Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теория и практика физического воспитания студентов в высших учебных заведениях
1. Теоретические основы традиционной системы обучения в вузе 11
2. Задачи физического воспитания студентов в вузе 18 J
3. Связь физического воспитания и эффективности умственной деятельности студентов 32 '
Глава 2. Система гуманизации физического воспитания студентов.
1. Теоретические основы гуманизации учебно - воспитательного процесса в вузе 57
2. Педагогические условия гуманизации физического воспитания студентов 86
3. Экспериментальное исследование влияния гуманизации физического воспитания студентов на успешность их учебной деятельности 96
Заключение 102 \
- Теоретические основы традиционной системы обучения в вузе
- Теоретические основы гуманизации учебно - воспитательного процесса в вузе
- Педагогические условия гуманизации физического воспитания студентов
Введение к работе
Актуальность исследования. Хорошо известно, какую важную роль играет двигательная активность в создании благоприятных условии для осуществления психической деятельности человека. Она выступает, как средство снятия отрицательных эмоциональных воздействий, умственного утомления и в силу этого - как фактор стимуляции интеллектуальной деятельности. В результате занятий физическими упражнениями улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, обеспечивающие восприятие, переработку и воспроизведение информации. Имеются многочисленные данные о том, что под влиянием физических упражнений увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение интеллектуальных задач, убыстряются зрительно-двигательные реакции. На занятиях по физическому воспитанию, объектом которых становится сана двигательная деятельность, создаются наилучшие возможности для развития психомоторики. Специальные исследования посвящены изучению роли двигательной активности в развитии различных когнитивных и личностных характеристик индивидуальности: интеллехта (Е.Д.Хоиская, Т.Я. Решетова); творческих способностей (С.Д. Неверко-вич); самооценки (Л.С. Солнцева, К.Р. Стаанцкий); саморегуляции (И.Бернштейн, Б.Б. Коссов, В.П. Озеров, А.Т. Озернюк и др.). Ряд исследований свидетельствует о том, что даже только присутствие на занятии по физической культуре и наблюдение за занимающимися сверстниками активизируют психическую деятельность личности (Н П. Ло-калова). Значительный интерес представляют работы по ценностно-смысловому моделированию двигательных действий (Д.Д. Донской, СВ. Дмитриев, Ю.А. Гагин).
В отличие от педагогики спорта, получившей & последнее время заметное развитие, педагогика физического воспитания не обогащается научными достижениями столь быстрыми темпами. Значнтельный-вклад в развитие педагогики и психологии спорта внесли работы зарубежных и отечественных исследователей: М.Ванека, Э. Василевски, Ф. Генова, В. Гошака, П. Куната, Б. Д. Кретти, Р. Мортенс, Л. Надори, Г. Рндера, Ж. Риу, Г. Шиллинг, М. Яффи, А.В. Алексеева, Н.К.Волкова, Б А. Вят-кина, Г.М. Гагаевой, Л.Д. Гиссена, АД Ганюшкина, О.В. Дашкевича, ПА. Жорова, Е.А. Калинина, В.В. Медведева, И.М. Палея, П.А. Руднка, О.А. Сиротина, Ю.А. Ханнна, НА. Худадова, О.А. Черниковой, В.И. Якубчякан др.
В то же время, занятия по физическому воспитанию, как & школе, так и в вузе, часто воспринимаются как нечто второстепенное, имеющее подчиненное значение по отношению к дисциплинам общепрофессионального и специального блока. Традиционно считается, что целью физического воспитания является лишь развитие физических качеств обучаемых и укрепление их здоровья. Занятия физическими упражнениями до сих пор воспринимаются односторонне - как развитие двигательного аппарата. Однако задачи физического воспитания в вузе гораздо шире, особенно в свете основных идей гуманизации образования ее антропоцентрической направленности, когда целью педагогических воздействий становится сам человек - развитие его личности и создание максимальных возможностей для его самореализации.
Отечественная педагогическая наука все активнее ищет пути гуманизации процесса обучения и воспитания, в том числе и в высшей школе. Имеется значительное количество работ, авторы которых прямо їли косвенно исследуют различные аспекты гуманизации образования. Это работы философов я социологов - Г.С. Батищева, И.В. Бестужева-Лады, B.C. Библера, Л.П. Буевой, М.С. Кагана, И.С.Кона; психологов -К.А. Альбухановой-Славской, А.К. Асмолова, А.А. Бодалева, ИВ. Дуб-
5 ровиной, И.А.Зимней, R П. Зинченко, А.В. Петровского, И.Н. Семенова, М.А. Холодной, И.С. Якиманской; педагогов - М.Н. Берулавы, ЮН. Ветрова, И.А. Зимней, ВВ. Краев с ко го, П.Д. Ннкандрова, И.В. Никишина, В.А. Сластенина в др.
Гуианистяческий характер образования предполагает, что в центре образовательного процесса находится развивающийся человек. Это означает не только личностную ориентированность процесса обучения, но н его личностную центрированность на обучающемся, т.е. приоритет антропоцентрической системы образования над предметно-дисциплинарной системой.
Период студенческой жизни - достаточно сложный s ответственный этап в жизни человека. Начав жить в новом студенческом коллективе, молодой человек нередко испытывает напряжение, связанное с необходимостью утвердиться в среде сокурсников, конфликтами с преподавателями и сверстниками, неудачами в учебе. При этом интеллектуальные нагрузки часто не соответствуют физическим возиожностям молодого человека.
Психологические неудачи, с которыми встречается молодой человек в реализации своих базовых потребностей, оказывают отрицательное воздействие на его физическое самочувствие, исходя из положения о тон, что все, происходящее в душе человека, может оказать самое сильное влияние на его физическое состояняе. С другой стороны, физическое состояние человека оказывает непосредственное воздействие на его психологическое самочувствие: «для развития человеческой души правильно функционирующее тело является точно таким же основным условием, как наличие у виртуоза прекрасного инструмента)» (В. Франкл. Психотерапия на практике, 1999, с.180).
С позиций гуманистической образовательной парадигмы система физического воспитания в вузе должна быть ориентирована не просто на развитие физических качеств личности, а на развитие самой лично-
стн средствами физического воспитания. В то же время, практически отсутствуют работы, в которых исследовались бы особенности физического воспитания, реализуемого в контексте гуманистически ориентированной (субъектной) системы обучения, которая имеет принципиальные отличия и существенные преимущества по отношению к традиционной (объектной) образовательной парадигме.
Цель исследования: разработка теоретических основ гуманизации физического воспитания студентов в высших учебных заведениях.
Объект исследования: система физического воспитания студентов в вузе.
Предмет исследования: организация физического воспитания студентов в гуманистически ориентированном образовательном пространстве.
Гипотеза исследования: система физического воспитания в вузе будет более эффективной, если она будет направлена не на развитие физических качеств личности, а на развитие самой личности средствами физического воспитания.
Теоретическую и методологическую базу исследования составляют: идеи личностно-ориентнрованного подхода к развитию личности (Ш.Бюлер, К. Гольдштейп, А. Маслоу, Дж. Олнорт, К. Роджерс, Р. Мей, К. Хорни, В.Фраикл, А В Брушлинскнй, А.В. Петровский, и др.), принципы гуманизации образования (М.Н. Берулава, И.В. Бестужев-Лада, Ю.П. Ветров, И.В. Дубровина, И.А. Зимняя, В.П. Зннченко, Н.Д. Ннкан-дров, И Н. Семенов, И.С. Якиманская и др.).
Задачи исследования:
проанализировать и обобщить состояние психо лого-педагогических исследований по проблеме физического воспитания студентов;
выявить особенности физического воспитания в традиционной системе обучения;
сформулировать цели физического воспитания студентов в вузе;
разработать педагогические условия гуманизации физического воспитания студентов;
выявить влияние гуманизации физического воспитания на успешность учебной деятельности студентов.
Методы исследования. В работе использовалась совокупность теоретических и эмпирических методов исследования: теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, аналогия, моделирование; эмпирические частные (анкетирование, изучение литературы, документов и результатов деятельности, педнаблюдение) и общие (педагогический эксперимент, опытная работа, изучение и обобщение педагогического опыта) методы. Количественный анализ полученных данных осуществлялся с помощью методов математической статистики.
Научная новизна исследования состоит в том, что выявлены особенности физического воспитания в традиционной системе обучения (ориентация на внешнее принуждение, внешний локус контроля, общие стандарты и нормативы, жесткое формально-ролевое поведение, отсутствие ориентации па удовлетворение базовых потребностей личности и ее целостное развитие); разработаны педагогические условия гуманизации физического воспитания студентов, предполагающие создание условий для максимальной самореализации личности в рамках различных форм физической активности; индивидуализацию и дифференциацию содержания и методов организации занятий по физической культуре; рассмотрение занятий по физическому воспитанию как одного из средств развития невербального общения; целенаправленное развитие навыков саморегуляции средствами аутогенной, психорегули-рующей, психомышечной и идеомоторной тренировки; стимулирование к открытому проявлению своих эмоций и чувств на занятия; реализацию задач развития личности через различные формы спортивной иг-
ровой деятельности; переход от общих нормативов развития к индивидуальной динамике развития; опору на сформированное когнитивного, эмоционально-личностного и практически действенного компонентов физической деятельности; гуманизацию межличностных отношений на занятии; систематичность занятий по физической культуре, которые должны сопровождать учебно-воспитательный процесс в вузе на протяжении всех лет обучения студента.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные позволяют выявить возможности повышения эффективности учебной деятельности студентов вузов через общее развитие их личности средствами физического воспитания. Полученные результаты являются значимыми для развития общей педагогики.
Практическая значимость выполненного исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы преподавателями физического воспитания для его совершенствования на пути решения задач гуманистического развития личности.
Достоверность научных результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций, системным рассмотрением проблемы, опытно-педагогической проверкой теоретических разработок и подтверждением результатов в ходе их апробация; корректным нспользованнем методов сбора и проверки эмпирического материала; многоаспектностью обработки данных, включающих качественные и количественные оценки.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе Сочинского института экономике, права и социологии и Сочинского государственного университета курортного дела и туризма.
Положения, выносимые на защиту: 1) Система физического воспитания в вузе должна быть ориентирована не на развитие физических качеств личности, а на развитие самой личности средствами физического воспитания.
Развитие личности средствами физического воспитания будет эффективным в том случае, если будет опираться на: создание условий для максимальной самореализации личности в рамках различных форм физической активности; индивидуализацию и дифференциацию содержания и методов организации занятий по физической культуре; рассмотрение занятий по физическому воспитанию как одного из средств развития невербального общения; целенаправленное развитие навыков саморегуляции средствами аутогенной, пснхорегули-рующей, психонышечной и идеоноторной тренировки; стимулирование к открытому проявлению своих эмоций и чувств на занятии; реализацию задач развития личности через различные формы спортивной игровой деятельности; переход от общих нормативов развития к индивидуальной дннамике развития; опору на сформированное когнитивного, эмоционально-личностного и практически действенного компонентов физической деятельности; гуманизацию межличностных отношений на занятии; систематичность занятий по физической культуре, которые должны сопровождать учебно-воспитательный процесс в вузе на протяжении всех лет обучения студента.
Гуманизация физического воспитания студентов позволяет повысить успешность их учебной деятельности.
Апробация результатов исследования: материалы исследования обсуждались на заседаниях лаборатории педагогики при Научно-образовательном Центре Российской Академии образования в г. Сочи; на республиканском симпозиуме «Российское образование на пороге XX! века: проблема гуманизации образования» (Сочи,1997); на всероссийской научно-практической конференции «Методология, теория и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов» (Челябинск, 1998); на всероссийском научном симпозиуме «Роль и место образования в развитии Российского общества» (Сочи,
998); на всероссийском научном симпозиуме «XXI вех - перспективы развития образования (предложения к разработке национальной доктрины образования)» (Сочи, 1998).
Публикации: по материалам исследования имеется шесть публикаций.
Структура диссертации: выполненное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Теоретические основы традиционной системы обучения в вузе
Организация высшего образования в нашей стране всегда базировалась аа научной основе. Научная организация педагогического процесса формируется на стыке различных научных направлений и отраслей знания педагогики, психологии, физиологии, социологии и наук об управлении. Она обобщает практические достижения и результаты исследований из различных отраслей знания; на ее основе разрабатываются методики и конкретные мероприятия, направленные на оптимизацию учебного процесса. Выпускники вузов в паши дни работают в быстро изменяющихся условиях. Поэтому задача высшей школы состоит в подготовке глубоко и всесторонне образованных специалистов, способных творчески мыслить, адаптироваться в новых условиях, предугадывая политическую и экономическую ситуации, способных саиостоятельпо дополнять свои знания и совершенствовать свои навыки.
Традиционные подходы в педагогической науке, прежде всего, характеризуются тем, что они направлены на создание условий для обучения и воспитания учащегося вообще, т.е. человека определенного возраста, имеющего стандартный уровень знаний н умений (как правило, не самый высокий) и наделенного некими общими для всех людей психологическими особенностями.
Анализ наиболее известных в настоящее время теорий личности свидетельствует о тон, что все они в той или иной мере отличаются отношением их авторов к роли в природе человека определенных психических свойств. Следует отметить, что традиционный подход в обучении не упоминал о наличии у человека определенных индивидуальных психических свойств, и не ставил вопрос о веобходимостн их развития в рам-ках организованного обучения. Основной акцент делался на формирование у студентов знаний, умений и навыков, а также определенных нравственных качеств. Вопрос о том, какие психологические механизмы лежат в основе становления и развития индивидуальных психических и личностных свойств, фактически не ставился. В результате получалось, что педагогические методы, формы и средства, и психологические свойства, на развитие которых они должны быть направлены, в конечном итоге никак не пересекались. Причиной значительного застоя в последнее время в педагогической науке является то, что педагогические теории не базируются на анализе существующих теорий личности. Общие декларации о том, что целью образования является формирование общей культуры личности, социальных установок гражданина и системы учебных действий, содержащихся в государственном образовательном стандарте, остаются декларациями. При этом многими исследователями осознается необходимость обращения к мировому научному опыту в сфере разработки теорий личности, в связи с чем, ставится вопрос о разработке курсов психопедагогики.
Рассмотрим развитие психических свойств с точки зрения традиционной образовательной системы. Характеризуя личность с позиций свободы-детерминизма, традиционный подход в обучении опирался на то, что поведение человека объясняется неосознаваемыми мотивами, влиянием внешних факторов, собственным опытом, генетикой, физиологией и культурной средой.
Также необходимо отметить, что при разработке конкретных педагогических технологий в традиционной образовательной системе роль сферы бессознательного практически не учитывалась. При таком подходе преподаватель апеллирует к разуму субъекта, и, соответственно, основная цель обучения виделась как формирование у студентов определенного багажа знаний и умений. Причем руководствуются при этом среднестатистическими норнами и показателями. Вся традиционная образовательная система опирается на то, что посредством обучения и воспитания возможно и нужно изменить личность молодого человека, ее базовые структуры.
Также принципиально важным является вопрос об источниках психического и личностного развития. 6 традиционной педагогике» как и в большинстве гуманитарных наук, источники рассматривались в рамках дихотомии - «бытие-сознание», причем детерминирующим для развития личности выступало, прежде всего, содержание образования, репрезентированное на уровне учебного предмета и учебного материала. Влияние же личности на организацию обучения и, в частности, разработка индивидуальных форм и методов обучения, ни как научная, ни как практическая проблема на повестке дня не стояла. В большей мере это объясняется методологическим смешением принципа причинности с принципом однозначности, который трактовался в рамках механистического ньютоновского подхода. Однако новая парадигма мышления показала узость такого подхода и доказала неадекватность понимания одного тела как пассивного, а другого, как активного. В ее рамках соотношение любых двух объектов должно рассматриваться как взаимодействие принципиально многих объектов, каждый из которых выступает в активной роли.
Теоретические основы гуманизации учебно - воспитательного процесса в вузе
Проблема гуманизма является вечной проблемой в истории человечества. Она находит свое отражение в развитии философии, педагогики, психологии, искусства и занимает центральное место в современной науке. Уже в Древнем Египте гуманистические представления были связаны со стремлением человека познать мир и человека в нем. Традиционные представления о бытие вступают в противоречие с новыми взглядами о предназначении человека на земле. Анализ трудов мыслителей Древней Греции и Рима показывает, что в эпоху античности были концепции воспитания, основанные на принципе всесторонности и гармонии. Но они, с одной стороны, еще не были теоретически обоснованы, а с другой - носили не общенародный, а узкоклассовый характер, так как учитывали лишь интересы свободных граждан и правящего класса. Принципиально важной среди гуманистических идей мыслителей античности является идея о природосообразном воспитании, согласно которой педагог призван учитывать заложенные природой в человеке жизненные силы и стремление к познанию мира, деятельности и развитию, всемерно способствуя проявлению этих сил.
В эпоху средневековья религиозные догмы полностью поглотили идеи гуманизма, связанные с верой в человека и взглядами о разумном наслаждении земными благами. В таких трудных условиях зарождается новое направление культуры, получившее название гуманизма. Античные идеи гуманизма находят свое развитие в философии и педагогике Возрождения, яркими представителями которой являются Внггорино Раибальдони да Фельтре (1378-1446), Эразм Роттердамский (1466-1536), Томас Мор (1478- 1535), Франсуа Рабле (1494-1553), Мишель Монтень (1533-1592), Томазо Кампанелла (1568- 1639).
Шиянов Е.Н. указывает, что на становленеє взглядов этих мыслителей оказали влияние национальные особенности, специфика разных стран, личные пристрастия. Однако общим для ннх является то. что вместо религиозной аскетической идеи о греховности плоти они в центр внимания поставили культ духовно свободного, гармонически развитого и активного человека, умеющего ценить жизнь и наслаждаться ею. Религиозной догме средневековья была противопоставлена мораль свободного в своих мыслях, чувствах и поступках человека. В то же время главными идеями в педагогике гуманизма были: гармоническое развитие личности, близость образования к жизни, развитие активности и самодеятельности обучаемых, ценностное отношение к человеку и другие. Хотя гуманистические идеи педагогики Возрождения были во многом аморфны, ограниченны, они вместе с тем были и прогрессивны (1991).
Ярким представителем идей гуманизма был Э.Роттердамский, который рассматривал просвещение как одно из средств преодоления всех социальных зол. Он отмечал, что «первый шаг на пути образования - это привязанность к своему наставнику. Ребенок, полюбивший занятия благодаря своему учителю, со временем полюбит я учителя всей любовью, которую будет питать к наукам» (1935, с 127-128)
Развивая идеи гуманизма, М.Монтень подчеркивал, что становление личности будет только в том случае, если теоретическое образование дополняется физическими упражненнямя, формированием эстетического вкуса и высоких нравственных качеств. Особое внимание при этом уделялось нравственному облику наставника. М. Монтень отмечал, что наставником должен быть «человек скорее с хорошей, чем с туго набитой головой,...добрые нравы и ум предпочтительнее голой учености, и нужно также, чтобы, отправляя свои обязанности, он применил новый способ обучения» (I960, с.189-190). М.Монтень пошел дальше своих предшественников, когда обращался к идее самостоятельности обучаемых в приобретении знаний и формировании нравственных устоев.
Основываясь на гуманистических идеях античности, мыслители эпохи Возрождения привели разрозненные гуманистические представления в систему мировоззренческих взглядов, и создали достаточно целостную концепцию человека. В это время было введено в обнход понятие «гуманистическая педагогика», которая провозгласила ценность и величие человеческой личности в вселила веру в неограниченные возможности человека, его силу я красоту.
Гуманистические идеи Я.А.Коменского находили свое отражение в отрицании всякого насилия и заботе о нуждах угнетенных, стремлении к прогрессу всего человечества, к национальному и социальному освобождению. По его мнению, только просвещение поможет преодолеть зло и несправедливость. В своей педагогической теории Я.А Коменскнй выступал за всеобщее и равное для всех образование и разработал целостную систему обучения, воспитания и развития личности человека. Согласно этому, управление человека собой является одной из целей воспитания, которая достигается нравственным воспитанием (1955).
Педагогические условия гуманизации физического воспитания студентов
В изучении природы личности очень важна ее оценка с позиций «познаваемости-непознаваемости». В настоящее время человек является наиболее сложной и наименее познанной системой из всех систем объективного мира. Естественнонаучный подход к этому вопросу опирался на то, что студент может быть однозначно, объективно и верно понят с помощью современных средств научного познания. Наибольшее развитие данный подход получил в рамках теории бихевиоризма.
С точки зрения гуманистической психологии субьектность человека имеет принципиальное отличие от объективности физического мира. В рамках гуманистической парадигмы это означает, что педагог в процессе обучения не может придерживаться точки зрения, что он полностью имеет представление об индивидуальности студента, мотивах его поведения, его личности. Как правило, на субьектность студента преподаватель накладывает свою субьектность, свои установки и предпочтения. Необходимо также отметить, что с позиций гуманистической парадигмы психические свойства понимаются как многомерные, способные изменяться во многих векторных отношениях.
Теория гуманизма в своем развитии основывается на наличии у человека души, определяемой как способность страдать и чувствовать амбивалентные ситуации. Признание этого факта свидетельствует о том, что педагогический процесс должен быть направлен не на социально-культурную адаптацию, а на личностные смыслы существования человека, обеспечивающие его максимальную самореализацию. Следовательно, основной идеей гуманизации образования является идея о запрете проектирования результата в работе с человеком, которая реализуется через принятие жизни во всей полноте с принципиальной неустранимостью из нее элементов страдания. Таким образом, в рамках гуманистической парадигмы образования, противостоящей естественно-ваучной нарадигме, основными понятиями являются: понятия символа (в противовес знаку), опыта (в противовес понятию), страдания (в противовес фрустрации), смысла (в противовес потребности), экзистен-циональной ситуации (в противовес социально-деятельностному взаимодействию), духовному освоению (в противовес обучению).
Несомненно то, что начинать воспитание необходимо с вечных нравственных ценностей, имеющих общечеловеческое значение. Необходимо учить молодых людей гуманистическому способу освоения мира. Авторы отмечают, что создание гуманистических воспитательных систем является наиболее эффективным и верным путем в воспитании подрастающего поколения. Чтобы вырасти гуманистом, ученик должен получить опыт отношений, основанных на взаимной помощи, взаимной ответственности, взаимопонимании, терпимости и уважении.
Гуманистическая педагогика предполагает создание условий для развития творческой активности студентов, нх мышления, без чего невозможно воспитать активного гражданина общества, творчески подходящего к любой проблеме и творчески разрешающего ее. Внесение идей гуманизма в жизнь общества через гуманизацию образования и воспитания учебно-воспитательного процесса в вузе может сыграть важную роль в гуманизации отношений в современном обществе.
Проведенный анализ теоретических основ гуманизации учебно-воспитательного процесса а вузе позволяет констатировать следующее:
Отечественные ученые проблему гуманизации учебно-воспитательного процесса длительное время рассматривали по преимуществу в рамках деятельностной (объектной) парадигмы. При этом во многих педагогических теориях использовалась декларированная гуманистическая терминология, а идеи гуманизма подменялись идеологическими призывами к воспитанию «всесторонне развитой личности». Разработка самой теоретической платформы гуманизации образования, предполагавшей разработку основных идей, понятийного аппарата, принципов, методов н технологий, соответствующих данному подходу, не получала должного развития.