Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Интеллектуально-эмоциональное развитие старшеклассников в системе художественной культуры Цикунов Сергей Юрьевич

Интеллектуально-эмоциональное развитие старшеклассников в системе художественной культуры
<
Интеллектуально-эмоциональное развитие старшеклассников в системе художественной культуры Интеллектуально-эмоциональное развитие старшеклассников в системе художественной культуры Интеллектуально-эмоциональное развитие старшеклассников в системе художественной культуры Интеллектуально-эмоциональное развитие старшеклассников в системе художественной культуры Интеллектуально-эмоциональное развитие старшеклассников в системе художественной культуры Интеллектуально-эмоциональное развитие старшеклассников в системе художественной культуры Интеллектуально-эмоциональное развитие старшеклассников в системе художественной культуры Интеллектуально-эмоциональное развитие старшеклассников в системе художественной культуры Интеллектуально-эмоциональное развитие старшеклассников в системе художественной культуры
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Цикунов Сергей Юрьевич. Интеллектуально-эмоциональное развитие старшеклассников в системе художественной культуры : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Саратов, 1997 171 c. РГБ ОД, 61:98-13/48-6

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретические основы интеллектуально-эмоционального развития старшеклассников в системе художественной культуры

1.1. Психолого-педагогическая сущность интеллектуально-эмоционального развития старшеклассников в системе художественной культуры 13

1.2. Личность в системе художественной культуры 30

1.3. Психолого-педагогические условия интеллектуально-эмоционального развития старшеклассников в системе художественной культуры 51

ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная проверка эффективности педагогической системы интеллектуально-эмоционального развития в системе художественной культуры

2.1. Методика исследования 65

2.2. Результаты констатирующего эксперимента 72

2.3. Технология интеллектуально-эмоционального развития старшеклассников в системе художественной культуры 98

Заключение 124

Библиография 131

Приложение 146

Введение к работе

Необходимость разработки новых, реалистических и ориентированных на практическое наращивание и расширение культурного пласта перестройки российского общества подходов, требует, прежде всего, избавления от стереотипов старого, догматического мышления. Одним из его проявлений в педагогической и культорологической теории и особенно в практике интеллектуального и эмоционально-чувственного развития личности было фактическое (скорее молчаливое, чем открыто декларируемое) признание в качестве "работающей" и достаточно абстрактно-просветительской и нормативно-волюнтаристской модели воздействия художественной литературы на интелектуально-эмоциональное развитие человека. Самой художественной культуре в этой модели отводилась роль служебного, по отношению к внехудожественным сферам идеологии, морали, научно-мировоззренческого знания и произвольно конструируемого, согласно заранее заданным в этих сферах целям и задачам, средства или инструмента воспитания и формирования личности. Такая точка зрения на воспитательную и формирующую роль художественной культуры, а она существовала в "подправленном" виде и в годы застоя - глубочайшим образом связана с командно-административными методами управления художественным процессом и казенно-бюрократической системой эстетического и ходожественного воспитания.

Чтобы преодолеть подобные взгляды, необходимо рассматривать формирование личности, интеллектуально-эмоциональное ее развитие на только как результат извне

направленного на нее воспитательного и формирующего воздействия, но прежде всего как детермированный общественной закономерностью, условиями и способом жизнедеятельности личности процесс ее саморазвития и самовоспитания. Единство самовоспитания, саморазвития, самодеятельности и извне направленного воздействия художественной культуры общества образуют в жизни личности особую социо-культурную реальность -пространство и время ее интеллектуально-эмоционального развития. Ибо только такое понимание представляет возможность избрать наиболее эффективные способы целенаправленного воздействия на процесс интеллектуально-эмоционального развития личности во всей его жизненной полноте и многообразии, с присущими ему противоречиями объективного и субъективного характера. Не абсолютизация просветительско-нормативного подхода к организации интеллектуально-эмоционального развития в системе художественной культуры, не формирование личности по заданному унифицированному образцу, а на основе реального многообразия потребностей, вкусов и идеалов субъектов развития, различия между которыми определяются социально-групповыми и индивидуальными различиями в образе жизни, их менталитете, плюрализме не только мышления, но и чувствования, только творческая свобода выбора способов и форм самореализации личности, в том числе и особенно в интеллектуально-эмоциональной сфере. Это, во-первых. Во-вторых, интеллектуально-эмоциональное развитие средствами искусства достигает цели только тогда, когда оно одновременно является нравственным, эстетическим, духовным развитием, когда эмоционально - чувственная сфера развивается в единстве с его интеллектом и волей.

Возрастание роли искусства, художественной культуры в жизни
общества и конкретного человека - факт очевидный и
общепризнанный. Об этом ярко свидетельствуют работы
Б.В.Астафьева, Ю.Н.Тынянова, М.М.Бахтина, Д.С. Лихачева,
А.Ф.Лосева, С.С.Аверинцева, Ю.Н.Давыдова, А.В.Михайлова, М.С.
Кагана, Г.Д.Гачева и многих других. Отечественная эстетика,
искусствоведение, социология искусства сегодня достигли
значительных успехов в изучении отечественной художественной
культуры как источника возвышения духовных потребностей
человека, формировнаия его личности. За последние годы накоплен
громадный фактический материал, характеризующий роль
художественной культуры в системе духовных, эстетических
потребностей различных социальных и возрастных групп населения
нашей страны (А.Н.Семашко, Н.А.Победа, Ю.У.Фохт-Бабушкин).
результаты этих исследований дают подробное описание
интенсивности контактов современного человека с явлениями
художественной культуры, представляют эмпирическую базу для
построения количественной типологии художественного

потребления. Подавляющее большинство научных публикаций в этой области посвящено анализу внутренних взаимосвязей, присущих функционированию художественной культуры и ее институтов. В целом вся исследовательская работа в этой области ведется двумя основными способами. Первый представляет собой хаотический штурм проблемного поля разными науками с неизбежно сопутствующим ему упованием на волшебную силу "новейших методов" потому только, что они созвучны формальной технологии мышления второй половины XX века. Второй связан с последовательным теоретическим осмыслением проблемы,

трансфорацией исходных исследовательских установок, сменой самих способов понимания.

В условиях современной художественной культуры XX века, обильно насыщенной продуктами массового искусстав, суррогатными формами духовности, позиция педагогики может выступать - и действительно выступает!- в качестве механизма и одновременно критерия отделения подлинного искусства от неподлинного, собственно духовной продукции, имеющей творческий характер, от разного рода подделок и иммитаций.

Анализ существующих научных разработок при наличии многообразных подходов не может служить основой для целостной теоретической системы развития интеллектуально-эмоциональной сферы личности старшеклассника средствами искусства по причине отсутствия системного подхода к исследованию проблемы, недостаточной степени ее разработанности в педагогике в исследуемом аспекте и несоответствия имеющихся разработок реалиям общественного бытия.

Современные концепции и тенденции интеллектуально-эмоционального развития личности старшеклассника в системе художественной культуры не являлись до сих пор предметом специального исследования в педагогике, что противоречит необходимости корректировки процесса подготовки духовно развитой личности в общеобразовательных учреждениях, отсюда формируется комплексная проблема данного исследования: каковы дидактические концепции и тенденции интеллектуально-эмоционального развития личности старшеклассника в системе художественной культуры?

Цель исследования - разработать педагогическую систему и
механизм интеллектуально-эмоционального развития

старшеклассника средствами искусства.

Объектом исследования был избран процесс обучения в общеобразовательной школе, ориентированный на развитие интеллекта и эиоционально-чувственной сферы личности старшеклассника.

Предметом исследования является интеллектуально-эмоциональное развитие старшеклассника в системе художественной культуры.

В ходе исследования возникла, а затем была сформулирована следующая гипотеза:

Поскольку интеллектуально и эмоционально развитая личность - это личнотсь с художественно-образным мушлением, со знанием языка искусства, умеющая анализировать художественные произведения, адекватно выявлять, вскрывать художественные идеи и концепции, создавать и понимать целостное единство их содержания и формы, постольку внутренние качественные изменения личности, ее восхождение по ступеням культуры, духовная эволюция происходит под влиянием искусства.

Развитие духовных сил: эмоционально-учувственных сторон, творческой активности личности, непрерывное самообновление осуществляется в процессе творческой художественно-музыкальной деятельности старшеклассников.

Знания и личный опыт, потребность в искусстве, интерес к нему стимулирует художественный поиск произведений, адекватных своим запросам, нуждам, собственному внетреннему развитию, духовному росту школьников.

Интеллектуально-эмоциональное развитие личности

осуществляется успешно, если старшеклассники самостоятельно осваивают художественную культуру, художественные ценности не просто как предметы созерцательного наслаждения, но и как носители опыта и знаний, помогающие осозновать силы внутреннего развития и овладения ими,подкрепляющие волю человека к движению вперед, совершенствованию, обогащению своих сил и способностей.

В ходе исследования решались следующие основные задачи:

1. Построение системы понятий, раскрывающей сущность
интеллектуально-развитой личности.

2. Характеристика структурных компонентов системы
художественной культуры.

3. Анализ психолого-педагогического опыта и научно-
теоретических подходов к разработке механизма интеллектуально-
эмоционального развития личности старшеклассника.

4. Теоретическое обоснование, методическая разработка и
апробация технологии развития интеллектуальной и эмоционально-
чувственной сферы личности, проверка эффективности
разработанной технологи в опытно-экспериментальной работе.

Теоретико-методологической основой исследования являются методологические предпосылки использования положений о социальной обусловленности формирования и развития личности; ее поведения и деятельности, активности самой личности в процессе развития, теоретических положений и концептуальных идей, нашедших отражение в отечественной философской и психолого-педагогической литературе по формированию творческой личности (В.И.Андреев, Г.И.Железовская, Ю.А.Кустов, М.И.Махмутов,

Т.А.Трапезникова); по проблемам творческой деятельности
(Л.В.Выготский, А.И.Загвязинский, Н.Ю.Посталюк, Н.М.Таланчук,
М.Г.Ярошевский); по организации самостоятельной работы
(Л.Г.Вяткин, Г.И.Железовская, О.Б.Капичникова,

П.И.Пидкасистый).

Основными оригинальными источниками данной работы
явились законодательные, официальные документы по вопросам
образования в зарубежных странах, материалы

конференций,симпозиумов и педагогических исследований, проводимых по проблемам организации учебного процеса в общеобразовательной школе и образовательных учреждениях инновационного типа, методические руководства, учебные планы, программы, научные статьи, диссертации, материалы личных бесед, данные полученные по результатам посещения занятий, зачетов, экзаменов.

Комплексная организация данного исследования опирается на методологию системного подхода, когда раскрытие структуры, формирования и функционирования технологии организации самостоятельной художественной деятельности школьников, ориентированной на их интеллектуально-эмоциональное развитие, основано на системогенетическом анализе.

Логика и этапы исследования:

Исследование велось в течение 4 лет и состояло из 3 этапов.

Первый этап ( 1994-1995гг.). Выбор проблемы научной работы, ознакомление с отечественными и зарубежными источниками по проблеме, разработка категориального аппарата, наблюдение за учебно-воспитательным процессом в щколе-интернате №МЬ 1, 2, СШ №№ 18, 37 г.Саратова, СШ №№ 1, 2 п.Татищево Саратовской

области, анализ педагогического опыта, изучение педагогической документации.

Второй этап (1995-1996гг.). Расработка методического аспекта исследования, постановка целей и задач исследования, отбор и систематизация теоретического материала по данной проблеме, обобщение результатов исследования.

Третий этап (1996-1997гг.).Построение гипотезы исследования, дополнительный сбор материала, выдвижение основных теоретических положений, теоретическое обобщение результатов работы, литературное оформление исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

1. Выявлены современные дидактические концепции и
тенденции интеллектуально-эмоционального развития школьников
средствами искусства.

2. Осуществлен дидактический, психолого-педагогический и
философский анализ структурных компонентов системы
художественной культуры, т.е. параметров, которые позволяют
установить ее специфическое содержание.

3. Выявлены и систематизированы факторы, обусловливающие
интеллектуально-эмоциональное развитие личности
старшеклассника. Наиболее значимыми являются развивающая
образовательная среда, аудиовизуальная, вербальная и графическая
наглядность; мотивация учебной художественной деятельности,
которая способствует мобилизации духовного, интелектуального и
эмоционального потенциала учащихся, увлекает их на создание
неординарных, абстрактных художественных образов, включает в
процесс творческого поиска новых интеллектуальных решений в

стандартных ситуациях осуществления творческой художественной деятельнсти.

4. Разработана и спроектирована педагогическая система
интеллектуально-эмоционального развития старшеклассников.

5. Выявлены уровни, определены показатели интеллектуально-
эмоционального развития обучаемых.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при разработке и решени вопросов развития интеллекта и эмоционально-чувственной сферы учащихся в системе художественной культуры, при чтении спецкурсов по педагогике развития для работников общеобразовательных учрежедний в системе повышения их квалификации, могут быть включены в лекции и беседы по организации системы интеллектуально-эмоционального развития школьников.

Апробация работы и внедрение ее результатов в практику.

Основные положения результатов исследования докладывались на заседаниях кафедры педагогики Саратовского госуниверситета, Самарского педагогического университета, областных, городских заседаниях методобъединений учителей Фрунзенского, Октябрьского, Ленинского районов г.Саратова (1990-1997г.г.), городских конференциях г.Саратова.

Результаты исследования использовались при составлении методических рекомендаций для учителей и указаний для учащихся по самовоспитанию и саморазвитию. На основе исследования были разработаны творческие индивидуальные и коллективные задания для учащихся. Результаты исследования внедрены в учебный процесс СГУ, института повышения квалификации работников образования

(Саратов, Казань), СГ № 18, 37, гимназию № 3, школу-интернат № 1, 2.

На зашиту выносятся следующие теоретические положения, отражающие дидактические концепции и современные тенденции развития интеллекта и эмоционально-чувственной сферы личности старшеклассника:

1. Понятийное обеспечение проблемы интеллектуально -
эмоционального развития личности старшеклассника.

  1. Комплекс педагогических условий и средств эффективного формирования и развития интеллекта и эмоционально-чувственной сферы.

  2. Механизм освоения художественной культурой как средством развития художественно-образного мышления, усвоения знания языка искусства развития творческой активности личности.

3. Модель педагогической системы и технология интеллектуально-эмоционального развития старшеклассников в системе художественной культуры.

Психолого-педагогическая сущность интеллектуально-эмоционального развития старшеклассников в системе художественной культуры

На современном этапе развития России, преобразования в ее экономической и социальной сферах, вступления в мировое сообщество существенное обновление претерпевает и система высшего и среднего образования. В настоящее время плодотворно разрабатывается новая парадигма образования, предполагающая развитие личности обучаемых. Адаптированность среднего и высшего образования к уровню и особенностям их подготвки представляют сущность государственной образовательной подготовки на современном этапе.

Одним из условий реализации идей личностно-ориентированной педагогики является развитие личности обучаемых, активизация их ителлектуальной и эмоциональной деятельности в процессе изучения различных предметов.

В данном исседовании на основе системно-деятельностного подхода анализируются педагогические, философские, психологические и методические концепции с целью изучения на междисциплинарном уровне собенностей интеллектуально- эмоционального развития учащихся при изучении предметов "Мировая художественная культура", литература, музыка, ИЗО.

Проблема духовного развития, гармонически развитой личности составляет одну из важнейших проблем гуманитарного образования. Предполагается, что в процессе изучения данных предметов, будет обеспечено введение личности обучаемых в художественную культуру, сформирована его готовность и способность к самостоятельному освонению художественных ценностей в контексте мировой истории, в сознании учащихся будет создана целостная картина мира на основе понимания всеобщей взаимосвзяи явлений.

Зарубежные и отечественные педагоги и психологи отмечают противоречие между потребностью в повышении общекультурного уровня молодежи и недостаточной разработанностью данной проблемы, низкий уровень интеллектуально-эмоционального развития обучаемых. В связи с этим представляется актуальной данная проблема исследования на материале изучения МХК, литературы, музыки, ИЗО.

Исходя из философской диалектической концепции развития личности, мы рассматриваем данное понятие как процесс качественных изменений ее психологических свойств в процессе обучения.

Проблема художественной культуры получила глубокую научную разработку в течение последних десятилетий представлителями различных наук. Однако, в раках специальной педагогической теории не имеет пока широкого освещения.

В данном исследовани анализируются вопросы взаимосвязанного интеллектуально-эмоционального развития учащихся в процессе изучения предметов художественного цикла. Сложный вопрос восприятия, освоения и выработки собственных художественных культурных ценностей анализируется под углом зрения интеллектуально-эмоционального развития учащихся; предлагается собственно педагогическое понимание данного процесса.

Проблема интеллектуального и эмоционального развития получила теоретическое и экспериментальное освещение у различных представителей философской и педагогической мысли на протяжении всей истории. Формирование всесторонне и гармонически развитой личности было определено целью воспитания и различные общественно-экономические формации. Представители разных исторических эпох - Платон, Т.Мор, Я.А.Коменский, Д.Локк, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский и другие исследовали разные аспекты данной проблемы, формы, методы и средства развития личности обучаемых. Гармоническое развитие личности было провозглашено еще Аристотелем, Платоном, Плутархом, Квинталианом. Сознательное усвоение знаний, положенное в основу гуманистического образования, подготовка разносторонне развитой личности получило не только теоретическую, но и практическую реализацию вв школе Витторино-да-Фельтре, в романе Ф.Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль". Идея формирования умений и навыков умственного труда, всестороннего развития личности учащихся принадлежит Т.Мору. В произведениях М.Монтеня, Ф.Бэкона, Ж.-Ж.Руммо, К.Гельвеция также получила звучание идея развития личности обучаемых.

Личность в системе художественной культуры

Интерес к изучению проблем современной интеллектуально -эмоциональной культуры личности, развивающейся под воздействием искусства, явление далеко не случайное. Искусство выступает сегодня как действенный фактор развития социальной активности человека, его гуманистических идеалов, становления человеческих (художественных и эстетических) чувств в процессе художественной деятельности, формирования чувственного отношения к миру. Огромные изменения , происшедшие и происходящие в духовной культуре нашего общества - заслуга писателей и художественных критиков, композиторов и исполнителей, художников и актеров - всех тех, кто причастен к созданию художественных ценностей, произведений искусства.

Однако, прежде чем выявить роль искусства в духовном развитии личности, место личности в системе художественной культуры, необходимо уточнить само понятие "художественная культура" и его отличие от близкого по значению понятия "эстетическая культура". В отечественной литературе последнего дисятилетия между учеными ведутся дискуссии, которые ставят цель разграничить сферы этих понятий. (115, 151,152, 153, 155).

При рассмотрении понятия "художественная культура" обычно выделяют три аспекта: создание, распространение и потребление художественных ценностей в обществе. По определнию Ю.А.Лукина она представляет собой совокупность созданных обществом художественных ценностей;, а также сам процесс их создания, распространения и восприятия, усвоения обществом и каждым отдельным человеком.

Эстетическая культура отличается от художественной прежде всего как иной вид деятельности, который имеет свои специфические закономерности и формы развития. Она формируется в процессе эстетического освоения природный среды, быта, общественных отношений, в зависимости от уровня развития искусства, эстетических взглядов, эстетических вкусов и интересов, теории и практики эстетического воспитания. Таким образом, эстетическая и художественная культура отличаются по своему содержанию и объему. В отличие от художественнойй эстетическая культура пронизывает не только сферу художественной,но также и сферы трудовой деятельности, быта, отношения к окружающей среде, и в этом смысле обладает универсальным, всеобщим значением. Различаясь как виды деятельности, эстетическая и художественная культуры играют различную роль в духовной жизни общества и каждого конкретного человека. Художественная культура сохраняет свое ценностное значение в различных социально-исторических контекстах, поскольку она более устойчива во времени, но при этом она постоянно получает иное эстетическое наполнение, являющееся результатом ее социального освоения.

В этом и заключается диалектика эстетической и художественной культур. Включая в себя совокупность проявления гармонии и красоты в различных сферах жизнедеятельности общества и в природе, эстетическая культура выступает как предпосылка художественного многообразия, богатства и совершенства. Таким образом, плод художественной деятельности -произведение искусства, поглощающее в себе результат духовной деятельности художника - творца, - рождается и сохраняется лишь благодаря определенному уровню эстетического развития общества и личности.

Восприятие художественной ценности (литературного либо музыкального произведения, живописного полотна, архитектурного сооружения) становится возможным лишь при условии, что человек обладает сформированнной эстетической культурой, т.е. способностью эстетического восприятия -вкуса, суждения и т.д. Как бы ни была велика художественная ценность того или иного произведения искусства, она остается лишь вещью в себе для человека, у которого нет интереса к нему, не развиты чувства красоты, потребность в эстетическом наслаждении.

Если задача искусства, а следовательно, и художественной культуры заключается главным образом в создании "образа человека", в том, чтобы пробудить творческие силы, его стремления к самопознанию, то эстетическая культура призвана раскрыть сущностные силы человека, преобразовать его жизнь и окружающую действительность по законам красоты (40, 153).

Художественная культура состоит из трех компонентов. Во-первых, процесс создания художественных ценностей предполагает существование художника, процесса художественного творчества, созидания, ценностей искусства, систему управления, стимулирования художественного творчества. Во-вторых, это все те учреждения и средства, которые призваны распространять и тиражировать их. В-третьих компонентом художественной культуры выступает потребитель произведений искусства, система художественного образования и воспитания.

Методика исследования

В качестве основного метода исследования нами был использован естественный эксперимент в условиях обучения учашихся курсу литературы, музыке, изобразительному искусству, МХК в школе. Исследование проводилось со школьниками старших классов школы-интерната № 1, № 2, общеобразовательных школ №№ 18, 37. г.Саратова. Кроме того, чтобы выяснить, какая создается в общеобразовательной школе основа для изучения учащимися литературы, музыки, изо, МХК в целях интеллектуально эстетического и эмоционально-чувственного развития педагогическими эксперимент проводился также и в школах № 1 и № 2 пос. Татищеве Саратовской области. Автор считает, что исследование механизма художественно-образного мышления и эмоционально-чувственного восприятия истоков, начал этих знаний следует начинать в общеобразовательной школе, чтобы можно было видеть определенный фон, преемственность в обучении школьников -будущих студентов.

Эксперимент включал в себя две части: констатирующую и обучающую. Предварительные наблюдения за усвоением старшеклассниками теоретических художественно-музыкальных знаний в школе-интернате № 1 проводились в процессе преподавания автором курса литературы, на посещаемых уроках музыки, ИЗО, МХК других учителей, на зачетах и экзаменах (1994-1996,1996-1997 уч.г.). После этого констатирующая часть исследования проводилась с испытуемыми 9-11 классов школы-интерната № 1 и № 2, школ №№ 18, 37 г.Саратова. Исследование имело несколько этапов, которые различались использованными методами:

На I этапе предлагалась творческая письменная работа, предполагающая интерпретационный и эстетический анализ одного из произведений художников-гуманистов эпохи Возрождения. Анализ письменных работ дал возможность выявить исходный уровень усвоения базисных художественно-музыкальных и эстетических категорий, сформированности умений осуществлять интерпретационный и эстетический анализ художественного произведения.

В целях уточнения результатов письменных работ из всего числа учащихся 10-11 классов, выполнявших письменную работу, было приглашено на индивидуальную беседу 79 человек. Беседа строилась на основе анализа письменных работ и была направлена на выяснение умений осуществлять анализ, принимать интеллектуальные решения, проектировать и использовать средства интеллектуальной ориентировки в преобразованиях и оценке художественных и музыкальных произведений на установление способов и потребностей в самостоятельной творческой и художественной деятельности.

Известно, что человек живет в мире красоты (как и безобразного тоже), в мире искусств, которые для него выступают внешней средой, внешней информацеи. При этом он несет постоянно в себе внутреннюю информацию о своих интересах, желаниях. Происходит непрерывное сопоставление этих двух типов информации. Он как бы примеряет мир ценностей к мере, ищет себя. Именно эта от личности идущая творческая активность меньше всего изучена в общей педагогике, как и вопрос о том, что именно выбирает учащаяся молодежь в широко предоставленных в ее распоряжение ценностях. Поэтому на 2-м этапе было осуществлено включение учащихся в ситуации выбора различного вида искусств посредством организации и проведении во внеклассное время литературных конкурсов, викторин, экскурсий в художественный музей и музыкальную гостиную.

Констатирующая часть исследования показала, что из всех видов искусств на первое место старшеклассники ставят музыку. Этот вид, особенно его современные жанры, вызывает наибольшую степень социальной удовлетворенности, душевного комфорта и современного мироощущения, определяющего самочувствие личности в обществе. Кино стоит на 2-м месте. Его возможности оцениваются как интеллектуальное и эмоциональное общение с героями, их поведением, условиями жизни. "Можно увидеть, как живут другие", - так был сформулирован ответ на вопрос о причинах удовольствия, которое доставляет кино. В этом ответе можно обнаружить элемент чувственного комфорта.

Технология интеллектуально-эмоционального развития старшеклассников в системе художественной культуры

Рассмотрение теоретических основ процесса интеллектуально -эмоционального развития страшеклассников в системе художественной культуры позволило нам определить данный феномен как освоение рациональных и иррациональных способов проникновения в мир художественных ценностей, формирование эмоциональной способности и интеллектуальной готовности учащихся к самостоятельному освоению художественной культуры на основе понимания всеобщей связи явлений. Выявленные особенности протекания данного процеса в теоретическом аспекте дополнялись его экспериментальным исследованием на базе школ-интернатов №1,2,а также общеобразовательных школ №№ 18, 37 г. Саратова и школ №№ 1 и 2 пос. Татищево Саратовской области. Анализ проведенного констатирующего эксперимента, показавший низкий уровень сформированности интеллектуально-эмоционашшых У качеств личности старшеклассников, обусловил необходимость создания экспериментальной педагогической технологии интеллектуально-эмоционального развития обучаемых в системе художественной культуры.

Необходимо специально отметить, что закономерности и особенности педагогической технологии (ПТ), определеннные на материале предметов художественного цикла (литературы, музыки ИЗО, МХК), носят обобщающий характер, могут в полной мере быть использованы при организации обучения каждого названного предмета в отдельности и с известной модификацией - при изучении других предметов.

В данном параграфе исследования предпринята попытка создания специальной педагогической системы и в рамках данной системы педагогической технологии для ее эффективного функционирования.

Важнейшей задачей организации процесса интеллектуально-эмоционального развития личности старшеклассников заключалась в рассмотрении и организации данного процесса как целостной, не противоречащей системы. Педагогическая система как феномен исследования нашла свое отражение в трудах виднейших современных исследователей (С.И.Архангельского, В.П.Беспалько, Н.В.Кузьминой и др.). В обобщенном виде она представлена как множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, образующих определенную целостность и единство. Выделяют основные признаки педагогической системы: целостность, взаимосвязанность элементов, связь со средой. При этом целостность детерминируется взаимодействием и взаимопроникновением отдельных элементов, служащих общей цели; изменение одного параметра в системе с неизбежностью оказывает влияние на все остальные элементы. В педагогической науке считается утвержденным положение о том, что педагогическая система (ПС) характеризуется структурными и функциональными компонентами. Любая ПС имеет гибкую, развернутую и совершенную структуру. Структура экспериментальной ПС интеллектуально-эмоционального развития страшеклассников представляет совокупность следующих инвариантных элементов: учащиеся старших классов общеобразовательных и школ-интернатов г.Саратова и Саратовской области, цели воспитания (интеллектуально-эмоциональной развитой личности), содержания воспитания (программный материал предметов художественного цикла, произведения искусства),процессы воспитания, учителя, кураторы, родители; организационные формы интеллектуально-эмоционального развития старшеклассников (уроки, внеклассные занятия,развивающий досуг).

Взаимодействие старшеклассников и учителей, кураторов, родителей, направленное на интеллектуально-эмоциональное развитие обучаемых осуществлялось в рамках названной системы, двумя важнейшими звеньями которой являлись дидактические задачи и экспериментальная технология. Теоретические основы данной системы могут быть использованы в педагогической практике различных типов средних уебных заведений, они могут найти отражение в программе курса "Педагогика" в университетах и педагогичеких институтах. Важнейшая особенность предоставленной ПС заключается в том, что ее элементы структурируют дидактические задачи и экспериментальную ПТ интеллектуально-эмоционального развития старшеклассников.

Обязательными структурными компонентами ПС являются сами учащиеся, испытывающие потребность, интерес к изучению и освоению художественных ценностей, а также учителя, родители, кураторы, которые соответствуют целям системы, владеют достаточной учебной и внеучебной информацией, содержанием художественной культуры, средствами педагогического воздействия.

Похожие диссертации на Интеллектуально-эмоциональное развитие старшеклассников в системе художественной культуры