Введение к работе
Актуальность исследования. Современные социокультурные и социально-экономические преобразования во всех сферах российского общества актуализируют проблему обновления приоритетов и привнесения новых смыслов в процесс подготовки студента в высшей школе. Изменчивость современного мира обусловила усиление в системе высшего образования культурообразующей и одновременно социально-креативной составляющих образовательного процесса университета, которые являются основой формирования социально интегрированной, социально мобильной, социально-креативной и успешно самореализующейся личности.
Организация современной системы высшего образования существенно меняет стратегические ориентиры целей (формирование личностных качеств, развитие творческого потенциала обучающегося) и содержания (переход к креативной образовательной парадигме, субъект-субъектный характер личностно ориентированного образовательного процесса), расстановку приоритетов и акцентов на формирование социальной креативности подрастающего поколения как важнейшего ресурса продуктивного действования в условиях инновационного развития общества.
В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года в рамках модернизации системы профессионального образования одной из основных задач указано создание условий для формирования у личности следующих компетенций инновационной деятельности: способности к критическому мышлению; готовности к разумному риску, креативности, умения работать самостоятельно, готовности к работе в команде и в высококонкурентной среде. В проекте «Российское образование 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях» даны характеристики отечественного образования, соответствующие реалиям новой цивилизации, одна их которых — опора на талант, креативность и инициативность человека как ресурса экономического и социального развития. В докладе «Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее» констатируется, что современная система образования — важнейшее средство и ресурс становления креативной личности, способной и готовой к жизни в поликультурном обществе, к принятию ответственных решений в условиях свободного выбора, к диалогу как сознательно принятой форме сотрудничества и конкуренции.
Учет тенденций развития современного социума, системы высшего профессионального образования делает очевидной значимость креативности личности, одновременно акцентируя внимание на изучение ее социальной разновидности — социальной креативности, обусловленной изменчивостью и многообразием социальной и профессиональной сфер общества, усложнением ситуаций социального взаимодействия, осознанием координации и согласования коллегиальных действий в решении новых задач и продуктивной деятельности в социуме. Следовательно, в педагогической науке и практике актуализируется поиск оптимальной модели формирования социальной креативности студента в системе высшего профессионального образования.
В науке к настоящему времени сложились определенные теоретические предпосылки, необходимые для постановки и решения исследуемой проблемы:
- феномен креативности разрабатывается как в отечественной (В. Н. Дружинин, С. А. Медник, В. Г. Рындак и др.), так и в зарубежной (Дж. Гилфорд, К. Роджерс, Э. Торндайк, Е. Торренс и др.) науке;
- социальная креативность исследуется как: способность человека оперативно находить и эффективно применять нестандартные творческие решения ситуаций межличностного взаимодействия (А. А. Попель); способность к выдвижению новых идей и принципов (Э. Р. Григорьян); процесс преобразования социальной ситуации и субъекта социального взаимодействия (А. Е. Банюхова, О. С. Шемелина); способность создавать новые социальные миры, новые отношения (Т. Н. Березина); звено функционирования социальных способностей одаренной личности (Е. И. Власова);
- концептуальные основания креативной педагогики определены в научных разработках: К. Г. Кречетникова (конструирование креативной образовательной среды), Ю. Г. Круглова, В. Г. Рындак (проектирование модели креативного образовательного процесса); А. В. Морозова (концепция креативной психолого-педагогической деятельности);
- основные характеристики студенчества как особой социальной группы во всем многообразии ее ценностных ориентаций, социальной активности, склонности к инновациям, социальной ответственности, жизненных перспектив отражены в исследованиях С. И. Григорьева, С. Н. Иконникова, И. М. Ильинского, В. Т. Лисовского, В. А. Лукова и т.д.
Междисциплинарный анализ состояния разработанности темы показал, что в психолого-педагогической науке имеются определенные теоретико-методологические предпосылки для научной разработки исследуемого феномена. Вместе с тем отсутствуют исследования, посвященные целостному осмыслению проблемы формирования социальной креативности студента с использованием потенциала культуросообразной среды университета.
Рассмотрение формирования социальной креативности студента в контексте культуры вызвано рядом причин, связанных со снижением культурного уровня обучающихся и преподавателей, обезличенностью в обучении, малокультурной образовательной средой, отсутствием культуры общения в образовательных учреждениях, усилением межэтнической и межконфессиональной разобщенности людей; ослаблением этического влияния старшего поколения на воззрения и традиции, существовавшие в обществе, и т.д. (А. В. Иванов), что ведет к отчуждению обучающихся от общества (результатом являются индивидуализм и эгоизм), от людей (кризис отношений, нарушение коммуникативных связей и одиночество), от самого себя (разделение человеческого «Я», деперсонализация личности), от культуры (бездуховность, замена действительно культурных ценностей образцами «всеобщей массовой культуры»), от морали (аморализм, вещественные взаимоотношения, безжалостность) (В. Е. Горозия, К. Маркс). В этой связи актуализируются проблемы исследования потенциала культуросообразной среды университета как основы формирования социальной креативности студента.
Культуросообразная среда, как подтверждают исследования Н. Б. Крыловой, Е. С. Крыжановской, Л. В. Станкевич, содержит значительные резервы для проявления неадаптивной, преобразующей активности субъектов образования в ситуации социального взаимодействия с учетом согласованности традиций и новаций образовательного учреждения; реализации возможности многовариантности самовыражения и самоутверждения в социуме; присвоения социокультурного опыта в процессе освоения социальных норм, способов социальных действий и социального поведения.
Анализ исследований и изучение опыта свидетельствуют о необходимости разрешения противоречий между:
- социальным заказом современного общества на становление социально-креативной личности в системе образования и недостаточной теоретической разработанностью инновационных подходов к организации креативного образовательного процесса в высших учебных заведениях;
- педагогическим потенциалом культуросообразной среды университета и недостаточным его использованием в практике формирования социальной креативности студента современной высшей школы;
- потребностью образовательной практики в научно-методическом обеспечении формирования социальной креативности студента в культуросообразной среде университета и недостаточной разработанностью программных, дидактических, методических материалов и учебно-методических средств формирования социальной креативности в педагогической науке.
Обозначенные противоречия обусловили постановку проблемы исследования: каковы теоретико-методологические и организационные аспекты формирования социальной креативности студента в культуросообразной среде университета?
Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Формирование социальной креативности студента в культуросообразной среде университета».
Цель исследования: обоснование структурно-функциональной модели формирования социальной креативности студента в культуросообразной среде университета.
Объект исследования: процесс формирования социальной креативности студента.
Предмет исследования: потенциал культуросообразной среды университета в формировании социальной креативности студента.
Гипотеза исследования: процесс формирования социальной креативности студента, включающий расширение диапазона знаний о творчестве, развитие мотивации к социальному творчеству, обогащение практического опыта творческой деятельности, при использовании культуросообразной среды в целостности образовательной, социально-воспитательной, предметно-пространственной сфер жизнедеятельности личности на основе определения структурных компонентов, целевых характеристик, содержательных основ результативности педагогической деятельности происходит эффективнее, если:
- понятие о социальной креативности студента содержательно отражает смысл поисково-преобразовательного отношения субъекта к действительности;
- педагогический потенциал культуросообразной среды рассматривается как совокупность возможностей для выбора форм социальной практики, активизации продуктивных способов познания, общения, творчества студента;
- педагогические условия обеспечивают совершенствование организации социально ориентированной деятельности студента в рамках творческого педагогического взаимодействия;
- научно-методическое обеспечение в совокупности педагогических средств выступает программно-технологической базой сопровождения творческой деятельности студента.
В соответствии с поставленной целью, предметом и гипотезой определены задачи исследования:
1. Раскрыть структуру и содержание понятия «социальная креативность студента».
2. Выявить педагогический потенциал культуросообразной среды университета, способствующий формированию социальной креативности студента.
3. Обосновать и экспериментально апробировать совокупность педагогических условий, обеспечивающих успешность формирования социальной креативности студента в культуросообразной среде университета.
4. Разработать научно-методическое обеспечение формирования социальной креативности студента в культуросообразной среде университета.
Методологическая основа исследования. Исследование базируется на совокупности взаимосвязанных методологических подходов: культурологического (Е. В. Бондаревская, А. С. Запесоцкий, Н. Б. Крылова, В. В. Сериков и др.), определяющего приобщение студента к культурным ценностям социума, включение в социальное взаимодействие и культурное творчество; деятельностного (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Г. И. Щукина, Д. Б. Эльконин и др.), детерминирующего успешность раскрытия творческих задатков, способностей и возможностей обучающегося в рамках организованной социально ориентированной деятельности; средового (Ю. С. Мануйлов, И. Г. Шендрик, Г. П. Щедровицкий, В. А. Ясвин и др.), обусловливающего использование потенциала многообразных культуросообразных сред жизнедеятельности субъектов образования в университете для формирования социальной креативности студента.
Теоретическую основу исследования составляют:
на философском уровне:
- теории философии образования (Б. С. Гершунский, А. С. Запесоцкий, Г. П. Щедровицкий и др.), определяющие стратегии личностного развития субъекта как приоритеты образовательной деятельности; идеи диалоговой концепции культуры (С. С. Аверинцев, М. М. Бахтин, В. С. Библер и др.), послужившие основой построения субъект-субъектного взаимодействия на основе со-бытия, сотворчества, социальной ответственности и сотрудничества: концепции философии творчества (Г. С. Батищев, Н. А. Бердяев, И. А. Бескова и др.), определяющие взаимозависимость творческих усилий субъекта и социальных интенций, ресурсов, содержащихся в культуре, как способ индуцирования творчества;
на общенаучном уровне:
- концептуальные положения, определяющие основные фундаментальные характеристики психолого-педагогического исследования (В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, А. М. Новиков, В. М. Полонский, Д. И. Фельдштейн и др.); психологические (Д. Б. Богоявленская, Е. П. Ильин, А. М. Матюшкин и др.) и педагогические (В. И. Андреев, В. А. Кан-Калик, А. В. Москвина и др.) концепции, определяющие социальную значимость творчества как базиса формирования личности; исследования теории креативности отечественных (В. Ф. Вишнякова, Я. А. Пономарев, В. Г. Рындак и др.) и зарубежных ученых (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Е. Торренс и др.), позволившие уточнить созидательно-личностные и личностно-процессуальные характеристики креативности; теории и технологии креативного обучения в многоуровневом непрерывном образовании (И. Е. Брякова, М. М. Зиновкина, Ю. Г. Круглов, В. В. Попов, А. В. Хуторской, А. В. Шевырев и др.), послужившие основой для выявления оптимальной совокупности педагогических условий; положениях о самоактуализации как основном ресурсе творчества и креативности (Д. Зиглер, А. Маслоу, К. Роджерс, Л. Хьелл и др.); научные положения в области рассмотрения понятия «образовательная среда» как условие развития и саморазвития личности (Е. А. Александрова, Н. Б. Крылова, М. Полани, В. А. Ясвин и др.).
на конкретно-научном уровне:
- исследования теории социальной креативности личности (Э. Р. Григорьян, А. Е. Ильиных, А. А. Попель, Е. Ю. Чичук, О. С. Шемелина и др.), благодаря которым сформулированы представления о содержании социальной креативности студента; исследования социальной креативности с синонимическими понятиями: «социальный интеллект» (М. И. Бобнева, Ю. Н. Емельянов, В. Н. Куницына и др.); «социальная компетентность» (Ю. Н. Байков, Н. Н. Беденко, С. Н. Краснокутская и др.); «социальное творчество» (Н. В. Белобородов, Ю. А. Чижова и др.), позволяющие синтезировать различные знания об исследуемом феномене, определить его компонентный состав, структуру; исследования социализирующих факторов социально-воспитательного процесса вуза (М. А. Емельянова, Р. А. Литвак, Л. Г. Пак, Т. А. Панкова, В. И. Попова, С. В. Сальцева и др.), позволившие выявить наиболее оптимальные методы, формы и практики социально ориентированной деятельности; концепции изучения студенчества как жизнеспособной социальной группы в динамично изменяющемся обществе (П. И. Бабочкин, Н. А. Лабунская, В. Т. Лисовский, К. Штарке и др.), послужившие основой для определения резервов формирования социальной креативности в данном возрасте; научные идеи о культуросообразности образования, о значении культуросообразной среды в формировании личности в образовательном учреждении (Е. А. Бурдуковская, Е. С. Крыжановская, Н. Б. Крылова, Л. Б. Соколова, Л. В. Станкевич и др.), задающие ориентир для выявления педагогического потенциала культуросообразной среды университета.
Эмпирическую базу исследования составили: опытно-экспериментальная работа, проводимая в ФГБОУ ВПО «ОГПУ» на факультете социальной педагогики и социологии, в научно-исследовательской лаборатории социального института ОГПУ; в НОУ ВПО «ОИЭК» на кафедре социальной работы и гуманитарных наук; в экспериментальной работе участвовали 243 студента вузов и 24 преподавателя. Диагностический эксперимент реализован на выборке 243 человека (студенты разных форм обучения, квалификация «бакалавр», направление подготовки «Психолого-педагогическое образование», квалификация «специалист», специальности «Социология», «Социальная педагогика» (ОГПУ), «Социальная работа» (ОИЭК)). Формирующий эксперимент проводился в студенческих группах по специальности «Социальная педагогика» (ОГПУ) на выборке 34 человека (очная форма обучения); в свете проблемы исследования осуществлен анализ основных образовательных программ направлений подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование, 040100.62 Социология, 040400.62 Социальная работа, специальностей 040201.65 Социология, 050711.65 Социальная педагогика, программ по отдельным направлениям воспитательной работы вузов.
Исследование проводилось с 2007 по 2013 год и включало три этапа.
На первом этапе (2007—2009 гг.) изучено состояние проблемы в научной литературе и педагогической практике; выявлены основные позиции исследования; уточнены проблема, тема, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования; конкретизирована рабочая гипотеза. Основные методы исследования: изучение нормативно-правовых документов, теоретический анализ научной литературы, аналитическая оценка педагогического опыта по проблеме исследования.
На втором этапе (2009—2011 гг.) экспериментально реализована структурно-функциональная модель формирования социальной креативности студента в культуросообразной среде университета, апробированы педагогические условия ее эффективности; конкретизированы концептуальные подходы и идея исследования. Основные методы исследования: моделирование, анкетирование, тестовая беседа, тест-опросник, наблюдение, экспертный анализ, констатирующий и формирующий эксперимент.
На третьем этапе (2011—2013 гг.) проведен анализ, систематизация и обобщение полученных в ходе работы результатов исследования; осуществлено оформление результатов экспериментального исследования и внедрение в практику необходимых методических рекомендаций по проблеме исследования. Основные методы исследования: интерпретация полученных результатов, качественный и количественный анализ результатов исследования, математическая и статистическая обработка данных.
Научная новизна результатов исследования:
- уточнено содержание социальной креативности как интегративного качества личности, охарактеризованного по когнитивному, мотивационному, деятельностному критериям и соответствующим показателям, за счет акцентирования поисково-преобразовательного отношения индивида к действительности в отличие от исследований, включающих в понятие социальной креативности побудительные основания различных уровней (Е. Ю. Чичук), систему потенциалов (творческого и коммуникативного) личности (А. А. Попель, Н. А. Маневич);
- выявлен педагогический потенциал культуросообразной среды университета в совокупности его специфических свойств (социокультурной интегративности, эмоциональности, индивидуальной комфортности, открытости, потенциальной неопределенности, доступности), дополняющий существующие в педагогических исследованиях функции (О. А. Челядинова), концентрические структуры (Е. А. Бурдуковская), основные параметры (Н. Б. Крылова), характеристики (Л. В. Станкевич) культуросообразной среды вуза;
- разработана структурно-функциональная модель в совокупности компонентов (целевого, содержательного, результативного) и функций (информационно-транслирующей, социально ориентирующей, продуктивно-активизирующей), позволяющая прогнозировать результативность формирования социальной креативности студента на основе использования педагогического потенциала культуросообразной среды с позиций новых образовательных ориентиров высшей школы (субъектности, диалога и развития);
- определена совокупность педагогических условий (целенаправленное развитие диапазона знаний студента о творчестве, о социальной креативности как профессионально значимом качестве личности; реализация совокупности форм и методов социально ориентированной деятельности, содействующей освоению опыта творческой самореализации студента в познании, общении, социальной практике; осуществление педагогического сопровождения, предполагающего творческое взаимодействие преподавателя и студента как субъектов социально ориентированной деятельности), необходимых и достаточных для эффективного формирования социальной креативности студента в культуросообразной среде университета;
- обосновано научно-методическое обеспечение формирования социальной креативности студента в культуросообразной среде университета, интегрирующее социально ориентированную программу спецкурса, содержание и методы практик социально ориентированной деятельности, диагностический инструментарий, методические рекомендации по исследуемой проблеме) и открывающее перспективы проектирования содержания, социально ориентированных методов, форм, практик с учетом современных реалий высшей школы.
Теоретическая значимость результатов исследования:
- раскрыты научные представления о совокупности внутренних и внешних связей критериальных показателей (социальная компетентность, знания о творчестве, социальное взаимодействие) социальной креативности, вносящие вклад в педагогическую теорию креативного образования;
- изложены аргументированные положения о культуросообразной среде (наличие позитивных образцов культуры социального творчества в условиях университета, студенческого сообщества; многовариантность выбора в рамках широкого спектра социально ориентированной деятельности, традиций и новаций университетского сообщества; возможность творческой самореализации при участии в различных видах социальной практики), существенно дополняющие общепринятые научные представления о возможностях университетской образовательной среды в педагогической теории средового подхода;
- доказана перспективность использования научно обоснованных принципов формирования социальной креативности студента (социальной активности, творческого сотрудничества, экологии творчества, социальной самореализации, рефлексивности), комплексность которых задает ориентиры социально ориентированной деятельности студента на основе научных подходов (культурологического, деятельностного, средового), углубляющих теорию социально-педагогического моделирования креативного процесса образования;
- выявлены риски (риск неприятия преподавателем инициативы студента, риск негативного взаимовлияния субъектов социального взаимодействия; риск отсутствия консенсуса профессорско-преподавательского состава в использовании креативных форм, методов, средств обучения и т.д.); знание и учет которых расширяют научные представления о способах повышения успешности формирования социальной креативности студента в культуросообразной среде университета.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что полученные данные и результаты могут быть использованы научно-педагогическими работниками высшей школы при разработке программ и технологий использования возможностей культуросообразной среды образовательных учреждений и организаций для формирования социальной креативности студентов.
Разработанный социально ориентированный спецкурс «Основы социальной креативности», включающий варианты разноуровневых творческих задач и социально-креативных заданий, совокупность интерактивных образовательных технологий, социально ориентированные тренинги, представляет интерес для работников системы образования в рамках реализации инновационной парадигмы креативного образования.
Апробированные и внедренные в педагогическую практику оптимальные формы (социальные акции, социально-культурные проекты, волонтерство, творческие занятия, ярмарки социально-креативных работ, творческие мастерские и т.д.); методы (ситуационного анализа, моделирования коллективного поведения, обучения ассертивному поведению, развития критического мышления, коучинга, коллаборативного обучения и т.д.) социально ориентированной деятельности служат основой формирования социальной креативности студента в культуросообразной среде университета.
Обоснованный диагностический инструментарий отслеживания уровня (высокий, средний, низкий) формирования социальной креативности студента в культуросообразной среде по когнитивному, мотивационному и деятельностному критериям и соответствующим им показателям обеспечивает объективность, комплексность, последовательность контроля и оценки результативности исследования.
Созданное и внедренное в практику научно-методическое обеспечение исследуемого процесса и методические рекомендации по его использованию применяются при разработке педагогами основных образовательных программ и построении теоретических и практических курсов рабочих программ по дисциплинам вариативного блока; при осуществлении магистрантами, аспирантами, соискателями диссертационных исследований; в практике реализации социально-педагогических проектов и акций, творческой внеаудиторной деятельности студентов образовательных учреждений различного уровня и профиля.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Социальная креативность студента как интегративное качество личности отражает поисково-преобразовательное отношение индивида к действительности, выражающееся в стремлении к освоению нового знания о социальной действительности, творчестве, социальной креативности; в готовности к социально ориентированному творческому взаимодействию; в опыте практического действия на основе оригинальности, нестандартности решений, новых идей в создании социально значимого продукта; представлена и определяется на основе комплекса критериев и соответствующих им показателей: когнитивного (социальная компетентность; знания о творчестве и социальной креативности), мотивационного (направленность на социальное взаимодействие; ориентация на поиск путей и возможностей самореализации), деятельностного (творческая актуализация социального опыта).
2. Педагогический потенциал культуросообразной среды университета в совокупности возможностей (наличие позитивных образцов культуры социального творчества в условиях университета, студенческого сообщества; многовариантность выбора в рамках широкого спектра социально ориентированной деятельности, традиций и новаций университетского сообщества; возможность творческой самореализации при участии в различных видах социальной практики) и свойств (социокультурная интегративность, эмоциональность, индивидуальная комфортность, открытость, потенциальная неопределенность, доступность) обеспечивает эффективность формирования социальной креативности студента.
3. Структурно-функциональная модель формирования социальной креативности студента в культуросообразной среде университета базируется на научных подходах (культурологическом, деятельностном, средовом), принципах (социальной активности, творческого сотрудничества, экологии творчества, социальной самореализации, рефлексивности), структурно отражает относительно самостоятельные компоненты: целевой (формирование социальной креативности студента в культуросообразной среде университета); содержательный (выбор форм и методов социально ориентированной деятельности в разнообразии сфер познания, общения, практики); результативный (динамика, качество и результат формирования социальной креативности по когнитивному, мотивационному и деятельностному критериям и соответствующим показателям) и выступает организационно-технологической основой педагогической деятельности.
4. Совокупность педагогических условий, выделенных в результате теоретического анализа и экспериментальной работы (целенаправленное развитие диапазона знаний студента о творчестве, о социальной креативности как профессионально значимом качестве личности; реализация совокупности форм и методов социально ориентированной деятельности, содействующей освоению опыта творческой самореализации студента в познании, общении, социальной практике; осуществление педагогического сопровождения, предполагающего творческое взаимодействие преподавателя и студента как субъектов социально ориентированной деятельности), является необходимой и достаточной для формирования социальной креативности студента в культуросообразной среде университета.
5. Научно-методическое обеспечение формирования социальной креативности студента в культуросообразной среде университета в совокупности педагогических средств (социально ориентированный спецкурс; практики социально ориентированной деятельности, диагностический инструментарий; методические рекомендации) выступает организационной основой педагогического сопровождения творческой деятельности студента.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается целостностью исходных методологических и теоретических позиций; применимостью фактов, приведенных в научных исследованиях и обобщениях практического передового опыта; целенаправленным использованием совокупности теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования; качественным и количественным анализом экспериментальных данных; непротиворечивостью результатов и основных выводов исследования; устойчивой повторяемостью полученных результатов в различных вузах; современной методикой сбора, обработки и интерпретации результатов; статистической значимостью данных экспериментальной работы, проверенных с помощью критерия — углового преобразования Фишера, применяемого для установления достоверности различий между процентными долями выборок до и после реализации структурно-функциональной модели исследуемого феномена.
Личный вклад автора состоит в осуществлении научно-теоретического анализа проблемы формирования социальной креативности студента; определении педагогического потенциала культуросообразной среды университета для формирования социальной креативности студента; обосновании и апробации структурно-функциональной модели формирования социальной креативности студента в культуросообразной среде университета и определении педагогических условий эффективности ее реализации; личном участии соискателя на всех этапах опытно-экспериментальной работы, в обработке и интерпретации результатов исследования, подготовке публикаций материалов исследования.
Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях: Оренбург (2009, 2010, 2013); Уфа (2012); Новосибирск (2012, 2013); Чебоксары (2013); использовались в работе автора в научно-исследовательской лаборатории социального института ФГБОУ ВПО «ОГПУ»; АНО «Центр социально-политических и маркетинговых исследований “Индикатор”» (г. Оренбург) по изучению общественного мнения, проведению научных исследований и разработок в области общественных и гуманитарных наук; опубликованы в научных, научно-методических изданиях, периодической печати (2008—2013 гг.) (16 работ, в том числе 1 учебно-методическое пособие к спецкурсу; 15 научных статей, в том числе 4 статьи в рецензируемых изданиях, включенных в реестр ВАК); обсуждались на заседаниях кафедры социальной педагогики и социологии ФГБОУ ВПО «ОГПУ», кафедры социальной работы и гуманитарных наук НОУ ВПО «ОИЭК»; разработанные в исследовании материалы использованы в процессе подготовки бакалавров, специалистов на базе ФГБОУ ВПО «ОГПУ» и НОУ ВПО «ОИЭК».
Внедрение результатов исследования в практику образовательного учреждения высшего профессионального образования осуществлялось при разработке и реализации социально ориентированного спецкурса «Основы социальной креативности» в рамках вариативной части профессионального цикла основной образовательной программы по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование, «Социология» ФГБОУ ВПО «ОГПУ», «Социальная работа» НОУ ВПО «ОИЭК»; реализации оптимального сочетания инновационных и традиционных методов и форм социально ориентированной деятельности, необходимых для формирования исследуемого феномена; определении оптимального диагностического инструментария сформированности социальной креативности студента в культуросообразной среде университета.
Структура диссертации отражает логику, содержание и результаты исследования. Работа содержит введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.