Содержание к диссертации
Введение
Глава I . Проблема формирования ценностного сознания курсантов юридического вуза Минюста РФ в теории и практике образования 15
I. 1. Сущность понятия «образ нравственного курсанта» 15
I. 2 . Содержание ценностного сознания курсантов юридического вуза Минюста РФ 35
I. 3. Изучение ценностного сознания курсантов 54
Глава II . Содержание и организация экспериментальной работы по формирования ценностного сознания курсантов в процессе обучения в юридическом вузе Министерства юстиции РФ 77
II. 1. Модель формирования и становления ценностного сознания курсантов 77
II. 2. Организация экспериментальной работы по формированию ценностного сознания курсантов юридического вуза Министерства юстиции 91
II. 3 . Результативность экспериментальной работы по формированию ценностного сознания курсантов 139
Заключение 169
Библиография 177
Приложения
- . Содержание ценностного сознания курсантов юридического вуза Минюста РФ
- Изучение ценностного сознания курсантов
- Организация экспериментальной работы по формированию ценностного сознания курсантов юридического вуза Министерства юстиции
- . Результативность экспериментальной работы по формированию ценностного сознания курсантов
. Содержание ценностного сознания курсантов юридического вуза Минюста РФ
Переориентация общества на адекватные нравственные ценности в условиях нестабильной ситуации развития требует, чтобы у каждого человека были такие ориентиры в жизни, которые придают конструктивность его деятельности и взаимодействиям с миром и людьми. В этой стратегии высвечиваются проблемы, имеющие как теоретический, так и практический интерес для педагогической науки. Одной из таких проблем является проблема формирования ценностного сознания курсантов юридического вуза Минюста.
Одним из ведущих ориентиров развития современного общества становится жизнь, достойная человека. Однако социальная жизнь, в силу неясности ориентиров общественного развития, соткана из противоречий, которые есть «не просто расхождение в оценках, но, - подчеркивает В.Н. Сагатовский., - одна из объективных характеристик самого бытия, такое отношение между явлениями любой природы или сторонами явления, когда они одновременно и исключают друг друга (имеют противоположные тенденции) и с необходимостью предполагают друг друга, то есть в данной системе друг без друга не существуют» (150, 21 -22).
Исходным противоречием человеческой жизни, с точки зрения В.Н. Са-гатовского, является противоречие между естественным и искусственным, между тем, что дается и требуется природой, с одной стороны, и «второй природой» - с другой стороны. В контексте развертывания исходного противоречия В.Н. Сагатовский выделяет три группы конкретизирующих его противоречий: 1) общества и природы; 2) сознания; 3) «отвлеченных начал». Каждая из этих групп также может быть конкретизирована. В первой группе выделяются экологическое и социально-биологическое противоречия. Во второй - противоречия конечного и бесконечного, сознательного и бессознательного. В третьей - противоречия внутри общества (социальные) и внутри человека (психологические) (150. 22 -29).
Центральное место в системе противоречий, с нашей точки зрения, занимают противоречия сознания, одним из «ярусов» которого является моральное сознание, которое создает программы и проекты деятельности с учетом моральных феноменов, реализуемых во взаимодействии человека с миром и с людьми. Моральное сознание делает объектом своих размышлений самое себя и свое отношение к миру и к социуму.
Моральное сознание, наряду с нравственной деятельностью и нравственными отношениями, является способом существования нравственности (60, 243-253), В своей сущности сознание есть отражение собственного мира, а нравственное сознание как вид общественного сознания отражает (выявляет, выражает) отношение человека к человеку, к обществу, к людям. Нравственное сознание является своеобразным субъективным способом бытия нравственных отношений. Анализ научной литературы показывает, что проблема структуры морального сознания исследуется на основе диахронности и синхронности. В ее решении можно выделить ряд подходов. Один подход связан с выделением структуры нравственного сознания, присущего в разные исторические эпохи различным типам личности, выражавшим своеобразные социальные от зб ношения своего времени в нормах, запретах, идеалах специфического морального содержания. Такие характеристики нравственного сознания, как отмечает ЛИ. Тита-ренко, как нормы, ценностные ориентации, мотивация, оценка, самооценка, долг, совесть, а также идеалы, представления о справедливости, счастье и достоинстве, будучи схожими по форме у людей различных эпох, имеют неодинаковое нормативное содержание (177, 112-113).
Другой подход связан с определением компонентов морального сознания и выявлением их роли, которую они выполняют в ценностной ориентации личности (Л.М. Архангельский, В, Вичев, Т.С. Лапина и др.). Это нравственные знания, взгляды, убеждения, преобразующиеся в мотивы и намерения личности; нравственные качества, связанные с содержанием индивидуального нравственного сознания и реализуемые в поведении личности; нравственные чувства, «сопровождающие» все структуры нравственного сознания.
Третий подход связан с определением базисной структуры сознания, в котором на основе синхронности общественного сознания, то есть в раскрытии структуры сознания вне связи с его развитием, выделяются и анализируются такие его инвариантные компоненты, как научное, оценочно-нормативное, практическое сознание (Д. Гырдев - 56, 89).
Изучение ценностного сознания курсантов
Решение задачи формирования ценностного сознания курсантов во многом зависит от преподавателя юридического вуза, создающего условия для восхождения курсантов к ценностям, образующим как содержание ценностного сознания, так и в силу того, что сознание и образ нравственного курсанта едины: внутреннее образа, внутреннее «потаенного плана» сознания. При многообразии факторов, влияющих на становление образа нравственного курсанта одним из ведущих, с нашей точки зрения, является деятельность преподавателя, ориентированная на приобщение курсантов к ценностям, которые, как это было раскрыто выше, в случае их осознания начинают определять жизненные смыслы курсанта.
Педагогическая деятельность, с тгой точки зрения, есть способ приобщения курсантов к системе ценностей, введения их в мир культуры, в «мир оживших предметов». На первый план выходит формирование у будущих сотрудников Минюста РФ системы ценностей, соответствующих идеалам жизни, достойной человека. Решение этой пажной социально-педагогической задачи требует формировать у курсантов юридического вуза систему ценностных ориентации, которые впоследствии определят нравственную направленность их деятельности и взаимодействия с людьми и с миром, которая (направленность) характеризует внутреннее их сознания и образа.
Исходным пунктом формирования ценностного сознания курсантов является выявление того, какие ценности как мотивы являются доминирующими в их деятельности, как ценностные ориентации направляют и регулируют их отношения с миром и с людьми, а следовательно, определяют и мировоззренчески-смысловое содержание их ценностного отношения к миру, людям и себе. Выявление иерархии ценностей дает нам знание о том, какие ценности «схвачены» ценностным сознанием, точнее, какие ценности имеют наибольшее зна чение для курсантов в данный момент их жизнедеятельности. Это предопределяет отбор методов исследования, адекватных его предмету.
Совокупность этих методов даст целостное представление о направленности курсантов, обеспечит взаимосвязь эмпирического и теоретического знания. При этом теоретический анализ эмпирических данных односторонне не подчиняет его обоснованной нами позиции о содержании образа нравственного курсанта и содержании ценностного сознания курсантов, (Мы имеем в виду, что, исходя из того, что сознание и внутреннее образа представляют собой единство, содержание ценностного сознания образуют те же ценности, что и содержание образа нравственного курсанта). Это достигается благодаря тому, что мы, наряду с определением иерархии ценностных ориентации, выявляем уровень сформированности этического и морального знания, личностные качества, которые, проявляясь во взаимодействии с людьми, находят свое внешнее выражение в образе курсанта.
С помощью метода понятийного словаря мы выявили уровень сформиро-ванности этического и морального знания. В качестве основных критериев были приняты «научность и осознанность» (17, 21). Определение научности этического и морального знания связано с установлением его содержания, то есть с выявлением наличия знаний о морали в целом. Научность знаний предполагает, что курсант может: а) перечислить и дать определение основным категориям пики и понятиям морали, б) обосновать критериальное гь этического знания при осмыслении реальных отношений между людьми.
Определение осознанности знаний связано с выявлением их сущности, то есть основных ведущих идей, «Существенным моментом осознанности знаний, является не только многообразие знаний в их единстве, но одновременно и их развитие» (17, 21). Осознаность знаний характеризуется тем, что курсант может: а) понять сущность категорий этики и понятий морали, б) объяснить их взаимосвязь; в) раскрыть их содержание; г) сравнить и вычленить в них ведущие аспекты.
На основе данных критериев и характеризующих их признаков мы определили уровни сформированное этического и морального знания. Высокий уровень означает знание курсантом критериев и их признаков: он знает основные категории этики и понятия морали, фиксирует внимание на связности знаний и отношениях, лежащих в основе их определений; знание раскрывается ему со стороны взаимосвязанности событий морального характера; суждения его аргументированы, обоснованы, доказательны и уверенны.
Средний уровень означает наличие знания у курсанта о критериях и их признаках. Однако знание и понимание сущности категорий этики и понятий морали недостаточно глубоки; знание раскрывается ему как со-бытие, которое не всегда связано с другим со-бытием морального знания; суждения не всегда точны, недостаточно обоснованны и доказательны. Низкий уровень означает отсутствие у курсанта знания о некоторых признаков у критериев или о самих критериях; суждение о категориях этики и понятиях морали поверхностное; моральное знание частично является (или не является) со-бытием.
Организация экспериментальной работы по формированию ценностного сознания курсантов юридического вуза Министерства юстиции
Среди многих задач, стоящих перед высшим образованием, имеющих теоретический и практический интерес, является задача формирования ценностного сознания курсантов юридического вуза Минюста. Решение этой задачи связано с созданием условий для овладения курсантами этическим и моральным знанием, для их приобщения к ценностям,
Одним из центральных вопросов нашего исследования являлись вопросы о том, как курсанты овладевают этическим и моральным знанием, как происходит их приобщение к ценностям, как обеспечить данный пронесе в условиях юридического вуза Минюста, специфика которого заключается в военизированной направленности учебно-воспитательного процесса.
Ответы на данный вопрос, на первый взгляд, лежат на поверхности. Овладение курсантами этическим и моральным знанием происходит в познавательной деятельности учебно-воспитательном процессе, а приобщение к ценностям в ценностно-ориентационной деятельности, в общении. Однако познавательная и ценностно-ориентационная деятельность курсантов должны осуществляться с учетом и на основе раскрытой модели формирования ценностного сознания курсантов и обоснованной нами модели его становления. Это требует определиться с понятиями «формирование» и «становление».
В нашей работе мы придерживаемся точки зрения В.П.Бездухова о том, что формирование есть оформление достигнутого в определенный период обучения и воспитания на конкретном этапе подготовки курсантов уровня личностного развития, уровня знаний, умений, опыта деятельности и системы норм отношений к миру, к людям и самому себе. Становление - это "приращение" определенных качеств, свойств, образований в структуре личности, ее деятельности, сознании и общении от некоторого исходного предпосылочного состояния (оно создается в результате формирования) до состояния личности как субъекта деятельности, общения, познания, способной к саморегуляции деятельности, общения и поведения, к дальнейшему собственному развитию и персонификации, то есть к осознанию своих потребностей, интересов и стремлений.
Становление выражает отношение человека к самому себе. Результат становления выражается в том, что человек (курсант, преподаватель вуза) начинает черпать цели собственного развития, саморазвития, цели деятельности и общения "из себя". Это есть и осознание себя как личности, и идентификация "Я" среди людей, среди норм и ценностей морали и культуры (19, 22 -23).
Исходя из данных определений, мы полагаем, что деятельность преподавателя юридического вуза, формирующего ценностное сознание курсантов, осуществляется по одной логике, а становление ценностного курсантов (в результате и на основе формирования) осуществляется в другой логике, которые отнюдь не противореча! друг другу а дополняют друг друга. Каждый момент формирования ценностного сознания становится отправным моментом его становления у курсантов.
Более тою, ценностное сознание не может ни формироваться, ни развиваться одинаково у всех курсантов. Оно различно у всех курсантов по своему содержанию и по своей направленности. Дополнительность формирующих воздействий способствует становлению ценностного сознания курсантов. Такая дополнительность не только выводит на первый план ценностно-целевые аспекты деятельности, но и снимает абсолютизацию деятельности преподавателя, поскольку формирование ценностного сознания и его становление у курсантов суть взаимообусловленные и взаимодополняемые процессы.
Учет логики формирования и становления ценностного сознания курсантов требует определить содержание подготовки курсантов в той ее части, которая относится к процессу формирования ценностного сознания курсантов. При определении этого специфического компонента подготовки мы исходим из теоретических положений о содержании образования и содержании ценностного сознания, которое образуют ценности.
. Результативность экспериментальной работы по формированию ценностного сознания курсантов
Выводы о результативности экспериментальной работы делаются на основании полученных данных формирующего эксперимента, которые сравниваем с результатами констатирующего эксперимента. Отметим, что экспериментальная работа проводилась с курсантами на протяжении всех лет их обучения в юридическом институте. Изучение ценностного сознания выпускников осуществляется с помощью тех же методов исследования, что и в момент их поступления в вуз.
Проанализируем полученные данные, проведем их качественный анализ и сопоставим с теми, которые были получены в процессе констатирующего эксперимента, Изучение уровня сформированное этического и морального знания (компонент ценностного сознания) проводилось с помощью метода понятийного словаря на основе обоснованных критериев и их признаков. Полученные результаты сведены таблицу Анализ представленных в таблице № I результатов показывает, что высоким уровнем сформированное этического и морального знания обладают 29,1% выпускников (ранее было 8,2%), средним уровнем - 61,8% (ранее 62,7%), низким - 9,1 % (ранее 29,1 %).
Курсанты с высоким уровнем сформированное знаний, указывая до десяти категорий этики, отмечают, что «долг», «совесть», «добро» и т.д. являются как этическими категориями, так и ценностями. Они, понимая сущность и содержание этических категорий, отмечают, что они в такой же мере относятся и к области обыденного сознания. Можно полагать, что знание о категориях этики и понятиях морали стало объектом этической или моральной рефлексии, благодаря которой они распознают, какие отношения «скрываются» за тем или иным знанием, за той или иной категорией или понятием. Курсанты с высоким уровнем знаний отмечают, какие качества проявляются в отношениях, например, в ответственном отношении: достоинство, человечность, свобода выбора (положительная свобода). Знание раскрывается им со стороны взаимосвязанности со-бытий морального характера. Моральные суждения таких курсантов ар-гументированы, обоснованы, доказательны и уверенны. Курсанты с высоким и со средним уровнем сформированное знаний способны распознавать и идентифицировать этическое знание, а то знание, которое им еще не известно, может быть распознано.
Полученные данные дают нам основание утверждать, что интерес курсантов к социально-нравственным проблемам, к этической науке в целом становится (стал) отправным моментом для мировоззренческого осмысления действительности и для их становления как субъектов этого знания, «Экран сознания» курсанта обогатился этическим знанием, становящимся критериальным для оценивания результатов его взаимодействия с людьми, которое идентифицируется им с позиции морали.
Курсанты переводят этическое знание на «язык» практической деятельности. Это стало возможным, благодаря тому, что мы, стремясь, чтобы они разрешали противоречия, возникаюишс во взаимодействии с людьми, снимали противоречивость этической ситуации, исходя из того, что «мораль и предписывает, и запрещает одно и то же» (5.Я, 88), развивали у них способность к моральной рефлексии,
Исследованием установлено наличие курсантов с низким уровнем сформированное этического и морального знания (количество таких курсантов значительно уменьшилось). Работа с такими курсантами будет продолжена уже в период непосредственной их работы в структурах Минюста, Такое взаимодействие с курсантами, обладающих низким уровнем сформированности знаний, возможно, поскольку мы поддерживаем постоянные контакты с теми подразделениями Минюста, в которые они распределились по окончании института (реализация принципа преемственности между институтом и органами Минюста в подготовке специалистов).
Можно полагать, что в процессе обучения были созданы условия для «запуска» познавательной активности курсантов, результатом которой явился переход от состояния не-знания к состоянию знания - со-бытиго этического и морального знания как компонента ценностного сознания. Результаты, полученные при изучении данного компонента ценностного сознания курсантов из контрольных групп, значительно отличаются от данных, полученных в экспериментальных группах. В контрольной группе высокий уровень характеризует лишь 14%, а низкий - 18% выпускников,