Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Теоретическое обоснование процесса формирования толерантности у студентов высшего учебного заведения 13
1.1. Теоретические основания исследования проблемы формирования толерантности 13
1.2. Формирование толерантности в образовательном процессе 56
1.3. Принципы и условия формирования толерантности у студентов высшего учебного заведения 80
Выводы по первой главе 97
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по формированию толерантности у студентов вуза 99
2.1. Общая характеристика организации опытно-экспериментальной работы 99
2.2. Реализация на практике принципов и условий формирования толерантности у студентов высшего учебного заведения 123
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы и их интерпретация 139
Выводы по второй главе 153
Заключение 155
Библиография 158
Приложения 178
- Теоретические основания исследования проблемы формирования толерантности
- Принципы и условия формирования толерантности у студентов высшего учебного заведения
- Реализация на практике принципов и условий формирования толерантности у студентов высшего учебного заведения
- Анализ результатов опытно-экспериментальной работы и их интерпретация
Введение к работе
Одним из фундаментальных свойств природы и общества и существования человека в них является многообразие. Половые, расовые, национальные, возрастные, профессиональные, конфессиональные и другие различия оказывают значительное влияние на характер взаимоотношений между индивидами и социальными группами и нередко ведут к непониманию или открытому противостоянию. Без устойчивого функционирования механизмов, нейтрализующих либо смягчающих многочисленные противоречия, возрастает риск самоуничтожения общества. Следствием этого является интерес к явлению толерантности как к одному из возможных путей преодоления социальной напряженности. В отечественной педагогике значение феномена толерантности усиливается в связи с ростом социального расслоения, этическими и религиозными конфликтами.
Толерантность является сравнительно поздним порождением культуры, а также достаточно поздним порождением психики человека, поскольку условия объективной действительности в гораздо большей степени способствуют интолерантности - явлению, противоположному толерантности по своему содержанию. Осознанию актуальности толерантности отдельным индивидом предшествует длительная духовная работа над собой, что порождает педагогическую проблему толерантности. Подтверждением этого служит подписанная 16 ноября 1995 г. странами-членами ЮНЕСКО Декларация принципов толерантности, отдающая приоритет в популяризации идей толерантности сфере образования. Возникает необходимость создания нового направления в отечественной педагогической науке - «педагогики толерантности» (В.А.Тишков), основное внимание которой было бы сосредоточено на исследовании сущности толерант-
ности и путях ее внедрения в общественную практику как социальной нормы, социальной ценности и принципа межличностного и межгруппового взаимодействия.
В настоящее время общеобразовательная школа, как и другие образовательные учреждения, являясь одним из важнейших общественных институтов, и отражая происходящие в обществе процессы, испытывает множество отрицательных последствий растущего социального расслоения. В отношениях между людьми усиливается эгоизм, утилитаризм, происходит конфессиональная дифференциация учащихся, в среде молодежи возникает политический экстремизм. В связи с этим появляется потребность в формировании толерантности как у ведущего субъекта учебно-воспитательного процесса - учителя, преподавателя, так и у учащихся и студентов. Одним из возможных путей удовлетворения данной потребности может быть выполнение задачи формирования толерантности и повышения ее уровня в ходе профессиональной подготовки педагогических кадров.
Анализ встречающихся работ показывает, что исследование педагогических аспектов проблемы толерантности и ее формирования значительно отстает от исследований ее философского, этического и психологического срезов, которые, в свою очередь, на данный момент также лишь набирают силу. Положения, касающиеся роли и места толерантности в общественной жизни, содержатся в работах Г.А.Бакиевой, Р.Р.Валитовой, Б.С.Гершунского, Д.В.Зиновьева, О.Н.Исаковой, В.А.Лекторского, А.А.Леонтьева, М.Мчедлова, Е.Накгле, В.А.Петровского, Л.В.Скворцова, В.А.Тишкова, О.Хёффе и др. В исследованиях большинства перечисленных авторов делается акцент на социокультурных и этнических характеристиках толерантности.
Ряд имеющихся педагогических исследований затрагивает проблемы, смежные с проблемой толерантности, в частности, проблемы межнационального общения (Л.Р.Заурбекова, А.Н.Некрасова, Н.Р.Маликова), воспитания культуры межнационального общения (В.П.Комаров, М.Куранов), воспитания межнациональной терпимости (Р.Т.Гарданов, З.Ф.Мубинова, Л.М.Симашина). В данных работах наблюдается заметный уклон в сторону рассмотрения этнической толерантности в контексте задач воспитания национального самосознания. Вместе с тем^ остро ощущается недостаточная исследо-ванность структуры толерантности, ее роли в педагогическом процессе, приемов и способов формирования толерантности в межличностных отношениях студентов и учащихся общеобразовательных школ.
Таким образом, предъявляемые обществом требования и недостаточная теоретическая и практическая разработанность подтверждают актуальность проблемы исследования, заключающейся в необходимости изучения содержательных и сущностных моментов педагогического понимания толерантности, а также в необходимости выявления педагогических условий, способствующих формированию толерантности у студентов вуза, особенно у тех, кто выбрал педагогическую профессию.
С учетом проблемы нами была определена тема исследования: «Формирование толерантности в межличностных отношениях студентов высшего учебного заведения».
Цель исследования - определить и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие формированию толерантности у студентов в образовательном процессе высшего учебного заведения.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс высшего учебного заведения.
Предмет исследования - педагогические условия формирования толерантности у студентов вуза, в частности, у студентов педагогических специальностей высшего учебного заведения.
В своем исследовании мы исходим из гипотезы, согласно которой эффективное формирование толерантности у студентов осуществляется, если обеспечены:
актуализация проблемы толерантности у всех субъектов образовательного процесса на основе осознанности и компетентности;
реализация педагогических условий, способствующих формированию толерантности (формирование ценностных ориентации; знаний о сущности и исторических формах толерантности; умений и навыков толерантного взаимодействия; формирование установки на толерантность; использование дискуссионных, игровых, психодраматических форм учебно-воспитательной работы).
Исходя из цели и выдвинутой гипотезы в диссертации поставлены следующие задачи исследования;
1) выявить содержание феномена толерантности и на этой ос
нове раскрыть ее сущность;
изучить состояние проблемы толерантности в теории и практике;
выявить педагогические условия, способствующие эффективному формированию толерантности с учетом особенностей образовательного процесса высшего учебного заведения;
экспериментально определить эффективность педагогических условий формирования толерантности;
5) разработать методические рекомендации по реализации условий формирования толерантности.
Методологической основой исследования явились: идеи диа-
логизма и диалоговой концепции культуры (М.М-Жахтин,
В.С.Библер, А.А.Мейер); труды западных и русских философов
(Н.А.Бердяев, М.Бубер, Г.Зиммель, Д.Фейербах, С.Л.Франк); кон
цепции и взгляды, затрагивающие сущностные аспекты деятельности
общения (М.С.Каган, И.С.Кон, А.Я.Наин); этические идеи, касаю
щиеся непротивления злу насилием, а также философии ненасилия и
ненасильственного движения (Р.Г.Апресян, М.Ганди, А.А.Гусейнов,
Г.Джибалайзе, Р.М.Илюхина, А.А.Калинин, Б.Картер, С.М.Малков,
А.П.Огурцов, М.Т.Степанянц, В.С.Степин, Л.Н.Толстой, Г.Торо,
Э.Хардт Дж.Шарп, Н.В.Шкловер и др.); основные положения теории
прав человека (М.Думметт, Й.Йовел, Р.Кристи, Г.Кунг, М.Моришима
и др.); концепции представителей гуманистического направления в
отечественной педагогике (К.Н.Вентцель, С.И.Гессен,
В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский); современные исследования по
проблемам толерантности (Р.Р.Валитова, Д.В.Зиновьев,
В. А. Лекторский).
Теоретическими источниками исследования выступили:
фундаментальные положения теории личности, в частности, идеи, касающиеся подхода к личности как к форме идеальной представленности индивида в бытии окружающих (Б.Г.Ананьев, А.В.Петровский, В.А.Петровский);
концепция «отраженной субъектности» (В.А.Петровский);
Я-концепция, понимаемая как совокупность представлений индивида о самом себе, сопряженная с их оценкой (Р.Берне);
положения, касающиеся исследования процессов эмоционально-интеллектуальной идентификации (Е.М.Калашникова, Л.И.Папкин);
основные положения теории установки (Б.М.Величковский, Д.Кэмпбелл, Ш.А.Надирашвили, Г.Оллпорт, В.Н.Судаков, Д.Н.Узнадзе, У.Фьюзон);
результаты теоретического обобщения опыта «педагогики сотрудничества» (Ш.А.Амонашвили, А.А.Дубровский, С.Н.Лысенкова, Е.Ю.Сазонов, В.Ф.Шаталов и др.);
-методики обучения миролюбию (М.Липман). Существенное значение в концептуальном плане для нас имели:
- теория ценностей: С.Ф.Анисимов, М.М.Бахтин,
А.А.Гусейнов, О.Г.Дробницкий, С.М.Шалютин;
- современные концепции гуманизма и гуманистического ми
ра: Р.Р.Валитова, Л.П.Буева, Д.Кришна, О.Хёффе.
Этапы и методы исследования.
На первом этапе (1997-1998 гг.) осуществлялось теоретическое исследование феномена толерантности путем ретроспективного анализа литературы, рассматривались философские, этические, психологические аспекты изучения явления, были выделены особенности функционирования толерантности в педагогическом процессе, изучалось применение социологических методов в педагогических исследованиях.
На данном этапе применялись следующие методы: анализ теоретических источников, педагогическое наблюдение, анкетирование, интервьюирование, анализ результатов деятельности.
На втором этапе (1998-1999 гг.) была сформулирована тема исследования, цель, гипотеза, уточнены понятия толерантности, педагогической толерантности, установки на толерантность, выделены критерии выявления уровня толерантности личности, разработана программа эксперимента, проведен его констатирующий этап.
Основным методом данного этапа был педагогический эксперимент, наряду с которым использовались другие методы педагогического исследования: тестирование, анкетирование, беседа, изучение статистической информации, опытная педагогическая работа.
На третьем этапе исследования (1999-2000 гг.) были выявлены и обоснованы педагогические принципы и условия формирования толерантности с учетом специфики образовательного процесса в высшем учебном заведении. Проведена работа по внедрению результатов исследования в практику, осуществлено диссертационное оформление работы.
Основную роль на третьем этапе играли методы анализа экспериментальных данных, их сравнение, сопоставление и интерпретация.
База исследования.
Констатирующий и формирующий этапы эксперимента проводились на базе факультета иностранных языков, физико-математического и валеологического факультетов Курганского государственного университета.
Научная новизна исследования:
1. Определено значение толерантности в педагогическом процессе.
Введено понятие «педагогическая толерантность»; уточнены, расширены и углублены понятия «педагогика толерантности», «установка на толерантность».
Выявлены особенности формирования толерантности у студентов высшего учебного заведения.
Теоретически обоснован и экспериментально апробирован комплекс педагогических условий, способствующих формированию толерантности.
Разработана диагностика, позволяющая оценить эффективность формирования толерантности.
Теоретическая значимость исследования;
Обнаружено, что образовательный процесс в вузе не обеспечивает возможности формирования нравственно-психологической толерантности у студентов.
Выявлен ряд характеристик ценностного сознания студентов вуза, касающихся толерантности.
Разработана модель процесса, формирующего толерантность у студентов вуза.
Практическая значимость исследования:
Разработана методика исследования формирования толерантности у студентов вуза.
Определен ряд педагогических технологий, способов . и приемов формирования нравственно-психологической толерантности у студентов вуза.
Разработан спецкурс по педагогической толерантности, а также методические рекомендации для учителей и руководителей школ по формированию нравственно-психологической толерантности.
На защиту выносятся следующие положения;
Сущность толерантности как феномена образовательного процесса вуза отражается в понятии педагогической толерантности, содержательная сторона которого включает в себя признаки всех уровней, видов и форм толерантности, актуализированных в целостном педагогическом процессе, с учетом всего многообразия педагогических ситуаций.
Эффективное формирование толерантности у студентов высшего учебного заведения состоит в создании следующих педагогических условий:
повышение уровня информированности студентов о сущностных и содержательных аспектах феномена толерантности, особенностях изучения данного явления в рамках различных областей знания, развитии и становлении проблемы толерантности в педагогике;
формирование толерантности в личной системе ценностей студентов и превращение толерантности в регулятивный принцип их профессиональной и внепрофессиональной деятельности;
формирование умений и навыков толерантного межличностного взаимодействия;
формирование установки на толерантность, состоящей в способности и эмоционально-волевой готовности индивида к равноправному диалогу с другими, их доброжелательному пониманию как партнеров в общении;
реализация лекционных, дискуссионных, игровых, психодраматических форм учебной работы в процессе формирования толерантности.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных параметров исследования; адекватностью изучаемого явления целям и задачам исследования; воспроизводимостью результатов исследования; количественным и качественным анализом полученных в ходе исследования данных и их интерпретацией.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты проведенного исследования докладывались и обсуждались: на Всероссийской научно-практической конференции «Традиции православной педагогики и гуманизации образования» (Новокузнецк, октябрь 1998 г.), на II Международной научно-методической конференции «Качество образования. Проблемы оценки. Управление. Опыт» (Новосибирск, апрель 1999 г.), на заседаниях Зимней школы молодых ученых «Толерантность и ненасилие: теория и международный опыт» (Екатеринбург, февраль 2000), на заседаниях кафедры педагогики Курганского государственного университета.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Теоретические основания исследования проблемы формирования толерантности
Вопрос о сущности явления толерантности по сей день остается дискуссионным, что влечет за собой многие варианты ее понимания. Кроме того, толерантность в силу своей многосторонности является объектом изучения многих наук — философии, этики, психологии, педагогики. В таких условиях нашей задачей является выявить общее и особенное в различных способах интерпретации сущности толерантности и на основе этого выработать ее понимание как явления образовательного процесса.
Методологические основы данного подхода выявляются при анализе философского осмысления природы толерантности. Истоки проблемы относятся к древнегреческой философии, в которой Сократом был разработан диалогический метод нравственных размышлений. Сократ придал этому методу диалектический характер: общее нравственное знание в понятийной форме формировалось в процессе диалога, столкновения мнений, в ходе которых с помощью проверок, поправок, критической оценки, указания на противоречащие логическому положению общепринятые факты отбрасывались неправильные мнения.
Можно выделить несколько путей исследования сущности феномена толерантности. Во-первых, данный вопрос необходимо рас сматривать в контексте антропологической проблемы «Я и Ты», во-вторых, в аксиологическом аспекте проблемы ценностей и, в-третьих, в праксеологии, в частности, деятельности общения.
Анализ имеющихся не столь многочисленных определений понятия толерантности показывает, что наиболее часто встречающимися словами в формулировках большинства из них являются слова «чужой», «другой», особенно, когда толерантность определяется как терпимость «к чужим мнениям, верованиям, поведению» (11, С. 1209). Это обусловливает необходимость начать анализ толерантности с проблемы «Я и Ты».
Первоначально эта проблематика разрабатывалась
Л.Фейербахом. Философ обозначил понятийное поле, в пределах которого следует вести поиск качественных характеристик толерантности: в качестве основополагающих понятий, из которых им дедуцируется толерантность, у Фейербаха выступают составляющие сущности человека - тело, душа и дух. По мнению философа, наиболее глубинным уровнем сущности человека выступает тело: «Я -подлинное, чувственное существо: тело входит в мою сущность; тело в полноте своего состава и есть мое Я, составляет мою сущность». (133, С. 186) Душа и дух у него были детерминированы при-родно-телесной сущностью человека, считались производными в конечном счете от биологической организации человека.
Но Л.Фейербах считал, что сущность человека не является чем-то данным человеку от рождения. Наоборот, она, по его мнению, созидается, формируется, производится человеком в общении с другими. «Отдельный человек, - утверждал он, - как нечто обособленное, не заключает человеческой сущности в себе ни как в существе моральном, ни как в мыслящем. Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я и Ты» (133, С.203). Поэтому общение у него выступает интегративным существенным признаком человека.
Но поскольку в концепции Л.Фейербаха человек трактуется с позиций натурализма как природное существо, то и отношения Я и Ты понимаются им как общение, связанное с их природной сущностью, как общность природных уз, которые связывают мужчину и женщину, мужа и жену, родителей и их детей. Поскольку же все люди принадлежат к одному человеческому роду, то их общение должно иметь характер антропологического родства, терпимости (т.е. толерантности), любви, как называл толерантность философ. Действительно, люди терпимы прежде всего по отношению к своим близким, они проявляют к ним своего рода «инстинкт доброты», стремятся им сопереживать, быть благожелательными, общительными, принимать их такими, как они есть.
Такого рода межличностные отношения между родственно близкими людьми Л.Фейербах экстраполирует на все общество, на отношения индивида с «дальними», теми, кто живет с ним в одном обществе. В отличие от просветителей, которые создавали проект идеального общества на основе принципа разума, таких идей разума как свобода, равенство, братство, Л.Фейербах стремился создать проект идеального общества на основе принципа толерантности, в чем, безусловно, был элемент утопизма.
Продолжая философский анализ проблемы отношений Я и Ты, М.Бубер, в отличие от Л.Фейербаха, придает ей сакральный характер. Он выделяет три сферы жизни человека: жизнь с природой, жизнь с людьми и общение с духовными сущностями. По его мне 16 нию, в этих трех сферах имеются два типа отношений: Я-Оно и Я-Ты. Отношения Я-Оно представляет область взаимодействия индивидов сугубо утилитарного характера. Эти отношения включают познание и использование, и их назначением является поддерживать, облегчать и оснащать человеческую жизнь для того, чтобы человеку ориентироваться в мире и покорять его. (13, С.25-27). Область Оно представляет область учреждений, где люди «преследуют разнообразные цели, где работают, ведут переговоры, влияют, предпринимают, конкурируют, организуют, хозяйствуют, служат, проповедуют» (13, С.28). Это область экономических и политических интересов и действий, где люди извлекают пользу и осуществляют власть и могущество. Данная область представляет мир отчуждения человека. С такой точки зрения, в этой области и создаются условия для инто-лерантности индивида, ибо здесь в отношениях между людьми отсутствуют взаимопонимание и терпимость.
Принципы и условия формирования толерантности у студентов высшего учебного заведения
В нашем исследовании мы рассматриваем толерантность как составную часть комплекса целей процесса обучения и воспитания. Основываясь на особенностях педагогического осмысления явления, мы предлагаем целостную систему работы по формированию толерантности у студентов высшего учебного заведения. Обозначим данную систему как педагогику толерантности.
По нашему мнению, ядром педагогики толерантности должен стать краткий педагогический курс, разработка программы которого является одной из задач данного исследования. Тем не менее, прежде чем излагать систему методов и приемов формирования толерантности, представляется необходимым более детально выработать подход к толерантности в рамках данного курса.
Мы установили, что как педагогическое явление толерантность, включенная в комплекс целей процесса воспитания, выступает как личностное качество, подлежащее развитию не только в ходе обучения, воспитания, но и самообучения и самовоспитания. Педагог в качестве целей должен ставить задачу сформировать у учащегося знания, умения и навыки толерантного отношения к окружающим, включение толерантности в личную систему ценностей обучающихся, и как результирующий итог, побуждающий к толерантному поведению в конкретной ситуации, - установку на толерантность, опираясь на которую, учащийся в ходе разнообразной совместной деятельности с преподавателем, а также в ходе дальнейшего самовоспитания станет развивать у себя толерантность как личностное качество. Мы предполагаем, что толерантность в процессе инте-риоризации этических принципов общения становится одной из неотъемлемых характеристик индивида как личности именно при условии наличия сформированной установки на толерантность, включенности толерантности в индивидуальную систему ценностей (наличия соответствующих ценностных ориентации), сформированности знаний о толерантности, умений и навыков толерантного взаимодействия. Перечисленные моменты мы рассматриваем в качестве составляющих толерантности личности, определяющих ход и результаты процесса формирования данного личностного качества. Следовательно, формирование данных составляющих (установок, ценностных ориентации, знаний, умений и навыков) необходимо рассматривать в качестве педагогических условий процесса формирования толерантности, характеризующих его содержание. С другой стороны, комплекс педагогических условий должен быть дополнен условиями, оформляющими методическую сторону данного процесса. Среди них мы выделяем использование различных организационных форм учебно-воспитательной работы (лекционных, дискуссионных, игровых, психодраматических). Из всех составляющих данного комплекса педагогических условий наиболее спорным является формирование установки. «Установка», будучи по своей природе психологическим понятием, обычно определяется как «состояние предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации» (11, С. 1257). В данном определении подчеркивается сущность установки не как характеристики самого индивида (субъекта), а как характеристики его состояния в тот момент времени, которому соответствует определенная ситуация. Таким образом, окружающие обстоятельства (как внутренние так и внешние) оказывают значительное влияние на установку. Вместе с тем, подобное понимание установки не указывает качественных признаков состояния индивида в отдельно взятый момент времени. В дополнение к этому столь однозначная зависимость установки от состояния индивида создает определенные сложности для формирования на ее базе целостного качества личности. Другие определения также подчеркивают ситуативную обусловленность установки. Например, Фьюсон трактует ее как «вероятность появления определенного поведения в определенной ситуации» (168, С.856-857).
Непосредственное отношение к предмету нашего исследования имеет определение Оллпорта: «установка - это состояние умственной и нервной готовности, осуществляющее направляющее влияние на реакцию индивида в отношении всех объектов и ситуаций, с которыми она связана» (161, С.801). Примечательно, что данная трактовка перекликается с пониманием установки В.Н.Судаковым, который, в применении к воспитательному процессу, рассматривает ее как эмоционально-волевую готовность индивида к определенному действию (116, С.82). В данном случае более четко просматривается один из определяющих признаков состояния индивида, которое состоит в настроенности на определенный тип поведения. Кроме того, подчеркивается одновременно эмоциональная и врлевая природа установки. Несмотря на то, что в данных определениях не акцентируется ситуативная обусловленность установки, они являются наиболее значимыми для достижения целей нашего исследования.
Непосредственно относящимся к проблеме формирования толерантности является вопрос о том, характеризует ли установка индивида в целом, или относится лишь к его психическому состоянию в определенный момент времени. Достаточно четкий ответ на данный вопрос дает Д.Н.Узнадзе, по мнению которого установка есть «не какое-нибудь определенное, частичное содержание сознания субъекта, а целостная направленность его в определенную сторону на определенную активность» (127, С. 150). Не менее веский аргумент в пользу того, что установка является свойством индивида в целом, мы находим у Берта Ф. Грина, который, анализируя различные трактовки установки, предлагает в качестве ее первоосновы рассматривать некую переменную, характеризующую субъект. В данном контексте Берт Ф. Грин подчеркивает: «Будем ли мы называть переменную установкой или чертой характера, или привычкой - в конце концов, это второстепенный вопрос» (21, С.229). По нашему мнению, данные рассуждения устраняют сомнения в том, что на базе толерантной установки возможно формирование толерантности как личностного качества.
Реализация на практике принципов и условий формирования толерантности у студентов высшего учебного заведения
Реализация комплекса принципов и педагогических условий формирования толерантности осуществляется посредством использования организационных форм и методов учебно-воспитательной работы. Это обуславливает необходимость определить содержание понятия метода и кратко остановиться на классификации методов.
Для настоящего исследования оптимальным может быть определение метода обучения как совокупности «приемов и способов организации познавательной деятельности ребенка, развития его умственных сил, обучающего взаимодействия учителя и учащихся, школьников между собой и с общественной средой» (60, С.387). Несмотря на то, что данное определение ориентировано на педагогику средней школы, оно применимо и к педагогике толерантности, выстраиваемой нами как систему, характеризующую учебно-воспитательный процесс в вузе. В определении подчеркивается один из основных признаков метода, а именно, - нацеленность на организацию деятельности учащихся и обучающего воздействия различных факторов (деятельности педагога, общественной и природной среды, общения). Из этого определения можно также вывести понятие приема как составного компонента метода, характеризующего отдельное действие, направленное на решение ближайшей учебной задачи.
Однако, выше мы обосновали положение о том, что процесс формирования толерантности необходимо должен носить черты обучения, научения и воспитания, тогда как рассмотренное определение затрагивает лишь дидактический процесс. Следовательно, метод педагогики толерантности подразумевает круг приемов и способов организации учебно-воспитательной деятельности обучающихся, нацеленной на формирование педагогической толерантности, а также совокупность приемов и способов организации учебно-воспитательного воздействия комплекса факторов объективной действительности.
Разнообразие методов с учетом их практических функций и возможностей требует обращения к вопросу об их классификации. Несмотря на то, что целостность педагогического процесса обеспечивается единством классификации методов, которая в обобщенном виде включает в себя все их классификационные характеристики, можно выделить несколько оснований для отнесения определенного метода к той или иной группе. Так, методы классифицируются по их соответствию логике познавательного процесса, по специфике изучаемого материала и форм мышления, по соответствию возрастным особенностям обучающихся, по степени эффективности воспитательного воздействия.
Для педагогики толерантности особую важность имеет классификация методов по способам передачи и получения информации. Характерные особенности путей передачи и получения знания дают возможность разделить методы на вербальные, визуальные, ситуативно-игровые, самостоятельные, исследовательские (60). В последнее время все более широкое распространение получают компьютерные методы, позволяющие получать знания при помощи различного рода обучающих программ. Нужно заметить, что при развитии толерантности компьютерные методы сливаются с исследовательскими методами и методами самостоятельного получения знаний. Компьютер находит свое применение лишь при необходимости выхода в глобальную электронную сеть для нахождения новейшей информации об исследовании сущности и форм толерантности как общественно-исторического явления. Однако удельный вес использования электронных методов при формировании толерантности невелик и возрастает в дальнейшем в процессе более углубленного самостоятельного исследования проблемы.
Специфика толерантности как многоуровневого комплексного явления позволяет нам выделить другую классификацию методов, характерную только для педагогики толерантности. В соответствии с ней мы можем выделить две группы: методы, направленные сугубо на формирование знаний, а соответственно, и на развитие рациональной составляющей толерантной установки, а также методы, способствующие становлению чувственно-эмоциональной и эмоционально-волевой готовности к толерантному взаимодействию. К первой группе мы отнесем рассказ, объяснение преподавателя, беседу, лекцию, учебную дискуссию. Вторая группа методов, кроме указанных выше свойств, носит выраженную практическую направленность и представлена двумя методами, занимающими одно из центральных мест в педагогике толерантности, - методом игровых ситуаций и психодрамой. Однако излагать основные положения методической системы педагогики толерантности мы считаем уместным в соответствии с классификацией по основным этапам формирования педагогической толерантности.
Руководствуясь принципом сотрудничества и инициативы обучающихся, первым этапом мы обозначаем проведение бесед с обучающимися по наиболее общим проблемам толерантности. Беседа по своей сути представляет диалогическую форму изложения и освоения материала и предполагает наличие у обучающихся определенного запаса эмпирических знаний, необходимых для компетентного участия в обсуждении вопроса, а также для обобщений и выводов. Основная функция беседы состоит в том, чтобы использовать знания и личный опыт учащихся в целях активизации их познавательной деятельности, вовлечения в активный мыслительный поиск, разрешение противоречий и формулирование выводов.
Однако в педагогике толерантности педагогическая функция беседы несколько трансформируется. В дополнение к своему основному предназначению беседа нацелена на развитие убежденности студентов относительно актуальности проблемы, а также на ее строгую формулировку. Кроме того, беседы помогают преподавателю более четко представить себе круг знаний студентов, чтобы впоследствии использовать их при сообщении теоретических сведений о сущности феномена толерантности. Из этого следует, что участие студентов в беседе не должно быть пассивным и не ограничиваться только сообщением мнений и фактов для обобщения их преподавателем. Задачей последнего является вовлечение учащихся в эвристический, творческий процесс, пробуждение их интереса к проблеме, готовности ее обсуждать и исследовать.
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы и их интерпретация
Формирующий эксперимент своим основным содержанием был нацелен на повышение уровня толерантности студентов. На основании критериев, выделенных нами на начальном этапе констатирующего эксперимента, были проведены ряд повторных срезов для выявления динамики уровня толерантности.
Вместе с тем, в ходе формирующего эксперимента исследовалось отношение студентов к толерантности и различным ее видам, на основе чего были сделаны следующие выводы. В силу того, что студенты вуза еще не включились в профессиональную трудовую деятельность, а отношения среди студенческой молодежи в провинции отличаются демократичностью, для них наиболее важной является психически-эмоциональная (62%) и духовная (20%) толерантность, присущая межличностным отношениям. Значимость этой толерантности как компенсирующего фактора для них возникает в связи с тем, что нравственно-психологический климат в своих учебных группах 72 % студентов считает неблагоприятным, 80 % признает, что в группах бывают конфликты (27%) считает, что конфликты бывают часто, 53% - что конфликты происходят время от времени). 60 % студентов указывают, что в центре конфликтов оказываются нравственно-психологические вопросы. Опрос, проведенный в ходе формирующего эксперимента, когда для студентов были созданы благоприятные условия, показал, что 67 % опрошенных склонны к разрешению конфликтов путем компромиссов, договоренности, примирения и 53%) считают толерантность важным для общения моральным качеством, 33% относятся к толерантности более прагматично, считая ее полезной для обеспечения интересов индивида. В целом 86 % студентов включают толерантность в систему своих ценностных ориентации.
Отношение студенческой молодежи к толерантности (что выяснилось как в ходе констатирующего, так и формирующего эксперимента) существенно отличается от отношений людей в обществе. По оценкам самих студентов в обществе преобладают скорее отношения враждебности, недоверия, недружелюбия между социальными группами, социальными слоями (94 % опрошенных), верующими различных конфессий (94 %). 54 % склонны считать, что причиной интолерантности в отношениях индивидов, относящихся к разным группам, является психологическая несовместимость. Это позволяет сделать вывод о том, что если приверженность толерантности сохранится у студенческой молодежи и в будущем, когда значительная часть выпускников пойдет работать в школу, то это будет способствовать оздоровлению отношений с учащимися, гуманизации межличностного общения. В связи с этим формирование нравственно-психологической толерантности студентов в вузе представляется социально значимой задачей для высшей школы.
Решение этой задачи облегчается тем, что молодежь менее, чем взрослое население, склонна связывать проявления толерантности к другим индивидам с их общественным положением: 98 % опрошенных признали возможность толерантного отношения к индивидам, относящимся к другой социальной (в имущественном отношении), национальной, конфессиональной группе. 80 % опрошенных показали, что на их отношения в группе мало влияет или не влияет вообще социальная и 100 % - национальная и религиозная принадлежность.
Положительное отношение студенческой молодежи к толерантности в межличностных отношениях обусловлено, на наш взгляд, некоторыми факторами. Первый из них - религиозная принадлежность: 24 % опрошенных считают себя атеистами, 76 % -православными христианами. Возможно, что для некоторых студентов отнесение себя к верующим представляет скорее дань моде, чем свидетельство религиозных убеждений. Тем не менее, данная оценка своей религиозной принадлежности положительно влияет на отношение студентов к толерантности, ибо терпимость, любовь к ближнему, ненасилие относятся к числу христианских ценностей. Следует подчеркнуть, что, судя по опросам, религиозная принадлежность студентов отличается от религиозной принадлежности их родителей: 10 % признали, что их отец является верующим, но не соблюдающим обряды (28 % заявили то же самой о матери), 90 % ответили, что их отец является атеистом (72 % заявили то же самое о матери). Вероятно, включение религиозности в систему ценностных ориентации студентов объясняется скорее ростом доверия и уважения к религии и церкви, чем семейным воспитанием.
Вторым фактором, повлиявшим на положительное отношение студентов к толерантности является их социальная принадлежность. 32 % студентов относят себя к бедным, 68 % - к среднему классу. 28 % опрошенных отнесли своего отца к рабочим (мать - 25 %), 25 % -к интеллигенции (мать - 25 %), 17 % - к крестьянам (мать - 17 %), 15 % - к служащим (мать - 17 %), 11 %- к пенсионерам (мать - 9%), только 4 % опрошенных заявили, что их отец является предпринимателем (мать - 7%). Эти отвбеты свидетельствуют о том, что в провинции пока еще отсутствует резкое социальное расслоение, студенты относятся к семьям, более или менее одинаковым (небогатым) в имущественном отношении. Одна четвертая часть студентов принадлежит к семьям, где родителя относятся к интеллигенции, а российская интеллигенция всегда отрицательно относилась богатству. Оценке людей по их имущественному положению. Таким образом, и религиозная, и социальная принадлежность студентов усиливают их положительное отношение к толерантности.
При выявлении динамики уровня толерантности студентов по избранным критериям обнаружился заметный рост знаний по проблеме толерантности. В таблице 9 показано, что значительный рост знаний наблюдался в группе студентов валеологического факультета, где у подавляющего большинства (57,1%) объем знаний о толерантности увеличился до достаточного, а почти у трети студентов (28,6 %) осведомленность повысилась до высокого уровня. В группе физико-математического факультета 45,7 % студентов достигли достаточного уровня, а 33,4 % - высокого. Наконец, в группе студентов факультета иностранных языков большинство (46,4 %) к концу формирующего эксперимента обладали высоким уровнем знаний, достаточный уровень оказался у 39,3 % студентов, и небольшая часть (14,3 %) владела объемом знаний, сопоставимым со средним уровнем. Весьма показательно то, что в данной экспериментальной группе никто из студентов не показал низкого уровня владения знаниями о толерантности.