Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнопедагогическая культура Дагестана в содержании воспитания Магомедов Абдурахман Магомедович

Этнопедагогическая культура Дагестана в содержании воспитания
<
Этнопедагогическая культура Дагестана в содержании воспитания Этнопедагогическая культура Дагестана в содержании воспитания Этнопедагогическая культура Дагестана в содержании воспитания Этнопедагогическая культура Дагестана в содержании воспитания Этнопедагогическая культура Дагестана в содержании воспитания
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Магомедов Абдурахман Магомедович. Этнопедагогическая культура Дагестана в содержании воспитания : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.01 / Магомедов Абдурахман Магомедович; [Место защиты: ГОУВПО "Адыгейский государственный университет"].- Майкоп, 2005.- 362 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы этнопедагогической культуры 22

1.1 Этнопедагогическая культура: сущность, понятие, предмет 22

1.2 Научная разработанность дагестанской этнопедагогики 43

1.3 Теоретическая модель содержания воспитания на основе этнопедагогической культуры Дагестана 48

ГЛАВА 2. Ценностно-целевые ориентиры этнопедагогической культуры Дагестана 83

2.1. Духовность и нравственность народов Дагестана и их отражение в содержании воспитания 83

2.2. Традиции патриотического и трудового воспитания в формировании личности дагестанца 102

2.3. Особенности воспитания в дагестанской семье 144

2.4. Исламские традиции и воспитание культуры межнационального общения народов Дагестана 185

2.5. Народное искусство как важнейшее средство эстетического воспитания горцев 225

ГЛАВА 3. Этнопедагогические технологии воспитания 244

3.1. Механизмы взаимодействия народных традиций в воспитании 244

3.2. Традиционные методы и средства воспитания в опыте старших поколений Дагестанцев 289

3.3. Тенденции и перспективы повышения эффективности воспитания средствами дагестанской этнопедагогической культуры 310

Заключение 326

Литература

Введение к работе

Актуальность исследования. В начале XXI века в условиях

экономической и политической нестабильности российского общества, обострения межнациональных отношений, кризисных ситуаций в отдельных регионах, особенно на Кавказе, интенсивного поиска путей регулирования взаимоотношений между народами, духовного обнищания личности и общества в целом, отсутствия четко выраженного педагогического сопротивления чуждой нам иноземной культуре, усердно пропагандируемой средствами массовой информации, неопределенности в целях, задачах, принципах и других ориентирах в школьном воспитании, в котором вот уже несколько лет как образовался вакуум, быстро заполняемый безнравственностью и жестокостью, обращение к народной педагогической культуре, доказавшей свою эффективность на протяжении тысячелетий, имеет особую значимость. "Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, - писал К.Д.Ушинский, - имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа".

История развития человечества и каждого народа подтверждает истину о том, что воспитание является вечной и наиболее устойчивой социальной категорией, без которого немыслимо сохранение народом исторической памяти. Подтверждением этой идеи является "золотое правило" этнопедагогики, сформулированное Г.Н. Волковым: без исторической памяти - нет традиций, без традиций - нет культуры, без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности, без духовности - нет личности, без личности - нет народа как исторической личности.

В связи с тем, что значение накопленного веками народного педагогического опыта стремительно возрастает в нашу эпоху, важное значение приобретает разработка теоретических основ регионально-этнических народно-педагогических систем.

Общение со свободолюбивыми горцами оказало сильное влияние на передовых представителей русского народа. Они познали "гордый и вольный дух горских народов, их смелость, воинственные нравы, презрение к смерти на поле боя, верность дружбе, гостеприимство, народные обычаи, пляски, песни и предания горцев. Мятежные образы Кавказа усиливали, обогащали освободительные порывы русской общественной мысли, литературы... Кавказу как будто суждено быть колыбелью наших поэтических талантов, вдохновителем и пестуном их музы, поэтической их родиной" (Белинский). Великие поэты и писатели

A.C. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой мечтали о мире и дружбе русского и кавказских народов. Передовая русская культура оказала большое влияние на становление и развитие светской культуры народов горного края. Бесспорно и то, что русскоязычное население Северного Кавказа многое заимствовало из традиций, обычаев, характера и образа жизни кавказских горцев. Дальнейшее изучение путей взаимовлияния культур этих народов послужит еще большему их сближению, укреплению и дальнейшему развитию их дружбы и братства, миролюбию и взаимопониманию, культуре межнационального общения. Все это усиливает актуальность данного исследования.

Тысячелетиями горцы жили по соседству, находя взаимопонимание на самых сложных поворотах истории. Они стремились друг к другу, искали пути к сотрудничеству и взаимопомощи в трудные времена социально-экономических и политических потрясений, что происходит в этом регионе и в настоящее время. В процессе общения и установления добрососедских отношений у народов Северного Кавказа сформировалось то общее, что легло в основу духовно-нравственной культуры каждого этноса и всего региона.

Эгнопедагогическая культура дагестанцев ценна и тем, что представляет большой интерес и для других народов. Во внутренний мир народа можно проникнуть, изучив его традиционную педагогическую культуру, которой можно воспользоваться при регулировании межнациональных отношений, что очень важно в наше время. В этом плане привлекателен и интересен опыт народов Дагестана, самого многонационального субъекта Российской Федерации, 32 коренные народности которого, в том числе 18 бесписьменных, сохранили свою самостоятельность, свои языки, обычаи, традиции, культуру и искусство. История не знает конфликтных ситуаций и войн между народами этого края на этнической основе. Это уникальное явление в мировой практике.

В этнопедагогической культуре дагестанцев процесс воспитания детей и молодежи неразрывно связан с производственной деятельностью и в материальной, и в духовной сфере. Отделить их друг от друга практически невозможно: знания приобретаются в процессе труда, труд служит источником знаний. Связаны воедино эпистимический (познание, знание, идея, мысль) и аксиологический (ценность, значение, роль, смысл) аспекты воспитания. Осуществляется это в коллективной форме во взаимодействии, взаимовлиянии.

Чтобы воспитать в юных поколениях духовно-нравственную культуру, необходима созидательная педагогическая деятельность учреждений образования, сочетающая рекомендации и требования академической науки с ценным опьпом народной педагогики, с традициями, обычаями, идеалами, формами и средствами, показавшими

свою эффективность в длительной практике старших поколений. Наше исследование ориентирует педагогов-воспитателей, родителей, общественность на использование такого подхода, на изучение педагогической культуры своих народов, на возрождение некоторых утерянных ценностей народной педагогики.

В условиях России, где не выработана общегосударственная идеология и существует внутренняя и внешняя опасность, связанная с военными конфликтами и террористическими актами, большое значение приобретает патриотическое воспитание юных граждан. Народная педагогика Дагестана имеет богатый опыт подготовки будущих защитников Родины. История горного края, по словам Р.Гамзатова, написана не перьями и ручками, а кинжалами и саблями, не чернилами, а слезами и кровью. Эффективность народного опыта патриотического воспитания подтвердилась при защите Страны гор от самых жестоких иноземных захватчиков в прошлые века, а также в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Высокий воинский дух, бесстрашие, смелость, самоотверженность, любовь к Родине, свободолюбие - этими качествами отличались дагестанцы во все времена. В образовательном пространстве Республики Дагестан и других субъектов Российской Федерации набирает темпы тенденция преклонения перед прозападной культурой, чуждой самобытным ценностям национальной культуры. Обращение к содержанию этнопедагогической культуры и научное обоснование её духовно-нравственных ценностей делает актуальным наше исследование, в котором впервые рассматриваются:

теоретические основы сущности этнопедагогической

культуры и необходимости её использования в современной

воспитательной практике;

концепция содержания этнопедагогической культуры

дагестанцев с её сущностными характеристиками,

закономерностямиипринципами;

научное обоснование ценностей духовно-нравственной

культуры старших поколений горцев, их традиций и обычаев в

контексте их использования в современном образовании, что

предполагает этнопедагогизацию всего учебно-воспитательного

процесса;

традиционные формы, методы и средства воспитания,

обогащающие педагогическую науку, ориентирующие педагогов

на необходимость их использования в современном

воспитательном процессе.

Исследование этнопедагогической культуры служит выполнению одного из требований Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, где сказано: «Обеспечить разработку программ и курсов, способствующих воспитанию культуры межнационального общения, ознакомлению детей, молодёжи, населения с духовным богатством народов России и их внедрение в систему дошкольного воспитания, среднего и высшего образования, повышения квалификации кадров, а также в систему обучения в воинских частях и подразделениях».

Многие негативные явления, как жестокость, национализм, эгоизм, бандитизм, воровство, проституция и др., которые происходят в современном обществе в связи со сменой ценностных ориентации у одних и утратой моральных ценностей у других, связаны с игнорированием этнического фактора в общественном развитии, с отсутствием соответствующих институтов этнического воспитания. В связи с этим становится актуальной необходимость комплексного анализа воспитательных средств, формирующих этническое сознание юных поколений, и главным образом, духовно-нравственных ресурсов этнопедагогической культуры, "развития культуры межнационального общения при глубоко уважительном отношении всех народов нашего федерального государства к собственному национальному достоянию -традициям, обьгааям, конфессиональным ценностям, духовному наследию предков" (Г.Н. Филонов). В этом плане принципиальное значение имеет возрождение этнопедагогической культуры северокавказских народов. Ориентация всех государственных образовательных учреждений на изучение национальной культуры является важнейшим условием сохранения, развития и освоения этнической культуры, формирования национального самосознания. Для исследования традиционной народной культуры накоплен обширный научный фонд, создающий теоретические предпосылки.

Основополагающие идеи народной педагогики отразили в своих исследованиях Я.А. Коменский, Д. Локк, Р. Оуэн, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А Добролюбов, А.Н. Радищев, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский, И.Я. Яковлев, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А Сухомлинский, СТ. Шацкий и др. Теория и практика народной педагогики, исследованы в работах Ш.М.-Х. Арсалиева, В.Ф. Афанасьева, СП. Беловоловой, АЛ. Бугаевой, Г. С Виноградова, Г.Н. Волкова, А.Ш. Гашимова, В.М. Григорьева, М.Б. Гуртуевой, А.Э. Измайлова, Б.А Кадырова, A.M. Кушнира, A.M. Леонова, Ш.А. Мирзоева, В.А Николаева, О.Д. Мукаевой, Т.Н. Петровой, К.П. Пирлиева, Ю.А Рудя, Н.В. Силистрару, Э.И. Сокольниковой, М.И. Стельмаховича,

Х.Х. Хадикова, Я.И Ханбикова, М.Г. Харитонова, Е.Е. Хатаева, А.Ф. Хинтибидзе, Я.В. Чеснова, З.Б. Цаллаговой, АА. Шадриной, И.А Шорова, В.И. Элашвили, Х.Х. Янбулатова и др. Разработано содержание этнопедагогической подготовки учителя в работах Т.И. Березиной, Г.Н.Волкова, И.Ф. Исаева, В.А Николаева, Т.Н.Петровой, В.А Сластенина, М.Г. Тайчинова, М.М. Тхуго, М.Г.Харитонова, Е.Л. Христова, А.Г. Шаалы и др.

Раскрытие этнопедагогической культуры Дагестана в содержании воспитания сопряжено с рядом противоречий, основные из которых следующие:

- развитие современного мира происходит по пути признания
объективной неизбежности упрочения глобальной культуры. В то
же время усиливается критика её агрессивных тенденций, под
воздействием которых гибнет многообразие культур, являющееся
непреходящей ценностью человечества.

одни учёные концентрируют внимание на необходимости ориентироваться в воспитании на общечеловеческие ценности, другие же признают целесообразным обратиться к духовному опыту предков и на этой основе закрепить в содержании воспитания устоявшиеся, апробированные веками положительные тенденции формирования личности.

одна из точек зрения в современной научной литературе рассматривает традиционный опыт воспитания как несущий в себе консервативное, закостеневшее, косное, тормозящее социальное и культурное развитие общества, противоречит другому взгляду, который также имеет место в науке и рассматривает народные традиции как важнейшие средства, обеспечивающие устойчивость в формировании подрастающих поколений и аккумулирующие богатые культурные ценности. Мы придерживаемся третьей точки зрения, согласно которой традиции воспитания и инновационные процессы в образовании следует рассматривать как две взаимодействующие тенденции в современном воспитании, что больше отвечает интересам развития педагогической науки на современно этапе.

весьма существенным противоречием в современной воспитательной практике выступает стремление дагестанцев дорожить опытом старших поколений, формировать личность дагестанца (аварца, даргинца, кумыка, лезгина, лакца и т.д.) и в то же время проявление пренебрежения к традициям предков при воспитании детей, особенно в городах и плоскостных сельских районах, что происходит под влиянием телевидения и СМИ,

которые слабо ориентируют своих зрителей и читателей на духовно-нравственные ценности народной педагогики. Эгнопедагогика народов Северного Кавказа отражена в исследованиях Ф.З. Абакаровой, А.Г. Агаева, А.К. Алиева, Ш.М.-Х. Арсалиева, Б.М. Багандова, Х.Х.-М. Батчаевой, М. Дибирова, P.M. Магомедова, З.М. Магомедовой, Ш.М. Мирзоева, АИ. Мусукаева, Т.Г. Саидова, З.Б. Цаллаговой, И.А. Шорова, М.Р. Халидовой и др.

Однако до настоящего времени отсутствуют исследования целостной этнопедагогическои культуры дагестанцев в контексте общности их народных педагогических традиций, что противоречит объективным потребностям науки и общественной практики.

С учетом этого и названных выше противоречий был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы содержание и особенности эффективного функционирования дагестанской этнопедагогическои культуры как перспективной модели гармоничного взаимодействия национальной самобытности и общности нфодньктрадиций воспитания.

Цель исследования; раскрыть сущность, содержание и перспективы развития традиционной дагестанской этноцедагогической культуры как целостной системы функционирования народного воспитания и современной научно-педагогической практики.

Объект исследования - этнопедагогическая культура народов Северного Кавказа.

Предмет исследования - содержание воспитания в этнопедагогическои культуре Дагестана в контексте общности народных педагогических традиций.

Гипотеза исследования. В условиях современной России, в том числе и Дагестана, когда под влиянием прозападной культуры идет деградация традиционных духовно-нравственных ценностей, прошедших естественный отбор в тысячелетней практике воспитания старших поколений, глубокое изучение содержания этнопедагогическои культуры дагестанских горцев, выделение и обозначение прогрессивных педагогических технологий и механизмов его реализации, их использование в современной воспитательной практике повысят эффективность процесса формирования и развития личности, если:

разработка теоретико-методологических основ этнопедагогическои культуры Дагестана будет способствовать расширению диалога между традиционными культурами воспитания всех народов горного края, которые, имея свои самобытные черты, отличаются

и общностью содержания, и технологиями и механизмами его реализации;

использование основных духовно-нравственных ценностей содержания этнопедагогической культуры дагестанцев станет составной частью учебного процесса и воспитательной практики современной дагестанской национальной школы;

при составлении программ, учебников и содержания воспитания авторы подвергнут тщательному научному анализу, сравнению, сопоставлению основные ценности, негативные стороны и пережиточные явления национальных традиций, раскроют пути использования лучших из них в школьной практике, тенденции и перспективы эффективного функционирования этнопедагогической культуры в современных условиях;

этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса дагестанской национальной школы обеспечит развитие новых подходов к разработке методологии, накоплению положительного опьпа воспитания, сочетающего традиции прошлого и рекомендации современной научной педагогики. В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования решались следующие задачи:

раскрыть феномен, закономерности, принципы и сущностные характеристики этнопедагогической культуры дагестанцев;

выявить и обозначить основные духовно-нравственные ценности содержания, раскрыть специфические категории этнопедагогической культуры Дагестана, показать процесс их формирования и использования в воспитательной практике старших поколений дагестанцев;

раскрыть общность, самобытность и диалог этнопедагогических культур народов Дагестана и показать процесс их взаимовлияния и взаимообогащения в традициях воспитания и межнационального общения;

на основе анализа этнографического, фольклорного и лексического материалов раскрыть социально-педагогические функции содержания, народных форм и методов нравственного, патриотического, трудового, эстетического воспитания, а также особенности семейных и исламских традиций воспитания и формирования культуры межнационального общения народов Дагестана;

раскрыть технологии и механизмы взаимодействия теоретике -методологических положений этнопедагогической

культуры дагестанцев и функционирования народных традиций воспитания в современных условиях;

Общую методологию исследования составляют философские положения о диалектике общего, особенного и единичного, о взаимосвязи и обусловленности всех элементов человеческой культуры, о социальной и творческой сущности личности. В качестве специальной методологии исследования выступают культурологический, аксиологический, системно-целостный и конструктивно-генетический подходы.

Теоретические основы исследования опираются на труды философов, социологов, педагогов, психологов, изучающих место и роль образования в обществе (В.Г. Афанасьев, Л.Г. Борисова, М.В.Вагабов, С.Н. Иконникова, П.И. Пидкасистый, АГ. Спиркин, В.Н. Турченко, Г.Н. Филонов и др.), феномены культуры и процесс социокультурного развития человека (АИ. Арнольдов, М.М. Бахтин, Я.П. Буева, B.C. Библер, А.Ф. Лосев и др.), влияние культуры на духовное становление личности (Е.А Вавилин, Д. С. Лихачев, Э.С.Маркарян, В.М. Межуев и др.), становление человека как субъекта образовательного процесса (К.А Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, И.Н. Андреева, Г.С. Батищев, М.Я. Виленский, А.В. Мудрик и др.), исторические, социально-экономические, культурные аспекты развития и взаимодействия цивилизаций, культур, этносов, наций (Ю.В. Бромлей, В.Ф. Вавилин, Л.Н. Гумилев, К.В. Кулаев, А. Тойнби, Ж.Т. Тощенко, Т.И. Чаптыкова, О. Шпенглер и др.), семья и семейное воспитание (О.И. Волжина, С.В.Дармодехин, Э.И.Сокольникова и др.), социокультурные интерпретации образования, взгляд на школу как открытый социокультурный институт (Е.В. Бондаревская, СИ. Гессен, И.Ф. Исаев, М.С. Коган, B.C. Леднев, Н.Д. Никандров, В.В. Розанов, В.А Сластенин, В.Д. Шадриков, В.К. Шаповалов, Е.Н. Шиянов и др.), аксиологические основания образования (М.В. Богуславский, Г.Б.Корнетов, В.Г. Пряникова, З.И. Равкин и др.), этнокультурные особенности национального образования (Ш.М.-Х. Арсалиев, С.П.Беловолова, АЛ. Бугаева, Г.Н. Волков, В.М. Григорьев, АЭ.Измайлов, Т.Н. Петрова, В.М.Меньшиков, Ш.А Мирзоев, З.Б.Цаллагова, И.А Шоров и др.), этнопедагогическую подготовку учителя (В.А Николаев, М.Г. Тайчинов, М.Г. Харитонов, А.Г. Шаалы, В.К. Шаповалов и др.).

Ведущие идеи исследования: этнические элементы в содержании, формах воспитания подрастающих поколений осмысливаются как социокультурные феномены; имеющий место в научной литературе приоритет ценностной констатации над научной интерпретацией предполагает гармонизацию эпистемических и

аксиологических аспектов средств народной педагогики; объективный научный анализ содержания этнопедагогической культуры Дагестана поможет привести в соответствие понятийную и объективную сферы педагогической науки как части педагогической культуры народа; объективный характер народного воспитания необходимо привести в соответствие с углублением понимания детерминированности в современной социальной жизни (например, положение женщины в семье и обществе обусловлено особенностями воспитания девочек и мальчиков у народов Северного Кавказа, которые формировались тысячелетиями под влиянием культурных традиций, социально-экономических условий, постоянно меняющих свои исходные основания).

Источники исследования: исторические, публицистические, художественные произведения дагестанских и других кавказских, русских, зарубежных писателей, просветителей, историков, политических и религиозных деятелей, путешественников; фольклор народов Дагестана и Северного Кавказа; авторские полевые материалы: этнографические и фольклорные записи, архивные материалы, фиксирование конкретных этнопедагогических ситуаций; литература по этнологии, этнографии, этнопедагогике, педагогике, психологии, социологии, истории, фольклористике, лингвистике, истории религии.

Методы исследования: методы теоретического анализа (историографический, сравнительно-сопоставительный, ретроспективный, логический, сравнительно-исторический); методы изучения и обобщения педагогического опыта; методы теоретического моделирования; анализ учебных программ, учебников по родным языкам и литературам, по культуре и традициям народов Дагестана, по истории и литературе Дагестана; наблюдение, анкетирование, интервьюирование, тестирование, беседы с учителями, преподавателями вузов, студентами, учащимися и их родителями.

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (1986-1990) был посвящен поиску исторической, этнографической, этнопедагогической литературы и ее анализу; изучению фольклорных произведений народов Дагестана и Северного Кавказа, сбору полевого материала, встречам с аксакалами и фиксированию их рассказов о прошлом: об обычаях и традициях горцев в духовно-нравственном, военно-патриотическом, трудовом, эстетическом, физическом воспитании юных поколений, об особенностях воспитания девушек и подготовки их к семейной жизни, о формах, методах и средствах воспитания в опыте старых горцев. Изучался народный опыт воспитания путем непосредственного участия автора на праздниках, свадьбах, похоронах, на годеканах и в процессе

гостеприимства. В то же время автор по линии республиканских Педобщества и общества "Знание" выезжал и выступал по проблемам использования народных традиций в коллективах более пятидесяти сельских школ, колхозов, совхозов, ковровых фабрик, перед сельскими джамаатами. Накоплен богатый полевой материал, опубликованы статьи по теме.

Второй этап (1991-1995-) посвящен дальнейшему поиску и изучению материалов по этнопедагогической культуре горцев Северного Кавказа, обобщению накопленных материалов, внедрению результатов исследования в практику. По составленной автором программе спецкурса "Прогрессивные традиции народов Дагестана и их использование в воспитании детей и молодежи" проводились занятия со студентами индустриально-педагогического факультета (1990-1995). Под руководством автора студенты во время педагогической практики в школах проводили беседы, диспуты, лекции о духовно-нравственном наследии горцев, более 10 лет выполняют курсовые и дипломные работы по проблемам этнопедагогической культуры дагестанцев, выступают ежегодно на днях студенческой науки с докладами; материалы, наблюдения и поиски студентов используютря на занятиях по теории и истории образования, по спецкурсу. Подвергнуты научному осмыслению и теоретическому анализу содержание, формы, методы и средства народной педагогики дагестанцев.

Третий этап (1996-2005-) посвящен анализу, обобщению и систематизации накопленного и исследованного материала, разработке определенных теоретических положений и выводов. За это время составлена и издана программа спецкурса и спецсеминара для студентов V курса филологического факультета Дагестанского государственного педуниверситета "Духовно-нравственное воспитание на традициях кавказских горцев"; изданы монографические исследования "Традиции кавказских горцев. Духовно-нравственное воспитание", "Эгнопедагогическая культура дагестанцев. Вопросы теории и методологии". «Эгнопедагогическая культура Дагестана. Теория и практика». Написан и издан ряд статей по проблеме. Завершена работа над докторской диссертацией. На защиту выносятся следующие положения:

исторический опыт воспитания и педагогической мысли народов Дагестана, включающий сведения о влиянии устного народного творчества и религии (язычества и ислама) на духовно-нравственное формирование личности, о возникновении межнациональных культурно-педагогических связей, об их взаимодействии в сфере духовности и традициях воспитания;

этнопедагогическая культура как синтетическое единство

народного опьпа воспитания, этнопедагогики и современной
научно-педагогической практики, что предполагает

этнопедагогизацию всего учебно-воспитательного процесса и повышение эффективности в формировании личности определённого менталитета;

общность, самобытность и диалог национальных традиций воспитания в этнопедагогической культуре народов Дагестана;

специфика воспитательной практики народов Дагестана в контексте созданной ими системы формирования подрастающих поколений, включающей закономерности, принципы и сущностные характеристики этнопедагогической культуры Дагестана и, представляющей уникальный феномен мирового опыта;

духовно-нравственные ценности, аккумулированные в категории этнопедагогической культуры дагестанцев намус: мужская часть, выраженная чувством собственного достоинства; безусловным уважением к старшим, к родителям, пожилым; гостеприимством, уважением к традициям тухума, джамаата, проявляемым горцами выразительно и подчеркнуто, с соблюдением определенного такта; смелостью, храбростью, мужеством, готовностью к защите родины; трудолюбием, моральной и материальной ответственностью за семью, стойкостью, толерантностью в поведении; дагестанец - горец -настоящий джигит, выделяющийся миролюбием и согласием, моральной чистотой, физическим совершенством, уважением к памяти предков; каждый горец рождается внуком, становится дедом; женская честь, проявляющаяся в целомудрии, абсолютной трезвости, женственности, высокой порядочности; в умении быть верной женой, беречь честь мужа и семьи, создать в ней атмосферу любви и взаимопонимания, помогать мужу советом и делом; уделять первостепенное внимание воспитанию детей, подготовке их к самостоятельности, самореализации; хорошо готовить, заниматься рукоделием и ремеслом; понимать и ценить прекрасное в природе, искусстве, в жизни; управлять своими чувствами; горянка - прекрасная женщина - мать, в которой гармонически сочетаются физическая и духовная красота, необыкновенная работоспособность, выдержка и терпение, гуманность, простота и скромность;

обычаи, обряды, игры, праздники, годекан, женский годекан, помочи, дома молодежи, народные календари, пример родителей, совместная трудовая деятельность взрослых и детей в семье, совпадение процессов обучения, воспитания, развития и

повседневной жизни как основы традиционных; технологий и механизмов воспитания. Научная новизна исследования заключается в следующем:

раскрыты феномен, закономерности, принципы и сущностные характеристики этнопедагогической культуры дагестанцев;

раскрыта система формирования и функционирования
этнопедагогической культуры народов Дагестана,

представляющая феномен мирового опыта воспитания подрастающих поколений;

выявлены основные закономерности, принципы, сущностные характеристики этнопедагогической культуры дагестанцев;

выявлены и названы основные духовно-нравственные ценности содержания этнопедагогической культуры Дагестана, которые являются ценностно-целевыми ориентирами при формировании личности дагестанца - горца и женщины - горянки и использовались в воспитательном опыте старших поколений;

раскрыты сущность и значение специфических категорий дагестанской этнопедагогики: намус, годекан, родник (женский годекан), меджлис, тухум, джамаат, помочи, посиделки, мужские союзы (чабкуны), половозрастные сборы, праздники, похороны, свадьба, взаимопомощь и др., которые являются основными педагогическими технологиями и механизмами реализации содержания этнопедагогической культуры;

на основе анализа этнографического, фольклорного и лексического материалов раскрыты социально-педагогические функции содержания, форм и методов нравственного, патриотического, трудового, эстетического воспитания, а также особенности семейных и исламских традиций воспитания и формирования культуры межнационального общения народов Дагестана;

научно обоснована идея духовной преемственности традиционного опьпа народного воспитания;

раскрыты технологии и механизмы взаимодействия

теоретико-методологических положений этнопедагогической

культуры дагестанцев и функционирования народных традиций

воспитания в современных условиях.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в

нем впервые научно проанализированы и теоретически осмыслены и

обоснованы основные духовно-нравственные ценности

этнопедагогической культуры народов Дагестана, которые должны бьпь

включены в содержание воспитания современных школьников; дано

научное определение главным категориям этнопедагогики дагестанцев: намус - это категория морали, которая обобщенно выражает нравственную сущность личности, это эталон чести и порядочности, т.е. образец безупречной, незапятнанной репутации, мерило или критерий оценки духовно-нравственной зрелости и целостности личности; годекан - это народная Академия, где сосредоточены мудрость и нравственность горцев, это наполненная чаша мудрости, как считают старые горцы, один из важнейших институтов формирования взаимопонимания и взаимопомощи, воспитания культуры общения; родник (женский годекан), меджлис, помочи, посиделки, мужские союзы, половозрастные сборы, праздники, похороны, свадьба, взаимопомощь и др. - тоже основные институты воспитания, где формирование личности осуществляется в деле, в деятельности, в процессе выполнения определенных трудовых операций, поручений и заданий старших, оказания помощи, проявления индивидуальных способностей в различных сферах жизнедеятельности. В работе раскрыт теоретический аспект таких факторов этнопедагогики Дагестана, как аталычество, тухум, джамаат, побратимство, молочное братство, гостеприимство и куначество, многие из которых функционируют и в современной воспитательной практике; выявлены основные закономерности, принципы и сущностные характеристики этнопедагогической культуры Дагестана, которые обогащают этнопедагогическую теорию.

Достоверность и надежность полученных научных результатов
обеспечены методологической обоснованностью ИСХОДНЫХ ПОЗИЦИЙ
диссертации, опирающихся на системный, культурологический,
аксиологический и конструктивно-генетический подходы,

использованием комплекса методов, адекватных объекту, предмету, задачам и логике исследования, репрезентативностью источниковой базы.

Практическая значимость исследования заключается в разработке программ спецкурсов и семинаров «Прогрессивные традиции народов Дагестана и их использование в воспитании школьников», «Духовно-нравственное воспитание на традициях кавказских горцев», в выпуске монографий «Традиции кавказских горцев. Духовно-нравственное воспитание», «Этнопедагогическая культура дагестанцев. Вопросы теории и методологии», которые могут быть использованы в качестве учебных пособий старшеклассниками, учителями школ, студентами и аспирантами, а также родителями. Теоретические положения и выводы создают предпосылки для реализации этнокультурной направленности современного образования, написания учебных и методических пособий, выполнения научных

исследований в области этнопедагогики и этнопсихологии. Результаты исследования обогащают теорию и практику этнопедагогики и всей педагогической науки новыми знаниями, расширяют научные представления о связи социального и этнического в содержании воспитательного процесса.

Опробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования нашли отражение в монографиях, программах, методических рекомендациях, научных статьях, докладах, тезисах автора. Они опробированы в школах Республики Дагестан, в аулах, в Дагестанском государственном педагогическом университете и Университете РАО. В Дагестанском госпедуниверситете с 1989 г., в Университете РАО (дагестанский филиал) с 1998 г. проводятся спецкурс и спецсеминар "Духовно-нравственное воспитание на традициях кавказских горцев". Материалы исследования обсуждались и получили одобрение на Южно-Российских психолого-педагогических чтениях в 1994, 1996, 1998 годах, на Всероссийских научно-практических конференциях "Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности" в 1999 и 2001 годах, на Международной научно-практической конференции "Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки" в 2001 г., на семинарах-совещаниях УРАО в г. Москве в 1999, 2000, 2001 годах, на ежегодных научных сессиях преподавателей Дагестанского педуниверситета в г. Махачкале, начиная с 1988 года.

Структура диссертации; она соответствует логике построения научного исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

Во введении обоснованы актуальность, проблема, цель, объект, предмет, задачи, ведущая идея, методология исследования, а также его научная новизна, теоретическая и практическая значимость.

В первой главе "Этнопедагогическая культура: сущность, содержание, концептуальные идеи" раскрываются теоретико-методологические и историографические предпосылки исследования.

Во второй главе "Ценностно-целевые ориентиры этнопедагогической культуры в содержании воспитания" предлагается феноменология этнической педагогики народов Дагестана.

В третьей главе "Эгнопедагогические технологии воспитания" раскрываются основные формы, методы, и средства формирования и развития личности горца.

В заключении подведены итоги, обобщены результаты исследования, сформулированы выводы и научно-практические рекомендации.

Научная разработанность дагестанской этнопедагогики

Ведущие идеи исследования: этнические элементы в содержании, формах воспитания подрастающих поколений осмысливаются как социокультурные феномены; имеющий место в научной литературе приоритет ценностной констатации над научной интерпретацией предполагает гармонизацию эпистемических и аксиологических аспектов средств народной педагогики; объективный научный анализ содержания этнопедагогической культуры Дагестана поможет привести в соответствие понятийную и объективную сферы педагогической науки как части педагогической культуры народа; объективный характер народного воспитания необходимо привести в соответствие с углублением понимания детерминированности в современной социальной жизни (например, положение женщины в семье и обществе обусловлено особенностями воспитания девочек и мальчиков у народов Северного Кавказа, которые формировались тысячелетиями под влиянием культурных традиций, социально-экономических условий, постоянно меняющих свои исходные основания).

Источники исследования: исторические, публицистические, художественные произведения дагестанских и других кавказских, русских, зарубежных писателей, просветителей, историков, политических и религиозных деятелей, путешественников; фольклор народов Дагестана и Северного Кавказа; авторские полевые материалы: этнографические и фольклорные записи, архивные материалы, фиксирование конкретных этиопедагогических ситуаций; литература по этнологии, этнографии, этнопедагогике, педагогике, психологии, социологии, истории, фольклористике, лингвистике, истории религии.

Методы исследования: методы теоретического анализа (историографический, сравнительно-сопоставительный, ретроспективный, логический, сравнительно-исторический); методы изучения и обобщения педагогического опыта; методы теоретического моделирования; анализ учебных программ, учебников по родным языкам и литературам, по культуре и традициям народов Дагестана, по истории и литературе Дагестана; наблюдение, анкетирование, интервьюирование, тестирование, беседы с учителями, преподавателями вузов, студентами, учащимися и их родителями.

Исследование проводилось в несколько этапов. Первый этап (1986-1990) был посвящен поиску исторической, этнографической, этнопедагогической литературы и ее анализу; изучению фольклорных произведений народов Дагестана и Северного Кавказа, сбору полевого материала, встречам с аксакалами и фиксированию их рассказов о прошлом: об обычаях и традициях горцев в духовно-нравственном, военно-патриотическом, трудовом, эстетическом, физическом воспитании юных поколений, об особенностях воспитания девушек и подготовки их к семейной жизни, о формах, методах и средствах воспитания в опыте старых горцев. Изучался народный опыт воспитания путем непосредственного участия автора на праздниках, свадьбах, похоронах, на годеканах и в процессе гостеприимства. В то же время автор по линии республиканских Педобщества и общества "Знание" выезжал и выступал по проблемам использования народных традиций в коллективах более пятидесяти сельских школ, колхозов, совхозов, ковровых фабрик, перед сельскими джамаатами. Накоплен богатый полевой материал, опубликованы статьи по теме.

Второй этап (1991-1995) посвящен дальнейшему поиску и изучению материалов по этнопедагогической культуре горцев Северного Кавказа, обобщению накопленных материалов, внедрению результатов исследования в практику. По составленной автором программе спецкурса "Прогрессивные традиции народов Дагестана и их использование в воспитании детей и молодежи" проводились занятия со студентами индустриально-педагогического факультета (1990-1995). Под руководством автора студенты во время педагогической практики в школах проводили беседы, диспуты, лекции о духовно-нравственном наследии горцев, более 10 лет выполняют курсовые и дипломные работы по проблемам этнопедагогической культуры дагестанцев, выступают ежегодно на днях студенческой науки с докладами; материалы, наблюдения и поиски студентов используются на занятиях по теории и истории образования, по спецкурсу. Подвергнуты научному осмыслению и теоретическому анализу содержание, формы, методы и средства народной педагогики дагестанцев.

Третин этап (1996-2003) посвящен анализу, обобщению и систематизации накопленного и исследованного материала, разработке определенных теоретических положений и выводов. За это время составлена и издана программа спецкурса и спецсеминара для студентов V курса филологического факультета Дагестанского государственного педуниверситета "Духовно-нравственное воспитание на традициях кавказских горцев"; изданы монографические исследования "Традиции кавказских горцев. Духовно-нравственное воспитание", "Этнопедагогическая культура дагестанцев. Вопросы теории и методологии". «Этнопедагогическая культура Дагестана. Теория и практика». Написан и издан ряд статей по проблеме. Завершена работа над докторской диссертацией.

На защиту выносятся следующие положения: исторический опыт воспитания и педагогической мысли народов Дагестана, включающий сведения о влиянии устного народного творчества и религии (язычества и ислама) на духовно-нравственное формирование личности, о возникновении межнациональных культурно-педагогических связей, об их взаимодействии в сфере духовности и традициях воспитания; этнопедагогическая культура как синтетическое единство народного опыта воспитания, этнопедагогики и современной научно-педагогической практики, что предполагает этнопедагогизацию всего учебно-воспитательного процесса и повышение эффективности в формировании личности определённого менталитета; общность, самобытность и диалог национальных традиций воспитания в этнопедагогическои культуре народов Дагестана; специфика воспитательной практики народов Дагестана в контексте созданной ими системы формирования подрастающих поколений, включающей закономерности, принципы и сущностные характеристики этнопедагогическои культуры Дагестана и, представляющей уникальный феномен мирового опыта; духовно-нравственные ценности, аккумулированные в категории этнопедагогическои культуры дагестанцев намус: мужская часть, выраженная чувством собственного достоинства; безусловным уважением к старшим, к родителям, пожилым; гостеприимством, уважением к традициям тухума, джамаата, проявляемым горцами выразительно и подчеркнуто, с соблюдением определенного такта; смелостью, храбростью, мужеством, готовностью к защите родины; трудолюбием, моральной и материальной ответственностью за семью, стойкостью, толерантностью в поведении; дагестанец — горец -настоящий джигит, выделяющийся миролюбием и согласием, моральной чистотой, физическим совершенством, уважением к памяти предков; каждый горец рождается внуком, становится дедом; женская честь, проявляющаяся в целомудрии, абсолютной трезвости, женственности, высокой порядочности; в умении быть верной женой, беречь честь мужа и семьи, создать в ней атмосферу любви и взаимопонимания, помогать мужу советом и делом; уделять первостепенное внимание воспитанию

Теоретическая модель содержания воспитания на основе этнопедагогической культуры

Духовность - это совокупность принятых в обществе нравственных ценностей, норм, правил поведения и система знаний о мире в сознании личности, умение проявлять и демонстрировать их в нужный момент и эффективно использовать при решении важных проблем. Духовность — это комплекс знаний, умений, навыков добытых самостоятельно и с помощью старших воспитателей, а также усвоенные в процессе жизни, деятельности свод нравственно-этических норм, правил, идей, взглядов, вкусов, интересов, убеждений; это трудолюбие, трудовые умения и навыки, сформировавшиеся в процессе трудовой деятельности, знания, неоднократно проверенные в практике и освоенные (интериоризованные) человеком, это опыт и практика личной гигиены, направленной на укрепление физического здоровья. Духовность - это умение передать накопленные личностью знания и опыт новым поколениям, осуществлять целенаправленное воспитание. Духовность - это иметь душу. Чем богаче ее содержание, тем богаче духовность, тем выше интеллект человека. Духовность прокладывает путь к мудрости. Мудрец — это духовно богатый человек.

В содержании духовности, как правило, верх берет нравственность, уровень воспитанности человека. "Одно учение бессильно производить истинно полезных граждан: кроме просвещения ума наукою необходимо облагораживающее сердца" (И.И.Бецкой). Фактически речь идет о том, что воспитанию должен быть отдан приоритет по сравнению с обучением (Н.Д.Никандров). "Самый опытный результат образования - прекрасно информированные люди, не отягощенные совестью" (Э.Боуэр), а Д.И.Менделеев выражался еще более афористично: "знания без воспитания - меч в руках сумасшедшего" (290.63).

Деятельность, осуществляемая родителями, педагогами, воспитательными учреждениями и направленная на формирование нравственного сознания, чувств и поведения, убеждений и потребностей на основе норм и правил общественной морали, называется нравственным воспитанием. Оно является стержневым элементом нравственной культуры, сущность которой "в органическом единстве определенных этнических знаний: моральных качеств, принципов, убеждений; навыков, способностей к нравственной деятельности; активности их проявлений в реальных действиях, отношениях" (190.111).

Духовно-нравственная культура человечества выражает наиболее общие свойства, характерные культуре всех народов. Особенности содержания духовно-нравственного воспитания каждого этноса формируются под влиянием природно-климатических, социально-экономических, хозяйственно-бытовых условий его жизни и деятельности, его психологических свойств.

Составной частью общечеловеческой культуры является духовно-нравственная культура народов Дагестана, называемых горцами. В этом полиэтническом регионе все основные традиции, обычаи, обряды, духовно-нравственные ценности сложились у народов еще в древности, когда абсолютное большинство населения проживало в горах, а аборигенов называли горцами. Поэтому справедливо называть традиции и обычаи горцев, а не отдельных народов. И в наше время почти половина населения региона проживает в горных и предгорных районах, где живы лучшие традиции и обычаи предков. Только те из горожан и жителей плоскостных районов, кто рос и формировался до юношеских лет в горах, следуют традициям своих народов. У горожан и населения равнинной зоны отсутствуют реальные условия и возможности для воспитания юных поколений на опыте своих предков.

Категории "мораль", "нравственность", "духовность", "духовно-нравственная культура", свойственные культуре горцев, вместе с качествами, присущими общечеловеческой морали, имеют и свои самобытные черты, обусловленные особенностями как всего региона, так и отдельных территорий. Наиболее общей для всех народов горного края, а так же всех мусульман является категория "намус". Это слово на языках мусульманских народов означает честь, совесть, порядочность, нравственность, честность, достоинство, стыд и др. В народной педагогике горцев принято, что намус - это категория морали, которая обобщенно выражает нравственную сущность личности, это эталон чести и порядочности, т.е. образец безупречной, незапятнанной репутации, мерило или критерий оценки духовно-нравственной зрелости и целостности личности. В этой категории органически сочетаются и духовность и нравственность.

В самом широком смысле под термином "намус" понимают перечень норм общечеловеческой морали, выражаемый такими понятиями, как милосердие, миролюбие, взаимопонимание, взаимопомощь, благочестие, правдивость, истинность и верность, справедливость, прощение, скромность, мудрость, достоинство, законопослушность, доброжелательность, гуманность, доброта и уважение друг к другу.

В узком смысле категория "намус" выражает такие нравственные качества, которые связаны со специфическими особенностями жизненного уклада и психическими свойствами людей: мужская честь или чувство собственного достоинства, женская честь и строгое сохранение целомудрия и девственности до замужества, порядочность, воспитанность, уважение к старшим, к родителям, пожилым, гостеприимство, проявляемые горцами выразительно и подчеркнуто, с соблюдением определенного такта. В этом значении "намус" наиболее употребителен.

Традиции патриотического и трудового воспитания в формировании личности дагестанца

Все участники получают определенные задания в соответствии со своими способностями на добровольных началах. Веселится и радуется каждый житель аула без исключения, от детей до взрослых, собственно все делается для них: и столы с вкусными национальными блюдами, и веселье с музыкой и песнями, и спортивные зрелища. На подготовительном этапе будущая семейная пара в течении длительного времени проверяет свои чувства друг к другу, делится секретами и тайнами любви со своими близкими друзьями и подругами, готовит и дарит подарки, собирает самое необходимое для будущей совместной жизни, проявляет свои лучшие способности в различных сферах деятельности, в отношениях с окружающими становится добрее и вежливее и, наполненная романтикой благородных чувств, обретают красоту и благородство. Вместе с тем активизируется деятельность родителей по завершению нравственного формирования молодых. По традициям горцев обрученные жених и невеста должны выделяться в обществе своей порядочностью как люди зрелые и готовые переходить в следующий наиболее значимый этап жизни. Горский намус и исламские духовно-нравственные святыни требовали четкого исполнения предписаний моральных норм. Чтобы не подвергать себя упрекам со стороны сородичей мать сразу после рождения берется за воспитание ребенка. О красоте жизни, о своих мечтах вырастить красивую трудолюбивую дочь или сильного, смелого, мужественного и порядочного сына мать поет в колыбельных песнях. Она учила дочь быть скромной, послушной, исполнительной, требовала выполнения ею всех указаний и поручений отца и братьев, воспитывала трудолюбие сначала в домашних делах при подготовке к традиционным торжествам, затем постепенно вовлекала в нелегкий по тем временам ручной труд в поле, на огороде, в ремесле, сопровождая все это рассказами о судьбе горянки, о будущей семейной жизни отнюдь не в розовых тонах, а на реальных жизненных примерах. При этом мать неоднократно напоминала о том, что мужчины сильны и столь же ответственны в семье, что с ними нельзя спорить, их надо слушать. В условиях отсутствия квалифицированного медицинского обслуживания горянки-родители опирались на знания народной медицины и использовали их при гигиеническом воспитании, не допускали совместных игр и развлечений мальчиков и девочек. Мать понимала, что позор дочери ложится на весь род, поэтому особо внушала дочери мысль о необходимости сохранить целомудрие до замужества. Это считалось главным направлением в женском воспитании, в подготовке девушек к семейной жизни и сохранилась у кавказских горцев до сих пор. Отец семейства, который осуществлял мужское воспитание, напоминал сыну о том, что он должен расти настоящим джигитом с определенными качествами, практически помогал формировать характер в поступках и действиях. Трудно представить и описать весь перечень занятий и видов деятельности, с помощью которых воспитываются горцы и горянки и благодаря которым дети и подростки постепенно подводятся к самостоятельной семейной жизни.

Бракосочетание как способ создания семьи и личного счастья двух молодых людей становится у горцев источником радости всего джамаата, средством духовно-нравственного формирования и эстетического воспитания юных горцев в процессе длительный трудовой и морально-психологической подготовки. В этой форме все население аула вместе с многочисленными гостями становится единым коллективом, в котором и личный пример старших, и их советы, и требования, предъявляемые к каждому, и общественное мнение, и отдельные поручения выступают как эффективные методы воздействия на личность.

Секрет прочности дагестанской семьи не столько во взаимной любви супругов, сколько в любви к детям. Это генетическое чувство у горских народов превосходит все другие. За ребенка горой стояли самые важные факторы: родители, старшие, т.е. родители родителей ребенка, весь тухум. Эти три фактора закрывают путь к разводу. Как вначале при создании семьи, так и в случае семейных неурядиц и скандалов собираются все старейшины и предотвращают распад семьи. Единственной причиной распада семьи может быть измена жены, которая становится предметом строгого осуждения не только со стороны тухума мужа, но и всех родственников жены.

"Семья - этнопедагогическая категория зародышевого порядка. Она для нации, для этноса "как зародыш в зерне", а без зародыша зерно не прорастает. Нация - вещество, семья - молекула, и в семье нация представлена наиболее полно: язык, культура, обычаи, традиции функционируют именно в семье. Для наций, не имеющих государственности, семья - начало всех начал для реального функционирования этноса"(85,136). Последняя мысль очень важна для народов Северного Кавказа, особенно Дагестана, где этнос представлен иногда одним аулом. "Семья как общность людей, связанных отношениями супружества, родительства, родства, совместного домохозяйства, как основная ячейка общества, выполняет важнейшие социальные функции, играет особую роль в жизни человека, включающую его защиту, формирование личности, обеспечение первичной социализации, удовлетворение духовных и иных жизненных потребностей. Эта совокупность функций обусловливает уникальность социального института семьи, делает ее посредником между индивидуумом и государством, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколе-нию"(135,3).

Традиционные методы и средства воспитания в опыте старших поколений дагестанцев

Авторитетной считалась та семья, у которой больше кунаков. Традиционным считался порядок, когда кунаку дарили коня или оружие, новорожденному в семье давали имя кунака. Отношения куначества становились настолько близкими, что в случае смерти родителей кунаки усыновляли детей. У многих горцев кунак отца или брата становился кунаком всех детей и всего рода, что с обеих сторон охватывало очень большое число людей. Это способствовало улаживанию конфликтов в отношениях между аулами, народами.

В горных аулах ни раньше, ни теперь не функционировали общественные заведения (гостиницы, столовые), которые бы облегчали перемещение и передвижение людей. Институты гостеприимства и куначества были призваны восполнить этот пробел, и возникли они не по велению властных структур, а по желанию людей, психологически и нравственно подготовленных социальными и природно-климатическими особенностями региона. Люди сами создали для себя хорошие условия. Не так просто было горцу строить подобные отношения, если основой их формирования являлось наличие таких качеств, как высокая порядочность, трудолюбие, мужество, гуманность, миролюбие, которые воспитывались в семье с малых лет. Прежде всего, надо было иметь такую семью, где можно было принять незнакомого человека, крепкое хозяйство, определенный достаток в продовольствии.

Существовали определенные правила приема гостей. Старший встречал кунака у ворот и вел за собой в кунацкую, идя впереди. Хозяйка и дети устраивали коня, кормили и поили его в первую очередь. Это считалось у горцев главным показателем проявления уважения к гостю ("Если уважаешь гостя, сначала накорми и напои его коня"). День приезда гостей - это праздник в семье. Все в этот день одеваются нарядно, чтобы быть похожими на кунака и его семью. Специальные правила поведения предусматривали внимательное и чуткое отношение друг к другу не только старших, но и детей. Когда дома гости, не принято громко и грубо разговаривать между собой, шуметь, кричать. Дети выходят на улицу, знакомятся с подростками аула, играют между собой, обмениваются сувенирами. Устанавливаются добрые и благоприятные отношения детей кунака с подростками аула. Часто они становятся основой для последующей дружбы.

У кавказских горцев традиционно крепкими считаются кровнородственные отношения. Члены одного рода защищают друг друга, а в случае убийства или оскорбления чести обязаны отомстить, ибо обида, нанесенная члену одной фамилии, рассматривается как обида для всех ее членов. Месть считалась священной обязанностью каждого родственника убитого. Кровомщение длилось иногда десятилетиями и приводило к истреблению целых родов, причиняло народу огромный ущерб. Поэтому мудрые аксакалы, старейшины, советы джамаатов старались примирить кровников. В условиях отсутствия сильного государства и законодательных основ, направленных на защиту прав и свобод личности, кровная месть сыграла и определенную положительную роль. Она способствовала формированию таких качеств горцев, как честь, порядочность, чувство собственного достоинства, терпение, гордость за свой тухум, уважение и любовь между родителями и детьми, спаянность и коллективизм. С появлением государственности и законов, с ростом сознания людей обычай кровной мести уходит в прошлое и в настоящее время редко встречается в горах.

Отмеченные выше формы взаимоотношений между народами в прошлом прочно закрепились в психике и сознании последующих поколений. Наглядно это проявилось во время трех землетрясений в Дагестане (1966, 1970, 1975 г.г.), при стихийных бедствиях в Грузии, крупном землетрясении в Армении (1988г.).

Все лучшие качества горского намуса: гуманизм, милосердие, доброту, взаимопонимание и взаимопомощь проявили дагестанцы, ингуши, русские, другие народы Северного Кавказа во время чеченских событий 1995-1996 годов. Около двухсот тысяч беженцев из Чечни оказались в городе Хасавюрте и Хасавюртовском районе Республики Дагестан, примерно столько же в Ингушетии, в других республиках и краях региона. Во многих семьях нашли приют по 5-6 совершенно незнакомых семей чеченцев, ингушей, русских, оказавшихся в беде и бежавших из разрушенного Грозного.

Любая беда, какая бы тяжелая она ни была, оставляет для потомков и много поучительного, нравственного. Во всех населенных пунктах, где оказались беженцы, образовались сообщества людей различных национальностей, которые вместе искали выход из беды, сплачивались, проявляли взаимопонимание и сочувствие. Во встречах, беседах, рассказах, спорах и обсуждениях между людьми устанавливались добрые отношения. Не только взрослые, но и дети, подростки, юноши никогда не забудут: одни - тех, кто их приютил, другие -тех, кого они поддержали в беде. В реальной жизни, среди народа они увидели и почувствовали, что такое искреннее сочувствие, милосердие, человечность, помощь и поддержка. Подобное испытание становится суровой, но надежной, школой формирования характера.

Есть какая-то закономерность в том, что большое количество различных народов может мгновенно откликнуться на горе соседа. Она проявляется в строгом соблюдении традиций и обычаев старших поколений, в их использовании при воспитании детей и молодежи. У народов Южного Дагестана с древних времен известен обычай взаимопомощи - мел. Он широко распространен и среди других народов Кавказа. Если сельчанин строит дом, то при закладке фундамента помогают все родственники, а при накрытии крыши - все жители аула.

Похожие диссертации на Этнопедагогическая культура Дагестана в содержании воспитания