Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Интеграция основного и дополнительного образования как фактор повышения эстетической культуры старшеклассников Савельева Галина Николаевна

Интеграция основного и дополнительного образования как фактор повышения эстетической культуры старшеклассников
<
Интеграция основного и дополнительного образования как фактор повышения эстетической культуры старшеклассников Интеграция основного и дополнительного образования как фактор повышения эстетической культуры старшеклассников Интеграция основного и дополнительного образования как фактор повышения эстетической культуры старшеклассников Интеграция основного и дополнительного образования как фактор повышения эстетической культуры старшеклассников Интеграция основного и дополнительного образования как фактор повышения эстетической культуры старшеклассников Интеграция основного и дополнительного образования как фактор повышения эстетической культуры старшеклассников Интеграция основного и дополнительного образования как фактор повышения эстетической культуры старшеклассников Интеграция основного и дополнительного образования как фактор повышения эстетической культуры старшеклассников Интеграция основного и дополнительного образования как фактор повышения эстетической культуры старшеклассников
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Савельева Галина Николаевна. Интеграция основного и дополнительного образования как фактор повышения эстетической культуры старшеклассников : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Великий Новгород, 2003 196 c. РГБ ОД, 61:03-13/1456-8

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Проблемы интеграции в педагогической теории и практике

1.1. Интеграция как социокультурное явление 11

1.2. Интегративные тенденции в основном образовании 21

1.3. Вопросы интеграции в системе дополнительного образования 46

Выводы по первой главе 70

Глава II. Эстетическое развитие современного школьника в контексте культуры

2.1. Роль эстетики и искусства в духовном становлении личности 72

2.2. Культурологический подход к художественно-эстетическому образованию и воспитанию старшеклассников 83

Выводы по второй главе 95

Глава III. Пути повышения эстетической культуры учащихся на основе интеграционных процессов в образовательном пространстве

3.1. Задачи, методика и диагностический этап исследования 97

3.2. Моделирование педагогических условий приобщения школьников к эстетической культуре в процессе взаимодействия основного и дополнительного образования 102

3.3 Реализация исследовательского проекта в совместной инновационной деятельности учащихся и педагогов 117

3.4.Итоги формирующего эксперимента 142

Выводы по третьей главе 147

Заключение 148

Библиография 152

Введение к работе

Актуальность исследования определяется необходимостью инновационных подходов к обучению и воспитанию в период реформирования средней общеобразовательной школы, растущей потребностью как в специализации и дифференциации образовательных программ, так и в их интеграции, которая диктуется тенденциями развития научного знания на современном этапе.

Мы полагаем, что имеется прямая зависимость между интеграционными процессами в образовании и духовным становлением подрастающего поколения. Интеграция основного и дополнительного образования создает благоприятные условия для взаимодействия педагогов разных специальностей, формирования у подростков и старшеклассников целостной картины мира, комплексного педагогического влияния на личность школьника.

Полноценное развитие учащихся нельзя себе представить без повышения уровня их эстетической культуры. Эта проблема приобретает особую значимость в условиях рыночной экономики, когда исчезают границы между добром и злом, прекрасным и безобразным, духовным и бездуховным в социальной сфере, искусстве, средствах массовой информации, что негативно сказывается на представлениях молодежи о жизненных ценностях. Для современных старшеклассников характерны дисгармоничность интеллектуального и эмоционального компонентов в структуре личности, неустойчивость, размытость мо-тивационно-потребностной сферы, значительные различия в условиях художественной образованности и воспитанности. Об этом свидетельствуют данные социологических исследований (Е.В. Квятковский, Ю.У. Фохт-Бабушкин, Е.К. Чухман и др.). Вместе с тем содержание и методы работы образовательных учреждений среднего звена ещё не в полной мере реализуют идеи гуманизации педагогического процесса. В частности, нравственно-эстетический потенциал культуры, науки, художественного творчества нередко остается невостребованным. Отмеченные трудности и противоречия усугубляются отсутствием надлежащей преемственности между базовым и дополнительным образованием.

Интеграционным процессам в педагогике посвящен ряд исследований (О.С. Анисимов, B.C. Безрукова, И.Ф. Гончаров, М.В. Кларин, П.М. Третьяков Е.А. Ямбург и др.). Большинство авторов затрагивают преимущественно вопросы межпредметных связей в содержании и методах обучения, ограничиваясь рамками общеобразовательной школы. Проблемы интеграции основного и дополнительного образования, влияние интеграционных процессов на эстетическое развитие детей и юношества, не получили ещё необходимой научной интерпретации в исследованиях. Таким образом, назрела потребность в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке интегрированных форм сотрудничества школы и внешкольных учреждений.

Объект исследования: образовательный процесс в школе и сфера организованного досуга учащихся в их взаимодействии.

Предмет исследования: влияние интеграционных тенденций в гуманитарном образовании на повышение уровня эстетической культуры старшеклассников.

Цель исследования: определить параметры интеграции основного и дополнительного образования, максимально содействующие эстетическому развитию личности школьника. Для успешной реализации цели были намечены следующие задачи:

провести системный анализ теории и практики интеграции в образовательном процессе;

обосновать и осуществить культурологический подход к эстетическому становлению старшеклассников;

исследовать оптимальные педагогические условия, способствующие повышению индивидуальной эстетической культуры учащихся на основе интеграционных процессов;

выявить экспериментальным путем уровни эстетического развития современных старшеклассников;

разработать технологии совместной творческой деятельности педагогов школы и учреждений дополнительного образования.

Гипотеза исследования: интеграция основного и дополнительного образования как фактор повышения эстетической культуры школьников предполагает:

определение сущностных характеристик интеграционных процессов в гуманитарном образовании;

осуществление преемственных связей между основным и дополнительным образованием;

отбор источников эстетической информации в интегрированных формах обучения и воспитания;

построение модели образовательного процесса с позиций культурологического подхода на основе комплексного использования средств эстетики;

реализацию предложенной модели в совместной инновационной деятельности педагогов школы и внешкольных учреждений.

Методологическую основу исследования составили философские и психолого-педагогические идеи об интеграции гуманитарных наук в комплексном изучении и формировании духовной сферы человека;

культурологический и системный подходы к учебно-воспитательному процессу; закономерности взаимодействия педагогики и эстетики в культурно-образовательной среде. Предметом особого внимания стали:

-концептуальные подходы к проблемам культуры, включая эстетическую культуру личности (В.П. Большаков, Э.А. Верб, Ю.М. Лотман, Э.С. Маркарян, Л.П. Печко, А.В. Пирадов, П.В. Соболев, Э.В. Соколов);

идеи интеграции образования (B.C. Безрукова, В.Д. Белиловский, Е.И. Бражник, Б.З. Вульфов, К.Я. Вазина, Б.С. Гершунский, В.В. Гузеев, В. Оконь);

научный анализ социальных функций эстетики и искусства, их роли в духовном обогащении человека (М.М. Бахтин, Ю.Б. Борев, Л.С. Выготский, М.С. Каган, А.Ф. Лосев, Н.К. Рерих, Л.Н. Столович);

концепции целостного творческого развития личности как субъекта деятельности (В.В. Горшкова, И.П. Волков, М.В. Крулехт, А.П. Тряпицы-на, Н.Е. Щуркова);

теории эстетического воспитания (Д.Б. Кабалевский, Е.В. Квятков-ский, B.C. Кузин, Д.С. Лихачев, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А, Су-хомлинский);

духовный потенциал русской национальной культуры (Е.П. Бело-зерцев, И.Ф. Гончаров, Д.С. Лихачев, К.Д. Ушинский);

методология рефлексивного управления образовательным процессом и повышения квалификации педагогических кадров (В.Г. Воронцова, B.C. Ильин, Ю.Н. Кулюткин, А.Е. Марон, Т.И. Шамова, P.M. Шерайзина). Для решения поставленных задач нами был использован комплекс методов исследования.

Теоретические методы: анализ философской и психолого-педагогической литературы по различным аспектам исследуемой проблемы; системное изучение лучшего опыта школ и внешкольных учреждений; проектирование; моделирование.

Эмпирические методы: прямое, косвенное и включенное наблюдение; анкетирование; тестирование учащихся, учителей и родителей; составление монографических характеристик; анализ продуктов творческой деятельности старшеклассников; конструирование учебно-воспитательных ситуаций.

Экспериментальные методы: констатирующий и формирующий эксперименты.

Базой исследования явились многопрофильная гимназия «Исток» с общеобразовательными классами и школа творчества «Вече» (Великий Новгород).

Исследование проводилось с 1996 по 2002 год и включало несколько этапов.

Основные этапы исследования:

Первый этап (1996-1998гг.) - определение теоретических позиций на основе анализа научной литературы и педагогической практики; подготовка опытно-экспериментальной базы; разработка исследовательских методик для диагностики уровней эстетической культуры старшеклассников в условиях интеграции основного и дополнительного образования.

Второй этап (1998-1992гг.) - констатирующий эксперимент. Создание педагогической модели, способствующей развитию эстетической культуры старшеклассников в контексте интеграции основного и дополнительного образования.

Третий этап (1999-2000гг.) - формирующий эксперимент. Реализация исследовательского проекта в совместной инновационной деятельности педагогов многопрофильной гимназии «Исток» и школы творчества «Вече».

Четвертый этап (2000-2001гг.) - контрольный эксперимент. Сравнительный анализ уровней эстетической культуры школьников, обучающихся по традиционной системе и новым интегрированным программам.

Пятый этап (2001-2002гг.) - интерпретация, обобщение и оформление результатов опытно-экспериментальной работы. Формулирование теоретических выводов и практических рекомендаций.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

выявлены содержательные и технологические аспекты преемственных связей основного и дополнительного образования, доказана необходимость интеграции этих двух форм учебно-воспитательной работы;

определены сущностные характеристики интеграционных процессов в гуманитарном образовании;

исследованы источники художественно-эстетической информации в интегрированных формах обучения и воспитания;

разработана педагогическая модель приобщения школьников к эстетической культуре в процессе взаимодействия основного и дополнительного образования;

получены данные об отношении школьников к эстетике и искусству в современной социокультурной ситуации;

установлены уровни индивидуальной эстетической культуры современных старшеклассников.

Практическая значимость исследования

Проведенное исследование раскрывает новые резервы гуманизации школы средствами эстетики и искусства в условиях творческого сотрудничества образовательных учреждений разных типов; содержащиеся в диссертации положения и выводы позволяют учителю глубже уяснить закономерности интеграционных процессов, их значительный познавательный и воспитательный потенциал.

Созданный опытно-экспериментальным путем методический комплекс (интегрированные программы, учебные курсы, технологии воспитания отдельных компонентов эстетической культуры, средства наглядности и др.) ориентирован на инновационную деятельность педагогов основного и дополнительного образования.

Обобщенный в ходе исследования лучший педагогический опыт может дать импульс для поиска новых интегрированных форм обучения и воспитания.

На защиту выносятся следующие положения

1. Интеграция основного и дополнительного образования в условиях реформирования школы выступает в качестве закономерной тенденции, определяющей уровень образовательного процесса.

2. Интеграционные процессы в образовании являются значительным резервом для формирования целостной, гармоничной личности, человека культуры.

Педагогическая модель развития эстетической культуры школьника в условиях интеграционных процессов предполагает: единство эстетического воспитания и образования, этики и эстетики; преемственность содержания, форм и методов работы школы и внешкольных учреждений; модернизацию образовательных программ с позиций культурологического подхода; акти визацию творческого потенциала педагогов и учащихся; создание нравственно-эстетической атмосферы в школьном коллективе. Апробация и внедрение результатов исследования

Основные положения диссертации обсуждались на международной и региональных научно-практических конференциях «Теоретические проблемы и технологии инновационного менеджмента в образовании» (Великий Новгород, 2000г.), на заседаниях кафедр педагогики, менеджмента НовГУ, в Новгородском региональном центре развития образования, на педагогических советах гимназии «Исток». Материалы исследования отражены в пяти публикациях автора.

Достоверность и обоснованность исследования обеспечена междисциплинарным уровнем методологических позиций, сочетания теоретических и опытно-экспериментальных методов, репрезентативностью исследовательских данных, учетом потребностей педагогической практики.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений; иллюстрирована схемами, таблицами, диаграммами, фотоматериалом. 

Интеграция как социокультурное явление

Изменения, происходящие в государстве: демократизация политической и общественной жизни, переход к рыночной экономике, научно-технический прогресс создают экономические и духовные предпосылки для реформирования системы образования в России.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» сконцентрированы основные идеи и принципы школьной реформы: самоопределение личности, создание условий для ее самореализации и интеграции в мировую и национальную культуру; дифференцированный подход и вариантность в обучении, формирование у учащихся высокого уровня восприятия знаний и воспроизведение их в целостном объеме (62 с. 3).

Система образования ориентирована на современные и перспективные виды деятельности. Это диктует поиск новых образовательных форм, стимулирует создание многопрофильных и разнообразных по своей структуре и функциям инновационных учреждений с нетрадиционными формами и методами обучения. Одним из видов инноватики является интеграция основного и дополнительного образования. Для того чтобы исследовать эту проблему, необходимо уяснить ведущие понятия, выявить разнообразные формы интеграции в образовательной среде на основе анализа научной литературы и педагогической практики.

Образование (от русского - создание образа) - это процесс формирования облика человека, который складывается под влиянием духовных ценностей. Образование - это и специальная сфера социальной жизни. В ней создаются внешние и внутренние условия для развития ребенка и взрослого в их взаимодействии, а также в автономном режиме в процессе освоения ценностей культуры. Оно представляет единство обучения и учения (индивидуальной познавательной деятельности), воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, взросления и социализации. Метафорически образование определяется как творение образа человека в индивиде.

Согласно нормативным документам последних лет, основное образование - целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Дополнительное образование - феномен и процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентации, направленных на удовлетворение интересов личности, ее склонностей, способностей и содействующих ее культурной самореализации и адаптации, выходящей за рамки стандартов общего образования.

Сходство данных определений в том, что оба вида образования призваны обучить и воспитать детей, а различия - в степени индивидуализации и дифференциации. В первом случае образование обязательное, а во втором - ребенок имеет право свободного выбора образовательной программы и вида деятельности.

В аналитической записке коллегии Министерства образования РФ от 25 мая 1994 года «О стратегии развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей» зафиксировано: «Школа и учреждение дополнительного образования - не конкуренты друг другу. Их взаимообщение требует специального исследования» (28 с. 42). Но можно определенно утверждать, что учреждение дополнительного образования компенсирует недостатки и противоречия не отдельно взятых школ, а школьного образования в целом.

В современной России реформируется вся система образования. Происходящие изменения, прежде всего, развитие вариативного образования, придают дополнительному образованию определенную актуальность. Вместе с общеобразовательными школами учреждения дополнительного образования детей составляют разноуровневую и целостную общеобразовательную систему, которая индивидуализирует образовательный путь ребенка в рамках единого социокультурного и образовательного пространства страны. В интеграции основного и дополнительного образования существует ряд проблем, которые нашли отражение в специальной литературе. Но, прежде всего, необходимо рассмотреть интеграцию как научное понятие и социокультурный феномен.

С позиций философии, интеграция - сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов. Интеграционные процессы могут иметь место в рамках уже сложившейся системы (в этом случае они ведут к повышению уровня ее целостности и организованности), так и при возникновении новой системы. Отдельные части интегрированного целого могут обладать различной степенью автономии. В ходе процессов интеграции в системе увеличиваются объем и интенсивность взаимосвязей и взаимодействия между элементами.

Сущность интеграции трактуют многие словари. Так, в кратком психологическом словаре интеграция раскрывается как согласованность, упорядоченность и стабильность системы внутригрупповых процессов.

Примечательно, что истоки интеграции коренятся в социально обусловленной совместной деятельности. В словаре иностранных слов отмечается, что интеграция - объединение в целое каких-либо частей, элементов; процесс взаимного приспособления, расширения сотрудничества (71, с. 312).

Роль эстетики и искусства в духовном становлении личности

Поскольку опытно-экспериментальная часть нашего исследования посвящена условиям повышения эстетической культуры старшеклассников на основе интеграционных процессов в образовании, мы считаем необходимым рассмотреть некоторые философские и психолого-педагогические предпосылки изучения этой сложной комплексной проблемы.

Освоение школьником общечеловеческих и национальных ценностей, становление его личности как субъекта творческой деятельности сопряжены в современной социокультурной ситуации с рядом трудностей. Переход нашего общества от унитарной идеологии к плюрализму не только не снимает традиционных противоречий во взаимоотношениях молодежи с культурой, эстетикой, искусством, но обостряет, актуализирует некоторые проблемы. В условиях размывания границ между истинными и мнимыми ценностями, прекрасным и безобразным присущая подростковому и юношескому возрасту потребность в идеале не находит адекватного удовлетворения. Одной их причин является недостаточная эстетическая образованность и воспитанность учащихся, что, в свою очередь, обусловлено недооценкой духовного потенциала эстетики и искусства в образовательном процессе. Поэтому прежде всего надо уточнить позиции в отношении эстетики и искусства как феноменов культуры, их педагогические аспекты. Эстетика (от греч. Aisthetikos - чувствующий, чувственный) - область философии, исследующая закономерности прекрасного в действительности и творческой деятельности человека, особенности восприятия и создания красоты.

Мы говорим: «прекрасное», «красота». А что означают эти понятия? Может ли идти речь о каком-то абстрактном, внесоциальном идеале эстетического совершенства? Область прекрасного - одна из сложнейших форм общественного сознания. Как и всякая иная сфера духовной жизни, она всегда была и остается ареной острой идейной борьбы. Основной водораздел проходит между идеализмом и материализмом.

Идеалистическая трактовка прекрасного (Гегель, И. Кант, Ф. Шиллер и др.) отрицает его реальный, объективный характер. Напротив, представители материалистической эстетики (В.Г. Белинский, Д. Дидро, Н.Г. Чернышевский и др.) полагают, что красота есть свойство не только духа, но и самой действительности. Причем образцы совершенства, гармонии следует искать прежде всего в природе и человеке.

Существенный вклад в разработку гуманистической концепции прекрасного внесли выдающиеся деятели культуры XIX-XX вв. - писатели, живописцы, музыканты, режиссеры, педагоги. Известный тезис Н.Г. Чернышевского о том, что «прекрасное есть жизнь, какой она должна быть по нашим понятиям», нашел подтверждение и развитие в трудах многих представителей «золотого» и «серебряного» веков. Так, создатель театральной педагогики К.С. Станиславский в своих записных книжках отмечал: «Красота разбросана везде, где жизнь. Она разнообразна и неожиданна, как сама природа». Крупный музыкант-педагог Г.Г. Нейгауз писал об удивительной аналогии красоты, искусства и жизни, подчиненных одинаковым диалектическим законам природы, включая человека- «меру всех вещей».

Многие деятели отечественной культуры отмечают огромную духовную силу прекрасного, красоты, перед которыми «не устоит даже черствое сердце» (И.Е. Репин), которые становятся для личности «кумиром без всяких условий» (Ф.М. Достоевский), поскольку представляют собой идеал «абсолютного совершенства» (Л.Н. Толстой).

Наиболее полно о преобразующем, воспитательном, консолидирующем значении эстетических ценностей сказал великий художник и просветитель Н.К. Рерих: «Предстали перед человечеством события космического величия. Время создания культуры духа приблизилось... Даже «земные» люди поняли действенное значение красоты. Знак красоты откроет все «священные врата». Под знаком красоты мы идем радостно. Красотою побеждаем. Красотою молимся. Красотою объединяемся». (39).

Важнейшей сферой эстетики выступает искусство, художественное творчество. Это и «мышление в образах» (В.Г. Белинский), и «второй особый язык, средство общения между людьми» (Н.П. Акимов), и уникальное «свойство духа человеческого» (П.П. Чистяков). Художники, ученые, педагоги единодушно подчеркивают нравственно-эстетическое содержание художественных произведений, их значение для формирования ценностных ориентации подрастающих поколений. Так, Н.Г. Чернышевский называл искусство «учебником жизни». Известный ученый-педагог В.П. Вахтеров был убежден, что искусство помогает каждому «войти в мир изящной фантазии и мечты», так как художник помогает нам открыть прекрасное в природе и человеке. Еще в 20-30-е годы утвердилась идея о том, что искусство, художественная деятельность играют важную роль в социализации личности ребенка, познания им своего «я», приобщении его к опыту общественных отношений.

Искусство рассматривается как источник развития творческих, созидательных сил детей и юношества (А.В. Бакушинский, П.П. Блонский, А.А. Брянцев, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, В.А. Су-хомлинский, К.Д. Ушинский, СТ. Шацкий, В.Н. Шацкая).

Моделирование педагогических условий приобщения школьников к эстетической культуре в процессе взаимодействия основного и дополнительного образования

Становление гимназии «Исток» и школы творчества «Вече» в качестве опытно-экспериментальной площадки проходило как живой, пластический процесс с его трудностями и противоречиями.

В гимназии и школе творчества наметилась тенденция рождения новых интегративных предметов, однако учебно-методическое оснащение интегрированных курсов было недостаточно:

гимназия представляет собой учебный комплекс, в котором наряду с основным и средним широко представлено дополнительное образование; вместе с тем возможности совершенствования учебно-воспитательного процесса за счет установления взаимосвязи между этими блоками использовались неполно;

гимназия находится в микрорайоне, где отсутствуют учреждения культуры, что требует решения задачи создания на базе образовательного учреждения различных форм организации досуга и развития детей и молодежи;

статус «гимназии» обязывал коллектив пересмотреть требования к выпускникам, строить модель особого гимназического образования, направленного не столько на освоение обучающимися стандартов, сколько на их творческое развитие, которое возможно за счет использования форм дополнительного образования.

Необходимость разрешения указанных и ряда других противоречий определила актуальность выбора в качестве проблемы разработку условий интеграции основного и дополнительного образования, побудила педагогический коллектив насытить гимназическое пространство комплексом организационных, функциональных, технологических, концептуальных действий.

С учетом имеющихся теоретических и практических предпосылок нами была определена общая тема опытно-экспериментальной работы: «Организационные и методические основы интеграции основного и дополнительного образования в обеспечении целостности учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении».

Цель опытно-экспериментальной работы состояла в разработке модели организации учебно-воспитатльного процесса в гимназии на основе интегративного подхода.

Объектом опытно-экспериментальной работы выступал целостный учебно-воспитательный процесс в гимназии.

Предметом опытно-экспериментальной работы стали организационные и методические условия интеграции основного и дополнительного образования, их эффективность в обеспечении единства учебно-воспитательного процесса. Гипотеза была основана на предположении о том, что интеграция основного и дополнительного образования в образовательного учреждения выступает эффективным фактором обеспечения целостности учебно-воспитательного процесса, если эта интеграция осуществляется по следующим линиям:

проектировочно-содержательной, связанной с разработкой и реализацией интегрированных личностно-ориентированных образовательных программ (обучения, воспитания и развития);

технологической, обеспечивающей использование «метода проектов» как интегративной формы решения задач;

организационно-деятельностной, основанной на формировании в образовательном учреждении интегративной социально-образовательной среды для учащихся и педагогов путем включения их в совместную исследовательскую работу.

В ходе эксперимента была разработана чёткая система управления гимназией и интеграционными процессами основного и дополнительного образования, представленная в таблице № 5:

В связи с тем, что при гимназии функционирует школа творчества «Вече», где сконцентрирована система дополнительного образования (кружки, секции, творческие объединения, клубы по интересам) появилась реальная возможность проводить работу по интеграции основного и дополнительного образования. Вопросами интеграции образования школа №27, ныне гимназия «Исток», занималась постоянно, а интеграцией основного и дополнительного образования с 1994 года, когда произошло реформирование внешкольной системы образования.

Похожие диссертации на Интеграция основного и дополнительного образования как фактор повышения эстетической культуры старшеклассников