Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование ценностно-патриотических ориентаций учащихся кадетских школ Ткаченко Татьяна Владиславовна

Формирование ценностно-патриотических ориентаций учащихся кадетских школ
<
Формирование ценностно-патриотических ориентаций учащихся кадетских школ Формирование ценностно-патриотических ориентаций учащихся кадетских школ Формирование ценностно-патриотических ориентаций учащихся кадетских школ Формирование ценностно-патриотических ориентаций учащихся кадетских школ Формирование ценностно-патриотических ориентаций учащихся кадетских школ Формирование ценностно-патриотических ориентаций учащихся кадетских школ Формирование ценностно-патриотических ориентаций учащихся кадетских школ Формирование ценностно-патриотических ориентаций учащихся кадетских школ Формирование ценностно-патриотических ориентаций учащихся кадетских школ Формирование ценностно-патриотических ориентаций учащихся кадетских школ Формирование ценностно-патриотических ориентаций учащихся кадетских школ Формирование ценностно-патриотических ориентаций учащихся кадетских школ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ткаченко Татьяна Владиславовна. Формирование ценностно-патриотических ориентаций учащихся кадетских школ : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2004 216 c. РГБ ОД, 61:05-13/1061

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Теоретические основы формирования ценностно- патриотических ориентации учащихся кадетских школ 20-102

1.1. Сущность понятий «ценность», «патриотизм», «ценностно-патриотическая ориентация» 20-48

1.2. Исторические и современные особенности формирования ценностно-патриотических ориентации учащихся кадетских учебных заведений России 49-77

1.3. Психолого-педагогический аспект формирования ценностно-патриотических ориентации учащихся 78-102

Глава 2 Методика формирования ценностно-патриотических ориентации учащихся кадетских школ 103-171

2.1. Современное состояние ценностно-патриотических ориентации учащихся кадетских школ 103-125

2.2. Экспериментальная методика формирования ценностно-патриотических ориентации учащихся и ее эффективность 126-171

Заключение 172-177

Список литературы 178-196

Приложения 197-216

Введение к работе

Актуальность исследования. Значительные качественные изменения в социальной структуре, образе жизни и общественно-политической ориентации россиян, ликвидация существовавшей при социализме достаточно стройной системы воспитания юношества привели к серьезным изменениям в условиях жизни подрастающего поколения, а также к сдвигам социально-ценностных мотивов поведения подростков и молодежи.

В период взросления и становления школьников как личностей, молодые люди сталкиваются с возможностями выбора различных альтернатив, предлагаемых обществом.

В условиях социальных перемен этот выбор становится наиболее сложным, так как само общество, утратив свои прежние ценностные ориентиры, еще не готово предложить молодежи стройную систему новых наработанных гражданских ценностей и идеалов, помочь в осмыслении глубоких изменений, происходящих в эпоху социальных кризисов.

В таких условиях необходимо обогащать духовный мир личности и формировать у индивида неисчерпаемый арсенал ценностей. Ценности, существующие в материальной и духовной форме, представляют собой сердцевину культуры, где духовно-нравственным ценностным ориентирам принадлежит ведущая роль в развитии структуры личности. Среди духовно-нравственных ценностей выделяется патриотизм, как основа дальнейшего развития общества и становления его национального самосознания.

Уникальность становления современного российского поколения заключается в том, что оно совпадает с преобразованиями во всех основных сферах жизнедеятельности общества и, прежде всего, в общественном сознании, поэтому особенно актуальным сегодня становится исследование молодежной среды, ее ценностных ориентации, ее субкультуры и девиаций для лучшего понимания и прогнозирования модели будущего общества.

Подрастающее поколение само по себе является одной из величайших ценностей любого общества, поскольку оно несет в себе зерно дальнейшего потенциального развития человечества. Именно поэтому от того, какое воспитание будет дано российской молодежи сегодня, к каким духовным идеалам и ценностям оно будет стремиться, зависит дальнейшее развитие российского общества.

Актуальность исследования ценностно-патриотической проблематики учащихся заключается в том, что, понимая особенности формирования молодого поколения, мы можем и должны переосмыслить содержание деятельности социальных институтов, средств массовой информации, выработать новые формы и методы воздействия на ценностно-патриотическое сознание подрастающего поколения, которое во многом воспитывается на пропагандируемых идеалах.

Реформы, произошедшие в сфере российского образования, определили новые подходы к образовательному процессу в целом, уделив особое внимание воспитывающей деятельности, направленной, прежде всего, на формирование в молодых людях духовности, нравственности, патриотических ценностей и идеалов, способствующих будущему становлению личности в процессе ее социализации.

Новая образовательная концепция, в свою очередь, востребовала новый тип общеобразовательного учреждения, сочетающего в себе комплексный подход в единстве всех сфер педагогической деятельности, направленных на формирование ценностно-патриотических ориентации юношества, путем воспитания Гражданина и Патриота своего Отечества.

К таким новообразованиям, успешно сочетающим в своей работе высокий уровень предлагаемого образования, соответствующего современным стандартам и воспитательную патриотическую деятельность, способствующую становлению Гражданина и Патриота, в самом высоком смысле этого слова, готового служить своему Отечеству на любом достойном поприще, относятся

кадетские школы, которые стремятся взять все лучшее из опыта работы кадетских корпусов России XVII -XX веков и, переосмыслив и переработав его, дополнив новым содержанием, перенести в XXI век.

Степень изученности проблемы. Анализ научной литературы показал, что первые упоминания о ценностях и ценностных отношениях можно найти в теоретических трудах Парменида, Платона и Аристотеля, в работах средневековых философов Августина Аврелия, Филона Александрийского и Плотина; в трудах философов Нового времени Т. Гоббса, Б. Спинозы, И. Канта, Г.-В.-Ф. Гегеля, С. Кьеркегора; философов начала XX века Ф. Брентано, В. Виндельбанда, Г. Лотце, А. Мейнонг, Г. Риккерта, М. Шелера. Так, например, И. Кант ввел в науку понятие «абсолютной ценности», связывая ее с понятием «чистой доброй воли» и с проблемой активности человека как субъекта познания.

Идеи о человеке, как социальном существе, о проблемах нравственности и морали в человеческом обществе рассматривались в работах Вольтера, Монтескье, Дидро и Кондильяка, Ж.-Ж.Руссо, И.Г. Песталоцци. Особое внимание этой проблеме уделял И.Г. Песталоцци, который, опираясь на разработанный им метод элементного образования, писал, что нравственное воспитание покоится на моральном состоянии, на справедливых, добрых делах и на нравственных воззрениях личности.

В отечественной философии русского религиозного Ренессанса проблеме ценностей и нравственных идеалов посвятили свои труды Ф.М. Достоевский, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, Л.Н. Толстой, В .С. Соловьев, А.С. Хомяков и другие философы. Так, И.А. Ильин, размышляя о духовных ценностях, считал, что Родина есть что-то от духа и для духа, и истинный патриот соединяет свой дух с духом своего народа, в опасности и в благоденствии.

Различные аспекты, связанные с изучением нравственных традиций, обычаев, нравов дореволюционного офицерства, так или иначе нашли

6 отражение в творчестве таких выдающихся мыслителей, как Ф.М. Достоевский, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, П.Н. Милюков, В.В. Розанов, B.C. Соловьев, П.А. Сорокин, Ф.А. Степун, Е.Н. Трубецкой, Г.П. Федотов, С.Л. Франк, Г.Г. Шпет и другие.

К современным исследователям, изучавшим проблему «общей структуры морали» и «духовных ценностей» в рамках философско-культурологического аспекта можно, отнести работы Р. И. Александровой, Р.Г. Апресян, А.И. Арнольдова, B.C. Библера, Д.А. Волкогонова, В.Т. Ганжина, Л.С. Зориловой, Н.В. Рыбаковой, К.М. Ольховникова, B.C. Поликарпова, В.Н. Щердакова. Так, в диссертационном исследовании Л.С. Зориловой сказано, что патриотизм, любовь к Отечеству, вера в Россию, ее духовную культуру, истинные ценности сохраняли многим русским жизнь, формировали их целеустремленность, способность искать и находить добро, отдавая его другим, чувствовать и воспевать красоту, ощущать любовь к людям и к Богу.

Современные научные работы, посвященные аксиологической тематике, рассматриваются с психологических позиций в работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Б.И. Додонова, А.Г. Ковалева, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна, Т.Г. Суханской.

В разработке проблемы ценностных ориентации во взаимосвязи с функцией регуляции поведения оставили свой след М.И. Бобнева, О.И. Зотова, И.М. Попова, Э.В. Соколов, В.А. Ядов. Так, по мнению А.Г. Здравомыслова и В. А. Ядова, ценностные ориентации представляют собой некую «ось сознания», вокруг которой вращаются помыслы и чувства человека и с точки зрения которой решаются многие жизненные вопросы.

Изучению структуры и возрастной динамики ценностных ориентации, их взаимосвязи с особенностями личности, индивидуально-типическими особенностями посвящены работы Е.А. Васиной, Н.А. Волковой, И.В. Дубровиной, Е.Ф. Рыбалко, Н.В. Кузьминой, В.А. Токаревой, Т.Г. Сухановой.

В истории социологической мысли значительный вклад в основание теорий ценностей и ценностных ориентации внесли такие социологи, как У. Томас и Ф. Знанецкий, разработавшие концепцию «социальной ценности», Г. Риккерт и М. Вебер, развившие метод «отнесения к ценностям», философы -экзистенциалисты М. Хайдеггер, К. Ясперс, М. Рокич.

В отечественной социологической литературе проблемам ценностей и ценностных ориентации посвятили свои работы такие ученые, как С.Ф. Анисимов, Л.П. Буева, О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, Н.И. Лапин, В.Н. Сагатовский, В.П. Тугаринов, В.А. Ядов и другие.

В педагогике к проблеме формирования и становления личности подростка, влиянию социального окружения на подрастающее поколение, степени его адаптированности в социокультурной среде обращались в своих работах такие известные отечественные педагоги, как К.Д. Ушинский, который общими идеалами воспитания называл воспитание патриотизма, человечности, любви к труду, воли, честности, правдивости и чувства прекрасного. В качестве основополагающих духовных начал для русского народа им выделялась «патриархальная нравственность» - вера в правду и добро. Значителен вклад и таких крупных ученых педагогов, как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, П.П. Блонский, СТ. Шацкий, а также Л.В. Занков, В.Т. Лисовский, И.Т. Огородников, И.П. Сантанович, О.А. Феофанов, В.И. Чупров, В.М. Шепель, В.Н. Ярская.

Ценностной проблематике и ее различным аспектам посвящено множество исследовательских работ, где затрагиваются вопросы содержания, структуры ценностных ориентации подростков, различных факторов, форм и методов их формирования, а также анализируются вопросы подростковой идентичности и социальной компетентности.!

1 Анисимов С.Ф. Ценности реальные и мнимые М.: Мысль 1970; Ананьев Б.Г. Человек, как предмет познания Л.: ЛГУ 1968 ; Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности М.: Знание, 1978; Дробницкий О. Г. Мир оживших предметов. Проблема ценностей и марксистская философия. М.: Политиздат, 1967; Здравомыслов А.Г. Потребности. Ценности. Интересы. М.: Политиздат, 1986; Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967; Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме.Л.: ЛГУ, 1968; Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения

В связи с изменениями, произошедшими в жизни российского общества, усложнением социально-экономической обстановки, перед российскими учеными были поставлены новые задачи, был востребован интерес к процессам, происходящим в кардинально изменившейся подростковой среде.

В связи с этим значительный интерес представляют работы, вышедшие в 90-х годах, где дается новый взгляд на массовое сознание подростков, прослеживаются сложные процессы становления патриотических ценностей и идеалов, дается анализ изменившихся экономических, социальных и культурных условий, оказывающих огромное влияние на формирование личности подростка.2

В сфере социально-культурной деятельности проблемам гражданско-патриотического формирования студенческой молодежи посвящены работы А.Д. Жаркова, Т.Г. Киселевой, Н.В. Кротовой, И.Н. Романова, B.C. Садовской, Ю.А. Стрельцова, В.И. Черниченко, О.В. Черновой, В.М. Чижикова и других. Так, например, в работах О.В Черновой отмечено, что в вузах необходимо возродить систему патриотического воспитания, которое способствует формированию и развитию социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма у студенческой молодежи.

Становление личности, модели ее поведения на основе патриотического воспитания находит свое отражение в работах отечественных социологов Ю.Р.

личности М.: Наука,1978; Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. Методологические аспекты развития личности в историко-эволюционном процессе. М.: МГУ, 1986; Леонтьев A.M. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1977; Прангишвили А.С. Исследование по психологии. Тбилиси.: Мицниереба, 1969; Узнадзе Д.И. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси.: Академия наук Груз. ССР 1961 и другие.

* Кирьякова А.В. Теории ориентации личности в мире ценностей. Ориенбург.: ОГНИ, 1996; Кулаков П.А. Учащался молодежь и религия// Социс 1995.№3; Цуркину В.В., Сиволобова С.А. Куда уходит молодежь// Социс. 1991. № 7; Щеглова С.Н. Социология детства М.: Политиздат, 1996; Бестужев-Лада. Мир нашего завтра, М.: Знание, 1980; Кон И.С. В поисках себя М. : Политиздат, 1989; Руткевич M.H., Рубина Л.А. Общественные потребности системы образования молодежи. М. : Знание, 1988; Туманов СВ. Общественный идеал : диалектика развития. М.:Наука, 1985; Шендрик A.M. Духовная культура советской молодежи. М.: Политиздат, 1990.

Вишневской, Е.И. Головахи, Г.Е. Зборовского, Л.Н. Когана, Б.С. Павлова, М.И. Руткевича и М.Х. Титмы.

Вопросы психологии и педагогики для обоснованного общетеоретического определения содержания военно-патриотического воспитания представлены в работах Н.И. Алпатова, А.А. Аронова, A.M. Арсеньева, А.В. Барабанщикова, О.А. Белькова, Л.Г. Бескровного, Д.А. Волкогонова, В.М. Горбунова, В.П. Давыдова, С.К. Ильина, И.С. Ключникова, В.И. Ковалева, М.П. Коробейникова, Д.С. Лихачева, А.С. Миловидова, И.Т. Огородникова, В.А. Родина, В.Ф. Самойленко, Ю.В. Славинского, В.А. Сластенина, А.И. Сорокина, И.Д. Табунова, Н.Ф. Феденко и других.

Так, в своем диссертационном исследовании А.А. Аронов, анализируя процесс патриотического воспитания, указывает, что его результативность может быть выражена и достигнута лишь при условии формирования столь специфического процесса (военно-патриотического воспитания - авт.) как системы, включающей в себя единство и совокупность целей, задач, содержания, принципов, методов и средств, организационных форм, обеспечивающих патриотическое воздействие на сознание, чувства и поведение личности.

В настоящем исследовании большое внимание было уделено работе с историческими архивами, касающимися изучения обычаев и нравов кадетской среды, а также нравственных и гражданско-патриотических традиций дореволюционного офицерства.

Было изучено литературное наследство Великого князя Александра Михайловича, воспоминания выпускников кадетских корпусов конца XIX -начала XX веков П.Ф. Волошина, П.А. Зайончковского, В. Герштенцвейга, А.А. Игнатьева, А.Л. Маркова, Г.В. Месняева; рассматривалась историческая и мемуарная литература М.Д. Бонч-Бруевича, А.А. Брусилова, ПР. Краснова, Ф.П. Купчинского, М.К. Лемке, В.И. Немировича-Данченко, В.А. Сухомлинова, B.C. Трубецкого, Г.И. Щавельского и других.

Военно-мемуарная литература представлена именами А.Н. Антонова, П.А. Аккермана, В.Н. Воейкова, И.И. Введенского, К.Г. Волховского, П.Н. Глебова, А.И. Деникина, А.А. Игнатьева, князя Н.К. Имертинского, А.И. Крылова, М.С. Лалаева, Е.И. Мартынова, В.И. Немировича-Данченко, Б.М. Шапошникова.

Среди современных исследователей тематики кадетского образования можно назвать Р.С. Акчурина, В.А. Гурковского, А.В. Наследухова, В.А. Пономарева, В.Я. Сюнькова, А.Г. Сотникова и других.

Вместе с тем необходимо отметить, что вопросам формирования ценностно-патриотических ориентации учащихся кадетских школ в педагогической литературе уделено недостаточно внимания.

Актуальность ценностно-патриотической проблематики в современных условиях и обусловила тему диссертационного исследования: «Формирование ценностно-патриотических ориентации учащихся кадетских школ».

Методологическую основу исследования составляют философские концепции мыслителей Античности; средневековых философов, расширивших традиционные античные ценности такими ценностями, как вера, надежда, любовь; идеи философов Нового времени Т. Гоббса, Б. Спинозы, И.Канта, Г. -В. -Ф. Гегеля, С. Кьеркегора, разработавших понятие «ценность», определивших ее сущность и основное содержание; концепции русских мыслителей: Н.А. Бердяева, Ф.М. Достоевского, Н.А. Ильина, А.Ф. Лосева, Л.Н. Толстого, B.C. Соловьева, А.С. Хомякова, П.А. Флоренского о духовном, нравственном начале в человеке; психолого-социологические концепции У. Томаса и Ф. Знанецкого, которые впервые ввели в науку понятие «аттитюд», что означало «социальную ценность»; разработки психологической школы Д.Н. Узнадзе, определившей понятие «установки», развитой и дополненной в дальнейшем в социологических концепциях А.Г. Здравомыслова, В.А. Ядова, концептуальные положения воспитания личности в трудах отечественных

11 педагогов К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, СТ. Шацкого, В.А. Сухомлинского.

Теоретическими основами исследования являются: положения теории формирования личности, в том числе деятельностная концепция, разработанная в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна; теория системы развивающего обучения Л.В. Занкова; принцип проблемного обучения И.Я. Лернера; теория оптимизации учебно-воспитательного процесса Ю.К. Бабанского; исследования по проблемам духовного развития личности Р.Г. Апресян, Д.А. Волкогонова, Л.С. Зориловой; воспоминания воспитанников кадетских корпусов царской России П.Ф. Волошина, П.А. Зайончковского, Г.В. Месняева; труды, связанные с духовно-нравственными традициями офицерства А.Н. Антонова, А.В. Висковатого, Т.В. Львова, Г.А. Милорадовича, В.Н. Строева; общетеоретические работы, имеющие значение для исследования вопросов военно-патриотического воспитания A.M. Арсеньева, Д.И. Водзинского, В.И. Журавлева, В.А. Сластенина и других; работы обосновывающие определение содержания военно-патриотического воспитания: Н.И. Алпатова, А.А. Аронова, Л.Г. Бескровного, В.И. Ковалева и т.д.

Проблема исследования заключается в разрешении противоречия между осуществляемым процессом воспитания в кадетских школах и требованиями общества к патриотической воспитанности будущих граждан России.

Объект исследования патриотическое воспитание и обучение учащихся в кадетских школах.

Предмет исследования процесс формирования ценностно-

патриотических ориентации и ценностей у учащихся кадетских школ.

Цель исследования опираясь на системный подход, выявить

теоретические основы ценностно-патриотических ориентации, и создать эффективную методику их формирования у учащихся кадетских школ.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что формирование ценностно-патриотических ориентации учащихся кадетских школ будет проходить наиболее эффективно, если в кадетских школах будет целенаправленно осуществляться патриотическое воспитание и обучение в процессе освоения интегрированного курса, объединяющего учебный материал из разных дисциплин, формирующих систему знаний о патриотизме и представлений об истинных и ложных общечеловеческих ценностях, отражающихся на их поведении и отношении к миру.

Задачи исследования

1)уточнить содержание понятий «ценность», «патриотизм», «ценностно-патриотическая ориентация»;

2)выявить психолого-педагогические и исторические особенности формирования ценностно-патриотических ориентации учащихся кадетских школ;

3) раскрыть состояние ценностно-патриотических ориентации учащихся 6-х классов кадетских школ;

4)разработать эффективную экспериментальную методику формирования ценностно-патриотических ориентации учащихся кадетских школ;

5)провести сравнительный анализ эффективности экспериментальной методики;

6)дать практические рекомендации к организации патриотического воспитания в кадетских школах.

Основные методы исследования.

В исследовании использовался комплекс теоретических и практических методов исследования, к которым относились:

теоретические: анализ, синтез ведущих идей, сравнение, сопоставление, индукция, дедукция;

эмпирические: наблюдение, анкетирование, беседы, педагогический эксперимент, систематизация и статистическая обработка полученных результатов.

Достоверность результатов исследования обеспечена

экспериментальной работой и использованием результатов исследования в практике кадетской школы № 1702 «Петровский кадетский корпус».

Базы исследования:

D государственные общеобразовательные учреждения (ГОУ) Навигацкая школа г. Москвы, ГОУ Первый Московский кадетский корпус, ГОУ Третьего Московского кадетского корпуса налоговой полиции, а также ГОУ кадетская школа № 1700 «Московский объединенный морской корпус героев Севастополя» и ГОУ школа № 1702 «Петровский кадетский корпус» г. Москвы. В этих корпусах было проведено исследование по теме «Состояние ценностно-патриотических ориентации кадетов 6-х классов». Общее количество респондентов составило 272 человека.

Основные этапы исследования. Данное исследование проводилось в три этапа.

Первый этап ( 2000 - 2001 гг.) - подбор и изучение научной литературы
по теме диссертационного исследования. Определение целей и задач
предполагаемой работы, анализ понятий «ценность», «патриотизм»,
«ценностно-патриотическая ориентация», изучение особенностей

формирования ценностно-патриотических ориентации учащихся кадетских школ, работа над историческими документами по теме кадетства.

Второй этап (2001-2002 гг.) был посвящен методике формирования ценностно-патриотических ориентации учащихся кадетских школ. На данном этапе проводилась констатирующая часть исследования, наблюдение за учащимися кадетских школ, изучалось состояние практики, выявлялись позитивные и негативные факторы, влияющие на формирование ценностно-патриотических ориентации учащихся кадетских учреждений. В

констатирующей части методом анкетирования было опрошено 272 учащихся 6-х классов кадетских школ, названных выше.

Третий этап (2002-2004 гг.) - экспериментальный, который включал в себя констатирующую, формирующую части и сравнительный анализ экспериментальной и контрольной групп, как личностный, так и групповой. В формирующей части исследования была использована специально разработанная методика формирования ценностно-патриотических ориентации учащихся в основу которой был положен интегрированный курс (Программа эксперимента), объединяющий гуманитарный цикл предметов (историю, граждановедение, москвоведение, литературу), раскрывающий смысл и содержание патриотизма. Программа эксперимента была апробирована в 6-х классах кадетской школы 1702 «Петровский кадетский корпус» и положена в основу преподавания такой дисциплины, как «Историко-патриотическое наследие» (ИПН), входящей в вариативную часть учебного плана 6-х классов. Завершающая часть эксперимента была посвящена сравнительному анализу результатов экспериментальной группы и констатирующей части исследования, проведенного в 2001 -2002 гг. в 6-х классах пяти кадетских школах. На данном этапе были разработаны и внедрены методические рекомендации в практику работы среди учащихся кадетской школы № 1702 «Петровский кадетский корпус», происходило оформление диссертации.

Теоретическое значение исследования заключается в осуществлении комплексного, системного подхода к уточнению и конкретизации основных понятий «ценность», «ценностно-патриотическая ориентация», «патриотизм», которые представлены знаниями таких наук, как философия, социология, история, психология и педагогика. Их синтез позволил наиболее глубоко осветить и проанализировать ценностно-патриотические ориентации учащихся кадетских школ как царской, так и современной России.

Глубокий анализ источниковой базы исследования позволил разработать эффективную методику, составленную из объединяющего содержания

различных дисциплин гуманитарного цикла. Ее оригинальность заключается в выявлении конкретного уровня патриотической воспитанности, проявляющейся в системе знаний об общечеловеческих ценностях, представлений об их истинной значимости, в поведении и отношении учащихся к миру.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

1. Определен системный подход, позволивший уточнить понятие
«ценностно-патриотическая ориентация», которое с философских позиций
представлено как форма общественного сознания, как духовно-нравственная
сущность личности; с позиции социологии - как желательное, предпочтительное
состояние социальных связей, принципов и практики социальных
взаимоотношений, ценностно-нравственных критериев оценки реальных
явлений; с точки зрения психологии выступает как социально-психологическая
установка, мотив, потребность, направленность проявляющаяся в поведении
личности, системе ее отношений к окружающему миру, несущему в своей
основе ценностно-патриотический смысл; с позиций педагогики - как уровень
патриотической воспитанности, формируемый в процессе личностного
обучения, освоения общечеловеческих ценностей, осмысления их содержания.

2. Прослежена история становления ценностно-патриотических
ориентации в процессе воспитания кадетов царской России, опирающаяся на
общечеловеческие ценности духовной культуры: любовь к Богу, царю и
Отечеству, формировавшие глубокую духовность, высокую нравственность и
ответственность за свои поступки, и поведение перед обществом и самим
собой.

3. Выявлено, что наиболее эффективно ценностно-патриотические
ориентации современного подрастающего поколения формируются в процессе
целенаправленного патриотического воспитания и обучения, в ходе
комплексного освоения знаний об истинных и ложных ценностях и

16 представлений о любви к Родине, чести, достоинстве, на примерах подвигов великих героев и крупных исторических событиях.

  1. Определены психолого-педагогические особенности формирования ценностно-патриотических ориентации учащихся кадетских школ, к которым относятся нацеливание индивида на конкретную активную деятельность, развитие интересов и потребностей, общей направленности личности на общечеловеческие ценности, проявляющиеся в выборе ее жизненной позиции и приоритетов, ценностно-патриотических понятий, к определенным нормам и правилам поведения, а также внутренней основы ценностного отношения личности к Родине.

  2. Разработана методика формирования ценностно-патриотических ориентации учащихся, в основе которой лежит интегрированный курс, объединяющий гуманитарный цикл предметов (историю, граждановедение, москвоведение и литературу), раскрывающий смысл и содержание патриотизма, куда включались исторические знания о ценностно-патриотических ориентациях кадетов царской России, основанных на исторических представлениях о любви к Богу, царю и Отечеству, воинскому долгу, товариществу и братству, достоинству и чести.

Практическая значимость исследования определяется тем, что:

  1. Выявлено состояние ценностно-патриотических ориентации учащихся 6-х классов пяти кадетских школ (школ-интернатов).

  2. Составлены анкеты, с целью определения исходного уровня и критериев сформированности ценностно-патриотических ориентации учащихся 6-х классов.

3. Практически разработанная методика формирования ценностно-
патриотических ориентации может быть использована для обучения и
воспитания учащихся в кадетских школах, может применяться в составлении
управленческих программ обучения будущих наставников кадетских корпусов,

использоваться в качестве материалов для подготовки или переподготовки работников кадетских школ.

Положения, выносимые на защиту:

1. Ценностно-патриотические ориентации являются сложным
многоаспектным явлением, которое в рамках системного подхода
рассматривается как понятие, объединяющее в себе философские,
социологические, психологические и педагогические сущностные определения.
В исследовании ценностно-патриотические ориентации представлены как суть
смыслообразующих человеческих отношений, выражающихся в преданности и
верности идеалу; представляют собой желательное, предпочтительное
состояние социальных связей, принципов и практики социальных
взаимоотношений, имеющих в своей основе нравственно-патриотическую
сущность; являются результатом свободной воли людей и определяют
морально-нравственную позицию личности, регулирующую поведение и
деятельность учащегося в наиболее значимых, жизненных ситуациях.

2. Особенности патриотического воспитания кадетов царской России,
основанного на любви к Родине, Богу и своему народу, являются достойным
примером в деле формирования ценностно-патриотических ориентации
современных учащихся и становления истинного Патриота и Гражданина
своего Отечества, готового с честью выполнить свой гражданский и военный
долг во имя и на благо своей Родины.

3. Синтез знаний, полученных учащимися в процессе освоения
интегрированного курса, объединяющего гуманитарный цикл предметов
(историю, граждановедение, москвоведение и литературу), раскрывающего
смысл и содержание патриотизма, куда включались исторические знания
кадетов царской России, позволяет наиболее эффективно формировать
ценностно-патриотические ориентации учащихся современных школ.

4. Знания об исторических событиях и подвигах героев находят свое
отражение в системе отношений и поведения личности, приобретая

эмоциональную окраску и формируя устойчивые ценностно-патриотические ориентации.

5. Методика формирования ценностно-патриотических ориентации позволяет определить уровни сформированности знаний и представлений о патриотизме, которые воплощаются в поведении учащихся и особенностях их отношения к миру, Родине, людям и самому себе.

Апробация работы и исследования осуществлялись в процессе практической работы в «Петровском кадетском корпусе» кадетская школа № 1702, при обсуждениях и выступлениях на научно-практических конференциях, посвященных вопросам кадетства и ценностным ориентациям личности: «Кадетство: проблемы и перспективы» (г. Москва, 2001 г.), «Социокультурные факторы формирования ценностных ориентации личности» (г. Москва, 2001 г.), на научно-практической конференции «Различные аспекты кадетского образования» (г. Москва, 2002 г.), на слете представителей всех кадетских корпусов России (г. Орел 2002 г.).

Отдельные аспекты представленной работы использовались в качестве стендового материала в тематической выставке «Наши дети - будущее России» (ВВЦ, 2003 г. Москва), обсуждались на дискуссионных «круглых столах» «Кадетские корпуса: какими им быть», организованными на базе «Первого московского кадетского корпуса» (Москва, 2003 г.), на заседаниях районного методического объединения по проблеме формирования ценностных ориентации личности.

Автор представленной работы является постоянным участником «круглых столов», организуемых отделом кадетского образования Московского Департамента образования;

Основные положения диссертационной темы были изложены автором в следующих работах:

Формирование ценностно-патриотических ориентации средствами кадетского воспитания // Сборник молодых ученых МГПУ № 12. - М., 2002 -С.46-57.

Ценностные ориентации в отечественной и зарубежной социологии // Сборник молодых ученых МГПУ № 15. - М., 2003 - с.71-79);

Ученическое самоуправление: формирование демократических ценностей у учащихся ( серия «Учитель-Ученик-Родитель», № 2).- М., 2003.-57 с.

Особенности формирования ценностно-патриотической ориентации личности: Лекция по педагогике для студентов вузов культуры и искусств.- М.: МГУКИ, Институт дополнительного профессионального образования, 2004. Структура диссертации.

Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, включающих 5 параграфов, заключения, списка литературы и приложений.

Сущность понятий «ценность», «патриотизм», «ценностно-патриотическая ориентация»

Ценности, существующие в любом обществе, наделены определенным смыслом, имеющим непреходящее значение. Человек исходя из своей биосоциальной сущности не может развиваться сам по себе, для его духовного становления необходим ряд факторов, важнейшим из которых является соприкосновение с культурой, которая организует духовную жизнь общества в различные исторические периоды и оказывает определенное влияние на жизнь конкретного человека. Элементами культуры становятся те результаты человеческой деятельности, которые имеют социальную значимость, и как раз они и получают статус ценности.

В рамках любой культуры формируется определенный набор и иерархия ценностей и ценностных ориентации. Они являются отражением восприятия людей разнообразных явлений, как прошлого, так и настоящего. История убедительно доказывает, что человеку, помимо материально-производственной практики, необходима и «духовная пища».

К такой «пище», в первую очередь, относятся духовные ценности, которые являются стержнем и основой любого человеческого общества. Источник силы или бессилия общества - духовный уровень жизни, а уже потом - уровень промышленности. Если в нации иссякли духовные силы -никакое наилучшее государственное устройство и никакое промышленное развитие не спасут ее от смерти, с гнилым дуплом дерево не стоит..».

Сегодня, когда российское общество находится на новом витке своего развития, когда в обществе еще остро ощущается дефицит духовной культуры и национального сознания, существует глубокий смысл в утверждении основных, базовых ценностей в сознании людей, а также в процессе формирования и воспитания этих ценностей и ценностных ориентации у подрастающего поколения.

Здесь уместно поставить вопрос: почему именно ценности являются отправными пунктами и одной из составляющих базовой основы будущего общества, и как происходит процесс их формирования и восприятия?

В социуме любые события выполняют какую-то роль. Эта роль может иметь различное значение в жизни и деятельности людей с точки зрения человеческих потребностей и целей. За критериями оценки любого социального или духовного вида деятельности закреплен некий обобщенный образ, стереотип, правило, норма, идеал, либо определенная группа ценностей.

Ценность - философская категория, представляющая собой значимость чего-либо для человека, класса либо общества в целом, имеющая непреходящее исторически-временное значение, вырабатывающаяся в процессе жизнедеятельности людей и, так или иначе, формирующая внутренний мир человека, преобладающая в разнообразных видах его деятельности.

Сам термин «ценность» уже давно существовал в философских трудах, он употреблялся не только в книжном, но и в разговорном языке как самое обычное слово наряду со многими другими. Слово это не обладало строго днозначным смыслом и поэтому имело множество синонимов: достоинство, заслуга, польза, благо, стоимость, достояние и т.п.

Первые ростки и зачатки учения о ценностях (еще не употребляя это слово) появились в трудах мыслителей античной философии, которая дала возможность:

- выделить само понятие "ценность" из мира умопостигаемого бытия, (Парменид - Абсолютная мысль, Сократ - идеал, Платон - идея, Аристотель -ценимое);

- наделить ее сутью и оценочным смыслом, размышлять, думать о ее содержании и значении (Демокрит - прекрасное, Сократ - сдержанность, мужество, справедливость, Платон - мудрость, храбрость, умеренность, справедливост ъ);

- придать ей определенные атрибуты, такие, как вечность, неизменность и непреходящий характер (Сократ, Платон, Аристотель);

- иерархизировать ценности по степени их значимости в процессе познания и в жизни человека (Платон - вершина благ - идеи Красоты и Добра, Аристотель - ценимые, хвалимые, возможные);

- разработать критерии нравственной оценки определенной ценности (Аристотель - понятия "правосудности" и справедливости);

- выделить принцип активной деятельности личности в освоении ценностной проблематики (Аристотель - необходимо следовать и жить в соответствии с добродетелью).

Это нашло свое отражение в ценностной проблематике философов последующих эпох. Средневековая аксиология расширила традиционные греческие добродетели - мудрость, отвагу, умеренность и справедливость -христианскими: верой, надеждой, любовью.

Начиная с рубежа XVIII века - XIX века философы начали пересматривать свое отношение к аксиологии. И ведущее место здесь принадлежало И. Канту. В своей работе «Основоположение к метафизике равов» (1780 г.) И. Кант ввел понятие «абсолютной ценности», связывая ее с понятием «чистой доброй воли» и с проблемой активности человека как субъекта познания. «Разрабатывая проблему активности человека как субъекта познания, И.Кант не только противопоставил ценностно-практическое сознание теоретическому, но и вывел первое за пределы гносеологии.

В результате мир человека с его несовместимыми способностями познания и желания оказался как бы разорванным на не связанные между собой царства механической необходимости и нравственной свободы, абстрактного познания и духовных ценностей. Распался идеал и смысл человеческой жизни на сущее и должное, как и сама кантовская философия - на гносеологию («Критика чистого разума» 1781 г.) и этику («Критика практического разума» 1788 г.)».4

В философию понятие ценности вошло тогда, когда за ним закрепился вполне конкретный смысл: это значимость чего-либо в отличие от существования чего-либо. Было определено понятие ценности немецким философом Г. Лотце в книге "Микрокосм", появившейся в 1856-64 г.г. Тем самым он положил начало разработке категориального аппарата ценностной проблематики (ибо "значимое" является одним из важнейших свойств и признаков всех ценностных явлений и категорий), продолженной в работах М. Шелера, В Виндельбанда, Г. Риккерта и т.д.

Исторические и современные особенности формирования ценностно-патриотических ориентации учащихся кадетских учебных заведений России

История кадетских учебных заведений неразрывно связана с историей русской армии и с именем Петра І. В допетровскую эпоху в России школами, готовящими офицеров для армии, служили два гвардейских полка: Преображенский и Семеновский - для пехоты и Лейб-Регимент - для конницы38. Там молодые дворяне проходили солдатскую службу и достигали сержантского чина, который позволял получить низшее офицерское звание (прапорщика или корнета) при выходе из гвардии в армию.

Когда в 1721 году Петр I был провозглашен императором, одной из его первоочередных задач стала забота о создании в России постоянного войска с грамотным командным составом и защите государства от внешних врагов. Решение поставленной задачи вызвало необходимость готовить в самой России командный состав для руководства воинскими подразделениями и частями, обладающий наряду с профессиональными качествами высоким чувством патриотизма, верности и преданности своему Отечеству.

Сложившаяся к началу XVIII века система подготовки офицерских кадров была не в состоянии снабдить армию офицерами. В 1701 году Петр основал «Школу математических и навигацких наук», а в 1712 году создается инженерная школа на 23 ученика в Москве.

По данным исследователя истории возникновения кадетских корпусов в России В.А. Гурковского , в Санкт - Петербурге в 1719 году также образуется инженерная школа, которая в 1723 году была объединена с переведенной в Санкт-Петербург московской школой. В своем исследовании «Кадетские корпуса в России» В.А. Гурковский дает историческую справку о возникновении первых школ в петровское время, большинство из которых оздавалось при архирейских домах, монастырях и называлось адмиралтейскими и «цифирными» школами. Однако все перечисленные выше военно-учебные заведения не могли в должном количестве и с надлежащим качеством обеспечить в 20 -х годах XVIII века подготовку офицерских кадров для армии и флота России.

Это понимала и императрица Анна Иоанновна, взошедшая на престол в январе 1730 года и откликнувшаяся на предложение президента Военной коллегии графа Б.К. Миниха и посла России в Берлине графа П.И. Ягужинского учредить в России кадетский корпус. В 1731 году в России был учрежден первый кадетский корпус под названием «Корпус кадет шляхетских».

По свидетельству И. Андрушкевича, председателя Объединения кадет Российских кадетских корпусов в Аргентине, само слово «кадет» пришло в русский язык из французского языка, и в переводе оно означает «младший, несовершеннолетний». Так назывались в дореволюционной Франции молодые дворяне, определявшиеся на военную службу, малолетние дети знатных фамилий до производства их в первый офицерский чин. «Слово кадет происходит от уменьшительного «капдет» на гасконском наречии, производного от латинского «капителлиум», что буквально значит «маленький капитан» или «маленький глава».40 Французские «кадеты», собранные в специальные школы, и стали провозвестниками будущих кадетских корпусов в Пруссии и России.

По мере развития русской армии, кадетские корпуса играли все большую роль и уже во второй половине XIX - начала XX в.в. им принадлежало видное место в подготовке национальных офицерских кадров. Эти военно-учебные заведения заменили в 1880 -е годы военные гимназии, от которых отличались более узкосословным дворянским составом воспитанников и усиленным военно-патриотическим элементом в организации педагогики.

В соответствии с Высочайше утвержденным 14 февраля 1886 года «Положением Военного Совета о кадетских корпусах» их целью было «доставлять малолетним, предназначенным к службе в офицерском звании и преимущественно сыновьям заслуженных офицеров, общее образование и соответствующее их предназначению воспитание».

Кадеты составляли на рубеже XIX- XX веков значительную часть российской молодежи, в первую очередь дворянской. В «Положении Военного Совета о кадетских корпусах» был четко зафиксирован их корпоративный характер. Все кадеты делились по вносимой плате на казеннокоштных, обучавшихся за счет государства, своекоштных, за которых платили родители или опекуны, и стипендиатов, получавших необходимые средства от благодетелей. При этом абсолютное большинство почти всех кадетских корпусов составляли казеннокоштные (70-80%).

Исключением являлся Николаевский кадетский корпус, расположенный в Санкт-Петербурге и специально предназначенный для своекоштных.

Поступившие на иждивение Правительства воспитанники в соответствии с «Положением» делились на 14 разрядов, по старшинству которых и происходил прием. В первый, наиболее привилегированный в отношении зачисления казенных вакансий разряд, входили «сыновья генералов, штаб или обер - офицеров и классных чиновников всех ведомств, убитых на войне или умерших от ран и контузий, на войне полученных».43 Сюда же включались дети лиц, «внезапно погибших на службе или лишившихся ума и зрения от усиленных служебных занятий».

Второй разряд составляли круглые сироты офицеров. Третий - сыновья кавалеров ордена св. Георгия всех степеней. За ними следовали сыновья фицеров, «состоящих под покровительством Александровского комитета о раненых»45, сотрудников военно-учебных заведений и дети офицеров, не имеющие отца или матери (полусироты).

Замыкали список сыновья обер-офицеров и военных священников, прослуживших не менее 10 лет. Таким образом, дети гражданских чиновников (если только отцы их не погибли на войне) и не служащих дворян, не говоря уже о выходцах из недворянской среды, поступить в корпус на казенный счет не могли.

Как отмечает исследователь истории кадетства А.Ю.Воробьева, кадетские корпуса являлись закрытыми учебными заведениями. Почти все воспитанники жили в их стенах, обеспечивались питанием, обмундированием, учебными пособиями. Такие кадеты назывались интернами. Наряду с ними существовала небольшая группа только посещавших занятия воспитанников (экстернов). Однако даже экстернами или, как их называли, приходящими учениками могли быть только обладавшие правом приема на казенный счет, то есть те же офицерские дети.

Современное состояние ценностно-патриотических ориентации учащихся кадетских школ

В процессе изучения проблемы формирования ценностно-патриотических ориентации учащихся кадетских школ необходимо было проанализировать состояние патриотического воспитания и обучения в кадетских учреждениях и выявить уровень сформированности ценностно-патриотических ориентации кадетов. С этой целью были использованы такие методы, как изучение и анализ учебно- воспитательной документации: учебных и воспитательных планов и классных журналов успеваемости, личных книжек кадетов, а также методы наблюдения, анкетирования и беседа.

Изучение учебно-воспитательной документации и экспертные опросы были проведены в шестых классах пяти кадетских школ г. Москвы: государственное общеобразовательное учреждение (далее ГОУ) кадетская школа № 1702 «Петровский кадетский корпус», ГОУ Навигацкая школа, ГОУ Первый Московский кадетский корпус, ГОУ Третий Московский кадетский корпус налоговой полиции, а также ГОУ кадетская школа № 1700 «Московский объединенный морской корпус героев Севастополя» и позволили установить уровень состояния ценностно-патриотических ориентации учащихся вышеназванных кадетских учреждений. Данные опросов были проанализированы и систематизированы.

Анализ учебных программ озволяет констатировать, то преподаваемый учебный материал, в общем, соответствует выявленному уровню состояния ценностно-патриотических ориентации учащихся. Так как кадетские школы являются общеобразовательными учебными заведениями, кадеты обучаются по учебным программам, разработанным для этого типа школ. Но между общеобразовательными и кадетскими учебными заведениями есть разница, заключающаяся в приоритете воспитывающей патриотической деятельности, определяющей направление всего педагогического процесса в кадетских учебных заведениях.

Несмотря на это в кадетских школах на сегодняшний день не существует специальных учебников и соответствующей методической литературы, учитывающих специфику кадетского учреждения. Следовательно, все программы учебных дисциплин строятся по стандартному, традиционному, общеобразовательному плану, где основной упор делается на изложение фактического материала, без привязки к ценностно-патриотической тематике.

Тематическое планирование учебных дисциплин, прослеживаемое по классным журналам успеваемости учащихся, входящих в учебный план шестых классов, либо вообще не имеет в себе элементов ценностно-патриотической тематики (точные дисциплины: математика, физика, естественные науки: биология, география), либо это направление не рассматривается как приоритетное, основополагающее (гуманитарные науки: история, москвоведение, граждановедение). Дисциплина «Основы воинской службы», входящая в учебный план шестых классов, носит прикладной характер и не имеет специального учебного пособия, тематическое планирование составляется каждым преподавателем индивидуально. То же самое относится и преподаванию такой исциплины, как «История

Российской Армии». Преподавание курса «Основы жизнедеятельности человека» включает тему: «Патриотическое воспитание. Героические профессии», но ей в учебном плане отводится лишь один час из 34 учебных анятии в год.

При преподавании такой дисциплины, как история, в шестом классе теме патриотизма, связанной с монголо-татарским игом и развитием отношений между Русью и Ордой в XIII- XIV в.в., посвящено только 7 часов из 64 учебных занятий в году. Такая же тенденция прослеживается и в преподавании дисциплин граждановедение (3 часа из 32) и москвоведение (5 часов из 32).по В вариативной части учебного плана для шестых классов присутствуют только кружки (изобразительное искусство, хоровое пение) и спортивные секции, которые также не имеют ярко выраженной ценностно-патриотической составляющей.

Проводимые наблюдения за воспитывающей деятельностью и поведением кадетов во время их пребывания в кадетской школе позволили выявить следующее: в своем большинстве кадеты опрятно и бережно носят свою форму, вежливы, точно и четко, «по- военному» отвечают на вопросы. Согласно обычной, традиционной практике кадетских учебных заведений, каждый кадет имеет при себе личную книжку, куда любой преподаватель или офицер-воспитатель может записать замечание и выразить порицание поведению кадета, а в ряде случаев и определить наказание, соответствующее овершенному проступку например, наряд вне очереди, тмена прогулки, выходного дня (для школ -интернатов) и т.д.) или выразить поощрение кадета.

При просмотре личных книжек кадетам задавалось два вопроса: «Как ты думаешь, почему тебе вынесли замечание (поощрение)?» и, в случае замечания: «Почему нельзя делать так, как ты поступил?». Если на первый вопрос кадеты отвечали четко и уверенно: «бегал и кричал во время перемены», «испортил школьное имущество», «сломал ветку дерева в школьном саду», «не убрал за собой посуду в столовой», то на второй вопрос учащиеся давали односложные ответы: «не могу знать», «не думал», «потому что офицер-воспитатель (имя, отчество) не разрешает это делать». Характер ответов учащихся выявил негативную тенденцию, подтвержденную в дальнейшем в ходе проведения анкетирования и бесед с воспитанниками и заключающуюся в том, что в своем большинстве кадеты знали, как правильно надо ответить на вопрос, но не всегда могли объяснить и, в ряде случаев, даже не понимали, почему они дали такой ответ.

Традиционно, испытывая затруднения при ответе, учащиеся ссылались на авторитет своих педагогов и офицеров-воспитателей, или на Правила внутреннего распорядка, регламентирующие пребывание учащихся в кадетских школах.

Акцентируя внимание кадетов на иллюстрациях и наглядном материале, представленном в рекреациях кадетских школ, было отмечено, что учащиеся хорошо знакомы с выдающимися героями и прославленными полководцами различных эпох, чьи портреты украшают школьные стены, но на вопросы: «Как ты думаешь, почему боевое знамя священно?», «Как ты считаешь, почему одвиг солдата бессмертен?» многие кадеты либо затруднялись тветить, либо опять же ссылались на авторитет своих наставников («сложно сказать», «не знаю», «так говорит наш офицер-воспитатель», «так написано в книге»). При придании вопросу альтернативной формы : «Священно ли боевое . знамя?», «Бессмертен ли подвиг солдата?» кадеты стопроцентно отвечали «да».

Изучая воспитательную программу кадетов, было отмечено, что в плане патриотической воспитательной работы основной упор делается на участии кадетов в проведении торжественных мероприятий, парадов, приуроченных к праздничным дням и годовщинам ( 850-летие Москвы, годовщины Великой Отечественной войны, праздник Дня города и т.д.), которые оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся. Но помимо эмоционального восприятия необходимо восприятие интеллектуальное, ментальное, духовно-нравственное, закрепленное на уровне сознания личности, оставляющее глубокий след в сердце и душе кадета. Для развития духовно-нравственных начал личности необходимо не только развитие эмоциональной сферы, но очень важен процесс осмысления и осознания патриотических ценностей, умения думать и размышлять о них.

Таким образом, в ходе наблюдения за процессом патриотического воспитания и обучения в кадетских школах выявлено, что в учебном плане преподавания всех дисциплин шестой параллели, ценностно-патриотическая тематика либо не затрагивается вообще (точные и естественные науки), либо выполняет «вспомогательную» роль при объяснении учебного материала (гуманитарные). Роль и значение патриотизма не осмысливается учащимися на уроках точных наук, крайне мало на уроках истории при изучении исторических событий и литературных произведений.

Экспериментальная методика формирования ценностно-патриотических ориентации учащихся и ее эффективность

Эксперимент проводился по частям и включал в себя: констатирующую, формирующую части и сравнительный анализ контрольной и экспериментальной групп. Завершающей частью эксперимента был сравнительный анализ экспериментальной группы и констатирующей части исследования, проведенного в шестой параллели пяти кадетских школ г. Москвы в 2001- 2002 гг.

Констатирующая часть эксперимента позволила выявить уровень сформированное ценностно-патриотических ориентации учащихся и усовершенствовать экспериментальную методику их формирования в процессе патриотического воспитания и образования в кадетских школах.

Экспериментальная методика была направлена на формирование ценностно-патриотических ориентации учащихся и апробирована в процессе освоения ими такой дисциплины, как «История патриотического наследия». Эта дисциплина была разработана на основе интегрированного курса, объединяющего гуманитарный цикл предметов (историю, граждановедение, москвоведение, литературу) и раскрывающего смысл и содержание понятия «патриотизм». В этот курс также были включены исторические знания о ценностно-патриотических ориентациях кадетов царской России, основанных на представлениях тех лет о любви к Богу, Царю и Отечеству, воинскому долгу, товариществу и братству, достоинству и чести.

Содержание экспериментальной методики опиралось на расширение процесса патриотического воспитания и образования посредством углубленного изучения патриотических ценностей, формированию прочных и глубоких знаний и верных представлений о патриотизме у учащихся.

Экспериментальная методика была апробирована в реальных условиях работы в 6-х классах кадетской школы № 1702 «Петровский кадетский корпус». Для ее проведения в шестой параллели были сформированы две руппы - экспериментальная и контрольная, в каждую из которых ходило 25 кадетов. Цель экспериментальной методики заключалась в проверке и подтверждении гипотезы о том, что формирование ценностно-патриотических ориентации учащихся кадетских школ будет обладать наибольшим эффектом, если в кадетских школах будет целенаправленно осуществляться патриотическое воспитание и образование в процессе формирования знаний о патриотизме и представлений об истинных и ложных общечеловеческих ценностях.

Контроль эффективности экспериментального обучения осуществлялся по формуле, разработанной Л.С. Зориловой в докторской диссертации «Духовные идеалы личности»111, с помощью начального и конечного срезов, отражающих динамику формирования ценностно-патриотических ориентации в экспериментальной группе ( на личностном уровне учащихся) и разницу итогов обучения по экспериментальной и традиционной методикам (т.е. сравнение результатов экспериментальной и контрольной групп).

При сравнительном анализе результатов экспериментальной группы и констатирующей части исследования был сохранен одинаковый тип заданий -учащимся задавали одни и те же вопросы.

Первый этап эксперимента был констатирующим, основной целью которого являлось выявление уровня состояния ценностно-патриотических ориентации учащихся в экспериментальной и контрольной группах. С этой целью кадетам задавались следующие вопросы (Приложение 1).

1. «Что такое в твоем понимании общечеловеческая ценность?». Приведи пример.

Вопрос для учащихся оказался очень сложным. Многие кадеты и в контрольной, и в экспериментальной группах не смогли на него ответить. К верным ответам были отнесены уждения, не относящиеся к уществу заданного вопроса, как то: «это равная стоимость всех денег», «это коммунизм» и т.д. Отражением случайных, разрозненных знаний были такие рассуждения, как: «вроде это то, что важно для всех», «мне кажется, что это главное у всех людей». При ответе на данный вопрос практически все учащиеся испытывали и высказывали сомнение, пытались советоваться друг с другом и с учителем. К поверхностным знаниям и представлениям относились суждения, сформулированные следующим образом: «общечеловеческая ценность - это ценность постоянная и важная для всех людей», «общечеловеческая ценность -жизнь». Ответов, отражающих прочные и глубокие знания, верные представления о данном понятии, ни в контрольной, ни в экспериментальной группах не было.

Следующим задавался вопрос 2: «Что для тебя является ценностью, вне отношения этого слова к деньгам и богатству?». Ответы были получены и в контрольной, и в экспериментальной группах. К неверным размышлениям на предложенную тему были отнесены такие суждения, как: «моя новая игра «Король-лев» и «мое любименькое розовое платьице» (орф. сохранена). Характерные суждения, соответствующие случайным, неглубоким знаниям были отражены в таких мнениях, как: «мне кажется, что главное - это наша дружба с Катькой» или «наверное, когда меня не ругают дома за двойки, все же знают, что я умный» (скорее всего, здесь подразумевается такая ценность, как «понимание» (авт.). Короткие, констатирующие ответы расценивались как поверхностные, неглубокие знания: «деньги», «здоровье», «дружба», «товарищество». Развернутых и доказательных ответов, содержащих верные и аргументированные суждения по заданному вопросу, не дали учащиеся ни экспериментальной, ни контрольной групп.

Во втором вопросе рассматривалось качественное наполнение ответов учащихся. В экспериментальной группе, в первую очередь, были названы следующие ценности: «деньги» - 32 %, «здоровье» - 28 % , «товарищество» - 4 %, «мама» - 16 % приравнивалась к ценности- юбовь). В контрольной группе: «деньги» - 36 % , «товарищество» - 28 %, «семья» -20 % , «спорт» - 16 %.

Отвечая на третий вопрос: «Что такое любовь к Родине?», 24 % учащихся в Э.Г. и 28 % в К.Г. написали «не знаю», «откуда мне знать», « понятия не имею». Неверных ответов, т.е. ответов не по существу заданного вопроса, было немного и в экспериментальной (8 %), и в контрольной (12 %) группах. Самый большой процент мнений - 36 % в Э.Г. и 40 % в К.Г. - пришелся на суждения следующего порядка: «наверное, это любовь к родителям», «может быть, это любовь к дому», «скорее всего, это от слова род, родители» и т.д. Неглубокие знания были продемонстрированы 24 % учащихся в Э.Г. и 20 % в К.Г. К ним относились такие оценки заданного вопроса, как: «любовь к Родине - это большое чувство», «Любовь к Родине это любовь к природе». Только два ответа в экспериментальной группе были засчитаны как показатель прочных знаний и верных размышлений о существе заданного вопроса: «Любовь к Родине - это огромное чувство счастья жить там, где ты родился», «любовь к Родине -это счастье жить и работать для нее».

Похожие диссертации на Формирование ценностно-патриотических ориентаций учащихся кадетских школ