Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Духовное развитие студентов педвуза в процессе профессиональной подготовки Салимова Роза Мирхатовна

Духовное развитие студентов педвуза в процессе профессиональной подготовки
<
Духовное развитие студентов педвуза в процессе профессиональной подготовки Духовное развитие студентов педвуза в процессе профессиональной подготовки Духовное развитие студентов педвуза в процессе профессиональной подготовки Духовное развитие студентов педвуза в процессе профессиональной подготовки Духовное развитие студентов педвуза в процессе профессиональной подготовки Духовное развитие студентов педвуза в процессе профессиональной подготовки Духовное развитие студентов педвуза в процессе профессиональной подготовки Духовное развитие студентов педвуза в процессе профессиональной подготовки Духовное развитие студентов педвуза в процессе профессиональной подготовки
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Салимова Роза Мирхатовна. Духовное развитие студентов педвуза в процессе профессиональной подготовки : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Уфа, 2000 175 c. РГБ ОД, 61:00-13/366-5

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ КАК ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. Философский, психолого-педагогический анализ понятий «духовность» и «духовное развитие» 11-27

1.2. Духовное развитие как основа личностно-профессионального становления будущего учителя 28—46

1.3. Этнопедагогические факторы как важнейшие источники духовного развития студентов 47-81

ВЫВОДЫ по главе 1 82-84

ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

2.1. Организация и методика опытно-экспериментальной работы 85-91

2.2. Результаты экспериментального исследования 92-122

ВЫВОДЫ по главе II 123-125

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 126-129

БИБЛИОГРАФИЯ 130-150

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение к работе

Актуальность исследования. Углубление кризиса в духовной сфере становится глобальной проблемой всего человечества. Во всех странах, независимо от общественного строя, нарастают такие явления, как алкоголизм, наркомания, преступность, духовно-нравственная деградация. Материальный достаток не дает решения проблем и не устраняет кризиса, корни которого достаточно глубоки. Прагматический уклон современной цивилизации, ориентированной на потребление материальных благ, источником которых является внешний мир, привели человека к отчуждению от собственного внутреннего мира и духовных потребностей. Чрезмерная ориентация на потребление разрушает личность, молодой человек становится своеобразным «экономическим животным», для которого не существует ни идеалов, ни норм поведения. Как подметил А. Клизовский: «Из воспитания человечества изъят главный фактор развития жизни - воспитание духа. Человек переживает небывалый кризис именно из-за приостановки своего духовного развития, из-за утери своих духовных ценностей. Экономическое обнищание есть результат обнищания духовного. Спасение в признании, что не одним хлебом живет человек, но и высшими духовными ценностями, которые и составляют основу нашего бытия» [137,41].

Последствия этого кризиса наиболее заметны на подрастающем поколении. Молодежь, отчужденная от семейной и школьной жизни, от организованных и социально-значимых форм общественного и духовного воспитания, стала одним из основных источников пополнения криминальной среды.

Следовательно, в период кризисного развития современного общества, когда очевидна тенденция девальвации духовных ценностей, одним из основных средств решения данной проблемы является подготовка учителя, способного развивать духовность у молодежи. В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», принятой на Всероссийском совещании работников образования, указывается на необходимость «привле-

чения в систему образования талантливых специалистов, способных на высоком уровне осуществлять учебный процесс, воспитывать у обучающихся духовность и нравственность» [87, 5].

Становление личности педагога в современных концепциях педагогического образования было исследовано разносторонне. Психолого-педагогические аспекты формирования личности учителя в процессе профессиональной подготовки раскрыты О.А. Абдуллиной, СИ. Архангельским, В.В, Беличем, Ф.Н. Гоноболиным, В.А. Кан-Каликом, Н.В. Кузьминой, Н.А. Половниковой, Л.И. Рувинским, А.И. Щербаковым. Вопросы педагогического мастерства заняли ведущее место в исследованиях А.Б. Добровича, И.Я. Зязюна, Н.В. Кузьминой. Проблема творчества в деятельности учителя исследовалась в работах Ю.П. Азарова, В.А. Андреева, В.В. Абраминковой, СМ. Бондаренко, З.И. Васильева, В.А. Кан-Калика, А.П. Тряпицина, А.И. Щербакова, В.З. Юсупова. Вопросы формирования социально-активи ой личности учителя отражены в трудах В.А, Сластенина; проблема профессионального самовоспитания - в исследованиях СБ. Елканова; проблема самоопределения и самооценки личности - В.Ф. Сафина. Вопросам формирования методологического, нравственно-эстетического, коммуникативного, технологического и духовного аспектов культуры будущего педагога свои исследования посвятили Л.Н. Акимов, Э.Т. Ардаширова, Д.И. Балдынюк, И.Ф. Исаев, В.В. Краевский, Н.Б. Крылова, М.М. Левина, A.M. Мудрик, М.М. Мукамбаева, Э.В. Соколов, Е.Н. Шиянов и другие.

Проблема духовного развития личности представлена в философских трудах Н.А. Бердяева, B.C. Соловьева, Н.О. Лосского, Е.И. Рерих, Н.К. Рериха, В.В. Розанова.

Общие вопросы развития личности рассматривают К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л,С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн.

В зарубежных исследованиях духовного развития личности представляют ценность труды А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла, Э. Фромма, Р. Штейнера.

Для раскрытия отдельных аспектов исследуемой проблемы вызывают интерес работы Р.В. Альмухаметова, О.С. Газмана, А.С. Гаязова, Н.Г. Григорьевой, К.Л. Каверина, П.П. Козловой, О.Р. Кунца, В.Г. Рындак, Р.А. Са-хиповой, М.Г. Тайчинова, Э.Ш. Хамитова и многих других.

Особое место в решении современных проблем духовного развития и воспитания принадлежит прогрессивным традициям народа, являющимся средством сохранения, воспроизводства, передачи и закрепления социального опыта и духовных ценностей. В условиях регионализации образования, в том числе высшего педагогического, обращение к народной педагогике, использование гуманистических национально-культурных традиций народа для повышения эффективности подготовки учителя, безусловно, является естественным. Именно в народной культуре современные педагоги видят один из эффективных инструментов воспитания молодежи, который поможет противостоять обрушившемуся потоку псевдокультуры в средствах массовой информации: на телевидении, радио, в прессе и т.д. Необходимость использования богатого педагогического наследия народов в духовно-нравственном развитии личности отмечали Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, СТ. Шацкий, В.А. Сухомлинский. Прогрессивные традиции народной педагогики и пути их эффективного использования в деле воспитания личности исследованы К.Ш. Ахияровым, В.И. Баймурзиной, А.Ш. Гашимовым, Г.С. Виноградовым, Т.Н. Волковым, З.Г. Нигматовым, Ш.А. Мирзоевым, A.M. Сафиным, ЯМ. Ханбиковым и другими.

Вопросам изучения духовно-нравственного воспитания и развития учащихся различных возрастов посвящены диссертационные работы А.С. Метелягина, Л.М. Федоровой, И.Г. Бариновой и других.

Однако количество педагогических исследований, специально посвященных проблемам развития духовности студентов в процессе подготовки их к будущей профессии, незначительно.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что становление личности учителя наиболее полно изучено в первую очередь как

единство теоретической и практической, социальной и психолого-педагогической подготовки. Менее исследованы общекультурная подготовка, ориентация на личностный уровень в овладении педагогической профессией, на развитие духовно-эмоциональной сферы студентов, их творческой индивидуальности.

Обобщая результаты изучения исследований по проблемам педагогического образования и итоги собственных наблюдений, можно предположить, что противоречия между предъявляемыми требованиями и фактическим уровнем духовного развития выпускника педвуза, потребностью в самосовершенствовании, поиске ответов на вечные вопросы о смысле жизни и отсутствием самостоятельности, опыта духовной жизни студентов, потребностью развивать духовно-творческий потенциал личности будущего учителя с учетом опыта прошлого, гуманистических традиций народов, духовного наследия людей разных национальностей и отсутствием научно разработанных методических рекомендаций,требуют пересмотра системы подготовки педагогов в современных условиях. Таким образом, философская и психолого-педагогическая литература располагает значительным материалом для исследования проблемы духовного развития, использования национальных культурных традиций в подготовке будущих учителей. Однако, как показывают наши исследования, практика воспитания и развития духовности осуществляется фрагментарно. Недостаточно выявлены и обоснованы этнопедагогические факторы, влияющие на духовное развитие личности учителя, совершенствование профессионально-педагогического образования с учетом региональных и национальных особенностей.

Преодоление существующего противоречия между актуальностью и необходимостью разработки целостного педагогического процесса развития духовности, ее целевых, содержательных аспектов определения конкретных путей и условий подготовки студентов педагогических вузов к профессии учителя, с одной стороны, и недостаточной разработанностью данной проблемы в психологическом, педагогическом и методическом

планах, а также отсутствием в образовательной практике координации всех компонентов и аспектов развития духовности, недостаточным учетом и реализацией национально-регионального компонента в содержании обучения студентов - с другой, составило проблему данного диссертационного исследования.

Актуальность проблемы, ее практическая значимость и недостаточная теоретическая разработанность определили выбор темы исследования: «Духовное развитие студентов педвуза в процессе профессиональной подготовки».

Объект исследования: подготовка учителя в условиях высшего педагогического образования.

Предмет исследования: процесс формирования единства духовного развития и подготовки студентов к учительской профессии,

Цель исследования: определить педагогические условия формирования единства духовного развития и профессионального становления студентов педвуза.

Гипотеза исследования: формирование единства духовного развития и профессиональной подготовки студентов педвуза будет осуществляться более эффективно, если:

а) в педагогическом процессе будет представлена система целей, за
дач, содержания, форм, методов развития духовности;

б) при духовном развитии в педагогическом процессе будет осущест
вляться комплексное воздействие на когнитивную, эмоционально-
нравственную и практически-действенную сферу личности;

в) в образовательном процессе педвуза будет использован народный
опыт воспитания.

Задачи исследования: 1. На основе изучения философской, психолого-педагогической, этнографической литературы выявить сущностные характеристики духовного развития личности.

  1. Определить этнопедагогические факторы, влияющие на духовное развитие студентов педвуза.

  2. Выявить и экспериментально обосновать педагогические условия организации единства духовного развития и подготовки студентов к учительской профессии.

  3. Разработать научно-методические рекомендации по организации процесса духовного развития студентов.

Методологической основой исследования являются общефилософские идеи о социальной природе развития человека, о роли народа в создании материальной и духовной культуры и о национально-особенном в духовном и социальном развитии человека, о сущности традиций и их роли в жизни народа, о единстве личности как продукта и активного деятеля (субъекта) общественно-исторического развития; философские концепции о формах и принципах научного и художественного познания, о ведущей роли деятельности в развитии и формировании личности, о гуманизации и демократизации общественной жизни и образования.

Тема, гипотеза и задачи исследования обусловили выбор методов исследования: монографических (теоретический анализ философской, психолого-педагогической, этнографической литературы); диагностических (анкетирование, наблюдение, самооценки, ранжирование); экспериментальных (констатирующий и формирующий эксперименты); специфических (изучение памятников устного народного творчества, традиций и обрядов народов Республики Башкортостан и т. д.).

Базу исследования составили русско-башкирское, русско-татарское, русско-чувашское и национальное отделения филологического факультета Стерлитамакского государственного педагогического института и факультет педагогики и психологии Восточного института экономики, гуманитарных наук, управления и права.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (1993 - 1995 гг.) включал теоретический анализ проблемы развития духовности, определение методологии и методики иссле-

дования, исходных теоретических положений, предмета, задач, методов и гипотезы исследования.

Второй этап (1995 - 1999 гг.) - опытно-экспериментальный. На этом этапе осуществлялась экспериментальная проверка гипотезы в процессе специально организованной работы, которая включала в себя разработку системы целей и задач, содержания, форм и методов развития духовности студентов педвуза с использованием народного опыта воспитания, обеспечивающих его эффективность. Констатирующий и формирующий эксперименты сопровождались проведением контрольных и экспериментальных срезов, сравнительным анализом полученного материала.

Третий этап (1999 — 2000 гг.) - заключительно-обобщающий, он был посвящен систематизации, обобщению, а также апробации и внедрению результатов в практику.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что раскрыта сущность понятий «духовность» и «духовное развитие»; теоретически обоснована и экспериментально подтверждена необходимость актуализации духовного развития в образовательном процессе; определены педагогические условия формирования единства духовного развития и профессиональной подготовки студентов педвуза; выявлены типологии духовного развития и этнопедагогические факторы, влияющие на развитие духовности.

Практическая значимость. На основе изучения теоретических данных, а также обобщения материалов и результатов экспериментальных исследований разработаны научно-методические рекомендации, программа спецкурса «Духовное развитие студентов средствами этнопедагогики», способствующие духовному развитию будущих педагогов в процессе лич-ностно- профессиональной подготовки.

На защиту выносятся:

L Результаты теоретического анализа понятий «духовность», «духовное развитие» в философском, психолого-педагогическом аспектах и их систематизация.

  1. Единство духовного развития и подготовки студентов к учительской профессии.

  2. Педагогические условия использования прогрессивных идей, методов и форм народной педагогики в духовном развитии студентов педвуза; анализ содержания системы народного воспитания.

Обоснованность и достоверность результатов настоящей работы обеспечиваются анализом современных достижений философской, психолого-педагогической наук в области духовного развития, системным характером опытно-экспериментальной работы, сочетанием качественного и количественного анализа, применением методов статистической обработки полученных результатов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты докладывались и обсуждались на межвузовских, республиканских и всероссийских научно-методических конференциях (г. Стерлитамак, 1994- 1999 гг.; г. Уфа, 1995-1999 гг.; г. Казань, 1996 г.); на семинарах, инновационных советах, на заседаниях кафедры психологии СГПИ, НОУШ БГПИ; в процессе разработки и реализации спецкурса; в ходе педагогической практики и руководства дипломными работами студентов СГПИ. Научно-методические рекомендации используются в Стер-литамакском педагогическом институте, Башкирском институте развития образования, в общеобразовательных школах г. Стерлитамака, Миякин-ского района Республики Башкортостан, Актанышского района Республики Татарстан.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Философский, психолого-педагогический анализ понятий «духовность» и «духовное развитие»

Анализ историко-классического и современного подходов к понятию «духовность» показывает их отличие в этическом, эстетическом, философском, психолого-педагогическом и религиозном аспектах.

Сложность и многогранность феномена «духовность» требуют разностороннего терминологического анализа и группы понятий, связанных с ним: дух, душа, душевность, духовная культура, духовные интересы, потребности и духовное развитие.

Термины «дух», «душа» имеют древнее теологическое происхождение и являются одними из главных категорий религиозной мысли. В религии под душой понимается некая бестелесная, бессмертная, нематериальная сила, имеюдцая самостоятельное, независимое от тела существование в потустороннем мире [272, 105]. Богословие утверждает, что духовность, как истинный смысл и оправдание жизни, можно найти только в познании Бога, в единении с ним, в любви к нему и в согласовании своей жизни с волею Божьей. Духовность человека в трактовке христианской религии связана с отказом от земной жизни, от проявлений всего богатства человеческой природы. В буддизме духовность есть основной принцип гармонизации отношений человека с миром, высшая человеческая ценность. Представления о духовности в исламе отличаются от других религиозных трактовок. Ислам, подчеркивая важность духовного общения человека со своим создателем во время культовых обрядов, не одобряет, однако, его отречение от мирских дел. Мусульмане находят духовность в единстве материального и идеального.

Признавая, что понятие «духовность» традиционно связывается многими с религиозным мировоззрением, тем не менее, мы солидарны с А. К. Уледовым в том, что дело не в термине «духовность», а в том содержании, которое в него вкладывается. В этом смысле показательно то, что В. Даль дает не только религиозное, но и светское толкование духовного: «... все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля»[85]. В истории философии содержание духовности определяется как «человеческое в человеке». Духовность «означает переживаемую и осознаваемую причастность к человеческой общности, приобщение к родовой сущности человека» (Н. А. Бердяев).

В. Франкл определяет духовность как один из экзистенциалов человеческого существования. «В этом смысле духовность человека - это не просто его характеристика, а конституирующая особенность: духовное не просто присуще человеку наряду с телесным и психическим, которые свойственны и животным. Духовное - это то, что отличает человека, что присуще только ему» [274, 93].

Духовность в «Живой Этике» определяется как совокупность нравственных качеств и этических ценностей, как синтез высших гуманистических качеств личности, реализуемый в единстве материального и духовного (чувств, помыслов, деяний) [13,16].

Духовная, интеллектуальная природа, сущность человека часто противопоставляются его физической, телесной сущности, так как духовность возвышает человека над его собственными физиологическими потребностями, этическим расчетом и рациональной рефлексией. Но тем не менее термин духовное не является тождественным к понятию «сознательное», духовное также не есть «производное сознания». Понимание духовности в узком плане (как «производное сознания») явно устарело и не раскрывает богатства душевных состояний и переживаний человека. Действия и поступки людей мотивируются не только сознанием, но и сферой подсознательного.

М.С. Каган убедительно показал правомерность широкого использования понятий «дух», «духовное», «духовность» в философии, в научном знании. По его мнению, «ни одно другое понятие, обозначающее различные проявления психической деятельности человека, - ни «сознание», ни «разум», ни «мышление», ни «интеллект» - не фиксируют данную деятельность в ее целостности, в реальной полноте охватываемых ею способностей, сторон, уровней, механизмов» [126, 93].

В пользу широкого использования понятия «духовное» высказываются и другие исследователи. Так, в работе «Культура и развитие человека» В.П. Иванов, В.П. Козловский, Е.К. Быстрицкий отмечают, что феномен духовного «играет определяющую роль в осмыслении проблемы человеческого бытия и обуславливает мировоззренческую направленность философского мышления в целом» [43, 18].

По мнению В.Ф. Рябова, духовность выступает как часть жизнедеятельности человека, как способность человека, создаваемая трудом и всеми условиями материальной жизни людей [214, 27].

По Н.Бердяеву, духовность есть «высшее качество, ценность, высшее достижение в человеке». Это качество особенно проявляется в творческой активности человека, в свободе [52, 108].

На связь духовности с высшими ценностями человеческого бытия указывают многие исследователи. По мнению А. К. Уледова, «духовность как качество человека проявляется в его тяге к правде, добру, красоте, в его стремлении к общению с другими людьми, в заботливом отношении к природе» [262, 24].

Неотъемлемым условием проявления духовности следует считать развитое самосознание личности, ее способность к самопознанию, к рефлексии, к переосмыслению жизни, к корректировке своего' жизненного пути (И. Гончаров, Н. Бердяев, В. Соловьев, Н. К. Рерих, Л. Н. Толстой и др.). Еще представители немецкого классического идеализма подчеркивали активность духа, рассматривая его прежде всего с точки зрения деятельности самосознания. Так, Г. Гегель понимал дух как единство практической и теоретической деятельности: бытие духа по Г. Гегелю преодолевает природное, чувственное и поднимается до самого себя в процессе самопознания [272, 64]. Позднее Э. Фромм называет способность к самопознанию духовным свойством, отсутствующим у животного [276].

Г. Н. Мусин в своих размышлениях также приходит к выводу, что духовность побуждает к познанию действительности, творчеству, нравственному совершенству [180].

В, А. Бачинин определяет духовность как своеобразное состояние социальной активности человека, побуждающего его к поиску соответствующих форм общественной самореализации. Здесь упор сделан на социальную потребность личности (деяния для других) [45].

В понимании А. Ивановой, духовность - категория преимущественно нравственная, и только нравственные стимулы поведения - стремление к добру, справедливости, к помощи другим - чисто духовны, полностью бескорыстны. А. Иванова называет совесть и долг инструментами духовности [108, 5].

Этнопедагогические факторы как важнейшие источники духовного развития студентов

Возрождение принципа народности, согласно которому система образования строится с учетом психологии, языка народа, традиций, обычаев и национальных особенностей, является важнейшим условием в решении современных проблем обучения и воспитания молодежи.

Народная педагогика начала свое формирование с возникновения сознания человека, стала составной частью, а первоначально, может быть, главной частью его микрокосма. В составе микрокосма народная педагогика активно участвовала в формировании сознания человека, его психики, устройства быта, его отношения к другим людям, труду, красоте, добру, истине.

В педагогической науке изучению педагогических воззрений народа и его педагогического опыта придавалось достаточное значение. В русской историко-педагогической науке рождение термина «народная педагогика» связывают с К.Д. Ушинским. К.Д. Ушинский, ставя проблему национального воспитания, считал, чтосгакое воспитание должно опираться, прежде всего, на народную психологию. Он подчеркивал, что у каждого народа есть свои особенности, которые определяются языком, традициями, природой и общественной жизнью, поэтому нужно знать педагогический опыт других стран, но создавать свою воспитательную систему. Разрабатывая концепцию человека как предмета воспитания, К.Д. Ушинский выдвинул плодотворные идеи «духовного и душевного» развития человека. Он показал, что воспитание, которое ставит целью духовное развитие, берет человека всего, со всеми его народными и единичными особенностями, его тело, душу и ум, обращается к характеру человека. В характере человека он выделяет два элемента: природный и духовный, вырабатывающийся под влиянием воспитания и обстоятельств [264, 1951.

К.Д. Ушинский выделил «великих воспитателей» - источников ду-ховного развития. Он относил к ним родной язык, школу, природу, науку и религию, а затем показывал необходимость учета условий, делающих возможным духовное развитие. Родной язык, с точки зрения К.Д, Ушинского, дает и правильное умственное развитие, и полноту духовной жизни, развитие чувства поэзии в душе, нравственности и способности служить Отечеству. Народы всегда берегли свой язык, т.к. потеря языка приводила к обеднению и самоисчезновению культуры. Язык народа есть произведение творческой способности. В свой язык народ вложил свои мысли и чувства. Природа страны и история народа, отражаясь в душе человека, выражались в слове. К.Д. Ушинским был сделан вывод о том, что воспитание - народно.

Принцип народности в его педагогике, выступающий как универсальный и ведущий, актуален и на современном этапе. Отыскать в человеке внутреннюю духовную силу поможет только одно средство - обращение к народности, в этом случае «воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое действует гораздо сильнее убеждения, принятого одним умом, или привычки, вкорененной страхом наказания» [265, 17].

К.Д. Ушинский особо подчеркнул роль воспитателя в духовном развитии, так как «воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности», поэтому духовное развитие будущего учи теля - главная задача педагогического образования, готовящего воспитателей, убежденных в том, что без личного непосредственного влияния воспитателя на воспитанников истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно [266, 191].

Вслед за К.Д. Ушинским идею народности воспитания развивали другие просветители, и у каждого народа появились свои «ушинские» -Гогебашвили, Кешагуров, Насыри, Ахундов, Эфендиев, Яковлев и другие.

К. Насыри, подчеркивая безграничные возможности прогрессивных обычаев и традиций татарского народа в воспитании, культурное наследие предков рассматривал как подспорье в развитии языка и культуры. Он подчеркивал, что воспитание нельзя понимать лишь как хлопоты о кормлении и росте ребенка, это и пропитание его, и забота о его нравственно-духовном совершенствовании, и привитие прекрасных, благородных манеру стремление вывести его из животного состояния, чтобы сделать достойным звания человека, и обучение наукам, и развитие понятия приличия [185,80].

Огромную педагогическую ценность в духовном воспитании молодежи имеют произведения Г. Тукая, Г. Ибрагимова. По глубокому убеждению Г. Ибрагимова, народный дух, народное творчество, родной язык должны пронизывать все ступени просвещения, ибо они являются важными средствами воспитания.

Г. Тукай — яркая страница в поэзии, литературе татарского народа. «Народ велик, он могуч, страстен, он музыкален, он писатель, он поэт», — говорил поэт о народе. Многие стихи Г. Тукая, который основной смысл своей жизни видел в служении народу, посвящены родному языку, его красоте, его духовной силе. Он считал, что необходимо воспитывать заботливость, человечность, чувство уважения.к народу.

Мне счастье татар дороже жизни, Дождусь ли я для них хорошей жизни. Я дал народу обещаний много. Исполню ль их - известно только богу. Лишь человечность бы свою навек ты сохранило, С такою мукой за нее боровшееся сердце. («Самому себе») [260].

Г. Тукай видел в родном языке неисчерпаемый заряд нравственного возрождения человека. Он боролся за создание школ с обучением на татарском языке, за полноправное изучение родного языка и литературы в школе.

Об использовании родного языка, родной природы, обычаев, традиций, народных идей в нравственно-духовном развитии молодежи высказывались П.П. Блонский, С.Г. Виноградов, Я.С. Гогебашвили, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, СТ. Шацкий.

В.А. Сухомлинский, разрабатывая идеи гуманности и демократичности процесса воспитания, опирался на традиции народной педагогики. В Павлышской средней школе с успехом использовались многие традиции, методы, приемы, средства, творческие находки народной педагогики. В.А. Сухомлинский писал: «о народной педагогике никто до сих пор серьезно не думал, и, по-видимому, это принесло много бед педагогике. Я уверен, что народная педагогика - это средоточеыие духовной жизни народа... Уверен, что сохранение, развитие, углубление традиции народной педагогики — наша большая задача» [241, 80].

Организация и методика опытно-экспериментальной работы

В педагогике и психологии вопросы о возможностях каждого возрастного периода для развития и формирования определенных индивидуально-личностных свойств имеют первостепенное значение.

Длительное время в психологии преобладало мнение о том, что существенные сдвиги в развитии личности происходят только на первых этапах ее формирования (до юности включительно) и в старости. Взрослость представлялась относительно статичным периодом, когда человек реализует свой потенциал, но его собственные качества остаются более или менее неизменными. Новейшие же исследования указывают на необходимость переосмысления этих представлений.

В схеме возрастной периодизации онтогенеза, принятой на 7 Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии и физиологии, возраст с 17 лет до 21 года, соответствующий нынешнему студенческому, определяется как юношеский. Ю.Н. Кулюткин также считает, что студенческий возраст (от 18 до 23-25 лет) входит в третий период юности, который он называет поздней юностью или началом взрослости [155, 45]. Главными новообразованиями юношеского возраста являются открытие своего «я», развитие рефлексии, осознание собственной индивидуальности и ее свойств, появление жизненного плана, установки на сознательное построение собственной жизни. Следовательно, юношеский возраст - это, прежде всего, стадия активного духовного развития.

Можно выделить следующие особенности, определяющие сензитивность студенческого возраста для активизации духовного развития. тельным», подчеркивая, что в юности отдельные вереницы представлений сплетаются в одну сеть, и идет самая сильная переделка этих верениц, которых в душе накопилось много. «Самый решительный» потому, что во многом определяет все будущее как самый интенсивный период работы человека над собой как личностью, как период образования, приобщения к человеческой культуре и выделения себя в ней (Об этом свидетельствуют дневники Н.А, Бердяева, А.И. Герцена, Н.К. Рериха, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского).

2. Это период возрастного кризиса, период адаптации к новой социальной роли, к новым условиям учебного труда, к новым требованиям. В этот период происходит рост самостоятельности, самоопределения в новом круге общения, который каждый выбирает для себя сам. Предъявляемые требования к самоорганизации студента, к работе личности над собой основываются на новой степени ответственности. Кризис преодолевается, когда студент адаптируется к новому положению взрослого, осмысливает новые взаимоотношения с людьми, реализует новые социальные роли и функции. Кризис завершается, если формируется профессиональная направленность личности.

3. Для студентов этот период- период интенсивной познавательной деятельности, когда они сами определяют цели своего учения, выбирают формы и методы, оценивают успешность своего труда. Ю.Н. Кулютин в своем исследовании приходит к выводу о том, что мотивационно-ценностная сфера личности (потребности, установки, ценности и т.д.) лежат в основе познавательной активности человека. Следовательно, процесс духовного развития должен активизировать, прежде всего, эту сферу. Потенциальные возможности для развития творческих способностей личности в этот период особенно велики, так как жизненные силы направлены на познание.

4. Этот период характеризуется как возраст «бури и натиска» (до 22- 25лет); это период наивысшей активности, становления профессионального самосознания, понимания смысла жизни и своего призвания. Этот период отличается ростом духа, нравственности, устремлением в будущее, внутренней самосознательностью, расширением видов жизнедеятельности. Студенческий возраст можно назвать «революционным» (Н.А. Бердяев) периодом жизни, потому что ведущим является стремление к спору, дискуссии, желание отстаивать свои мнения, убеждения, право их высказывать. Это период ожидания и планов на будущее, определения целей и выбора средств.

5. Это период внутренних и внешних конфликтов, в ходе которых у человека появляется «чувство индивидуальности». Он отличается потребностью в самоанализе. Пережитые и осознанные в юности знания, опыт духовной деятельности обогащают стратегию жизни студента, видение окружающего мира, помогают ему принять и сделать ведущей потребностью самосовершенствование, которое будет побуждать к духовному развитию и в дальнейшей жизни.

6. В студенческом возрасте, в период молодости, активизируется сфера чувств, доминантной становится потребность в любви. Она углубляет самопознание, обогащает личность эмоциональными переживаниями, развивает способность к эмпатии. Это период романтизма чувств, он сопровождается вспышкой творческой энергии.

Таким образом, студенческий возраст является наиболее благоприятным для стимулирования и актуализации процесса духовного развития, личностно-профессионального становления, так как в этот период имеются все возможности и предпосылки для оптимального его осуществления.

Формирование единства духовного развития и профессиональной подготовки студентов педвуза осуществляется болея эффективно, если в педагогическом процессе будет представлена система целей, задач, содержания, форм, методов развития духовности. Выявление и обоснование педагогических условий, направленных на стимулирование духовного развития студентов, являющегося важным фактором в процессе профессиональной подготовки, является целью опытно-экспериментальной работы.

Похожие диссертации на Духовное развитие студентов педвуза в процессе профессиональной подготовки