Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Духовно-нравственное воспитание в системе современного российского образования Пашков Сергей Викторович

Духовно-нравственное воспитание в системе современного российского образования
<
Духовно-нравственное воспитание в системе современного российского образования Духовно-нравственное воспитание в системе современного российского образования Духовно-нравственное воспитание в системе современного российского образования Духовно-нравственное воспитание в системе современного российского образования Духовно-нравственное воспитание в системе современного российского образования Духовно-нравственное воспитание в системе современного российского образования Духовно-нравственное воспитание в системе современного российского образования Духовно-нравственное воспитание в системе современного российского образования Духовно-нравственное воспитание в системе современного российского образования Духовно-нравственное воспитание в системе современного российского образования Духовно-нравственное воспитание в системе современного российского образования Духовно-нравственное воспитание в системе современного российского образования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пашков Сергей Викторович. Духовно-нравственное воспитание в системе современного российского образования : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Пашков Сергей Викторович; [Место защиты: Кур. гос. ун-т].- Курск, 2010.- 191 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/1397

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические предпосылки современного духовно-нравственного воспитания

1.1. Социально-педагогические предпосылки становления духовно-нравственного компонента образования в конце XX — начале XXI вв 16

1.2. Теоретико-методические основы современного духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи 30

1.3. Общественные дискуссии рубежа конца XX - начала XXI вв. о содержании и организации духовно-нравственного воспитания в российской школе 55

Выводы по первой главе 88

Глава II. Опыт становления и совершенствования духовно-нравственного воспитания в России в конце XX - начале XXI вв. 93

2.1. Главные направления развития системы духовно-нравственного воспитания в российской школе на рубеже ХХ-ХХІвв 94

2.2. Региональный опыт духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи 112

2.2.1. Опыт реализации региональных программ духовно-нравственного воспитания в Курской области 112

2.2.2. Практика духовно-нравственного воспитания в Белгородской области 126

2.2.3. Развитие духовно-нравственного воспитания в Воронежской области 139

2.3. Тенденции и социально-педагогические условия развития духовно-нравственного воспитания в российском образовании 149

Выводы по второй главе 158

Заключение 162

Список источников и литературы 166

Введение к работе

Актуальность и постановка проблемы исследования. Отечественное образование в последние десятилетия занимается построением системы духовно-нравственного воспитания, направленного на духовное оздоровление общества, укрепление нравственности вступающего в жизнь поколения молодежи, формирование важнейших нравственных категорий, укорененных в отечественных традициях; приобщение учащихся к духовным истокам своей традиционной культуры. Широкому развитию духовно-нравственного воспитания в нашей стране способствует государственная образовательная политика, строящаяся на Конституции РФ (статьи 28, 48) и Законах РФ «Об образовании» и «О свободе совести и религиозных объединениях» (от 24.09.1997), «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» и направляющая педагогическую работу на обеспечение культурной и духовной идентичности российского народа, на возрождение его духовности и нравственности. Согласно Закону РФ «Об образовании» (Федеральный Закон от 01.12. 2007 №309 - ФЗ) содержание образования должно обеспечивать «формирование духовно-нравственной личности». В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2009 г.) говорится: «Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны» [170, с. 7].

Степень научной разработанности проблемы. В силу указанных причин в настоящее время в нашей стране идут широкие теоретические поиски модели построения духовно-нравственного воспитания на всех его уровнях и во всех его аспектах: теоретико-методологическом (Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси [9; 13; 16], Е.П. Белозерцев [29], Б.М. Бим-Бад [35], Е.В. Бондаревская [41], А.Я. Данилюк [89], О.В. Долженко [98], игумен Георгий (Шестун) [428; 429], архимандрит Зиновий (Корзинкин)

[172; 173], Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси [156; 157], М.А. Кондаков [166], А.А. Корольков [174; 175], В.М. Меньшиков [227; 229], Н.Д. Ни-кандров [246; 247; 248; 249; 250; 251], В.В. Рубцов [320], В.И. Слободчиков [343; 344], В.Д. Шадриков [419; 420; 421] и др.); научно-теоретическом (Б.С. Братусь [43; 44], СЮ. Дивногорцева [93], С.А. Ефименкова [112], Н.И. Лифинцева [202], Н.В. Маслов [219; 220], Меркурий, епископ Зарайский [232], И.В. Метлик [235; 236], А.В. Мудрик [241], Т.В. Петракова [282; 283], И.М. Подушкина [293], А.Г. Пашков [276], А.В. Репринцев [368], Л.В. Сурова [358], М.Ю. Ширманова [426], А.И. Шамшурина [433] и др.); историко-педагогическом (М.В. Богуславский [37; 38], З.В. Видякова [56], Н.Н. Гати-лова [71], В.И. Додонов [96; 97], А.А. Игнатов [128], Ф.Н. Козырев [163], Г.Б. Корнетов [177], М.Н. Костикова [178; 179; 180], О.В. Лебедева [195; 196], В.М. Меньшиков [231], А.Н. Швечиков [424], О.Л. Янушкявичене [440] и др.); законодательно-нормативном (Л.С. Гармаш [70; 317], Л.С. Гребнев [78], И.В. Понкин [296], И.В. Метлик [235] и др.); содержательном (Ф.Н. Козырев [163], И.В. Метлик [236], В.А. Никитин [255], А.В. Панкратов [274], А.И. Половинкин [295], Л.А. Харисова [410] и др.); организационно-технологическом (Л.П. Гладких [75], О.М. Потаповская [301; 302], Т.В. Петракова [282], Л.В. Сурова [357; 359]; Д.Е. Самогаев [326] и др.); методическом (А.В. Бородина [42], прот. Виктор Дорофеев [441], Л.П. Гладких [75], Н.В. Давыдова [85; 86], прот. Сергий Коротких [176], С.Э. Наперстникова [244], Л.Л. Шевченко [425], О.Л. Янушкявичене [441] и др.). Активно решается проблема духовно-нравственного воспитания в рамках изучения отдельных школьных предметов: истории (В.А. Никитин [255], СВ. Перевезенцев [279] и др.); литературы (М.М. Дунаев [102], СГ. Макеева [216], Н.П. Сабли-на [325], В.Ю. Троицкий [374; 376], А.Е. Шишкин [434] и др.); музыки (В.В. Алеев, И.В. Кошмина [182], В.В. Медушевский [225] и др.); изобразительного искусства (A.M. Виноградова [58], Н.К. Шабанов и др.). Профессионально-педагогический аспект разрабатывают Е.И. Артамонова [20], В.А. Беляева [30], О.В. Ивановская [125], И.Ф. Исаев, Л.И. Мищенко, А.В.

Репринцев [319], В.А. Сластёнин [340], Т.В. Склярова [338], Н.А. Шайденко [422] и др. Развитию отдельных образовательных учреждений религиозно-духовной направленности посвящены работы, касающиеся деятельности духовных образовательных профессиональных заведений, посвящены работы Евгения, архиепископа Верейского, архимандрита Платона (Игумнова) и др.); православных гимназий - священника Алексея Сысоева, прот. Льва Махно и др.); работе воскресных школ — Е.А. Никитской, О.Л. Янушкявиче-не, Л.А. Марченко и др.).

В этой ситуации все актуальнее становится потребность целостного осмысления становления и развития современной системы духовно-нравственного воспитания, а также систематизация большого количества теоретических и методических разработок в этой области.

Однако до сих пор в современной педагогической науке нет работ, направленных на целостное изучение этого процесса. С учетом этого противоречия мы выбрали тему данной диссертации «Духовно-нравственное воспитание в системе современного российского образования», проблема которой сформулирована следующим образом: каковы тенденции, направления и условия развития духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи в России в конце XX — начале XXI вв.?

Решение поставленной проблемы является целью данной работы.

Объект исследования - теория и практика современного духовно-нравственного воспитания; предмет духовно-нравственное воспитание как компонент общего образования.

Задачи исследования:

- охарактеризовать современное состояние духовно-нравственного
воспитания как особого вида воспитания в российском образовании;

— раскрыть смысл, содержание и основные направления развития пра
вославной педагогики на переходе тысячелетий;

проанализировать сущность и идейные позиции субъектов общественной полемики по вопросам духовно-нравственного воспитания в России конца XX - начала XXI вв.;

выявить и охарактеризовать этапы развития современного духовно-нравственного воспитания на федеральном и региональном уровнях;

обосновать основные тенденции, направления и оптимальные социально-педагогические условия развития духовно-нравственного воспитания.

Методологическая основа исследования: культурно-исторический и системный подходы, позволяющие сочетать научность с христианским вероучением о цельности и иерархичности мира, общества и человека; положения о единстве религии и воспитания, светской науки и православного богословия в отечественной духовно-педагогической традиции, выражающиеся в их плодотворном взаимодействии и взаимообогащении.

Теоретическая основа диссертации сложилось на основе трудов, ориентированных на разработку целостной системы образования и традиционного духовно-нравственного воспитания: святоотеческого педагогического наследия (святителей Тихона Задонского [369; 370], Феофана Затворника [393; 394], Игнатия Брянчанинова [126; 127], Филарета Московского [395], Иннокентия Московского [136], святого праведного Иоанна Кронштадтского [141; 142], митрополитов Владимира (Богоявленского) [59], Антония (Су-рожского) [19], архиепископа Фаддея (Успенского) [380], митрополита Иоанна (Снычева) [145], схиархимандрита Иоанна (Маслова) [144] и др.); работ российских теоретиков духовно-нравственного воспитания второй половины XIX - первой половины XX вв. (В.В. Зеньковского [120; 121; 122], И.А. Ильина [131; 132], К.Н. Леонтьева [201], И.О. Лосского [211; 212], Н.И. Пирогова [286], К.П. Победоносцева [291; 292], священника Павла Флоренского [402; 403], С.А. Рачинского [315], К.Д. Ушинского [382; 383], С.Л. Франка [406; 407; 408] и др.); работ известных советских психологов, направленных на целостное понимание человека: К.А. Абульхановой-Славской [2], Б.Г. Ананьева [17], А.Н. Леонтьева [200], Д.И. Фельдштейна

[390]; современных педагогов и психологов, изучающих духовно-нравственное воспитание (игумена Георгия (Шестуна) [427; 428], архимандрита Зиновия (А.А. Корзинкина) [172; 173], архимандрита Платона (Игумнова) [289], протоиереев Артемия Владимирова, Бориса Ничипорова [259], иерея Александра Иванова [124], Е.В. Бондаревской [41], Б.С. Братуся [43; 44], Ф.Е. Василюка [49], Е.О. Галицкой [67], С.А. Ефименковой [12], А.В. Кам-кина [149], А.А. Королькова [174; 175], М.Н. Костиковой [178; 179; 180], С.Г. Макеевой [216], Н.В. Маслова [220], В.М.Меньшикова [227; 229], И.В. Метлика [235; 236], Н.Д. Никандрова [246; 247], В.В. Рубцова [254], СВ. Перевезенцева [279], Т.И. Петраковой [282; 283], В.А. Сластёнина [277], В.Д. Шадрикова [420; 421], О.Л. Янушкявичене [440] и др.); педагогической теории профессионального образования и подготовки учителей на основе отечественной педагогической культуры (Е.В. Бондаревской [51], В.А. Беляевой [30], И.Ф. Исаева, О.Н. Кудиной [187], Н.И. Лифинцевой [202], Л.И. Мищенко, Т.В. Скляровой [338], В.А. Сластёнина [340], Н.А. Шайденко [422] и др.).

Избранная методология и решение поставленных задач обусловили использование следующих методов исследования: культурно-педагогического, историко-педагогического и теоретико-педагогического анализа практики духовно-нравственного воспитания, богословской, философской и психолого-педагогической литературы; периодической печати, публикаций, посвященных вопросам духовно-нравственного воспитания; теоретико-исторического и теоретико-педагогического анализа различных документов (Министерства образования и науки РФ, РПЦ, региональных светских и духовных властей и т.п.) по вопросам духовно-нравственного воспитания, метода включенного наблюдения и анализ практики духовно-нравственного воспитания; экспертизы, консультирования и участия в реализации региональных программ и программ духовно-нравственного воспитания отдельных образовательных учреждений.

Источники исследования: труды по православной педагогике; философские, психологические, педагогические работы, посвященные духовно-нравственной проблематике; педагогическая и религиозно-образовательная литература, материалы периодической печати, документы Министерства образования и науки РФ, Священного синода РПЦ, региональных структур государственной власти и образования, а также церкви, отражающие развитие духовно-нравственного воспитания.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в несколько этапов с 1996 по 2010 гг.

Первый этап (1996-1998 гг.) - знакомство с источниковой базой, историографией темы исследования.

Второй этап (1999-2008 гг.) - определение теоретико-методологических оснований и категориального аппарата исследования, накопление исследовательского материала, его анализ и систематизация.

Третий этап (2009—2010 гг.) — обобщение итогов исследования, публикация полученных результатов, оформление текста диссертации.

Личный вклад соискателя заключается в разработке целостного подхода к изучению духовно-нравственного воспитания в единстве его теории и практики; в изучении роли общественных организаций и СМИ, в выявлении основных тенденций, направлений и оптимальных социально-педагогических условий его дальнейшего развития.

На защиту выносятся следующие положения:

Рубеж XX-XXI вв. характеризуется как этап мировоззренческого самоопределения России, когда востребованность культурно-исторических традиций отечественного образования привела к воссозданию целостной системы духовно-нравственного воспитания в полноте ее компонентов: цель -духовно-нравственное развитие личности ученика; принципы — трудовой характер воспитания, соборность, родительско-детский характер отношений между педагогами и детьми и др.; содержание — Священное Писание и Предание, святоотеческое наследие, мир православной культуры и система выс-

ших культурных, художественных и научных ценностей, школьное содержание духовно-нравственного воспитания; технологии - целенаправленно организованный процесс воспитания, ориентированный на развитие духовности и нравственности в соответствии с его традиционными ценностями: формы - уроки, мероприятия, паломнические поездки и т.д.; методы - формирования сознания личности, организации деятельности и поведения, стимулирования; организация, предусматривающая согласованную деятельность управленческих структур, преемственность работы семьи и школы на всех ее ступенях, единство действий школы, семьи, учреждений культуры и церкви в воспитании человека; возрождение воспитывающей социальной среды.

Православная педагогика есть богословско-философский и научный способ осмысления проблемы человека, его развития и воспитания в православной духовной традиции, представляющей непрерывную последовательность идей и опыта на путях постижения педагогической истины. Развитие современной православной педагогики осуществляется в рамках пяти направлений: 1) историко-педагогическом, предусматривающем восстановление исторической картины развития отечественного образования и педагогической мысли; 2) теоретико-методологическом, ориентированном на изучение, восстановление и развитие фундаментальных основ православной педагогики; 3) теоретико-сопоставительном - сравнительный анализ православной и светской антрополого-педагогической науки; 4) научно-теоретическом, изучающем духовно-нравственное воспитание как самостоятельный вид воспитания; 5) научно-методическом, ориентированном на создание методической базы современного духовно-нравственного воспитания.

Предметом общественных дискуссий в СМИ является весь спектр общественно-религиозной и педагогической проблематики в нашей стране. Содержательно в нем выделяются четыре направления: 1) сущностно-религиозное, показывающее позитивное значение традиционных религий в жизни общества и человека, духовной и культурной жизни общества и образования; 2) общественно-религиозное, анализирующее взаимодействие об-

щества и церкви; 3) культурно-религиозное, описывающее взаимодействие культуры, науки, искусства с религией; 4) воспитательно-религиозное, изучающее сущность и пути духовно-нравственного воспитания в России. В последнем сложилось три подхода: атеистический, отрицающий бытие Бога и, соответственно, необходимость духовно-нравственного воспитания, основанного на религиозной культуре; либеральный - исходящий из того, что религия является частным делом каждого человека, и поэтому не должна быть предметом общественного духовно-нравственного воспитания; позитивный (разделяют не только религиозные, но и многие деятели науки, культуры и образования), доказывающий необходимость построения духовно-нравственного воспитания на основе системы традиционных религиозных ценностей.

Основными направлениями поисков профессиональной прессы являются: теоретико-методологическое (целостный взгляд на сущность человека, его развитие и воспитание); научно-теоретическое (смыслы, миссия, цели, содержание духовно-нравственного воспитания); нормативно-правовое (законодательная возможность и юридические условия его реализации), организационное (пути и способы его осуществления).

Значительную роль в развитие духовно-нравственного воспитания внесли общественные движения и организации России, в том числе Всемирный Русский Народный Собор и Общественная палата Российской Федерации, которые обосновали идею необходимости воссоздания духовно-нравственного воспитания на базе традиционных отечественных духовно-нравственных ценностей; его преемственности с предшествующими формами воспитания; необходимости поиска адекватного содержания и технологий его осуществления.

С 1988 года в России, благодаря согласованной политике всех сфер общества, Церкви и образования идет процесс создания системы духовно-нравственного воспитания. На федеральном уровне: 1 этап (1988-1995 гг.) -подготовительный: появление первого опыта, освоение православных зна-

ний; 2 этап (1996-2006 гг.) - реальное сотрудничество государства и Церкви по восстановлению духовно-нравственного воспитания; 3 этап (2007 г. - по наст, вр.) - начало системной работы государства по развитию духовно-нравственного воспитания в системе российского образования. На региональном уровне: Курская, Белгородская и Воронежская области: 1 этап (1988 - 1996 гг.) - подготовительный; 2 этап (с 1996 - 2004 гг.) - начало сотрудничества по духовно-нравственному воспитанию и системное преподавание ОПК; 3 этап (с 2005 г. - по наст, вр.) - организация целостной системы духовно-нравственного воспитания. Фундаментальное значение регионального опыта состоит в том, что он, опережая федеральный уровень, позволяет отработать систему воспитания в целом и ее отдельные компоненты: законодательный, содержательный, технологический, организационный, тем самым предлагая российскому образованию наиболее оптимальные пути решения проблем духовно-нравственного воспитания.

Важнейшими тенденциями современного духовно-нравственного воспитания в России являются: ориентация (обоснованная теоретически и подтверждаемая практически) современного воспитания на систему традиционных отечественных духовно-нравственных и культурных ценностей; целостность: от изучения отдельных знаний к построению полноценной самостоятельной системы духовно-нравственного воспитания; всесторонность - духовно-нравственное воспитание стремится охватить все сферы образовательного процесса, внеклассную и внешкольную работу, социальную среду посредством включения в организацию духовно-нравственного воспитания социальных структур, причастных к воспитанию.

Основными направлениями развития духовно-нравственного воспитания являются: построение системы собственно духовно-нравственного воспитания, включающее преподавание традиционной (православной) религиозной культуры; придание воспитательной направленности на основе традиционных духовных ценностей всему образовательному процессу, организация внеклассной и внешкольной воспитательной и просветительской рабо-

ты (организация праздников, фестивалей, конкурсов, паломнических поездок, помощи нуждающимся и т.п.); возрождение воспитывающей социальной среды, благодаря организации духовно-просветительской, культурной и педагогической деятельности (торжества, праздники и т.д.).

Социально-педагогические условия успешного осуществления духовно-нравственного воспитания: четкое осознание его цели и задач; разработка нормативно-правовой базы; построение современного содержания воспитания (программы, учебники, методические рекомендации); целенаправленное и системное придание воспитательной направленности образовательному процессу, органичное включение традиционных духовно-нравственных ценностей в образовательно-воспитательную, внешкольную и внеклассную работу; создание адекватных и оптимальных технологий воспитания; подготовка педагогических кадров, способных профессионально осуществлять духовно-нравственное воспитание; формирование воспитывающей социальной среды путем объединения и включения в воспитательную работу всех социальных воспитательных институтов; оптимальная организация духовно-нравственного воспитания путем оптимизации деятельности управленческих структур, необходимое научно-методическое и информационное сопровождение и обеспечение, достаточное материальное и финансовое обеспечение.

Научная новизна исследования состоит в том, что: духовно-нравственное воспитание представлено как самостоятельный вид воспитания и органичная часть современного российского образования; показана культурная преемственность современного духовно-нравственного воспитания с отечественной духовно-нравственной и педагогической традицией; проведен анализ развития современной православный педагогической мысли, выявлены основные направления ее развития: историко-педагогическое, теоретико-методологическое, теоретико-сопоставительное, теоретико-научное и научно-методическое; определены основные направления развития общественно-воспитательно-религиозной тематики в СМИ: сущностно-религиозное,

общественно-религиозное, культурно-религиозное, воспитательно-

религиозное, в последнем выявлены подходы: атеистический, либеральный, позитивно-религиозный; охарактеризованы основные направления изучения духовно-нравственной проблематики в профессиональных СМИ: теоретико-методологическое, научно-теоретическое, нормативно-правовое, организационное; выявлены и охарактеризованы этапы развития духовно-нравственного воспитания на федеральном и региональных уровнях (Курская, Белгородская и Воронежская области); тенденции развития духовно-нравственного воспитания: в теории — восстановление и дальнейшее развитие православной педагогики; в практике - ориентация на отечественные духовно-нравственные ценности, целостность, всесторонность; исследованы основные направления развития духовно-нравственного воспитания: воспитательное, образовательное, внеклассное и внешкольное, социально-средовое; определены социально-педагогические условия оптимального развития духовно-нравственного воспитания.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что духовно-нравственное воспитание представлено как самостоятельной вид воспитания и фундаментальная часть российского образования, что вносит вклад в дальнейшее развитие общей теории воспитания; уточнено понятие и содержание духовно-нравственного воспитания и показано его отличие от других видов воспитания, что дополняет общую теорию воспитания; православная педагогика представлена как важнейшая часть прошлой и современной педагогической науки России в ее научно-фундаментальных теоретико-методологических и конкретно-научных основах и раскрывается ее значение для решения теоретических проблем духовно-нравственного воспитания, что вносит вклад в разработку современной теории православной педагогики; выявлен теоретический аспект деятельности СМИ в решении проблем духовно-нравственного воспитания как важный аспект традиционной отечественной педагогической публицистики.

Практическая значимость исследования определяется тем, что на основе его материалов, идей и выводов возможны дальнейшее развитие и совершенствование духовно-нравственного воспитания на федеральном, региональном, муниципальном и школьном уровнях; разработка документов, учебно-воспитательных программ. Материалы и результаты, полученные в ходе исследования, были использованы в работе Министерства образования РФ (1999-2002 гг.), для подготовки документальной базы для региональных систем духовно-нравственного воспитания Курской и Белгородской областей, отдельных образовательных учреждений; в преподавании философии и истории образования, спецкурсов и спецсеминаров в вузах, духовных семинариях, в системе подготовки и переподготовки педагогических кадров.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования и сделанных на их основе выводов обеспечены верностью исходных методологических принципов, использованием методов исследования, адекватных его цели, задачам и предмету; изучением и обобщением значительного объема эмпирических и теоретических материалов; личной включенностью в практику духовно-нравственного воспитания в Курской и Белгородской областях; использованием полученных результатов в педагогической практике.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты и выводы исследования нашли отражение в авторских публикациях и были представлены на международных и всероссийских научно-практических конференциях: Международных Рождественских образовательных чтениях (2000-2010 гг.), Курск (2000-2010 гг.), Белгород (2000-2010 гг.), Воронеж (2000-2010 гг.), Кострома (2000-2010 гг.), Вологда (2000-2010 гг.); на заседаниях кафедр психологии и педагогики развития КГУ; теологии и религиоведения КГУ; кафедрах теологии и педагогики БГУ; православных гимназий городов Курска и Белгорода. Внедрение результатов исследования осуществлялось путем их публикации, участия в реализации региональных целевых программ духовно-нравственного воспитания в отдельных образовательных учрежде-

ниях; в организации подготовки и переподготовки кадров, а также в лекциях, читаемых в различных учебных заведениях.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 442 источника.

Во введении обоснована актуальность темы, его проблема, цель, объект и предмет исследования, описаны его методология, методы и источники, сформулированы положения, выносимые на защиту, охарактеризованы научная новизна, теоретическая и практическая значимость.

В первой главе «Теоретические предпосылки современного духовно-нравственного воспитания» охарактеризовано современное духовно-нравственное воспитание; раскрыты пути восстановления и развития православной педагогики; проанализированы общественные дискуссии рубежа XX -XXI вв. по вопросам организации духовно-нравственного воспитания в СМИ и общественных организациях России.

Во второй главе «Опыт становления и совершенствования духовно-нравственного воспитания в России в конце XXначале XXI вв.» изучены основные этапы развития духовно-нравственного воспитания на федеральном и региональном уровнях, анализируются основные тенденции, направления и социально-педагогические условия его развития.

В заключении подведены итоги исследования, сделаны его основные выводы и намечены перспективы дальнейшей работы.

Библиографический список содержит 442 источника.

Социально-педагогические предпосылки становления духовно-нравственного компонента образования в конце XX — начале XXI вв

Почему стало возможным становление и развитие духовно-нравственного воспитания в общем пространстве российского образования? Анализируя происходящие процессы в образовании, можно выделить две главные причины.

Во-первых, в силу внешних причин. Коренные перемены, происходящие в России в последние десятилетия, потребовали изменений во всех ее сферах, в том числе и в образовании, которое с начала 90-х годов находится в стадии постоянного реформирования.

Однако в гораздо большей степени, чем образование, реформирования потребовало российское воспитание. И это отнюдь не случайно, поскольку воспитание гораздо в большей степени, чем обучение связано с общественным строем. Поэтому в девяностые годы вместе с разрушением социалистического строя в нашей стране неизбежно оказалось разрушенным и социалистическое воспитание. Соответственно, со сменой общественного строя потребовалась и смена системы воспитания - он должен соответствовать новым общественным условиям. В ситуации разрушающегося воспитания необходимо найти воспитательную систему, которая могла бы стать заменой про шлому социалистическому воспитанию. Именно задаче формирования новой целостной системы воспитания в определенной мере было изначально подчинено создание духовно-нравственного воспитания.

Однако это только внешняя сторона дела. Ведь если появление новой системы воспитания определяется только внешними причинами, то очевидно, что она будет, появившись в силу привходящих обстоятельств, существовать в школе до тех пор, пока не будет создана новая система, детерминируемая логикой своего внутреннего развития.

Рассматривая духовно-нравственное воспитание с точки зрения его внутреннего развития, можно сказать, что это - самодостаточный, самостоятельный и абсолютно необходимый вид воспитания, направленный на целенаправленное формирование духовно-нравственной сферы человека. Процесс духовного воспитания предполагает прежде всего освоение высших религиозных ценностей. Возможность их изучения в России появилась только в 90-е годы.

Если понимать духовность как онтологическую характеристику, выражающуюся в сопричастности человека к высшему сакральному миру, освоении высших духовных ценностей, то становится очевидно, что в Советском Союзе духовного воспитания в подлинном смысле этого слова не было.

Итак, наличие внутренних и внешних причин привело к тому, что в российском образовании появился новый вид воспитания, который получил название духовно-нравственного и который - в силу своей новизны - до сих пор как особый вид воспитания еще не зафиксирован в большинстве учебников по педагогике.

А между тем, он реально существует, об этом свидетельствует то, что целый ряд регионов: Белгородская и Курская области, Краснодарский край и другие реализуют региональные программы духовно-нравственного воспитания.

Свидетельством этого служат и официальные документы, касающиеся регулирования сферы образования, принятые в нашей стране. Так, в новой редакции Закона «Об образовании» РФ говорится, что целью содержания образования является «духовно-нравственное формирование личности». Об этом свидетельствует и то, что Министерством образования и науки РФ подготовлена «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [170]. Новый федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения уделяет значительное место «духовно-нравственному развитию и духовно-нравственному воспитанию личности» [387].

Духовно-нравственное воспитание, как самостоятельный вид воспитания от других видов воспитания принципиально отличается тем, что в основе его содержания лежит система религиозных ценностей. Это связано с тем, что духовность предполагает как свою важнейшую характеристику отношение человека к Богу. Поэтому в основе содержания духовно-нравственного воспитания лежит система религиозных ценностей, а они прежде всего осваиваются при изучении курса религиозных культур. В то же время духовно-нравственное воспитание существенно отличается от религиозного образования. Это различие детерминируется культурологическим характером изучения религиозной культуры, которое от религиозного отличается прежде всего отсутствием религиозной практики. Соответственно, применяя этот критерий к школьному образованию, можно сказать, что если в изучении религии присутствует практика, то это - религиозное образование, это - Закон Божий, а если практика отсутствует, то это - культурологическое образование, это -религиозная культура.

На первый взгляд, здесь различие только внешнее, формальное. На самом деле, оно глубинное и сущностное. Отсутствие или наличие практики является фактом возможности или невозможности изучения религии, религиозных ценностей любым человеком, независимо от его конфессиональной принадлежности. Напротив, при наличии практики в религиозном образова-нии религию может изучать только представитель этой религии, потому что участие в религиозной жизни требует религиозного выбора, а главное - рели гиозной принадлежности человека. Например, православный верующий может изучать Коран, но он не может читать мусульманские молитвы, для этого надо принять ислам. Верно и обратное. Мусульманин может изучать Библию, но он не может причащаться, для этого ему надо принять православие.

Но помимо системы религиозных ценностей в содержание духовно-нравственного воспитания входит и система высших нравственных, культурных, научных и художественных ценностей. Так, Н.А. Пархоменко пишет: «Основываясь на позициях отечественной нравственной философии, мы рассматриваем духовность как качество сознания и поведения человека, характеризующееся целостной совокупностью интеллектуальных, эмоциональных, нравственных, эстетических ценностей и установок, реализующихся в способности к преобразованию себя и в приобщении к лучшему, к культуре. Нравственность есть одно из измерений духовности. Философская и культурологическая мысль не разделяет понятия культуры и духовности. Культура выступает как образ, в котором символически выражена духовная жизнь человека. Наиболее конструктивным в контексте нашего исследования является аксиологический подход в понимании культуры. «Поле» культуры - это ценностно-смысловой универсум, в котором человек делает собственное существование человеческим бытием (М.К. Мамардашвили). Культура в таком понимании не просто совокупность ценностей, которые должны быть освоены или осознаны, но это способность и усилие «быть человеком». Культура -это стиль человека, сознательное творчество самой этой культуры, которое определяется ростом человеческого "Я"» [275, с. 9].

Теоретико-методические основы современного духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи

Проблема возрождения традиционного духовно-нравственного воспитания потребовала прежде всего нахождения адекватной теории, потому что почти любая значительная практика требует ее адекватного теоретического обоснования. Поэтому не случайно в России с конца 80-х годов идет активное возрождение православной педагогики. И многие авторы: Е.П. Белозер-цев [29], Б.С. Братусь [43], игумен Георгий (Шестун) [429], А.А. Корольков [174; 175], В.М. Меньшиков [229], Б.В. Ничипоров [259], М.В. Захарченко [117; 118], архимандрит Зиновий (Корзинкин) [173], В.И. Слободчиков [344], Л.В. Сурова [358], Тарасар К.,[363], В.Д. Шадриков [421] и другие работают над адекватным прочтением традиционной православной педагогики и, вместе с тем, ее дальнейшим развитием.

Современное возрождение традиционной православной педагогической теории не случайно, поскольку именно она всегда была теоретической основой традиционного российского воспитания. Христианство с момента его принятия Древней Русью не только стало духовной доминантой жизни и воспитания, но и оказало определяющее влияние на способы постановки и пути решения социальных и педагогических проблем.

Православная педагогика, отстаивая приоритет духовного над материальным, задала тем самым высший смысл воспитания, суть которого — дать личности ребенка раскрыться в полноте всех ее телесных, душевных и духовных сил. Она видела смысл педагогических усилий в приобщении человека к Богу, в наставлении его на путь спасения, что возможно было достигнуть только через правильный образ жизни и воспитания.

Работа по возрождению традиционной православной педагогической мысли идет в нескольких направлениях.

Во-первых, историко-педагогическое, ориентированное на восстановление адекватной исторической картины развития отечественной педагогики и образования в России. Замечательны в этом плане труды С.С. Аверинцева [4], З.В. Видяковой [56], М.В. Богуславского [37], Н.А. Бодневой [39], А.Ф. Киселева [158], Г.Б. Корнетова [177], М.Н. Костиковой [178; 179], В.М. Меньшикова [229], Н.Л. Шеховской [431], О.Л. Янушкявичене [441] и др. В конце XX - начале XXI вв. были изучены педагогические системы К.Д. Ушинского (см.: [224; 257; 386 и др.]), К.П. Победоносцева (см.: [23 и др.]), святителя Тихона Задонского (см.: [57; 123 и др.]), Феофана Затворника (см.: [128 и др.]), Игнатия Б.рянчанинова (см.: [71 и др.]), Иннокентия Херсонского (см.: [115 и др.]), Иоанна Кронштадтского (см.: [76 и др.]), С.А. Рачинского (см.: [22 и др.]) и многих других деятелей православной педагогики.

Традиционная педагогическая мысль России, с одной стороны, исхо дит из своих отечественных оснований, а с другой - уходит своими корнями - в византийскую педагогическую традицию. Приняв христианство в качестве государственной религии, Византия на протяжении всей своей истории создавала особую православную цивилизацию с развитой системой образования и воспитания, с замечательной педагогикой. Среди великих представителей педагогики Византии можно назвать имена Антония Великого [18], Иоанна Златоуста [139; 140], Григория Богослова [81], Василия Великого [47], Иоанна Дамаскина [138], Иоанна Лест-вичника [143], Григория Нисского [82], Исаака Сирина [147], Михаила Псел-ла, Григория Паламы [152] и др. (См. о византийской педагогике: [217].)

Византийцами были и первые учителя словенские - святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. И этот факт имел особое значение для органичного объединения античной и славянской культур на фундаменте христианской.

Принятие христианства Киевской Русью стало и принятием основ православной цивилизации, и одновременно православного воспитания, образования, православной педагогической мысли, так как дало мощный импульс развитию образования и воспитания на Руси. В связи с этим уже в первые несколько десятилетий на Руси складывается «система» древнерусского образования и педагогики. (Более подробно см. работы: С.Д. Бабишина [21], Ю.В. Васильковой [48], З.В. Видяковой [56], Р.И. Жубреяновой [114], Е.П. Логуновой [208], В.М. Меньшикова [231], Р.А. Симонова [332; 333], а также см.: [311; 435 и др.].) Появляются школы, получившие название «ученье грамоте», «ученье книжное», «училище».

В это же время уже в Киевской Руси создаются настоящие шедевры бо-гословско-философской и педагогической мысли: «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона [130], проповеди Феодосия Печерского [391], чуть позже - «Поучение Владимира Мономаха» и др.

Огромное значение в развитии педагогической мысли России имела эпоха русского духовного возрождения (вторая половина XIV - первая половина XV вв.), которая дала миру великих духовных и культурных делателей: преподобного Сергия Радонежского, Митрополита Алексея, епископа Стефана Пермского, преподобных Андрея Рублева и Епифания Премудрого, в XVI в. — Иосифа Волоцкого и Нила Сорского [258]. Эта эпоха существенно развила традиционное воспитание, в котором определяющее значение стали занимать духовно-нравственные ценности. И она же заложила принципы развития отечественного образования, в котором приоритетное значение имели духовно-нравственные ценности. Важнейшим педагогическим явлением средневековой Руси стало создание текста «Домостроя» [99], утвердившего основы христианской жизни и воспитания в русской семье.

Однако дух отхода от христианства, зародившись в Западной Европе, постепенного стал проникать и в Россию. Здесь идея секуляризации, в том числе и в области образования, начала распространяться по мере заимствования западных либеральных теорий и совершенно явно в российском образовании явила себя в Новое время, при Петре Великом. В период его реформ произошло отделение русской школы от Церкви, в результате чего великим реформатором был нанесен ощутимый удар по национальному духу образования и фактически школа была преобразована на протестантский манер.

Последовавшие затем школьные реформы Екатерины II и Александра I еще более усилили ориентацию российского образования на западноевропей скую школу, что меняло изначальный облик русской школы. Фактически к середине XIX в. в России обучение стало строиться на манер западноевропейской школы, что предполагало преподавание отдельных предметов, слабо связанных между собой, и вся образовательная система в значительной степени стала заниматься интеллектуальным обучением. Хотя преподавание Закона Божия еще сохранялось, но дух православия покинул школу. В ней воцарилась внутренняя секуляризация - система обучения становилась все менее ориентированной на традиционные духовные ценности.

Это было особенно явлено в том, что в конце XIX - начале XX в. учительство начало активно обсуждать вопрос о полной секуляризации системы образования в России, об исключении Закона Божия из числа предметов школьного преподавания, о ликвидации церковно-приходских школ. Никто из либеральных деятелей того времени не захотел прислушаться к многочисленным авторитетным высказываниям, предупреждавшим о недопустимости потери христианских основ российской школы, о пагубности ликвидации церковно-приходских школ. Так, протоиерей Иоанн Восторгов, будучи сам опытным педагогом, писал: «Школа церковная, несомненно, любима русским народом как близкая, понятная, истинно народная школа».

Вместе со светским образованием утверждалась и светская педагогика. В XVIII в. в трудах И.И. Бецкого, Ф.И. Янковича, Екатерины II фактически была заложена новая педагогика. Особенно большую роль в развитии этой педагогики сыграли работы Н.И. Новикова. В XIX веке светскую педагогику активно развивали А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский и др.

Главные направления развития системы духовно-нравственного воспитания в российской школе на рубеже ХХ-ХХІвв

Осмысливая основные направления развития российского образования в последние десятилетия, нельзя не заметить, что его важнейшим компонентом стало духовно-нравственное воспитание, которое складывается в заметную составляющую всего российского образования.

Конечно, какие-то его элементы были и в советской системе образования. Поскольку православие несет в себе систему духовных и нравственных идеалов и норм, культурных ценностей, определяющих многие стороны жизни русского народа, русской культуры, постольку оно не могло быть вычеркнуто даже из образования в атеистическом Советском Союзе. Достаточно напомнить содержание истории или русской литературы.

Однако никакой формы системного духовно-нравственного воспитания в этот период не могло быть - такая возможность появилась только с конца 80-х гг., после официального празднования 1000-летия Крещения Руси и своего рода признания Русской православной церкви государством. После этого стало возможным появление в российском образовании положительного религиозного знания, первого опыта духовно-нравственного воспитания. При этом шел процесс его постоянного расширения. Увеличивалось число образовательных учреждений, в которых системно осуществлялся процесс духовно-нравственного воспитания, возрастало число учеников, которые изучали традиционную религиозную культуру, во внеклассной и внешкольной работе все более активно использовались ценности православной культуры.

В развитии духовно-нравственного воспитания на федеральном уровне мы можем выделить три этапа. Первый этап - 1988-1995 годы -подготовительный, когда создавались политические и социально-педагогические условия возрождения духовно-нравственного воспитания. На этом этапе в стране стал складываться первый опыт духовно-нравственного воспитания, представляющийся в появлении курсов духовно-нравственной ориентации.

Широкое празднование тысячелетия официального Крещения Руси сделало, вместе с тем, возможным возрождение духовно-нравственного воспитания, построенного на ценностях православной культуры. Актуальность поиска решения проблем православного воспитания личности связана и с изменением законодательной базы российского образования. В 1992 году вступил в силу Закон РФ «Об образовании», который отозвался на духовно-исторические перемены в укладе жизни народа и государства статьей 2 «О принципах государственной политики в области образования».

В 1990-х гг. поиск реальных путей повышения воспитательного потенциала школы побудил к активизации диалога между светским образованием и Православной церквью, которой народы России обязаны просвещением, основами государственности и общественной морали и которая в самые трудные периоды в истории страны давала духовно-нравственные импульсы для единения народа, сплочения его во имя спасения Отечества.

Важнейшей площадкой такого диалога стали Международные образовательные Рождественские чтения, которые начали свой отчет с 1993 года, и которые со временем стали совместным общественно-научным форумом Русской православной церкви, Министерства образования РФ, РАО, ведущих образовательных учреждений России: Московского государственного университета, Московского педагогического государственного университета и др. Рождественские чтения породили аналогичные конференции во многих регионах России и стали той общественной трибуной, где на местном уровне решались важнейшие вопросы духовно-нравственного воспитания.

В рамках такого диалога шло углубление интереса к духовности и к духовно-нравственным аспектам воспитания и образования, шло понимание того, что православное воспитание — это духовная традиция отечественной школы и педагогики, которая реализуется через усвоение и сохранение образа жизни в культурно-образовательной среде (семья, церковь, школа). Росло понимание того, что духовно-нравственное воспитание молодёжи должно быть нацелено на то, чтобы прививаемые ей нравственные ценности и определенный тип нравственного поведения сознательно и свободно реализовывались ими впоследствии во всех сферах жизни.

Принципиально важно то, что идеи организации духовно-нравственного воспитания в школе стали озвучиваться родителями, учителями, учеными, руководителями образования.

На телевидении, в газетах, на радио появилась религиозная тематика, вопросы религии стали значимыми вопросами в средствах массовой информации, слово получили представители самой Церкви. Так, благодаря СМИ начала налаживаться система православного просвещения.

Появились первые формы общего религиозного образования: начали открываться воскресные школы, православные гимназии. В то же время стала быстро расширяться сфера профессионального духовного образования - возросло число профессиональных учебных заведений: училищ, семинарий, академий.

В образовательных учреждениях шел процесс интеграции знаний по православной культуре в различные учебные курсы (в литературу, мировую художественную культуру, изобразительное искусство и др.). В некоторых образовательных учреждениях стали вводится факультативные курсы духовно-нравственной ориентации по истории и культуре религий. Отдельные элементы духовно-нравственного воспитания стали появляться во внеклассной и внешкольной работе, например паломнические поездки.

Это послужило основой для введения в образовательную сферу курса основ православной культуры, поэтому в образовательных учреждениях все чаще стали появляться соответствующие факультативы. Эти курсы стали преподаваться в учреждениях общего, дополнительного и профессионального образования. В свою очередь, введение этих курсов, потребовало принципиально и качественно новых учителей, которые, будучи исполнены чувства глубочайшей ответственности за воспитание доверенных им душ, были бы способны преподавать новые курсы.

Таким образом, первый этап имел важное значение в становлении духовно-нравственного воспитания, так как позволил пройти путь от возрождения первых элементов традиционного духовно-нравственного воспитания до первых систематических форм преподавания основ традиционной религии в форме факультативов. В целом же на первом этапе создавались политические, социальные и педагогические условия возрождения духовно-нравственного воспитания.

Опыт реализации региональных программ духовно-нравственного воспитания в Курской области

Истоки современного духовно-нравственного воспитания в Курской области приходятся на конец 80-х годов, когда появилась возможность изучения традиционных духовно-нравственных ценностей. (Более подробно см.: [129; 195; 196; 228; 263; 264].)

При этом работа шла по двум направлениям. Первое направление — непосредственная образовательная и просветительская деятельность самой Церкви. Уже с конца 80-х годов в России при православных храмах стали открывать воскресные школы. Первая воскресная школа в Курской области была открыта архимандритом Зиновием (Корзинкиным) в 1989 при Свято-Троицком храме в г. Щигры Курской области, чуть позже - при Никитском храме в г. Курске, руководитель протоиерей Никодим Ермолатий. В начале девяностых годов XX века таких школ в Курской области было уже более десяти, и их посещали более 1000 детей. В настоящее время в области функционирует 90 воскресных школ.

В 1991 году открылась восстановленная Курская духовная семинария. За годы своего существования она стала важным образовательным центром Курской области. За прошедшие годы она выпустила сотни воспитанников, большинство из которых выбрали путь священнического служения.

В 1994 году была открыта первая в Черноземье православная гимназия во имя преподобного Феодосия Печерского. Особенностью этого учебного заведения стало то, что она соединила в себе высокий уровень образования, воспитания и научно-методической работы. С 2005 года на базе Курской православной гимназии организован Центр непрерывного педагогического образования. Сотрудники центра регулярно встречаются с учителями, консультируют их по вопросам духовно-нравственного воспитания, а также выезжают в районы для оказания методической помощи учителям православной культуры. Все более заметную роль стала играть Православная церковь и в просвещении населения области. Священники стали выступать в СМИ, встречаться с молодежью.

Второе направление - это духовно-нравственное воспитание, которое осуществлялось образовательными учреждениями. Первым шагом в этом направлении стало знакомство со сведениями о православной культуре в светских образовательных учреждениях. С конца 80-х годов знания о православии стали включаться в литературу, историю, мировую художественную культуру и другие учебные предметы общеобразовательной школы. Учителя включали сведения по православной культуре во внеклассную работу.

В середине 1990-х гг. в школах области начали преподаваться отдельные факультативы «История религий», «Библия как памятник мировой литературы»; в средних специальных учебных заведениях велись факультативные занятия по истории религий; в Курском государственном педагогическом университете читался спецкурс по православной культуре и православной педагогике.

Итак, на первом этапе — с конца 80-х годов - в воспитании стал складываться отдельный опыт использования православной культуры: были открыты первые воскресные школы, Курская духовная семинария и гимназия; благодаря СМИ начала налаживаться система православного просвещения курян, в образовательных учреждениях стали вводиться знания по православной культуре и даже отдельные учебные, факультативные курсы по истории и культуре религий; православие включили во внеклассную и внешкольную работу.

По мере расширения воспитательной работы все более стало очевидным то, что отдельные случайные сведения о православии, его истории, его художественной культуре не могут решить ни одной серьезной задачи воспитания, которые стоят перед школой. Поэтому учреждения образования подняли вопрос о создании системы духовно-нравственного воспитания, потому что с задачами воспитания можно справиться только тогда, когда есть целостная система. Поэтому все чаще звучало предложение о создании системы целенаправленного и целостного изучения православной культуры.

В связи с этим в области началась работа по созданию предпосылок для более системной и последовательной работы в области духовно-нравственного воспитания. Серьезным основанием для этого послужило принятие областной программы развития образования. В 1995 г. Постановлением главы администрации Курской области № 182 были утверждены «Основные направления развития образования Курской области на 1995-2000 гг.». Согласно этому документу одним из важнейших направлений развития образования становилась работа по возрождению традиционной российской культуры, духовности и нравственности, упрочение связей светского и духовного образования, разработка на этой основе новых путей развития школы. Важнейшим пунктом этого документа стало положение о включении основ православной культуры в образовательное пространство региона.

Точкой отчета второго этапа можно считать декабрь 1996 г., когда губернатор Курской области А.В. Руцкой подписал Постановление «Об утверждении программы изучения православной культуры в Курской области». В это же время были заключены первые договоры о совместной научно-педагогической и культурно-просветительской деятельности между администрацией Курской области и Курским епархиальным управлением, Комитетом образования Курской области и Курским епархиальным управлением, Курским государственным педагогическим университетом и Курским епархиальным управлением и другими сроком до 2000 г..

В период с 1996 по 2000 гг. в Курской области была проведена работа по созданию административно-правовой, научно-методической, материально-технической и кадровой базы для изучения курса основы православной культуры, что позволило в дальнейшем осуществлять его преподавание в рамках регионального и школьного компонентов образования.

С целью успешного выполнения областной программы изучения православной культуры Распоряжением № 227-р от 10.04.97 г. губернатора Курской области на базе Курского государственного педагогического университета была создана лаборатория русской школы, которая начала работу под руководством профессора В.М. Меньшикова. Распоряжением № 792 от 20.11.97 был организован Общественный совет Курской области по развитию православной культуры, председателем которого был назначен архиепископ Курский и Рыльский Иувеналий (Тарасов).

Похожие диссертации на Духовно-нравственное воспитание в системе современного российского образования