Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнопедагогическая подготовка учителя технологии (На народных трудовых традициях калмыков) Беляева Балюта Иринденевна

Этнопедагогическая подготовка учителя технологии (На народных трудовых традициях калмыков)
<
Этнопедагогическая подготовка учителя технологии (На народных трудовых традициях калмыков) Этнопедагогическая подготовка учителя технологии (На народных трудовых традициях калмыков) Этнопедагогическая подготовка учителя технологии (На народных трудовых традициях калмыков) Этнопедагогическая подготовка учителя технологии (На народных трудовых традициях калмыков) Этнопедагогическая подготовка учителя технологии (На народных трудовых традициях калмыков) Этнопедагогическая подготовка учителя технологии (На народных трудовых традициях калмыков) Этнопедагогическая подготовка учителя технологии (На народных трудовых традициях калмыков) Этнопедагогическая подготовка учителя технологии (На народных трудовых традициях калмыков) Этнопедагогическая подготовка учителя технологии (На народных трудовых традициях калмыков) Этнопедагогическая подготовка учителя технологии (На народных трудовых традициях калмыков) Этнопедагогическая подготовка учителя технологии (На народных трудовых традициях калмыков) Этнопедагогическая подготовка учителя технологии (На народных трудовых традициях калмыков)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Беляева Балюта Иринденевна. Этнопедагогическая подготовка учителя технологии (На народных трудовых традициях калмыков) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2000 234 c. РГБ ОД, 61:00-13/712-1

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основы этнопедагогической подготовки учителя технологии на народных трудовых традициях.

1.1. Народные трудовые традиции как педагогическое средство. 14

1.2. Этнопедагогическое содержание подготовки учителя технологии . - 78

1.3. Готовность студентов к обучению и воспитанию учащихся на народных трудовых традициях. 105

Глава II. Этнопедагогическая подготовка студентов к трудовому обучению и воспитанию учащихся на народных традициях в рамках учебно-воспитательной работы в вузе.

2.1. Модель подготовки учителя технологии на народ ных трудовых традициях 119

2.2. Этнопедагогическая подготовка как системно организованный процесс. - 129

2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы. 153

Заключение 178

Литература 183

Приложение 204

Введение к работе

Актуальность исследования. В современных условиях все более осознается необходимость построения национально-ориентированных воспитательных систем, опирающихся на духовную и материальную культуру народа, на этнопедагогику. Возрождающиеся и развивающиеся национальные системы образования нуждаются в учителях. Преподаватель национальной школы должен обладать соответствующей этнопедагогической подготовкой. Сегодня возникла необходимость в учителе как носителе и субъекте самобытной педагогической культуры народа.

Национальная система образования Республики Калмыкия испытывает определенные затруднения из-за недостатка подготовленных педагогических кадров. На сегодняшний день специалистами обеспечена только начальная национальная школа. Подготовка учителей-предметников для средних и старших классов столкнулась с объективной трудностью - отсутствием в калмыцком языке специальной терминологии по предметам естественнонаучного цикла. Решить эту проблему за короткое время нереально. Одним из путей выхода из данной ситуации является подготовка учителей-предметников по прикладным и эстетическим курсам (технология, декоративно-прикладное искусство, изобразительное и музыкальное искусство), где этот вопрос не стоит столь остро.

Следовательно, подготовка учителя технологии для национальной калмыцкой школы - это актуальная потребность настоящего времени.

Большой потенциал в решении проблем трудового обучения и воспитания школьников заложен в народных трудовых традициях. В них закреплен многовековой опыт народа по подготовке подрастающего поколения к самостоятельной трудовой жизни. В связи с этим остро встает вопрос подготовки учителя технологии, способного рационально использовать народные традиции, обычаи, ремесла, промыслы в учебно-воспитательном процессе.

Проведенный нами анализ научно-педагогической литературы позво
ляет заключить, что профессиональная подготовка будущего учителя и со
держание высшего педагогического образования исследованы в работах
О.А.Абдуллиной, С.И.Архангельского, Е.П.Белозерцева, Н.В.Кузьминой,
В.А.Кан-Калика, Б.Т.Лихачева, А.В.Мудрика, Н.Д.Никандрова,

В.А.Сластенина, В.И.Щеголя, Н.Д.Хмеля и др.

Проблема подготовки учителя трудового обучения в педагогических
институтах посвящены работы Л.П.Ашихминой, Ю.К.Васильева,
Н.С.Гончарова, А.Т.Лынды, Д.А.Сметанина, Д.А.Тхоржевского,

В.И.Худякова и др.

Трудовая подготовка школьников наиболее полно отражена в исследованиях П.Р.Атутова, П.Н.Андрианова, С.Я.Батышева, В.А.Кальнея, В.А.Полякова, В.Д.Симоненко, С.М.Сапронова и др.

В ряде работ даны дидактические обоснования введения в учебный процесс элементов народных ремесел [Н.Н.Алексахина, Н.Н.Анисимова, В.А.Барадулин, Г.П.Калинина, В.СДСузина, Н.К.Невзоров, Б.В.Нешумов, Э.В.Рихвк, Р.Х.Табуев, А.С.Хворостов и др].

Базис этнопедагогической теории заложен в фундаментальных трудах Г.Н.Волкова, К.Пирлиева, М.И.Стельмаховича, Я.И.Ханбикова, И.А.Шорова и др.

Теория и практика становления и развития национальных образовательных систем исследуется в работах А.Л.Бугаевой, Г.Н.Волкова, И.Ф.Гончарова, Е.П.Жиркова, О.Д.Мукаевой, С.Д.Намсараева, А.Б.Панькина, В.Д.Шадрикова В.Н.Шаповалова и др.

В данных исследованиях обосновываются этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса, ориентация на развитие, саморазвитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального государства, способного к самоопределению в новых социокультурных усло-

виях; анализируется современное состояние проблемы этнокультурных потребностей и национальных интересов в содержании образования.

Значительное количество работ посвящена вопросам нравственного, эстетического, трудового и физического воспитания школьников на идеях народной педагогики отдельных этносов [Б.Апышев, У.Ш.Атангулов, К.Ш.Ахияров, В.И.Баймурзина, Ж.Д.Доржиева, Т.И.Мацейкив, Р.М.Пашаева, А.М.Сафин, М.Г.Тайчинов, С.С.Танхасаева и др.].

В последние годы интерес исследователей вызывает процесс профессионально-педагогической подготовки учителя на народных традициях.

В ряде работ определены некоторые направления этнопедагогической подготовки студентов: 1) воспитание убеждения в жизненности традиций народной педагогики, важности совершенствования знаний области народной педагогики, овладение приемами этнопедагогического осмысления современности; 2) формирование установки на усвоение этнопедагогических знаний, умений и навыков; понимание цели, задач, сущности приобщения к педагогическим ценностям народа; 3) овладение теоретическими знаниями в области этнопедагогики; 4) формирование умений применять эти знания в педагогическом процессе [А.Алимбеков].

Имеются работы, в которых предпринята попытка выделить этапы этнопедагогической подготовки студентов в рамках учебного процесса вуза: 1) усвоение знаний о прогрессивных традициях народной педагогики; 2) закрепление и углубление знаний на семинарах и лабораторных занятиях; 3) совершенствование педагогических умений во время педагогической практики; 4) изучение передового педагогического опыта; анализ и оценка результатов своей педагогической деятельности по возрождению народных традиций воспитания; 5) проведение исследовательской работы по использованию идей народной педагогики [А.Манонов].

М.М.Тхуго предпринята попытка разделения объективной и субъективной сторон этнопедагогическои культуры в следующей схеме ее формирования:

  1. Введение в учебный план дисциплин, где изучаются отрасли хозяйствования, прикладное, художественное, музыкальное искусства народа.

  2. Формирование национального самосознания студентов через внедрение в содержание воспитательной деятельности прогрессивных традиций народа, его философии, культуры, воспитания в национальном стиле с учетом лучших народно-педагогических идей.

Анализ исследований показал, что в вузах, где ведется целенаправленная работа по приобщению студентов к народной педагогике, формирование этнопедагогическои культуры включает три этапа: 1) мотивация необходимости овладения этнопедагогическои культуры; 2) частичное введение отдельных элементов традиций в программу педагогических курсов и педпрактику; 3) разработка и апробация спецкурса [А.Т.Гмырин].

Наиболее распространенной формой знакомства студентов с народной педагогикой является включение ее отдельных разделов в различные педагогические курсы: «История педагогики», «Педагогика», «Теория воспитания» и др. [А.Алимбеков, М.М.Тхуго, Г.И.Убайдулаев, И.А.Шоров]. Есть примеры этнопедагогическои ориентации всех психолого-педагогических курсов [В.А.Николаев, Б.Ш.Тажикова и др.].

Для решения задач нравственного, эстетического, трудового, физического воспитания этнопедагогическии материал включают в прикладные курсы: «Методика музыкального воспитания с основами теории музыки», «Методика преподавания изобразительного искусства», «Методика преподавания трудового обучения» и т.д. [А.Алимбеков, Л.Т.Ахметов, Ю.К.Беджанов и др.].

Формирование этнопедагогическои культуры учителя как системно организованный процесс рассмотрен В.А.Николаевым. Этнопедагогическая

культура определена им как социально-педагогический феномен, характеризующий меру освоения традиционной педагогической культуры народа, понимание воспитательной сущности ее ценностей, их адекватного использования в современной практике обучения и использования. Выделены внешние и внутренние компоненты этнопедагогической культуры. С внешней стороны - это элемент системы профессионально-педагогической культуры, а с внутренней стороны этнопедагогическая культура - синтез этнопедагогиче-ского сознания, этнопедагогического мышления, этнопедагогической деятельности. В процессе функционирования этнопедагогического сознания и мышления развиваются ценностные ориентации, составляющие основу этнопедагогического мировоззрения. Оно реализуется в форме установки на ориентацию воспитательно-образовательной деятельности с позиций этнопедагогической культуры [В.А.Николаев].

Большой интерес у исследователей вызывают вопросы формирования профессиональной готовности учителя к использованию традиционной педагогической культуры народа в процессе эстетического, нравственного, физического, трудового воспитания учащихся [А.Г.Абсалямова, А.Г.Гмырин, Р.Х.Идрисова, А.С.Шаалы и др.].

Теория и практика этнопедагогической подготовки учителя начальных классов представлена в работах М.Г.Харитонова. Исследователем определены основные понятия, принципы, закономерности, цели и задачи, компоненты этнопедагогической подготовки и разработана этнопедагогическая модель подготовки и переподготовки учителя начальных классов национальной школы.

Разработаны модели этнопедагогической подготовки учителя трудового обучения к обучению и воспитанию школьников средствами народных ремесел [А.Л.Ахметов, Б.С.Асылханова, Э.Атдаев, А.П.Гапаров, Т.А.Давыдова, Ю.А.Рудь и др.].

Углубленное изучение отдельных тем в области народного воспитания многие авторы рекомендуют проводить в рамках специальных курсов. Содержание таких спецкурсов, как правило включает общие вопросы отдельных народов: «Татарские народные ремесла в сельской школе» [Л.Т.Ахметов], «Этнопедагогика вайнахов» [Ш.М.-Х.Арсалиев], «Нравственные ценности таджикского народа» [А.Манонов], «Использование традиционного этикета в нравственном воспитании учащихся» [А.С.Шаалы].

Опыт показывает, что использование спецкурсов наиболее эффективно для решения конкретных задач этнопедагогической подготовки.

Углубленное и творческое обогащение этнопедагогических знаний студентов может осуществляться через НИРС. А.Г.Абсалямова выделила три этапа НИРС в области изучения и использования народной педагогики: 1) описание (наблюдение, накопление фактов); 2) систематизация (работа с литературой, логический анализ сравнения); 3) практическая реализация (научный эксперимент).

Студенческие исследования обобщаются в форме рефератов, курсовых и дипломных работ, межпредметных семинаров, предусматривающих интеграцию основных видов народных творчеств: декоративно-прикладного, музыкального, устно-поэтического.

В отдельных трудах показана целесообразность использования в процессе этнопедагогической подготовки различных форм внеклассной работы: этнопедагогические кружки, краеведение, этнопедагогические экспедиции [А.Г.Гмырин, В.М.Григорьев, Р.Н.Идрисова и др.].

Однако все эти работы не дают полного представления о подготовке учителя технологии, способного к комплексному использованию народных традиций (декоративно-прикладное искусство, традиционные виды хозяйственной деятельности, обычаи и трудовые праздники, устный народный фольклор и т.д.) в процессе обучения и воспитания школьников.

Вышеизложенное позволило выделить противоречия между уровнем реальной подготовленности учителей технологии к использованию народных трудовых традиций в обучении и воспитании учащихся и потребностью в повышении уровня их подготовленности к этому виду деятельности в условиях возрождения и развития национальной системы образования в Республике Калмыкия.

В калмыковедческой литературе представлен лишь этнографический материал, касающийся образа жизни и быта, традиционных видов трудовой и ремесленной деятельности, традиций и обычаев и т.д. [М.М.Батмаев, Я.П.Дуброва, И.А.Житецкий, П.Инфантьев, К.И.Костенков, Н.П.Небольсин, Н.И.Пальмов, У.Э.Эрдниев, К.Э.Эрендженов и др.].

В работах О.Д.Мукаевой и А.Б.Панькина проведен анализ калмыцкого народного опыта обучения и воспитания детей как феномена традиционной педагогической культуры.

Однако, роль трудовых традиций калмыцкого народа в системе подготовки учителя технологии для калмыцких полиэтнических школ не изучена. Сохраненный в трудовых традициях многовековой опыт народа способен обогатить содержание и методику этнопедагогической подготовки будущих учителей технологии. С учетом всего изложенного нами был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом:

Каков педагогический потенциал трудовых традиций калмыцкого народа в решении задач совершенствования профессиональной подготовки учителя технологии к трудовому обучению и воспитанию школьников?

Каковы теоретические основы, ведущие тенденции и условия этнопедагогической подготовки учителя технологии на народных трудовых традициях?

Цель исследования - разработка теоретических положений этнопедагогической подготовки учителя технологии на трудовых традициях калмыцкого народа и их экспериментальная проверка.

Объект исследования - учебно-вопитательный процесс педагогического факультета Калмыцкого государственного университета.

Предмет исследования - процесс этнопедагогической подготовки учителя технологии на трудовых традициях калмыцкого народа.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

раскрыть воспитательную сущность народных трудовых традиций; научно обосновать, разработать и экспериментально проверить систему этнопедагогической подготовки будущего учителя технологии на народных трудовых традициях;

опираясь на результаты исследования, разработать научно-практические, методические рекомендации по совершенствованию этнопедагогической подготовки учителя технологии к воспитанию и обучению учащихся на народных трудовых традициях;

подготовить и внедрить в практику обучения специальный курс «Народные трудовые традиции в трудовом воспитании и обучении школьников (на традициях калмыцкого народа)». В ходе работы над диссертацией, была выдвинута гипотеза, в соответствии с которой эффективность этнопедагогической подготовки учителя к трудовому воспитанию и обучению учащихся калмыцкой школы на народных традициях может быть существенно повышена, если:

трудовые традиции калмыцкого народа включаются в содержание профессиональной подготовки, а этнопедагогические формы и методы используются с целью реализации данного содержания;

придать образовательному процессу высший школы этнокультурную направленность, осуществляемую системно;

- обеспечить освоение студентами норм и ценностей традиционной
системы трудового воспитания и обучения подрастающего поколения кал
мыцкого народа;

- вооружить студентов знанием теории, методики и технологии трудо
вого обучения и воспитания учащихся на народных традициях, первоначаль
ным опытом мотивационно-ценностнои и практической этнопедагогической
деятельности.

Общую методологию исследования составляют важнейшие философские положения о взаимосвязи теории и практики; о единстве общечеловеческого и национального; общего, единичного и частного; о взаимосвязи психики и деятельности человека; идеи гуманизации и гуманитаризации образования.

Теоретическая основа исследования сложилась на базе концепций философов, педагогов, психологов, этнологов по вопросам духовно-материальной культуры народа, о роли традиций в жизни общества и человека, об отношении народа к труду, трудовому воспитанию и обучению подрастающего поколения.

Исследование выполнялось на основе концепций профессионально-педагогической подготовки учителя в рамках программы «Педагогические кадры» (академика В.А.Сластенина), формирования этнопедагогической культуры учителя (академика Г.Н.Волкова, д.п.н. В.А.Николаева), описательной модели учителя труда - выпускника педвуза, разработанной Ю.К.Васильевым.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и синтез; моделирование; изучение философской, психолого-педагогической, этнопедагогической, этнопсихологической и этнографической литературы, исследований по народным ремеслам и калмыцкому декоративно-прикладному искусству, школьных и вузовских учебных программ; наблюдение; анкетиро-

вание; опрос; тестирование; обобщение педагогического опыта; педагогический эксперимент.

Опытно-экспериментальной базой исследования является педагогический факультет Калмыцкого государственного университета. Исследованием, проводившемся в течение 4 лет и включавшем три этапа, было охвачено 233 студента и 58 учителей технологии.

Первый этап (1995 - 1996 г.г.) - поисковый. На данном этапе анализировалась научная литература по исследуемой проблеме; определялась проблема исследования, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, разрабатывалась методика проведения опытно-экспериментальной работы.

Второй этап (1996 - 1999 г.г.) - опытно-экспериментальный. Разработка научных основ организации этнопедагогическои подготовки студентов к трудовому обучению и воспитанию на народных традициях и методических пособий для студентов; чтение спецкурса и выполнение студентами целевых заданий в период педагогической практики. Эта работа сопровождалась проведением анкетирования, контрольных срезов, анализом, обобщением и систематизацией полученного материала.

Третий этап (1999 - 2000 г.г.) - заключительно-обобщающий включал обработку и анализ результатов опытно-экспериментальной работы, уточнение теоретических положений, литературное оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

раскрыта сущность народных трудовых традиций как средства воспитания и обучения школьников;

дано определение «готовности учителя технологии к обучению и воспитанию учащихся на народных трудовых традициях»;

построена модель этнопедагогическои подготовки учителя к обучению и воспитанию школьников на народных трудовых традициях и экспериментально доказана ее эффективность;

- разработана целостная система процесса этнопедагогической подго
товки учителя технологии.

Практическая значимость исследования заключается в том, что оно дает возможность на основе научно-обоснованных рекомендаций использовать народные трудовые традиции в системе профессиональной подготовки и переподготовки учителей технологии.

Специальный курс «Народные трудовые традиции в трудовом воспитании и обучении школьников (на традициях калмыцкого народа)» может быть использован в практике вузовской и послевузовской подготовки учителей технологии.

Достоверность и объективность полученных результатов исследования подтверждается методологической обоснованностью исходных теоретических положений, учетом данных других исследователей и передового педагогического опыта, соответствием методов исследования его задачам и логике, опытно-экспериментальной работой.

На защиту выносится следующие положения:

народные трудовые традиции служат важнейшими источниками этнопедагогической подготовки учителя технологии и его готовности к трудовому обучению и воспитанию школьников;

готовность будущего учителя к трудовому обучению и воспитанию учащихся на народных традициях представляет собой качество личности педагога, направленное на эффективное осуществление обучающей и воспитывающей деятельности, сущность которого составляет взаимодействие моти-вационного, содержательного и операционного компонентов;

эффективная этнопедагогическая подготовка студентов предполагает реализацию "модели подготовки учителя технологии на народных трудовых традициях".

Народные трудовые традиции как педагогическое средство

В истории многовекового развития без официальной педагогики и школы народ умел по-своему воспитывать и обучать детей, прививая им качества и умения, необходимые в жизни. В основе народной педагогики лежали традиции.

Традиции - совокупность обычаев, порядков, правил, прочно установившихся в той или иной группе населения, передаваемых от старшего поколения к младшему. Главное условие существования традиции - сохранение их и передача (само слово происходит от лат. traditio - буквально: передача). Следовательно традиция - это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений [ 51. С.8].

Традиции складываются и бытуют в жизни каждого народа и их характер соответствует особенностям и историческим условиям жизни народа. Закрепляя в себе опыт многих поколений и передавая этот опыт последующим поколениям для дальнейшего развития, традиции служат механизмом для дальнейшего развития, накопления духовных ценностей, одним из способов передачи информации между поколениями. Выдержав испытания времени и массового опыта, пройдя процесс естественного отбора, традиции становятся ценными правилами поведения, привычками масс, превращаются в важнейший компонент общественной психологии, в средства выражения психологического склада науки и отдельной личности. Являясь частью национальной психологии, традиции в известной степени влияют на развитие общества.

Социальная психология рассматривает традиции как особую социально-психологическую категорию, отражающую устойчивые, закрепленные в действиях и поступках людей общественные отношения в производстве, политике, науке, быту и т.д., возникающие на основе определенного способа производства и передающиеся из поколения в поколение, в силу преемственности и повторяемости и историческом процессе [82. С.20].

Основные тенденции развития традиций обуславливаются изменением в социально-общественной жизни. Это происходит через отчуждение одних традиций, медленное отмирание других и видоизменение третьих. Наиболее устойчивыми, стабильными, пожалуй, являются трудовые традиции.

К трудовым традициям относятся те порядки и обычаи, которые связаны с организацией труда, с его видами, способами выполнения, с изготовлением орудий труда и их использованием [51. С.8].

У всех народов формирование подрастающего поколения всегда связано с его трудовой деятельностью. Взаимоотношения человека с обществом, с природой, с другими людьми, осуществляется через труд. Труд - это сама жизнь народа. Это не только производство материальных благ, но и народное творчество, искусство, художественные промыслы, т.е. духовная культура народа. Труд - основной фактор воспитания в народной педагогике.

В истории педагогики как науки установлено, что воспитание возникает в процессе трудовой деятельности и путем повседневного общения людей. Старшие поколения должны передавать накапливаемый опыт младшим поколениям, т.е. воспитывать подрастающее поколение для участия в труде [179. С.19].

«Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни ... Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду: оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни» [194. С.135].

На огромную роль труда в жизни человека указывали К.Маркс и Ф.Энгельс. «Труд, - по-мнению Ф.Энгельса, - первое основное условие всей человеческой жизни, и, притом, в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека» [217. С.339]. Маркс говорит :

«Труд есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой. Веществу природы он сам противостоит как сила природы» [120. С.188-189].

«... труд, исходя от человека на природу, действует обратно на человека не одним удовлетворением его потребностей и расширением их круга, но собственной своей внутренней, ему одному присущей силой, независимо от тех материальных ценностей, которые он доставляет. Материальные плоды трудов составляют человеческое достояние; но только внутренняя, духовная животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем нравственности и счастья» [194. С. 127].

Исторический процесс выделения человека из животного мира обуславливает прежде всего появление такой формы трудовой деятельности, присущей только человеку, как изготовление орудий труда. Орудия труда представляют собой материализованное обобщение практики, единство вещественного и мысли, а следовательно и слова.

«Изначально составляющей основное содержание всех связей и взаимоотношений человека с естественной средой, труд явился объективным условием при котором возникло сознание» [120. С. 188]. К.Маркс характеризует труд как «целесообразную деятельность», так как в «конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, то есть идеально» [120. С. 188-189].

Таким образом, труд изначально предполагает наличие сознания, абстрактного обобщенного мышления, которое непосредственно вплетено в материальную деятельность человека.

Этнопедагогическое содержание подготовки учителя технологии

Ориентация государственной школьной политики на национальную культуру актуализирует проблему этнопедагогической подготовки учителя. Слабая подготовка студентов педагогических вузов в этой области знаний сдерживает развитие национально-ориентированных систем образования.

Ректор Чувашского государственного университета академик Л.П.Кураков отмечает, что «этнопедагогизация процесса подготовки современных специалистов высокой квалификации является одним из стратегических направлений творческих исканий». Под этнопедагогизацией учебного процесса он понимает «научное обоснование внедрения богатых и испытанных веками педагогических традиций в учебном процессе на всех уровнях образования - от детских дошкольных учреждений вплоть до аспирантуры и докторантуры» [110. С.10].

Историография и современное состояние проблемы этнопедагогической подготовки учителя подробно исследованы В.А.Николаевым [136]. В рамках своего исследования В.А.Николаев обобщил ряд идей народного воспитания на основе изучения произведений древнерусской литературы. «Поучение Владимира Мономаха», «Моление Даниила Заточника», «Пчела», «Домострой», «Юности честное зерцало» и другие. Осветил взгляды на отдельные стороны народного воспитания некоторых государственных деятелей (Петр I, Екатерина II), представителей науки и культуры (А.П.Куницын, И.Ф.Богданович). Показал значимость народной педагогики в жизни русского общества на основе анализа трудов философов (Н.А.Бердяева, В.С.Соловьева), этнографов (Н.И.Костомарова, Н.О.Лосской, А.Терещенко, А.А.Чарушина и других), фольклористов (А.Н.Афанасьева, Е.А.Покровского, И.Сенигова и других), выдающихся русских педагогов (П.П.Блонской, В.И.Водовозова, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, С.Т.Шацкого и других). В.А.Николаев дал подробный анализ состояния исследований различных аспектов народной педагогики в современной науке и практике, выделил два основных подхода в исследовании народной педагогики. «Представители первого исходят из позиции ребенка, воспитание которого осуществляется в системе многообразных отношений. Методические основы этого подхода сформулированы в работах Г.Н.Волкова. Исследователи, стоящие на позиции второго подхода, рассматривают народное воспитание как процесс воздействия на ребенка разнообразных воспитательных средств: фольклора, игр, традиций и др. Основы второго подхода изложены Я.И.Ханбиковым» [136. С.134].

Проанализировав имеющиеся исследования в области этнопедагогической подготовки будущих учителей в вузе, В.А.Николаев выявил отсутствие целостной системы в этом процессе. «В большинстве случаев знания и умения в области народной педагогики, сообщаемые студентам, ориентированы на решение ограниченного круга задач, преимущественно воспитательного характера» [136. С. 120].

Исходя из необходимости формирования целостной этнопедагогической культуры учителя, обеспечивающей национальную окраску всей учебно-воспитательной работы школы, он разработал и апробировал на базе Орловского государственного университета модель этнопедагогической культуры учителя и технологию ее освоения. Данная целостная система развития этнопедагогической культуры обеспечивает активное формирование этнопе-дагогического сознания, этнопедагогического мышления, этнопедагогической деятельности учителя. Определенная логика изучения этнопедагогиче-ских дисциплин (Этнопсихология - Этнопедагогика - Детство в истории культуры) обеспечивает глубокое и действенное усвоение основных составляющих этнопедагогическои культуры общества (цели, содержание, средства народного воспитания) и эффективность этой системы.

Руководствуясь концепцией формирования этнопедагогическои культуры учителя [В.А.Николаев], программой комплексного освоения народной педагогики в рамках довузовского педагогического образования в этнопеда-гогических классах, теории и практикой этнопедагогическои подготовки учителя [Харитонов М.Г.] и рядом других исследований по проблеме этнопедагогическои подготовки учителей, мы попытались определить содержательную составляющую этнопедагической подготовки учителя технологии.

В своем исследовании мы исходили из того, что этнопедагогическая подготовка, по определению М.Г.Харитонова, это «процесс, в котором единство содержания, форм, средств и методов образования, стимулирует духовное развитие будущих специалистов, основными задачами которого являются формирование базовой этнопедагогическои культуры, воспитание способности к восприятию традиционной педагогической культуры, народного опыта воспитания, привитие высоких культурных потребностей и интересов, совершенствование культуры общения, осознание своего места в диалоге культур, а также развитие этнокультурного самосознания» [200. С. 185].

Сравнив содержание этнопедагогического образования и общих элементов содержания современного образования мы пришли к заключению, что они адекватны. Следовательно, этнопедагогическое образование должно включать: этнопедагогические знания, способы этнопедагогическои деятельности, этнопедагогические отношения.

Под этнопедагогическими знаниями понимают знания из области этно-педагогики (традиционной педагогической культуры и народного опыта воспитания). «Этнопедагогические знания включают идеи, закономерности, принципы, средства, приемы, источники народного воспитания» [136. С.9].

Модель подготовки учителя технологии на народ ных трудовых традициях

С целью перехода к опытно-экспериментальной части нашего исследования мы спроектировали модель выпускника педвуза, способного осуществлять трудовое обучение и воспитание учащихся на народных традициях. Разработка модели велась на основе деятельностного подхода организации педагогического процесса. Теория деятельностного подхода базируется на идее Л.С.Выготского о том, что исторический опыт человечества должен проявляться в активной форме; П.Я.Гальперина, Н.Ф.Талызиной о поэтапном формировании умственных действий, которые характеризуют процесс получения знаний в результате и при условии выполнения обучаемым определенной системы действий. Деятельностный подход предполагает организацию подготовки специалиста на основе модели предстоящей деятельности, включения студентов в многообразные профессионально-педагогические отношения.

В проектировании модели важное значение придается конкретному содержанию работы специалиста. При этом особо выделяются деятельност-ные функции, содержание задач и проблем, стоящих перед специалистами, форм и методов их реализации. Модель деятельности описывает что должен знать специалист, что уметь делать, какими качествами обладать.

Основу структуры конструируемой нами модели составляет деятельность учителя технологии в связи с трудовым обучением и воспитанием школьников на народных трудовых традициях. В процессе проектирования рассматривались два разных по содержанию объекта: учитель и его педагогическая деятельность. Структура деятельности учителя технологии анали зируется нами на основе описательной модели учителя труда по Ю.К.Васильеву. Графически модель учителя технологии, способного обучать и воспитывать учащихся на народных трудовых традициях можно представить в виде следующей схемы:

Обучать и воспитывать школьников на трудовых традициях может учитель, имеющий достаточную и необходимую научно-теоретическую, практическую подготовку по данному вопросу. Он сам должен в совершенстве делать то, чему будет обучать учеников.

Характеристика учителя, как работника любой области, будет определяться тремя параметрами: знаниями; умениями и навыками; качествами личности. Эти параметры помимо общего должны предусматривать особенности, соответствующие конкретной деятельности. В нашем случае акцент следует перенести на трудовую деятельность на основе народных традиций.

1. Знания, кроме общих для всех учителей и специальных для учителя технологии, должны включать этнопедагогические: знание целей, ведущих идей, закономерностей, принципов, понятий народной педагогики; понимание воспитательной сущности, методов, приемов, источников народной педагогики; знание народных трудовых традиций и их педагогической сущности; знание традиционных форм, средств и методов трудового обучения и воспитания детей, знание основных видов традиционных народных ремесел, материалов и их свойств, технологий обработки материалов; понимание значения народных ремесел, декоративно-прикладного искусства в трудовой подготовке и политехническом образовании школьников, осознание путей использования идей народной педагогики, трудовых традиций в воспитании и обучении учащихся.

Похожие диссертации на Этнопедагогическая подготовка учителя технологии (На народных трудовых традициях калмыков)