Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Гражданское воспитание младших школьников на педагогическом наследии В.А. Сухомлинского Аванесян, Лиана Рубеновна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Аванесян, Лиана Рубеновна. Гражданское воспитание младших школьников на педагогическом наследии В.А. Сухомлинского : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Аванесян Лиана Рубеновна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств].- Владимир, 2012.- 172 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-13/1082

Содержание к диссертации

Введение

Глава І. Историко-педагогические предпосылки становления и развития проблемы гражданского воспитания в России 16

1. Возникновение и развитие антропологической теории воспитания (XIV XIX вв.) 16

2. Состояние образования в России в начале-середине XX века 39

3. Формирование идеи гражданского воспитания учащихся в педагогике В.А. Сухомлинского в советский период 55

Глава II. Совершенствование процесса гражданского воспитания младших школьников на педагогическом наследии В.А. Сухомлинского в современный период 76

1. Концептуальные взгляды В.А. Сухомлинского на воспитание современного человека-гражданина 76

2. Взаимодействие семьи и школы - педагогическая модель совершенствования воспитания младших школьников на творческом наследии В.А. Сухомлинского 101

3. Реализация идей В.А. Сухомлинского в современном общеобразовательном пространстве 127

Заключение 147

Список литературы 152

Введение к работе

Актуальность исследования. В современных социально-экономических и политических условиях значение гражданского воспитания приобретает особую актуальность. Изменение духовно-нравственных ценностей, разрушение культурных традиций, нарушение прав ребёнка в государстве – всё это определило необходимость научного осмысления проблемы гражданского воспитания личности растущего человека.

Воспитание личности нового типа, которую называют «сознательным гражданином», требует обеспечения достижения высокого уровня гражданской позиции и у каждого младшего школьника как общеобразовательной, так и профессиональной школы.

Модернизация системы общего образования приобрела особо важное значение. В процессе образования, ориентированного на мировые стандарты, образования младшие школьники должны получить представление о следующих гражданских и связанных с ними ценностях современности: уважение к институтам государства и гражданского общества, уважение к нормам и правилам современной демократии, уважение прав и свобод младших школьников, уважение их человеческого достоинства, справедливость, равенство людей перед законом, общественное благо, уважение к национальным традициям и культуре, общечеловеческим ценностям, ценностям политического многообразия и др. Как показывает практика, все это возможно только через освоение действующего законодательства, результатов деятельности гражданских институтов, категорий прав человека, прав и обязанностей гражданина и практики их реализации в повседневной жизни.

В связи с этим одной из основных задач модернизации образования является воспитание гражданина – патриота, формирование гражданского сознания личности на всех ступенях её становления и развития. Не случайно проблема гражданского воспитания молодёжи нашла отражение в таких документах, как «Национальная доктрина образования в РФ» (2000), «Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.»; государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», «Духовно-нравственное воспитание гражданина России» (2010), «Национальная образовательная программа (2009).

Решению этой проблемы может способствовать определение новых целей воспитания, наполнение новым содержанием понятий «гражданин», «гражданское воспитание», «гражданское сознание», объективное осмысление педагогического наследия выдающегося учёного, педагога – Василия Александровича Сухомлинского (1918 – 1970), которое является неотъемлемой частью истории отечественной педагогической мысли.

Интерес к творчеству В.А. Сухомлинского обусловлен возможностью использования его педагогических находок, идей, опыта в современной школе, в системе воспитания гражданина и патриота.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема гражданского воспитания подрастающего поколения имеет глубокие исторические корни. На протяжении всей истории человечества она привлекала пристальное внимание философов (Н.А. Бердяев, Г.Гегель, С.И. Гессена, И.А. Ильин), писателей (В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский), психологов (В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн), педагогов (Я.А. Коменский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский).

В решении проблемы формирования гражданской позиции определенный вклад внесли исследования Г.И. Аксеновой, Т.С. Воропаевой, Б.З. Вульфова, Н.Ф. Крицкой, Р.А. Мусиной, С.Н. Плохова, О.Н. Прокопец, Э.П. Стрельниковой, И.Л. Судаковой, В.А. Сухомлинского, Л.Л. Хоружей, Г.Н. Филонова, Н.И. Элиасберг. Однако можно сказать, что сегодня еще не найден однозначный подход к характеристике понятия «гражданская позиция». Поэтому оно определяется через характеристику личности (Г.И. Аксенова, Т.С. Воропаев, Р.А. Мусина, С.Н. Плохов), ее интегральное качество (Э.П. Стрельникова), совокупность гражданских и нравственных качеств (С.В. Митросенко, Д. Патрик, Г.Н. Филонов, А.Ф. Шамич), как гражданское свойство (Н.Ф. Крицкая, Н.И. Элисберг).

Вопросы гражданского воспитания учащейся молодёжи в последние десятилетия рассматривались в работах Ю.П. Азарова, А.Б. Бушуевой, Г.Я. Гревцевой, И.В. Горностаева, Г.Н. Лашковой, В.И. Лутовинова, Е.Б. Манузиной, Н.Д. Никандрова, Ж.В. Предвещиной, А.Н. Рощина, и др.

Самую большую группу составляют исследования процесса воспитания в формировании общественного опыта школьников во внеклассной работе (О.М. Артеменко, А.С. Гаязов, Ф.Ф. Кузнецов, И.Н. Руссу, Ф.Н. Руцинская, В.А. Сухомлинский, Н.А. Шатунова и др.). Разработке подходов гражданского воспитания учащихся посвящены идеи гуманистической педагогики В.А. Сухомлинского нашли отражение в работах М.В. Богуславского, И.А. Зазюна, С. Соловейчика и других исследователей.

Проведенный анализ педагогических исследований показал, что исследователи преимущественно обращаются к изучению базисных сторон гражданской позиции личности. В такой постановке в активном поле зрения в основном находятся проблемы развития различных сторон позиции, являющиеся составляющими процесса становления ценностей личности младшего школьника, оставляя без достаточного внимания процесс формирования гражданской позиции как важной характеристики этой личности.

Несмотря на наличие определённого количества исследований, посвящённых отдельным аспектам гуманистической педагогики

В.А. Сухомлинского, проблема гражданского воспитания в его педагогическом наследии изучена недостаточно. Анализ историко-педагогической литературы позволил выявить ряд противоречий между:

- недостаточной изученностью педагогического наследия В.А. Сухомлинского, в частности, слияния его трудов на гражданское воспитания младших школьников;

- объективной необходимостью гражданского воспитания младших школьников и недостаточно разработанными научно-педагогическими основами осуществления этого процесса в педагогической теории и практике.

Названные противоречия обозначили проблему исследования: развитие теории и практики гражданского воспитания младших школьников на основе концепции В.А. Сухомлинского, что и определило тему диссертационного исследования «Гражданское воспитание младших школьников в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского».

Объект исследования: гражданское воспитание младших школьников.

Предмет исследования: процесс гражданского воспитания младших школьников на теоретическом наследии В.А. Сухомлинского.

Цель исследования: раскрыть систему гражданского воспитания младших школьников на педагогическом наследии В.А. Сухомлинского.

Задачи исследования:

- проанализировать научные труды, посвященные изучению педагогического наследия В.А. Сухомлинского и определить влияние его педагогических идей на решение проблемы гражданского воспитания в современном общеобразовательном пространстве;

- раскрыть историко-педагогические предпосылки гражданского воспитания младших школьников на педагогическом наследии В.А. Сухомлинского;

- уточнить, конкретизировать сущность и содержание понятий «гражданин», «гражданское воспитание», «гражданское сознание»;

- обосновать и апробировать модель гражданского воспитания младших школьников на педагогическом наследии В.А Сухомлинского в условиях общеобразовательной школы и семьи;

- выявить педагогические условия, способствующие становлению гражданского самосознания младших школьников;

- разработать и экспериментально реализовать методические рекомендации для педагогических вузов по гражданскому воспитанию младших школьников на педагогическом наследии В.А. Сухомлинского.

Гипотеза исследования: воспитание гражданственности у младших школьников будет эффективным, если

- разработаны теоретико-методологические основы гражданского воспитания личности;

- проанализирован, обобщён и внедрён в практику опыт гражданского становления личности младших школьников в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского;

- разработана и внедрена модель гражданского воспитания младших школьников на педагогическом наследии В.А Сухомлинского;

- определены педагогические условия, способствующие гражданскому воспитанию младших школьников (тесное взаимодействие школы и семьи; знакомство младших школьников с историей семьи, малой родины, биографией выдающихся граждан нашей страны; педагогическое просвещение родителей).

Методологической основой исследования являются:

- гуманистическая концепция воспитания личности; педагогические идеи о высшей ценности человека (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, П.Ф. Каптерев, Н.И. Пирогов, В.Я. Стоюнин, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, и др.);

- научные труды отечественных учёных в области философии, психологии, педагогики, социологии (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, М.В. Богуславский, С.К. Бондырева, Ю.Г. Волков, Ю.Б. Гиппенрейтер, С.Ф. Егоров, А.Д. Жарков, В.В. Зеньковский, В.А. Кручинин, А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, Э.И. Модзалевский, А.В. Петровский, К.А. Шварцман, Д.Б. Эльконин, М.Г. Ярошевский и др.);

- философско-антропологический подход в современной методологии образования и воспитания (Н.А. Бердяев, В.Н. Вернадский, К.А. Шварцман и др.).

В понимании сущности гражданского воспитания подрастающего поколения значительное влияние на наше исследование оказали работы А.В. Мудрик, И.С. Якиманской и др.

Большое значение для нашей работы имели исследования педагогического наследия В.А. Сухомлинского в самых различных аспектах – воспитание нравственной ответственности, стимулирование радости познания, умственное воспитание школьников, идеи гуманистической педагогики, культура педагогической деятельности, гармония умственного и физического труда, семейное воспитание (Г.И. Биушкин, М.В. Богуславский, П.Н. Даньшов, Е.В. Кадзукова, Н.М. Науменко, Т.В. Челпаченко, З.С. Шитикова, и др.); а также работы в области гражданского воспитания подрастающего поколения (С.М. Болховитин, Г.Я. Гревцева, Т.П. Осипова, А.Н. Рощин, О.Е. Сироткин, М.Г. Чесняк, и др.).

Теоретической основой исследования являются:

- идеи формирования личности гражданина нашей страны (Ю.П. Азаров, П.П. Блонский, Н.К. Крупская, М.В. Ломоносов, А.В. Луначарский, В.И. Лутовинов, С.И. Мешкова, С.С. Невская, Г.А. Победоносцев, З.И. Равкин, В.А. Сухомлинский, Г.Н. Филонов, и др.);

- методология педагогических исследований (Е.В. Бережнова, В.В. Краевский, В.А. Кручинин, Н.Г. Милорадова, И.П. Подласый, В.А. Сластёнин, и др.);

- концепции гуманизации образования (М.В. Богуславский, Н.Д. Никандров, Ф.В. Повшедная, В.А. Сластёнин, Л.К. Фортова, Н.А. Хроменков и др.);

- концепции воспитания учащихся в рамках личностно ориентированного подхода (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, М.Г. Харитонов, и др.);

- исследование творчества В.А. Сухомлинского (М.В. Богуславский, А.М. Борисовский, К. Григорьев, А. Замостьянов, И.А. Зязюн, А.А. Крекотнев, Е.Г. Родчанин, Е.Н. Салтанов, С. Соловейчик, Б.С. Тартаковский, Б. Хандрос, и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных в исследовании задач были использованы следующие методы исследования: научно-теоретический анализ философской, психологической, педагогической, исторической литературы по данной проблематике; анализ государственных нормативных актов по патриотическому и гражданскому воспитанию; изучение продуктов ученического творчества; опытно-экспериментальная работа; методы статистической обработки результатов исследования.

Научная новизна исследования:

- уточнена сущность и содержание понятий «гражданин», «гражданское воспитание», «гражданское сознание», позволяющие акцентировать внимание на духовной составляющей развития личности младших школьников;

- осуществлён анализ педагогического наследия В.А. Сухомлинского, выявлен его вклад в становление и развитие гуманистических идей о человеке, развитии гражданских качеств, что может способствовать гражданскому становлению личности младшего школьника;

- выявлена педагогическая сущность понятия «гражданской позиции младших школьников», под которой понимается интегративное свойство личности, выражающееся в совокупности знаний в гражданской области; способности оказывать активное влияние на процесс развития личности, позволяющее выполнять социально-ценностные функции в складывающемся гражданском обществе, не допускать противоправные проведения проявления поведения других людей;

- разработана педагогическая модель гражданского воспитания младших школьников, включающая целевой, содержательный, результативный компоненты, базирующиеся на системном, личностно-деятельностном, компетентностном подходах;

- выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса воспитания гражданской позиции (образовательный процесс школы будет ориентирован на использование гуманитарных педагогических задач, моделирующих реальные жизненные ситуации и требующих применения предметных знаний и умений для полноправной гражданской деятельности младших школьников в образовательном процессе школы; включение разнообразных педагогических технологий в занятия (имитационные упражнения, коммуникативные тренинги), обеспечивающие реализацию опыта применения гуманитарных знаний в решении педагогических задач, моделирующих реальные жизненные ситуации для младших школьников;

- создана программа гражданского воспитания младших школьников, реализация которой позволила воспитать чувство гражданственности, патриотизма у младших школьников.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

- раскрыты теоретические основы гражданского воспитания младших школьников на педагогическом наследии В.А. Сухомлинского, обогащающие теорию воспитания;

- актуализирован гуманистический потенциал педагогических воззрений В.А. Сухомлинского, в частности, на проблему гражданского воспитания, что вносит значительный вклад в современное историко-педагогическое знание;

- теоретические результаты исследования развивают педагогические представления о сущности и направлениях совершенствования гражданской подготовки младших школьников в части воспитания у них гражданской позиции и открывают новые пути конструирования содержания общего образования в аспекте совершенствования его гуманитарной составляющей;

- теоретически разработано определение активизации в образовательной деятельности, воспитания гражданских чувств как реализацию совокупности мер, предпринимаемых с целью ее интенсификации и повышения эффективности;

- совершенствование гражданского воспитания осуществляется по направлениям: педагогическое (использование форм и методов, стимулирующих познавательные интересы); социально-психологическое (организация межличностного общения, способствующего состязательности, поощрения индивидуальных достижений со стороны педагога и группы);

- осуществлена активизация – совершенствование методов и организационных форм учебной деятельности, обеспечивающее активную и самостоятельную теоретическую деятельность во всех звеньях учебного процесса для младших школьников;

- уточнен теоретический подход воспитания гражданской позиции, который включает в себя ряд компонентов, интегрирующихся в социум, среду, обеспечивая воспитание у младших школьников высокую степень гражданской культуры, гражданского долга, гражданской ответственности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе современной общеобразовательной школы при разработке программы гражданского воспитания в отдельном образовательном учреждении; при создании новых учебных курсов по истории педагогике в высшей школе, а также в системе повышения квалификации педагогов.

Экспериментальная база исследования: средние общеобразовательные школы № 9 и № 3 г. Владимира. В эксперименте участвовали 240 учащихся младшего школьного возраста, 30 учителей, 140 родителей.

Этапы исследования. Исследование осуществлялось с 2006 по 2011 гг. На первом этапе (2006-2007 гг.) происходило накопление теоретического материала: изучение научных работ по теме исследования, педагогического наследия В.А. Сухомлинского, действующих государственных программ; проводились беседы, опросы, анкетирование среди родителей, воспитателей и учителей; разрабатывались цели и задачи исследования, уточнялась степень изученности проблемы.

На втором этапе (2007-2009 гг.) была разработана методика проведения эксперимента; определялись факторы и условия, влияющие на формирование личности гражданина в семье и школе; разрабатывалась и апробировалась авторская программа по педагогическому просвещению родителей, создавались методические рекомендации.

На третьем этапе (2009-2011 гг.) проводилось обобщение результатов исследования, их систематизация и анализ, а также оформление результатов исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения, выводы и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры специальной педагогики факультета социальной и специальной педагогики Владимирского государственного гуманитарного университета, кафедры социальной педагогики Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, кафедры педагогики и психологии Московского государственного университета культуры и искусств. Материалы исследования представлены в докладах на научно-практических международных и всероссийских конференциях: «Перспективы развития гуманитарных и экономических наук ХХI века: теория и практика» (г. Владимир, 2007), «Психолого-педагогические основы совершенствования обучения и воспитания детей в специальной школе» (г. Владимир, 2008), «Современные педагогические технологии в образовательном процессе школы и ВУЗа» (Комсомольск-на Амуре, 2009); «Человек: наука, техника и время» (Ульяновск, 2009); «Педагогика – XXI» (Караганда, Казахстан, 2010), «Актуальные проблемы современной науки и образования» (Сибай, Башкортостан, 2010); «Психологическая наука и практика: проблемы и перспективы» (Нижний Новгород, 2010); «Современное состояние и перспективы развития социальной педагогики» (Чебоксары, 2010); «Ценности и смыслы отечественной истории педагогики в современном образовательном и социокультурном контексте» (Владимир, 2011).

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются использованием адекватных цели и задачам исследования эмпирических и теоретических методов; научным анализом педагогического наследия В.А. Сухомлинского; опорой на теоретические положения философских, историко-педагогических исследований, результатами опытно-экспериментальной работы.

Положения, выносимые на защиту:

1. В.А. Сухомлинский – учитель, гражданин и патриот. Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского, в целом, характеризуется ярко выраженной гуманистической направленностью. Гуманистическая педагогика В.А. Сухомлинского направлена на становление и развитие личности растущего человека. Она основывается на трёх основных принципах педагогики – любовь к ребёнку, право ребёнка на уважение, познание самого себя и других.

2. Гражданин - подданный государства; патриот, уважающий историю и традиции страны, осознающий свою ответственность за судьбу государства, готовый к защите Отечества; проявляющий толерантность к согражданам; социально зрелая, эмоционально воспитанная личность, воспринимающая себя частицей единого организма – общества, народа, в котором происходит её развитие, обучение и становление; сознательный член общества, гордящийся достижениями страны и действующий в её интересах.

3. Модель формирования гражданского самосознания младшего школьника в рамках гуманистического подхода В.А. Сухомлинского основана на самоценности личности; проявлении уважения к ней вне зависимости от возраста ребёнка; признании его прав, свобод и обязанностей, предъявлении к ребёнку не противоречащих друг другу посильных и разумных требований; ориентации на индивидуальные физические и психические особенности ребёнка; отказе от воздействий, унижающих достоинство личности воздействий; субъект-субъектных отношениях; праве ребёнка на адекватные его возрасту и состоянию вмешательства в пространство - время; приоритете интересов ребёнка как формирующейся личности в случае возникновения негативных ситуаций в семье или школе.

4. Программа гражданского воспитания младших школьников базируется:

- на государственных программах патриотического воспитания, принятых в нашей стране;

- на осуществлении процесса школьного обучения и воспитания в рамках гуманистического подхода;

- на основных педагогических идеях и концепции гражданского воспитания В.А. Сухомлинского;

- на тесном взаимодействии школы и семьи, при наличии единых задач и целей воспитания, а также способов их достижения;

5. Процессу гражданского становления младших школьников способствует

- повышение роли и моральной ответственности воспитательных институтов за процесс социализации гражданина;

- чёткая постановка целей, задач и путей их решения перед образовательными, спортивными, общественными и другими организациями, проводящими работу с детьми в той или иной форме;

- воспитание толерантности к другой культуре и её представителям;

- воспитание чувства достоинства ребёнка с самого младенчества, основанном на уважении к нему как к отдельной личности;

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Состояние образования в России в начале-середине XX века

«Образование и педагогическая наука насчитывают несколько тысячелетий своей истории. На этом пути педагогика постепенно из разрозненных взглядов, идей и теоретических положений превращалась в науку. Развитие воспитательно-образовательных институтов было , многообразным, противоречивым и неоднозначным процессом» [66, с. 8].

Возникновение процесса воспитания в обществе невозможно отделить от момента образования самого общества. Благодаря процессу воспитания, общество могло не только существовать, но и эволюционировать. Важно отметить, что воспитательная деятельность не только развивает и обучает воспитуемых, но, также, совершенствует и личность, и опыт воспитателя.

«Воспитание - одна из важнейших функций общества, - отмечает Э.И. Моносзон, - Как форма приобщения молодого поколения к жизни и к труду в обществе, оно существует на протяжении всей истории» [75, с. 9].

Воспитание - поведение человека, процесс его приспособления к условиям существования - «свойство и потребность человеческого организма» [101, с. 384].

Воспитание является необходимым условием выживания новорожденного ребёнка, его формирования, как личности, а также фактором, в значительной степени, влияющим на дальнейшую судьбу человека [92]. Цель воспитания - это то, к чему стремится осуществляющий его процесс воспитатель, получение желаемого результата в будущем [91]. «Воспитание детей у восточных славян при первобытно-общинном строе в период с VI в. по IX в. развивалось в той же логике и с теми же характерными особенностями, что и у других первобытных народов... В рассматриваемый период формировались основные идеи, ценности, правила народной педагогики, которая не только определила специфику воспитания древних славян, но и на долгое время стала базой всей педагогической культуры русского народа. Среди ритуалов и обрядов особенный педагогический смысл несли обычаи, связанные с почитанием земли воды неба, ориентированные на выработку бережного, отношения к хлебу, природе в целом, результатам труда, направленные на почитание старших и родителей» (курсив наш- Л. Аванесян) [66, с. 61].

Из-за особенностей рельефа и климата территории, занимаемой славянами уклад их жизни был сопряжён с совместным трудом и обороной. «Подобный образ жизни делал естественной круговую поруку, воспитание жертвенности во имя жизни и благополучия соплеменников, своих жизненных идеалов, культурных завоеваний» [153, с. 133].

Многообразные формы духовной культуры, выраженные в обычаях, мифах, ритуалах и т. д. непосредственно влияли на формирование особенностей поведения человека, его представление об идеальной личности, служащей образцом для подражания [62].

В истории педагогики и образования раннего этапа российской государственности традиционно выделяют два периода: киевский, продолжавшийся с X по XIII в., и московский - с XIV по XVII в.

Киевский период характеризуется Крещением Руси в 988 г., которое явилось не только религиозным событием, но и «социокультурным актом чрезвычайной важности, коренным образом изменившим всю дальнейшую судьбу русского народа» [41, с. 117].

Имена многих просветителей того времени связаны с Печёрским монастырём (Киев, середина XI в.): игумен св. Феодосий Печёрский, св. Агапит Печёрский и многие другие. Здесь был создан сборник житий «Киево-Печёрский патерик». Древнерусские летописи содержали знание, KOTOOOMV обучали жителей Русской земли. «В тогдашней традиции чувство исторической реальности острее воспринималось, отчего связь поколений становилась более прочной и нерушимой» [Там же, с. 119].

Система воспитания и образования на Руси складывалась и развивалась на протяжении многих столетий. Под влиянием определённых условий быта зарождалась народная педагогика.

«Зарождение русской педагогики, - читаем у Д.И. Латышиной, -принято относить к периоду Киевской Руси - первого государства восточных славян (IX-XI вв.), когда и начала складываться национальная система воспитания» [56, с. 78]. Отечественные философы и педагоги сформулировали принцип народности. Под народностью в воспитании понимается: каждый народ имеет свой идеал; имеет свою особенную систему воспитания, выработанную самим народом, самобытность системы воспитания объясняется уникальностью каждого народа, единого стандарта воспитания не cvuiecmBvem имеются общие для всех народов педагогические идеи, но их воплощение имеет национальную окраску [Там же].

В народной педагогике прослеживается чёткая логика и системность; педагогические понятия народов чётко определены: питание, уход, наставления и т. п. «Важнейшая роль отводилась приобщению ребёнка к языковой культуре» [111, с. 20]. «Методы и приёмы народного воспитания были чрезвычайно богаты и разнообразны; в них проявлялась эмпирически обнаруженная опора на детскую самодеятельность как движущую силу развития ребёнка, учитывались склонности и способности детей» [16, с. 268].

«Объединение русских земелъ вокруг Москвы и становление Московского государства, ликвидация монголо-татарского ига сопровождалось возрождением экономики и культуры. В этот период в педагогической мысли России определились две тенденции. Первая из них была вызвана ростом национального самосознания и стремлением опереться на традиции отечественного образования; вторая была связана с необходимостью освоения мировой и европейской культуры в результате расширившихся внешнеэкономических и внешнеполитических связей Московекого государства» [Там же, с. 269-270].

В Московском государстве постепенно складывалась своеобразная система воспитания и образования, в целом, сохранившая общие черты киевской системы образования. Известным памятником древнерусской культуры того времени является «Домострой». В нём выражались требования и рекомендации относительно обучения и воспитания детей, «высказывались мысли о необходимости воспитания у подрастающего поколения трудолюбия, мужества, хозяйственности, бережливости, религиозности, «вежества» (образованности)» [66, с. 73].

Учебники в этот период создавались самими учителями, «выдающиеся деятели просвещения - С. Полоцкий, Н. Спафарий, К. Истомин - занимались созданием учебных книг для образования царских детей [Там же, с. 74].

«Довольно небольшое количество людей в московский период могло быть причислено к интеллектуальной элите русского общества. Однако 11ЛІЄННО в этой среде зародились элементы гуманистических воззрений» (курсив наш - Л. Аванесян) [Там же, с. 71].

Формирование идеи гражданского воспитания учащихся в педагогике В.А. Сухомлинского в советский период

В первой половине XX столетия учёные-педагоги активно работали над теоретическими и методическими проблемами образования и обучения.

Продолжались исследования над раскрытием принципов, методов и организационных форм процесса обучения. Эти вопросы нашли подробное освещение в книге М.А. Данилова и Б.П. Есипова «Дидактика». Обучение характеризовалось как единство двух сторон - преподавания и учения.

«Обучение носит воспитательный характер (курсив наш -Л.Аванесян). Эта важная функция обучения осуществляется через его идейно-научное содержание, правильно организованный умственный и физический труд, через влияние, оказываемое личностью учителя на учеников» [76, с. ПО].

В конце 60-х годов XX в. советская педагогическая наука превратилась в одну из важных отраслей общественных наук, которые служили общей задаче построения развитого социалистического общества.

В связи с изменениями в системе образования в середине 1970-х гг. был осуществлен переход на новое содержание образования. Было изменено соотношение гуманитарных и естественно-научных дисциплин с увеличением доли последних, значительно повысился теоретический уровень изучаемого школьниками материала. Активно шло создание новых учебников и учебных программ. «в связи с усилением социальных функций школы и других институтов воспитания - семьи, внешкольных учреждений, трудовых коллективов и т. д. в педагогической науке началось обсуждение целостности педагогического процесса. «Сущность этой целостности раскрывается советской педагогикой в таких направлениях; - единство цели, задач, содержания, методов и форм организации педагогического процесса и его результатов; - органическое взаимодействие в едином процессе воспитания, обучения и развития личности; - воздействие в педагогическом процессе на все сферы личности, её сознание, чувства, практическое поведение; - руководство формирующими влияниями на личность, всестороннее развитие социальной среды, включённой в систему воспитательной деятельности школы, семьи, внешкольных учреждений и всех других социальных институтов воспитания» [76, с. 127]. Значительное место в работах учёных занимала сфера формирования потребностей учеников.

«В 70-е годы в центре внимания исследователей стояли такие вопросы, как социальная структура личности, система её социальной деятельности, объективные социальные связи и отношения, складывающиеся при выполнении человеком разнообразных общественных функций, обусловленный ими духовный мир личности, её социально-политические, правовые, нравственные, эстетические и другие знания, взгляды и убеждения, ценностные ориентации и т. п.» [Там же, с. 132].

«Наиболее заметное место в педагогической мысли послевоенного периода занимают творчество и деятельность педагога-исследователя, автора работ по актуальным проблемам педагогической теории и практики Василия Александровича Сухомлинского (1918-1970). Его педагогическое наследие активно изучалось в советской педагогике и продолжает оставаться интересным для многих исследователей (Ю.П. Азаров, Г.Н. Волков, Г.Н. Филонов, Д.И. Водзинский, З.И. Равкин, М.В. Богуславский и др.). В.А. Сухомлинский создал оригинальную целостную педагогическую систему, основывающуюся на антропологическом подходе (курсив наш - Л. Аванесян), гармонизации гуманистически ориентированных форм, средств и методов педагогической деятельности, её субъектно-субъектном характере, признании личности ребёнка высшей ценностью процессов воспитания и образования. Педагог трактовал воспитание как процесс реализации неотъемлемо присущих ребёнку врождённых свойств, спонтанных реакций и импульсов. Вместе с тем большое значение он придавал и специально организованному воспитывающему социуму» [66, с. 166-167].

Е. Пападопулу пишет: «Система В.А. Сухомлинского, работы которого вызывают большой интерес, не только обогатила науку, но и вскрыла источники гуманизма Учителя, его основополагающие философские и педагогические идеи» [187].

«В 1950-е гг. В.А. Сухомлинский разработал продуктивные пути соединения физического и умственного труда школьников на основе опытнической, поисковой деятельности, прерогативы освоения учащимися средств познания над собственно знаниями. Педагог понимал сельскохозяйственный труд как основное средство развития личности, а не только как путь подготовки учащихся к овладению профессией. В его теоретической и практической деятельности доминировала установка на переживание школьниками радости бескорыстного созидательного труда и эстетическую направленность форм и методов производственной деятельности.

Взаимодействие семьи и школы - педагогическая модель совершенствования воспитания младших школьников на творческом наследии В.А. Сухомлинского

«Всесторонне развитый человек - это гражданин - патриот ... Отечества, мужественный защитник родной земли, идейно убежденный борец за осуществление ... идеалов, честный, умелый, влюблённый в свое дело труженик, коллективист, культурная личность, которой не чужды живые полнокровные радости и страсти человеческие, верный отец и муж, любящая мать и жена», - отмечал В.А. Сухомлинский [125, с. 97].

«Идейная убеждённость человека - это особая грань человеческой ттичности от воспитания шлифовки которой зависит, каким гражданином, каким тружеником, каким творцом, «каким отцом и воспитателем своих детей станет человек, которого мы принимаем в школу (курсив наш Л.Аванесян) [Там же, с. 98].

У А.Г. Асмолова читаем; «В условиях социального образа жизни ведущей ценностью является личность человека» [6, с. 361]. В процессе станптшения личности на неё оказывают влияние множество факторов. Мы согласны с Б.Г. Ананьевым, что «лишь охарактеризовав основные силы, воздействующие на формирование личности, включая социальное направление образования и общественного воспитания, т. е. определив человека как объект общественного развития, мы можем понять внутренние Л/РТТОКИя его становления как субъекта общественного развития» [2, с. 125]. Личность гражданина несомненно, несёт на себе отпечаток политических экономических, исторических условии. Создание оптимальной воспитывающей среды - есть одновременно педагогическая и государственная задача. Помимо воздействия взрослых, окружение ребёнка также может и должно осуществлять воспитывающие функции, в т. ч. ив сфере гражданского воспитания [Там же]. «Помимо прочих средств воспитания, - замечает Б.Г. Ананьев, тзгм-тгатание ТТОСРЄЛСТВОМ отношений составляет важнейшую сторону воспитательной работы. Путь к индивидуальному подходу связан и ттпгпрдственно с воспитанием отношений, посредством которых формируется личность и её психические процессы» [3]. \Лнпггтр исследователи разрабатывали тему воспитания в творчестве

В А Сухомлинского: П.Н. Данынов (Умственное воспитание школьника на уроке мышления в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского) [29]; З.С. Шитикова (Ценность семейного воспитания в педагогическом наследии В.А. СУХОМЛИНСКОГО) [176]; Е. В. Кадзукова (Идеи гуманистической педагогики в терминологии В.А. Сухомлинского, Б.Т. Лихачёва и Ш.А. Амоношвили) [43]; Т В Челпаченко (Развитие идеи гармонии умственного и физического труда подростка в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского) [170]; Г.И. Биушкин (Воспитание нравственной ответственности подростка на основе идей В.А. Сухомлинского) [10]; Н.М. Науменко (Воспитание культуры ттряягогической деятельности учителя в наследии В.А. Сухомлинского: 40-х 60-х гг. XX века) [82]. Вышеперечисленные исследователи рассматривали наследие В.А. Ґ ЧГУПЛ/Г линского в различных аспектах, нас же интересовало гражданское воспитание а именно; какие истоки становления личности гражданина, были В.А. Сухомлинским, как основополагающие? По убеждению Учителя, воспитание патриотизма начинается с труда на (ллот тттгшям ОШУПІЄНИЯ подлинной радости, когда человек бескорыстно делит с окружающими результаты своего труда. Первоначально - это окружающие ребёнка - мать, отец, дедушка и бабушка. По - ЛЛ ттиХ-ТР1

В.А. Сухомлинский пишет: «Познавая свой народ, своё Отечество, человек познаёт самого себя, осмысливает свою личность как частицу народа, постигает самое нежное и самое суровое чувство - чувство долга и ответственности перед народом, перед Отечеством» [Там же, с. 22].

Любовь к матери, отцу, другим родным, окружающим ребенка, В.А. Сухомлинский называл первой школой воспитания чувства долга перед Родиной «Патриотическое воспитание начинается с материнской школы воспитания чувств, - отмечал педагог [Там же, 79]. Родина начинается с семьи и отношения между членами семьи влияют на становление личности ребёнка; от этого «зависит нравственное лицо будущего труженика, семьянина, гражданина-патриота .. . Отечества» [Там же, 95].

В школе под руководством В.А. Сухомлинского функционировала Школа для родителей. Работа с родителями начиналась за три года до ттпгтлшттения в школу их детей, и заканчивалась с выпуском их из 10 класса. Учителя школы и директор проводили еженедельные беседы с матерями и отцами, думали, обсуждали, советовались. Такую работу В.А. Сухомлинский называл лабораторией воспитания, придавая ей огромное значение. Он считал что родителей надо готовить к воспитанию детей, приобщая их к тепгши педагогики основам возрастной психологии, особенностям физиологии детей.

Одной из важнейших задач, стоящих перед учителями, В А Сухомлинский видел в том, чтобы родители были подготовлены к воспитывающей деятельности. Любовь к детям - основа родительских чувств, и педагога заботило, чтобы родительская любовь была разумной, мудрой. «Красной нитью через все наши беседы с родителями проходит мысль о сущности и характере материнской и отцовской любви, о гармонии доброты и требовательности, ласки и строгости», - писал В.А. Сухомлинскии

От того какие существуют отношения в семье, моральные ценности, традиции зависит успешность процесса воспитания, но любовь к ребенку -первооснова его здоровья, развития, воспитания и образования, процесса социальной адаптации - 1) активного приспособления человека изменившейся среде..., 2) оптимизации взаимоотношений личности группы... 3) процесса и результата освоения ребёнком новых для социальных ролей и позиций... [42, с. 6].

О родительской любви В.А. Сухомлинский пишет, что есть многие её разновидности, «уродующие детей», и выделяет главные из них: любовь умиления любовь деспотическая, любовь откупа. «Человеческая любовь - могущественная сила воспитания. Тот, кто умножает жизнью своей это бесценное богатство человеческого духа, - тот, тюрпитывая самого себя, воспитывает своих детей», - замечает педагог [С 130, с. 22].

Учитель не только констатирует, но и даёт ответ на вопрос: какой должна быть подлинная родительская любовь? «Учить ребёнка видеть и понимать людей - это, пожалуй, самое сложное в трудном деле воспитания человека, - замечает педагог. - Родительская любовь должна быть такой, чтобы у ребёнка пробуждалась чуткость сердца к окружающему миру, ко всему, что создаёт человек, что служит человеку, и, конечно, прежде к самому человеку (курсив наш - Л. Аванесян) [Там же, с. 117].

Реализация идей В.А. Сухомлинского в современном общеобразовательном пространстве

«Новаторство В.А. Сухомлинского заключалось в том, что он умел открыть в каждом ученике не только слушателя сказок, но и их творца. Сочиняя сказку, дети «строили» мир по законам красоты и человечности, а главное, - перерождали и совершенствовали свой мир. Сейчас уже утвердился термин «сказкотерапии», определяющий один из методов социально-педагогической работы с детьми... Таким образом, социально-педагогическое новаторство заключается в том, что процесс социализации старшего дошкольника получал у В.А. Сухомлинского педагогическую аранжировку, сущность которой была в создании ситуации, которая максимально стимулировала творчество - высшее проявление «самости» личности. Отметим, что здесь он продемонстрировал возможности осуществления самовоспитания дошкольников в процессе их социализации (до сих пор многие считают, что это возможно только в подростковом возрасте)» [Там же, с. 22].

Исследователь подчёркивает, что «идея практичности и жизненности педагогической работы реализовывалась, прежде всего, через принцип народности, который становится ведущим в педагогике В.А. Сухомлинского.

Другим основополагающим принципом новатора выступает единство теории и практики педагогической работы15. Третьей опорной точкой народной педагогики является трудовое воспитание» [Там же]. «Ахиллесовой пятой семьи в воспитании детей становится её низкая психолого-педагогическая, а зачастую и общая культура. История педагогики насчитывает тысячи попыток решить эту проблему, но в основном за счёт изоляции семьи от воспитательного процесса (Плато, Ж.-Ж. Руссо, И. Бецкой и др.). В.А. Сухомлинский решает её принципиально по-иному, выдвигая идею теснейшего сотрудничества школы с семьёй и общественностью.

«Механическое, бездумное претворение теоретического положения в факт практического опыта ггоиводит к опустошению живой мысли учителя, выхолащивает из педагогического труда то, что составляет его сердцевину, его душу - неповторимость жизненных явлений, радость обновления, которое приходит педагогу с каждым новым поколением учеников, необходимость творчества. Теория остаётся источником, питающим мастерство учителя до тех пор, пока она живёт в опыте. Живёт - значит, обогащается, совершенствуется, ибо жизнь шлифует в ней новые грани и отбрасывает отжившее. Пока теория живёт в опыте, преломляясь в творческом индивидуальном труде тысяч и тысяч педагогов, она развивается. Если же теоретические положения мыслятся как нечто вечное, неизменное на все случаи годное, происходит её окостенение. Теория становится догмой» [134, с. 12]. Формой её реализации стала «родительская школа», назначение которой -повышение уровня общей и педагогической культуры родителей как основополагающего фактора социального развития ребёнка» [Там же, с. 22].

«Принцип сотрудничества семьи и школы, опирающийся на единство права и ответственности, норм и требований, сознания и поведения, получил в системе В.А. Сухомлинского существенное развитие; это касалось родителей, членов семьи и школьных учителей.

Проявление заботы о близких людях В.А. Сухомлинский считал краеугольным камнем в процессе социального воспитания - становления нравственности гражданственности, патриотизма, душевности и человечности. Это составляет основу социализации ребёнка: имея опыт совместной семейной жизнедеятельности, человек без особых конфликтов приобретает опыт совместной жизни и сотрудничества с другими людьми, с государством» [Там же]. В своих трудах Б.Г. Ананьев отмечает; «С момента рождения человек формируется в определённой общественной среде и в зависимости от статуса или положения родителей в этой среде, их экономических, политических и правовых позиций, рода занятий, образования и т. д... Статус семьи может быть более или менее устойчивым. В таком случае создаётся жизненный стереотип того или иного уровня, который упрочивает механизмы поведения и стабилизирует наиболее общие и важные для последующей эволюции

Таким образом, семья, являясь первой воспитывающей средой, формирует основы социализации ребёнка. От «качества и количества» общения ребёнка с родителями зависит то «правильное воспитание личности», о котором пишет Ю.Б. Гиппенрейтер.

Одна из разделов книги В.А. Сухомлинского «Как воспитать настоящего человека» называется «Как учить детей любить своих родителей». Главное, чему должен научиться ребёнок с малых лет - это людей. «Научиться понимать, что каждый человек имеет право на радость, счастье, неприкосновенность своего мира... Его надо учить сочувствовать сопереживать, жалеть людей. Нет ничего важнее в семейной жизни, как духовное соучастие ребёнка во всех делах, которые совершаются человеком для человека» (курсив наш - Л. Аванесян) [129, с. 52-53].

«Приобщение детей к труду как высшей социальной ценности последовательно осуществлялось В.А. Сухомлинским в системе широкого общения детей с природой родного края, их общественной деятельностью, многообразной, постоянно расширяющейся (по целям, содержанию, объёму), с чётко разработанной методикой приобретения знаний в процессе труда, выработкой соответствующих умений и навыков и одновременным внесением этических знаний, обращённых к ценностям труда, познанию, общению. Такая органичная связь целей воспитания и соответствующей им организации учебного процесса формировала мотивацию поведения, поскольку в центре внимания воспитателей была личность ребёнка, включённого в систему коллективных отношений, обогащающих каждого и постоянно развивающих коллектив» [69, с. 104].

«Трудовое вдохновение, радость труда, одухотворение трудовым творчеством - это могучая духовная сила, которая сближает людей, пробуждает в ребёнке первое чувство, на основе которого постепенно утверждается гражданское достоинство, чувство потребности в сближении с другим человеком, в отдаче ему своих духовных сил, в переживании ответственности за другого человека», - писал В.А. Сухомлинский [125, с. 523].

Похожие диссертации на Гражданское воспитание младших школьников на педагогическом наследии В.А. Сухомлинского