Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Формирование единых естественнонаучных и этно-региональных экологических знаний и нравственности как педагогическая проблема .14
1.1. Ретроспективный анализ философской, психолого-педагогической литературы и образовательной практики в целях определения современного состояния проблемы 14
1.2. Формирование экологических знаний и нравственности учащихся средней профессиональной школы (СГЛШ) как педагогическая проблема. (В контексте естественнонаучных основ и этно-региональной специфики)... 30
Выводы по I главе 41
ГЛАВА II. Естественнонаучный и этно-региональный компоненты экологического образования и воспитания учащихся СГЛШ 44
2.1. Основы концепции современного естественнонаучного образования 44
2.2. Естественнонаучное содержание экологического образования в условиях СПШ 54
2.3. Этно-региональный компонент экологического образования и воспитания учащихся СПШ 64
Выводы по II главе 84
ГЛАВА III. Опытно-экспериментальная работа по формированию у учащихся СГТШ экологических знаний и экологической нравственности (на примере учебных дисциплин: "Концепции современного естество знания", "Основы экологии", "Экологические основы природопользования") 87
3.1. Выявление уровня сформированности экологических знаний и нравственности учащихся СПШ на начальном этапе эксперимента. (Методика и результат) 88
3.2. Процесс формирования у учащихся СПШ экологических знаний и экологической нравственности. (Педагогическая технология) 101
3.3. Анализ послеэкспериментальных результатов исследования проблемы 136
Выводы по III главе 147
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 150
БИБЛИОГРАФИЯ 153
ПРИЛОЖЕНИЯ 164
- Ретроспективный анализ философской, психолого-педагогической литературы и образовательной практики в целях определения современного состояния проблемы
- Основы концепции современного естественнонаучного образования
- Выявление уровня сформированности экологических знаний и нравственности учащихся СПШ на начальном этапе эксперимента. (Методика и результат)
Введение к работе
Интенсификация технологических процессов, расточительное природопользование как основные черты последних десятилетий XX века еще больше накопили проблем социально-экономического и военно-промышленного характера. Такие обстоятельства востребовали экологическую науку и экологическое образование (ЭО) для спасения человечества, природы, растительного и животного мира, среды жизни от нарастающего общепланетарного кризиса.
Экология как наука сегодня далеко отошла от первоначальных задач, которые она ставила в период зарождения. Она широко проникает сегодня в самые разнообразные области жизни человечества, ставит широкомасштабные, глобальные задачи. Существует уже множество дисциплин экологии: химическая экология, экологическая медицина, социальная экология, прикладная экология, экономическая экология, инженерная экология, космическая экология, экология человека и т.д.
Картина мира, формируемая глобальными проблемами современности, вынуждает человека уходить в глубокие раздумья, в поиски лучших путей спасения человеческой цивилизации в следующем тысячелетии. Экологический кризис есть внешнее проявление кризиса ума и духа. Не может быть большего заблуждения, чем трактовать его только как угрозу дикой природе и загрязнения. Это частности. Наиболее важным является то, что кризис касается нас самих и ставит вопрос о том, что мы должны изменить в себе, чтобы выжить (139, 54).
Сегодня существуют такие глобальные проблемы человечества как энергетические, продовольственные, демографические и экологические, в основе возникновения которых так или иначе лежит низкий уровень организованности в процессах взаимодействия в обществе и общества с природой. Взаимодействие мы воспринимаем как категорию экологическую. Обучение взаимодействию, совершенствование форм и методов взаимодействия - задачи науки и образования.
Такое направление, как ЭО и воспитание стало необходимостью, так как кризис, охвативший все сферы жизнеобеспечения, последствия деградационных процессов оборачиваются для общества не только социально-экономическим и экологическим видами ущерба, но и духовно-нравственными и эстетическими потерями. Только высочайшая экологическая, ноосферная организованность в области политики, науки, техники и образования может создать благоприятные условия для жизни будущих поколений.
Современное ЭО должно выработать у учащейся молодежи понимание единства человека и природы, осознание последствий безграмотных и безответственных действий человека по отношению к природе.
Недостаточная разработанность путей воздействия на сознание учащейся молодежи с целью его экологизации определяет актуальность совершенствования теории и практики ЭО, методов и приемов работы в процессе изучения естественнонаучных философских и гуманитарных предметов, закладывающих основы экологических знаний.
Вопросы изучения естества природы, ее закономерностей, проблемы образования всегда волновали умы мыслителей, ученых, философов, педагогов, начиная с античной эпохи от Платона и Аристотеля до современных - В.И.Вернадского и Н.Н.Моисеева, С.Н.Глазачева и др. Научно-педагогический интерес к познанию мира и проблемам образования (обучения и воспитания) породил педагогику природосооб-разности, у истоков которой стоял великий Я.А.Коменский. Продолжателями идей Коменского стали педагоги прошлого, в том числе К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, А.С.Макаренко и др. ЭО как концепция, по нашему мнению, является следствием понимания необходимости жить сообразно природе и ее законам.
С осознанием обществом необходимости ЭО появился целый ряд работ, предметом которых были вопросы теории и методики ЭО. Цели, задачи, принципы, ведущие идеи ЭО рассмотрены в работах А.Н.Захлебного, И.Д.Зверева, А.П.Сидельковского, И.Т.Суравегиной (55-68; 146; 150-152).
А.Н.Захлебный рассмотрел цели, задачи и принципы ЭО; И.Д.Зверев разработал новый аспект школьного образования - экологический; И.Т.Суравегина - ЭО как междисциплинарный процесс формирования ответственного отношения к природе; А.П.Сидельковский исследовал факторы формирования отношения школьников к природе.
В исследованиях ряда авторов разработаны вопросы методики ЭО в процессе изучения школьных предметов: биологии (Я.И.Габев, О.Н.Пономарева, И.Т.Суравегина) (24; 135; 152); химии (В.М.Назаренко и др.) (122-124); географии (А.Г.Исаченко и др.) (73).
Проблемам становления понятия и формирования экологического сознания свои работы посвятили А.М.Галеева, Э.В.Гирусов, Г.В.Платонов, А.Г.Шевцов (27; 31; 134; 172), кандидатские диссертации по данной проблеме выполнили в 90-е годы Н.А.Лызь и Д.Мусаев (104; 116). Исследованию понятия "экологическая культура" и ее формированию посвящены работы Н.Ш.Блягоз, И.С.Лаптевой, В.Ю.Львовой, Е.Д.Макарова, А.П.Скрипка, З.А.Хусаинова, (12; 99; 107; 108; 148; 167), исследова нию экологической ответственности и ее формированию - работы Л.М.Горбунова, Е.И.Карпенко, Д.Я.Кучма, Н.А.Птицыной (38; 79; 96; 140), исследованию проблем формирования естественнонаучных знаний - работы С.П.Гаврилова и В.М.Зеличенко, В.Р.Ильченко, Д.Ф.Киселева и А.А.Фадеева, Х.Б.Хоконова и А.А.Карашаева, Л.Ф.Шакуровой др. (27; 71; 83; 165; 171).
Наряду с исследовательской работой в эколого-педагогической науке, в образовательной практике, особенно за последние годы, появляется целый ряд учебных пособий, пробных учебников, специальных журналов, посвященных экологии и ЭО учащихся средних школ. В то же время, анализ показал, что экологическая научно-педагогическая мысль пока мало затронула профессиональные школы и особенно среднюю профессиональную школу (СПШ), дающую значительно большее число специалистов народному хозяйству, чем высшая школа.
ЭО сегодняшних выпускников и средних общеобразовательных школ, и средних профессиональных учебных заведений еще не может отвечать тем социально-педагогическим требованиям, которые выдвигают время и общество. На международных экологических форумах 1994, 1995гг. неоднократно подчеркивалось, что, несмотря на определенные достижения в создании правовой базы, обеспечения необходимой учебно-методической литературой, пособиями и рекомендациями, система непрерывного ЭО в России имеет серьезные недостатки: состояние ЭО и воспитания молодежи не соответствует международным требованиям; учебные пособия, пробные учебники, научные публикации по ЭО при широком аспекте рассматриваемых экологических знаний, в то же время, слабо или вовсе не акцентируют внимание педагогической общественности на необходимости осуществления единства естественнонаучных основ и национально-регионального содержания экологических знаний как важнейшего фактора формирования экологической культуры учащейся молодежи (101, 9; 147; 153).
Перечисленные аргументы привели к постановке вопроса: Каковы оптимальные пути повышения уровня сформированности экологических знаний и нравственности учащихся СПШ? Как уже отмечено, осуществление ЭО путем интеграции естественнонаучного и национально-регионального компонентов экологических знаний сегодня не достаточно осмыслено и разработано, поэтому актуальность избранной нами педагогической темы исследования несомненна.
В качестве объекта исследования выбран процесс экологического образования учащейся молодежи СПШ.
Предметом исследования - педагогические основы формирования у учащейся молодежи СПШ единой естественнонаучной и экологической картины мира как системы взаимосвязанных и взаимообусловленных знаний, образуемых на основе принципов и законов естествознания и экологии.
Цель исследования заключалась в разработке и опытно-экспериментальной проверке теоретической концепции и прикладных аспектов формирования единых естественнонаучных и этно-региональных компонентов экологических знаний и нравственности на основе интеграции естественнонаучных, этно-гуманитарных и региональных социально-экологических знаний.
Гипотеза научного поиска основывалась на предположении того, что средством формирования экологических знаний и нравственности учащейся молодежи, является экологическая картина мира (ЭКМ), в состав которой входит и естественнонаучная картина мира (ЕНКМ).
Принципом создания единых естественнонаучных и этно-региональных компонентов ЭКМ является интеграция естественнонаучных и этно-региональных экологических знаний учащейся молодежи. Основой такой интеграции является единство принципов естественнонаучного, национально-регионального и нравственно-экологического образования, где основополагающими считаются в:
• естественнонаучном - фундаментальные закономерности сохранения, направленности процессов в природе и их периодичности;
• национально-региональном - этнокультуроведческая и этно-регионально-экологическая компетенции;
• нравственно-экологическом - экологический императив, экологическая ответственность и экологически действенная активная позиция.
В соответствии с целью и гипотезой были намечены следующие задачи исследования:
1. Изучить состояние формирования единых естественнонаучных и этно-региональных экологических знаний и экологической нравственности в теории и практике ЭО учащейся молодежи СПШ.
2. Разработать содержание естественнонаучных и этно-региональных компонентов ЭО, ориентирующее на формирование единых естественнонаучных и этно-региональных компонентов ЭКМ, на воспитание и самовоспитание экологической ответственности как важнейшего показателя экологической нравственности учащейся молодежи, формирование ее экологической культуры мышления и диалекти-ко-материалистического мировоззрения.
3. Апробировать экспериментально содержание единых естественнонаучных и этно-региональных компонентов экологических знаний и экологической нравственности учащейся молодежи СПШ, разработанного на основе авторской теоретической концепции.
4. На основе анализа результатов эксперимента определить основные этапы формирования экологической культуры личности как конечной цели ЭО.
5. Выявить основные затруднения в формировании экологических знаний и нравственности посредством естественнонаучных и этно-региональных компонентов ЭО, требующие дальнейшей научно-практической разработки.
Методологической основой исследования явились диалектико-материалистические положения о познаваемости окружающего мира, взаимосвязях и взаимообусловленности процессов и явлений природы, общества и мышления, а также философские мысли В.И.Вернадского, Н.Н.Моисеева и др. ученых о глубоком понимании развития природы и человеческого познания, о планетарном, системном видении эволюции биосферы, об угрозе для человеческой цивилизации масштабного антропогенного загрязнения природной среды, уменьшения биоразнообразия биосферы; концепции естественнонаучного образования (ЕНО) (С.П.Гаврилов, В.М.Зеличенко, М.Х.Хоконов), ЭО (И.Д.Зверева, А.Н.Захлебный, И.Т.Суравегина, Назаренко и др.), исследования философов, педагогов и психологов по проблемам ЭО; государственные, регионально-образовательные документы природоохранительного и эколого-образовательного содержания.
Для нашего исследования результативными оказались идеи философов, педагогов и психологов о способности человека к самопознанию, саморазвитию, самообразованию и самовоспитанию в деятельности и общении в социоприродной среде.
Ведущая идея исследования основана на понимании целостного развития личности и базируется на интегрированном подходе, который требует рассматривать проблему с позиции взаимосвязанного способа организации учебного процесса.
Существенным аспектом для данного исследования является концептуально-этнокультурологический, этно-регионально-экологический подходы к научному осмыслению проблемы.
Источниками исследования явились:
• труды отечественных и зарубежных ученых по методологическим вопросам педагогики природосообразности, экологии, ЭО;
• философская, психолого-педагогическая и учебно-методическая литература, относящаяся к исследуемой проблеме;
• данные анкетного опроса преподавателей и учащихся СПШ, тестирования, бесед и диалогов;
• результаты анализа учебных планов СПШ и состояния ЭО учащейся молодежи в образовательной практике Адыгеи, КБР и КЧР;
• многолетний личный опыт диссертанта в СПШ КБР;
• педагогический эксперимент.
Для решения поставленных задач использовались различные методы исследования. Из общенаучных методов - теоретический анализ педагогических фактов и явлений. Изучение и анализ философских, психолого-педагогических исследований по проблемам естественнонаучного ЭО, этнографической, этнопедагогической и исторической литературы по проблемам национально-регионального образования способствовало теоретическому осмыслению проблемы исследования, определению его концептуальной основы. В исследовании использован комплекс педагогических методов:
- изучение учебной документации, анализ учебных планов и действующих программ, учебников и пособий, используемых в общеобразовательной и средней профессиональной школах по естественнонаучному и ЭО;
- изучение и обобщение опыта школ и СПУЗ КБР по ЭО, наблюдение и анализ учебной познавательной деятельности.
Эмпирические методы составили: анкетирование учащихся и преподавателей, индивидуальные и групповые беседы, тестирования, конкретные срезы знаний, опытно-экспериментальная работа, математико-статистическая обработка полученных результатов. Периодически проводимое диагностическое изучение экспериментальных и контрольных учебных групп позволило выявить степень овладения учащейся молодежью экологическими знаниями и нравственностью, вносить необходимые коррективы в ходе экспериментальной работы.
Выявление уровня сформированности экологических знаний и экологической нравственности учащейся молодежи СПШ в практике обучения на начальном этапе эксперимента осуществлялось в процессе проведения констатирующего педагогического эксперимента.
Исследованием было охвачено 14 преподавателей и около 500 учащихся средних профессиональных учебных заведений КБР.
Основу экспериментальной работы, осуществляемой в СПУЗ, составил формирующий педагогический эксперимент, проведение которого позволило проверить и уточнить гипотезу исследования, апробацию и проверку эффективности внедрения в образовательную практику теоретической концепции формирования единых естественнонаучных и этно-региональных экологических знаний и нравственности учащейся молодежи конкретного региона России.
Исследование осуществлялось в три этапа.
Первый этап (1993-1995гг.) - информационно-поисковый, подготовительно-констатирующий. Он включал в себя изучение и анализ научной, педагогической и учебной литературы, анализ содержания естественнонаучного и ЭО в образовательной практике общеобразовательных школ и СПШ, выбор объекта и предмета исследования, разработку гипотезы и программы опытно-экспериментальной работы. Изучалось содержание учебных планов и программ, учебников и пособий по естественнонаучным и гуманитарным дисциплинам.
Проводилась серия констатирующих срезов с целью выявления уровня сформированное™ экологических знаний и нравственности учащейся молодежи СПШ на начальном этапе эксперимента. Осуществлялась разработка экспериментальных материалов естественнонаучного содержания и этно-регионального компонента экологических знаний и нравственности учащейся молодежи для реализации ЭО на занятиях по предметам "Концепции современного естествознания и основы экологии", "Экологические основы природопользования", "Основы экологии".
Второй этап (1995-1998гг.) - основной (формирующий). Он был направлен на проведение опытно-экспериментальной работы с использованием авторских экспериментальных учебно-информационных материалов, на определение дидактических условий и средств повышения эффективности формирования единых естественнонаучных и этно-региональных компонентов экологических знаний и нравственности как важнейшей основы современной ЕНКМ и ЭКМ.
Третий этап (1998-1999гг.) - заключительный. Он включал анализ, систематизацию и оформление послеэкспериментальных результатов исследования проблемы, разработку рекомендаций и оформление диссертационного исследования.
Научная новизна исследования состоит в следующем: : ;
• разработан новый подход в ЭО і путём) интеграции естественнонаучных мировоззренческих аспектов и этно-регионального компонента экологических знаний и нравственности учащейся молодежи СПШ конкретного региона;
• определены этапы формирования общей экологической культуры личности.
• разработано комплексное естественнонаучное и этно-региональное содержание экологических знаний и нравственности на основе интеграции знаний естественнонаучных дисциплин, определяющих фундаментальные закономерности природы (физики, химии, биологии и географии) и этнографических данных, этнопедагогики и народной экологии;
• обоснована необходимость и возможность формирования единых естественнонаучных и этно-региональных экологических знаний и нравственности в процессе ЭО, отражающих специфику конкретного социально-экономического региона и направленных на воспитание экологически грамотной, этнически зрелой личности;
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании необходимости комплексного, единого естественнонаучного и этно-регионального подхода в процессе ЭО, на основе знаний фундаментальных закономерностей природы, этно-региональной экологии и принципов природопользования, приводящих к одновременному формированию ЕНКМ и ЭКМ, как системы знаний специфических для интегрированных дисциплин по ЭО; раскрытии возможностей гуманитаризации и этно-регионализации ЭО; обеспечении ориентации содержания экологических знаний на развитие и саморазвитие целостности личности учащегося.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и издании содержания программы и учебно-информационного материала по естественнонаучному ЭО, формирующих общенаучные и этно-региональные экологические знания, необходимые для подготовки специалистов среднего профессионального звена; в разработке системы предложений и рекомендаций по совершенствованию педагогических функций ЭО; в использовании учебно-методических изданий "Концепции естествознания и основы экологии", "Основы концепции современного естественнонаучного образования", "Этно-региональный компонент экологического образования учащейся молодежи Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии" как результата исследования в ряде средних профессиональных школ Адыгеи, КБ и КЧ.
Достоверность результатов исследования была обеспечена методологической и теоретической обоснованностью исходных положений исследования; реализацией комплексной программы исследования; адекватностью использованных методов предмету и задачам исследования; результатами педагогического эксперимента, тщательным изучением экспериментальных данных и применением математическо-статистического анализа к осмыслению результатов; репрезентативностью экспериментальной выборки.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Основные идеи, результаты и выводы исследования докладывались и обсуждались: на учебно-методических советах педколледжа, коммунально-строительного техникума, политехнического техникума КБГУ и других СПУЗ Кабардино-Балкарии; на педагогических чтениях и заседаниях методического объединения естественнонаучных дисциплин при Совете директоров СПУЗ КБР (1995-1998гг.); на совещании учебно-методического совета при Министерстве образования и науки КБР (1995г.); на августовском совещании работников народного образования КБР (1996г.); на заседании кафедры психолого-педагогических дисциплин Адыгейского государственного уни верситета (1999г.). Теоретические разработки общенаучных и этно-региональных экологических знаний и нравственности, подкрепленные данными эксперимента, излагались и были опубликованы:
• на региональной научно-практической конференции "Инновационные образовательные технологии в общеобразовательной школе: опыт, перспективы, проблемы преемственности". Нальчик, 1997г.;
• на региональной научно-теоретической конференции "Сравнительная педагогика и проблемы образования в современном мире". Карачаевск, 1997, 1998гг.;
• на Международном Конгрессе "Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру". Пятигорск, 1998г.;
• на республиканской научной конференции "Проблемы развития государственных языков КБР". Нальчик, 1998г.;
• на региональной научно-методической конференции по проблеме совершенствования методики преподавания биолого-экологических дисциплин в секции "Экологическое образование и воспитание учащейся молодежи". Нальчик, 1998г.
Внедрение результатов исследовательско-экспериментальной работы проводилось:
а) чтением публичных лекций для учащихся и преподавателей СПУЗ КБР, проведением бесед с преподавателями Адыгеи, КБ и КЧ по предметам "Концепции современного естествознания", "Основы экологии", "Экологические основы природопользования"; инструктивными совещаниями в методических кабинетах СПУЗ г.Нальчика КБР, г.Майкопа республики Адыгея и г.Черкесска КЧР;
б) опытной работой в ряде средних профессиональных учебных заведений Адыгеи, КБ и КЧ с использованием учебно-информационного материала авторской разработки;
в) разработкой и изданием программы и содержания экологического курса в виде учебных пособий "Основы концепции современного естественнонаучного образования", "Концепции естествознания и основы экологии", "Этно-региональный компонент экологического образования учащейся молодежи Адыгеи, Кабардино- Балкарии и Карачаево-Черкесии" для использования в учебных заведениях РА, КБР и КЧР;
г) публикацией части материалов диссертации;
д) участием на научно-практических конференциях Кабардино-Балкарского института повышения квалификации учителей, КБГУ, КЧГПУ, Пятигорского государственного лингвистического университета по проблемам ЭО;
е) непосредственным участием автора в педагогическом эксперименте.
Материалы исследования внедрены в практику организации обучения учащейся молодежи Адыгеи, КБР и КЧ.
Исследование выполнено на кафедре психолого-педагогических дисциплин Адыгейского государственного университета и является частью проблематики, разрабатываемой кафедрой.
Личный вклад соискателя в проведенное исследование состоит: в теоретическом обосновании и апробации концептуальных основ современного естественнонаучного и национально-регионального аспектов экологического образования и воспитания учащихся средней профессиональной школы; в осуществлении опытно-экспериментальной работы на основе многолетней педагогической деятельности в образовательных учреждениях, в том числе в СПШ; во внедрении авторских программ и экспериментальных пособий, способствующих повышению эффективности экологического образования и воспитания учащихся.
На защиту выносятся:
1. Концепция необходимости формирования экологических знаний и нравственности путем интеграции естественнонаучных и этно-региональных компонентов, отражающих обобщенные естественнонаучные знания, социально-экономическую и экологическую ситуацию конкретного региона России и соответствующая педагогическая технология управления процессом формирования единых естественнонаучных и этно-региональных аспектов ЭКМ;
2. Положения, раскрывающие основы организационно-педагогического обеспечения формирования экологических знаний и экологической нравственности учащейся молодежи: - естественнонаучное содержание экологических знаний - это система обобщенных идей, теорий, знаний о природе и сфере действия ее фундаментальных закономерностей (сохранения, направленности процессов в природе и их периодичности);
- национально-региональный компонент экологических знаний - это система знаний о природе родного края, ее флоры и фауны, об экологической ситуации и этно-региональной специфике, определяющих социально-экономическое положение региона, о народной экологии, этно-эколого-педагогических и хозяйственно-экологических традициях народа;
- рациональность содержания, методов (способов) формирования экологических знаний и нравственности определяется интегрированностью естественнонаучных основ и этно-региональных компонентов экологических, природоохранных знаний и навыков, построением усвоения учебного материала путем осуществления принципов гуманизации, национализации, регионализации, гуманитаризации и экологического императива, проявляющихся в экологической воле, в ответственном и бережном отношении к природе, использовании в природопользовании знаний о природе и навыков народной экологии, традиций хозяйственно-экологической целесообразности накопленных веками населением региона; - эффективность формирования экологических знаний и нравственности обуславливается сочетанием процессов пробуждения эколого-эстетического восприятия и экологического чувствования природы, ее явлений, фенологических закономерностей на основе этно-гуманитарных, природоохранных и этно-эколого-педагогических традиций народа с экологической гражданственностью, проявляющейся в активной экологической позиции, интеллектуальной практической деятельности, экологическом самообразовании и самовоспитании.
Структура и основное содержание диссертации.
Теоретические разработки естественнонаучного содержания и этно-регионального компонента экологических знаний и нравственности, полученные научные результаты исследования систематизированы в диссертации, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.
Ретроспективный анализ философской, психолого-педагогической литературы и образовательной практики в целях определения современного состояния проблемы
Нарастание усложнения связей и отношений в обществе и общества с природой за последние годы все яснее показывает вероятностный характер социально-экологических перспектив исторического процесса. Острее осознается то, что человек, его интеллектуальный, мировоззренческий, профессиональный и нравственно-экологический потенциал становится основным источником устойчивого развития общества.
Конец XX столетия не оправдал надежды народных масс на лучшее устройство жизни, где главный принцип - мир, согласие, достаток, социальная справедливость. Роль образования в такой ситуации изменяется коренным образом. Все изменения, наблюдаемые в сфере образования, так или иначе находятся в тесных связях с общими процессами культурно-исторического развития, требуя философско-педагогического осмысления образования, тенденций и перспектив его развития в контексте рассматриваемой проблемы.
Образование, как один из важнейших объектов философско-педагогического анализа и раздумий, проявляется в античной культуре. Главным объектом изучения при этом являлась природа и ее единство с человеком, с Космосом. Всеобщая связь явлений природы воспринималась древним миром в результате непосредственного созерцания. В древнекитайской философии человек и мир рассматриваются как целая, неразделимая единая система (Мэн-цзы, Моцзы, Конфуций) (90, 35-37; 160,189, 257-259). В их учениях содержались идеи о преобразующей роли знаний и деятельности человека, о значении воспитания.
Восточная философско-педагогическая традиция получила органическое продолжение в Древней Греции. Идея всеединства как категория глубоко разрабатывается Платоном и Аристотелем, которые признают существование глубоких связей между всеми существами мира (49, 23-24; 90, 75-90; 141, 53-62; 160, 27-28). Для древнегреческих учёных нравственная концепция природы имела парадигмальное значение. Человек понимался и как часть природы, и как особенное существо этой природы. Раннее средневековье Ближнего и Среднего Востока внесло значительный вклад не только в философское осмысление взаимоотношений человека и природы, но и в практическое- использование взаимосвязи наук в деле воспитания и образования. Выдающимися прогрессивными мыслителями народов Среднего и Ближнего Востока эпохи феодализма были Аль Фараби, Аль Бируни и Ибн Сина (Авиценна) (75, 244-246; 90, 124-126). Главным в учениях о человеке и его воспитании у мыслителей эпохи феодализма являются стремление проникнуть в основные свойства человеческой природы и единства этих свойств с познанием окружающего мира. В средние века наблюдается тенденция к подавлению реальных потребностей человека, к возведению до ранга абсолютного - государство и религию. Средневековая инквизиция становится серьезным препятствием в развитии науки и образования Европейских государств. Но с наступлением эпохи Возрождения (XV-XVII вв.) ситуация изменилась коренным образом. Новая эпоха рождает новые философско-образовательные идеи, новые педагогические концепции и образовательные системы, консолидирующие научные объединения и образовательные учреждения. Создаются творческие лаборатории, естественнонаучные Академии и обсерватории многих государств: Англии, Германии, Голландии, Франции, России (46; 90; 141; 156; 161, 135-150).
Если в центре внимания античности была природно-космическая жизнь, а в средние века - механицизм, бог и природа человека, то в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек, что порождает антропоцентрическое мышление. "Разносторонность - вот идеал возрожденческого человека" (161, 137).
В конце XVI и начале XVII века формируется в среде философов и естествоиспытателей новое материалистическое мировоззрение. Вопрос ставится о преобразовании метода познания. Девиз материалистов-философов и естествоиспытателей Нового времени - "не наука для науки", а увеличение власти человека над природой, изучение природы через эксперимент. Бэкон в Англии, Декарт во Франции, Спиноза в Голландии сходятся в этом новом понимании целей и задач знания. (49, 26-28; 75, 349-374, 393-400; 90, 188-215; 141, 100-114; 161, 147-159). Семнадцатый век открывает следующий период в развитии философско-педагогической мысли, который принято называть "Новым временем". Важнейшим фактором изменения общественного сознания оказывается наука и прежде всего экспериментально-математическое естествознание, которое в XVII веке переживает период становления, потому-то XVII век и называют эпохой научной революции. Развитие науки нового времени вызвало к жизни новую ориентацию философско-педагогической мысли. Если в эпоху Возрождения она выступала в союзе с искусством и гуманитарным знанием, то в новом времени опирается на науку, на достижения естествознания.
Основы концепции современного естественнонаучного образования
Аксиология естественнонаучного образования.
В истории развития отечественного образования и педагогической науки прослеживается формирование двух тенденций отношения к образованию. Первая утверждает прикладное значение образования, вторая заключается в акцентировании внимания на самоценность образования, вытекающая из естественного стремления человека к постижению окружающего мира и самопознанию. Эволюция нашего мира и диалектический подход к познанию изменяющегося мира постоянно ставила новые задачи перед образованием. В Новое время ценность образования виделась и в практической пользе, и одновременно в его благотворном влиянии на человека. Ярким примером проявления "общих тенденций развития аксиологии образования в России XIX века стали концепции формального и материального образования" (52, 91). Формальное образование ориентировано на развитие способностей учащихся. Сторонники материального образования придерживались прагматической точки зрения, которая во второй половине XIX в. подкреплялась значительными достижениями естествознания прикладного технического значения. Но классическая педагогика России считала, что прикладное значение гуманитарных дисциплин не менее важно, чем естествознание, и это касалось самой необходимой нравственно-духовной стороны в жизни общества. Классическая педагогика России утверждала, что активная деятельность мысли, сознания и чувств человека, стимулируемой образованием, является источником общественных богатств. "Человек сам, и ничто другое, есть источник своего богатства. Развейте ум человека, обогатите его познаниями окружающего мира, и он превратит и болота, и пески, и безлюдные горы в источники богатства" (158), - писал К.Д.Ушинский.
Развитие промышленности и других отраслей народного хозяйства, наблюдавшееся на рубеже XIX-XX в.в., внесло свой вклад в аксиологию не только общего образования, но и профессионального, и тесно связанного с ним, естественнонаучного образования (ЕНО). Потребовались глубокие и прочные, в то же время интегрированные, естественнонаучные знания из области физики и химии, биологии и географии. В дальнейшем научно-технический прогресс XX века потребовал от работника технической отрасли знания математики, астрономии, техники и т.д. Естественнонаучные знания стали необходимой основой формирования экологического сознания. ЕНО является сегодня важнейшим направлением деятельности общеобразовательной и профессиональной школы.
В чем же состоит государственная и общественная ценность ЕНО? Аксиология ЕНО в эпоху индустриализации и в послевоенный период заключалась в том, что на основе физико-математического, химического и биологического образования решались задачи военно-промышленного комплекса, обороноспособности страны, развития космонавтики и машиностроения, защиты сельскохозяйственных культур от вредителей и болезней и т.д.
Важнейшим фактором, обусловившим государственную, общественную и личностную ценность ЕНО, является научно-техническая революция, в основе которой находятся достижения естествознания. В промышленно развитых странах особое значение приобрели наукоемкие производства, такие, как атомная энергетика, электроника, космическая техника, играющая важную роль в определении экологической ситуации континентов нашей планеты и др. Указанные направления требуют высокой подготовки в. области естествознания от всех участников наукоемкого производства, поэтому государство поддерживает идеологию фундаментальной естественнонаучной подготовки специалистов для достижения научно-технического прогресса в различных сферах производства, а также для разработки безотходных и малоотходных технологий, развития естественных наук и т.д.
Необходимо отметить, что в связи с изменением представлений о ценностях за последние годы меняется отношение молодежи к образованию в целом и, в частности, к естественнонаучному. Падает престиж ЕНО. А ведь ЕНО лежит в основе дальнейшего развития НТП и непрерывного ЭО как приоритетного направления в образовательной практике современности. Именно поэтому проблемы аксиологии ЕНО стали необычайно актуальными. Тем более, что ЕНО обладает необходимыми возможностями для формирования экологического научного мышления и мировоззрения учащейся молодежи, необходимо человеку любой профессии и любой специальности. Несомненно, гуманитаризация ЕНО, показ деятельности человека и ее результатов, установление связи явлений социоприродной среды на основе интегрирования естественнонаучных и гуманитарных знаний, гуманизация образовательного процесса будут оказывать действенное влияние на развитие положительных тенденций отношения учащейся молодежи к ЕНО.
Глобализация и интеграция естественнонаучных знаний в новой образовательной системе.
Перед российским образованием стоит сегодня задача формирования гражданина России и гражданина мира в равной мере. Это значит, что гражданин России должен чувствовать ответственность и перед страной и перед всем мировым сообществом. Человек должен быть научен мыслить глобально и действовать локально.
Академик РАО Н.Н.Нечаев отмечает, что современная "теория непрерывного образования заставляет переосмыслить многие факты, принципы, закономерности, получившие в психологической и педагогической науках значение аксиом" (126, 2). Так, принцип глобального мышления становится новой методологической основой для решения многих проблем, возникающих в процессе обучения и воспитания в новых изменившихся условиях современной жизни. Концепция глобального образования (105) на современном этапе развития образовательной системы приобретает особую актуальность. Идея личной ответственности каждого человека за негативные последствия взаимодействия в природном и социальном мире становится необходимой составной частью глобального мышления.
Мы стремимся развить в сознании учащейся молодежи такие принципы, как: Земля - наш общий дом; Я - рожден своим народом и должен заботиться о его процветании; Все народы Земли - общечеловеческая семья; Я - личность, способная активно участвовать в решении локальных, региональных и мировых проблем и т.д.
Тенденции гуманизации и гуманитаризации становятся основными педагогическими принципами глобального образования. При этом цель гуманитаризации - широкое и всестороннее развитие культуры личности, формирование у учащейся молодежи современной, научно обоснованной картины мира, формирование нравственного отношения к окружающему миру. В новой концепции системы образования, считается, что образование полезно, если оно является личностно- ориентированным и помогает пониманию человеком своего места в мире.
Одним из конструктивных элементов содержания концепции глобального образования в России является естественнонаучное направление, которое служит той же цели, что и вся педагогическая деятельность глобальной школы: воспитанию у молодежи культуры общения в социоприродной среде, понимания других людей и происходящих в мире событий, деятельности, направленной на гуманизацию жизни (105,5). В концепции особо отмечается необходимость изучения исторического развития естественных наук.
Выявление уровня сформированности экологических знаний и нравственности учащихся СПШ на начальном этапе эксперимента. (Методика и результат)
Многие народные обряды, обычаи и традиции адыгов, балкарцев, карачаевцев и других народов Северного Кавказа, связанные с земледелием, бытовали с глубокой древности. Они формировали своеобразное агроэкосознание народов, которое в некоторой степени положительно сказывалось на их единение, на организацию противостояния трудностям жизни, вселяло в сердца людей веру в успех после этих обрядов, что вероятно и приносило ожидаемое.
В XVI - первой половине XVII в. кабардинцы и балкарцы считались христианами. Ислам же стал проникать к ним даже с XIV в. и позже активно распространялся крымскими татарами. К началу XVIII в. ислам получил широкое распространение. Ни христианство, ни ислам не уничтожили веру адыгов, балкарцев и карачаевцев в многобожье. До XVIII в. они продолжали исполнять многие языческие обряды и почитать различные божества, покровителей крупного рогатого скота, овец, речных вод, железа, оружия и кузнечного мастерства (110, 251-252).
Многочисленные обряды идолопоклонения устраивали с жертвоприношениями у священных рощ и деревьев. Инстинкт самосохранения выражался в формировании своеобразного экосознания, которое проявлялось в почитании многих объектов природы, явлений, растений и животных, символизирующих силу и волю природы (77, 207-212; ПО, 36-39; 118, 225). По представлению адыгов, балкарцев и карачаевцев, священные рощи и деревья обладали магическими свойствами, щепка и кора этих деревьев излечивали от различных болезней. Наибольшим почитанием пользовались из древесных пород дуб, липа, ясень, боярышник, шелковица, яблони, груши. О культе таких деревьев у кавказских народов, как дуб, орех, бук сообщали древнегреческие и византийские авторы, писали европейские путешественники, пытались объяснить эти факты русские ученые второй половины XIX - начала XX в. (117, 63).
Считалось, что боярышник обладал магической силой, способной прогонять нечистую силу, предохранять людей и животных от порчи и наговоров. Кусты боярышника широко использовали для изготовления бытовых предметов: посохи, стойки детской люльки, ограду усадьбы и т.д.
Природоохранная деятельность, природоохранное сознание проявлялись у адыгов давно и с учетом определенных принципов. В процессе собирательства в лесу выполнялся неукоснительный принцип сбора всего лишь части плодов и ягод, другая часть оставлялась для обитателей леса. Выполнялся принцип восстановления лесного массива: сколько срублено, столько же надо было посадить деревьев. Определенными природоохранными принципами ограничивалась и охота. Запрещалась охота весной и летом, т.к. в это время животные размножались. Отстрелу подлежали в основном самцы, запрещался отстрел молодняка животных в лесу. Это связано было с пониманием необходимости воспроизводства животного мира дикой природы. Некоторые виды животных (например, олень с ветвистыми рогами, лань, медведь) обожествлялись и запрещалось их убивать. Особое предпочтение имел в этом медведь. Недаром в легендах, сказках адыгов много теплых слов адресуется этому зверю (142, 196-197).
Хозяйственно-экологическая целесообразность и экологическая безопасность предусматривались у многих народов Северного Кавказа во всем, даже в магии, связанной со скотоводством (110, 36-39, 261).
Верования северокавказских народов, связанные со скотоводством, были отмечены многими исследователями. Сохранение их в народном быту зависело от степени проникновения мусульманской религии. Наибольшее количество земледельческих и скотоводческих культов и обрядов сохранилось у адыгов, балкарцев, карачаевцев, осетин, отчасти ингушей.
Таким образом, обычаи, традиции, верования, поверья северокавказских народов по-своему формировали отношение человека к природе, ее явлениям, пробуждали в нем экологическое сознание, которое проявлялось в почитании живой природы, в экологической целесообразности различных обрядов, действий и поведения, экологической воле и обеспечении экологической безопасности живой природы, скота, сельскохозяйственных угодий и личного хозяйства.
Примеры обрядов, ритуалов, поверий и т.д. позволяют сделать следующие выводы:
1. На начальном этапе социогенеза предков народов Северного Кавказа люди чувствовали себя частью природы, постоянно ощущали свою зависимость от природы и ее явлений, стихии. Выживание в условиях господствующих природных явлений, оказывалось главной задачей далеких предков. Взаимодействие с природой, таким образом, развивало элементы архаического, прагматического экологического сознания. Человек психологически был полностью включен в мир природы. Он все время думал о том, что даст, что преподнесет ему природа.
2. На следующем этапе развития архаического сознания он думает о том, какими ритуалами и.обрядами задобрить сверхъестественные силы, "духи" богов, которые управляют, якобы, природно-климатическими, погодными условиями. В мире богов люди покланяются им, просят о помощи и т.д. Например, "адыги поклонялись многочисленным божествам и в их честь совершали в священных местах различные обряды" (74, 67).
3. Дальнейшее развитие архаического сознания приводит наших предков к формированию сознания "собственного Я", к первому шагу в направлении отчуждения человека от природы, что связано было и с переходом к оседлому образу жизни.
4. Следующим этапом отдаления и отчуждения человека от природы, является формирование сознания равенства природы и человека перед богами (нартский эпос), что сродни античному экологическому сознанию, сформированному европейской культурой. Здесь боги обладают человеческими свойствами и даже человеческим обликом (например, бог огня и покровитель кузнецов Тлепш). Они создают для людей различные предметы культуры, управляют огнем, железом, водой и т.д.
5. Следующий этап в развитии экологического сознания связан с появлением монополистических религий (признающих существование только одного бога) христианства (XVI -XVIIBB.) и ислама, утвердившегося к XVIII в. среди адыгов и балка-ро-карачаевцев. Христианство формировало объективное восприятие природы. Оно перевело взаимодействие человека с природой в абсолютный прагматизм. В XVII -XVIII вв. у многих народов, в том числе и адыгов, одновременно проявлялись элементы архаического, античного и средневекового прагматического экологического сознания, что подтверждается рассмотренными примерами. Прагматический, антропоцентрический тип экологического сознания, развиваемый давно в человеческом обществе, привел к глобальным проблемам. Теперь задача и науки, и религии должна состоять в превращении антропоцентрического (потребительского отношения к природе) экологического сознания в экоцентрическое экологическое сознание, признающее ноосферные процессы основой дальнейшего развития человеческой цивилизации.
В этно-региональный компонент экологического образования учащейся молодежи СПШ мы включили вопрос: "Некоторые рекреационные ресурсы Северо-Кавказского региона \ где рассматривается оздоровительная и хозяйственно-экологическая роль природно-климатических условий Северного Кавказа, в частности, территорий природных и культурных ландшафтов Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Ставропольского края.
Знание учащейся молодежью своего края, экологической роли природно-климатических достояний края в культурной и хозяйственно-экономической жизни, оздоровлении и укреплении духовного и физического состояния человека, является важным направлением этно-экологического образования молодежи, способствующим в становлении этно-экологически и профессионально зрелой личности.
Во втором разделе "Историко-этнографические аспекты хозяйственно-экологической деятельности адыгов и балкаро-карачаевцев" рассматривается вопрос "Хозяйственно-экологическая целесообразность поселений адыгов и балкаро-карачаевцев". Здесь раскрывается«экологическое содержание каменного и глинобитного домостроительства наших далеких предков, выбора местности для поселения, для земледелия, выпаса скота, обеспечения безопасности жилья, построек, домашнего скота и др. Раскрытие данного вопроса подводит к пониманию того, что вся жизнедеятельность адыгов (черкесов), балкарцев и карачаевцев была основана на обеспечении экологической целесообразности и безопасности, а также рационального природопользования как проявления важнейших принципов народной экологии.
Содержанием вопроса "Этнокультурные и экологические аспекты земледелия народов Северного Кавказа в середине XIX века" является то, что создание агроэко-систем в горных районах Северного Кавказа и особенно на территориях Карачая и Балкарии в середине XIX века было сопряжено с большими трудностями, связанными со своеобразными ландшафтами, неровным рельефом местности. Здесь же рассматривается и то, что труд горцев был объединенный и потому способствовал развитию чувства необходимости взаимопомощи, приучал преодолевать трудности жизни. Земледелие в горах способствовало развитию сознания необходимости рационального использования земель, разработке агротехнической системы возделывания культурных растений, что и позволяло создавать целые сети ирригационных оросительных сооружений, каналов для орошения посевов и сенокосов. Молодежь в солидарном труде со взрослыми осваивала технологию горного земледелия.
В вопросе "Хозяйственно-экологическая целесообразность в развитии скотоводства на Северном Кавказе" особое внимание обращается на традиционные способы ведения скотоводства, которые перенимались из поколения в поколение, переходили от одного народа к другому. И наблюдалось это особенно у народов, связанных одной географической, этно-экологической общностью. Освоение горных пастбищ, разработка технологии горного скотоводства, развитие отгонного скотоводства, возникновение традиционных скотопрогонных маршрутов, хозяйственно-экологическая целесообразность в распределении горных природных кормовых ресурсов, хозяйственно-экологические зоны пастбищ Центрального и Восточного Кавказа и др. моменты хозяйственно-экологической жизни и народной экологии адыгов (черкесов), балкарцев и карачаевцев рассматриваются кратко, сжато в данном вопросе.