Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические проблемы формирования понятия «отечество» 13
1.1. Теоретико-методологический анализ понятия «отечество» 13
1.2. Понятие «отечество» в историко-педагогическом аспекте 29
1.3. Психолого-педагогические проблемы формирования понятия «отечество» у старшеклассников в процессе изучения истории России 46
выводы по первой главе 67
Глава 2. Опыт формирования понятия «отечество» у старшеклассников средствами исторического образования 69
2.1. Анализ состояния ориентации старшеклассников на понятие «отечество» в современной школьной практике . 69
2.2. Технология формирования понятия «отечество» у старшеклассников средствами исторического образования 91
2.3. Динамика формирования понятия «отечество» у старшеклассников в процессе опытно-экспериментальной работы 112
Выводы по второй главе 143
Заключение 145
Библиография 149
Приложения 173
- Теоретико-методологический анализ понятия «отечество»
- Психолого-педагогические проблемы формирования понятия «отечество» у старшеклассников в процессе изучения истории России
- Анализ состояния ориентации старшеклассников на понятие «отечество» в современной школьной практике
- Динамика формирования понятия «отечество» у старшеклассников в процессе опытно-экспериментальной работы
Введение к работе
Актуальность исследования. В современном обществе педагогическая наука и практика ориентирована на разработку концепций образования и воспитания, в основе которых находятся общечеловеческие ценности. К числу общепризнанных понятий-ценностей относятся Земля, Отечество, Семья, Труд, Знание, Культура, Мир, Человек (В.А.Караковский). Среди них особенно выделяется категория, которую «ни с чем невозможно ни сопоставлять, ни сравнивать - Родина, Отечество... Отечество рождает человеческую душу. Нет ничего дороже Отечества» (В.А.Сухомлинский).
Формирование понятия «Отечество» осуществляется на протяжении всех лет обучения в школе, но наиболее сензитивным периодом в его освоении является старший школьный возраст (И.В.Дубровина, И.С.Кон, А.В.Петровский), предполагающий становление мировоззрения, выбор жизненного пути, социализацию личности. Важнейшим фактором формирования понятия «Отечество» у старшеклассников является содержание образования, которое реализуется через учебные программы, планы, учебники. В научной литературе разработаны вопросы структуры содержания образования (B.C. Леднев, И.Я. Лернер); охарактеризованы особенности содержания образования и построения учебных предметов (И.А. Данилов, В.П. Есипов, Л.Я. Зорина); выделены критерии оптимизации содержания обучения (Ю.К. Бабанский); сформированы требования к отбору учебного материала (М.Н. Скаткин).
Анализ современной ситуации в обществе убеждает в необходимости повышения роли исторического образования. Разработкой его содержания в разные годы занимались А.А. Вагин, Н.Г. Дайри, П.С. Лейбенгруб, А.И.Стражев. При этом особое внимание уделялось патриотическому воспитанию школьников. Нормативные документы последних лет в области исторического образования предусматривают формирование у подрастающего поколения идей патриотизма и понятия «Отечество». На это ориентируют Конституция Российской
Федерации (1993 г.), Закон «Об образовании» (1996г.), Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» (2001г.)- В документах отмечается, что «экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма... В общественном сознании получили широкое распространение эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы. В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства» (239, с.2).
Однако некоторые научные коллективы и отдельные авторы, определяя стратегию школьного исторического образования, считают, что при изучении истории одной из главных становится только просветительская цель - сообщение знаний о прошлом. При этом патриотическая направленность исторического образования отрицается или ставится под сомнение. Как показало наше исследование, содержание школьного исторического образования недостаточно ориентировано на формирование понятия «Отечество» у старшеклассников.
Потенциальные возможности курса «История России» по формированию понятия «Отечество» реализуются в педагогическом процессе. В ходе констатирующего эксперимента было выявлено, что среди преподавателей истории подавляющее большинство осознает необходимость работы по овладению школьниками этим понятием. В то же время лишь немногие учителя систематически занимаются патриотическим воспитанием и владеют технологией формирования понятия «Отечество» у старшеклассников. Более половины педаго-
гов затрудняется в выборе средств исторического образования, адекватных решению данной проблемы.
Анализ ориентации учащихся на понятие «Отечество» в школьной практике показал, что общеобразовательная школа сегодня не уделяет должного внимания формированию ключевых понятий, определяющих идентификацию личности с судьбой своего государства и народа. Рейтинг понятия «Отечество» в системе ценностных понятий для современных старшеклассников довольно низкий. Знание содержания обозначенного понятия отличается фрагментарностью. Можно предположить, что освоение понятия «Отечество» учащимися происходит большей частью стихийно, чем под влиянием специально организованного процесса.
Необходимость выбора данного направления исследования подтверждается рядом противоречий, выявленных в ходе анализа результатов массовой практики обучения старших школьников истории России. Среди них выделяются следующие:
между нацеленностью нормативных документов на воспитание человека-патриота, гражданина Отечества и слабым наполнением содержания школьного исторического образования материалом патриотической направленности;
между пониманием учителями необходимости формирования понятия «Отечество» у старшеклассников и недостаточной подготовленностью их к решению этой задачи;
между стремлением старшеклассников к активной социализации, саморазвитию и слабым видением ими зависимости судьбы Отечества от того, в какой мере граждане страны-России руководствуются в своих действиях и жизненных проявлениях патриотическими началами.
Формирование понятия «Отечество» - сложная проблема, получившая отражение в работах философов, психологов, социологов, педагогов.
Вопрос о природе понятий в целом рассматривался в философских трудах В.С.Библера, Б.М.Кедрова, Г.А.Курсанова. В исследованиях Д.Н.Богоявленского, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, П.Я.Гальперина, А.Н.Леонтьева, Н.А.Менчинской, Н.Ф.Талызиной, А.А.Смирнова, Д.Б.Эльконина, И.С.Якиманской и др. раскрываются психологические основы формирования научных понятий. Дидактическим аспектам формирования понятий посвящены исследования педагогов М.Н.Верзилина, С.И.Иванова, И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина, А.В.Усовой, С.Г.Шаповаленко и др. Общие условия формирования понятий в курсе истории на конкретном материале характеризуются в трудах методистов-историков Л.Н.Боголюбова, А.А.Вагина, Ф.Б.Горелик, Н.Г.Дайри, Г.М.Донского, Н.И.Запорожца, Г.А.Кревера, Г.В.Клоковой, П.С.Лейбенгруба, А.В.Редько, А.А.Янко-Триницкой и др.
Методологический анализ понятия «Отечество» получил отражение в трудах русских ученых и философов К.С.Аксакова, В.Г.Белинского, Н.А. Бердяева, И.А.Ильина, И.В.Киреевского, М.В.Ломоносова, А.Н.Радищева, В.В.Розанова, А.С.Хомякова, Н.Г.Чернышевского и др. Значительный вклад в изучение сущности данного понятия внесли отечественные философы XX века: Н.И.Губанов, Ю.И.Дерюгин, Г.И.Зеленская, И.Е.Кравцев, В.В. Макаров, П.М. Рогачев, М.А.Свердлин и др.
Вопрос о структурировании понятия «Отечество» раскрывается в педагогических исследованиях в русле различных подходов: с позиций ценностных ориентации - патриотического (Г.М.Анохина, Е.В.Бондаревская, В.А.Сухомлинский, В.Ю. Троицкий и др.) и военно-патриотического (А.А.Аронов, А.Н.Вырщиков, Н.М.Конжиев и др.); с позиций иерархии моделей человеческой общности: семья (Б.П.Битинас, В.Г.Бочарова, Л.В.Кузнецова, С.А.Шмаков и др.), регион (Т.С.Буторина, И.И.Валеев, Ю.В.Лазарев и др.), страна (Н.А.Григорьева, В.А.Караковский и др.), человечество (С.Д.Поляков, Н.С.Розов).
К проблеме воспитания истинных сынов, граждан Отечества в разные годы обращались педагоги Н.Ф.Бунаков, К.В.Ельницкий, П.Ф.Каптерев, А.А.Мусин-Пушкин, В.Н.Сорока-Росинский, В.Я.Стоюнин, В.А.Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др., считая, что не может быть личности без национального своеобразия, без глубокого знания истории России, жизни ее народа.
Вопрос о воспитательном воздействии школьного исторического образования, в том числе его патриотическом потенциале, рассматривали Т.С.Бычкова, Ф.Б.Горелик, А.В.Гулыга, А.В.Иващенко, И.Я.Лернер, Т.Н.Мальковская, А.И.Стражев, И.В.Суханов, Г.И.Подлуцкий, В.Н.Устякин, С.С.Хромов и др.
Важное значение для нашего исследования имеют работы, раскрывающие критерии патриотической воспитанности старшеклассников (Г.М.Анохина, А.Д.Солдатенков, Т.М.Суходолова, М.А.Терентий), нравственной воспитанности учащихся (Т.К.Ахаян, З.И.Васильева, А.В.Зосимовский, Б.Т.Лихачев, М.И.Шилова, Н.Е.Щуркова), фажданственности (И.Я.Гревцева, В.К.Сенина, И.Л.Судакова, Ю.А.Танюхин).
Проблемы патриотического воспитания обрели особую актуальность в педагогической науке XX века. В советской педагогике понятия «патриотизм», «Отечество» оформились как идеологические, соединив в себе партийные, классовые аспекты, приоритет государственного, общественного над личным. При этом они утрачивали связь с многовековым наследием русской культуры, русской философии и отечественной педагогики дооктябрьского периода.
В современных условиях, которые характеризуются изменением мировоззренческих основ, нравственно-духовных установок, идет неорганизованный, стихийный процесс поиска нового содержания данных понятий. Идеи патриотизма связываются с личностным, деятельностным, нравственным характером. Между тем, понятие «Отечество» еще не стало предметом глубокого осмысления. Но именно это понятие соединяет в себе традиции отечественной культуры, философии и педагогики, социальные, нравственные, духовные потребно-
сти современного человека с гражданским, патриотическим опытом предшествующих поколений, теми вечными ценностями, которые составляют основу русского национального менталитета.
Анализ теории формирования понятия «Отечество» и состояния школьной практики позволил прийти к выводу о том, что обозначенная проблема привлекает как теоретиков, так и практиков. Однако в диссертационном плане проблема формирования понятия «Отечество» у старшеклассников средствами исторического образования еще не рассматривалась и целенаправленно не исследовалась, что обусловило выбор темы диссертационного исследования: «Формирование понятия «Отечество» у старшеклассников средствами исторического образования».
Объект исследования: содержание школьного исторического образования.
Предмет исследования: процесс формирования понятия «Отечество» у старшеклассников средствами исторического образования.
Цель исследования: разработать и апробировать педагогическую технологию формирования понятия «Отечество» у старшеклассников средствами исторического образования.
Гипотеза исследования: процесс формирования понятия «Отечество» у старшеклассников будет более эффективным, если:
одной из ведущих целей школьного исторического образования является воспитание гражданина, сына Отечества;
в содержании школьного исторического образования выделен патриотический компонент, отражающий идеи русских философов, отечественных историков, судьбы известных исторических деятелей России, краеведческий материал об уникальном историко-культурном наследии региона;
формирование понятия «Отечество» происходит поэтапно при соответствующем технологическом оснащении средствами исторического образования;
учитывается личный опыт ученика;
учащиеся вовлечены в патриотическую деятельность, способствующую освоению понятия «Отечество» в единстве знаний, чувств и убеждений.
В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования:
1 .Осуществить теоретический анализ философских и психолого-педагогических идей о сущностных характеристиках понятия «Отечество».
2. Проанализировать содержание школьного исторического образования с целью выявления его направленности на формирование понятия «Отечество» у старших школьников.
З.Дать психолого-педагогическое обоснование этапов формирования понятия «Отечество», выявить критерии и уровни его сформированности у старшеклассников.
^Экспериментально проверить эффективность разработанной педагогической технологии формирования понятия «Отечество» у старшеклассников средствами исторического образования.
5.Разработать и апробировать программу «Мое Отечество» для учащихся 8-11 классов с углубленным изучением истории.
Теоретической основой исследования являются концептуальные идеи теории целостного педагогического процесса (В.С.Ильин, В.В.Краевский, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин и др.); деятельностный подход к развитию и обучению школьников (Л.С.Выготский, М.С.Каган, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.); идеи теории формирования понятий (Д.Н.Богоявленский, В.В.Давыдов, П.Я.Гальперин, Н.А.Менчинская, Н.Ф.Талызина, А.А.Смирнов, М.Н.Шардаков и др.); идея воспитания сына, патриота, гражданина Отечества (В.Г.Белинский, В.А.Караковский, М.В.Ломоносов, В.И.Лутовинов, Н.И.Новиков, А.Н.Радищев, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский и др.).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
изучение и теоретический анализ философской, социологической, психологической, педагогической, методической литературы по теме исследования;
анализ и обобщение массовой педагогической практики по формированию понятия «Отечество» у старшеклассников;
моделирование процесса формирования понятия «Отечество» у старшеклассников средствами исторического образования и его апробация в опытно-экспериментальной работе;
- педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование, изучение ученического творчества, ранжирование, проблемно-нравственные ситуации, математические методы обработки результатов исследования.
База исследования. Констатирующий эксперимент проводился на базе Архангельского областного института переподготовки и повышения квалификации работников образования, гимназий № 3, 6, СШ №22 г.Архангельска. Всего в эксперименте было задействовано 280 преподавателей с различным стажем педагогической деятельности и 300 учащихся 9-11 классов. Формирующий эксперимент осуществлен на базе МОУ гимназии № 3 г.Архангельска. В нем приняли участие 60 гимназистов.
Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа:
этап (1994-1996) - поисково-теоретический - изучение и теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы по теме исследования, определение целей и задач исследования;
этап (1996-1998) - проведение констатирующего эксперимента, анкетирование учителей и учеников г.Архангельска, обработка и анализ данных полученных результатов. Подготовка экспериментальной базы исследования;
этап (1998-2001) - проведение формирующего эксперимента. Анализ и обобщение результатов, формулирование выводов. Оформление диссертационного исследования.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в научно-педагогическом уточнении понятия «Отечество» и его структуры; психолого-педагогическом обосновании этапов формирования понятия «Отечество» у учащихся 8-11 классов с углубленным изучением истории; в выявлении уровней и критериев сформированности обозначенного понятия у старшеклассников; в обосновании средств исторического образования, формирующих понятие «Отечество» у старших школьников.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и реализации технологии формирования понятия «Отечество» у старшеклассников средствами исторического образования, в создании авторской программы «Мое Отечество» для учащихся инновационных учебных заведений и классов с углубленным изучением истории, которая может быть использована в деятельности учителей-практиков, в системе повышения квалификации и переподготовки работников народного образования.
Достоверность исследования определяется его методологической базой, совокупностью избранных методов изучения проблемы взаимодополняющих друг друга и адекватных предмету, цели, задачам исследования, а также результатами многолетнего эксперимента по теме исследования, оптимальной количественной базой эксперимента.
Основные положения, выносимые на защиту
Отечество представляет собой социокультурное и общепедагогическое понятие, формирующееся в живом, непосредственном, развивающемся опыте жизни человека и отражающее его представление о Доме как малой общности близких людей (семья, отцы и дети, братья и сестры), о Малой Родине (история и культура региона), о Родной стране (язык, история, культура, духовные и нравственные ценности народа).
Средства исторического образования по освоению понятия «Отечество» понимаются нами в широком смысле как совокупность содержания образо-
вания, организационных форм, методов и приемов обучения, в узком смысле как предметная поддержка учебного процесса. К средствам относятся:
обновленное содержание исторического образования в виде авторской программы «Мое Отечество» для учащихся 8-11 классов с углубленным изучением истории;
разнообразные формы уроков с опорой на героико-патриотическую тематику учебного материала;
дидактические методы и приемы совместной деятельности учителя и учащихся;
3.Формирование понятия «Отечество» у старшеклассников средствами исторического образования есть сложный поэтапный педагогический процесс, обеспечивающий освоение понятия в единстве знаний, чувств и практической деятельности, включающий субъективно-ассоциативный, поэлементный, синтезирующий этапы.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе опытно-экспериментальной работы в 8-11 классах гимназии № 3 г.Архангельска, на курсах повышения квалификации учителей г.Архангельска (1995-1998 г.г.), материалы исследования в форме публикаций, статей, тезисов, выступлений обсуждались на научно-практических конференциях в АО ИППК (1995-1997г.г.), Ломоносовских педагогических чтениях (1996г., 1997., 1998 г.), международной научной конференции в Поморском государственном университете (1999г.), всероссийской конференции по проблемам преподавания истории в школе (г.Москва, 2001г.).
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Теоретико-методологический анализ понятия «отечество»
В современных социокультурных условиях, характеризующихся распадом сложившейся государственной системы, неопределенностью политического и экономического курса страны, активным внедрением в производство и быт рыночных отношений, остро стоит вопрос о соотношении и приоритетах воспитания и образования. Во многих публикациях (49; 214; 231; 279) отмечается, что со стороны некоторых ученых, руководителей образования, учителей фиксируется значительное уменьшение внимания к воспитанию учащихся. В результате ослабления воспитательной работы, разрушения прежней жестко идеологизированной системы воспитания, по мнению ряда авторов (35; 76; 178; 213), у подрастающего поколения усиливаются апатия, цинизм, бездуховность, иждивенческие настроения, наблюдается падение образовательного и культурного уровня. При этом происходит «размывание и девальвация системы традиционных ценностей,... вестернизация важнейших сфер российского общества» (187,с. 46). Так, «ценность Отечества и вера в него оказались серьезно поколебленными, деструктированными» (166,с.53).
Одной из главных причин продолжающегося кризиса в воспитании молодежи считается отсутствие мировоззренческо-идеологических основ в современной России (17; 56; 186; 269). Проблема их разработки становится все более актуальной. Именно мировоззрение является «теоретико-формирующей составляющей воспитания, поскольку вооружает его системой духовно-ценностных ориентации» (181,с.249). Такой ориентацией, объединяющей идеей может стать российский патриотизм. Как считает президент страны В.В.Путин, «единство России скрепляют присущий нашему народу патриотизм, культурные традиции, общая историческая память» (238,с.14).
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн убежден, что российский патриотизм обладает колоссальными возможностями, которые, в частности, основываются на «традиционных ценностях русской жизни». По мнению этого авторитетного религиозного деятеля, вся как героическая, так и драматическая история Руси, России, её величайшая культура, духовность и лучшие нравственные силы народа имеют «... многовековые корни патриотизма» (128,с.67).
Важная роль в воспитании и образовании подрастающего поколения отводится формированию «ключевых понятий, определяющих идентификацию личности с судьбой своего государства и народа» (210,с.П). К таким понятиям относятся «Отечество», «патриотизм», «гражданственность», которые в ходе общественного развития претерпели некоторые изменения.
Обращаясь к понятию «Отечество», мы считали необходимым прежде всего провести теоретический анализ понятия, позволяющий обосновать его содержание, выделить основные структурные компоненты.
Представляется целесообразным уточнить, что в науке понимается под дефиницией «понятие». В справочной и научной литературе «понятие» определяется как «логически оформленная мысль; представление, сведения о чём-либо; способ, уровень понимания чего-нибудь» (219,с.485); «форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений; мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам» (277, с. 1035). Аналогичный подход нашел отражение и в других источниках (245; 315; 316; 318).
Анализ философской и логической литературы показал, что «понятие» чаще всего определяется как форма мысли, представляющая собой отражение предметов и явлений со стороны их существенных признаков. «Понятие» есть «мысль о предметах, выделяющая в нем существенные признаки» (В.Ф.Асмус); «форма (вид) мысли - результат обобщения предметов некоторого класса и мысленного выделения самого этого класса по определенной совокупности общих для предметов этого класса - и в совокупности отличительных для них -признаков» (Е.К.Войшвилло); «мысль, в которой отражаются отличительные свойства предметов и отношения между ними» (Д.П.Горский).
В психологических исследованиях «понятие» трактуется как «форма мышления, в которой отражены общие и притом существенные свойства предметов и явлений» (В.А.Крутецкий); «обобщенное знание, отражающее свойства предметов и явлений» (Н.А.Менчинская); «психическое явление, присущее только человеку, как элемент мышления и элементарная форма существования мысли, отражение существенного в феномене, закрепленное словом» (П.И.Пидкасистый).
В дидактической литературе «понятие» рассматривается как «знание существенных свойств предметов и явлений окружающей действительности, знание существенных связей между ними» (А.В.Усова); «логически оформленная мысль о предмете, явлении, в которой указаны существенные его признаки» (М.Р.Львов).
Таким образом, большинство ученых определяет «понятие» как форму мышления, раскрывающую существенные признаки предмета. Что касается исследуемого нами понятия «Отечество», то в литературе отсутствует единый подход к определению его сущности. Часто понятие «Отечество» соотносится с такими понятиями, как «патриотизм», «Родина». При характеристике соотношения понятий «Отечество» и «патриотизм» прослеживаются две тенденции (193,с.8): с одной стороны, патриотизм как явление общественного сознания выступает вторичным по отношению к Отечеству, с другой стороны, наблюдается обратная тенденция. Причем второй подход более свойственен философским словарям, в которых определение понятия «Отечество» осуществляется в рамках термина «патриотизм». В философской литературе существует ряд общих подходов к пониманию последнего.
Так, патриотизм трактуется как чувство любви к Родине, своему народу (33; 34; 157; 219; 260). Данное представление может быть определено как возвышенно-эмоциональное.
Второй подход характеризуется тем, что наряду с эмоциональной стороной рассматривается и деятельностный момент - действия, поступки в интересах Отечества, что позволяет его назвать активно-деятельностным (3; 236; 237; 276; 316; 318).
Третий подход отличается тем, что патриотизм определяется как нравственный и социально-политический принцип, регулирующий отношение людей к Отечеству (261; 272).
Четвертый подход характеризует патриотизм как важнейшую черту нравственного развития личности, её духовного самовыражения. При этом личность не только испытывает божественную по природе любовь к Отечеству, но и готова к самопожертвованию и самоотречению во имя этой любви. Данный подход - духовно-религиозный - имеет самую богатую традицию (Н.А.Бердяев, И.А.Ильин, И.В.Киреевский, М.В.Ломоносов, В.В.Розанов, А.С.Хомяков и др.).
Психолого-педагогические проблемы формирования понятия «отечество» у старшеклассников в процессе изучения истории России
Анализ теоретических подходов к исследованию содержания понятия «Отечество» позволяет перейти к выявлению психолого-педагогических проблем его формирования у старшеклассников: характеристике этапов, условий, критериев и уровней его усвоения.
Для решения поставленных в исследовании задач необходимо рассмотреть, как понимается сам процесс формирования понятий в отечественной науке. Данной проблемой занимались психологи Д.Н.Богоявленский, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев, Н.А.Менчинская, Н.Ф.Талызина, А.А.Смирнов, Д.Б.Эльконин, И.С.Якиманская и др. Разработке теории формирования понятий посвящены исследования педагогов М.Н.Верзилина, С.И.Иванова, И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина, А.В.Усовой. В работах методистов-историков: Л.Н.Боголюбова, А.А.Вагина, Ф.Б.Горелика, Н.Г.Дайри, Г.М.Донского, Н.И.Запорожца, Г.А.Кревера, Г.В.Клоковой, П.С.Лейбенгруба, А.В.Редько, А.А.Янко-Триницкой на конкретном материале характеризуются общие условия формирования понятий в курсе истории.
Термин «формирование» в нашем исследовании означает «развитие..., процесс и результат этого развития»(232,с.45). В то же время он «содержит, как обязательный, элемент целенаправленности»(85,с.86). В связи с этим представляется возможным трактовать формирование понятий у школьников как процесс, способ овладения, усвоения ими определенной суммы знаний. «Усвоить -значит сделать нечто своим...Усвоение совершается посредством формирования ряда последовательных отражений объективного содержания задания. По содержанию оно усваивается, а по способу своего реального психологического существования формируется» (66,с.425).
Овладение понятиями связано с активной мыслительной деятельностью учащихся, выполнением различных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. «Мышление всегда движется в пирамиде понятий» (60,с.179). Понятия раскрываются в суждениях. Поэтому, «чем лучше усвоены учащимися формируемые у них понятия, тем легче им строить суждения, умозаключения, тем совершеннее у них та основа, которая связана с развитием творческого мышления» (309,с.50). Процесс формирования понятий имеет определенные закономерности. В психолого-педагогических трудах (201; 309) отмечаются следующие: - формирование понятий в сознании учащихся - сложный и продолжительный во времени процесс: учащиеся не сразу овладевают понятием, а постепенно усваивают его содержание, связи и отношения с другими понятиями; - усвоение понятий данной науки происходит успешнее, если осуществляется связь с понятиями других наук; - одновременно с процессом формирования новых понятий идет процесс углубления содержания ранее сформированных понятий, при этом раскрываются новые стороны понятий, их связи и отношения; - долгое время научные признаки понятия в сознании учащихся сочетаются с «донаучными», житейскими представлениями учащихся, образовавшимися до целенаправленного формирования понятий под руководством учителя в процессе изучения основ наук. Для нашего исследования наиболее важной является мысль о постепенности процесса формирования понятия. Под процессом мы понимаем «последовательную смену состояний в развитии»(219,с.544).
Рассмотрим, как понимается процесс формирования понятий в психологической науке. Согласно теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина), можно выделить три этапа: а) практическое оперирование (материализованные действия) с объектами или с их знаковыми обозначениями, понятия о которых должны быть сформированы у учащихся; б) определение в громкой речи (внешнее проговаривание); в) внутреннее проговаривание (умственное оперирование понятием). Центральная идея данной теории состоит в том, что получение знаний осуществляется в процессе деятельности учащегося, в результате выполнения им определенной системы интеллектуальных действий.
Иную теорию формирования понятий представляют Г.С.Костюк, Н.А.Менчинская, Э.А.Флешнер. Они не считают, что исходной формой должно быть материализованное действие и обращают внимание на то, что в обучении наряду с процессом интериоризации (перенос операции из внешнего во внутренний план) не меньшее значение имеет противоположный процесс экстерио-ризации (перенос операции из внутреннего во внешний план), который постоянно осуществляется при использовании знаний на практике. Процесс формирования понятий рассматривается учеными как развитие мышления от восприятий к представлениям и затем к понятиям, от неполных бессистемных знаний к знаниям более осознанным, глубоким. При этом отмечается, что у многих учащихся наблюдается тенденция к преждевременному обобщению при опоре на неполно понятую сущность понятия, что приводит к сужению содержания понятия. Признаки понятий воспринимаются изолированно друг от друга, без выделения существенных и несущественных. Для повышения эффективности усвоения научных понятий Д.Н.Богоявленский (30) выдвинул принцип «ранней дифференцировки» - выделение общих и различных признаков понятий путем сравнения различных явлений. Н.А.Менчинская (200) предложила варьировать несущественные признаки, сохраняя постоянными только те, которые должны быть положены в основу обобщения. Е.Н.Кабанова-Меллер (131) считает, что необходимо несущественные признаки противопоставлять существенным - так называемый прием «расчленяющей абстракции».
Свой вариант поэтапного формирования понятий предложил М.Н.Шардаков: организация наблюдения единичных предметов или явлений; обогащение наблюдений; выделение общих существенных признаков изучаемых предметов и явлений (мыслительный процесс); уточнение; определение понятий; упражнение по практическому применению понятий и проверка их усвоения; расширение и углубление понятий (331,с.215).
Анализ состояния ориентации старшеклассников на понятие «отечество» в современной школьной практике
В исследовании реального состояния проблемы формирования понятия «Отечество» у старших школьников решались следующие задачи: особенности ориентации Государственного образовательного стандарта, программ, учебников по истории на формирование понятия «Отечество»; актуальность данной проблемы для преподавателей истории и пути ее реализации в педагогическом процессе; степень сформированности понятия «Отечество» у современных старшеклассников и значимость этого понятия в иерархии ценностных понятий.
Реализуя поставленные задачи в ходе констатирующего эксперимента, мы проанализировали нормативные документы, учебники и учебные пособия; провели анкетирование учителей истории и беседы с ними, ранжирование предложенных ими средств исторического образования; осуществили анализ состояния ориентации учащихся инновационных и общеобразовательных школ г.Архангельска на понятие «Отечество», используя различные диагностические методики: анкетирование, тестирование, мини-сочинение.
Анализ нормативных документов, типовых программ, учебников и учебных пособий позволил выявить позитивные и негативные моменты направленности содержания исторического образования на формирование понятия «Отечество», а также осуществить отбор учебного материала, раскрывающего сущность данного понятия в единстве когнитивного, эмоционального и практического опыта школьников. В Федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта /Образовательная область «Общество» - История/ определены следующие цели школьного исторического образования: - овладение основами знаний об историческом пути человечества, его социальном, духовном, нравственном опыте; - развитие способностей осмысливать события и явления действительности... во взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего; - формирование ценностных ориентации и убеждений на основе личностного осмысления опыта истории, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами; - развитие интереса и уважения к истории и культуре своего и других народов (см.313).
Положения ГОС убеждают нас в значимости организации личностного осмысления учащимися учебного материала через идеи патриотизма, к числу которых, безусловно, принадлежит и понятие «Отечество».
В настоящее время некоторыми авторами и авторскими коллективами (17; 19; 72; 303) ставится под сомнение или отрицается такой фундаментальный ранее принцип исторического образования, как его патриотическая направленность. Так, авторский коллектив из РАО В.Г.Безрогов, М.В.Богуславский, О.Е.Кошелева главную роль отводят целям просветительским: развитие исторического мышления школьников; знакомство с основными концепциями и теориями, объясняющими развитие общества; формирование исторической грамотности на современном международном уровне (19,с.1). А.Ю.Головатенко считает, что изучение истории не может и не должно рассматриваться как повод для формирования тех или иных качеств личности, даже самых прекрасных, выдвигает следующие цели исторического образования: развитие мышления школьников; формирование полезных умений в социальном общении и гражданском поведении; включение индивида в культурную среду, созданную его соотечественниками... (72,с.5). Подобный подход нашел отражение и в ряде публикаций-откликов на Проект концепции исторического образования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации (159; 205).
В современной острой дискуссии по поводу целей школьного исторического образования мы разделяем точку зрения В.А. Полякова и других авторов (50; 64; 130; 154; 307) о том, что содержание исторического курса должно быть нацелено на «воспитание человека-патриота, уважающего национальные и общечеловеческие ценности, понимающего роль личности, ее социальной активности и гражданской ответственности в обеспечении эффективного, динамичного развития родной страны в изменяющемся мире» (251,с.83).
Остановимся на анализе базовых программ школьных курсов истории, а также учебников и учебных пособий. Базовые программы (242; 243; 244), в целом, ориентированы на формирование понятия «Отечество», выработку старшеклассниками личностного отношения к нему. Однако степень данной направленности в рамках отдельных исторических курсов различна. Программа по курсам истории Отечества (5-9 кл.) (242) особое внимание уделяет проблемам становления и развития российской государственности, национальной и социальной идентификации личности. Программа определяет основные понятия и идеи: «древнерусская народность», «национальное самосознание», «централизованное государство», «нация», «история Отечества», «сын отечества», «национальные традиции» и др. Однако сущность и признаки названных понятий в учебных пособиях по данным курсам (121; 139; 140) не раскрываются, что затрудняет работу учителя по формированию понятия «Отечество» у учащихся.
Учебники и учебные пособия содержат материал об исторических корнях народа России, социальных и национальных общностях людей, складывающихся в различные исторические периоды развития России, конкретных исторических личностях и их служении на благо Отечества. Наряду с этим, следует подчеркнуть, что насыщенность пособий патриотической информацией, на наш взгляд, недостаточна. Так, не включен материал о духовном деле выдающихся подвижников Православия: митрополитов Иллариона, Филиппа Колычева, патриарха Гермогена, святителей Земли Русской Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Иоанна Кронштадтского. Нет подробных очерков о жизни и деятельности видных исторических деятелей: И.М.Висковатого, С.Ю.Витте, В.В.Голицина, А.М.Горчакова, Е.Р.Дашковой, Е.Ф.Канкрина, М.Т.Лорис-Меликова, П.А.Столыпина и др. По справедливому замечанию Г.Н.Ганичева, «оторвавшемуся от своей истории, культуры, духа россиянину надо возвращать свои ценности» (266, с.8) и имена.
Вопросы и задания анализируемых учебных пособий направлены на формирование у школьников аналитических суждений о характере деятельности государственных и общественных деятелей, о причинах подъема национального самосознания русского народа в отдельные исторические периоды. Значительно меньше заданий ориентировано на выработку у учащихся эмоционально-оценочного отношения к Отечеству. Последние задания касаются оценки школьниками качеств исторических личностей, определения собственной позиции к идеям, заложенным в произведениях литературы и искусства.
Динамика формирования понятия «отечество» у старшеклассников в процессе опытно-экспериментальной работы
Формирующий эксперимент проводился на базе 8-11 классов гимназии №3 г.Архангельска в 1998-2001 учебных годах. В эксперименте принимали участие 60 старшеклассников. В соответствии с разработанной технологией формирования понятия «Отечество» данный процесс включал в себя три этапа: субъективно-ассоциативный (8 класс), поэлементный (9 класс) и синтезирующий (10-11 классы), соответствующие им методы и приемы. Ранее была предложена поэтапная диагностика сформированности понятия «Отечество» (глава 1, 3).
Первый этап эксперимента - субъективно-ассоциативный - был направлен на знакомство с основными признаками понятия «Отечество» и решал следующие задачи: создать представление о содержании понятия «Отечество» через раскрытие его составляющих («личность», «народ», «государство», «культура», «религия», «традиции»); выявить связи между понятиями «Отечество» и «патриотизм»; заложить основу для оценочных суждений.
Опорными темами по курсу «История Отечества» в восьмом классе были выбраны следующие: «Образование древнерусского государства», «Принятие христианства и его значение», «Культура Киевской Руси», «Александр Невский как личность, полководец и политический деятель», «Объединение русских земель вокруг Москвы», «Образование централизованного государства», «Смутное время», «Петр I и его реформы».
В начале эксперимента выявлялся исходный уровень сформированности понятия «Отечество» у учащихся восьмых классов. В нашем исследовании гуманитарный класс (8 «а») в количестве 32 человек выступал как экспериментальная группа. В контрольную группу вошли ученики физико-математического класса (8 «б») в количестве 28 человек. Учащимся было предложено написать сочинение на тему «Отечество, что я вкладываю в это понятие». Кратко остановимся на содержании вопросов, подвергшихся анализу в начале первого этапа эксперимента. К показателям знаний, отражающих сфор-мированность когнитивного компонента в понятии «Отечество», мы отнесли знания следующих признаков: «личность» - человек с ярко выраженной индивидуальностью; «народ» как главный субъект любого Отечества; «государство» как форма организации общества с верховной властью, территорией, на которую распространяется эта власть; «культура» как сплав материальных и духовных ценностей конкретного народа; «традиции» как укоренившиеся в народе обычаи; «религия» как духовная ценность, сыгравшая важную роль в становлении и развитии русского государства; а также умение выделять связи между понятиями «Отечество» и «патриотизм».
Данные на начало эксперимента отражены в таблицах 13 и 14: Данные таблицы наглядно свидетельствуют о том, что в обеих группах доминирует низкий уровень представлений о понятии «Отечество» (43% и 49%); у большого количества восьмиклассников(26% и 20%) не сформирован когнитивный компонент; преимущество учащихся экспериментальной группы в целом незначительно. Можно утверждать, что уровень первоначальной сформированности понятия в обеих группах примерно одинаковый.
Рассмотрим, как раскрывались признаки понятия «Отечество» на примере отдельных экспериментальных уроков. На уроке «Образование древнерусского государства» главным стал вопрос о закономерностях этого процесса. В ходе объяснения использовалась схема «Предпосылки образования государства». Подчеркивалось, что решающее значение для становления государства имело создание властных структур. Основными признаками государства наряду с управленческим аппаратом (князь-дружина-вече) назывались право и территория, на которой осуществлялось управление. Для закрепления знаний учащихся о государстве учитель предложил классу познавательные задания первого уровня:
- Докажите, что во второй половине IX века у восточных славян складывается государство? Можно ли с момента возникновения Киевской Руси считать ее полноценным государством?
- Из описания Н.М.Карамзиным характера восточных славян выделите главное, что отличало их от других народов. Какие черты унаследовали наши современники от далеких предков?
Подобные задания подводят учащихся к мысли о связи Отечества с государством и народом, населившим его территорию.
На материале темы «Принятие христианства и его значение» у школьников создавались конкретные представления о религии как духовной ценности и признаке понятия «Отечество». Учащимся предлагалось ответить на вопрос: - Какие из последствий христианизации Руси вы считаете наиболее важными?
Восьмиклассники называли укрепление государственной власти, распространение христианской морали и христианских норм поведения, приобщение к византийской культуре, вхождение в семью европейских христианских народов. Важнейшим последствием христианизации было отмечено объединение различных восточнославянских народов в единый русский народ. По мнению ученика В., «до принятия новой религии человек осознавал себя древлянином, тиверцом, кривичем. Став христианином, православным, он ощутил себя русским». Учитель обратил внимание восьмиклассников и на то, что наряду с воздействием на процесс формирования древнерусской народности христианская религия предполагает абсолютную ценность человеческой жизни, человеческой личности.
Личность, ее роль в истории исследовались на уроке-характеристике «Александр Невский как личность, полководец, политический деятель». Учащимся было предложено на основе разнообразной литературы заполнить таблицу «Интеллектуальные, нравственные и волевые качества Невского»: