Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Духовное воспитание в семье в творческом наследии Л. Н. Толстого Авдеева Наталья Алексеевна

Духовное воспитание в семье в творческом наследии Л. Н. Толстого
<
Духовное воспитание в семье в творческом наследии Л. Н. Толстого Духовное воспитание в семье в творческом наследии Л. Н. Толстого Духовное воспитание в семье в творческом наследии Л. Н. Толстого Духовное воспитание в семье в творческом наследии Л. Н. Толстого Духовное воспитание в семье в творческом наследии Л. Н. Толстого Духовное воспитание в семье в творческом наследии Л. Н. Толстого Духовное воспитание в семье в творческом наследии Л. Н. Толстого Духовное воспитание в семье в творческом наследии Л. Н. Толстого Духовное воспитание в семье в творческом наследии Л. Н. Толстого
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Авдеева Наталья Алексеевна. Духовное воспитание в семье в творческом наследии Л. Н. Толстого : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Мурманск, 2003 159 c. РГБ ОД, 61:04-13/568

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Философско-этические взгляды на семейное воспитание в творческом наследии Л.Н. Толстого 12

1.1. Библия - источник религиозно-этических взглядов Л.Н. Толстого на семейное воспитание 12

1.2. Концепция семьи в творческом наследии Л.Н. Толстого 29

1.3. Л.Н. Толстой о роли духовного богатства и нищеты в системе семейных отношений 43

Глава 2. Семейное воспитание в России конца XIX века в историко-художественном наследии Л.Н. Толстого 82

2.1. Вопросы семейного воспитания в трилогии «Детство. - Отрочество. Юность» 82

2.2. Система семейных отношений в романе «Война и мир» 102

2.3. Педагогика семейных отношений в романе «Анна Каренина» 123

ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 142

ЛИТЕРАТУРА - 147

Введение к работе

Актуальность исследования определяется значимостью духовного формирования личности в семье.

Приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье провозглашен Законом Российской Федерации «Об образовании» важнейшим принципом государственной политики в области образования. В статье 18-й Закона подчеркнуто: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте» (99; 21).

Однако катастрофическая и кризисная эпоха для России конца XX -начала XXI вв. заметно сказалась на пололсении семьи, характере семейных отношений, особенностях воспитания детей в семье. Экономическое положение семей с детьми в России является сегодня одной из острейших проблем общества.

Тяжелое и неустойчивое материальное положение, увеличение бытовых нагрузок снижают уровень удовлетворенности браком. В связи с этим растет число разводов и, соответственно, неполных семей. Так, в 1999 г. в Российской Федерации на 1000 заключенных браков пришлось 585 расторгнутых (87; 5).

Из-за распада семей по причине развода более 1 млн. детей и подростков до 18 лет в 1997-1999 гг. остались без одного из родителей. Одной из причин образования неполных семей наряду с разводами и овдовением является внебрачная рождаемость. В 1999 г. в Российской Федерации вне брака родилось 339,3 тыс. детей, или 27,9 % от общего числа родившихся (87; 6).

Все эти данные свидетельствуют о кризисном состоянии семьи в нашей стране, о том, что не реализуется провозглашенное в Конвенции о правах ребенка положение: «Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания» (ИЗ; 77). Семья в Российской Федерации переживает глубокий кризис ценностей, преодоление которого предполагает выход за рамки экономических и рациональных соображений в область нравственности и духовности. Поэтому проблемы семьи и воспитания в ней исследуются представителями разных наук.

Так, отечественными социологами (С.И. Голод (69), М.С. Мацковский (138), М.Г. Панкратова (167), И.Ю. Родзинская (185), А.Г. Харчев (241, 242), З.Я. Янкова (261, 262) и др.) выявлены условия устойчивости брака.

Социометрию супружеской совместимости и семейных отношений изучают социологи А.И. Антонов (13), А.А. Леонтьев (85), Н.Н. Обозов (163), Э.Г. Эйдемиллер (256) и др. При этом авторы глубоко рассматривают реализацию воспитательной (педагогической) функции в семье.

Социологию жизненного цикла семьи и личности изучают А.И. Антонов (13), Э.К. Васильева (43), И.А. Герасимова (63), В.М. Медков (139) и др.

Фамилистический анализ художественных текстов исследуют Т.М. Дридзе (85), Т.А. Жарикова (90), B.C. Дудченко (112), Л.Н. Коган (112) и другие.

Ю.Е. Алешина (3), Е.В. Груздева (74), Т.А. Гурко (138), А.И. Клинчюс, Э.С. Чертихина (74). и др. посвятили свои работы исследованию структуры семьи, ее динамики, при этом попутно рассматривая и вопросы воспитания.

П.П. Звидриньш (101), Н.Я. Соловьев (203), Л.В. Чуйко (247) рассматривали разные причины конфликтов в семьях и пути их преодоления.

Социальные, педагогические и психологические аспекты семейных отношений глубоко исследовали отечественные педагоги и психологи:

Ю.П. Азаров (1), И.В. Бестужев-Лада (26), СВ. Ковалев (111), К.Е. Игошев (102), А.С. Макаренко (137), М.С. Мацковский (138), Г.М. Миньковский (102), А.В. Петровский (172), С.Я. Рубинштейн (187), В.А. Сухомлинский (210, 211), В.Я. Титаренко (217), А.Г. Хрипкова (244) и др.

Большой интерес представляют работы зарубежных авторов: Ф.Ариеса (263), Дж.Эриксэна и У.Дженси (264), Х.Гинотта (265), П.Глика и С.Лина (265, 266), К.Кимана (267), М.Кона (268), А.Скольник (269), в содержании которых отражается реализация основных функций семьи, духовное развитие личности.

Сохранение целостности института семьи и брака в нашей стране в эпоху резких перемен на грани веков невозможно без изучения и осмысления отечественного опыта семейного воспитания, без выявления в нем того, что может стать достоянием будущего.

Одним из важнейших периодов в истории отечественной семейной педагогики является период второй половины XIX - начала XX вв. В России в этот период происходили крупные политические и экономические изменения, отражавшиеся на внутрисемейных отношениях. Было отменено крепостное право, наблюдалось ослабление экономических позиций дворянства, в городах зарождалось машинное производство. Это было время утверждения капитализма, развития новых, буржуазных, общественных отношений. Менялась система ценностей, что не могло не повлиять на состояние семьи и воспитание в ней.

Видные мыслители и педагоги рассматриваемого периода (К.Д. Ушинский (231), Л.Н. Толстой (220), В.В. Розанов (186), П.Ф. Каптерев (108), П.Ф. Лесгафт (128), М.И. Демков (81), Д.Д. Семенов (191) и др.) призывали строить воспитание детей в семье на принципах гуманизма и демократизма, в духе коренных интересов народа, отвергая буржуазно-эгоистический образ жизни с его всепоглощающим стремлением к наживе.

Прогрессивные педагоги второй половины XIX - начала XX вв. прилагали усилия к тому, чтобы семейное воспитание в России основывалось

на важнейших чертах, присущих большинству русских семей: на ее самобытности, устойчивости, трогательно-сентиментальных родственных отношениях, на общности духовных интересов всех ее членов. Духовность понималась как гармония человека с самим собой, обществом, природой и Богом.

Именно Л.Н. Толстому, учителю-практику, выдающемуся писателю, публицисту, создателю религиозно-философского учения, отводится ведущая роль в формировании теории гуманистического воспитания, основой которой является идея о непрерывном нравственном и духовном самосовершенствовании личности.

В отечественной педагогической науке творчеству Л.Н.Толстого посвящено большое количество диссертационных работ.

В докторской диссертации Н.В. Кудрявой «Духовно-нравственные основы развития личности в педагогике Толстого» выявлены теоретико-методологические принципы оценки Толстым знаний о человеке, раскрыто учение о духовности как специфическом атрибуте личности, устремленности к смыслу и ценностям, показан процесс онтологизации морали, объяснена личностно-деятельностная и аксиологическая природа духовного развития в педагогике Толстого.

В докторской диссертации А.С. Роботовой «Художественно-образное познание педагогической действительности средствами литературы» наряду с произведениями К.С. Аксакова, И.А. Бунина, B.C. Набокова и др. авторов исследуется творческое наследие Л.Н. Толстого как источник художественно-образного педагогического знания.

Историко-педагогический, историко-философский, методологический анализ процессов становления и развития педагогических воззрений Л.Н. Толстого дан в докторской диссертации М.А. Лукацкого «Философско-методологические основы педагогики Л.Н. Толстого».

Проблемы семейного воспитания - в русской демократической педагогике конца XIX - начала XX вв., представителем которой является Л.Н. Толстой, стали предметом изучения А.Ю. Гранкина.

Вместе с тем, изучение имеющихся источников позволило обнаружить отсутствие специальных исследований, где предметом изучения было бы духовное воспитание в семье в творческом наследии Л.Н. Толстого. Тем более нет работ, в которых такой анализ был бы осуществлен в ретроспективе на основе литературных произведений Л.Н. Толстого. Хотя очевидно, что литература в известном смысле отражает национальную культуру, менталитет.

Все отмеченное определило выбор темы исследования - «Духовное воспитание в семье в творческом наследии Л.Н. Толстого».

Цель исследования - выявление системы взглядов Л.Н. Толстого на духовное воспитание в семье.

Объект исследования - семья как фактор духовного воспитания личности.

Предмет исследования - духовное воспитание в семье в творческом наследии Л.Н. Толстого.

В соответствии с предметом и целью были определены задачи исследования:

рассмотреть мировоззренческие взгляды Л.Н. Толстого на семью и семейное воспитание;

раскрыть сущность концепции семьи в творческом наследии Л.Н. Толстого;

выявить педагогические условия духовного воспитания личности в семье;

выяснить роль молитвы в духовном становлении личности.

Методологическую основу исследования составляют следующие принципы анализа литературно-исторического и педагогического знания:

сравнительно-сопоставительный анализ исследуемой проблемы;

хронологический анализ состояния и развития взглядов Л.Н. Толстого;

герменевтический анализ произведений Л.Н. Толстого;

фамилистический анализ произведений Л.Н. Толстого.

Источниками написания диссертации послужили философские, педагогические, художественные произведения, переписка писателя, дневники Л.Н. Толстого, Библия. Основополагающими для понимания философско-педагогических взглядов Л.Н. Толстого на семью и духовное воспитание были взяты произведения «Детство. Отрочество. Юность», «Война и мир», «Анна Каренина».

Научная новизна исследования:

на основе герменевтического и фамилистического контент-анализа художественных и педагогических произведений Л.Н. Толстого определены педагогические условия духовного роста личности в семье;

охарактеризованы позиции Л.Н. Толстого по вопросам о средствах, формах и методах духовного воспитания в семье;

выявлена роль молитвы в духовном становлении личности.

Теоретическая значимость исследования:

определена концепция семьи в творческом наследии Л.Н. Толстого;

использована библейская идея диспенсации (периодизации), объясняющая динамику духовного развития и причины духовного обнищания личности;

показано, что духовность рассматривалась писателем как определяющее условие триединства духа, души, тела личности.

Практическая значимость работы состоит в том, что данные диссертационного исследования и опубликованные на его основе материалы могут быть использованы в преподавании курсов педагогики, философии и истории образования, этнологии, в дальнейшей разработке проблемы, а также в пропаганде психолого-педагогических знаний среди родителей.

Обоснованность и достоверность результатов обеспечиваются методологическим подходом, соответствующим требованиям философско-педагогического, историко-педагогического, историко-философского,

культурологического анализа; разнообразием использованных историко-педагогических, педагогических и литературных источников.

Этапы исследования. Диссертационное исследование выполнялось по плану кафедры педагогики Мурманского государственного педагогического университета и прошло в несколько этапов.

Первый этап (1993-1997) был связан с изучением и анализом философской, историко-педагогической, педагогической и художественной литературы. Была выявлена проблема, определены методология, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, обосновывался выбор его хронологических границ.

Второй этап (1997-1998) предполагал разработку теоретических основ исследования, осуществление герменевтического, фамилистического анализа художественных произведений Л.Н. Толстого, отражающих философско-педагогические взгляды автора на семью и семейное воспитание, уточнение структуры и логики изложения диссертации.

На третьем этапе (1998-2003 гг.) - обобщающем, были уточнены данные исследования, излагалось и апробировалось его основное содержание, которое оформлялось в соответствии со структурой диссертации.

Апробация научных результатов и основные положения диссертационного исследования нашли отражение в четырех научных статьях, шести тезисах, в докладах на шести научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава МГПУ (Мурманск, 1997, 1998, 1999, 2000, 2002, 2003 гг.), на двух международных встречах-семинарах в Леувардене (Голландия, 1995, 1996 гг.), на международной конференции в Киркенесе (Норвегия, 1997 г.), двух международных конференциях (Тромсё, 2000 г.; Мурманск, 2002 г.). За рубежом (Голландия, Норвегия) опубликовано по материалам конференций 2 работы на английском языке.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Важнейшим фактором, определяющим разработку Л.Н. Толстым проблем духовного воспитания, были общие условия жизни русского народа в конце Х1Х-начале XX веков. Осмысление проблем духовного воспитания в семье осуществлялось в основном с религиозных позиций православной педагогики.

  2. В философско-педагогической мысли великого художника особое место отводилось рассмотрению ценностных оснований воспитания в семье. Ведущей ценностью признавалась личность человека, трактуемая как единство духа, души и тела. Духовность, по мнению писателя и педагога, являлась основной характеристикой личности.

  3. Представления Л.Н. Толстого о духовном богатстве личности связывались с этическим идеалом. В качестве абсолютного идеала выступало божественное совершенство в образе Христа. Ведущими реальными идеалами стали образы человека-деятеля, человека-защитника Родины, человека-творца.

  4. Для характеристики духовного роста и падения героев произведений мыслитель использовал широкий круг этических понятий: дух, душа, сердце, нравственные чувства, душевное состояние, жизненные правила, нравственные принципы, нравственные отношения и др. К числу основных пороков, избавлению от которых должно содействовать духовное воспитание в семье, художник относил грехи, моральное состояние падшего человека, описываемые в Библии.

  5. В творческом наследии великого писателя нашли отражение возможности различных средств духовного воспитания. Особое внимание уделялось в дворянских семьях организации педагогической среды (классы «Детство»). Семья и семейные отношения рассматривались как естественная среда жизни и духовного развития личности. Автор охарактеризовал используемые методы воспитания. Важными средствами духовного воспитания педагог считал игру, обучение, трудовую деятельность,

искусство, природу. Особое значение Л.Н. Толстой в духовном воспитании личности отводил молитве, участию в церковных обрядах и таинствах.

Структура диссертации определялась логикой исследования и сформулированными задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 269 источников, в том числе семь источников на английском языке.

Библия - источник религиозно-этических взглядов Л.Н. Толстого на семейное воспитание

Русская религиозно-философская, философско-педагогическая мысль середины XIX - начала XX века представляет собой уникальное явление не только российского, но и мирового уровня, поскольку отечественными мыслителями (Н.А. Бердяев (23, 24), С.Н. Булгаков (38), В.П. Вахтеров (107), К.Н. Вентцель (48), А.И. Герцен (107), И.А. Ильин (104), П.Ф. Каптерев (108), К.Н. Ломонов (132), В.В. Розанов (186), B.C. Соловьев (201; 1251), Е.Н. Трубецкой (201; 1368), К.Д. Ушинский (233), П.А. Флоренский (201; 1430), С.Л. Франк (201; 1440), А.С. Хомяков (201; 1469), П.Я. Чаадаев (201; 1491), СТ. Шацкий (250), Л.И. Шестов (201; 1525) и др.) были разработаны проблемы духовно-нравственного совершенствования целостной личности, сочетающей в себе дух, душу и тело.

Большой интерес представляют толстоведческие работы русских религиозных философов, теоретиков русского символизма, позитивизма -А. Белого (201; 127), Н. А. Бердяева (23, 24), С.Н. Булгакова (201; 179), В.В. Зеньковского (201; 467), Вяч. Иванова (201; 478), И.А. Ильина (104), К.Н. Леонтьева (129), М.А. Лукацкого (134), Д.С. Мережковского (226. Т. 3; 633), Н.К. Михайловского (152), В.В. Розанова (186), Н.Ф. Федорова (201; 1414), С.Л. Франка (201; 1440), Л.И. Шестова (201; 1525), и др. Их оценки отличались противоречивостью мнений в понимании сущности духовных исканий Л.Н. Толстого.

Педагогические взгляды Толстого рассматривали следующие авторы: В.А. Вейкшан (47), Е.Я. Голант (68), Н.К. Гончаров (71), Е.К. Грунский (75), П.Ф. Каптерев (108), Н.А. Константинов (115), Н.В. Кудрявая (123), Л.Н. Литвин (131), Е.Н. Медынский (140), Н.К. Михайловский (152), Д.И. Писарев (174), М.Г. Плохова (175), З.И. Равкин (179), В.Я. Струминский (209), СТ. Шацкий (250) и другие.

При всем разбросе оценок творчества русского писателя, педагога, философа очевидным для всех исследователей является то, что Л.Н. Толстой всю жизнь находился в стадии поиска Бога, переживал периоды духовного роста и падения. Но ни один из исследователей не пользовался методом диспенсации, изложенным в Священном Писании и объясняющим динамику духовного развития личности, в том числе и самого Л.Н. Толстого.

Диспенсация (периодизация) - разделение времени на отдельные периоды, в которых человек, соответственно его послушанию, испытывает ту или иную степень близости к Богу (27; 12). В Священном Писании с объяснительным вступлением и примечаниями Ч.И. Скоуфилда с английского издания 1909 года есть семь таких периодов.

Первый период - невинность. Человек сотворен невинным, помещен в идеальные условия, подвергся простейшему испытанию и был предупрежден о последствиях своего непослушания. Женщина пала по гордости, она стремилась к познанию запретного, а мужчина - умышленно. «И не Адам прельщен, но жена, прельстившись, впала в преступление. Впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Ти. 2: 14-15). Хотя Бог и поднял Свое впавшее в грех творение, но период невинности закончился изгнанием Адама и Евы из «сада Едемского» (Быт. 3: 24).

Второй период - совесть. Через непослушание человек пришел к личному пониманию добра и зла - добра как послушания и зла как непослушания открывшейся ему воли Бога (Быт. 3: 23-24). В результате этого знания пробудилась совесть. Изгнанные из рая и вступившие в Адамов завет (Быт. 3: 14-19) люди должны были творить добро, воздерживаться от всего того, что известно им как зло, а к Богу обращаться только посредством жертвоприношения.

Третий период - человеческое управление. Отличительная черта новой эпохи состоит в том, что на земле устанавливается человеческое управление, возникает власть человека над человеком. Высшим выражением такой власти является право старшего по положению на законном основании лишать жизни нижестоящего. Человек должен был управлять миром во имя Бога. К сожалению, как отмечено в Святом Писании, и иудеи и язычники управляли миром лишь для самих себя, а не во имя Бога (Лук. 1: 24; Отк. 16: 14).

Четвертый период - обетование. Сущность этого периода, по Священному Писанию, состоит в том, что завет с Богом, в который вступил Авраам (Быт. 15: 18, примеч.) произвел великие перемены в его жизни и в жизни его потомков. Они сделались подлинными наследниками того, что было им обещано. Чтобы сохранить Божие благословение потомкам Авраама следовало только оставаться на их земле. Попав в Египет, они утратили благословение, но не потеряли самый завет. Период обетования окончился, когда Израиль принял закон (Исх. 19: 8).

Концепция семьи в творческом наследии Л.Н. Толстого

«Концепция - определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для систематического освещения». (237; 633).

Поскольку предметом нашего исследования является духовное воспитание в семье в творческом наследии Л.Н. Толстого, то, пользуясь герменевтическим подходом к анализу художественных произведений «Война и мир», «Анна Каренина», «Семейное счастье» и других, следует рассмотреть определение понятий «семья» и «брак» в светском (социологическом и юридическом) и библейском понимании.

Сам Л. Н. Толстой не дает определения понятия «семья», а обращается к тому определению, которое дано в Библии. «Семья - это муж и жена, соединенные посредством союза, при котором двое становятся «одной плотью» (Мат. 19: 5-6), ибо «Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их и сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей и будут два одною плотью. Так, что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мат. 19: 4-6).

В главе IV романа «Анна Каренина» (часть V) - «Обряд обручения» -художник устами священника подтверждает библейское определение семьи: «Боже вечный, расстоящиеся собравый в соединение и союз любове положивший им неразрушимый; благословивый Исаака и Ревекку, наследники я твоего обетования показавый: сам благослови и рабы твоя сия, Константина, Екатерину, наставляя на всякое дело благое». (222; 21).

В настоящее время в Российской Федерации в истории права выработаны несколько общепринятых определений семьи, из которых основными являются:

социологическое: семья - это объединение лиц, основанное на браке, родстве, принятии чужих детей на воспитание, характеризующееся общностью быта, интересов, взаимной заботы;

юридическое: семья - это объединение, как правило, совместное проживание лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, возникающими из брака, родства, усыновления или иной формы устройства в семью. (197; 7)

Брак - это добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, порождающий для них личные и имущественные права и обязанности, направленный на создание семей.(197; 127)

При определении концепции семьи исключительно важным является анализ главных функций семьи: репродуктивной (продолжение рода); воспитательной; хозяйственно-экономической; реактивной (взаимно моральной и материальной поддержки); коммуникативной (общение).

Реализуя функции семьи, ее члены вступают в систему семейных отношений.

Отношение - взаимное общение, связь между кем-нибудь, образующаяся из общения на какой-нибудь почве. (164; 465)

Основаниями для возникновения семейных отношений выступает не только реализация основных функций семьи, но и действия, события, в которые включается семья, и состояния, в которых семья на определенном этапе пребывает.

Вопросы семейного воспитания в трилогии «Детство. - Отрочество. Юность»

Важным фактором социализации в детском возрасте самого Толстого являлось влияние патриархально-дворянской семьи, все члены которой были религиозны, в том числе его мать, братья и сестра.

Вторым важным фактором социализации, отразившемся на сознании Льва Толстого, было чувство независимости его отца по отношению к правительству. «Как большая часть людей первого Александровского времени и походов 13, 14 и 15 годов, он был не то, что теперь называется либералом, а просто, по чувству собственного достоинства, не считал для себя возможным служить ни при конце царствования Александра I, ни при Николае... Он не только не служил никогда, но даже все друзья его были такие же люди свободные, не служащие и немного фрондирующие правительство», - вспоминает писатель (219. т. 34; 356-357).

Конечно, интенсивное разложение крепостного хозяйства и рост капиталистических элементов в производстве и производственных отношениях очень сильно повлияли на мировоззрение Толстого.

Одновременно в 40-х годах писатель на себе лично познает влияние светского общества, активно занимается самосовершенствованием. Он систематически изучает русскую и зарубежную передовую литературу этого времени (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, А.В. Дружинин, Д.В. Григорович, М.Ю. Лермонтов, Ж.Ж. Руссо, И.Ф. Шиллер, Ч. Диккенс).

В эти годы Толстой начинает активно заниматься самовоспитанием, что нашло отражение в его литературном наследии. Одной из главных задач он считал нравственное самосовершенствование. «Какая цель жизни человека? - пишет он 17 апреля 1847 г. - Какая бы ни была точка исхода моего рассуждения, что бы я ни принимал за источник оного , я прихожу всегда к одному заключению: цель жизни человека есть всевозможное совершенствование к всестороннему развитию существующего» (219. Т. 46; 30).

В отношении, к религии он отличается в это время, по его собственному свидетельству, равнодушным скептицизмом.

«...Я с 16-ти лет перестал становиться на молитву и перестал по собственному побуждению ходить в церковь и говеть» (219. Т. 23; 1).

Первые впечатления московской жизни юного Толстого послужили основой для многих картин, сцен и эпизодов жизни в Москве главного героя толстовской трилогии Николеньки Иртеньева.

В обращении к читателям повести «Детство» автор требует «очень немногого: чтобы вы были чувствительны, т.е. могли бы иногда пожалеть от .души и даже пролить несколько слез об вымышленном лице, которого вы полюбили, и от сердца порадоваться за него, и не стыдились бы этого, чтобы вы любили свои воспоминания; чтобы вы были человек религиозный... И главное, чтобы вы были человеком понимающим» (220; 6). Одновременно Л.Н. Толстой признается, что он писал повесть в «форме автобиографии» (220; 6), что дает нам основание рассматривать повесть как источник педагогического познания детства, духовного воспитания в семье.

Повесть «Детство» Толстой закончил, когда ему исполнилось 24 года. Читатели и критики, прочитав в 1852 году в журнале «Современник» «Детство», нашли, что повествование о том, как проводил время, учился, играл, шалил, ездил на охоту и в гости, что думал и чувствовал Коленька Иртеньев, было настолько реальным, автобиографичным, что от этих строк веет освежающей душу памятью детства, дорогой и близкой всякому взрослому.

В работах Я.С Белинкис (28), СП. Бычкова (41), Н.П. Лощинина (133), И.В. Чуприной (248) и других исследователей, анализирующих трилогию «Детство. Отрочество. Юность», особое внимание обращается на правдивое изображение авторами жизни и быта представителей различных социальных слоев: крепостников (Иртеньевы, Корнаковы, Ивины, Иван Иванович) и крепостных (Наталья Савишна, Гоша, Василий), учителей (Карл Иванович, Фрост, St-Gerome), юродивого Гриши, студентов-разночинцев и многих других.

Нас же в трилогии интересуют анализ среды, окружающей маленького героя, с педагогических позиций; выявление роли родителей, воспитателей и учителей в становлении Коленьки от детства до ранней юности, роли семейных традиций, авторитета старших; качественные изменения в структуре личности.

В трилогии Толстой проследил духовное, душевное и физическое развитие Николеньки с десятилетнего возраста до периода, когда герой начал учиться в университете.

Автор ведет рассказ о всех жизненных явлениях не сам, а от имени героя, который воспринимает, запоминает, делает для себя выводы и поступает сообразно условиям, которые его окружают.

Толстой показывает своего героя в постоянной стадии становления.

Писатель выбрал из деревенской и городской жизни героя все то, что особо остро отразилось в памяти и сознании ребенка, и представил эту жизнь именно такою, какою ее видит Николенька.

Похожие диссертации на Духовное воспитание в семье в творческом наследии Л. Н. Толстого