Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование здорового образа жизни младших подростков на основе этнопедагогики якутов Михайлова Мария Даниловна

Формирование здорового образа жизни младших подростков на основе этнопедагогики якутов
<
Формирование здорового образа жизни младших подростков на основе этнопедагогики якутов Формирование здорового образа жизни младших подростков на основе этнопедагогики якутов Формирование здорового образа жизни младших подростков на основе этнопедагогики якутов Формирование здорового образа жизни младших подростков на основе этнопедагогики якутов Формирование здорового образа жизни младших подростков на основе этнопедагогики якутов Формирование здорового образа жизни младших подростков на основе этнопедагогики якутов Формирование здорового образа жизни младших подростков на основе этнопедагогики якутов Формирование здорового образа жизни младших подростков на основе этнопедагогики якутов Формирование здорового образа жизни младших подростков на основе этнопедагогики якутов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Михайлова Мария Даниловна. Формирование здорового образа жизни младших подростков на основе этнопедагогики якутов : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Якутск, 2006 207 с. РГБ ОД, 61:06-13/1756

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты формирования здорового образа жизни младших подростков на основе этнопедагогики якутов

1.1. Философско-культурологическая, социально-педагогическая и психологическая основы формирования здорового образа жизни в этнопедагогике якутов 13

1.2. Духовно-нравственный аспект народной педагогики якутов как первооснова формирования здорового образа жизни 36

1.3. Парадигма формирования на этнопедагогической основе здорового образа жизни младших подростков в семье и школе 61

Выводы 87

Глава 2. Основные направления формирования здорового образа жизни младших подростков на основе этнопедагогики якутов

2.1 Диагностика воспитательно-образовательных возможностей субъектов формирования здорового образа жизни младших подростков 91

2.2. Использование воспитательного потенциала этнической педагогики якутов в становлении личности младших подростков 117

2.3. Национальная культура якутов -духовно-нравственная основа при общения младших подростков к здоровому образу жизни 142

Выводы 168

Заключение 171

Библиография 178

Приложения 197

Введение к работе

Актуальность исследования. Современный этап развития общества характеризуется проявлением ряда негативных социальных тенденций: прогрессирующее ухудшение здоровья людей, превалирование нездорового образа жизни среди молодежи, нивелировка нравственных ценностей у подрастающего поколения. Резкое снижение социального уровня жизни россиян как следствие радикальной перестройки общества отрицательно повлияло на его духовно-нравственные устои. Деструктивные изменения в социуме взрослых оказали негативное влияние на школьную среду.

Как показывает анализ практики работы средних образовательных учреждений, проблеме формирования здорового образа жизни учащихся уделяется недостаточное внимание. Педагогами игнорируются важные аспекты здо-ровьесберегающей педагогики: развитие установочной системы на здравотвор-чество, позитивных ценностей сохранения, укрепления, восстановления личного здоровья школьников, ориентация на формирование духовно-нравственной основы здорового образа жизни учащихся.

Изучение психолого-педагогической, медицинской, социологической литературы показывает, что с середины 90-х гг. ученые, в основном медики (Г.А. Апанасенко, К.Г. Башарин, И.И. Брехман, В.И. Дубровский, В.П. Казначеев, В.В. Колбанов, П.Г. Петрова, Г.С. Угаров и др.), стали заниматься вопросами сохранения индивидуального здоровья, активного долголетия и формирования здорового образа жизни взрослых. В эти годы сформировался социальный заказ общества на разработку проблемы укрепления здоровья школьников и применения здоровьесберегающих технологий в учебном процессе. Поэтому в российской педагогике появилось ее новое направление - педагогическая валеология, которая, интегрируя потенциал педагогики, психологии, медицины, социологии, раскрыла теоретические аспекты формирования здорового образа жизни учащихся, возможности внутренних резервов человека

в самооздоровлении, практические пути укрепления здоровья детей в условиях школы и оптимальной социализации школьников (Н.П. Абаскалова, С.А. Гор-батенко, Л.Б. Дыхан, Г.К. Зайцев, П.В. Ижевский, Н.Н. Куинджи, B.C. Куку-шин, СВ. Попов, Л.Г. Татарникова и др.).

С конца 90-х гг. появились диссертационные работы педагогов по проблеме формирования здорового образа жизни школьников (В.Н. Беленов, В.Н. Волков, Д.Е. Глушко, Н.К. Иванова, Е.В. Ишухина, Н.А. Тригуб, А.Г. Трушкин и др.). Однако анализ исследований показывает, что основное внимание авторов уделяется здоровьесберегающей технологии посредством использования медико-педагогических и физкультурно-оздоровительных методов. Вместе с тем, следует отметить, что в становлении личности человека ведущую роль играют духовность и нравственность (В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Я.А. Коменский, Д. Локк, Н.Г. Чернышевский и др.), которые были основой воспитания подрастающего поколения в народной педагогике. Во-первых, данное теоретическое положение указывает на то, что в формировании здорового образа жизни современных детей следует учитывать апробированный веками эмпирический опыт народа. Во-вторых, подчеркивается необходимость воспитания в духе здорового образа жизни детей, прежде всего, в семье. Игнорирование данных важных условий существенно снижает результативность формирования здорового образа жизни среди школьников.

Таким образом, актуальность и недостаточная разработанность проблемы в теории и практике определили выбор темы диссертационного исследования «Формирование здорового образа жизни младших подростков на основе этнопедагогики якутов».

Критерий выбора возрастного периода определен тем, что, согласно психологии развития младшего подростка, данный возраст является наиболее оптимальным для формирования осознанной мотивации усвоения основ здорового образа жизни как стиля и нормы жизнедеятельности.

Объект исследования — формирование здорового образа жизни школьников.

Предмет исследования - педагогическое обеспечение формирования здорового образа жизни младших подростков на основе этнопедагогики якутов.

Цель исследования - определить и проверить на практике педагогические условия формирования здорового образа жизни младших подростков на основе этнопедагогики якутов.

Гипотеза исследования - формирование здорового образа жизни младших подростков на основе этнопедагогики будет наиболее эффективным, если:

используется духовно-нравственный потенциал философии этноса, народной педагогики и национальной культуры, включающий социально-философский высоконравственный опыт об этническом образе жизни, мировоззренческие представления о совершенном человеке, ценности здоровьесбере-гающей жизнедеятельности, здравотворчества и жизни без вредных привычек;

обеспечивается ориентация учебно-воспитательного процесса школы на осознанное усвоение младшими подростками культуры здорового образа жизни, имеющей духовную и этико-поведенческую основу самосовершенствования растущего человека;

создается открытость социокультурной среды школы, способствующая интериоризации младшими подростками духовно-нравственных ценностей, эффективному взаимодействию педагогов, родителей, общественных и этнических объединений, усилению преемственности в воспитании и обучении детей дошкольного, младшего школьного возраста и подростков.

Задачи исследования:

1. Раскрыть философско-культурологические, социально-педагогические и психологические основы формирования здорового образа жизни детей в этнопедагогике якутов.

  1. Обосновать аксиологическое значение культурологического потенциала этнопедагогики в формировании здорового образа жизни у младших подростков.

  2. Разработать и проверить на практике теоретическую модель формирования здорового образа жизни младших подростков на основе этнопедагогики якутов.

  3. Определить педагогические условия формирования здорового образа жизни младших подростков на основе этнопедагогики якутов.

  4. Подготовить научно-практические рекомендации по формированию здорового образа жизни младших подростков на основе этнопедагогики якутов.

Методологической основой исследования явились философские, социально-педагогические, психологические и экософские концепции формирования здорового образа жизни; идеи единства природы и человека в натурфилософии якутов, культа природы, труда и почитания старшего поколения; теоретические положения возрастной психологии о подростковом возрасте как о самом благоприятном периоде формирования личности и философско-мировоззренческого учения айыы как основы культурологического аспекта этнопедагогики.

Фундаментальные принципы изучения основ народной педагогики базируются на трудах видных деятелей зарубежной и отечественной педагогики разных поколений и стран (И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, Г.Н. Волков, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.).

Разработка концептуальных идей формирования здорового образа жизни школьников с учетом специфических культурологических особенностей этнопедагогики якутов основывается на натурфилософском мировоззрении народа (Д.С. Макаров, А.Г. Новиков, К.Д.Уткин и др.), на культурологических аспектах этнопедагогики, этнопсихологии якутов (У.А. Винокурова, А.В. Иванов, А.П. Оконешникова, И.С. Портнягин, А.С. Саввинов, Л.А. Афанасьев и др.), на репрезентативном анализе возможностей народной педагогики по ис-

торико-этнографической литературе (Р.К.Маак, Я.И.Линденау, В.Л. Серо-шевский, Н.А. Алексеев, С.А. Токарев, А.П. Окладников, Г.В. Ксенофонтов, А.Е. Кулаковский, Р.И. Бравина, А.И. Гоголев и др.), на сравнительном анализе трудов современных исследователей по этнопедагогике других народов (Адыгея - М.А. Нахушев, Алтай - Р.К. Санабасова, Башкирия - Ф.В. Даминдарова, Бурятия - Э.Ш. Анганова, СР. Рыгзынов, Татарстан - Я.И. Ханбиков, Тыва -Т.Т. Мунзук и др.).

Теоретическая основа освещения проблемы здорового образа жизни учащихся базируется на педагогических (Л.П. Анастасова, Л.В. Баль, СВ. Барканов, Э.Н. Вайнер, Д.А. Данилов, А.Г. Корнилова, Г.К. Селевко, А.Г. Щедрина, Н.Е. Щуркова и др.), психологических принципах формирования и развития личности (Л.И. Божович, О.С Васильева, Л.С Выготский, П.Ф. Лесгафт, А.В. Мудрик, B.C. Мухина, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн и др.) и медико-гигиенических факторах сохранения здоровья (Ю.П. Лисицын, И.С Случанко, Е.Н. Шиган и др.), а также на природосообразной эколого-этнопедагогической идее единства природы и человека в натурфилософии якутов (Е.Д. Макаров, Н.Н. Рахлеева и др.), перекликающейся с пониманием природы в классической философии (Н.А. Бердяев, Л.Н. Гумилёв, Л.А. Фейербах и др.).

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретико-методологический анализ философской, социологической, педагогической, психологической, культурологической и этнопедагогической литературы, изучение работ валеологов, биологов, физиологов и медиков, в которых образовательный и воспитательный процессы рассматриваются с позиции культуры здорового образа жизни; эмпирические методы: педагогические и валеологические наблюдения, анкетирование, тестирование учащихся и родителей, беседы и опросы, педагогический эксперимент, статистическая обработка данных, теоретическое обобщение материалов Оросунского музея народной педагогики Верхневилюйского улуса Республики Саха (Якутия).

База исследования: Верхневилюйская средняя школа № 2 имени М.Т. Егорова Верхневилюйского улуса Республики Саха (Якутия). В педагогическом эксперименте принимали участие 132 подростка, 67 родителей, 19 учителей.

Основные этапы исследования:

На первом - поисково-аналитическом этапе (1996-2000 гг.) - изучалась философская, историко-этнографическая, культурологическая, психолого-педагогическая, социологическая и этнопедагогическая литература по проблеме исследования; осуществлялись формирование научного аппарата исследования, анализ эмпирических данных; разрабатывалась авторская программа формирования здорового образа жизни школьников.

На втором - формирующем этапе (2001-2004 гг.) - проводилась опытно-экспериментальная работа по реализации выдвинутых положений гипотезы исследования; уточнялись педагогические условия, способствующие эффективности формирования здорового образа жизни младших подростков на основе этнопедагогики якутов; осуществлялась публикация материалов исследовательской работы (брошюра, авторская программа с тематическими разработками уроков, учебные пособия и ряд статей).

На третьем - заключительном этапе (2004-2005 гг.) - проводилась систематизация результатов исследования, уточнялись теоретико-методологические положения, оформлялся текст диссертационной работы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- на уровне конкретизации и уточнения:

уточнено понятие «здоровый образ жизни»;

обобщены санологические представления якутского народа и обоснованы возможности их использования в формировании здорового образа жизни у подростков;

- на уровне дополнения:

обосновано использование учения айыы как культурологической основы формирования здорового образа жизни у младших подростков;

составлена сравнительная характеристика народного и современного общественного воспитания;

выявлены принципы формирования здорового образа жизни младших подростков на основе этнопедагогики якутов;

- на уровне преобразования:

разработана парадигма формирования здорового образа жизни младших подростков в семье и школе, содержащая основные положения применения философии народа, культуры и этнопедагогики якутов для усвоения растущим человеком их духовно-нравственной основы, ценностно-смысловой системы здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности;

составлена модель выпускников I-II-III ступеней общеобразовательной средней школы Республики Саха (Якутия);

определены педагогические условия формирования здорового образа жизни младших подростков на основе этнопедагогики якутов (использование духовно-нравственного потенциала философии этноса, народной педагогики и национальной культуры, обеспечение ориентации учебно-воспитательного процесса школы на усвоение младшими подростками культуры здорового образа жизни, создание открытости социокультурной среды школы).

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке теоретической модели формирования здорового образа жизни младших подростков на основе этнопедагогики якутов, включающей цель, факторы, принципы, компоненты, аспекты, функции, педагогические условия, этапы, содержание, применяемые формы и методы воспитательной работы по развитию когнитивной и регулятивно-коррекционной сфер здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности школьников.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны: научно-практические рекомендации по формированию здорового образа жизни младших подростков на основе этнопедагогики якутов; пособия для учителей, учащихся и родителей; программа «Родительская школа» для этно-педагогического просвещения семей; авторские тематические разработки уроков по валеологии для учащихся 5-11-х классов.

Достоверность результатов исследования обеспечивается обоснованностью исходных теоретико-методологических позиций, применением комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных поставленным целям, задачам и логике исследования, репрезентативностью экспериментальных данных, количественным и качественным анализом полученных результатов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Ход и результаты исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры педагогики педагогического института ГОУ ВПО «Якутский государственный университет имени М.К. Аммосова», родительских собраниях, лекториях, совещаниях учителей (1995-2005 гг.), улусных педагогических (1999-2002 гг.) и Чиря-евских чтениях (1999-2000 гг.), XIII Августовском совещании учителей PC (Я) (г. Якутск, 1999 г.), II, IV региональных (с. Верхневилюйск PC (Я), 1999,

  1. гг.), I республиканских (с. I Хомустаах Намского улуса PC (Я), 2005 г.) Чиряевских чтениях, республиканских, региональных, общероссийской научно-практических конференциях: «Естественно-математическое образование: проблемы и перспектива», «Региональное образование: состояние и перспектива развития», «Проблемы воспитания и развития детей в духе народной педагогики» (с. Верхневилюйск PC (Я), 2000-2001, 2003 гг.), «Тропою народной педагогики» к 75-летней годовщине К.С. Чиряева (с. Верхневилюйск PC (Я),

  2. г.), «Семья в Республике Саха (Якутия): перспективы и проблемы развития», «Трезвость - норма жизни», «Этнопедагогика: теория и практика формирования личности учащихся» (г. Якутск, 2003-2005 гг.), «Наука, образование, профессия: актуальные проблемы обучения и воспитания российской молодежи

в третьем тысячелетии» (г. Красноярск, 2002 г.), IX Международном форуме партнеров в образовании циркумполярного Севера «Проблемы и перспективы развития образования коренных народов Севера» (г. Якутск, 2003 г.), круглых столах XI съезда учителей и педагогической общественности PC (Я) «Социальное партнерство семьи и школы в воспитании детей», «Школа - территория здоровья» (г. Якутск, 2005 г.).

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Философско-культурологические, социально-педагогические и психологические основы формирования здорового образа жизни в этнопедагогике якутов состоят из традиционных мировоззренческих представлений народа с ярко выраженной биофильной ориентацией учения айыы, духовно-нравственной составляющей народной педагогики, ценностно-смысловой системы здравотворчества с использованием этнических традиций, опыта здо-ровьесберегающей жизнедеятельности и природосберегающей деятельности, ценностных установок на гармоничную жизнь, формирование совершенного человека.

  2. Аксиологическое значение культурологического потенциала этно-педагогики заключается в формировании культуры здорового образа жизни у младших подростков, отражающей уровень осмысления ценностей здравотворчества и осознанного принятия основ здоровьесберегающей жизнедеятельности народа, использовании этнопедагогического подхода к становлению личности растущего человека.

  3. Теоретическая модель формирования здорового образа жизни младших подростков на основе этнопедагогики якутов содержит следующие элементы: цель, принципы (природосообразность, сотрудничество, культуросо-образность, системность, ценностность, сознательность), компоненты (этнопе-дагогический, социально-педагогический, психологический, медико-педагогический), аспекты (духовно-нравственный, физический, экологический, аксиологический, культурологический), функции, факторы, педагогические условия,

этапы, применяемые формы и методы, содержание воспитательной работы по развитию когнитивной и регулятивно-коррекционной сфер деятельности школьников.

4. Выполнение педагогических условий формирования здорового образа жизни младших подростков на основе этнопедагогики якутов предусматривает использование духовно-нравственного потенциала философии этноса, народной педагогики и национальной культуры, обеспечение ориентации учебно-воспитательного процесса школы на усвоение младшими подростками культуры здорового образа жизни, создание открытости социокультурной среды школы.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Философско-культурологическая, социально-педагогическая и психологическая основы формирования здорового образа жизни в этнопедагогике якутов

Изучение литературы о социальном уровне жизни как по Российской Федерации [155], так и по Республике Саха (Якутия) [65; 108; 109; ПО; 111;117], а также исследований ученых, занимающихся вопросами здоровья и здорового образа жизни (И.И. Брехман [22,23]; В.П. Петленко [123]; Л.Г. Татар-никова [159, 160,161, 162]; В.И.Дубровский [46]; Г.А. Апанасенко, Л.А.Попова [5]; Т.А. Глухих [36]; П.Г. Петрова [124]; Д.Е. Глушко [37] и др.), показывает, что в нашей стране формирование здорового образа жизни уже давно стало наиболее значимой и актуальной проблемой в развитии общества.

Как показывают исследования ученых и опыт работы диссертанта, именно от характера превалирующих ценностных ориентации зависит де-структивность или конструктивность образа жизни отдельных его субъектов, в первую очередь, взрослых. Их позитивный или негативный образ жизни, становясь наглядным личным примером, играет огромную роль в процессе становления личности детей. Весь жизненный опыт родителей, родственников и других лиц в социуме способствует усвоению детьми и подростками механизма интериоризации тех социальных норм и образцов поведения, культуры, которые господствуют в той или иной среде, где происходит их социализация.

Таким образом, системе российского образования необходимо реформировать современную школу, так как, в первую очередь, она должна давать учащимся не только теоретические предметные знания, но и практически обучать их как быть здоровыми, формировать здоровый образ жизни (ЗОЖ), поскольку качество учебы прямо пропорционально качеству здоровья и целиком зависит от их образа жизни. Очевидно, что такой образ жизни может восприниматься школьником естественно и ненасильственно лишь с раннего детского возраста, постепенно становясь нормой и стилем всей его дальнейшей жизни. Необходимо отметить, что ответственность за внедрение основ здорового образа жизни среди детей школьного возраста ложится на сферу образования, потому что, как пишет Б.С. Гершунский, «именно образование принципиально «работает» на будущее, предопределяя личностные качества каждого человека, его знания, умения, навыки, мировоззренческие и поведенческие приоритеты...» [35, с. 80]. В таком контексте именно школа призвана воспитать и вырастить граждан с новым мировоззрением, которое становится основой их стиля жизни, формируя их духовно-нравственную культуру.

Как справедливо указывает В.П. Казначеев, превентивные меры по предотвращению проявлений нездорового образа жизни должны быть приняты педагогическими работниками как социальный заказ общества на формирование в нем здорового образа жизни [62, с. 6]. Однако заметим, что указывая на приоритет образования в формировании здорового образа жизни среди школьников, нельзя игнорировать важнейшую роль семьи в разрешении данной проблемы. Например, в работе Координационного совета президиумов РАМН и РАО [156], на котором обсуждался вопрос здоровья и образования молодого поколения, имеющий прямое отношение к проблемам формирования здорового образа жизни, институт семьи неоправданно не включен в состав субъектов, ответственных за эффективное разрешение данной проблемы, тогда как без его помощи и поддержки система образования никогда не сможет ни оздоровить молодое поколение, ни справиться с социальными отклонениями в обществе. Это аксиома, не подлежащая обсуждению.

Очевидно, что образ жизни каждого человека складывается из поэтапных возрастных циклов его развития от младенчества до совершеннолетия. Следует отметить, что в воспитании психологи уделяют большое внимание возрасту ребенка до шести лет. Например, как отмечает Д.И. Фельдштейн, годовалый малыш различает себя и других, двухлетний ребенок уже имеет свой социальный опыт, у трехлетнего формируется первое представление о людях, где он осознает себя как субъект [185, с. 114, 116, 117].

Л.И. Божович [185, с. 117] и B.C. Мухина [98, с. 92] полагают, что в этом возрасте ребенок становится более самостоятельным, сравнивая себя с окружающими, он действует по их образцу. У ребенка наступает возраст, когда социальные и психологические взаимоотношения взрослых и их отношение к нему становятся для него жизненно важными. Об особой значимости этого возраста для всей дальнейшей жизни человека красноречиво свидетельствует мудрость народа, согласно которой привычки трехлетнего сохраняются до восьмидесяти лет.

А.П. Оконешникова указывает на то, что в этом возрасте у ребенка развивается психика, ум, крепнет душа, интенсивно обогащается речевой запас, он старается познать все его окружающее через руки и умозаключения; сильно развивается его физическое тело; учится различать, что есть плохо и хорошо [116, с. 37]. Вследствие этого ребенок с самого рождения должен расти в здоровом микроклимате семьи, поскольку весь образ жизни близких ему людей выступает как идеал, как эталон для подражания, который накладывает в его судьбе или положительный, или отрицательный отпечаток соответственно образу жизни семьи.

Затем наступает еще более сензитивный период развития ребенка — время отрочества. Оно охватывает этап жизни от 10-11 до 15 лет (Д.И. Фельдштейн [183, 184, 185], B.C. Мухина [97, 98], Г. М. Коджаспирова и А.Ю. Коджаспиров [66], Л.В. Мардахаев [153]). В психологии, социологии и педагогике этот возраст называется переходным от детства к юношеству. Как всякий переходный этап, он характеризуется резким изменением характера и поведения. Это диктуется физиологическими изменениями организма: начинается процесс полового созревания и отмечается интенсивный рост подростка. В этот критический период, как пишет Д.И. Фельд-штейн, подросток находится в положении маргинальной личности [183, с. 151]. Он уже не ребенок, но еще и не взрослый. У него ярко выраженная эмоциональная неустойчивость, характерна смена настроений, поступки часто некон-тролируемы и не поддаются объяснению даже самого подростка. Резко меняется его отношение к родителям, которых он теперь игнорирует и чаще конфликтует с ними, выказывая свою амбицию и не желая слушать их нравоучения и принимать опеку. Подростку более близкими становятся его отношения с ровесниками и старшими друзьями. Он старается стать среди них своим человеком и завоевать их авторитет. Именно это толкает его совершать проступки один за другим, испытывая на себе то, что запрещают взрослые. Следует заметить, что влияние подростковой субкультуры в этом возрасте весьма значительно.

Как показывает практика, подростки, пренебрегая негативным опытом нездорового образа жизни взрослых, переоценивают свои возможности: они постепенно приучаются к психоактивным веществам, что со временем становится уже их потребностью. Подростку, только начинающему пробовать запретные плоды невежества взрослых, замедленность обратных связей, пагубное влияние психоактивных веществ на организм человека не могут воспрепятствовать их употреблению. Закреплению этих вредных привычек подростка способствует аналогичное поведение друзей, взрослых, особенно членов семьи. Это приводит к дезинформации о ценностях жизни человека.

Духовно-нравственный аспект народной педагогики якутов как первооснова формирования здорового образа жизни

Народная педагогика якутов, как и у других народов, была целостным процессом комплексного формирования личности в духе здорового образа жизни. Она определяется целями воспитания совершенной, гармонично развитой личности.

Исходя из точек зрения Г.Н. Волкова [32, с. 10], В.Ф. Афанасьева [6, с. 60-71, 101-104, 148-151], А.А. Григорьевой [205, с. 40-46], И.С. Портнягина [135, с. 117, 133; 138, с. 16, 39], А.В. Мордовской [93, с. 143; 94, с. 70], А.Д. Семеновой [59, с. 71-78] и Г.С. Поповой [131, с. 32-36, 63], комплексность воспитания в концептуальном виде по принципу целостности представлена следующим образом:

функции воспитания (воспитание трудолюбия, любви к природе, формирование духовно-нравственных, морально-волевых черт характера, развитие ума, здоровья, своей жизнеспособности, забота о ближних; привитие любви к прекрасному, формирование ценностных установок в жизни, жизнелюбие);

факторы воспитания (труд, природа, родное слово, общение, прогрессивные традиции и обычаи, дело, быт, искусство, религия, положительный пример, наследственность, среда);

методы и приемы воспитания (убеждение, пример, приказ, разъяснение, приучение и упражнение, пожелание и благословение, заклинание, клятва, просьба, совет, намек, одобрение, упрек, укор, уговор, заповедь, завет, зарок, раскаяние, покаяние, проповедь, завещание, запрет, табу, угроза, проклятие, брань, наказание, побои, благодарность, показ, подбадривание, внимание, похвала, вера, осуждение, огорчение, пристыживание);

средства воспитания (потешки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, эпос, сказки, сказания, легенды, предания, мифы, обычаи, традиции, обряды, праздники народа, песни, благословение, олонхо).

Системность, комплектность, целостность народной педагогики и педагогики семьи строится на таких ее принципах, как природосообразность, куль-туросообразность, народность и воспитание реальной жизнью (для сравнения можно посмотреть «Модель народной педагогики алтайцев» Р.К. Санабасовой [147, с. 165]).

Анализ народного воспитания показывает, что его основой является духовно-нравственный аспект. В науке, в частности, в педагогике, понятие «духовно-нравственный» встречается довольно часто, когда речь идет о воспитании, о становлении личности и т.д. Здесь необходимо привести несколько определений данных понятий, чтобы можно было утверждать, что духовно-нравственный аспект народной педагогики якутов действительно является первоосновой здорового образа жизни народа. Но для данного утверждения, во-первых, следует уяснить, что такое духовность и нравственность; во-вторых, выявить тождественны ли эти понятия или что из них первично.

С точки зрения философии, духовность — это отношение людей к Добру, Истине и Красоте, т.е. другими словами, духовность является отражением внутренней сущности человека [105, с. 10].

С точки зрения социологии, духовность - это «индивидуальная выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания; социальной потребности «для других» [153, с. 88].

По определению в педагогике - это, во-первых, «высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся непреходящие ценности», во-вторых, «ориентированность личности на действия во благо окружающих, поиск ею нравственных абсолютов» [66, с. 40].

В культурологии «духовная мораль требует научения особому составу нравственных суждений, под воздействием и с помощью которых человек способен осуществлять сознательное управление духовным развитием своей личности: не только своими поступками, но и чувствами, желаниями, помыслами. Правила духовной морали делают голос совести в человеке сознательным внутренним мерилом поступков» [142, с. 43].

С точки зрения валеологии, духовность - это «деятельность сознания, связанная с поиском смысла жизни и своего места в ней, определением критериев добра и зла, оценки по ним людей и событий, формированием мотивов поведения в согласии или противоречии с общечеловеческими принципами нравственности» [67, с. 102].

Приведенные определения духовности, данные с точки зрения разных наук, подводят к мысли, что основными аспектами духовности являются сознание (сознательность), гуманность (альтруизм) и аксиологичность. А сознание как фактор когнитивной сферы человека, с точки зрения психологии [66, с. 59] и как указывается в философии, присуще только человеческому существу, который осознает свою «...сущность и природу других предметов и существ» [182, с. 30], «...и переживает себя как способ существования живого существа» [187, с. 423]. По Л. Фейербаху, «сознание есть отличительный признак совершенного существа» [182, с. 35]. Из этого следует, что субъективно духовность формируется сознанием человека. А объективно - через культуру, образование, религию, характер воспитания, политику, идеологию и т.д. [67, с. 102]. Таким образом, духовность определяется сознанием, а сознание как качество, присущее осознанию человеком своей сущности, подводит его к сознательности, являющейся гуманистической и аксиологической доминантой восприятия им позитивных аспектов жизни.

При этом нравственность, с точки зрения В.В. Колбанова, основанная на валеологическом подходе, является «...системой потребностей, мотивов, оценочных и самооценочных критериев и правил, определяющих социально-целесообразные качества и поведения личности» [67, с. 134].

С позиции Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова, основанной на педагогическом аспекте, нравственность это - «особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простых норм или традиций нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов, добра и зла, должного, справедливости и т.д.»; также это — «система внутренних прав человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствии, готовности прийти на помощь» [66, с. 92].

По мнению Ю.В. Рождественского, раскрывающего культурологическое понятие, нравственность - это «совокупность духовных качеств человека, хорошо овладевшего всеми видами морали, ясно осознающего истинные моральные ценности и предпочтения, умеющего творчески и искусно применять категории морали к реальным жизненным ситуациям» [142, с. 64].

По Л.В. Мардахаеву, выражающему социально-педагогический подход к данному определению, нравственность - это «то же, что и моральность — совокупность норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям» [153, с. 170].

Диагностика воспитательно-образовательных возможностей субъектов формирования здорового образа жизни младших подростков

Валеология как учебный предмет в школах Российской Федерации была введена в вариативную часть Базисного учебного плана с 1 по 11 классы решением Коллегии Министерства образования от 12.05.1995 г. №10/1 [67, с. 76]. Таким образом, концепция воспитания российского школьника в духе здорового образа жизни была направлена на здоровое образование, способствующее сохранению и укреплению уровня здоровья детей и подростков. В Республике Саха (Якутия) на XIII республиканском совещании учителей в 1999 г. было принято решение о введении валеологии во все учебные заведения. Но уже через год это направление потеряло авангардные позиции. В данное время, хотя на уровне и Республики Саха (Якутия), и Российской Федерации идет борьба за здоровый образ жизни общества, валеология как предмет, обучающий школьников основам здорового образа жизни, необоснованно исключена из программы общеобразовательных школ республики. По проекту нового Базисного учебного плана для общеобразовательных школ PC (Я) (2005 г.) по этой проблеме также ничего не предусмотрено.

Не требует доказательств, что только здоровый ребенок может освоить программу обучения на требуемом уровне, так как если нет здоровья, то нет и успехов, от использования здоровьесберегающих технологий педагогики напрямую связаны и здоровье учащихся, и их уровень знаний. Об этом в 1969 г., когда еще нигде не было упоминаний о валеологии, Д.А. Данилов указал на прямую зависимость обучения учащихся от здоровья [43, с. 354-357]. Ухудшение здоровья и снижение духовно-нравственного уровня школьников подтолкнули автора диссертационной работы обратиться к формированию культуры здорового образа жизни как к методу духовного, нравственного и физического оздоровления учащихся. Поэтому с 1996/1997 уч. г. в Верхневилюйской средней школе №2 (ВВСШ №2) валеология была введена как самостоятельный предмет за счет часов уроков здоровья по программе, составленной автором. Пройдя апробацию, авторская программа была утверждена на учебно-методическом совете Министерства образования PC (Я), рекомендована к печати и выпущена в 2001 г. как пособие для учителя [90]. Составлению окончательного варианта программы содействовали А.Г. Корнилова, Л.П. Ильина, Г.С. Угаров, он согласован с академиком Л.Г. Татарниковой. Данная программа предназначена не только для сельских школ с якутским языком обучения, но и для городских русскоязычных. Ее также можно использовать как тематику для проведения классных часов, диспутов и бесед со школьниками по определенным темам о здоровом образе жизни, для родительского всеобуча или в общественной работе с социумом по микрорайонам.

Отличительной особенностью данной программы от российских, направленных больше на физиологическое здоровьетворение, является, во-первых, её рефлексивная направленность на ученика. Во-вторых, целенаправленность работы по изменению качества учеников как личностей, образа их жизни и повышению культурного уровня, поэтому во главу угла автор ставит духовно-нравственное воспитание личности учащихся. В-трьетих, она составлена с учетом программ таких предметов федерального компонента, как: ботаника, природоведение, анатомия, биология, физкультура, астрономия, также предметов регионального компонента Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Республики Саха (Якутия) [10], чтобы в якутских сельских школах валеолог мог направить содержание уроков по постулатам народной педагогики и уроков национальной культуры, включающих аспекты формирования здорового образа жизни. Темы программы охватывают также социологию, психологию, экологию, медицину, и в каждом классе освещаются основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). В-четвертых, в целом программа имеет практическую направленность для самопознания, самовоспитания и самосовершенствования учащихся. Такая направленность ее ценна для установления демократичных отношений учителя и ученика и осуществления индивидуально-личностного подхода к детям со стороны как семьи и школы, так и в общении детей и подростков с ровесниками.

Опытно-экспериментальная работа с целью проверки теоретических положений и модели формирования здорового образа жизни младших подростков на основе этнопедагогики осуществлялась в три этапа: констатирующий, формирующий и заключительный.

Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы предусматривал изучение базисного состояния предметного поля исследования. В ходе данного этапа эксперимента проведена диагностика воспитательно-образовательных возможностей субъектов формирования здорового образа жизни младших подростков, определены педагогические условия и методы, способствующие эффективному подходу к решению поставленной проблемы, выявлен состав субъектов эксперимента.

Формирующий этап опытно-экспериментальной работы был направлен на преобразование условий, в которых осуществлялся процесс формирования здорового образа жизни, осуществлялась экспериментальная проверка теоретической модели формирования здорового образа жизни младших подростков на основе этнопедагогики якутов.

На заключительном этапе опытно-экспериментальной работы проведена проверка полученных результатов, обработка экспериментальных данных, уточнены условия реализации теоретической модели формирования здорового образа жизни, определена результативность опытно-экспериментальной работы, осуществлено обобщение материалов исследования. Для целенаправленной работы в экспериментальной школе было организовано методическое объединение (МО) оздоровительного цикла, руководимое диссертантом. Членами МО являются учителя физкультуры, валеолог, психолог, социолог и школьный фельдшер. Методобъединение разработало концепцию формирования здорового образа жизни в социуме школы. Выбрана научно-методическая тема по проблеме «Духовно-нравственное и физическое оздоровление учащихся» исходя из методологической позиции, что школьник должен быть здоровым не только физически, а, в первую очередь, духовно и нравственно. Определили цель: формирование ориентации на самостоятельное поддержание здоровья и здорового образа жизни.

Использование воспитательного потенциала этнической педагогики якутов в становлении личности младших подростков

Опытно-экспериментальная работа по формированию здорового образа жизни по авторской программе в течение уже первых 3-4 учебных годов привела к убеждению, что для данной работы необходимо интегрирование валеоло-гии и этнопедагогики, так как народная педагогика якутов и этнокультура таят в себе эмпирические знания многих поколений народа о духовно-нравственном и физическом оздоровлении молодого поколения.

Региональный компонент Базисного учебного плана (БУП) Республики Саха (Якутия) [10] является для учащихся пропедевтическим курсом по народной педагогике и ее истокам о здоровом образе жизни. При этом дети становят 118

ся для родителей информаторами о культуре, быте и педагогике своего народа, то есть здесь используется профигуративный подход. Но, к сожалению, усердие детей просвещать взрослых членов семьи часто не имело успеха, потому что среди них вначале эксперимента преобладали дефицитарный и манипулятив-ный типы валеоустановки: они отговаривались тем, что для занятия проблемами здорового образа жизни у них не хватает образования и времени, что их в школе этому не учили, что достаточно обратиться к врачам и т.д. Такое отношение к здоровому образу жизни в семьях убедило нас в том, что работу по формированию здорового образа жизни среди подростков необходимо начать параллельно с просвещением взрослых членов семей.

Практика показывает, что если проводить работу только с подростками, то как бы в школе ни учили их основам здорового образа жизни, не бывает никакого результата, если они дома видят противоположное. Если полученные в школе знания не находят реальной поддержки в семье, то они не становятся для школьников превентивными. Теоретический анализ литературы по данному вопросу и опыт работы диссертанта показывает, что педагогика народа является необходимым фактором при определении технологии обучения и воспитания личности младших подростков, следующих основам здорового образа жизни по опыту предков (приложение 5). Согласно содержанию данного приложения, неоспоримо, что в этом вопросе главную роль должна выполнять семья, так как она является начальным, базовым звеном обучения, воспитания ребенка. Однако следует подчеркнуть, что указанные в приложении 5 двенадцать основных аспектов воспитания детей здоровому образу жизни должны восприниматься не как отдельно взятая самоцель восприятия здорового образа жизни. Они являются оптимальным отражением системного педагогического подхода к обучению и воспитанию детей здоровому образу жизни и в семье, и в школе, основанному на народной педагогике.

Для нашего эксперимента одной из важных методик приобщения младших подростков к здоровому образу жизни через этническую педагогику народа является метапредметный подход к валеологии и предметам регионального компонента БУП, как «Ураанхай саха о5ото» (уроки предков) для начальных классов; уроки национальной культуры и родной литературы в 5-11-х классах [10; 186]. Таким образом, национально-региональный компонент БУП становится для подростков, как и для всех школьников, пропедевтическим курсом к познанию народной педагогики, культуры народа и его образа жизни. Понимая значимость данных предметов в становлении личности и формировании стойких принципов здорового образа жизни, сообща с учителями данных предметов намечали, на какие темы, вопросы акцентировать внимание подростков, чтобы дети на этих уроках воспринимали истоки народной педагогики, характеризующие здоровый образ жизни народа.

Одной из действенных сторон в опытно-экспериментальной работе является сотрудничество с музеем народной педагогики в селе Оросу Верхневи-люйского улуса PC (Я). Учитель-энтузиаст, новатор, основатель республиканской Ассоциации народной педагогики К.С. Чиряев в 1980 г. открыл первый и пока единственный в мире, как пишет духовный вдохновитель и наставник Г.Н. Волков [30, с. 345], музей народной педагогики. Целями создания данного музея были увековечивание опыта народа по воспитанию и обучению детей на его позитивных традициях и пропаганда этнопедагогики для воспитания современных детей. Такие направления работы музея, как проведение уроков, экскурсий, бесед, внеклассных мероприятий, организация тематических выставок, вечеров, встреч поколений, трудовых династий, чествование долгожителей, тружеников села и многодетных семей, поисково-исследовательские экспедиции для изучения и сбора материалов по улусам республики; проведение конкурсов молодых родителей; организация улусных и региональных Чиряевских чтений, семинаров по этнопедагогике, оказывают действенную практическую помощь в работе семьи, школы в становлении личности младших подростков.

В 1995 г. в музее была проведена I республиканская научно-практическая конференция по этнопедагогике. По итогам был выпущен сборник «Из истоков народной педагогики», являющийся настольной книгой педагогов и многих родителей. В 1991 г. на базе музея открыт этнопедагогический класс, где школьники со всего улуса, в том числе из контрольных школ, приобщаются к духовно-нравственным ценностям, обычаям, традициям и культуре своего народа. С 1996/1997 уч. г. ежегодно проводятся улусные и региональные Чиряевские чтения по этнопедагогике и семейному воспитанию. Непреходящий и возрастающий интерес педагогов и общественности к истокам народной педагогики, её культуре свидетельствует об актуальности этнопедагогики и культуры народа. Чиряевские чтения подтверждают сказанное. На этих чтениях учителя, родители экспериментальной и контрольных школ принимают ежегодно активное участие. В последнее время участвуют и школьники улуса (табл. 3).

Как видно из таблицы, наибольшее участие из контрольных школ наблюдается в Оросунской средней школе, т.к. она является базовой школой музея народной педагогики. После нее идет экспериментальная школа № 2. Некоторые доклады были напечатаны в ежегодных книгах «Норуот педагогикатыгар тирэ5ирэн» (як.) - «Опираясь на народную педагогику», выпущенных в 1997-2001 гг. в г. Якутске.

В 2005 г. 26 марта в селе I Хомустах управлением образования Намского улуса республики проведены I республиканские Чиряевские чтения на тему «Педагогика народа - жемчужина жизни», посвященные 25-летию открытия Музея народной педагогики в селе Оросу Верхневилюйского улуса PC (Я). От Верхневилюйского улуса диссертант экспериментальной школы участвовал с докладом «Педагогика старших братьев и сестер» и стал победителем в номинации «Педагогика родственных отношений».

Педагогическая деятельность работников музея и улусного совета Ассоциации народной педагогики способствовала возникновению идеи создания кабинетов этнопедагогики в школе. При таком подходе использования опыта народной педагогики для становления личности школьников будет наибольший эффект, потому что процессом этнопедагогизации охватывается весь школьный социум: учителя, школьники и семьи.

Похожие диссертации на Формирование здорового образа жизни младших подростков на основе этнопедагогики якутов