Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Основные объективные предпосылки в формировании и развитии мировоззрения и духовно-нравственных идей Имама Азама
1.1. Социально-политическое положение в эпоху Имама Азама
1.2. Научная и культурная атмосфера и его влияние на мировоззрение и духовно-нравственные взгляды Имама Азама
1.3. Степень изученности жизни и творчества Имама Азама в научно - исторической литературе
Выводы по первой главе
Глава II. Проблема духовно - нравственного воспитания молодого поколения в творческом наследии Имама Азама
2.1. Имам Азам о добре и добродетельности как высшем достоинстве личности человека
2.2. Воспитание чувства справедливости, терпения и согласия как одного из основных факторов духовно-нравственного становления личности
2.3. Воспитание добрых намерений и поступков, честности и правдивости, уважения родителей и старших, чувства долга, дружбы и ответственности в «Завещание Имама Азама своему сыну Хамаду
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованной литературы
- Научная и культурная атмосфера и его влияние на мировоззрение и духовно-нравственные взгляды Имама Азама
- Степень изученности жизни и творчества Имама Азама в научно - исторической литературе
- Воспитание чувства справедливости, терпения и согласия как одного из основных факторов духовно-нравственного становления личности
- Воспитание добрых намерений и поступков, честности и правдивости, уважения родителей и старших, чувства долга, дружбы и ответственности в «Завещание Имама Азама своему сыну Хамаду
Введение к работе
Актуальность темы исследования. В начале ХХI в. в условиях развития глобализационных процессов, наряду с положительными изменениями в развитии культуры отдельных народов и человечества в целом, о себе дают знать и различного рода отрицательные явления. В частности, это усиление противоборства различных политических движений и течений за доступ к экономическим и жизненно необходимым ресурсам.
Предметом озабоченности человеческого общества становится тот факт, что в обострившейся борьбе за достижение своих целей стали часто использовать методы и средства, явно противоречащие международному праву. Ситуация еще более усложняется, если при решении возникающих проблем начинают использовать религиозные лозунги. В результате о себе дают знать и противоречия религиозного характера. Таким образом, использование религии в корыстных политических и других целях более накаляет обстановку.
Все вышесказанное вполне подтверждается темы событиями, которые происходят сейчас в странах Центральной Азии – Афганистане, Ираке, ряде стран Ближнего Востока, Северной Африки, ставших в конце ХХ – начале ХХI века ареной острых столкновений интересов мировых держав.
Исходя из этого, особую актуальность приобретает анализ идейно – политических истоков современных религиозных течений, партий и движений. В данном случае большое значение имеет исследование творчества выдающихся средневековых мыслителей и богословов – Имама Азама, Имама Бухари, Имама Газали, Мир Сайида Али Хамадани, Носира Хусрава, Джалолиддина Руми и многих других известнейших ученых и факихов своего времени. Их ценное научное наследие имеет непреходящее значение для объединения народов, воспитания молодого поколения, укрепления мира и стабильности, государственности страны.
В свою очередь, изучение и анализ педагогической мысли народа, в частности таджикского, педагогических идей отдельных его великих мыслителей дают возможность, в процессе преподавания с одной стороны, учесть национальные особенности народа, а с другой, обеспечить на этой основе повышение качества и результативности учебно-воспитательного процесса.
К числу выдающихся мыслителей мусульманского мира принадлежит великий сын таджикского народа – ученый, философ, правовед и богослов Абуханифа Нуман ибн Сабит (Великий Имам) (699-767 гг.). Его научное наследие сыграло большую роль в формировании и развитии мировоззрения, совершенствовании нравственности многих поколений таджикского и других народов мира, в обогащении духовного мира человека как личности, от которой зависит дальнейшая судьба цивилизации.
Творчество Имама Азама отличается особой научно-практической значимостью ряда глубоко обоснованных в нем духовно-нравственных идей, которые до наших дней сохранили свою актуальность. Исследование и использование этих идей, бесспорно, обогатят современную таджикскую педагогическую науку. В частности и практику нравственного воспитания, формирование толерантности отношения и плюрализма. Великий мыслитель проповедовал и на личном примере доказывал, что именно образование и воспитание являются важнейшими средствами организации сознательной жизни человека и что именно образование и воспитание способны сделать жизнь людей содержательнее, целенаправленнее и счастливее.
К сожалению, следует констатировать, что многие духовно-нравственные идеи, разработанные предками таджиков, в том числе и идеи Имама Азама, в течение веков служившие основой воспитания и образования многих человеческих поколений, до сих пор остаются неисследованными. Между тем эти идеи на современном этапе развития Таджикистана оказались особенно востребованными в воспитании нынешнего поколения, духовно-нравственный уровень которого оставляет желать лучшего. В силу сказанного, предлагаемое исследование приобретает ярко выраженную актуальность и значимость. В воззрение духовного потенциала таджикского общества, в данном случае идей Имама Азама должно сыграть важную роль в деле воспитания подрастающей смены.
Степень научной разработанности проблемы. В действующих государственных документах Республики Таджикистан говорится о необходимости изучения педагогических воззрений таджикских мыслителей. Так, в стране уже изданы некоторые труды по этой тематике. Еще в 1962 и 1965 гг. была опубликована монография М. Орифи в двух частях «Из истории педагогической мысли таджикского народа в IХ-ХIХ вв.», позже – учебники Х. Афзалова и Б. Рахимова «История педагогики таджикского народа» (1994 г.), Т. Атахановой, М. Лутфуллоева, Ф. Шарипова «Очерки педагогических идей» (учебное пособие) (2005 г.). Также в республике были опубликованы книги М. Лутфуллоева «Возрождение педагогики Востока» (1997 г.), А. Пахлавонова «Педагогические идеи таджикского народа в ХVI – ХVII вв.» (1994 г.), К. Кодирова «История педагогических идей таджикского народа» (1998 г.), Б. Рахимова, А. Нурова «Этнопедагогика таджикского народа» (2008 г.), К.С. Абдурахимова «Педагогические идеи Мир Сайида Али Хамадани» (2003 г.), «Нравственное учение Носира Хусрава» (2007 г.) и др.
Такую активную публикацию работ по педагогике можно объяснить тем, что в Таджикистане образование и воспитание осуществляются на основе единства национального и общечеловеческого, что дает возможность подрастающему поколению, с одной стороны, лучше почувствовать свою принадлежность к своему народу, а с другой, осознать, что твой народ является субъектом общечеловеческой культуры.
Так, в своём выступлении «Великий Имам и диалог цивилизаций», посвященном 1310-летию Имама Азама, Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон отмечал: «Мы должны хорошо знать духовное наследие предков и выдающихся научных, религиозных, литературных, политических и общественных деятелей своего народа, использовать их бесценные произведения для воспитания сегодняшнего общества в духе уважения к предкам, чтобы построить свободное от фанатизма и противоречий государство. Мы должны обогащать духовный мир молодёжи, ибо будущее страны и государства в огромной мере зависит от развития личности, знаний, мировоззрения и национального самосознания молодых людей».
Исследование «Идей духовно-нравственного воспитания личности в трудах Имама Азама имеет также актуальное значение, поскольку его духовно-нравственные взгляды сыграют большую роль в воспитании не только нынешних, но и будущих поколений нашего и многих других народов всего мира.
Что касается исследования творчества, мировоззренческих взглядов Имама Азама, то некоторые их аспекты анализировались и достаточно успешно учеными различных стран. Во многих странах мира, народы которых исповедуют ислам, написано и издано немало книг о жизни и деятельности Имама Азама. Однако вопрос о просветительских и духовно-нравственных взглядах мыслителя всё ещё не стал предметом специального исследования. Эта проблема в большинстве изданных трудов рассматривается фрагментарно.
Следует отметить, что изучение жизни и творчества Имама Азама в Таджикистане началось в основном после приобретения республикой независимости, 90-е годы ХХ в. Так, в эти годы такие ученые, как Б. Рустам-заде, М. иммат-заде, Абуаломуддин и другие, исследовали в своих работах религиозные, философские и правовые взгляды Имама Азама.
В последние два десятилетия, особенно в период подготовки к юбилею 1310-летия рождения Великого Имама Абуханифы, в Таджикистане было опубликовано особенно много научных работ и публицистических статей о жизни и творчестве этого известнейшего богослова и правоведа. Был издан также ряд произведений самого Имама Абуханифы основателя суннитского мазхаба в шариате.
Чаще всего научные работы об Абуханифе имели научно-популярный характер. Они знакомили мировую научную общественность с его мировоззрением, философскими, религиозными, правовыми взглядами.
К числу таких научных работ можно отнести публикации С. Ахмадова, М. Лутфуллоева, С. Махкамова, Г. Мирзо-заде, А. Самарканди Васли, Дж. Рустамова и О. Обидова, Мавлоно Шиблии Нуъмона, М. Хазраткулова, М. Химмат-заде, Э. Рахмонова, А. Хамдама, Л. Чигрина и др.
По итогам конференций, посвященных 1310-летию Великого Имама проведенных в Республике Таджикистан, были опубликованы различные сборники статей. В этих статьях получили отражение философские, религиозные, правовые, просветительские и педагогические взгляды Великого Имама, касающиеся в частности, и формирования высоконравственной, духовной личности.
Большой научный интерес к творческому наследию Имама Азама проявили также ученые из России, Ирана, Афганистана, Индии, Китая и других стран. Например, Абу Амин Биляль Филипс, Ш. Алятутдинов, Т. Хабибулин, В. С. Нерсесянц, Р. Батыр и др. В этих научных работах предметом исследований ученых стали различные аспекты жизни и творчества Абуханифы, особенности его мировоззрения как ученого, философа, богослова и правоведа.
При всех достижениях учёных в изучении творчества Великого Имама всё же приходится констатировать, что духовно-нравственные взгляды Абуханифы, его отношение к проблемам формирования нравственных качеств и духовного мира человека, воспитанию и обучению подрастающего поколения в целом осталось вне сферы внимания ученых. Своим диссертационным исследованием мы попытались заполнить этот пробел.
Объектом исследования является процесс совершенствования воспитания подрастающего поколения, в котором важное место занимают проблемы формирования и развития высоких духовно-нравственных качеств личности. Процесс учебно-воспитательной работы, в котором предлагается использовать творческое наследие Имама Азама, обогатиться многими весьма востребованными в современных условиях развития Таджикистана идеями.
Предметом исследования являются социальные и религиозные источники Имама Азама, в которых особенно четко изложены пути формирования духовно-нравственных качеств человека.
Цель исследования - определение значения духовно-нравственных идей Имама Азама для воспитания молодого поколения; выявление связи творчества мыслителя с практикой воспитания; поиск путей эффективного использования духовно-нравственных идей Абуханифы в современном процессе воспитания и образования.
С учетом объекта, предмета и цели исследования были поставлены следующие задачи:
выявить исторические, политические, социально-экономические и культурные истоки формирования и развития духовно-нравственных идей Имама Азама и показать его влияние на процесс нравственного воспитания и развития педагогической мысли VIII в. народов Востока;
глубоко проанализировать педагогические и психологические аспекты идей Имама Азама, направленных на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, формирование правильного поведения личности в обществе;
показать роль ислама, в частности суннизма, в формировании нравственных взглядов Имама Азама;
определить пути и способы внедрения и использования взглядов Имама Азама в практике воспитания подрастающего поколения на современном этапе;
выявить формы, методы и способы духовно-нравственного воспитания учащихся на основе педагогического наследия Имама Азама;
разработать предложения и рекомендации по использованию духовно-нравственных взглядов Имама Азама в процессе образования и воспитания подрастающего поколения.
Цель исследования определила следующую рабочую гипотезу: целенаправленное изучение духовно-нравственных идей Имама Азама с позиции обогащения и совершенствования учебно-воспитательной работы и построения на данной основе концепции воспитания при условии обеспечения в учебно-воспитательной деятельности школы и участия семьи, обеспечение единства, целенаправленности, систематичности и последовательности в их сознательной деятельности. Разработка такой концепции позволит решать многие проблемы, имеющиеся в учебно-воспитательной работе, повысить уровень обучения и воспитания молодого поколения и придать национальный дух педагогическому процессу в современном обществе.
Методологической основой исследования послужили: основополагающие положения педагогики, психологии, философии, а также труды государственных и общественных деятелей, литераторов и историков о необходимости использования в учебно-воспитательном процессе Таджикистана педагогического и культурного наследия великих представителей науки и культуры таджикского народа, в том числе педагогического наследия Имама Азама. Были привлечены также законодательные и нормативные акты высших органов Республики Таджикистан по вопросам изучения наследия наших предков, соответствующие концепции и положения по вопросам образования и воспитания.
Источниковедческую базу исследования составили: произведения Имама Азама (как в оригинале, так и переводе); Коран, Антологии таджикской поэзии, Энциклопедия персидско-таджикской прозы, Таджикская Советская Энциклопедия, Энциклопедия литературы и искусства Таджикистана, Доиратулмаорифи бузурги исломї (Большая исламская энциклопедия) и др.; исследования таджикских, русских и зарубежных востоковедов, философов, литературоведов: В. А. Иванова, А. Э. Бертельса, Б. Гафурова, Н. Мухтарова, Абу Алмин Биляль Филипса, Казим Мусави Буджнурди, Озода Армаки, Ал Надима, Мухаммад Ибн Исхаки и др.; фундаментальные монографические исследования ученых-педагогов: М. Орифи, И. Обидова, А.Э. Измайлова, Б. Рахимова, М. Лутфуллоева, К.С. Абдурахимова, Х. Афзалова, А. Пахлавонова, К.Б. Кадырова и др., посвященные педагогическим воззрениям таджикского народа.
Исходя из поставленных в работе целей и задач, применительно к проблематике диссертации эффективно автором были использованы комплекс базовых методов исследования:
анализ произведений Имама Азама, касающихся вопросов педагогики и психологии, а также работ ученых различных стран, исследовавших философские, педагогико-психологические взгляды Имама Азама;
сопоставление и сравнение достигнутых результатов, подведение итогов опыта кафедр педагогики и психологии высших учебных заведений Таджикистана; изучение методов использования педагогического наследия наших предков в процессе организации обучения и воспитания подрастающего поколения;
педагогические наблюдения, тестирование, интервьюирование, беседы, диспуты, диалоги, анкетирование учителей, школьников, их родителей, студентов и др.
Научная новизна исследования заключается в сборе и систематизации педагогических взглядов Имама Азама по вопросам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, которая позволила выявить закономерности духовно-нравственных качеств личности, оказывающих положительное влияние на формирование и развитие личности учащихся: Разработаны пути взаимодействия взрослого и молодого поколения в образовательном процессе; Предложены формы и методы организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных школах, среди студентов колледжей и высших учебных заведений страны на основе духовно-нравственных взглядов Имама Азама.
Теоретическая значимость работы обоснована тем, что она способствует дальнейшему исследованию целостной картины развития педагогических идей великих персидско-таджикских мыслителей. Исследование духовно-нравственных идей Имама Абуханифа позволяет восполнить пробел, существующий в изучении наследия таджикско-персидских мыслителей данного исторического периода, убедительно освещает многие вопросы воспитания образования, которые до сих пор в достаточной мере не изучены и не анализированы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты и выводы исследования, могут быть использованы при исследовании истории развития педагогической мысли таджикского народа, при создании учебников по общей педагогике, вузовских учебников и учебных пособий. Практические работники системы образования могут использовать при преподавании истории педагогики и образования, а также проведении спецкурсов по данному предмету, организации и проведении воспитательных мероприятий.
Достоверность и обоснованность значение полученных результатов исследования для практики подтверждается тем, что разработаны и внедрены, рекомендации и выводы применены в деятельности общеобразовательных школ Хатлонской области, педагогических вузов, на курсах повышения квалификации учителей, что доказало обоснованность проблемы, методологических положений исследования, подтвердив гипотезу и ведущие идеи исследования. На основе исследования введены и предложены трактовка понятий согласно взглядов Имама Азама такие как добро и добродетельность , как высшее достоинство личности, воспитание справедливости, терпения к людям другого мировоззрения, как основного фактора духовно-нравственного становления личности, воспитания добрых намерений и поступков, чувства долга и ответственности по завещанию Имама Азама своему сыну
Апробация научных основ исследования. Основные выводы и положения исследования отражены в опубликованных статьях и монографиях автора. Результаты исследования в виде тезисов и докладов излагались на научно-теоретических и практических международных, республиканских и областных конференциях, проходивших в г. Душанбе и Курган-Тюбе; на курсах повышения квалификации учителей Хатлонской области, на кафедре педагогики и психологии Курган-Тюбинского государственного университета им. Носира Хусрава. Основные выводы, положения и рекомендации диссертации в настоящее время используются при чтении спецкурса в Курган-Тюбинском университете. Идея диссертации базируется на анализе, сравнения и обобщения опубликованных работ по деятельности Имама Азама и идеи духовно-нравственного воспитания личности.
На защиту выносятся следующие научные положения:
основные направления духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, с точки зрения Имама Азама;
необходимость организации духовно-нравственного воспитания учащихся на примере личности Имама Азама;
система форм и методов эффективного использования духовно-нравственных взглядов Имама Азама в процессе обучения и воспитания учащихся;
создание благоприятных педагогических условий и возможностей для изучения духовно-нравственных идей Имама Азама учителями и учащимися.
Научно-экспериментальной базой исследования послужили Курган-Тюбинский государственный университет им. Носира Хусрава, Кулябский государственный университет им. А. Рудаки, общеобразовательные школы г. Курган-Тюбе, Сарбандского и Бохтарского районов, педагогические колледжи и Институт повышения квалификации учителей Хатлонской области.
Личный вклад соискателя состоит в непосредственном участие на всех этапах процесса исследования, в разработке содержания и технологии проведения учебно-воспитательной работы, консультирование учителей проводимых данную работу, обработка и корректировка результатов наблюдения и подготовки к публикации наиболее общие рекомендации.
Основные этапы исследования. Исследования проводились в три взаимосвязанных этапа, на каждом из них были поставлены и решены конкретные цели и задачи.
Первый этап (2008-2009 гг.) имел изыскательно-просветительский характер, на основе анализа философских, религиозных, правовых и духовно-нравственных взглядов Имама Азама были определены основные цели и задачи исследования.
На втором этапе (2009-2010 гг.) на основе духовно-нравственных идей Имама Азама была организована образовательная и воспитательная работа среди учащихся общеобразовательных школ №№35, 32, 26 Бохтарского и 14, 15, 17 Сарбандского районов, гимназии «Ориёно» и общеобразовательных школ №8, 10 и 11 г. Курган-Тюбе, среди студентов Курган-Тюбинского государственного университета им. Носира Хусрава, Кулябского государственного университета имени А. Рудаки, педагогического колледжа Курган-Тюбинского университета, среди слушателей Института повышения квалификации учителей Хатлонской области. Были определены формы и методы организации учебно-воспитательного процесса на основе педагогических взглядов великого мыслителя.
Третий этап (2011-2012 гг.) - проводились анализ и типизация духовно-нравственных воззрений Имама Азама, выявлялись возможности их интеграции в современное общество. Были систематизированы и обобщены результаты исследования, предложены рекомендации, сформулированы общие выводы и оформлены в виде диссертационной работы.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Содержание диссертации изложено на 168 страницах компьютерного набора. Список использованной литературы насчитывает 182 наименования.
Научная и культурная атмосфера и его влияние на мировоззрение и духовно-нравственные взгляды Имама Азама
В современных условиях развития общества наряду с национальными интересами большое значение приобретает и религиозное самопознание таджикского народа. Его правильная ориентация будет вести к диалогу религий, являющихся главным компонентом всех цивилизаций, и к укреплению позиций независимого Таджикистана на мировой арене. Для правильного формирования религиозного самопознания таджикскому народу необходимо использовать богатое религиозное наследие, в частности, наследие Имама Азама (основателя ханафисткого мазхаба), мыслителя мусульманского мира, самого известного и влиятельного богослова, законоведа, философа и мухаддиса (знатока и интерпретатора хадисов-высказываний пророка Мухаммада), Абуханифа Нумана ибн Сабита ибн Марзбана ибн Заута (699-767 гг.) можно считать ярким примером диалога религий и цивилизаций.
В эпоху, когда родился и жил Имам Азам, ислам и исламская культура только получили распространение в различных частях Варарудана и Хоросана (Средней Азии), население ещё продолжало исповедовать различные религии: зороастризм, манихейство, буддизм, христианство и т.д. Период жизни Имама Азама пришлось на один из наиболее сложных периодов на длительном пути формирования ислама, фактически на время сложения самих принципов мусульманской религии и идентичности.
В первой половине VII в. (н.э.) арабы захватили Иран. Эта победа арабов привела к великой революции, которая охватила все сферы жизни общества. Законы, нравы, традиции и обычаи, которые принесли с собой арабы, по своей сути и содержанию были примитивными и неусовершенствованными, однако они послужили основой дальнейших преобразований. Несомненно, предпосылки кардинальных преобразований необходимо искать в недрах порочных обществ покоренных стран, а не общепринятом утверждении, что это явилось следствием победившей стороны, утверждая без на то основание о насильственном насаждении религии. Несмотря на то, что ислам зародился на Аравийском полуострове, территории, не отличающиеся развитой экономикой и культурой, судьбоносные явления и события тех времен связаны с более высокими цивилизациями Византии (Дамаск) и Ирана (Куф и Багдад).
Несмотря на усиленные действия арабов по очищению сознания завоёванных народов от местных религиозных верований, в особенности от зороастризма, религиозного учения сторонников огнепоклонства, это учение в последующие столетия оставалось в душах и сознании его последователей.
Социальное неравенство, для преодоления которого зороастризм не предпринял никаких мер, в последствии нашло свое воплощение в учении Маздака, призывающего к революционным преобразованиям. Несмотря на то, что сасанидское общество ещё задолго до распространения ислама в Иране пыталось применить жесткие меры против распространения этого религиозного учения, последователи Маздака под разными названиями до IX века в разных местах давали о себе знать (113, 30).
Важнейшим новшеством в политической жизни Халифата после смерти Пророка было возвращение к монархическому режиму и политике арабизации провинций при Омейядах. В результате физического давления арабы смогли укрепить на долгие времена влияние Омейядского халифата, а также арабского владычества семейства Абу Суфьяна (661-683 гг.) и Марвана (683-749 гг.). Первейшим средством Муавии и других халифов Омейядов было использование в своих целях неосведомленность народных масс.
В период арабского нашествия на Иран, Византию и Центральную Азию было разрушено множество городов, снесены дома и разграблено имущество жильцов, женщины не арабского происхождения были выставлены на продажу и т.д., и все это делалось от имени и во имя религии. Правительство династии Омейядов в своих действиях придерживалось порочной практики, при которой побежденные народы (в том числе и иранцы), оказавшись в плачевном положении, всячески унижению подвергались и оскорблялению. Укоренялся порядок, при котором арабам давались немалые льготы. При этом исходили из следующего утверждения: «Этот народ, избранный богом, так как из его рядов появился пророк». Несмотря на то, что многие пленники принимали ислам, получая при этом личную свободу, в действительности сталкивались с пренебрежительным отношением к ним арабов, которые считали их второсортными гражданами. Арабы по отношению к ним вели себя высокомерно и бесчеловечно (147, 32).
Население неарабского происхождения, учитывая, что принятие ислама было связано только с процедурой произношения определенных слов, подтверждающих их приверженность к данной религии (шахадат) с легкостью переходили из стана других религий, в том числе христианства, где подобная процедура сопровождалась крещением.
Другим немаловажным примером был социальный фактор, или переход из одного социального общества в другое. Именно этот социальный стимул с годами все больше расширяло и укрепляло исламское общество, так как человек, поменявший религию, мог приобрести более высокий социальный статус. Однако, сохранение родового строя арабами тормозило ход данного процесса, так как это мешало народам, ставшим мусульманами, поменять свой социальный статус.
Степень изученности жизни и творчества Имама Азама в научно - исторической литературе
Имам Азам обладал слишком острым умом, чтобы не видеть, как много соблазнов для фальсификации и матна, и иснада хадисов представляла та историческая реальность, в которой они создавались и кодифицировались. Особенности «человеческого фактора», незавершенность процесса формирования арабской письменности, различные формы написания графем, да и самой манеры записи в период фиксации наиболее ранних хадисов и, соответственно, ошибки в прочтении слов заставляли его быть предельно осторожным в процессе подтверждения подлинности хадисов. Показательно, что красной нитью в высказываниях имама проходит необходимость глубокой осмысленности в речах и действиях как главного требования в жизни мусульманина.
Безусловно, будущий Имам Азам потратил значительную часть времени на освоение хадисов - «сердца мусульманского образования», и был прекрасным знатоком в этой области. Однако все же больше его увлекала юридическая сторона складывавшегося комплекса знаний; по-видимому, его критический склад ума, заинтересованность в разрешении существующих правовых проблем, особенно остро стоявших в его родной среде, заставляли посвятить себя мусульманскому праву, фикху.
По существу, Имам Азам предложил мусульманам разной этнической идентичности возможность выбора своего языка как средства осмысления новой реальности, как наиболее точного инструмента выражения своей культурной идентичности. Вспоминая, справедливое замечание Ю.М.Лотмана о том, что «Интеллектуальную историю человечества можно рассматривать как борьбу за память», можно утверждать, что закрепляя разрешение проводить богослужение на родных языках, Имам Азам тем самым показал себя человеком, способным отстоять культурное наследие неарабских народов как их право на сохранение собственной культурной и интеллектуальной традиции. Безусловно, деятельность Имама Азама в этом аспекте должна быть рассмотрена в связке с набиравшим силу движением шуубийа, однако именно ему принадлежало право закрепить это положение юридически.
Одновременно с этим можно утверждать, что разрешение на перевод важнейших сакральных текстов (Коран, хадисы) неизбежно приводило к расширению возможностей интерпретации, поскольку любой перевод и есть поиск новой интерпретации в иной системе смыслов, актуализация одной священной матрицы, раскрывающей фундаментальные условия функционирования человеческого общества в пределах иной догосферы.
Уникальный опыт сотворчества вкупе с мощным культурным субстратом ираноязычных народов довольно быстро привели к бурному развитию фарси в последующий период. Сфера использования фарси неуклонно расширялась, значительно увеличился круг его социальных функций; он превращается в lingua franca, «завоевывая» новые народы и страны, преодолевая жанровые и тематические ограничения. Областью использования арабского языка остались классические дисциплины: богословие, юриспруденция, наука. Однако и эти сферы интеллектуальной деятельности не были полностью «закрыты» для фарси. Уже к началу рассматриваемого периода в Мавераннахре сформировалась значительная прослойка мусульманских интеллектуалов, свободно владевших обоими языками. Выбор языка сочинения для них всегда означал, в первую очередь, выбор читательской аудитории.
Тот факт, что впервые в истории мусульманской цивилизации иной -неарабский - язык превратился в инструмент формирования духовного универсума мусульманского общества, имеет знаковый характер и свидетельствует об изменении парадигмы цивилизационного развития. Мы можем рассматривать этот феномен как крупный шаг к реализации основного принципа исламской цивилизации - инсаниии, которая противопоставляется национализму, разделяющему человечество, а не способствующему его единству. В контексте духовных символов ислама как мировой религии этот феномен означает принципиальную невозможность «этнической замкнутости, способствует выражению национальной идентичности». Так, «движением-культурной информации» создавалась мусульманская цивилизация.
Иранский ученый Зарринкуб справедливо назвал «двумя веками молчания» время осмысления нового для ираноязычных народов пласта культуры - арабоязычной мусульманской. Колоссальный комплекс мусульманской арабоязычной литературы классического - VII-IX вв. того периода, включающий Коран, свод хадисов, основополагающие труды по вопросам, регулирующим все стороны жизни каждого мусульманина в отдельности, и всей уммы в совокупности, закрепляется как фундамент, без которого становилось невозможно дальнейшее развитие всей интерисламской цивилизации. Именно этот феномен придал арабскому языку статус lingua sacra, сохранившийся за ним и поньше. Появление новых членов уммы, представлявших различные культурные и духовные традиции, попытки интеллектуалов найти иную трактовку важнейших вопросов, встававших перед «обществом Книги», являлись мощным императивом нахождения путей диалога на всех уровнях: идеологическом, культурном, социальном. На следующем этапе развития мусульманской цивилизации фарси в полной мере сыграл роль lingua franca.
Воспитание чувства справедливости, терпения и согласия как одного из основных факторов духовно-нравственного становления личности
В процессе формирования и развития новых экономических, политических, социальных, научных и культурных отношений и перестройки всего комплекса общественных отношений, вопрос духовного обогащения и морального оздоровления общества в целом и отдельных личностей в частности, приобретает особо актуальное значение. Для достижения этой цели, наше общество обращается в прошлое, с целью изучения и переосмысления творческого наследия великих мыслителей I прошлого, изучения жизни и творчества отдельных исторических личностей. Для осуществления этих целей задача воспитания и образования молодого поколения и всесторонне гармонически развитой личности человека является одной из важнейших задач современного общества. Как известно, будущее общество во многом будет зависит от уровня и качества обучения и воспитания нынешнего молодого поколения. Исходя из этого, система народного образования должна опираться на богатое научное, культурное и историческое наследие наших предков.
В «Концепции таджикской национальной школы» отмечается: «Богатое наследие наших предков может служить не только для воспитания подрастающего поколения, оно также является первоисточником обогащения содержания образования. Таким образом, мы можем восстановить историческую правду, в наших школах наряду с изучением наследия поэтов и писателей классической персидско-таджикской I литературы, изучается творческое наследие представителей других наук Востока» (45, 4). Мыслители прошлого на основе жизненного опыта, достижений науки и культуры своего времени разработали определенную систему обучения и воспитания молодого поколения, основанной на моральных и нравственных ценностях, оказавших огромное влияние на воспитание последующих поколений. По этому поводу Президент Республики
Таджикистан Эмомали Рахмон в своей книге «Великий Имам и диалог цивилизаций» отмечает, что «Любой этнос или народ постоянно испытивают огромную потребность в своих исторических ценностях. Эти ценности последовательно и разумно используются для духовного и нравственного воспитания новых поколений» (109, 63).
В произведениях великих ученых, литераторов, в целом всех мыслителей персидско-таджикского народа, проблема обучения и воспитания молодого поколения занимает самое высокое положение. Они в своих научных трудах уделяли особое внимание на образование и воспитание полноценной личности, формирование духовно богатого и нравственно воспитанного человека. Они стремились воспитывать такого человека, который обладал такими духовно-нравственными качествами, как добро и добродетельность, гуманизм, честность и справедливость, отвага и мужество, преданность и любовь к Родине, дружба и товарищество, милосердие и помощь неимущим, трудолюбие, проявление уважения к старшему поколению и другие. Согласно их утверждению именно эти качества в совокупности способствуют формированию всесторонне гармонически развитой личности. (
Научно-культурное наследие, которое оставил своим потомкам великий мыслитель Абуханифа Нумон ибн Собит (Имам Азам) направлено на формирование и развитие нравственности, мировоззрения, культуры поведения в обществе, моральной чистоты и воспитания человека как полноценного члена и гражданина своего общества. Такие произведения Имама Азама, как «Ал-фикх-ул-акбар», «Ал-фикху-л-абсат», «Ал-Олиму ва ал-мутааллиму», «Ал-васият», «Рисолаи Абуханифа ба Усмони Бати» и др! в течении более тысячи лет способстовали повышению уровня знаний, просвещенности человека, развитию мировоззрения, моральной чистоте общества и отдельных личностей и не утратили своё воспитательное и образовательное значение, и в настоящее время.
Произведения Имама Азама полны духовных и нравственных наставлений, которые способствуют в каждом человеке формированию добра и добродетельности, а в целом всесторонне гармонически развитой личности.
Сердцевину духовно-нравственных учений Имама Азама составляет і идея о доброте и добродетельности, направляющие человека на праведный путь, на созидательную деятельность, на благо людей и всего общества. Анализ произведений Имама Азама показывает, что мыслитель хотел видеть в человеке такие добрые качества, как человеколюбие, честность и справедливость, терпение и согласие, дружба и товарищество, братство и равенство и другие духовно-нравственные качества. Он призывал людей не только к тому, чтобы они имели эти добрые качества, т.е. только обладали этими качествами, также он огромное внимание придавал тому насколько правильно они могут применять эти качества на практике. Другим людям практическое решение данной проблемы он доказывал своим личным примером. Надо отметить, что великий мыслитель всегда стремился к практическому решению проблемы. Поэтому, он прежде чем что-то (или какой-то поступок) требовать от других, своим личным примером, т.е. поступком на деле доказывал решение той или иной проблемы.
Духовно-нравственное учение великого философа о доброте и добродетельности составляет главное содержание таких произведений как «Ал-Олиму ва ал-мутааллиму», «Ал-васият», «Рисолаи Абхднифа ба Усмони Бати», «Ал-фикду-л-абсат» и другие.
Воспитание добрых намерений и поступков, честности и правдивости, уважения родителей и старших, чувства долга, дружбы и ответственности в «Завещание Имама Азама своему сыну Хамаду
Следует отметить, что в мусульманском мире существуют множество мазхабов, сект и направлений, но главной отличительной чертой ханафитского учения, как в целом и всего ислама является высокая нравственность, человеколюбие, толерантность и согласие. К великому сожалению, приходится подчеркнуть тот факт, что современный мир, в частности исламский мир, ещё не до конца осознали ту роль, которую играла и продолжает играть учение Имама Азама в деле распространения идей гуманизма, веротерпимости и согласия в самой исламской религии. Именно, сегодня очень остро не хватает сторонникам различных течений, конфессий и т.п. в самой исламской религии таких чувств как гуманизм, толерантность и согласие между всеми ими в решении многих политических, социальных, экономических и других проблем.
В условиях развития современного мира, когда идёт процесс глобализации во всех сферах общества, когда исламский мир и мусульмане испытывают неприкрытую негативную атмосферу во многих уголках мира, нам необходимо развивать ту толерантную, мягкую и миролюбивую школу Имама Азама, по новому осмысливая свою ответственность перед будущими поколениями мусульман, распространять и применять в жизни методы толерантности и согласия выдающегося учителя всех мусульман, проповедовавшего ханафитский мазхаб. Именно, в условиях развития современного мира, нам необходимо не поддаваться провокационным дискуссиям и не растрачивать свои силы, ум и знания на обсуждение так называемых проблем как: «какой длины штаны, какой длины борода, ходить в парандже или без неё и т.д.». Разве эти и подобные проблемы сегодня являются актуальными проблемами мусульман? Неужели, сегодня кроме таких проблем мусульманам больше нечем заняться?
Чувство и качество умения терпеть и согласиться было одним из главных положений учения Имама Азама. Об этом свидетельствуют его доводы и рассуждения, которые он обосновывал, исходя из положений других религий. ; Следует подчеркнуть тот факт, что Имам Азам в своём учении не только призывал мусульман к терпению, но терпение он провозглашал как один из принципов, позиций самого ислама по отношению к последователям других религий.
Великий мыслитель как основатель ханафитского мазхаба очень хорошо понимал, что именно чувство толерантности и согласия может представителей разных религий привести к диалогу в процессе решения реальных проблем всех религий.
На наш взгляд, именно данный подход (метод) решения проблем Имама Азама являются наиболее реальным и оптимальным вариантом и в нынешнем современном мире. Как свидетельствуют историко-культурные источники социальная справедливость, человеколюбие, мир и спокойствие, равенство и братство являются главными идеалами культурных ценностей исламской религии. Проблема возвеличивания человека и уважение к личности в исламской религии применимы не только к его последователям, но и к представителям и последователям других религий. Всё это доказывается творческим наследием (произведениями) великих ученых и мыслителей персидско-таджикского и других народов, проповедовавших ислам. Например, основоположник ханафитского мазхаба Имам Азам своим учением и отношением является образцом высшей морали и гуманизма. Хотя бы взять его отношение к своему соседу-иудею. От отношения Имама Азама иудей остался под таким сильным впечатлением, что принял веру Абуханифы.
Естественно, такое доброе отношение и терпимость Имам Азам, прежде всего исчерпал из учения священного Корана. [Аят 2 суры «Стол», Аят 83 суры «Корова», Аят 86 суры «Женщины» и др.].
Особо необходимо отметить тот факт, что до настоящего времени в Таджикистане не наблюдалось никакого конфликта или противостояния между представителями разных религий на основе религиозных убеждений. Таким образом, в религиозном пространстве нашей республики полностью реализовывается тезис благочестивого Корана: «В религии не должно быть никакого принуждения». (Коран, Аят 256 суры «Корова»).
Граждане нашей страны действуя согласно своим убеждениям имеют миролюбивое взаимоотношение, которое поддерживается государством и Правительством Таджикистана. С другой стороны, это является показателем правильной политики светского государства Таджикистан относительно религии и религиозных убеждений. Именно благодаря реализации основ свободы религиозных убеждений и требований законодательства нам удалось предотвратить различные религиозные конфликты и обеспечить в стране атмосферу религиозной терпимости. Нашей общественности также необходимо беречь и защищать подобное взаимотерпимое отношение религий.
Однако, как отметил в своем докладе Президент страны Эмомали Рахмон: «Также в проповедях и выступлениях некоторых проповедников вместо воспитания граждан и повышения уровня религиозной просвещенности звучат оскорбительные слова, наблюдаются экстремистские выходки с их стороны. Сегодня на улицах и рынках звучат такие проповеди, смысл и содержание которых противоречит религии ислама и ханафитскому фикху. В таких условиях назрела необходимость поднять роль и авторитет Главного управления по делам религии Министерства культуры в решении актуальных проблем религиозной жизни страны. Также в целях защиты неприкосновенности прав на свободу совести и религиозных убеждений, недопустимости навязывания обществу взглядов объединений и конфессий, а также предотвращения всякого рода привелигирования по признаку религиозной принадлежности, разжигания ненависти и злобы, оскорбления религиозных чувств граждан, обвинения личности из-за религиозности или атеизма, необходимо усилить меры соблюдения законодательства в этой сфере. Другой вопрос, который сегодня должен привлечь внимание общественности, заключается в том, что в стране бесконтрольно, и во многих случаях, вопреки законодательству о печати и религии ввозятся и распространяются религиозная литература и агитационные материалы сомнительного содержания. Только по их названиям можно догадаться, что их содержание не свободно от радикализма, экстремизма, предрассудков и суеверий. Такая же картина наблюдается на рынках дисков и кассет с записью проповедей и фильмов. Предотвращение подобной неразберихи и импорта, печати, распространения и продажи литературы, а также предметов и материалов религиозного назначения, регулирование этого вопроса является из числа важнейших факторов нормализации религиозной атмосферы в стране» (109, 8).