Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические основы и историческая практика коррекции морально-ценностных ориентации несовершеннолетних осужденных средствами православного просвещения 19
1.1. Теоретические подходы к определению понятий «морально-ценностные ориентации» и «коррекция морально-ценностных ориентации несовершеннолетних осужденных» 19
1.2. Исторический опыт и современная практика взаимодействия пенитенциарной системы и религиозных организаций с целью коррекции морально-ценностных ориентации несовершеннолетних осужденных 49
1.3. Православное просвещение как средство коррекции морально-ценностных ориентации несовершеннолетних 76
Выводы по первой главе .89
Глава 2. Опытно-экспершлентальная работа по формированию готовности курсантов учебного заведения пенитенциарной системы к использованию средств православного просвещения в целях коррекции морально-ценностных ориентации несовершеннолетних осужденных . .95
2.1. Модель формирования, готовности курсантов учебного заведения пенитенциарной системы к использованию средств православного просвещения в целях коррекции морально-ценностных ориентации несовершеннолетних осужденных 95
2.2. Опытно-экспериментальная работа по формированию готовности курсантов к коррекции морально-ценностных ориентации несовершеннолетних осужденных средствами православного просвещении 110
2.3. Педагогические условия формирования готовности курсантов учебного заведения пенитенциарной системы к коррекции морально-ценностных ориентации несовершеннолетних осужденных средствами православного просвещения 125
Выводы по второй главе 129
Заключение 132
Список литературы ,140
Приложения 159
- Теоретические подходы к определению понятий «морально-ценностные ориентации» и «коррекция морально-ценностных ориентации несовершеннолетних осужденных»
- Исторический опыт и современная практика взаимодействия пенитенциарной системы и религиозных организаций с целью коррекции морально-ценностных ориентации несовершеннолетних осужденных
- Модель формирования, готовности курсантов учебного заведения пенитенциарной системы к использованию средств православного просвещения в целях коррекции морально-ценностных ориентации несовершеннолетних осужденных
- Опытно-экспериментальная работа по формированию готовности курсантов к коррекции морально-ценностных ориентации несовершеннолетних осужденных средствами православного просвещении
Введение к работе
АКТУАЛЬНОСТЬ TSMbS,
Высокая духовность всегда являлась основой морально-ценностных ориентации народов России.
В современных нестабильных и внутренне противоречивых социокультурных условиях воспитание морально-ценностных ориентации детей и молодежи рассматривается как актуальная педагогическая задача. Проблема коррекции морально-ценностных ориентации несовершеннолетних: осужденных является актуальной^ а в условиях социально-экономической нестабильности и социально-культурной подвижности она приобретает особую значимость.
Актуальность данной проблемы подтверждена федеральной целевой программой «Реформирование уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) Министерства юстиция России на 2002-2006 годы».
В данной программе в числе задач, решение которых обеспечивает реформирование системы исполнения наказаний^ в области ее гуманизации, названы;
а) совершенствование воспитательного процесса в единстве психолого-
педагогического воздействия на несовершеннолетних осужденных с прове
дением соответствующей лсихокорреісционной работы за счет постоянного
обновления и пополнения банка психологических методик, а также обучение
персонала уголовно-исполнительной системы работе с ними;
б) разработка эффективных методов и средств воздействия на субкуль
туру осужденных (контркультуру преступного и тюремного мира);
в) обеспечение прав осужденных на духовную помощь и участие в от
правлении, религиозных обрядов;
г) организация сотрудничества с общественными и религиозными организациями [85].
В качестве одного из подходов к обеспечению продуктивного решения выделенных задач, может рассматриваться обогащение концептуально-организационных основ воспитательного процесса в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний отдельными положениями теории и .практики религиозной, в том числе православной, педагогики.
Целесообразность и продуктивность использования данного подхода обусловлена, в том -числе, результативностью отдельных примеров исторического опыта и: современной практики взаимодействия учреждений пенитенциарной системы и представителей различных религиозных конфессий, а также духовно-нравственным потенциалом религии.
Согласно данных, приведенных в исследованиях. Е.Г. Багреевой, Г.П. Байдакова. Ю.К. Белова. Л.И. Беляевой. М.М Гшїьманова, А.К Зубкова, ВЛ. Королева, МЛ. Стуровой и др. [18-21, 23, 26-28,, 74, 87, 89, 157-163], главной фигурой в воспитательном процессе, осуществляемом в исправительных учреждениях с использованием методов православной педагогики, является священник.
Епархиальными управлениями Русской Православной Церкви (РПЦ) за многими исправительными учреждениями закреплены священнослужители для пастырских посещений. В ряде исправительных учреждениях созданы воскресные школы и библейские курсы, которые действуют в 52 из 8.9 регионов страны, но в них проходят обучение религиозным предписаниям, нормалі вероучений и' культовой практике не более пяти процентов заключенных [14].
Анализ деятельности указанной' группы учреждений пенитенциарной системы позволяет авторам утверждать, что из-за фрагментарности посещений, ограниченности времени общения и отсутствия специахьньж организационно-педагогических навыков работы с зшшочешшми священнослужители не в состоянии существенно влиять на воспитательный процесс.
Выходом из создавшегося положения может стать привлечение к решению задач коррекции морально-ценностных ориентации несовершеннолетних осужденных средствами православного просвещения- не только священнослужителей, но и штатных сотрудников пенитенциарных учреждений. Вместе с- тем,, современная практика обучения будущих сотрудников учреждений Федеральной службы исполнения наказаний не предполагает специальной подготовки курсантов к организации сотрудничества с другими субъектами коррекцнонно-воспитательной работы в учреждениях пенитенциарной системы и использованию в профессиональной деятельности воспитательного потенциала религиозных организаций.
Состояние разработанности темы.
Морально-ценностные ориентации молодежи являются предметом изучения различных отраслей научного знания.
К анализу различных аспектов сущности, проявлений и процесса воспитания морально-ценностных ориентации, нравственного потенциала различных видов деятельности и общения обращались:
- в социологии- Д.К. Беляев, И.В. Блауберг, В.В. Водзннская,
Ю.М. Жуков, Л.Г. Ломидзе., Т.Б. Любимова, B.C. Магун, В.В. Ольшанский,
Ю.Е. Соколовский, Г.В. Шорохова, В.А. Ядов и др.:
- в психологии - Б.Г. Ананьев, Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк, В.В. Давы
дов, В.ТТ. Зштченко, Б.С. Круглов, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Ш.А. Нади-
рашвилм, Н.И. Непомнящая, В.Я. Мясищев. ДМ. Узнадзе и др.;
- в педагогике - Б.М. Бим-Бад, В.Р. Лисина, Л.й, Петражицкий,
В.А. Сухомлинсккй, Н.Д. Никаядров, Н.М. Трофимова и др.;
в философии - В.Т. Алексеева, Г.М. Андреева, В.А. Василенко, О.Г. Дробішцкий. АХ. Здравомыслов, А.А. Кроник, В.Н. Сагатовский, В.Ф. Сержантов, Э-В. Соколов, Л.Н. Столович, B.IL Тугаринов, И.З. Чавча-вадзе, К. А. Шварцман и др.
Непреходящее значение и особую актуальность задачи раскрытия педагогического потенциала православия для развития духовности подрастающего поколения подчеркивают ЕЛ. Белозерцев, Л.Й. Беляева, Е.И. Исаев, В.И. Косик, В.И. Мурашов, Т.И. Петракова, В.А. Сластенян, В.И, Слободчи-ков, МЛ. Стурова, В.Д. Шадриков и др.
Вопросы духовно-вравственного воздействия православной педагогики поднимались в материалах Русских Соборов, в исследованиях опыта православной педагогики В.В. Зенъковского, архимандрита П. Игумнова, протоврея Г. Каледы, П. Ф. Каптерева, ЫГ. Лыковой, Н.А. Медведевой, Б.В. Ничмпорова, протоирея Ф. Соколова, К.Д. Ушинского, митрополита Филорета, СМ. Шалю-тинаидр.
Коррекциоиная деятельность как составляющая профессиональной педагогической деятельности явилась предметом специальных исследований Е.К. Грачевой, ВЛ. Кащенко, ГЛ. Роесолямо, Г .Я. Троншна, А.Ф. Лазурско-го: А.В. Владимирского, Н.В. Чехова и др.
Проблема воспитательной работы с несовершеннолетними с делия-квентным и криминогенным поведением освещена в трудах М.А. Алемаски-иа; А.С. Белкина, Е.М. Данилина, А.Д. Гонеева, Л.М. Зюбина, А.И. Кочетова, Й.А. Невского, А.Ф. Никитина, А.С. Тарасова и др.
Вопросы исправления несовершеннолетних осз'жденных в условиях воспитательной колонии нашли отражение в исследованиях ИЛ. Баш катова, Л.И, Беляевой, В.Г. Деева, ВЛ, Игнатенко, К.Е. Игошева, Н.И. Махибороды, В.М- Литвишкова, В.Ф. Пирожкова, Г.М. Потанина, АЛ. Ушатикова, Н.А. Тюгаевой и др.
При всем многообразии работ, исследующих различные аспекты как процесса воспитания морально-ценностных ориентации, так и роли в данном процессе православного просвещения, вопросы коррекции морально-ценностных ориентации в учебных заведениях пенитенциарной системы средствами православного просвещения в философских, шщологических.
психологических и педагогических исследованиях практически не поднимаются.
Анализ теоретических исследований и педагогической практики позволил выделить ряд противоречий между;
духовно-нравственным потенциалом православия в области коррекции, морально-ценностных ориентации :и отсутствием готовности курсантов учебных заведений пенитенциарной системы к его использованию в деятельности сотрудника Федеральной службы исполнения наказаний Министерства юстиции РФ;
возрастающим требованием государства и общества к деятельности исправительных учреждений в области гуманизации, исполнения наказаний с внедрением нестандартных психокоррекционных методик, включая средства православного просвещения и отсутствием научно-разработанных подходов к формированию готовности сотрудников исправительных учреждений Федеральной службы исполнения, наказаний к практическому использованию данных средств в повседневной воспитательной деятельности, в частности для коррекции морально-ценностных ориентации несовершеннолетних осужденных.
Социальная значимость, практическая востребованность, недостаточная теоретическая разработанность;, а также необходимость разрешения противоречий обусловили выбор темы исследования: «Формирование готовности курсантов к коррекций морально-ценностных ориентации несовершеннолетних осужденных средствами православного просвещения».
Цель- исследования - выявить педагогические условия формирования готовности курсантов учебных, учреждений пенитенциарной системы к коррекции морально-ценностных ориентации несовершеннолетних осужденных средствами православного просвещения.
Объект жследованмл - процесс подготовки курсантов к коррекции морально-ценностных ориентации несовершеннолетних осужденных.
Предмет исследования - формирование готовности курсантов учебного заведения пенитенциарной системы к коррекции морально-ценностных ориентации несовершеннолетних осужденных средствами православного просвещения.
Гипотеза исследования.
Формирование готовности курсантов учебных заведений пенитенциарной системы к коррекции морально-ценностных ориентации несовершеннолетних осужденных в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний Министерства юстиции РФ средствами православного просвещения будет более эффективным если:
уточнено содержание понятий «коррекция морально-ценностных ориентации несовершеннолетних осужденных», «православное просвещение в учебном заведении пенитенциарной системы» и «готовность к коррекции морально-ценностных ориентации несовершеннолетних осужденных средствами православного просвещения»;
в программу подготовки курсантов образовательных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний будут включены соответствующие факультативные курсы, индивидуальные и групповые консультации, обеспечивающие формирование готовности курсантов учебного заведения пенитенциарной системы тс коррекции морально-ценностных ориентации несовершеннолетних осужденных средствами православного просвещения;
будут обеспечены педагогические условия, способствующие обеспечению процесса формирования готовности курсантов учебных заведений пенитенциарной системы к коррекции морально-ценностных ориентации несовершеннолетних осужденных средствами православного просвещения.
В соответствий с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задали исследования:
Определить содержание понятий «коррекция морально-ценностных ориентации несовершеннолетних осужденных», «православное просвещение в учебном заведении пенитенциарной системы»., «готовность к коррекции морально-ценностных ориентации несовершеннолетних осужденных средствами православного просвещения».
На основе определения исторических традиций взаимодействия учреждений пенитенциарной системы России и РПЦ в коррекциоином работе с несовершеннолетними, преступившими закон, обосновать цель к педагогические возможности привлечения средств православного просвещения к решению задач коррекции- морально-ценностных ориентации несовершеннолетних осужденных
Разработать модель формирования готовности курсантов учебного заведения пенитенциарной системы к коррекции морально-ценносткьгх ориентации несовершеннолетних осужденных средствами православного просвещения.
4. Выявить педагогические условия, способствующие обеспечению
процесса формирования готовности курсантов учебных заведений пенитен
циарной системы к коррекции морально-ценностных ориентации несовер
шеннолетних осужденных средствами православного просвещения.
Тборежйьметододогичеекой основой исследование являются:
- философская теория ценностей {С.Ф. Анисимов, М.С. Каган,
В. А. Павпурин. В.И. Тугаринов и др.);
положения отечественной психологии о сущности и соотношении ценностных и. моральных ориентации личности (А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, III. А. Надирашвили, Д.Н. Узнадзе др.);
представление отечественных социологов о соотношении общественных и личностных ценностей (Т.Б. Любимова, B.C. Матуя, В.В. Ольшанский. В.А. Ядов и др.);
1!
-основные положения пенитенциарной педагогики (А.И. Зубкова, Л,И Беляева, В.М. Литвишков, А.В. Митькина, М.ТХ Стурова, Н.А. Тюгаева и
др-);
основные положения православной педагогики (епископ Е. Верейский, протоиерей В. Зеньковский, архимандрит Платон (Игумнов), протоне-рей Г. Каледа,Б.В. Ничипоров и др.);
личностно-деятельностный и компетентяостный подходы к рассмотрению профессиональной готовности (В.В. Бондаревская, Е.В. Кульневич, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, А.В. Хуторской и др.).
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами применялся комплекс методов исследования, адекватных цели, объекту и задачам исследования: анализ философской, педагогической, социальной, исторической, психологической, религиозной и нормативной литературы, диссертационных исследований, раскрывающих отдельные подходы к проблеме исследования; анализ исторического опыта, изучение и обобщение массового и передового опыта взаимодействия учреждений Федеральной службы исполнения наказаний и Русской Православной Церкви в решении задач коррекции морально-ценностных ориентации несовершеннолетних осужденных; ретроспективный анализ собственного опыта работы в инспекции по делам несовершеннолетних правонарушителей органов Министерства внутренних дел; опытио-экспериментальная работа, включающая констатирующий и формирующий эксперименты по формированию готовности курсантов учреждений Федеральной службы исполнения наказаний к коррекции морально-ценностных ориентации несовершеннолетних осужденных средствами православного просвещения; анкетирование; метод экспертных оценок; методика самооценки профессиональных достижений; методика оценки морально-ценностных ориентации. М. Рокича (в адаптации А. Гоштаутаеа, А..А. Семенова, В.А. Ядова с выделением понимания курсантами профессионально-важных качеств сотрудника пенитенциарной системы).
Экеяеряментальиой бюш мсследаваимм стал Воронежский колледж Федеральной службы, исполнения наказаний Министерства юстиции. Опытно-экспериментальная работа проводилась в течение двух лет (2005, 2006 годы). В эксперименте принимали участие 187 курсантов первого и второго .курсов, а также 12 преподавателей, цикла гуманитарных дисциплин колледжа.
Диссертационное исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа.
На первом этяяе (2000 - 2003 гг.) работа включала изучение и анализ философской, социальной, исторической, педагогической, психологической, религиозной и нормативной литературы по проблеме исследования; уточнение сущности и определение содержания понятия «коррекция морально-ценностных ориентации, несовершеннолетних осужденных» и «православное просвещение б учебном заведении пенитенциарной системы»; анализ исторического опыта взаимодействия учреждений пенитенциарной системы и Русской Православной Церкви в коррекциош-юй работе с несовершеннолетними, преступившими закон; обобщение современной зарубежной и отечественной массовой практики взаимодействия учреждений пенитенциарной системы и религиозных организаций; осмысление собственной практики коррекции морально-ценностных ориентации несовершеннолетних правонарушителей в процессе работы в должности инспектора по делам несовершеннолетних Ленинского РОВД г. Воронежа.
На втором этане (203 - 2005 тт.) уточнялся категориальный аппарат исследования, методологические и методические подходы к решению проблемы исследования; разрабатывалась программа исследования и проводилась опытно-экспериментальная, работа, до внедрению модели православного просвещения и формированию готовности курсантов учебного учреждения пенитенциарной системы к коррекции морально-ценностных ориентации не-
совершеннолетних осужденных средствами православного просвещения, уточнялись тучные предположения об изучаемом процессе.
На третьем этапе работы (2005-2006 гг.) систематизированы, обобщены и теоретически интерпретированы результаты опытно-экспериментальной работы; определены условия повышения эффективности процесса формирования готовности курсантов к коррекции морально-ценностных ориентации средствами православного просвещения; скорректированы основные теоретические положения и выводы, выполнено оформление результатов исследования. Данный этап включал обобщающую, внедренческую и литературно-оформительскую деятельность, в процессе которой проводились распространение результатов исследований в форме рекомендаций, выступлении, публикаций.
Наиболее существенные результаты, полученные в исследовании, их ш-учншшвгоиа;
определено содержание понятий «коррекция морально-ценностных ориентации несовершеннолетних осужденных», «православное просвещение в учебном заведении пенитенциарной системы.)^ «готовность к коррекции морально-ценностных ориентации несовершеннолетних осужденных средствами православного просвещения»;
разработана модель формирования готовности курсантов учебного заведения пенитенциарной системы к коррекции морально-ценностных ориентации несовершеннолетних осужденных средствами православного просвещения;
выявлены педагогические условия, способствующие повышению эффективности' формирования готовности курсантов учебного заведения пенитенциарной системы к коррекции морально-ценностных ориентации несовершеннолетних осужденных средствами православного просвещения.
Теоретачйсзкаш зшчммооъ исследования»
- результаты исследования расширяют и уточняют имеющиеся представления о субъектах воспитательного процесса в учреждениях пенитенциарной системы для несовершеннолетних осужденных;
содержание понятий: «коррекция моралшо-ценностйых ориентации несовершеннолетних осужденных», «готовность к коррекции морально-ценностных ориентации несовершеннолетних осужденных средствами православного просвещения», «православное просвещение в учебном заведении пенитенциарной системы», педагогические возможности привлечения средств православного просвещения, модель и педагогические условия формирования готовности курсантов учебного заведения пенитенциарной системы к коррекции морально-цеанос-гаых ориентации несовершеннолетних осужденных средствами православного просвещения дополняют теорию и практику подготовки будущих офицеров исправительных учреждений пенитенциарной системы в области гуманизации исполнения наказаний.
Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные в ходе исследования результаты и сформированные на их основе выводы совершенствуют практику организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях пенитенциарной системы и практику организация воспитательного процесса в исправительных учреждениях для несовершеннолетних осужденных. Материалы исследования послужила основой для разработки аз-тором программы факультативного курса «Основы православного просвещения в пенитенциарных учреждениях» для курсантов Воронежского колледжа Федеральной службы пополнения наказаний Министерства юстиции.
Достоверность и надежность научных выводов и полученных результатов исследования обеспечивалась непротиворечивыми исходными методологическими и теоретическими положениями; всесторонним анализом проблемы; сочетанием теореті-гческого анализа с обобщением эмпирических данных, подтвержденных количественными и качественными показателями; применением комплекса разнообразных взаимодополняющих методов сбора
и обработка эмпирического материала, адекватных изучаемой проблеме, поставленным задачам, гипотезе; апробацией результатов исследования. На з&мдЕзту выносится следующие шолпжени^',
1. Коррекция морально-ценностных ориентации несовершеннолетних
осужденных рассматривается как педагогический процесс, включающий, с
одной стороны, целенаправленную деятельность сотрудников пенитенциарной
системы по перестройке, реконструкции, замещению искаженных, социально-
неприемлемых морально-ценностных ориентации несовершеннолетних осуж
денных согласованной системой социально приемлемых духовно-
нравственных ценностей; с другой стороны, их принятие, усвоение и реализа
цию несовершеннолетним' осужденным в практике своей жизнедеятельности.
Готовность к коррекции морально-ценностных ориентации несовершеннолетних осужденных средствами православного просвещения рассматривается как интегральное образование, отражающее уровни овладения курсантами информационными, операциональными и мотивационно-личностными характеристиками, необходимыми для решения задачи коррекции морально-ценностных ориентации несовершеннолетних
2. Православное просвещение в пенитенциарном учебном заведении
это процесс передачи курсантам учебных заведений пенитенциарной систе
мы, с учетом их индивидуального выбора, первичных знаний о православии
и средствах православного просвещения с целью коррекции морально-
ценностных ориентации несовершеннолетних осужденных.
Целью тгравославиого просвещения в учебном заведении пенитенциарной, системы выстуо.ает гуманизация формирующейся мировоззренческой позиции курсантов,, привлечение их к использованию средств православного просвещения в процессе коррекции морально-ценностных ориентации несовершеннолетних осужденных при учете сохранении светского характера исправительных учреждения, свободы совести и свободы, вероисповедания осужденных.
На основе определения исторических традиций взаимодействия учреждений пенитенциарной системы России и РГПД в коррекционной работе с несовершеннолетними осужденными выявлены следующие педагогические воз-можности православного просвещения в учебном заведении ФСИН: создание межличностных отношений основанных на толерантности, человеколюбии, чуткости и честности; формирование у курсантов внутренне непротиворечивой системы ценностей, соответствующих традициям Православия; установ-дєние партнерства с различными соцналъньши. институтами и общественными организациями в решении задач коррекции морально-ценностных ориентации несовершеннолетних осужденных.
3. Разработана модель процесса формирования готовности курсантов к
коррекции мораггьно-ценностных ориентации несовершеннолетних осужден
ных средствами православного просвещения, представленная в виде движения
от исходного уровня к итоговому через смену трех этапов; исходного, форми
рующего и результирующего, включающая в себя: цель, принципы, методы,
формы, средства и результат.
Показатели информационной, операциональной и мотивационно-лячностной составляющих готовности курсантов к коррекции морально-ценностных ориентации несовершеннолетг-їііх осужденных средствами православного просвещения имеют три уровня проявления; высокий, средний и низкий.
Совокупный показатель уровня готовности курсантов рассматривается как сочетание показателей этих составляющих. Оценка степени формирования готовности производится на основе качественных критериев, что позволяет выявить положительную или отрицательную динамику исследуемого процесса. В зависимости от уровня исходной готовности группы подбираются соответствующие методы и средства обучения и воспитания.
4. Выявлены следующие педагогические условия, способствующие
формированию готовности курсантов учебного заведения пенитенциарной
1 n I I
системы к коррекции морально-ценностных ориентации несовершеннолетних осужденных средствами православного просвещения:
- соблюдение принципа факультативности обучения православному
просвеоденшо;
создание психологического микроклимата в образовательном учреждении, поддерживающего стремление курсантов повышать уровень готовности к данному виду деятельности;
личноетно-ориентированньш подход к курсантам в процессе изучения факультативного курса;
проведение индивидуальных и групповых консультаций, основанных на обращении к духовно-нравственной сфере личности как средству зтрофес-сиональной к жизненной успешности;
обеспечение межпредметных связей, реализуеАшх преподавателями факультативного курса и гуманитарных дисциплин;
дальнейшая научная и научно-методическая разработка проблемы привлечения нетрадиционных средств к коррекции морально-ценностных ориентации несовершеннолетних осужденных;
зтрактико-деятельностное подкрепление информационной составляющей готовности к коррекции, представленной в рамках факультативного курса, в виде привлечения курсантов к волонтерской деятельности.
Основные положения диссертации были доложены и получили одобрение на:
межвузовской областной научно-практической конференции «Патриотизм з воспитании защитников отечества» Воронежского военного авиационного инженерного института (Воронеж, 2004 г.);
межвузовской научно-практической конференции Воронежского государственного педагогического университета (Воронеж. 2005 г.);
международной научно-практической конференция Федеральной службы исполнения наказаний «Уголовно-исполнительная система России: стратегия развития» (Москва, 2005 г.);
всероссийской научно- практической конференции Федеральной службы исполнения наказаний « Уголовно- исполнительная система в правоохранительном пространстве Российской Федерации: актуальные вопросы инновационных процессов и подготовки кадров» (Самара, 2006 г.).
Результаты исследования внедрены в практику Воронежского колледжа Федеральной службы исполнения наказании Ми нмстерства юстиции.
Теоретические подходы к определению понятий «морально-ценностные ориентации» и «коррекция морально-ценностных ориентации несовершеннолетних осужденных»
Проблема коррекции морально-ценностных ориентации несовершеннолетних осужденных как составляющая их исправления на протяжении веков рассматривалась как значимая, а в условиях социально-экономической нестабильности и социально-культурной подвижности она приобретает особую актуальность.
В рамках данного параграфа нами будет дана характеристика понятиям «ценностные ориентации», «моральные ориентации», «морально-ценностные ориентации», раскрыты особенности морально-ценностных ориентации несовершеннолетних осужденных и отдельные условия, их определяющие, а также определена сущность понятия «коррекция морально-ценностных ориентации несовершеннолетних осужденных».
В современной науке активно используются понятия , Цииосг_шые ориентации» и «моральные ориентации», конструкт «морально-ценностные ориентации» является менее распространенным, что требует уточнения содержания этого понятия. Для решения данной задачи мы используем аналитико-синтетический подход: рассмотрим первоначально базовые понятия как самостоятельные, затем обратимся к процедуре их содержательно-смысловой интеграции.
В качестве философско-методологического основания концепции ценностных ориентации, как правило, называют учение М. Вебера о ценностно-рациональном действии. Истоки концепции ценностных ориентации специалисты усматривают в работах Уильяма Томаса и Флориана Знанецкого, впервые категориально употребивших сам термин, переинтерпретировав понятие attitude (отношение) в переживание личностью значимости какого-либо явления. Они отмечали, что индивид интериоризует основные социальные ценности и руководствуется ими в своем поведении вполне осознанно. При этом индивид не только свободно ориентируется на социальные ценности других, но и анализирует их, активно вырабатывает свои ценности, а также принимает участие в выработке групповых ценностей.
Впервые собственно понятие «ценностные ориентации ЛИЧНОСТИ» было рассмотрено в начале XX века П. Лали и Э. Гартманом, которые связали его с мировоззрением человека. В качестве ключевого использовалось понятие «ценность» в его индивидуально-личностном значении. В отличие от ценности - общественного идеала, отражающего атрибуты должного, и ценности как элемента материальной я духовной культуры, в котором воплощены общественно ценные идеалы, ценности в их индивидуально-личностном значении (личностные ценности) есть результат социализации и являются основой развития мотшациоБной сферы личности. Личностные ценности «выполняют функцию связывающего звена между духовной культурой общества и духовным миром личности» [141, с. 342],
Выделение ценностных ориентации индивидуального сознания в качестве самостоятельного предмета исследования наряду с ценностной системой общества и ценностной составляющей культуры обусловлено относительной самостоятельностью изменения их содержания и особенностями проявления. Ценностные ориентации личности - это устойчивые, инвариантные образования сознания, смысловые компоненты мировоззрения. Их содержание подвижно, подвержено влиянию изменяющихся условий. Трансформации в ценностной структуре сознания - это изменения в мировоззрении, смысловой картине мира в целом и смысловой характеристике отдельных его элементов. Динамика развития содержания ценностных ориентации обусловливает изменения в их субординации, а соответственно в их функция в социальной регуляции. Сложившаяся система, совокупность ценностных ориентации, внутренне организуя содержание сознания, обеспечивает относительно устойчивую направленность потребностей и интересов, последовательность линии поведения. Они могут быть реализованы в поведении, но могут в силу каких-либо условий оставаться и нереализованными.
В ряду первых отечественных исследований ценностных ориентации можно выделить работы В.Б. Ольшанского, А.Г. Здравомыслова, В.А. Ядова. Так, В.Б. Ольшанский рассматривал ценностные ориентации в контексте выбора ценностей, трактуя их как устремление личности или группы к различным формам социальной значимости. С его точки зрения ценностные ориентации есть диспозиции, регулирующие общую направленность деятельности личности или группы относительно объектов и явлений социальной значимости, ценностей различных социальных общностей - общечеловеческих, классовых, национальных, профессиональных и др.
А.Г. Здравомыслов и В.А. Ядов связывали понятие ценностные ориентации с психологическим понятием установки личности, но поскольку ее объект - ценность - носил общественный характер, то данные установки личности в дальнейшем стали рассматриваться как социальные, а сам феномен ценностных ориентации - как социально-психологический. Ценностные ориентации, по мнению исследователей, представляют собой установку на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества. В них определенным образом резюмируется весь жизненный опыт, накопленный личностью в ее индивидуальном развитии. Позже это определение было уточнено исследователями. В частности, отмечалось, что ценностные ориентации - это «относительно устойчивое, социально обусловленное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели и средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности» [175, с. 34]. Устойчивость, по мнению А.Г. Здравомыслова и В.А. Ядова, проявляется как совпадение желания, стремления личности с ее реальным поведением. Исследователями описаны шесть типов личности, пять из которых ориентированы на определенные социальные ценности (семья, образование, общественная работа, работа на производстве, заработок), а к отдельному типу отнесены молодые люди, не имеющих определенной ориентации.
Работы отечественных психологов (С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе, Ш. Надирашвили, А.Н. Леонтьев и др.) обращают внимание на установочный механизм, лежащий в основе ценностных ориентации. Подобный подход уместен, учитывая этимологию понятия ориентация (от франц. orientation - установка). Согласно Д.Н. Узнадзе, установка является целостным динамичным состоянием субъекта, состоянием готовности к определенной активности, состоянием, которое обуславливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией. Таким образом, ориентацию можно рассматривать как отношение субъекта к условиям своего бытия, существующее как результат сознательного, оценочного выбора жизненно-значимых предметов и объектов. Именно поэтому в отечественной социологической, психологической, социально-психологической и педагогической литературе можно встретить понимание ценностных ориентации как основания (социальные, политические, экономические, моральные, эстетические и т.п.) оценочных суждений субъекта об окружающей действительности, тех или иных ее сторонах, сферах, объектах, образующих содержательную сторону направленности личности. Так, например, В.АСухомлинский определял рассматриваемое понятие как некоторую ось сознания, вокруг которой вращаются помыслы и чувства человека и с точки зрения которой решаются многие жизненные вопросы [142].
Исторический опыт и современная практика взаимодействия пенитенциарной системы и религиозных организаций с целью коррекции морально-ценностных ориентации несовершеннолетних осужденных
В рамках данного параграфа будет рассмотрен исторический опыт взаимодействия Российского государства и Русской Православной Церкви (РПЦ) в организации призрения и исправления несовершеннолетних, преступивших закон; обобщена современная практика сотрудничества учреждений пенитенциарной системы отдельных государств мира и религиозных организации в решении задач коррекции морально-ценностных ориентации несовершеннолетних осужденных.
Исторический опыт взаимодействия субъектов коррекционного процесса, объектом которого выступают морально-ценностные ориентации несовершеннолетних осужденных, в отечественной истории имеет центральным звеном совместное участие в решении задач призрения и наставления на путь истинный (исправления) Российского государства и Русской Православной Церкви.
С момента крещения Руси, образования первых церквей и монастырей русская государственность активно использовала нормативный потенциал Православия. Одной из задач Православия было привнесение порядка и законности в народную среду, внушение обществу христианских идеалов справедливости нравственного долга, нравственной обязанности, законопослушания. Евангелие являлось на Руси первым писанным законом, кодексом норм высокой нравственности, содержащим требования братства, милосердия, любви к ближнему. Показательно в этой связи высказывание Н.С. Михалкова: «Во Франции можно жить без Бога. Потому что во Франции Богом был закон и есть закон. Закон есть Бог. В Англии Богом является закон. А в России законом был Бог» [108, с. 35].
Исторически формируется традиция сопровождения жестких мер государства в отношении лиц, преступивших закон, «мягкими» методами призрения, наставления, просвещения, перевоспитания, составлявшими суть церковной заботы о правонарушителях и преступниках. Российская Православная
Церковь изначально проявляла заботу о нравственном здоровье людей, находящихся в заключении, помня заповедь Христа Спасителя о сострадании. Не случайно среди молитв на всякую потребу имеется молитва «О заключенных» следующего содержания: «Господи Иисусе Христе, Боже наш, святаго апостола Твоего Петра от уз и темницы без всякаго вреда освободив, прийми, смиренно молитися, моление сие милостивно во оставление грехов раба Твоего, в темницу всаженнаго, и молитвами того, яко Человеколюбец, всесильною Твоею Десницею от всякаго злаго обстояния избави и на свободу изведи»[116, с. 89].
Вместе с тем, вычленение в общем ряду преступивших закон несовершеннолетних влечет необходимость краткого исторического обзора отношения Российского государства и РПЦ к несовершеннолетним с особыми нуждами в целом.
На раннем этапе становления государства на Руси идея предупреждения деструктивных действий со стороны детей и подростков не вычленялась из общей деятельности по оказанию помощи социально обездоленным малолетним (лишенным родительского попечения, нищенствующим, бродяжничающим). Заботу о них брали на себя как князья и церковь, так и по мере возможностей каждый член общества, рассматривающий «дело призрения как богоугодное» [104, с. 12]. «Наставь юному при начале пути его, он не уклонится от него, когда н состарится» (притч. 22: б) [30].
Институционализация заботы о социально обездоленных малолетних начинается в XI веке. Одним из первых примеров может служить учрежденное Ярославом Мудрым в Новгороде при монастыре сиротское училище для мальчиков на 300 человек [29]. Вместе с тем на протяжении длительного времени доминирующей формой заботы остается частная благотворительность и частное призрение.
Постоянно заботились об обездоленных детях Владимир Мономах, Андрей Боголюбский, Михаил Черниговский, Александр Невский, Дмитрий Донской, Михаил Тверской и другие князья. Среди духовных лиц в этом плане особенно заметной была деятельность митрополита Ионы (XI в.), епископа Владимирского и Ростовского Луки (XII в.), епископа Ростовского Кирилла (ХТЇЇ в.), митрополита Петра (XIV в.), митрополита Фотия и многих других [103].
Во времена Ивана IV (Грозного) оказанием помощи нуждающимся детям, занимался Патриарший приказ, курируя немногочисленные сиротские дома. Стоглавым Собором (1551 г.) было определено: каждой церкви открывать училище «для наставления детей грамоте». Подобная деятельность носила хаотический, бессистемный характер, не оказывая существенного влияния на масштабы сиротства, являвшегося основным источником правонарушающего поведения несовершеннолетних [59].
Попытка ввести государственное начало в призрения впервые принималась при царе Алексее Михайловиче (1646-1676 гг.), когда был создан Приказ общественного призрения, в обязанность которых входил надзор за нищенствующими и бездомными детьми. Патриарх Никон получил от царя право принимать от них прошения и делать по ним представления царю [131].
При царе Федоре Алексеевиче в 1682 г. был подготовлен проект указа об организации специальных школ при монастырях для беспризорных детей. В нем, в частности, говорилось: «О нищенских детях, ребятах и девках, которые по улицам бродят, милостыни просят надобно Великого Государя указ учинить ... А в иных государствах таким при монастырях построены дворы, в которых перво изучают их грамоте, научают ремеслу, какому кто хочет, или отдают мастерам их учить по домам, а девок отдают по монастырям для учения же ... и от таких людей впредь воровства опасаться нечего, потому, что ему уже способ, чем сыту быть, дан» [131, с. 45].
Модель формирования, готовности курсантов учебного заведения пенитенциарной системы к использованию средств православного просвещения в целях коррекции морально-ценностных ориентации несовершеннолетних осужденных
Одной из задач нашего исследования является разработка модели формирования готовности курсантов учебного заведения пенитенциарной системы к использованию средств православного просвещения в целях коррекции морально-ценностных ориентации несовершеннолетних осужденных. При разработке данной модели мы учитывали научные положения, считающиеся общепринятыми, и опирались на метод моделирования, обоснование кото-рога дано в трудах ВГ. Афанасьева, В. А. Веникова, Б.А. Глинского, И.Б. Новика, В А. Штоффа и др. Были учтены ведущие положения теоретических работ СИ. Архангельского, А.Ф. Зотова, Ю.А. Конаржевского, Н.В. Кузьминой и др. по проблеме моделирования в педагогических исследованиях [Ї09]. Моделирование позволяет глубже проникнуть в сущность объекта исследования. Основным понятием метода моделирования является модель, под которой понимается система, отражающая определенное явление или объект таким образом, что это дает новую информацию о ней. А.А. Вербицкий определяет, что «модель это образ, в том числе условный или мысленный (изображение, описание, и т.д.), или прообраз какого-либо объекта или системы объектов («оригинала» данной модели), используемый в определенных условиях в качестве «заместителя» или «представителя» [39, сЛ99]. С точки зрения Н. Бегидовой, модель позволяет рассматривать подготовку специалиста в вузе как целостный процесс, в котором обеспечиваются объективно востребованные субъект-субъектные отношения, осуществляется коррекция и реорганизация деятельности будущего специалиста., обеспечиваются условия для творческого совершенствования и самокоррекции, накопления опыта профессиональной продуктивной деятельности, а также социальной активности личности [107, с. 94]. Предметом разработанной нами модели выступает процесс формирования готовности курсантов образовательного учреждения пенитенциарной системы к исполнению обязанностей по занимаемой должности в части коррекции морально-ценностных ориентации несовершеннолетних осужденных с использованием комплексного средства, каковым является православное просвещение. Профессиональную готовность мы понимаем как интегральное образование на основе потребностей и способностей, которое характеризуется социально нормативным уровнем преобразования общественных отношении в профессиональной сфере деятельности в систему функций субъекта этой деятельности и определяет ее результативность. Отсюда сущность профессиональной готовности рассматривается как личностное образование, которое социально обусловлено и имеет (в соответствии с диалектикой всеобщего, особенного и единичного) три уровня проявления. Проявление готовности на уровне всеобщего отражает социальный аспект ее содержания. Это содержание относительно постоянно, так как детерминировано генетически, что находит свое отражение в инвариантности структуры профессиональной готовности в любом виде профессиональной деятельности. Проявление профессиональной готовности на уровне особенного отражает специфику видов профессиональной деятельности и обеспечивается за счет модификации инвариантного в опыте профессиональной деятельности. Эти модификации детерминированы типологически, в соответствии с особенностями объекта и средств профессиональной деятельности Проявление готовности на уровне единичного отражает индивидуальную меру овладения и реализации социально-исторического и социально-типического в ее содержании. Субъектная мера профессиональной готовности детерминирована индивидуальным опытом профессиональной деятельности. Таким образом, профессиональная готовность инвариантна по структуре, типична по функциям и вариативна по мере индивидуального проявления. Профессиональная готовность как объект исследования относится к сложным явлениям, так как ее структура эмпирически не наблюдается и поэтому труднодоступна для непосредственной декомпозиции. Однако такую процедуру можно осуществить посредством теоретического моделирования на основе системного подхода, в частности, выделив в ее структуре три компонента, которые, как свидетельствует предпринятый нами анализ исследований в области профессиональной подготовки и профессиональной готовности, в той или иной мере являются инвариантными: информационный, операциональный и мотивациониый (мотивационно-ценностный, мотивационно-личностный). Они, соответственно, характеризуют знания, способы деятельности и потребности (установки). Функцией мотивационного компонента является активизация проявления других компонентов (или их элементов). Функция информационного компонента состоит в обеспечении меры использования ресурсных возможностей других компонентов для достижения целевого результата (действие со знанием дела). Функция операционального компонента состоит в определении отношений между компонентами в процессе реализации ресурсного потенциала в пространстве и времени. Анализ проявлений профессиональной готовности показал, что оптимальные результаты достигаются только в случае сформированности всех компонентов и особенно отношений между ними, которые могут быть взаимодействующими и противодействующими. Первые проявляются при условии со- блюдения их содержательной представительности в пределах «критической массы», а вторые - при отсутствии этого обеспечения. Таким образом, качество профессиональной готовности характеризуется общенаучной и теоретической подготовленностью субъекта, проходящего профессиональную подготовку, уровнем развития умений и навыков, высокой нравственностью и соответствующей структурой личности, рассматриваемыми в единстве. Мы исходили из того, что готовность есть, с одной стороны, отражение уровня соответствия уровня подготовки обучающегося определенным заранее показателям. С другой стороны, ее можно рассматривать как интегральное образование, отражающее уровень овладения профессионально-личностными характеристиками информационной, операциональной и мотивационно-личностной составляющих, необходимыми и достаточными для решения профессиональных задач. Учитывая характер рассматриваемой нами профессиональной задачи будущих специалистов (коррекция морально-ценностных ориентации несовершеннолетних), а также ведущее средство решения данной профессиональной задачи (православное просвещение), мы посчитали возможным сформулировать следующее определение: готовность к коррекции морально-ценностных ориентации несовершеннолетних осужденных средствами православного просвещения рассматривается как интегральное образование, отражающее уровни овладения курсантами информационными, операциональными и мотивационно-личностными характеристиками, необходимыми для решения задачи коррекции морально-ценностных ориентации несовершеннолетних осужденных с привлечением средств православного просвещения.
Опытно-экспериментальная работа по формированию готовности курсантов к коррекции морально-ценностных ориентации несовершеннолетних осужденных средствами православного просвещении
Экспериментальная работа по апробации модели формирования готовности курсантов учебного заведения пенитенциарной системы к коррекции морально-ценностных ориентации несовершеннолетних осужденных средствами православного просвещения осуществлялась в течение двух лет (2005-2006 гг.).
В реззшьтате опытно-экспериментальной работы проведенной в течение двух лет1 (2005, 2006 годы) в специализированном образовательном учебном заведении ФСИН - Воронежском колледже данная модель получила необходимое уточнение и апробацию. В эксперименте принимали участие 126 курсантов в экспериментальных группах и 61 курсант в контрольных группах, первого и второго курсов, а также 12 преподавателей, цикла гуманитарных дисциплин колледжа. Решались задачи определения эффективности процесса формирования готовности курсантов к коррекции морально-ценностных ориентации несовершеннолетних осужденных.
Целью эксперимента стало создание специальных условий для изменений в уровнях исходной и итоговой готовности курсантов учебного заведения пенитенциарной системы к коррекции морально-ценностных ориентации несовершеннолетних осужденных средствами православного просвещения. Экспериментальная деятельность предполагала чтение авторского факультативного курса и проведение индивидуальных и групповых консультаций только курсантам экспериментальных групп. С курсантами контрольных групп данные мероприятия не проводились.
В экспериментальной работе были использованы методики: анкетирования, методика самооценки профессиональных достижений, методика оценки морально-ценностных ориентации М. Рокича (в адаптации А. Гоштаутаса, А.А. Семенова, В.А. Ядова [147, с. 208-209] с выделением понимания курс-антами профессионально-важных качеств сотрудника пенитенциарной системы), методика экспертных оценок (в качестве экспертов выступили преподаватели образовательного учреждения).
В 2005 году был проведен первичный констатирующий срез, в котором приняли участие участвовали 187человек, из них 172 юноши и 15 девушек в возрасте 17-] 8 лет.
Согласно возрастной периодизации, принятой в психологии, возраст включенных в эксперимент курсантов определяется как юношеский [] 53, с.67].
Юношеский возраст - этап формирования самосознания и собственного мировоззрения. Решения, принятые в этот период, определяют всю дальней-шую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, выбор смысла жизни, выработка мировоззрения и жизненной позиции. Становление самосознания происходит по нескольким направлениям, основными из которых являются: - открытие своего внутреннего мира, когда появляется чувство своей особенности, непохожести на других; - появляется осознание необратимости времени, понимание конечности своего существования. Именно понимание неизбежности смерти заставляет человека всерьез задуматься о смысле жизни, о перспективах, о будущем. Осознание своих целей, жизненных устремления, выработка жизненного плана -важный элемент самосознания юноши. Эти возрастные особенности учитывались нами при проведении экспериментальной работы.
С целью получения данных, необходимых для определения отношения курсантов к религии и православному просвещению., нами было проведено анонимное анкетирование среди курсантов экспериментальных групп. Анкетирование проводилось в составе отдельной группы, каждый анкетируемый сидел за отдельным столом, время на анкетирование не ограничивалось, разрешалось исправлять ответы.
Курсантам было задано десять вопросов. Вопросы анкеты и результаты анкетирования в процентном соотношении по вариантам ответов представлены в таблице 4.
Времени на обдумывание ответов не предоставлялось. Количество исправленных ответов составляло Зт9%. Данный факт подчеркивает наличие уверенности в ответах по большинству вопросов анкеты (подтверждается довольно низким процентом ответов в графе «не знаю»).
Из проведенного анонимного анкетирования очевидно, что только 16,4% опрошенных выражают стойкое отрицание религии. Разделяют религиозные убеждения 77,3% курсантов, причем только 58,6% знают какие-то библейские заповеди, как правило «не убий», «не укради».
Желание получить факультативную информацию о православном просвещении выразили 78,9% опрошенных. Убеждение в том, что религия способна изменить к лучшему морально-ценностные ориентации человека продемонстрировали 82% опрошенных курсантов.
Налицо, таким образом, противоречие между интуитивным пониманием значимости религии, желанием получить информацию об используемых религиозными организациями средствах влияния на личность и отсутствием конкретных знаний. Данное противоречие стимулирует мотивацию к обучению в рассматриваемом направлении.
Принципиальное значение имеет то обстоятельство, что 78,9% испытуемых выразили желание сформировать в себе готовность к коррекции морально-ценностных ориентации несовершеннолетних осужденных способами православного просвещения, потратить на это личное время.
Для оценки уровня исходной готовности курсантов к коррекции морально-ценностных ориентации, несовершеннолетних осужденных проведено исследование морально-ценностных ориентации курсантов экспериментальных и контрольных групп, участвующих в эксперименте.
Исследование оценки степени ощущения отдельных моральных ценностей по методике оценки морально-ценностных ориентации М. Рокича в адаптации А. Гоштаутаса, А.А. Семенова, В.А. Ядова для оценки понимания курсантами профессионально-важных качеств сотрудника пенитенциарной системы позволило получить первоначальный «срез», количественно отраженный усредненным результатом сформированности ценности.