Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки определения роли изобразительного искусства в эстетическом воспитании школьников 10
1.1. Теоретико-методологические аспекты изучения творчества мастеров изобразительного искусства и их место в эстетическом воспитании школьников 10
1.2. Приобщение учащихся школ к художественной культуре посредством изучения творчества X. Мусаясула 31
1.3. Эстетическое воспитание школьников на основе изучения произведений X. Мусаясула 49
ГЛАВА 2. Педагогические условия использования творчества X. Мусаясула в художественном образовании и эстетическом воспитании школьников 71
2.1. Дидактические условия приобщения учащихся к творчеству X. Мусаясула 71
2.2. Изучение и ознакомление учащихся с произведениями мастеров изобразительного искусства 89
2.3. Реализация творческого потенциала произведений Х.Мусаясула в эстетическом воспитании школьников 113
Заключение 133
Список использованной литературы 137
Приложение 151
- Теоретико-методологические аспекты изучения творчества мастеров изобразительного искусства и их место в эстетическом воспитании школьников
- Приобщение учащихся школ к художественной культуре посредством изучения творчества X. Мусаясула
- Дидактические условия приобщения учащихся к творчеству X. Мусаясула
- Изучение и ознакомление учащихся с произведениями мастеров изобразительного искусства
Введение к работе
Общественно-политические и социокультурные процессы, происходящие в современном обществе, требуют переосмысления культурно-исторических, духовно нравственных ценностей, положенных в основу художественно-эстетического постижения мира учащимися. Особое значение при этом приобретает приобщение учащихся к творческому наследию старших поколений, в частности, творчеству мастеров изобразительного искусства, стимулирующее эмоционально-образное, художественно-познавательное, эстетическое развитие школьников. Обучение и воспитание их с использованием творческого наследия мастеров изобразительного искусства находятся в непосредственной связи с возвышением духовного, культурного потенциала общества. Оно способствует эстетическому воспитанию школьников, активному изучению и познанию этнокультуры, а через нее -мировой художественной культуры.
Поэтому сегодня весьма важно создание соответствующих педагогических условий приобщения учащихся в процессе обучения изобразительному искусству к творческому наследию мастеров изобразительного искусства как фактора эстетического воспитания и развития личности школьника, обогащения его внутреннего мира, который будет служить гарантией сохранения и развития национально-художественной культуры народа.
Особое значение для нашего исследования имели труды ученых по общей педагогике: Бабанского Ю. К., Лернера И. Я., Скаткина М. Н., Сластенина В. А. и др.; по психологии: Волкова Н. Н., Выготского Л. С, Кириенко В. И., Игнатьева Е. И., Кузина В. С. и др.; по эстетике: Кагана М. С, Кияшенко Н. И., Разумного В. И. и др.
Выявлению психологических особенностей учащихся способствовали работы, посвященные проблемам развития детского творчества, Волкова Н. Н., Выготского Л. С, Кириенко В. И., Игнатьева Е. И., Кузина В. С, Обуховой Л. Ф.,
которые помогли более полно проанализировать эстетическую воспитанность и своеобразие детского изобразительного творчества как ее необходимый компонент.
Значительный вклад в разработку теории и методики преподавания изобразительного искусства внесли труды Комаровой Т. С, Кузина В. С, Неменского Б. М., Ростовцева Н. Н., Сокольниковой Н. М., Хворостова А. С, Шорохова Е. В., Шпикаловой Т. Я. Раджабова И. М, Байрамбекова М. М.
Несмотря на значительное количество искусствоведческой, дидактической, специальной, художественной литературы, отражающей образовательно-воспитательные возможности изобразительного искусства, важно отметить, что педагогических исследований, посвященных роли мастеров изобразительного творчества в эстетическом воспитании учащихся на основе изучения и анализа произведений изобразительного искусства в школах, в частности X. Мусаясула, до сих пор нет. В то же время анализ деятельности и обобщение результатов экспериментальной работы в школах Республики Дагестан свидетельствует о том, что в региональной системе художественно-педагогического образования недостаточно используется творческий опыт мастеров изобразительного искусства.
Современные требования выдвигают в качестве актуальных задачу приобщения учащихся к национально-художественной культуре на уроках изобразительного искусства. Очевидна также важность разработки общедидактических условий, способствующих эстетическому воспитанию школьников посредством изучения творчества X. Мусаясула, что позволяет в достаточной степени осознать богатство и многообразие художественного наследия старших поколений.
В аспекте сказанного становится очевидной актуальность темы данной работы - «Эстетическое воспитание школьников посредством приобщения к творчеству Хал и л бека Мусаясула».
Цель исследования - выявить и научно обосновать общедидактические условия эстетического воспитания школьников посредством приобщения к
произведениям мастеров изобразительного искусства, в частности к творчеству X. Мусаясула.
Объект исследования - процесс эстетического воспитания школьников посредством изучения творчества X. Мусаясула.
Предмет исследования - средства, формы, общедидактические условия эстетического воспитания школьников в процессе приобщения их к творчеству X. Мусаясула.
Гипотеза исследования. Эстетическое воспитание школьников в процессе приобщения к творчеству X. Мусаясула будет наиболее эффективным, если:
творчество мастеров изобразительного искусства рассматривать как важный составной компонент художественного образования и эстетического воспитания школьников;
глубоко изучить с детьми творческое наследие художника X. Мусаясула как значимое средство приобщения учащихся к национальной культуре, любви к своему народу, Родине, традициям;
использовать в содержании обучения изобразительному искусству разнообразие видов и жанров отечественного изобразительного искусства, особенности творчества дагестанских художников, в частности X. Мусаясула, их манеру, композиционные, колористические характеристики, приемы использования различных художественных материалов.
Задачи исследования:
изучить научные труды по проблеме исследования, осуществить теоретический анализ и дать оценку современного состояния проблемы, определить перспективы ее развития в образовательно-воспитательной деятельности школьников;
выявить познавательные, художественно-эстетические, общедидактические возможности мастеров изобразительного искусства в эстетическом воспитании школьников, обосновать формы и средства приобщения учащихся к творческому наследию X. Мусаясула;
разработать и экспериментально проверить общедидактические
условия эстетического воспитания школьников на основе изучения и анализа творчества X. Мусаясула.
Методологической основой исследования являются труды ведущих ученых - философов, психологов, физиологов, педагогов, по проблеме переосмысления духовных ценностных ориентиров личности школьника, представляющих основу эстетического постижения окружающей действительности, теоретические положения в искусствоведении, определяющие художественную, духовную ценность и место изобразительного искусства в культуре.
Методы исследования:
изучение искусствоведческой, психолого-педагогической и специальной методической литературы по проблеме исследования;
педагогическое наблюдение, выявление, анализ и обобщение деятельности школ, музеев, выставочных залов по эстетическому воспитанию школьников, приобщению их к творческому наследию мастеров изобразительного искусства;
беседа, анкетирование, опрос, фотографирование, видеозапись, экскурсии;
ознакомление учащихся с произведениями X. Мусаясула в контексте музейных уроков;
опытно-экспериментальная работа, поисковый, констатирующий и формирующий эксперименты, апробация методических рекомендаций и наглядных пособий, изучение продуктов творческой деятельности школьников.
База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе как городских, так и сельских общеобразовательных школ Республики Дагестан: СШ №№ 29, 39 г. Махачкала, селений Балхар Акушинского района, Кубачи Дахадаевского района.
Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе (подготовительный - 2000-2002 гг.) анализировалась литература по проблеме исследования, накапливался эмпирический материал:
постановка проблемы, уточнение темы, определение актуальности темы, объекта, предмета, рабочей гипотезы.
Второй этап (опытно-экспериментальный - 2002-2003 гг.). Подготовлены научно-методологическая и опытно-экспериментальная базы исследования, проведены серии экспериментов, определены наиболее эффективные формы и методы, общедидактические условия, способствующие эстетическому воспитанию школьников в процессе приобщения их к произведениям мастеров изобразительного искусства, в частности творчеству X. Мусаясула.
На третьем этапе (формирующий - 2003-2005 гг.) обоснованы и в полном объеме апробированы разработанные нами общедидактические и методические условия эстетического воспитания школьников посредством приобщения к творчеству X. Мусаясула; осуществлены анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, сформулированы выводы и рекомендации.
Научная новизна исследования:
выявлены сущность, специфика места и роли произведений мастеров изобразительного искусства в образовательно-воспитательной деятельности школьников как средство приобщения их к национально-художественной культуре;
созданы и экспериментально проверены общедидактические и методические условия эстетического воспитания школьников посредством приобщения к творчеству X. Мусаясула, изучение произведений мастеров изобразительного искусства в контексте музейных уроков;
разработаны критерии, позволяющие выявить и оценить уровень сформированности художественных знаний и глубины интереса учащихся к национально-художественной культуре в процессе изучения творчества X. Мусаясула.
Теоретическая значимость исследования:
обосновано и экспериментально подтверждено предположение о
необходимости эстетического воспитания школьников посредством изучения
произведений мастеров изобразительного искусства, в частности, X. Мусаясула;
определены, обоснованы и апробированы общедидактические условия
эстетического воспитания школьников в процессе приобщения к
произведениям X. Мусаясула.
Практическая значимость исследования состоит
в разработке общедидактических и методических условий эстетического воспитания школьников посредством приобщения к творчеству X. Мусаясула в процессе обучения изобразительному искусству;
в возможности использования материалов данного исследования в других регионах России, где широко представлено культурно-историческое, художественно-творческое наследие мастеров изобразительного искусства.
Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждается использованием методологически обоснованных исходных теоретических положений, применением взаимодополняющих методов исследования, сочетанием количественного и качественного анализа результатов эксперимента.
Основные положения, выносимые на защиту.
Роль и место произведений мастеров изобразительного искусства в системе эстетического воспитания как важного средства приобщения учащихся к национально-художественной культуре.
Общедидактические и методические условия изучения творческого потенциала художника X. Мусаясула как наиболее эффективные пути эстетического воспитания школьников; использование в содержании занятий разнообразных видов и жанров произведений мастеров изобразительного искусства; изучение их манеры, композиционных, колористических характеристик, приемов использования различных художественных материалов.
Критерии, позволяющие определить показатели сформированности художественных знаний и общий уровень подготовленности учащихся
посредством приобщения к творчеству мастеров изобразительного искусства, в частности к творчеству X. Мусаясула.
4. Художественно-эстетические ценности в изучении и познании учащимися произведений X. Мусаясула.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе обсуждения основных положений исследования на заседаниях кафедры методики изобразительного и декоративно-прикладного искусства Даггоспедуниверситета, на научных конференциях, посвященных проблемам развития художественно-педагогического образования (г. Махачкала), а также в процессе чтения лекций на художественно-графическом факультете Даггоспедуниверситета.
Материалы исследования внедрены в практику обучения изобразительному искусству в школах №№ 29, 39 г. Махачкала, селений Кубачи Дахадаевского района, Балхар Акушинского района Республики Дагестан.
Структура и основное содержание диссертации:
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Теоретико-методологические аспекты изучения творчества мастеров изобразительного искусства и их место в эстетическом воспитании школьников
На современном этапе развития школьной системы образования ведущая роль в художественно-эстетическом воспитании молодого поколения принадлежит общеобразовательным школам и учебным заведениям с углубленным изучением предметов эстетического цикла, направленных на решение как учебных задач, так и проблем воспитания творческой, гармонически развитой личности.
Неотъемлемой частью художественного образования и эстетического воспитания школьников является изучение и познание произведений изобразительного искусства, что способствует всестороннему развитию личности, эстетическому освоению явлений действительности. Следовательно, важнейшей задачей эстетического воспитания является не только накопление искусствоведческих знаний и развитие практических способностей, но и утверждение ценностных ориентации в отношениях с людьми и окружающим миром.
В этой связи наиболее эффективным способом освоения мировой и отечественной культуры и формирования идеалов красоты в художественном творчестве и окружающей действительности является целенаправленное обучение и воспитание школьников средствами близкого по духу и содержанию творческого наследия мастеров изобразительного искусства. Поэтому разработки ученых, методистов и преподавателей должны быть нацелены на совершенствование методики преподавания изобразительного искусства, изучение и освоение изобразительного творчества в школах республики с учетом регионального компонента, исторически сложившихся художественных творческих традиций.
Наше исследование направлено на наиболее эффективное использование в процессе художественно-эстетического образования школьников специфики как мастеров мировой классики так и яркого представителя отечественной художественной культуры X. Мусаясула, являющегося одним из мастеров профессионального изобразительного искусства многонациональной Республики Дагестан.
Теоретическая концепция данного исследования базируется на эстетических взглядах выдающихся философов, эстетиков, психологов, педагогов прошлого и современности - Платона, Аристотеля, Фомы Аквинского, Томаса Гоббса, Д. Дидро, Г. Гегеля, Ж.Ж. Руссо, И. Канта, М.С. Кагана, М. Я. Виленского, Н. Г. Чернышевского, В. А. Разумного и др.
Так, древнегреческий философ Платон рассматривает прекрасное как нечто реально существующее независимо от человеческого сознания, от всего материального (объективно-идеалистическая концепция); согласно определению английского философа Давида Юма прекрасное существует исключительно в духе, созерцающем прекрасные вещи, «и дух каждого человека усматривает иную красоту» (субъективно-идеалистическая концепция); с позиции английского мыслителя XVII века Томаса Гоббса красота возникает в отношении природы и человека (материалистическая эстетика); философы-материалисты Д. Дидро, Н. Г. Чернышевский считали формой проявления прекрасного искусство, но видели красоту в реальной, независимо от человека существующей действительности; Д. Дидро находил ее в соотношениях реальных предметов между собой, Н. Г. Чернышевский утверждал, что прекрасное есть жизнь; марксистская эстетика, опираясь в своем учении на все ценное, что было создано мыслителями прошлого, основываясь на философии диалектического материализма, ищет понимание прекрасного в отношениях природы, человека и общества [175, С. 24].
Эстетическая система Николая Гавриловича Чернышевского, рассматривавшего искусство как отражение разных сторон действительности (диссертация «Эстетические отношения искусства к действительности»), оказала огромное влияние на русское искусство второй половины XIX века, став идейным обоснованием метода критического реализма в живописи и музыке того времени. По свидетельству известного критика В. Стасова, идеи Н.Г. Чернышевского легли в основу творческой программы реалистической школы русских художников [176, С. 21].
Педагогические исследования Я. А. Коменского, К. Д. Ушинского, посвященные изучению вопросов гармонического развития личности, включающего согласованное взаимодействие воспитательных и обучающих компонентов, базируются на целенаправленном формировании художественно-эстетического восприятия учащимися искусства и явлений действительности, осознанном, ответственном отношении к собственному творчеству, а также развитом чувстве долга, любви к труду. Практический аспект педагогической деятельности обстоятельно отражен в работах выдающихся общественных деятелей и педагогов Блонского П. П., Макаренко А. С, Сухомлинского В. А., Крупской Н. К., Луначарского А. В. и др. Они рассматривали эстетическое воспитание не как изолированный участок работы с детьми, а как процесс, неразрывно связанный с идейно-политическим, трудовым, нравственным, физическим воспитанием.
Уже в «Основных принципах единой трудовой школы» (1918), подписанных А. В. Луначарским, подчеркивалось: «...Под эстетическим образованием надо разуметь систематическое развитие органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможность наслаждаться красотой и создавать ее. Трудовое и научное образование, лишенное этого элемента, было бы обездушенным» [188, С. 160].
Проблемы развития воображения, последовательного формирования творческих способностей школьников, воспитания эстетического вкуса в процессе освоения ими произведений изобразительного искусства достаточно подробно освещены в трудах Ананьева Б. Г., Аничкина С. А., Бусурашвили Д. К., Волкова Н. Н., Выготского Л. С, Игнатьева Е. И., Кириенко В. И., Коваля Л. Г., Лихачева Б. Т., Ломова Б. Ф., Люблинской А.А., Теплова Б.М., Якобсона П.М.
Так, по признанию Лихачева Б. Т., вовлечение детей в самостоятельную-творческую деятельность способствует развитию мышления, воображения, воспитывает в них такие неоценимые качества, как творческий подход к любому виду деятельности, критический взгляд на привычные представления, стремление жить и творить по законам красоты [105, С. 47].
Подробному изучению систематизированного развития эстетических способностей, поиску наиболее эффективных методов повышения качества освоения школьниками знаний о мире прекрасного, воспитанию у них умения видеть и ценить красоту произведений искусства и окружающей действительности вообще посвятили свои труды Анохина П. К., Елисеева В. А., Зинченко В. П., Игнатьева Е. И., Квятковский Е. В., Комарова Т.С., Крючковский П. И., Кузин В. С. и др.
Приобщение учащихся школ к художественной культуре посредством изучения творчества X. Мусаясула
На современном этапе гуманизации образования, осуществляемой в последние годы с возрастающей активностью, обострилась проблема формирования духовно богатой, творчески саморазвивающейся личности. Это требует повышенного внимания к комплексу учебных дисциплин художественно-эстетического цикла, способствующих приобщению школьников к мировой и отечественной художественной культуре. Неисчерпаемый потенциал для педагогической деятельности в этом направлении заложен в оптимальном использовании произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, творческого опыта выдающихся художников прошлого и современности.
Эффективное решение проблем художественно-эстетического воспитания и обучения школьников изобразительному искусству определяется возможностью воспринимать и осваивать учащимися как локальные, общенациональные - в масштабах России, так и мировые культурные и художественные ценности. Сегодня потребность в использовании наиболее эффективных форм освоения художественной культуры, системы художественно-эстетических ценностей, которая целесообразно сочетала бы региональные, общегосударственные и мировые художественные традиции, вызывает необходимость разработки принципиально новых подходов к преподаванию учебных дисциплин художественно-эстетического цикла в общеобразовательных школах. Следовательно, при разработке и формулировании теоретических аспектов обучения школьников изобразительному искусству необходимо учитывать передовые перспективные достижения региональной, российской и зарубежной систем образования, позволяющие оптимизировать процесс успешного формирования мировоззрения учащихся, их взглядов, убеждений, что, в конечном счете, имеет целью воспитание полноценной, многогранной личности посредством вовлечения учащихся в эстетическое освоение окружающей действительности.
На современном этапе развития общества художественное образование, культурное и эстетическое воспитание целенаправленно ориентировано на подготовку и воспитание всесторонне и гармонически развитой личности, свободно и профессионально проявляющей и выражающей себя в творческой, созидательной деятельности. Формирование органической совокупности представлений о прекрасном как конкретном проявлении понятий нравственности, философского начала в мировоззрении учащихся должно осуществляться на занятиях как по всему комплексу учебных дисциплин гуманитарного цикла, так и на уроках и факультативных занятиях по изобразительному искусству.
Содержание школьного художественного образования и эстетического воспитания при его правильном осмыслении и соответствующем усвоении учащимися способствует формированию здорового национального самосознания, воспитанию уважения к историческому и культурному художественному наследию народов России и всего мира. В целях приобщения учащихся школ к художественной культуре на уроках изобразительного искусства преподаватель должен осознанно и целенаправленно стоять на позициях гармонического соотношения исторически сложившихся форм народных художественных традиций и потенциалом общемировой художественной культуры. Необходимо осознать и использовать в воспитательно-образовательной деятельности глубинную природу искусства как средства постижения отечественной культурной традиции и одновременно как важнейшего элемента приобщения к общечеловеческим духовным ценностям других, порой, далёких по художественным традициям, культур.
Таким образом, сегодня весьма актуально и заслуживает серьёзного внимания использование эффективных педагогических форм, методов и средств обучения, способствующих приобщению учащихся к художественной культуре посредством использования неограниченных возможностей изобразительного и декоративного искусства, изучения творчества известных художников. Такой подход позволяет значительно активизировать формирование интереса к отечественной и мировой художественной культуре, развитие собственных творческих способностей. Учитывая силу непосредственного психологического воздействия изобразительного искусства во всем разнообразии его видов и жанров на молодое поколение, очевидна необходимость и педагогическая целесообразность эстетического воспитания школьников посредством изучения творчества выдающихся художников прошлого и современности. Ознакомление с произведениями изобразительного искусства стимулирует индивидуальный художественный потенциал учащихся, развивает их эстетические и нравственные чувства, позволяет определить и осмыслить личное отношение к окружающей действительности во всем ее разнообразии.
Однако, при всей актуальности рассматриваемой проблемы вопросы приобщения учащихся к художественной культуре посредством изучения творчества художников с мировой известностью до сих пор не были объектом обстоятельного исследования. В то же время целенаправленное изучение произведений известных мастеров прошлого и современности, ознакомление с условиями творчества, фактами биографии, оказавшими решающее влияние на становление мировоззрения личности художника, осмысление его творчества как результат естественного проявления и воплощения специфики различных культур и художественных традиций воспитывают у подростков эстетические и нравственные чувства, позволяют им правильно осмыслить собственное отношение к окружающему миру.
Произведения любого мастера по причине генетической специфики творчества всегда несут в себе печать традиционных изобразительных мотивов, особенностей национального мировосприятия автора, являющегося преемником эстетических идеалов народа, проводником непреходящих нравственных ценностей, составляющих связующее звено духовного наследия поколений. Национальное начало в искусстве выражается и в обращении художника к самобытным особенностям внешних примет жизни и труда в жанровых картинах, отображении в портретах соотечественников характерных проявлений национальной психологии, в воспроизведении наиболее значимых исторических событий в жизни народа, использовании элементов национального декора, традиционного костюма, творческом переосмыслении орнаментальных художественных традиций и др.
Дидактические условия приобщения учащихся к творчеству X. Мусаясула
В современных условиях обновления общественных отношений, формирования ценностных ориентации молодого поколения очевиден приоритет развития школьных предметов художественно-эстетического цикла, направленных на формирование творческой активности школьников, изучение и освоение положительного опыта локальных национальных и общечеловеческих ценностей. В то же время обобщение материалов опытно-экспериментальной работы в школах республики свидетельствует о том, что в региональной системе художественно-педагогического образования недостаточно используются произведения дагестанских художников, слабо реализуется творческий потенциал основоположников изобразительного искусства Дагестана. Исходя из современных требований приобщения учащихся к национально-художественной культуре на уроках изобразительного искусства, очевидна также необходимость разработки дидактической системы, основанной на углубленном изучении творчества отечественных мастеров-художников, в частности X. Мусаясула. Рассматриваемые нами принципы взаимосвязаны, прежде всего, со спецификой различных видов и жанров изобразительного искусства, которые лежат в основе той или иной художественно-творческой деятельности, подлежат изучению и освоению в процессе учебно-воспитательной работы. К таковым относятся: тесная взаимосвязь различных видов художественного творчества, способствующая наиболее полному образному познанию окружающей действительности; систематизированность и логическая преемственность различных видов художественно-творческой деятельности учащихся, целенаправленность всего учебно-воспитательного процесса на формирование и развитие у школьников творческой активности в процессе обучения изобразительному искусству; тесное взаимодействие обучения и изобразительного творчества как важного средства развития творческой активности школьников; изучение и познание учащимися средств художественной выразительности для создания художественного образа. В целях наиболее эффективного формирования мировоззрения учащихся, их эстетического отношения к окружающей действительности в процессе разработки теоретических аспектов предлагаемых новых дидактических условий мы опирались на специфику традиционной художественной культуры, в частности профессионального изобразительного искусства Дагестана, а также общедидактические принципы систематичности и последовательности обучения. Сформулированные нами теоретические положения ориентированы на передовые достижения школ России и Дагестана, подходы и принципы действующих программ по изобразительному искусству Кузина В. С, Неменского Б. М., Ростовцева И. И., Сокольниковой Н. М., Шпикаловой Т.С., а также на разработки дагестанских исследователей Раджабова И.М., Байрамбекова М. М., Гаджимурадова С. М. и др. Предлагаемая система художественно-эстетического образования, базирующаяся в основном на приобщении учащихся к отечественной культуре, творчеству выдающихся художников прошлого и современности, а также основоположников дагестанского профессионального изобразительного искусства, чьи произведения являются наиболее ярким примером гармонической совокупности национальных художественных традиций и общемирового культурного наследия, основывается на следующих элементах дидактических условий: 1. Развитие интереса учащихся к художественно-эстетическому освоению национальной культуры, дагестанскому изобразительному искусству; 2. Активизация эмоциональной отзывчивости школьников посредством проведения уроков-бесед, искусствоведческих рассказов о жизни и творчестве известных художников Дагестана - основоположников дагестанского изобразительного искусства; 3. Воспитание эстетического отношения к окружающей действительности, формирование ценностных ориентиров школьников посредством использования познавательного, дидактического, художественно-творческого потенциала произведений мирового и отечественного изобразительного искусства; 4. Осознание школьниками в процессе художественно-педагогического образования художественно-эстетической значимости национального творческого наследия (в частности, на примере творчества X. Мусаясула, показавшего в своих произведениях особенности быта, общественно-политической жизни, культуры и традиций народов Дагестана); 5. Продуманный отбор наиболее значимых произведений дагестанских художников для проведения бесед и практических занятий; воспитание художественного вкуса в процессе освоения изобразительного творчества X. Мусаясула, являющегося национальным достоянием отечественной культуры; 6. Соблюдение последовательности усложнения задач в процессе освоения мирового и отечественного изобразительного искусства, приобретение и развитие практических навыков рисования, освоение средств художественной выразительности, изучение и познание школьниками основных видов и жанров изобразительного искусства; 7. Целесообразная интеграция уроков изобразительного искусства с другими предметами художественно-эстетического цикла, способствующая наиболее эффективному приобщению учащихся к эстетическим ценностям отечественной и мировой культуры; 8. Систематизированное применение на уроках учебных художественно-творческих заданий, дидактических игр и элементов соревнования, стимулирующих активность учащихся и способствующих усвоению новых теоретических знаний и практических навыков; 9. Использование на уроках в процессе освоения отечественного изобразительного искусства новейших методических рекомендаций, учебно- наглядных пособий, а также современных технических средств обучения (экранные пособия, видео и аудиоаппаратура, компьютерная графика, лазерные диски и др.); 10. Активизация индивидуальных художественно-творческих способностей учащихся в процессе освоения мирового и отечественного изобразительного искусства; 11. Сочетание индивидуальных и коллективных форм освоения профессионального творчества дагестанских художников, в частности произведений X. Мусаясула; 12. Обеспечение творческой атмосферы урока, непринужденного психологического морально-этического климата - необходимых условий для эмоционально-эстетического настроя учащихся на выполнение творческой работы; 13. Формирование в процессе приобщения к произведениям мировой и отечественной культуры толерантных отношений, развитие интереса к традициям, эстетическим предпочтениям, особенностям повседневного быта разных народов. Детальный анализ перечисленных базовых элементов дидактических условий свидетельствует о степени эффективности их использования в процессе художественно-педагогического образования, эстетического воспитания учащихся, развития творческой активности школьников, их приобщения к культурному наследию мирового и отечественного изобразительного искусства, произведениям дагестанских художников.
Изучение и ознакомление учащихся с произведениями мастеров изобразительного искусства
Повышенный интерес к мастерам изобразительного искусства, их художественным и эстетическим традициям по всему комплексу духовного наследия прошлого и наших дней связан, прежде всего, с новыми научно-педагогическими задачами, основанными на возросших требованиях времени.
Уроки изобразительного искусства имеют огромное значение для эстетического воспитания и развития интереса учащихся к мастерам изобразительной художественной культуры. Элементы художественной изобразительной культуры, знания о художниках, окружающем мире и искусстве всегда живо воспринимаются детьми.
Постоянно встречаясь и знакомясь с произведениями мастеров изобразительного искусства на выставках и в музеях, на страницах иллюстрированных книг и в альбомах, учащиеся не могут до конца понять заложенных в них идей, образов, почему одно произведение кажется прекрасным, волнует, другое оставляет равнодушным. Для того, чтобы правильно понимать и судить о произведениях мастеров изобразительного искусства, учащимся необходимы определённые знания, благодаря которым им легче проникнуть в тайны художественного творения, постичь его значительность и красоту. Сегодня очень важно, чтобы преподаватели, бережно относясь к творчеству художников, терпеливо воспитывая учащихся на примерах произведений изобразительного искусства, учили их правильно определять направление и развитие искусства. При этом необходимо на примерах изучения и познания творчества мастеров изобразительного искусства прошлого и наших дней приобщать учащихся к их особенностям, языку, средствам, с помощью которых художники, мастера кисти, доносят образы произведений до сердца и ума каждого зрителя.
Научившись понимать и подробно оценивать признанные произведения искусства художников прошлых лет и современных мастеров учащиеся школ сумеют полученные знания применять в оценке других произведений, к которым они будут приобщены. При увлечённом и вдумчивом изучении и анализе произведений искусства каждый учащийся может войти в мир искусства, стать ценителем художественных творений.
Широка область и плодотворны перспективы использования творчества мастеров изобразительного искусства в развитии художественной культуры и в эстетическом воспитании школьников. Следует обратить внимание на то, что на уроке изобразительного искусства достаточно трудно полноценно раскрыть изобразительную и выразительную силу, возможности произведений мастеров изобразительного творчества, не имея необходимых общедидактических условий, способствующих эстетическому воспитанию школьников. Кроме того, эта работа должна сопровождаться изучением соответствующей специальной литературы, методических пособий и произведений искусства, освещающих историю становления конкретных художников. Изучение наследия мастеров изобразительного искусства в образовательно-воспитательной деятельности школьников необходимо рассматривать как одно из действенных средств художественно-эстетического воспитания школьников. В этой связи разработана последовательная система занятий приобщения их к жизни и творчеству мастеров изобразительного искусства.
Ознакомление учащихся с произведениями мастеров изобразительного искусства, жизнью художников, их эстетическими принципами, художественными приёмами на уроках дисциплин эстетического цикла является одной из важнейших сторон образовательно-воспитательной деятельности школьников.
В настоящее время, когда общеобразовательные школы и другие образовательные учреждения разного типа работают по вариативным программам, невозможно дать единые установки и методические рекомендации проведения уроков изобразительного искусства, в частности, приобщения учащихся к жизни и творчеству мастеров изобразительного искусства.
Сегодня в системе художественно-педагогического образования существуют различные действующие экспериментальные и типовые программы по предмету «Изобразительное искусство». В первом случае в основу обучения берётся рисование с натуры как метод наглядного обучения, где предпочтение даётся основам изобразительной грамоты (В. С. Кузин). Во втором - акцент ставится на чувственное эмоциональное развитие учащихся (Б.М. Неменский). В третьем - основное внимание уделяется, прежде всего, изучению и познанию народного искусства (Т. Я. Шпикалова). Однако, ни одна из действующих программ не может обойтись без выполнения учебно-творческих заданий, связанных с анализом особенностей художественных произведений с изучением жизни и творчества мастеров изобразительного искусства, так как это значительно воспитывает и обогащает внутренний мир ребёнка. Исходя из этого, нами разработаны планы-конспекты по изобразительному искусству, позволяющие сочетать недостающие компоненты типовых программ, способствующие в полной мере приобщению учащихся к миру мастеров художественной культуры.
Цель занятий - расширить интерес учащихся к творчеству мастеров изобразительного искусства, художников разных поколений, использовать их неисчерпаемое богатство в художественно-эстетическом образовании школьников. Определённую сложность в решении этих проблем представляет тот факт, что многочисленные и разнообразные произведения мастеров изобразительного искусства Дагестана до сих пор в полном объёме не собраны, не исследованы должным образом историками, этнографами, искусствоведами, учителями изобразительного искусства не систематизированы на строгой научной основе по сюжетным мотивам и художественным средствам выразительности, эстетическим и творческим особенностям. Не разработаны также определённые пути по ознакомлению учащихся с этим богатейшим педагогическим, художественно-эстетическим потенциалом мастеров изобразительного искусства. До сих пор нет также сделанных на научной искусствоведческой основе анализов конкретных произведений мастеров изобразительного искусства Дагестана, которые могли стать бесценным учебным пособием для учителей в процессе эстетического воспитания.
Предлагаемая нами последовательность приобщения школьников к жизни и творчеству мастеров изобразительного искусства с использованием опыта творческого наследия художников предусматривает учёт общего уровня подготовленности учащихся, а также художественно - технологической доступности и методической целесообразности применения конкретного учебного материала.
Изучение жизни и творчества мастеров изобразительного искусства, приобщение учащихся к произведениям художественных творений даёт школьникам возможность не только приобрести знания и навыки разного типа, назначения и стиля работы художников, но и помогает им усваивать приёмы и техники рисования мастеров разного направления.