Введение к работе
«Образование является фундаментальным средством, условием существования общества, его развития, - утверждает Ю. А. Урманцев. - Оно -фундаментальная форма постижения бытия». «Образование - способ ориентации общества на качественные людские ресурсы, передовые технологии в экономике, и, в конечном счёте, на положение и роль государства в мире» (Н. В. Маслова)
Выступая в качестве условия, формы и способа прогресса людских ресурсов. государства, общества в целом, образование определяет вектор восхождения на новую ступень развития цивилизации.
В истории человечества ценности образования всегда были тесно связаны с особенностями развития общества и отвечали социальному заказу.
Сегодня налицо несоответствие существующих образовательных систем и принципов их функционирования потребностям, которые генерируются новациями современного общества.
Технокрактическая парадигма образования, утвердившаяся в начале двадцатого столетия, провозгласила приоритет естественнонаучного знания, жёсткую узконаправленную специализацию подготовки работников, не отвечающих за последствия своей профессиональной деятельности. Технократическая система образования себя изжила. Современное общество характеризуют как общество знаний. Однако, его не устраивает специалист узкого профиля, вооружённый соответствующей совокупностью знаний, а профессионально компетентная личность, способная к быстрой адаптации и условиям меняющегося мира. Но это ещё не всё. Кризисное состояние общества напрямую связывают с кризисным состоянием в образовании. В чём же причина кризисных явлений и в обществе, и в образовании? С точки зрения Н. В. Масловой, корни цивилюационного кризиса образования «уходят вглубь истории человечества и связаны с феноменом развития сознания человека. Исторически сложившийся тип левополушарного, т.е. дискурсивно-логического мышления, возобладал в человеческом обществе, начиная с конца
V в. до н. э. и преобладает до настоящего времени.» Именно этот левополушарный тип мышления спровоцировал глобальные проблемы, с которыми столкнулось человечество на изломе столетий: экономические, ресурсные, демофафические, социальные, финансовые. Каждая из этих проблем несёт в себе одну и ту же причину - нравственное состояние общества, которое сегодня можно назвать этической катастрофой уже потому, что для многих приоритетными ценностями стали: материальное благополучие, вещизм, торжество тела над духовностью, удовлетворение низменных потребностей, обесценивание нравственности и самой жизни. К этому можно добавить «внутреннее неустройство» людей, их равнодушное отношение друг к другу, к судьбе планеты. Недостаток любви порождает множество семейных и производственных конфликтов, провоцирует великое смятение в государствах. «Духовный пожар, не осталось ничего не повреждённого», - пишет с болью старец Паисий Афонский.
Именно нравственное состояние общества является и причиной, и следствием кризиса образования, в парадигме которого недостаёт определяющей его ценность составляющей - духовности.
Провозглашаемая в современном философско-педагогическом дискурсе новая образовательная парадигма (она названа личностной) должна была существенно изменить ценностные ориентиры педагогической практики, в которой принципы гумманизации и гумманитаризации объявляются ведущими. Их реализация предполагает уважение к участникам учебного процесса, развитие их потенциальных творческих способностей, воспитание ответственного отношения к себе, к другим людям, к планете Земля, ко Вселенной и многое другое. Однако провозглашение этих принципов мало что изменило в практической деятельности педагогов. Ещё в первой половине 20-го века Мария Монтессори, наблюдая, исследуя взаимодействия взрослого и ребёнка, с болью писала о подчинении детской активности и инициативы воле взрослого. «Почти вся так называемая воспитательная работа пропитана идеей о прямой, а, следовательно, насильственной адаптации ребёнка к миру взрослого». Такое отношение к ребёнку, по её мнению, глубоко укоренилось даже в семьях, где детей горячо любят... А согласие «между семьёй и школой сводится к союзу сильных против слабых». С точки зрения М. Монтессори, «ни одна социальная проблема не является столь универсальной, как угнетение ребёнка. Ребёнок является воспроизведением взрослого, который владеет им так, как если бы он был частью собственности. Раб никогда не был такой собственностью своего хозяина, как ребёнок - родителей», - писала она в своей книге «Разум ребёнка». Сегодня, как и много десятилетий назад, звучат всё те же предостережения. Так X. Арендт пишет, что детей нельзя воспринимать, как рабское сообщество, которое требует освобождения. Мир детства имеет свои законы, постичь их и учитывать в практической деятельности - задача педагога.
Образование - это сложнейшая система, в которой взаимодействуют (или не взаимодействуют) входящие в эту систему множество элементов (Ю.А. Урманцев называет 16). Главные из них - это педагог и учащийся, культурное наследие человечества (знания - открытия в разных областях науки, истории человеческих цивилизаций, искусства и др.). Эта система живая, пульсирующая, бесконечно обновляющаяся, ибо все её элементы находятся в постоянном прогрессирующем (регрессирующем) развитии. И если государство (его образовательные институты) для подготовки специалиста, затребованного обществом, создаёт учебные планы, программы, учебники, т.е. обеспечивает стабильность содержания образования, то взаимодействие элементов «педагог-учащийся» является бесконечно меняющимся. Движение (прогрессирующее, регрессирующее) здесь в основном зависит от личности самого педагога, его отношения к себе, ответственности за влияние его (нравственное, духовное) на ученика. Это обязывает самого педагога стать образованнейшим и воспитанным человеком.
Кризис образования сегодня необходимо рассматривать как кризис нравственной основы (провозглашение гуманистических принципов и игнорирование их в практической деятельности, бездуховность участников образовательного процесса, безответственность в принятии решений, игнорирование личности в учебном процессе).
«Миру необходимо новое образование, которое сделает вас более осознающим, а не более эрудированным, которое сделает вас более любящим, а не более логичным» (Раджинеш Ошо). В достижении главной цели образования - развития творческой гармонической личности, осознающей свою роль во вселенских процессах, - сегодня недостаточно опираться только на умение педагога организовывать учебный процесс, наполнить его содержанием, соответствующим современному уровню развития науки, сегодня педагогу необходимо знать физиологические ресурсы человека. Это значит, что без знания ассиметрии больших полушарий мозга, особенностей нервной системы и других параметров жизнедеятельности физического тела человека невозможно достичь желаемого результата.
Сам процесс обучения должен не только аппелировать к человеку, его разуму, но и корректировать процессы восприятия информации, её усвоения, закрепления и воспроизведения на основе принципа природосообразности.
У такой природосообразной педагогики своя основа, ценности, структура и функции.
Нельзя не согласиться с положениями, высказанными КХА.Урманцевым о том, что «образование - это система, у которой есть не только «выход» в виде людей, учеников, знающих и умеющих, но и «вход» в виде людей, учителей, «репрезентов» всех систем общества, создающих этих самых знатоков и умельцев для ігужд Социума».
Выполнить эту роль сможет педагог, разрешив вышеизложенные проблемы. Проблемы Пути их преодоления
Логично-дискурсивный тип мышления, возобладавший в обществе и ориентирующий всю систему образования на формирование именно этого типа мышления. Становление целостного мышления всех участников образовательного процесса.
Жестко закрепленная зависимость ребёнка от взрослого. Рабство ребёнка как социальная проблема. Становление сознания педагога, в основе которого -отношение к себе и к другому как высшей ценности.
Отсутствие духовной составляющей в целях, содержании образования. Развитие духовного сознания всех участников образовательного процесса.
В данном исследовании становление целостного мышления педагога рассматривается как необходимое и достаточное условие раскрытия нравственного потенциала личности, развития её духовного сознания. Именно педагог - носитель высокой нравственности, создаёт предпосылки качественных изменений в образовании.
Духовность сегодня становится актуальной проблемой и выходит на 1-й план в образовании. От её решения зависит нравственное состояние общества сегодня и завтра. От её решения зависит выбор человечеством природосообразного пути развития, основными принципами которого будут выступать:
• осознание человеком себя Микрокосмом Вселенной, ответственность, как проявление великой силы Духа в любой сфере деятельности,
• осознание единства человека со всем Сущим
• сохранение природы, сотрудничество с миром природы на основе Добра, Любви, Защиты всего живого. Духовность как главная составляющая профессиональной деятельности педагога развивается при условии гармонизации деятельности больших полушарий мозга. Мотивация «целостного, гармонического, экологически здорового типа мышления, основанного на совокупном владении логическим и образным мышлением, даст человеку целостную картину мира, будет содействовать принятию решений в любой сфере жизнедеятельности, не наносящих вреда отдельным людям, обществу, природе, Вселенной (Н.В. Маслова).
Возникшей в 20-е годы XX столетия идее ноосферы (В.И. Вернадский, П. Терьяр де Шарден, Леруа, К. Циолковский) суждено было вырасти в новую парадигму ноосферного образования XXI столетия. Её творцы -наши современники - Н. Моисеев, Б. Астафьев, Н. Маслова, (И. Шванё ва -ноосферная психология) и др. В основе ноосферного образования - идея целостного гармонического типа мышления и духовность, как основная связующая все элементы системы в стройную композицию. Духовность педагога в данном исследовании рассматривается в контексте Всеобщих Законов Мира, общих законов человеческого общества, общих законов познания / постижения.
Вопросы единства духовности и сознания, целостности мышления и духовности рассматриваются впервые.
Цели и задачи исследования:
Цель: на этапе ноосферного перехода становление целостного (гармонического) мышления педагога как основы духовности его сознаниия является необходимым и достаточным условием качественных изменений в образовании.
Задачи: 1. изучить направленность личности педагога на развитие установок
ценностных ориентации, интересов; 2. с учётом полученных результатов разработать программу развития целостного мышления педагога на основе Теории генетического единства Мира, Периодической системы общих законов человеческого общества, Периодической системы законов познания / постижения;
3. апробировать содержание программы в системной работе с педагогами школ, студентами педагогического университета;
4. проанализировать направленность личности педагога на развитие (изменение установок, ценностных ориентации, интересов);
5. на основе Общего Закона Творения, Законов Духа разработать и представить уровни развития духовности сознания педагога в соответствии с уровнями развития личности;
6. разработать сущностные характеристики каждого из уровней сознания на основе чётко заданных критериев.
Цели и задачи исследования определили объект и предмет исследования. Предмет исследования - педагог, его отношение к себе, другим, к профессиональной деятельности.
Объект исследования -духовность сознания педагога.
Научная новизна
Процесс развития целостного (гармоничного) мышления рассматривается одновременно как процесс становления духовности человека.
В диссертационном исследовании представлена трактовка сознания
принятая в психологии, философии, нейрофизиологии, психиатрии, в современных исследованиях как энергополевая структура организма, как творящая информация.
Постулируется новое понятие «духовность сознания» человека. Представлены иерархические уровни сознания, соответствующие уровням развития личности и выстроенные в соответствии с Общим Законом Творения, Периодических систем общих законов человеческого общества, Законов познания / постижения, Законов Духа. Установлена зависимость: целостность мышления определяет духовную зрелость человека.
Практическое значение и апробация исследования
Апробация диссертационного исследования проводилась на базе Кочетокской средней общеобразовательной школы Чугуевского района Харьковской области (Программа «Психолого-педагогические условия формирования гармонического (целостного) мышления учителей, учеников в процессе обучения как основа их духовного развития»), Харьковской гимназии №46 имени М.В. Ломоносова («Программа подготовки учителей к реализации идей ноосферного образования»), в работе со студентами факультетов дошкольного воспитания и начальных классов ХНПУ имени Г.С. Сковороды (спецкурс «Педагогические теории и системы. Ноосферное образование, конгруэнтное Всеобщим законам Мира, Общим Законам человеческого общества, общим законам познания / постижения, Законам Духа).
Апробация диссертационного исследования проводилась на многих Международных, Всеукраинских и областных научно-практических конференциях. В том числе: м. Киев, 1998р. «Управління національною освітою в умовах становлення і розвитку української державності»; м. Харків, 1999р. «Нові шляхи управління розвитком школи в сучасних умовах»; м. Харків, 2000р. «Гуманізація управління педагогічним колективом, як умова підвищення ефективності його работа»; м. Полтава, 2001р. «Освітній менеджмент: Перспективи розвитку та інновації»; г. Бєлгород, 2003г. «Развитие личности в дошкольном и школьном образовании: опыт, проблемы, перспективы»; г. Харьков, 2004г. «Школа XXI века - школа самореализации личности»; г. Харьков, 2005г. «Формирование гуманистических ценностей образования в современном обществе»; м. Харків, 2005р. «Освіта і доля нації»; г. Севастополь 2007г. «Ноосферное образование - фундамент устойчивого развития общества»; г. Харьков 2007г. «Ноосферное образование в вузах Украины»; г. Москва, 2008г. «Ноосферное образование в вузах». Автор исследования в течении многих лет работала в Харьковском научно-методическом институте непрерывного образование заведующей кафедрами общей педагогики, педагогической психологии, кафедрой управления. Основные положения исследования (направленность личности на развитие, готовность к принятию новых идей, к изменению себя, духовность педагога, развитие целостного мышления, влияние личности педагога на становление личности ребёнка в процессе обучения) постоянно представлялись на областных курсах повышения квалификации, областных и районных семинарах руководителям школ (директорам, зам. директоров по учебно-воспитательной, научной и воспитательной работе, заведующим дошкольных учреждений, учителям и воспитателям), при проведении дискуссий, круглых столов с участием ведущих педагогов, психологов, юристов, экономистов, философов (Харьков, 2005 «Ціннісні парадигми освіти»).
Материалы исследования нашли отражение в 18 научных статьях автора, опубликоваых в различных изданиях, в том числе ВАК Украины.
Положения, выносимые на защиту
1. Становление целостного мышления педагога (человека вообще) способствует становленню духовности сознания
2. Человек - сложнейшая биоэнергоинформациошшая система. Системообразующим фактором в этой системе является сознание, которое существенно влияет на все жизненные процессы в физическом теле человека и определяет качество его жизнедеятельности.
3. Духовность сознания учителя - один из главных факторов становления сознания учащегося. Сознание определяет высший импульс педагогической деятельности как деятельности продуктивной и созидающей.
4. Система работы с педагогами по гармонизации работы больших полушарий мозга является средством развития мотивации для дальнейшего совершенствования сознания. Методология исследования
Сознание человека - продукт условий его жизни, генезиса, воспитания и в то же время - фактор, определяющий всю жизнедеятельность человека, существенно влияющий на все жизненные процессы в физическом теле.
Такой подход предполагает использование таких методов исследования, как общей теории систем познания / постижения (профессор Ю.А. Урманцев), теории генетического энергоинформационного единства Мира (проф. Б.А. Астафьев), Периодической системы Всеобщих Законов Мира, человеческого общества, познания /постижения, Законов Духа (проф. Н.В. Маслова).
В работе использованы методы:
в компаративного структурно-генетического анализа, синтеза и обобщения,
• исторический метод,
• метод моделирования
Проблема становления духовности сознания в педагогике мало исследована. Для того, чтобы раскрыть остроту этой проблемы, особенно в период перехода к ноосфере, необходимо было рассмотреть её на обширном теоретическом материале. Для этого потребовались методы логического изложения информации.
Исследователи феномена сознания всегда сталкивались с проблемой определения «качественных» характеристик сознания.
Данное исследование основывается на современных научных взглядах па Мир как единой энергоинформационной системы (Всеобщих Законах Творения, Теории генетического Творения Мира), и в этой связи открывается возможность изучать проявленность сознания (в данном случае)псдагога с помощью методов тестирования, дискуссионно-ситуационных. Для этого использовались математические методы обработки результатов.