Содержание к диссертации
Введение
Глава I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ГУМАННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ.
1. Социальная и этнопсихологическая сущность феномена «культура межнационального общения" 12.
2. Этнопедагогические аспекты воспитания гуманного отношения детей к сверстникам 30.
3. Особенности воспитания гуманных взаимоотношений младших под
ростков в полиэтнической среде 48.
Глава II. СОДЕРСОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ, ФОРМА, ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ ГУМАННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ.
1. Воспитательный потенциал уроков русской литературы в контексте этнопедагогизации процесса обучения 68.
2. Внеклассная работа в воспитании гуманных взаимоотношений у младших подростков 87.
3. Опытно-экспериментальная работа и аналитическое ее представление 122.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 148.
БИБЛИОГРАФИЯ 155.
ПРИЛОЖЕНИЕ 175.
- Социальная и этнопсихологическая сущность феномена «культура межнационального общения"
- Этнопедагогические аспекты воспитания гуманного отношения детей к сверстникам
- Воспитательный потенциал уроков русской литературы в контексте этнопедагогизации процесса обучения
Социальная и этнопсихологическая сущность феномена «культура межнационального общения"
Для выработки принципиальных позиций при подходе к проблеме исследования чрезвычайно важно выявление специфической этносоциальной и этнопсихологической сущности феномена "культура межнационального общения" в контексте национально-этнических проблем в связи с трактовкой понятий культуры вообще и культуры взаимоотношений и общения в частности.
Для воспитания культуры межнационального общения необходима реализация задач более общих - воспитание культуры вообще, затем - культуры общения. Вне общей культуры нет и быть не может ни культуры общения» ни тем более культуры гуманного межнационального общения. Представляется несомненным, например, что культура межнационального общения предполагает знание и понимание этнических особенностей разных народов, их этнических ценностей, культурных достижений.
В философском понимании "культура" (от лат. CULTURA -возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) -это "исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях" \1\. Понятие культуры употребляется для характеристики материального и духовною уровня развития определенных исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей, наций (например, античная культура, западноевропейская культура, русская культура, культура Востока, культура майя и т.п.), а также специфических сфер деятельности и жизни (культура труда, художественная культура, культура быта). В узком смысле термин "культура" относят только к сфере духовной жизни людей.
Существует более ста определений культуры. Однако многие варианты в решающих компонентах повторяют друг друга. Возможны уточнения и в общепринятых определениях. Так, например, в приведенном выше энциклопедическом определении культуры "исторически определенный уровень развития общества и человека" правомерно уточнение дополнением: "исторически определенный уровень развития общества, народа и человека". Позволим себе обратиться еще к одному, наиболее приемлемому, на наш взгляд, определению: культура - это "социально-прогрессивная творческая деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, являющаяся диалектическим единством процессов опредмечивания (освоение культурного наследия), направленная на преобразование действительности, на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности, на всемерное выявление и развитие сущностных сил человека 71/.Согласно данному определению, традиционно принято различать духовную и материальную культуру. Самое примечательное заключается в том, что культура по сути своей ближе всего стоит к педагогике и воспитанию. Во многих случаях культура и культурность отождествляются с воспитанностью. В науке имеет место выделение способности культуры быть моделью обуче 1.Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1987,С.225. ния, в процессе которого общие образцы переходят в индивидуальные навыки (М.Мид, Дж. Мёрдок и др.). Кроме того, трудно не обратить внимание на словосочетания, свидетельствующие о прямом примыкании культуры к педагогике и воспитанию: педагогическая культура, культура воспитания и др. Показательно в этом отношении название монографии Г.Н.Волкова "Этнопедагогика чувашского народа, в связи с проблемой, общности народных педагогических культур".
Что такое культура общения? Начнем с общения, которое мы рассматриваем как реальное воплощение межличностных отношений. Что это такое? Конструктивным представляется узкое определение общения как процесса словесного и несловесного взаимодействия, в котором закрепляются и развиваются межличностные отношения. Б.Г. Ананьев придавал общению статус ведущего вида деятельности наряду с игровой, трудовой и познавательной. В деятельности общения объектом являются люди со своим сознанием, мотивами, эмоциями, установками, ценностями, которые, в конечном счете, определяют и культуру общения. Общительность - черта личности, характеризующая ее культурный уровень. Низкая культура общения приводит нередко к возникновению конфликтных ситуаций. Культура общения есть не что иное, как культура человеческих взаимоотношений.
Соответственно продуктивным представляется рассмотрение феномена "культуры межнационального общения" как сущностного компонента духовной культуры общества, т.к. он содержит в себе категории самосознания, морали, отношений, позволяющих человеку чувствовать себя комфортно в окружающем мире.
Если образование трактовать как подготовку к жизни в обществе, оно обязано уделить особое внимание духовному развитию детей, которое, в конечном счете, формирует мировоззрение и социально-этическое поведение молодого человека. Нет сомнений в том, что преобразование сущностных сил каждого человека в отдельности приведет в итоге к духовному прогрессу общества.
Общение, как видно из исследований и повседневной практики, причем не только педагогического, является важнейшим фактором формирования личности и наиболее эффективным средством воспитания. Практически все гуманитарные науки, изучающие поведение человека и отношения внутри социальных групп, осознают необходимость выделения общения как предмета их исследования. Необходимость общения вызывается потребностью в оценке другого человека, потребностью сообща решать свои жизненные вопросы. Таким образом, «общение как целенаправленный процесс, решающий задачу согласования действий нескольких индивидов, способствует гармоническому развитию личности»/1/.
Этнопедагогические аспекты воспитания гуманного отношения детей к сверстникам
Систематическая, целеустремленная, продуманная деятельность учителя по воспитанию культуры межнационального общения ведет ся отдельно с каждым конкретным ребенком. С учетом этого обстоя тельства мы проанализировали труды по изучению закономерностей взаимодействий детей как внутри одного этноса, так и между этно сами, традиционно определяемыми как исторически возникшие ус тойчивые социальные группировки людей, представленные племе нем, народностью, нацией. Отношение к другому человеку, как из вестно, составляет основу любой человеческой жизни. Продолжая теоретическую концепцию Л.С.Выготского и А.В.Запорожца о разви тии личности ребенка, Е.Д.Божович считает основной силой психи ческого развития постепенно расширяющиеся взаимосвязи человека с миром вещей и людей, а А.Н.Леонтьев связывает изменения в от ношении ребенка к миру определенными, присущими каждому воз расту, видами деятельности. Эти концептуальные установки мы до полняли этнопедагогическими, этнопсихологическими положениями, с особым вниманием изучая труды Ш.М.-Х.Арсалиева, А.Л.Бугаевой, И.Л.Ленского, Г.Н.Волкова, И.С.Кона, Маргарет Мид, З.Г.Нигматова, Т.Н. Петровой, М.Г.Тайчинова, М.Ю.Френкеля и др.
Сочетая данное фундаментальное положение с этнопедагогиче-скими представлениями, были исследованы различные виды деятельности детей, так или иначе влияющие на общее развитие их личности, а также свидетельствующее об их особенностях: сюжетно-ролевая игра (Д.Б.Эльконин, В.М.Григорьева, А.А.Шадрина), изобразительная деятельность, проективные рисунки (Т.В.Иванова, А.А.Трофимов), деятельность общения (М.И.Лисина, Г.Н.Волков, Т.Н.Петрова). Нами широко использовались адаптированные варианты опросников А.А.Деркача, Л.М.Дробижевой, В.К.Крысько, В.В. Пименова. В результате исследований удалось установить, что наиболее эффективным видом деятельности младшего подростка, дающим ему возможность на практике усвоить социальные нормы взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, является сюжетно-ролевая игра, первый и наиболее значимый вид совместной деятельности детей. В нашем исследовании особенно результативными оказались использование народных игр с фольклорными элементами, позволяющими установить связь с литературным образованием (игровые прелюдии, содержательные речитативы и др.). Особенно много внимания мы уделяли организации литературных игр. Мы постоянно учитывали то обстоятельство, что, принимая на себя определенную роль и вступая в соответствующие взаимоотношения со сверстниками, младший подросток овладевает умением занимать динамичную позицию, преодолевая тем самым односторонний, эгоцентрический взгляд на вещи и явления. Опираясь на эту закономерность, мы включали в систему работы по воспитанию культуры межнационального общения игры-драматизации с импровизированными ролевыми взаимоотношениями, что занимало немало места как в ходе естественного педагогического эксперимента, так и в собственной учительской деятельности.
Другой принципиальной позицией можно назвать положение о том, что формирование соответствующих нравственных качеств личности зависит от положительного морального содержания сюжетов детских игр, включающих нравственные человеческие действия. Продолжая эту линию в изучении взаимоотношений учащихся, З.М.Григорьев подверг сомнению мысль о том, что сюжетное содержание игры само по себе обеспечивает полноценное нравственное развитие ребенка. Вслед за А.В.Запорожцем он показал, что, несмотря на моральность сюжета, нравственный уровень реальных взаимоотношений детей в игре может оказаться весьма низким. Это обстоятельство подтверждается и нашими наблюдениями - вплоть до игр и праздников, связанных с творчеством А.С.Пушкина. Так, даже во время игры в "добрых волшебников" дети порой забывают о нормах уважения к другим, проявляя агрессивные действия друг к другу. Речь при этом, конечно, не идет о межэтнических отношениях, однако наблюдаются выпады в форме оскорбительных выкриков и в сфере межнациональных взаимодействий.
Реализуя программу опытно-экспериментальной работы, мы исходили еще из одного важного положения. Его суть заключается в следующем.
Трактуя личность как многоуровневую систему, формирующуюся на протяжении детства поэтапно, мы придавали существенное значение взаимодействию развития интеллектуальных и эмоциональных процессов в формировании положительных личностных качеств. В опытной работе, а также в процессе наблюдений за детьми, в ходе учебно-воспитательной работы было замечено, что эмоции выступают как важнейший этнопедагогическии феномен в жизненных отношениях подростка.
Эти данные являются для нас обоснованием обращения особого внимания на развитие таких эмоциональных комплексов, как сопереживание, сочувствие, содействие, на их роль в качестве важных предпосылок для формирования взаимоотношений сверстников. При этом, конечно, совершенно естественно, что положительными эмоциональными качествами прежде всего должен обладать сам учитель. Равнодушное, шаблонное ведение любых занятий с учащимися ни в коей мере не способствует появлению эмпатии.
Изучение социальных эмоций младших подростков подтвердило целесообразность избранного нами направления исследования: специфически человеческие высшие эмоции опосредованы социальными мерками, эталонами ценности... Усвоение норм предполагает, что ребенок не только поймет, осмыслит их значение, но и проникнется соответствующим эмоциональным отношением к этим нормам, благодаря чему они приобретут для него нравственную побудительную силу /1/. При этом становится ясным, что особое значение следует придавать тому, как подросток приобщается к духовной и материальной культуре, создаваемой обществом, конкретными народами, (в первую очередь, родными и соседними).Нормами нравственных взаимоотношений с людьми учащийся должен овладеть не пассивно, а активно, в процессе наиболее интересного для него вида деятельности, в результате психических процессов интериоризации и опосредования. "Интериоризация - процесс изначально социальный, имплицитно включающий в себя такие факторы, как общение, совместная распределенная деятельность, совокупное действие и т.д."/2/.
Воспитательный потенциал уроков русской литературы в контексте этнопедагогизации процесса обучения
Самым эффективным материалом для формирования гуманистического сознания и поведения, соответственно и культуры межнациональных отношений являются уроки русской литературы. То, что в прошлом сводилось исключительно к пролетарскому интернационализму, мы трактуем как гуманизм и гуманизм в сфере межнациональных отношений, не накладывая при этом никаких классовых ограничений.
«Мыслям тесно, словам просторно» - афоризм этот можно отнести и к интернациональной, гуманистической теме. Содружество народов, их солидарные взаимодействия, интернациональные связи, единство человеческих судеб независимо от национальной принадлежности, гармонические взаимоотношения в решении глобальных проблем жизни народов и страны особенно сильно проявляются в русской поэзии советского периода, поэзии синтеза и широких обобщений, высокопатриотического звучания и гражданского мужества.
Художественная литература, искусство, развитие языков, переводческое дело выступают в качестве коммуникативных средств, являются своего рода мостами, обеспечивающими переход духовных и гуманитарных ценностей от одной нации к другой, от одного поколения к другому.
Содружество людей разных национальностей, дружба народов величайшее гуманистическое достояние, одна из самых жизненных форм существования единого человечества. Как чувство, занимающее высшую ступень в иерархии духовно-нравственных ценностей, дружба народов - категория диалектическая, изменчивая, развивающаяся. В современных обострившихся межнациональных отношениях солидарность народов выступает как самый надежный стимулятор возрождения, сохранения и развития духовных сил этносоциумов.
Обучение азбуке дружбы народов желательно начинать с объяснения учащимся элементарных, непреходящих истин, с разъяснения того, что все люди на земле по природе своей добры, справедливы, отзывчивы на беды, трагедии, им присуще чувство уважения, любви друг к другу. Если возникают конфликты на межнациональной почве - что не редкость в современной действительности, - то они должны быть решены мирно, путем переговоров, диалога. В этих целях необходимо широко использовать на уроках русской литературы литературу народов Российской Федерации. Гуманистические традиции, соответственно духовные ресурсы, нравственные потенциалы русской литературы, в том числе и в сфере межэтнических отношений, колоссальны, без преувеличения неисчерпаемы.
На первых страницах учебника литературы /I/, предназначенной для младших подростков, большое место уделяется фольклору.
Рассказ о народной словесности учитель обычно начинает с пословиц, поговорок, загадок. Пословица - это краткое изречение, приноравливаемое к разным случаям жизни. В плане темы нашего исследования целесообразно учителю включить для рассуждений о пословицах - пословицы разных народов. Например, пословицы, объе 1.Литература, 5 класс. Учебная хрестоматия для 5 класса средней школы в 2-х частях, М., «Просвещение», 1996. диненные темой труда: «Хорошее дело само себя хвалит» (хакас). «У бросившего работу останавливаются челюсти» (арм.). «Из гладенькой лени - большая лень, из маленького дела - большое дело», (бурят.)- «Человека греет не шуба, а работа» (чуваш.), вариант: «Ленивый -мерзнет, Трудолюбивый - потеет». «Для еды малая семья хороша, для работы - большая» (якут,).
Сравнение этих пословиц, их анализ, фиксация внимания учеников на народе, которому принадлежит пословица, краткая характеристика этих народов, будут способствовать формированию взаимопонимания между представителями разных национальностей, ибо возникает живой, дружелюбный диалог культур, образов жизни, традиций, духовности и мудрости.
Наш собственный педагогический опыт в сочетании с естественным педагогическим экспериментом позволили доказать, что работа над пословицами оказывается эффективной, если учитель в процессе анализа пословиц нерусских народов предложит учащимся найти аналогичные пословицы русского народа.
«Что в котел крикнешь, то он и ответит» (осет.). «Не смотри на красоту, смотри на сердце» (алт.). «Злой человек сам себя ненавидит» (удм.). «Враг камнем ударит, ты его хлебом бей» (калм.). «Не гони коня кнутом, а гони овсом» (рус). «Широкой душе и мир широк, а узкой и мир узок» (уйгур.). «Где нет хороших стариков, там нет хорошей молодежи» (адыг.).