Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников : на материалах начальных школ Исламской Республики Иран Горбаналинежадрудсари Сакинех Али

Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников : на материалах начальных школ Исламской Республики Иран
<
Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников : на материалах начальных школ Исламской Республики Иран Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников : на материалах начальных школ Исламской Республики Иран Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников : на материалах начальных школ Исламской Республики Иран Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников : на материалах начальных школ Исламской Республики Иран Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников : на материалах начальных школ Исламской Республики Иран Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников : на материалах начальных школ Исламской Республики Иран Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников : на материалах начальных школ Исламской Республики Иран Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников : на материалах начальных школ Исламской Республики Иран Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников : на материалах начальных школ Исламской Республики Иран Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников : на материалах начальных школ Исламской Республики Иран Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников : на материалах начальных школ Исламской Республики Иран Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников : на материалах начальных школ Исламской Республики Иран Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников : на материалах начальных школ Исламской Республики Иран Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников : на материалах начальных школ Исламской Республики Иран Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников : на материалах начальных школ Исламской Республики Иран
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Горбаналинежадрудсари Сакинех Али. Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников : на материалах начальных школ Исламской Республики Иран : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Горбаналинежадрудсари Сакинех Али; [Место защиты: Тадж. гос. пед. ун-т им. Садриддина Айни].- Душанбе, 2013.- 155 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-13/305

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Педагогические игры как средство профессиональной подготовки учителя

1.1. Педагогическая игра как метод активного обучения

1.2. Характеристика дидактических игр в педагогических исследованиях

ГЛАВА II. Основы разработки и проведения организационно-педагогических игр

2.1. Развитие познавательных интересов младших школьников через игровые технологии

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и т.д. Иными словами, школа заинтересована в знании об особенностях психического развития каждого конкретного ребенка. И, неслучайно, сегодня, как никогда, возрастает роль практических знаний в профессиональной подготовке педагогических кадров.

Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения, с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ученика начальных классов, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. Особенно важны эти моменты в младших классах, когда только начинается целенаправленное обучение и учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего, познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и т.д.).

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов. Занимательность условного мира игры делает положительной и эмоционально-окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Все это и обусловило актуальность темы исследования.

Степень разработанности проблемы исследования. Игра как феноменальное человеческое явление наиболее подробно рассматривается в исследованиях российских ученых Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко, А.И. Сорокина, Н.Р. Эйгеса и др.

Ряд специальных исследований по игровой деятельности дошкольников осуществили выдающиеся педагоги России П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.

Аспекты игровой деятельности в общеобразовательной школе рассматривались учеными Исламской Республики Иран Алиаброром Джафари, Ахмадом Мачиди и др.

Проблема игровой деятельности дошкольников и учащихся младших классов рассматривается в научных трудах ученых Таджикистана М.Л.Лутфулоева, Р.К.Курбонова, А. Н.Нурова, Б.Р.Рахимова Ф.Ш.Шарифова и др.

В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения, в частности. К таким активным формам обучения, недостаточно освещенным в методике преподавания начальной школы, относятся игровые технологии.

При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью развития познавательных интересов учащихся начальной школы и малым количеством разработок по игровым технологиям как средстве развития познавательных интересов детей младшего школьного возраста. Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: изучение возможностей игровых технологий в развитии познавательных интересов младших школьников.

Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников».

Объект исследования: процесс развития познавательных интересов младших школьников в начальной школе.

Предмет исследования: игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников.

Цель исследования: теоретически определить и экспериментально проверить возможность игровых технологий как средства развития познавательных интересов младших школьников.

Гипотеза исследования: развитие познавательных интересов младших школьников будет проходить более успешно, если на уроках использовать игровые технологии, включающие:

- учебную модель целостной профессионально-педагогической деятельности учителя;

- комплекс организационно-педагогических игр, позволяющий обеспечить последовательность переходов от учебной деятельности к профессиональной, постепенное изменение личностной позиции относительно педагогической деятельности и педагогического процесса.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

- раскрыть понятие «познавательный интерес» и определить особенности развития познавательных интересов у детей младшего школьного возраста;

- определить возможности игровых технологий как средства развития познавательных интересов младших школьников;

- экспериментальным путем проверить эффективность использования игровых технологий как средства развития познавательных интересов младших школьников.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют фундаментальные труды по философии, педагогике и психологии, а также концептуальные положения об использовании игровых технологий в развитии познавательных интересов младших школьников; законы Исламской Республики Иран «Об образовании», Государственный стандарт образования по учебным дисциплинам, отражающие проблемы повышения учебно-познавательной деятельности учащихся начальных классов; научные труды иранских учёных, посвященные способам и методам активизации учебной деятельности учащихся: Бокири Хусрава, Бокири Реза, Карими Абдулазим, Киёманиша Алиризо, Алиаброра Джафари, Ахмади Мачида, Ахмади Гуляали, Бозаргона Аббоси, Бокири Хусрава, Бокири Реза, Карими Абдулазим, Киёманиша Алиризо и др.; труды российских и таджикских ученых, посвященных проблеме игровой деятельности дошкольников и учащихся младших классов: С.В. Арутюняна, О.С. Газмана, В.М. Григорьева, О.А. Дьячковой, Ф.И. Фрадкиной, Г.П. Щедровицкого, М.Л. Лутфулоева, Р.К. Курбонова, А. Н.Нурова, Б.Р. Рахимова, Ф.Ш. Шарифова и др.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение за учебно-воспитательным процессом, педагогический эксперимент, метод анализа педагогического эксперимента, статистические методы обработки данных.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились начальные классы средних общеобразовательных школ № 13, №14, №36, №65, №77, №94, №107, гимназий № 32, № 59 г. Тегерана, различавшиеся по контингенту обучающихся, применяемым образовательным технологиям, опыту инновационной работы и условиям функционирования образовательного процесса. В ходе эксперимента обследовано 394 младших школьника. В экспериментальной работе принимали участие 127 учителей начальных классов города Тегерана.

Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа.

На первом (2005–2007 г.г.) поисково-ориентировочном этапе проводился теоретический анализ философской, педагогической и психологической литературы по проблеме повышения качества обучения у учащихся начальных классов; сформулирована тема; определены цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования.

На втором (2008–2010 г.г.) аналитико-диагностическом этапе результаты теоретического и пилотажного эмпирического исследования был определен понятийный аппарат исследования; осуществлялась разработка комплекса мероприятий и их систематическое проведение; обработка полученных результатов, проверка гипотезы.

На третьем (2011–2013 г.г.) экспериментально-аналитическом этапе проводилась экспериментальная работа; обрабатывались и систематизировались полученные материалы; проводилась обработка полученной информации, интерпретация результатов исследования и литературное оформление диссертационной работы.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- уточнен понятийно-терминологический аппарат, описывающий процесс развития познавательных интересов детей младшего школьного возраста через использование игровых технологий;

- обусловлено использование организационно-педагогических игр как интегрирующего звена учебно-воспитательного процесса;

- экспериментально обоснованы условия формирования и развития познавательных интересов учащихся начальных классов в процессе проведения организационно-педагогических игр;

- разработаны педагогические условия последовательного перехода учащихся начальных классов от учебной деятельности к профессиональной;

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что система профессионально-направленных, разработанных нами учебно-ролевых игр, является одной из форм активной предметной деятельности, которая позволяет наиболее полно раскрыть творческие возможности обучаемых. Изучение особенностей моделирования содержания учебно-ролевых игр на основе ведущих тем учебного процесса, знаковых систем игрового поля, образного языка и профессиональной направленности свидетельствует о том, что построение содержания учебно-ролевых игр невозможно по какому-то единому шаблону. Но учет приведенных рассуждений и доказательств, опирающийся на накопленный в педагогике личный опыт автора позволяет выработать единый методологический подход к отбору и конструированию содержания системы учебно-ролевых игр разных типов.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования по организации и проведению организационно-педагогических игр могут быть использованы: в процессе профессиональной подготовки студентов педагогического вуза; системе повышения квалификации работников образования; работе с педагогическими коллективами школ и учащимися; разработке проектов по развитию школы и высшего педагогического образования и при чтении лекций и спецкурсов по педагогике.

Достоверность и обоснованность результатов исследования и его выводов определяется исходными методологическими положениями, соответствием методов исследования его задачам и логике, а также проведением наблюдений, объемом исследовательских материалов, непосредственным участием диссертанта в организации и проведении организационно-педагогических игр, использованием разработок автора другими педагогическими работниками. Выводы и результаты исследования могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Характерные признаки организационно-педагогических игр как модель интегративной педагогической деятельности.

2. Условия формирования целостной профессионально-педагогической деятельности в процессе организационно-педагогических игр.

3. Основные цели и требования к содержанию организационно-педагогических игр как цепи последовательных переходов от учебной деятельности к профессиональной.

4. Содержание комплекса организационно-педагогических игр, требования к организации, формы и методические приемы их проведения в соответствии с основными целями.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась на международных и региональных научно-практических конференциях, совещаниях директоров образовательных учреждений г.Тегерана.

Основные положения и результаты исследования обсуждались на кафедре общей педагогики Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни, методических семинарах директоров и учителей начальных классов ряда школ г. Тегерана Исламской Республики Иран.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Педагогическая игра как метод активного обучения

В настоящее время в Исламской Республики Иран идет широкое использование новых технологий и методов обучения, следовательно, учебный процесс требует постоянного совершенствования. Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует коренного изменения стратегии и тактики обучения в учебных заведениях Ирана. Известно, что главными чертами выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого ученика. Успешность достижения этой цели зависит не только оттого, что усваивается, но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с помощью репродуктивных или активных методов обучения.

Одно из главных направлений совершенствования методов обучения школьников в образовательных учреждениях является использование в учебном процессе активных методов обучения, которые опираются на творческое мышление школьников, в наибольшей степени активизируют их познавательную деятельность, делают их понимающими новых идей, приучают самостоятельно принимать оптимальные решения и способствовать их реализации.

Разработка и внедрение активных методов обучения представлена в разных областях научного знания и исследования многими педагогами и психологами, но недостаточно изучено использование активных методов обучения, что предопределило актуальность данной темы.

Наиболее эффективным методом в подготовке современных специалистов является игровая технология. Она позволяет соединить знания и умения, превратить знания из предпосылок в действия. Исследования показали, что при лекционной подаче материала усваивается более 20% информации, в то время как в дискуссионном обучении - 75%, а в педагогической игре - около 90%.

Главной целью игры является подготовка школьников к приему и анализу информации, формирование и развитие умения применять теоретические знания в практических ситуациях. Игровые технологии, по нашему мнению, наилучшим образом приспособлены для реализации данных целей. Такие занятия позволяют имитировать живую динамическую обстановку реального, обыграть «на примерах действие конкретных факторов среды».

Учебные игры, разработанные на конкретных ситуациях, вводят младших школьников в сферу практической деятельности. Они также вырабатывают у них способность критически оценивать действующую ситуацию, находить решения по ее совершенствованию, являются мощным стимулом активизации самостоятельной работы по приобретению практических знаний и навыков. Приобретенные в процессе игры практические навыки позволяют младшим школьникам избежать ошибок, которые возникают при переходе к самостоятельной трудовой деятельности. Определение понятия «педагогическая игра»

Сущность педагогической игры в обобщенном виде зафиксирована в психологических словарях, например: «Педагогическая игра - форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики».

В педагогической игре «обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Общение в педагогической игре -это не просто общение в процессе совместного усвоения знаний, но, прежде всего, - общение, имитирующее, воспроизводящее общение людей в процессе реальной изучаемой деятельности. Педагогическая игра - это обучение совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества».

Как известно, игра в качестве средства активного обучения детей и взрослых используется достаточно давно. Самым близким предшественником деловых игр является военная игра, зародившаяся в XVII -XVIII вв.

На сегодняшний день игровые технологии в мире очень популярны. Особенно активно игровые технологии используются в практике высшего образования и среднего образования, многие вузы являются новаторами в методике преподавания деловых игр. Сегодня насчитывается уже несколько тысяч различных видов обучающихся игр.

В современной литературе существует большое разнообразие типологий и классификации игровых технологий. Игровые технологии различаются как: -учебные игры; -исследовательские игры; -управленческие игры; -аттестационные игры и др. Важным элементом игровых технологий является деловые игры. Первое упоминание деловой игры значилось как «военные шахматы», а потом как «маневры на карте». Интересно, что в XIX веке «военные игры должны были служить для того, чтобы разбудить внимание молодых военнослужащих и уменьшить трудности при обучении».

Проводимые в тридцатые годы деловые игры, предназначались для отработки в лабораторных условиях новых форм организации производства.

Однако, история развития деловых игр в Иране, начавшись в 30-х годах, примерно тогда же была и прервана.

Исследователи указывают различные причины такой приостановки. С одной стороны, ссылаются на военное время, нехватку ресурсов, с другой стороны, фиксируют, что свободные высказывания участников, множество вариантов решения проблем, наработанные в ходе деловых игр, сделали этот вид деятельности опасным и не совместимым с режимом тотальной регламентации.

Сочетание жестко структурированной деятельности с сильнейшим давлением на личность каждого участника давало невиданные плоды: разрабатывались варианты развития ситуаций с высокой степенью неопределенности. Метод стал применяться как средство решения сложных межпрофессиональных комплексных проблем.

За рубежом первые деловые игры были разработаны и проведены в 50-х годах в США. Они применялись преимущественно для обучения студентов-экономистов и будущих руководителей фирм.

Помимо указанной типологии, в основу которой положены критерии типа практики и целей, исследователи выделяют также такие критерии, как время проведения, результат, методология и т.п. Например, классификация деловых игр Л.В. Ежовой.

Характеристика дидактических игр в педагогических исследованиях

Термин «игра» на различных языках соответствует понятиям о шутке и смехе, легкости и удовольствии и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями. По М.Ф. Стронину, игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать. Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих [16;3].

Игра представляет собой небольшую ситуацию, построение которой напоминает драматическое произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами. В ходе игры ситуация проигрывается несколько раз и при этом каждый раз в новом варианте. Но вместе с тем ситуация игры ситуация реальной жизни. Несмотря на четкие условия игры и ограниченность используемого языкового материала, в ней обязательно есть элемент неожиданности. Услышав неожиданный вопрос, учащийся немедленно начинает думать, как же на него ответить. Поэтому для игры характерна спонтанность речи. Речевое общение, включающее в себя не только собственно речь, но и жест, мимику и т.д., имеет целенаправленность и носить обязательный характер.

Д. Б. Эльконин в своих работах рассматривает историю возникновения ролевой игры [4; 59]. По его мнению, невозможно точно определить исторический момент, когда впервые возникает ролевая игра. Он может быть различным у разных народов в зависимости от условий их существований и форм перехода на более высокую ступень развития. На ранних этапах развития человеческого общества, когда производительные силы находились еще на примитивном уровне и общество не могло прокормить своих детей, а орудия труда позволяли непосредственно, без всякой специальной подготовки включать своих детей в труд взрослых, не было ни специальных упражнений в овладении орудиями труда, ни ролевой игры. Дети входили в жизнь взрослых, овладевали орудиями труда и всеми отношениями, принимая непосредственное участие в труде взрослых. На более высокой ступени развития включение детей в наиболее важные области трудовой деятельности требовало специальной подготовки, которая проходила на уменьшенных по своим формам орудиях. Это и было так называемой ролевой игрой.

Таким образом, можно сформулировать важнейшее для теории ролевой игры положение: ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она социальна по своему происхождению, по своей природе. Ее возникновение связано не с действием каких - либо внутренних, врожденных инстинктивных сил, а с вполне определенными социальными условиями жизни ребенка в обществе [12; 167]. Игровые технологии

Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. К таким технологиям можно отнести игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативные технологии.

Педагогическая игра - вид деятельности, характеризующийся четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно — познавательной направленностью. Спектр целевых ориентации педагогических игр Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, применение ЗУН в практической деятельности, формирование определенных умений, навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков. Воспитывающие: воспитание самостоятельности, формирование определенных подходов, позиции, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности. Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умений находить оптимальные решения, развитие мотивации учебной деятельности. Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению, психотерапия. Деловые игры

Деловые игры отличаются от других во - первых, имитацией деятельности реальных социально - экономических систем, во - вторых, участники игры выступают в тех или иных ролях лишь для приобретения опыта преодоления конфликтов и принятия деловых решений; в -третьих, деловая игра всегда метод коллективного обучения; в -четвертых, в деловых играх создается эмоциональный настрой для активизации процесса обучения. Она деловая, т.к. прагматически направлена на дело, деятельность взрослых.

Игра без высокого духовного содержания всегда обречена на вырождение. Это правило распространяется на все виды игры, в том числе и на деловые.

Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций. В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры. Деловой театр, психо -и социодрама.

Имитационные игры - на занятиях имитируется деятельность предприятия или его подразделения: профсоюзный комитет, отдел, цех, участок и т.д. имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т.д.), обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет нач. цеха, зал заседаний). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитирующих процессов и объектов. Операционные игры - помогают отработать выполнение конкретных, специфических операций, модель методики написания сочинения, решения задач, ведения пропаганды и агитации. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.

Ролевые игры - в этих играх отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель - пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием».

Развитие познавательных интересов младших школьников через игровые технологии

Эти методы применяются как в мыслительной, так и физической сферах. Для того, чтобы учащиеся смогли применять тот или иной метакогнитивный метод, им потребуются должные условия для подготовки и тренировки. Запоминание метакогнитивного метода усиливается тогда, когда учащиеся имеют в своем распоряжении соответствующие материалы или обучаются им в школьной среде. Необходимо держать под контролем использование этих методов учащимися и расширять рамки их правильного использования. Этапы формального обучения метакогнитивным методам. Необходимо выбрать подходящий метакогнитивный метод для его применения в отношении конкретного навыка. Следует минимум три раза объяснять и моделировать рассматриваемый вами метод. Анализируйте степень восприятия учащегося, чтобы удовлетвориться, что он усвоил метод и способ его использования.

Необходимо предоставить учащимся достаточные условия, чтобы они могли репетировать применение методов.

При необходимости, в качестве обратной связи деятельности учащихся следует в определенных промежутках времени исправить их ошибки и моделировать заново использование метода.

Когда учащиеся самостоятельно начинают использовать методы, необходимо предоставлять им связанные с этими методами материалы (или же работу с применением методов выполняйте в классе).

Когда учащиеся заявляют, что они самостоятельно усвоили и запомнили метод и способ его применения, далее не следует использовать вспомогательные пути решения (некоторые ученики пользуются «методиками», в которых содержаться усвоенные ими методы, а также математические навыки, в отношении которых можно использовать любой метод). Следует в обязательном порядке расширять правильное использование конкретного метода учащимися.

Во время применения математических навыков на уроке следует моделировать опосредованное использование метода.

Как выглядит способ положительного воздействия данного учебного метода на учащихся, имеющих затруднения в научении? Этот метод открывает учащимся подходящий путь, чтобы они, используя его, смогли приобретать, резервировать и применять методы и информацию, связанные с такими занятиями, как математика. Такой вид обучения вооружает надлежащим методом учащихся с проблемой в сфере памяти, с использованием которого они могут восстановить ранее изученную информацию. Данный метод облегчает процесс становления независимости для той категории учащихся, которая сильно зависит от поддержки педагога. Он помогает учащимся переходить от неабстрактного и реального восприятия в абстрактное. Метод преподавания, основанный на метакогнитивной теории.

Главная цель.

Необходимо перед разъяснением целей преподавания настоящего метода, сформулировать определение термина метакогниция, который звучит следующим образом: «Метакогниция состоит из знания познавательной системы и ее регулирования». В психологической литературе познание приводится как синоним мышления, поэтому метакогницию можно определить и как знание процесса мышления и его регулирование. В теории познавательной психологии процесс познания человека состоит из приобретения, обработки, сохранения и передачи информации. В силу этого, метакогниция является деятельностью, которая охватывает функции и действия, связанные с четырьмя вышеупомянутыми элементами и полностью регулирующих их.

Подобный взгляд внушает мысль о том, что в школьной среде учителя должны призывать учащихся к изучению метода постижения, обработки, сохранения и правильной передача информации, к тому же стимулировать их к пересмотру и коррекции процесса умственных действий, которые выполняют и осуществляют они.

В общей сложности, главная цель метакогнитивной теории - это оказание помощи учащимся для мышления и воспитания навыков думания. Согласно принятым в мире стандартам образования, обдумывание, осуществляемое образованными людьми, является показателем развития. Вдобавок к сказанному, обучение метакогниции также нацелено на распространение усвоенных навыков на новые различные ситуации. Предполагается, что если индивид способен осознать процесс собственной познавательной деятельности и знать о том, что содержится в его памяти, то он наилучшим образом может передавать наличествующую у него информацию.

Основные понятия метода метакогнитивного преподавания.

Главными понятиями, которыми оперируют в рамках метода метакогнитивного преподавания, являются познание, метакогниция, метакогнитивные методы, передача научения (йодгири), контроль и регулирование познания, саморегуляция, метапамять (сверхпамять), схемы и т.д. Понятие познания охватывает такие действия, как знание и мышление. Метакогниция является деятельностью, выходящей за рамки познания и действием за рамки познавательного действия. Передача научения означает передачу усвоенных мыслей и практических действий учащегося. Регулирование (контроль) познания употребляется в значении «саморуководства» и основу саморегуляции (самосистематизации), составлят индивидуальное контролирование и регулирование индивидуальных процессов. Понятие «метапамять» связано с информационной сферой, в которой доминирует знание лица о силе и способностей своей памяти.

В метакогнитивной теории схемы являются теми мысленными образами, помогающими учащимся в осознании мысленных образов ситуаций, с которыми они сталкиваются. Мысленные схемы способствуют укреплению познавательной структуры человека. Укрепление познавательной структуры связано с наличием интеллектуального содержания, как реалии, понятия, принципы, законы и т.д. Плюс к этому, метакогнитивные методы имеют большое значение, ибо они широко используются в изучении различных уроков. Как было указано выше, метакогнитивные методы обеспечивают потребности, связанные с научением. Во всяком случае, методы являются теми ментальными и практическими действиями, открывающими путь:, к достижению целей и подготавливающими инструментарии для достижения этих целей.

Похожие диссертации на Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников : на материалах начальных школ Исламской Республики Иран