Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнопедагогические традиции и их использование в образовательной практике Китая Цао Ян

Этнопедагогические традиции и их использование в образовательной практике Китая
<
Этнопедагогические традиции и их использование в образовательной практике Китая Этнопедагогические традиции и их использование в образовательной практике Китая Этнопедагогические традиции и их использование в образовательной практике Китая Этнопедагогические традиции и их использование в образовательной практике Китая Этнопедагогические традиции и их использование в образовательной практике Китая Этнопедагогические традиции и их использование в образовательной практике Китая Этнопедагогические традиции и их использование в образовательной практике Китая Этнопедагогические традиции и их использование в образовательной практике Китая Этнопедагогические традиции и их использование в образовательной практике Китая
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Цао Ян. Этнопедагогические традиции и их использование в образовательной практике Китая : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2004 149 c. РГБ ОД, 61:05-13/57

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Теоретические аспекты изучения этнопедагогических традиций 8-58с.

1.1 Этнопедагогические традиции, их характеристика на основе анализа китайских и российских исследований 8-26с.

1.2 Особенности использования этнопедагогических традиций в образовательной практике Китая 26-43 с.

1.3 Обоснование критериев в определении эффективности использования этнопедагогических традиций 43-58с.

Глава 2 Анализ использования этнопедагогических традиций в образовательной практике Китая 58- 116с.

2.1 Реальная практика использования этнопедагогических традиций 58-73С.

2.2 Общее и особенное во влиянии этнопедагогических традиций на разных возрастных этапах . 73-89с.

2.3 Причины, вызывающие затруднения использования этнопедагогических традиций и их следствие 89-99с.

2.4 Условия эффективности использования этнопедагогических традиций 99-116.

Заключение 117-122с.

Список литературы 123-136с.

Введение к работе

Актуальность исследования. Важнейшей задачей современной педагогической науки является постоянный поиск путей и средств совершенствования учебно-воспитательной системы в соответствии с национальными, экономическими и духовно-культурными потребностями развивающегося общества.

Ведущим звеном в процессе сохранения и приумножения народной культуры выступает система воспитания и обучения детей и молодежи, социальная функция которой реализуется через обновленное содержание воспитания и обучения, методы и формы их организации, язык как хранитель культуры. Именно они обеспечивают приобщение и включение подрастающего поколения в сокровищницу как национально-региональных культур, так и мировую культуру.

В Китае построение национальной системы образования и воспитания, ее коренное реформирование составляет основу возрождения интеллектуального, духовного потенциала народа, выхода отечественной науки, техники и культуры на мировой уровень, становления национальной государственности и демократизации общества. Время требует обращения к народному опыту воспитания, к духовным корням развития этнических культур, а это возможно лишь на основе глубокого изучения общего и специфического в культуре разных народов, самобытности и уникальности каждого народа, на основе познания закономерностей развития национального самосознания, народного опыта и традиций воспитания.

Концептуальное осмысление основополагающих проблем национального образования убеждает в том, что его модернизация этой сферы невозможна без учета отечественных культурно-исторических, воспитательных традиций в национально-педагогических системах. Таким образом, единство исторического и этнопедагогического позволяет обеспечить единство достижений китайской народной педагогики и педагогической науки.

Обращение к этнопедагогическим традициям воспитания в Китае вызвано рядом причин:

а) в условиях возрождения национального самосознания осуществляются
значительные преобразования в области теории и практики воспитания;

б) содержание, формы и методы воспитания обогащаются новыми
результатами исследований;

в) активизируется становление национально-педагогических концепций,
основанных на народном опыте воспитания. Этнопедагогические аспекты
решения задач воспитания, изучения и утверждения народных традиций и
опыта воспитания в этих условиях становятся предметом особого внимания.

Обращение к теории этнопедагогики объясняется потребностью времени, так

как педагогическое наследие является неотъемлемой частью современной системы национального воспитания и позволяет обогатить педагогическую практику проверенными на историческом опыте формами и методами воспитания.

В наше время решение педагогических проблем, стоящих перед современной национальной школой, невозможно без серьезного взгляда, с одной стороны, на целостную панораму педагогической культуры человеческого общества, с другой - на этнические особенности педагогической системы каждого народа.

Прогрессивные мыслители и педагоги прошлого широко опирались на народный опыт воспитания, на весь комплекс народной мудрости. В их наследии содержатся не просто общие мысли и идеи, но и в значительной мере развитые, научно и практически обоснованные педагогические концепции.

Для современности актуален опыт работы учебно-воспитательных учреждений прошлого, идеи и традиции народного воспитания; мысли о воспитании и образовании выдающихся мыслителей, просветителей, педагогов, писателей разных стран и народов, труды которых и достижения современной науки позволяют создать новую парадигму образования и формирования личности XXI века.

Актуальность темы исследования подтверждается современными развивающимися процессами построения национальных школ и национально-образовательных систем, переоценки взглядов на проблемы воспитания и образования, необходимостью раскрытия принципиальных вопросов сущности народных идей воспитания, их связи с педагогической наукой, их учета в построении современной национальной школы и системы воспитания. Решение данной проблемы исследования связано с признанием этнопедагогических традиций воспитания как важнейшего фактора обеспечения воспитательного процесса в современных условиях.

Степень разработанности проблемы. Народно-педагогические взгляды на воспитание в научной педагогической теории были присущи основоположникам педагогической науки и нашли свое отражение в педагогическом наследии Я. А. Коменского и И. Г. Песталоцци.

Источниками для изучения проблем настоящего исследования стали труды по истории русской педагогики П. П. Блонского, В. П. Вахтерова, М. И. Демкова, А. Н. Острогорского, С. Т. Шацкого. Научно-педагогическое значение для понимания общественных задач воспитания имеет педагогическое наследие Н. И. Пирогова, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского и других.

Народно-педагогическая теория китайского народа наиболее полно отражена в педагогическом наследии Конфуция, Мэн-цзы, Ван Янмина, Цай Юань-пэя, Лян Шу-мина, Чжун Цзин-вэня, Ло Чжи-пина и других. Научный интерес представляет этнопедагогическая деятельность ученых, педагогов, писателей, историков, этнографов Китая: Ян Чэн-чжи, Жун Чжао-чжу, Чжао Шу-ли, Лю

Син-у.

Теоретическим и практическим вкладом в народно-педагогическую теорию стали труды К. Д. Упшнского, В. А. Сухомлинского.

В ряде диссертационных исследований внимание ученых обращено на изучение народной педагогики (А. Д. Солдатенков, А. М Леонов, А. П. Орлова, А. С. Метелягин, Д. Е. Иванов, Е. Л. Христова, Н. Н. Головина, Л. А. Юда, С. Ц. Чимитова, Ю. Н. Абакумов, Ш. М-Х. Арсалиев).

Для содержательного уточнения ряда категорий, относящихся к теории этноса, методологическое значение имеют труды Ю. В. Бромлея, Л. Н. Гумилева, И. В. Сухорева. Научный терминологический аппарат работы формировался под влиянием положений, высказанных как теоретиками народно-педагогической мысли, так и практиками. Фундаментальной основой настоящего исследования являются труды чувашского этнопедагога Г. Н. Волкова («Чувашская народная педагогика», «Этнопедагогика», «Педагогика жизни», «Педагогика любви»), исследователей российской этнопедагогики В. Ф. Афанасьева, В. Д. Семенова, педагогических воззрений ученых Средней Азии и Казахстана А. Э. Измайлова, Л. Н. Щербаковой, татарской педагогической мысли Я. И. Хабикова, украинской педагогической мысли М. И. Стельмаховича, народа Тывы Н. О. Товуу.

Осуществленный в работе анализ позволяет сопоставить различные точки зрения и определить общие и особенные черты таких категорий, как «народная педагогика», «этнопедагогика», «этнопсихология», «этнопедагогические традиции».

Особое значение для исследования имели работы по этнопсихологии Ю. В. Бромлея, И. С. Кона, В. Г. Крысько, Б. Ф. Поршнева, Е. Н. Резникова, А. М. Решетова.

Определению черт китайской психологии, основ китайского характера, культурных тенденций, духовности народа, исторических и психологических предпосылок формирования китайского менталитета способствовали работы Чжун Цзин-вэнь.

Все возрастающий интерес к этнопедагогическим традициям воспитания подтверждается тем, что их содержание приобретает особый смысл при формировании Государственной национальной программы «Образование (Китай - XXI век)», проекта «Концепции непрерывной системы национального образования», «Концепции национального воспитания».

Актуальность проблемы, ее практическая значимость и недостаточная научная разработанность эффективного использования этнопедагогических традиций в образовательной практике Китая, заинтересованность современной педагогической практики в модернизации процессов обучения и воспитания с учетом использования национально-своеобразного опыта народного воспитания обусловили выбор темы исследования «Этнопедагогические традиции и их

использование в образовательной практике Китая».

Теоретико-методологической основой исследования являются положения учения о сущности воспитания, о социальной и этнокультурной его обусловленности. Исходным принципом при определении содержания образования и воспитания является первичность культурно-исторических традиций народа, их диалектическое единство с общечеловеческой культурой.

Для решения поставленных задач использованы следующие методы
исследования: историографический и теоретический анализ; сравнительный
анализ педагогической, исторической, народно-педагогической,

психологической, этнографической литературы; контент-анализ научных и учебных источников; изучение массового и передового педагогического опыта, сопоставление фактов и событий на основе их систематизации.

Объект исследования. Этнопедагогические традиции Китая и их

воспитательные функции.

Предмет исследования. Этнопедагогические традиции в образовательной практике Китая.

Цель исследования. Определить условия эффективности использования этнопедагогических традиций в образовательной практике Китая.

Гипотеза исследования. Мы исходим из предположения, что эффективность использования этнопедагогических традиций зависит:

— от понимания учителями воспитательных особенностей
этнопедагогических традиций, значения их функций и места в системе
воспитания, значения использования в национальной идее воспитания в Китае;

- от знания направлений приобщения к этнопедагогическим традициям;

- от правильного использования условий, обеспечивающих эффективную
реализацию этнопедагогических традиций;

— от готовности учащихся самовыражать себя в сфере этнопедагогических
традиций.

Задачи исследования.

  1. Раскрыть теоретические аспекты исследования этнопедагогических традиций.

  2. Обосновать критерии эффективности использования этнопедагогических традиций в воспитании учащихся Китая.

  3. Выявить особенности воспитания детей с учетом этнопедагогических традиций в образовательной практике Китая.

  4. Определить причины, вызывающие затруднения в использовании этнопедагогических традиций.

  5. Рассмотреть условия, обеспечивающие эффективность использования этнопедагогических традиций в воспитании учащихся.

Научная новизна.

а) Раскрыты теоретические аспекты исследования этнопедагогических

традиций, включающие их сущностную характеристику; взаимодействие с национальной идеей системы воспитания китайского народа; функции этнопедагогических традиций (утверждающая, функция приобщения, организационно-дидактическая и содержательно-формирующая). Они рассмотрены как важнейший элемент построения воспитательного процесса в образовательной практике Китая в современных условиях.

  1. Обоснованы критерии эффективности использования этнопедагогических традиций в воспитании учащихся Китая, включающие две группы: I группа - структурно-динамическая (естественность, целостность, преемственность, действенность, непрерывность); II группа -содержательно-педагогическая (полнота педагогического цикла, массовость воспитателей, комплексность подхода к воспитанию, комбинированность методов воздействия).

  2. Выявлены особенности воспитания детей в образовательной практике Китая, отражающие направления приобщения их к этнопедагогическим традициям (тематическое приобщение, этнокультурное образование и активно-деятельностное направление).

  3. Определены причины, вызывающие затруднения в использовании этнопедагогических традиций Китая, которые проявляются в педагогических и социальных проблемах.

  4. Рассмотрены условия, обеспечивающие эффективность использования этнопедагогических традиций Китая в воспитании учащихся, которые отражаются в образовательно-содержательном, организационно-методическом и социально-педагогическом аспектах.

Практическая значимость исследования. На основании выявленных особенностей определены причины, вызывающие затруднения, рассмотрены условия, обеспечивающие эффективность использования этнопедагогических традиций в образовательной практике Китая, разработана и апробирована программа подготовки учителей и воспитателей к использованию этнопедагогических традиций в образовательной практике Китая.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается применением совокупности методов, адекватных цели и задачам исследования; соотношением выводов и результатов с научными позициями ученых, изучающих данную проблему, данными историографического и теоретического анализа широкого круга источников.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты диссертационного исследования обсуждались на проблемной группе, заседаниях кафедры психологии личности и педагогики МосГУ, XI и XII психолого-педагогических чтениях в МГСА (Москва, 2002 г.), межвузовских психологических чтениях в РУДН (Москва, 2004 г.).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сущностная характеристика этнопедагогических традиций рассмотрена
в контексте целостного учения об основах формирования и развития
этнопедагогики как науки и понимания их как своеобразного механизма
передачи, освоения и развития народного опыта и педагогической теории.

Суть выявленных функций этнопедагогических традиций:

- утверждающая, способствующая установлению народной основы
воспитания;

функция приобщения участников воспитательного процесса к освоению культуры и духовного наследия народа, обеспечение преемственности как необходимого условия создания нового потенциала этнической культуры;

организационно-дидактическая, определяющая основные направления приобщения учащихся к этнокультурным ценностям через изучение опыта народа, обычаев, образа жизни, через национально-культурное движение, самодеятельные, общественные, неформальные союзы, объединения, организации и предусматривающая развитие на основе народно-педагогического опыта новых форм образовательно-воспитательной деятельности;

- содержательно-формирующая, отражающая формирование
национально-педагогических систем, выражающих единство замысла, цели,
содержания и форм процесса воспитания подрастающего поколения.

2. Система критериев эффективности использования
этнопедагогических традиций в воспитании учащихся Китая состоит из двух
групп: структурно-динамической (естественность, целостность,
преемственность, действенность, непрерывность) и
содержательно-педагогической (полнота педагогического цикла, массовость
воспитателей, комплексность подхода к воспитанию, комбинированность
методов воздействия).

3. Центральное место в воспитании отводится изучению народных
героических эпосов, ознакомлению учащихся с сокровищницей народной
мысли о воспитании и педагогическими идеями мыслителей Китая. Сюда
входит:

тематическая направленность использования этнопедагогических традиций в воспитании учащихся, предусматривающая историко-патриотическое, социально-бытовое, трудовое, художественно-эстетическое ознакомление;

этнокультурное образование, предусматривающее систематическое приобретение учащимися этнокультурных знаний, их постоянное углубление и расширение;

- активно-деятельностное направление, предусматривающее приобщение
учащихся к проводимой работе в этой сфере, к участию и организации

массовых мероприятий (в роли участников и организаторов).

Эффективность использования этнопедагогических традиций в воспитании учащихся обусловлена: обновлением содержания воспитания народной педагогики; комплексностью применения средств народной педагогики в соответствии с целями, содержанием и методами воспитания этнопедагогических традиций; использованием дифференцированного подхода; соблюдением преемственности и взаимодействия школьного и семейного воспитания.

Роль семьи заключается в том, что она является воспитательной колыбелью человека. Именно в семейной педагогике формируются основы трудового, нравственного, физического, эстетического, религиозного и других направлений воспитания.

4. Причины, вызывающие затруднения в использовании
этнопедагогических традиций Китая, проявляются в педагогических и
социальных проблемах.

Педагогические проблемы:

недооценка классными роководителями внеклассной деятельности с детскими объединениями по интересам, направленными на приобщение к традициям народной культуры;

слабое знание учителями народной философии, недостаточное понятие о народных идеалах, высших ценностях в культурно-историческом ракурсе;

слабое владение учителями методами воспитания этнопедагогических традиций;

- недостаточное использование традиционных ценностей китайской
культуры при организации ученического самоуправления.

Социальные проблемы:

слабая материальная и методическая база для освоения этнопедагогических традиций;

отсутствие условий в детских и юношеских организациях, способствующих самореализации учащихся;

утрата многих народных традиций, обычаев предшествующих поколений.

5. Эффективность использования этнопедагогических традиций Китая в
воспитании учащихся в образовательной практике зависит от выполнения ряда
педагогических условий:

Первая группа условий отражает образовательно-содержательный аспект (с помощью этнопедагогических традиций воспитания у учащихся формируются знания о народной культуре).

Вторая группа условий оптимизации отражает

организационно-методический аспект (предполагает активизацию по развитию связей школ с институтами повышения квалификации работников образования,

с пединститутами, институтами культуры и т. д.).

Третья группа условий отражает социально-педагогический аспект (секрет успеха кроется в тонком понимании педагогами национальной специфики страны).

Структура диссертации включает введение, две главы, семь параграфов, заключение, список литературы и программу подготовки учителей и воспитателей к использованию этнопедагогических традиций в образовательной практике Китая.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются объект, предмет, гипотеза, цель, задачи исследования, аргументируется методологическая основа, теоретическая база, отражается научная новизна и практическая значимость исследования, пути апробации, а также положения, выносимые на защиту.

В первой главе "Теоретические аспекты исследования этнопедагогических

традиций" рассматривается сущность этнопедагогических традиций, их

характеристика на основе анализа китайских и российских исследований,

показываются особенности использования этнопедагогических традиций в

образовательной практике Китая, обосновываются критерии эффективности

использования этнопедагогических традиций в воспитании.

« Во второй главе "Анализ использования этнопедагогических традиций в

образовательной практике" содержится анализ реальной практики

j использования этнопедагогических традиций, общее и особенное в их влиянии

в разных возрастных этапах Китая, определяются причины, вызывающие

затруднения в использовании этнопедагогических традиций, раскрываюся

эффективные условия их использования в образовательной практике Китая.

В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы и рекомендации.

Этнопедагогические традиции, их характеристика на основе анализа китайских и российских исследований

Народ из поколения в поколение передает свой социальный опыт, духовное богатство, как дань старшего поколения младшему, создавая тем самым историю материальной и духовной культуры общества. В народе испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура У всех народов было много обычаев и традиций, облагораживающих жизнь трудящихся. Они проявлялись и в отношении к природе, и в поэзии земледельческого труда, и в устном народном творчестве, и в удивительных народных ремеслах, и в красоте одежды, и в гостеприимстве, и в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия, и, конечно, в воспитании молодого поколения. Для человечества имеет значение совокупная культура многих тысячелетий, поколений, рас, национальностей, этнических групп, классов и сословий. Каждая социальная группа, каждая национальность чем-то обогащает совокупную культуру человечества. Народная культура воспитания представляет собой основу всякой культуры. Никакое национальное возрождение, никакое воссоздание прогрессивных народных традиций невозможно без приведения в действие исконных традиций воспитания, народной педагогики. Совокупная педагогическая культура народа, включающая в себя как достижения педагогической мысли в стране, педагогическую просвещенность масс, состояние воспитания подрастающего поколения, так и индивидуальную педагогическую культуру граждан, отражает конкретный уровень общественного прогресса. Задачи, стоящие перед автором работы, требуют обращения к истории формирования соответствующих теме категорий, отражающих наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания. Наиболее общими фундаментальными понятиями, отражающими сущность рассматриваемой темы исследования, являются "этнография", "народная педагогика", "этнопедагогика", "этнопсихология", "этнопедагогические традиции . Такое раскрытие понятийно-терминологического аппарата даст возможности для более глубокого изучения рассматриваемых проблем и придания работе исторической глубины, национальной специфики и определения этнического аспекта рассмотрения темы. В каждом обществе, на каждом этапе его развития существуют разные стили и методы воспитания, допускающие многочисленные этнические, культурно-групповые, регионные, семейные и другие вариации. Все эти явления тесно связаны с национальными особенностями и традиционно-бытовой культурой, составляющей объект изучения этнографии. Этнография (от rpe4.ethnos - племя, народ и qrafo- пищу) наука о народах мира (этносах), их характерных этнических чертах. (214.) Впоследствии исследователями разных стран . были выполнены многочисленной работы, посвященные воспитанию, развитию и поведению детей в разных культурах, определена взаимосвязь между типичным для данного общества стилем воспитания и социальным характером, личностными особенностями. Для нас важно понимание этой науки в применении к китайскому народу, к сфере его национальных отношений, к проблеме национального самосознания человека, его интернационалистических ориентации. В исследовании интерес к китайскому народу рассматривается как интерес к определенному этносу. Определенная этническая специфика, связанная с воспитанием детей, имеет прямое отношение к науке о воспитании - педагогике. Для данной работы получает определяющее значение более приемлемая категория "народная педагогика" Народная педагогика - составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Она возникла в глубокой древности и исторически предшествовала научной педагогике, влияя на ее ранние формы становления. (252) В народной педагогике господствует живой опыт воспитания. Народная педагогика, отражая определенный уровень педагогических знаний, конкретный исторический этап в духовном прогрессе человечества, служит основой, на которой возникла и развивалась педагогическая наука. Историография научных исследований проблем народной педагогики свидетельствует, что изучение народного опыта воспитания как социально-исторического феномена на всех этапах исторического развития входило в круг научных интересов педагогов прошлого и настоящего. Выдающиеся педагоги прошлого много внимания уделяли изучению педагогических воззрений народа и его педагогического опыта. Педагоги-классики полагали, что народная педагогика обобщает науку о воспитании, служит ее опорой и основой. Великий чешский педагог Я. А. Коменский на основе обобщения опыта домашнего воспитания в трудовых семьях выдвинул и разработал идею «материнской школы», цель которой - все семьи поднять до уровня лучших семей, где разумнее всего поставлено воспитание. Народный педагог, по мнению Я. А. Коменского, должен быть патриотом родного языка, родной культуры. О высокой оценке педагогических традиций народа можно судить и по содержанию образования, которое Я. А. Коменский предлагал для пансофической школы. По его мнению, учащимся школы следует предлагать рассказы на моральные темы, которые могут быть заимствованны из устного народного творчества, проводить с детьми состязания по отгадыванию загадок, изучать обычаи народа, его прошлое и т.д. «Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот скорее отстает, чем успевает»,- повторял он народную мудрость, подчеркивая необходимость нравственного воспитания. Знаменитый швейцарский педагог И. Г. Песталоцци в своих произведениях «Как Гертруда учит своих детей», «Книга для матерей», «Лингард и Гертруда» дает педагогические выводы как результат обобщения педагогического опыта крестьянской семьи; как воплощение своей мечты о такой школе, которая соответствовала бы потребностям народа. И. Г. Песталоцци постоянно апеллирует к народному педагогическому опыту и народным воззрениям на воспитание. Отчий дом он называет школой нравов. По его мнению, средства воспитания народная школа должна черпать в самой жизни народа. Широко использовал воспитательные средства народной педагогики (труд и фольклор) Л. Н. Толстой. Народно-педагогические взгляды получили развитие в деятельности X. Д. Алчевской, А. Н. Острогорского, Н. И. Пирогова, В. Я. Стоюнина. Понятие народности в трудах этих ученых большей частью связано с народностью школы, с народным идеалом, с народным характером человека, с развитием народно- педагогических принципов и методов воспитания. Великий русский педагог К. Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. Он считал, что система воспитания порождается историей народа, его потребностями и бытом, его материальной и духовной культурой, она не может существовать вне решения острых социальных проблем. Труды К. Д. Ушинского представляют новый этап в педагогической культуре народов России и всего мира. Он глубоко верил в принцип «народ без народности - тело без души» и, опираясь на этот принцип, обосновал идею народности. Хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, он пришел к выводу, что «мудрость предков - зеркало для потомков», ибо оно является живым образцом в процессе народного развития. (253)

Особенности использования этнопедагогических традиций в образовательной практике Китая

Возрождение историко-педагогических и этнопедагогических идей, нашедших отражение в содержании и системе образования Китая, в региональной концепции воспитания учащейся молодежи диктуется необходимостью использования богатого потенциала этнопедагогического наследия китайского народа в воспитании школьников.

Этнопедагогика давно нужна педагогам, особенно - воспитателям детских садов и учителям, работающим в начальных классах общеобразовательных школ.

В настоящее время перед педагогической общественностью стоит целый ряд задач, без решения которых не представляется возможным полноценное и продуктивное воспитание подрастающего поколения. Одним из возможных способов осуществления качественного изменения содержания учебно-воспитательного процесса школы является включение в него этнопедагогических традиций. Современная система дошкольного, среднего и высшего образования стремится все более продуктивно использовать содержание, способы и формы национального компонента образования в целостном учебно-воспитательном процессе сети соответствующих учреждений. Следовательно, необходимо отобрать из этого содержания наиболее приемлемый в существующих условиях объем знаний и скоординировать его с общими стандартами образования, создав тем самым оптимальную модель современной воспитательной системы.

Однако, мы на сегодня пока еще не имеем такую научную педагогику, которая бы полностью отвечала интересам китайского народа, нации, потребностям возрождения и развития китайской школы, утверждению национальной системы семейно-школьного воспитания.

Проблема имеет свою историю и заставляет нас обратиться как к истокам педагогической науки, так и к современным исследованиям в области педагогики.

Педагогическая мысль, задолго до того как она оформилась в научную теорию, была присуща древнекитайской культуре, устному народному творчеству, живописи, искусству, песням, бытовым обрядам и традициям.

Процессу воспитания на каждом этапе развития общества были присущи свое содержание, формы и методы, детерминированные уровнем развития производительных сил, разделением труда, структурой брачных и семейных отношений.

Воспитание детей происходило сообразно необходимости подрастающим поколениям наследовать общественно-исторический опыт, накопленный предыдущими поколениями, с целью подготовки к жизни и труду. Наследование и преемственность осуществлялись на основе народных традиций воспитания, традиций семейного воспитания. Фактически традиции были обусловлены историческими предпосылками - своеобразием труда, образа жизни, духовной культуры людей.

В семье формировались основы трудового, нравственного, физического, эстетического и религиозного воспитания. Исполняя традиции, дети приобщались к трудовой деятельности, усваивали социальный опыт. Таким образом, семейная педагогика формировалась как составная часть народной педагогики. Именно в семейной педагогике определились принципы воспитания, моральные требования, народный этикет.

Исследования ученых показывают, что научно-педагогическая мысль имеет глубокие исторические корни. Она опирается на многовековые традиции воспитания подрастающего поколения, на богатое наследие древнекитайской культуры, обогащается мудростью народной педагогики.

До сих пор китайские ученые продолжают изучать педагогические идеи и методику преподавания Конфуция, чтобы использовать все полезное в современной педагогике.

За две с половиной тысячи лет конфуцианство вошло в плоть и кровь народа, и теперь, какую бы сторону жизни китайца ни рассматривать - традиции, обряды, привычки, взаимоотношения между людьми, воспитание и обучение, нормы поведения и мораль - везде заметно влияние конфуцианских идей, суть которых заключалась в следующем:

1. Эвристическом методе преподавания. Это один из важнейших принципов Конфуция, известный уже в Древней истории педагогики. Он отметил, что только приведя ученика в состояние активного мышления, учитель может заинтересовать его, привлечь внимание и помочь ему открыть ворота в мир знаний.

2. Связи изучения и обсуждения вопросов, связи слушания, видения и познавания. Конфуций считал, что «эрудиция» начинает появляться у того, кто, обладая духом исследования, много задает вопросов и много слушает, видит, познает. Все это приводит к оживленной работе мозга и только так, можно получать знания из практики, получать материал из первых рук, укреплять память, превращать чувственные восприятия в рациональные.

3. Дифференцированном подходе к учащимся. Преподавание Конфуция было целенаправленно. Он принимал во внимание возраст, характер, способности, интересы ученика. Такой подход преподавания сохранял общие требования, нормы и вместе с тем помогал обнаружить и воспитать талант каждого в отдельности.

4. Сочетании изученного с повторением. У Конфуция есть известное высказывание: «Повторение дает новые знания». Смысл его заключается в том, что частое повторение изученного помогает углубить знания, которые раньше были восприняты поверхностью, узнавать что-то новое, что раньше ускользало от внимания.

Реальная практика использования этнопедагогических традиций

Решение важнейшей социальной проблемы преобразования общества и духовного возрождения невозможного без учета богатого наследия прошлых эпох. Обращение к историческому прошлому наших народов, преемственность духовных идеалов и ценностей, реализация их в современных условиях являются ведущими тенденциями в области воспитания в Китае.

В совершенствовании нашего современного общества важное значение имеет организационная и идейно-воспитательная работа. Успешное выполнение планов экономического и социального развития страны невозможно без учета человеческого фактора, в частности, навыков и знаний людей, их производственного опыта. Поэтому народные культурно-хозяйственные и бытовые традиции в настоящее время обретают реальную значимость, особенно в разных региональных условиях производственной деятельности.

Этнопедагогика, являясь наукой об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, исследует педагогический опыт народа, выявляет возможности и эффективные пути реализации прогрессивных педагогических идей народа в современной науке и практике, анализирует педагогическое значение тех или иных явлений народной жизни и разбирает их соответствие или несоответствие современным задачам воспитания.

Эффективность этнопедагогического исследования определяет также четкостью формулировки исследуемой проблемы, рождающейся на стыке реально существующих противоречий в учебно-воспитательной деятельности как социально-обусловленным явлением, т.к. именно социальные потребности в качествах формируемой личности определяют механизм развития не только практики обучения и воспитания, но и соответствующей науки.

Этнопедагогика учитывает особенности национального характера, сложившиеся в народной среде, представления и взгляды на сущность воспитательного процесса, находящиеся на уровне т.н. «обыденного» сознания. Известно, что эти идеи, представления и взгляды не выступают как четко оформленная педагогическая система, а проникают в систему воспитания сквозь призму конкретных вопросов, более глубоко затрагивающих интересы народных масс на том или ином этапе исторического развития. Отсюда следует, что функции этнопедагогического учения проявляются при решении практических воспитательных задач в повседневной жизни и способствуют проникновению в сознание людей элементов умственной, нравственной, экологической, эстетической и физической культуры, трудовых навыков.

Вместе с тем, в сознании современного молодого человека - свидетеля и участника серьезных исторических поворотов, роста научных знаний возникают невольные ассоциации слов «народная традиция» с чем-то косным и безвозвратно ушедшим в прошлое. С другой стороны, именно сейчас, возрастает интерес к народным традициям, способным относительно стабилизировать общественные отношения, духовную и материальную культуру. Не случайно, в жизни многих народов Китая продолжают жить вопреки всему сохранившие национальный колорит традиции и обряды - народные праздники, связанные с календарем природы, общегосударственные, духовные (религиозные) праздники, бытовые обряды (имянаречение, бракосочетание), гражданские (совершеннолетие, проводы в армию), профессиональные, трудовые (чествование трудовых династий).

Посколько в них заложен огромный воспитательный потенциал, реализация которого способствует:

1). Формированию воспитательного идеала.

В настоящее время в государственных документах об образовании обходится вопрос о воспитательном идеале. Поиск воспитательного идеала ведет нас к этнопедагогике. Размышляя о воспитательном идеале, Г. Н. Волков оперирует понятиям «совершенный человек» и «совершенная личность». Формирование совершенной личности в этнопедагогике считается лейтмотивом народного воспитания. (5 5)

Представления каждого народа о совершенной личности развивались и конкретизировались под влиянием исторических условий. Своеобразие условий жизни народа находит свое отражение в национальном идеале человеческого совершенства. У каждого народа имеется своя система нравственного совершенства. В основных же человеческих качествах идеалы совершенной личности все-таки очень близки друг к другу. Как показал анализ научно-педагогической литературы, всеми народами ценится ум, здоровье, трудолюбие, любовь к Родине, честность, храбрость, великодушие, доброта, скромность и т.д.

Любовь к Родине, к народу и его традициям, честному труду ребенок приобретает прежде всего через язык матери, народные песни и родную литературу. И поэтому учителя должны глубоко осознать значение родного языка для духовно-нравственного развития подрастающего поколения, предпринять все меры, чтобы уважение и значение этого самого близкого ребенку источника народной мудрости, средства познания вековых наших традиций и самобытной культуры в школе было поставлено на надлежащую высоту.

Каждое общество формирует свой нормативный образ человека, который служит, в конечном счете, ориентиром духовно-нравственного преобразования, совершенствования личности. При всех исторических изменениях идеал выступает эталоном гармонического единства Духа и Тела, личности и общества, целью общественной образовательно-воспитательной системы.

2). Определению средств воспитательного воздействия на формирование совершенной личности.

Формирование совершенной личности требовало отбора и применения средств воспитательного воздействия. Тысячелетний опыт народного воспитания позволяет объективно отбирать наиболее эффективные средства воздействия на личность, сознание, чувства детей, например, такие, как праздники, обряды, мифы, былины, сказки, игры, загадки, пословицы, песни. Эффективность овладения национальными ценностями определяется углубленным изучением школьниками родного языка, фольклора, приобщением их к национальным праздникам, национальным играм, видам трудовой деятельности и усвоением традиционного стиля межличностных отношений.

Общечеловеческий характер социального заказа на формирующуюся личность выдвигает необходимость создания таких условий обучения для ребенка, которые способствовали бы укреплению его здоровья, развитию его способностей и нравственности.

Национальное в социальном формировании личности школьника, несомненно, играет большую роль. Родившись в соответствующей национально-этнической среде, ребенок бессознательно усваивает все то, что его окружает — формы поведения, навыки, манеры, обычаи, нравы, культуру, язык, традиции. В дальнейшем усвоенное с рождения в процессе расширения его контактов, деятельности и общения обогащается за счет присвоения культуры, языка, традиций других народов. Растущий человек не остается в своей национальной скорлупе. Это естественный процесс формирования и развития человека.

В своей концепции мы исходим из ценности общечеловеческого, интернационального в формировании личности ученика, являющегося в то же время во всех отношениях представителем своего этноса. Для этого прежде всего нужно возродить этнопедагогические традиции, совершенствовать их в духе современности. Такие традиции сохранены в делах предусматривающих милосердие, благотворительность, взаимопомощь, взаимовыручку, взаимоподдержку, в действиях по сохранению природы, уважению и соблюдению ее законов, почитанию и восстановлению памятников материальной и духовной культуры, по возрождению лучших традиций национальной одежды, секретов народных художественных промыслов, народной медицины и т.д.

Общее и особенное во влиянии этнопедагогических традиций на разных возрастных этапах

Уважение к национальной свмобытности каждого народа, к его культурным ценностям - это основа решения одной из глобальнейших и серьезнейших проблем нашего времени - проблемы воспитания культуры межнационального общения.

Сейчас особое внимание педагогической общественности и творческой интеллигенции привлекают вопросы работы школы, подготовки будущих поколений интеллигенции. Когда учащийся реально осознает себя развивающейся личностью, полноправным членом социума, ощутит себя связующим звеном между великими эпохами, между прошлым и будущим своего народа, тогда наиболее продуктивен воспитательный процесс, соответствующий социальному заказу современности. Без остро развитого чувства интереса к родному краю, к истории и культуре своего народа, его традициям и обычаям, без глубоких познаний в этой области нельзя говорить об интеллигентности человека.

В настоящее время перед национально-региональной системой обучения и воспитания в Китае встал ряд специфических задач, от решения которых зависит социально-культурное развитие народов Китая в условиях перестройки и реформ. Эта специфика обусловлена целым рядом социальных факторов исторического, политического, экономического и собственно педагогического характера.

Очень давно китайские ученые обращали особое внимание на воспитание детей в раннем возрасте, так как результаты воспитания в раннем детстве дают о себе знать в последующие годы. В общем, унаследованная от древности, сохранявшаяся в Китае вплоть до начала ХХв., система школьного образования имела вид: обучение мальчиков грамоте начиналось с 6-7 летнего возраста и проходило в государственных школах за небольшую плату. Длилось обучение 7-8 лет. Девочки получали лишь домашнее воспитание.

Роль воспитателя и воспитания была чрезвычайно велика, а деятельность учителя-воспитателя считалась весьма почетной. Китайцы считали, что почтение проявляется в следующем порядке: "Небо, Земля, Император, Родители, Учитель. Один день был учителем, на всю жизнь получишь уважение учеников". Придя впервые в школу, мальчик кланялся изображению Конфуция (раньше все ученики считали Конфуция своим учителем), припадал к ногам учителя и получал иное -школьное имя. Школьная программа предусматривала последовательное заучивание текстов трех классических книг - «Троесловие» (начала философии, литературы и истории), «Фамилии всех родов» (типология китайских имен, 408 односложных и 30 двусложных наиболее употребительных китайских фамилий по четыре иероглифа в строке), «Тысячесловник» (содержание сходно с "Троесловием"). Заучивали и другие тексты нравоучительного характера, например, «Детские оды». В программу обучения на следующей ступени входили философия, литература, история, стилистика. В качестве учебных пособий использовались «Ши» («Книга поэзии» - самый древний сборник поэзии в Китае); «Шу» («Книга истории» - первый учебник по истории в Китае); «Ли» («Книга этикета» - об этике и правилах поведения); «И» («Книга перемен» - о философии); «Чунь Цю» («Весна и осень» - первая сохранявшаяся летопись в Китае); «Юэ» («Книга музыки» - о музыке, искусствах и физической культуре), конфуцианский трактат: четверокнижие - «Сышу». «Сышу» состояло из четырех книг: «Великое учение» («Да сюэ») - о нравственности и политике; «Золотая середина»(«Чжун юн») - о совершенствовании человека при помощи образования; «Мудрец Мэнь» («Мэнь цзы») - о восстановлении добра в человеке справедливой государственной властью; «Беседы и суждения» («Лунь юй») - о жизни и деятельности Конфуция и другие учебники по медицине и естественным наукам. Программа нравственного, умственного, эстетического, физического развития предусматривала обучение "сынов неба" и "благородных мужей" упомянутым "шести искусством" (мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лощадью).

Программа обучения строилась на принципах последовательности и природосообразности, которые свойственны принципам народной педагогики.

Народная воспитательная мысль находит свое проявление в научной теории. И первым, кто облек народную воспитательную мудрость в конкретную научную форму, был Я. А. Коменский. Великий педагог считается отцом современной педагогической науки. Он первым привел в систему объективные закономерности воспитания и обучения.

Ведущей идеей Я. А. Коменского является пансофизм, т.е. обобщение всех добытых знаний и донесение этого обобщенного знания через школу на родном языке до всех людей, независимо от общественной, рассовой, религиозной принадлежности. (112) В своем труде "Великая дидактика" Я. А. Коменский глубоко продуманную систему образования представил в составе четырех взаимосвязанных между собой ступеней: 1- материнская школа для детей до 6-ти лет, 2- школа родного языка для детей от 6-ти до 12 лет, 3- школа латинского языка или гимназия для детей 12-18 лет, 4- академия с путешествиями для молодежи 18-24 лет. Вся система образования, по аргументам педагога, базируется на естественном народном опыте (материнская школа, школа родного языка).

К. Д. Ушинский высказал самое главное и самое важное для всей педагогической науки: «Народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания... Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития»(252). Сказки и рассказы Ушинского - лучший пример использования народного воспитания как в семье, так и в школе.

Одной из важнейших задач, стоящих перед современным обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа, создаваемый веками рядом поколений и закрепленный в произведениях народного искусства.

Видный педагог В. Н. Сорока-Росинский указывал на то, что человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества. И ничто так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, в частности, устному, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, коей является для ребенка его родной язык, он легко, без особого труда, порой интуитивно осваивает его. Подтверждением тому служат слова Г. Н. Волкова: "многогранное развитие способностей на основе активного освоения целостной культуры - вот единственный путь к творческим совершениям".(55 с. 379)

На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Слушая сказку, получают представление о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствие от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создать прекрасное.

Похожие диссертации на Этнопедагогические традиции и их использование в образовательной практике Китая