С. Портнягин, Н.Д. Неустроев, З.Б. Цаллагова и др.).

Методы исследования:

теоретические: изучение и анализ отечественной и зарубежной литературы
по философии, этнографии, педагогике, психологии, культурологии,
этнопедагогике, фольклористике;

эмпирические: педагогический эксперимент, наблюдение, опросы, беседа,
обобщение своего практического опыта работы в течение тридцати лет
вДОУРС(Я).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
обоснована целостная концепция педагогических воззрений народа саха
на материале олонхо как система взглядов на идеи, идеалы, ценности,
которые обусловливают жизненные позиции, пути воспитания и развития
совершенной, созидающей личности: изучены и проанализированы
социокультурные, этнокультурные, духовные истоки

и взаимообусловленность жизненных и идеальных видов педагогических воззрений народа саха;

систематизированы, классифицированы и обоснованы этнопедагогические
ценности олонхо;

разработан, экспериментально доказан и обоснован комплекс педагогических условий эффективного использования олонхо в развитии личности современного ребенка;

определены и обоснованы цели, задачи, принципы, основные направления, содержание, формы, методы развития ценностного потенциала личности ребенка 5-8 лет на основе этнопедагогических ценностей олонхо;

сконструирована, теоретически обоснована, практически доказана состоятельность модели духовно-нравственного чтения эпоса как основа развития ценностного потенциала личности детей 5-8 лет.

Практическая значимость результатов исследования:

разработан, внедрен в практику комплекс научно-методического
и технологического обеспечения развития ценностного потенциала личности
детей 5-8 лет на основе этнопедагогических ценностей олонхо,
включающий авторскую программу и систему интегрированных занятий;

составлены учебно-методическое пособие для практически работающих педагогов, родителей и тетрадь «Иирбэнньик» для декоративного рисования, прописи детей;

выработаны научно-методические рекомендации по эффективной реализации ценностей олонхо в воспитании и развитии личности современного ребенка в условиях учреждений образования и пропаганде идей эпоса среди педагогов, родителей в Республике Саха (Якутия) и в других регионах;

результаты исследования могут быть широко использованы в системе непрерывного образования, практике семейного воспитания, в повышении квалификации и переподготовке работников образования.

Достоверность результатов исследования обеспечена

методологической обоснованностью исходных теоретических позиций автора, теоретическим анализом проблемы исследования, единством философских, культурологических, психолого-педагогических подходов к раскрытию идей, ценностей олонхо; проведением опытно-экспериментальной работы с использованием взаимодополняющих методов в соответствии с целями, задачами, гипотезой исследования и результатами, полученными в сравнительном анализе, подтверждением гипотезы исследования.

Базой исследования явились: ДОУ «Биішк», начальная школа с. Антоновка Нюрбинского улуса, ДОУ «Кэскил», Мюрюнская начальная школа с. Борогонцы Усть-Алданского улуса; Шологонский школа-сад с. Ёрт, ДОУ «Чуораанчык» с. Мытах Горного улуса, ДОУ с. Кэнтик Верхневилюйского улуса, прогимназия с. Майя Мегино-Кангаласского улуса PC (Я). В эксперименте участвовали 172 детей 5-8 лет. Всего приняли участие в опытно-экспериментальной работе 354 человека.

Основные этапы и организация исследования: Первый этап (1997 - 2000 гг.) - поисково-теоретический.

Изучение философской, историко-этнографической, культурологической, фольклорной, психолого-педагогической литературы и архивных источников по проблеме исследования. Анализ и оценка современного состояния проблемы на практике. Определение и подготовка базы опытно-экспериментального исследования. Разработка программы исследования. Выяснение основных направлений и содержания педагогической модели. Разработка примерного содержания программы приобщения к ценностному содержанию олонхо по возрастным группам детского сада и школы.

Второй этап (2000 - 2003 гг.) - опытно - экспериментальный.

Проведение эксперимента по проверке гипотезы исследования и выявление эффективности педагогической модели в реализации цели и задач исследования.

Третий этап (2003 - 2004 г.г.) - завершающий.

Анализ, обработка и обобщение результатов исследования; разработка выводов и научно-методических рекомендации; оформление диссертации.

Апробация и внедрение результатов исследования: ход и материалы
исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры ПИ ЯГУ
им. М.К. Аммосова, педагогических советах детских садов, научно-
практических конференциях Нюрбинского, Горного, Верхневилюйского,
Мегино - Кангаласского, Усть-Алданского, Чурапчинского, Якутского
управлений образования (1997-2004 гг.), Педагогического института ЯГУ
(1997-2004 гг.), лиги «Женщины-ученые Якутии» в г. Якутск (2002 и 2004 гг.),
курсах повышения квалификации ИПКРО МО PC (Я), семинарах дошкольных
работников PC (Я) (1998-2004 гг.), на круглых столах Межреспубликанского
семинара педагогики ненасилия в г. Санкт-Петербург (1997г.), на курсах
дошкольных работников «Инновационные подходы к обновлению содержания
образования в дошкольных учреждениях» в г. Санкт-Петербург (1997 и 2003
гг.), Афанасьевских чтениях PC (Я) (2002 и 2004гг.), научно-практической
конференции общества «Кут-Сюр» PC (Я) (2002 г.), «круглых столах» съезда
деятелей духовной культуры PC (Я) (2004 г.), Межрегиональной научно-
практической конференции «Современная организация учебного процесса
в высшей школе» в г. Владивосток (2002 г.), Всероссийской научной
конференции «Эпос тюрко-монгольских народов» в г. Якутске (2004),
Международных научно-практических конференциях: «Этногенез

и цивилизационные перспективы в образовании России» в г. Новосибирск (2004 г.), «Художественно-эстетическая подготовка будущего учителя в системе непрерывного педагогического образования» в г. Липецк (2004г.), «Проблемы государства, права, культуры и образования в современном мире» в г. Тамбов (2004 г.).

Основные выводы и рекомендации, программа, модель духовно-нравственного чтения с комплексом интегрированных занятий внедряются

в дошкольных учреждениях и начальных классах общеобразовательных школ PC (Я), применяются по курсу «Этнопедагогика», «Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста», кружковой работе студентов «Край олонхо» (2001-2004 гг.) в ПИ ЯГУ им. М.К. Аммосова. На защиту выносятся следующие положения:

1. Концепция этнопедагогических воззрений народа саха:

основные идеи и принципы, социокультурные, этнокультурные, духовные истоки этнопедагогических воззрений, взаимообусловленность их жизненных и идеальных видов в олонхо;

этнопедагогические ценности и потенциал олонхо: идеи, идеалы, обусловливающие позиции, содержание, пути воспитания и развития созидающей личности: духовные «сюё»-концентры по семи основополагающим этапам становления созидающей личности; девять тускулов-программ развития человека Айыы (совершенного, созидающего человека);

основные факторы, средства, методы воспитания созидающей личности в олонхо.

  1. Разработанный, экспериментально проверенный и обоснованный комплекс педагогических условий, обеспечивающий рациональность, осознанность и результативность использования олонхо в развитии ценностного потенциала личности современных детей 5-8 лет.

  2. Программа и педагогическая модель духовно-нравственного чтения олонхо как основа развития ценностного потенциала личности ребенка, отражающая организационные, дидактические, психолого-педагогические условия, способы и механизмы реализации с целевым, операционно-действенным, оценочно-результативным компонентами.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Похожие диссертации на Этнопедагогические воззрения народа Саха (На материале олонхо)