Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Духовно-нравственное воспитание учащихся российской православной гимназии Баринова Наталья Геннадьевна

Духовно-нравственное воспитание учащихся российской православной гимназии
<
Духовно-нравственное воспитание учащихся российской православной гимназии Духовно-нравственное воспитание учащихся российской православной гимназии Духовно-нравственное воспитание учащихся российской православной гимназии Духовно-нравственное воспитание учащихся российской православной гимназии Духовно-нравственное воспитание учащихся российской православной гимназии Духовно-нравственное воспитание учащихся российской православной гимназии Духовно-нравственное воспитание учащихся российской православной гимназии Духовно-нравственное воспитание учащихся российской православной гимназии Духовно-нравственное воспитание учащихся российской православной гимназии Духовно-нравственное воспитание учащихся российской православной гимназии Духовно-нравственное воспитание учащихся российской православной гимназии Духовно-нравственное воспитание учащихся российской православной гимназии
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Баринова Наталья Геннадьевна. Духовно-нравственное воспитание учащихся российской православной гимназии : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Барнаул, 2006 210 с. РГБ ОД, 61:06-13/1489

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Теоретико-методологические предпосылки организации духовно-нравственного воспитания учащихся российской православной гимназии 13

1.1. Сущность духовно - нравственного воспитания в современном образовании, философии, психологии и педагогики 15

1.2. Состояние разработанности проблемы исследования в теории и практической деятельности православной гимназии 56

1.3. Концепция и программа духовно-нравственного воспитания учащихся российской православной гимназии 76

Выводы по первой главе 96

Глава II Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности программы духовно-нравственного воспитания учащихся российской православной гимназии 97

2.1. Организация и методика опытно-экспериментальной работы по выявлению эффективности программы духовно-нравственного воспитания учащихся российской православной гимназии 97

2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по выявлению эффективности программы духовно-нравственного воспитания учащихся российской православной гимназии 107

Выводы по второй главе 156

Заключение ..158

Список использованной литературы 167

Приложения.

Введение к работе

Актуальность и постановка проблемы исследования. В настоящий период истории России возникли возможности поиска и реализации новых концепций образования, которые, с одной стороны, отвечали потребностям современного развития цивилизации, а с другой, обратились к духовно -нравственным, историко - культурным и историко - национальным традициям и особенностям уклада жизни русского народа. Такие процессы затрагивают широчайший круг проблем, связанных как с анализом уже состоявшихся образовательных систем и доктрин, так и с формированием новых путей, которые должны вобрать в себя наилучший опыт, пересмотреть уже существующие направления и повести поиск исследования по пути прогресса и интеграции. Необходимо разработать концепцию образования, направленную на воспитание подрастающего поколения в любви к Родине, к духовным традициям, к православной вере как фундаменту общенациональных ценностей, что позволит восстановить утраченные позиции в отношениях к нравственности, к семье, к своему народу, укрепить гражданственность. В этой связи поиск «мостов», соединяющих религиозное и светское, церковное и государственное, поиск так называемой «симфонии», есть актуальная проблема. Попытка её осмысления в педагогической науке на современном этапе предпринимается в нескольких направлениях.

Во - первых, различные конференции, организованные Русской Православной Церковью и посвященные православному воспитанию. Среди них выделяются Международные Рождественские образовательные чтения (1992 -1999) и региональные чтения, которые непосредственно с ними связаны: Рождественские (Елец, 1999), Дмитриевские (Ростов - на - Дону, 1997, 1998.), Иренарховские (Ярославль 1997, 1998), Киреевские (Калуга, 1996 - 1999), Феофановские (Орёл, 1997,1998), Тихоновские (Москва, 1998) и др .

Во - вторых, светские педагогические конференции, посвященные творчеству К. Д. Ушинского ((Курск: 1994, 1995, 1997, 1999); Белгород (1994); Астрахань (1994); Борисоглебск (1999); Ярославль (1999)); творчеству

В.В.Розанова (Елец, 1998) и др., в работе которых рассматривались вопросы духовного воспитания.

В - третьих, в трудах целого ряда философов, культурологов, психологов и педагогов: Е.П Белозерцева [26; 27], И. Ф.Гончарова [76], О.В. Долженко [84; 85], Б.Т.Лихачева [129; 131], Н.Д.Никандрова [152], В.А. Сластёнина [199], Л.В.Суровой [204], В.Ю.Троицкого [210], Е. Шестун [230] и др. посвящены духовному воспитанию. Важные аспекты духовного воспитания отражаются в диссертационных исследованиях Н.В.Белых [31], И.В. Метлика [142], Л.Н.Селивановой [193] и др. При этом духовное развитие личности как ведущая проблема современного образования ставится в докторских диссертациях Л.А.Беляевой [32], В.М. Меньшикова [139], В.И. Слободчикова [200].

В - четвертых, следует обратить внимание на то, что в современную психолого - педагогическую науку органично вошли труды православных философов: В.В.Зеньковского [92; 95; 96], В.О.Ключевского [111] и др.

В - пятых, важно отметить, что современная образовательная мысль обращается к трудам православных иерархов: Патриарха Московского и всея Руси Алексия II [ 166], архиепископа Курского и Рыльского Иувеналия и др.; архимандритов: Иоанна (Экономцева) [100], священников: Артемия Владимирова, диакона Андрея Кураєва, проф. А.И.Осипова и др. Их труды содержат важные идеи педагогики, которые становятся органичной частью современной психолого - педагогической литературы. Ссылки на них стали постоянным компонентом научно -педагогических изысканий.

Таким образом, мы вправе говорить о настоящем континууме исследований духовного развития, формирования и воспитания духовной проблематики в осмыслении формирования, развития и воспитания личности в трудах теоретиков: богословов, философов, педагогов и психологов, а также практиков: духовных и светских учителей.

Главная причина столь широкого обращения к указанной проблематике, на наш взгляд, заключается в том, что общая система учебно - воспитательной

работы базируется на мировоззренческом фундаменте, который определяет основное направление решения воспитательных задач. Педагогическая деятельность должна быть целостной и системной: целесообразной, последовательной, включающей взаимодействие её структурных и функциональных подсистем. В круг базовых проблем педагогики на современном этапе входит исследование духовной платформы мировоззрения не как компонента, оказывающего влияние на процесс воспитания, а как одного из её важных и ключевых факторов. Поэтому необходимо провести анализ природы духовности человека, источников и средств её достижения, рассмотреть влияние духовных ориентиров на осуществление нравственной природы личности, внести результаты этого анализа в секулярное научное миропонимание.

Важнейшим источником теоретического исследования указанных проблем является богатейший опыт, изложенный в творениях святых Учителей и Отцов Православной Церкви. В их непревзойдённом опыте достижения человеческого совершенства или святости заключены решения многих проблем, связанных с воспитанием в человеке высоких личностных начал. Именно в святости достигается полная гармония человеческой природы, что в педагогических изысканиях последнего времени именуется «целостностью человеческой природы» (Е. П. Белозерцев, В.И.Слободчиков). Это позволит расширить диапазон рассматриваемых проблем мировой педагогической мысли, поможет связать современные личностно ориентированные образовательные технологии с традиционными исторически сложившимися духовно - нравственными формами обучения и воспитания. Отсюда возникает потребность в конкретном изучении этих реалий и исходящей из них воспитательной методологии, теории и практики. Однако до сих пор в нашей стране отсутствуют диссертационные исследования, посвященные данной проблематике.

Сегодняшний опыт показывает необходимость внесения в содержание образовательного процесса духовного наследия, возрождения духовно -нравственных и научных традиций отечественной психологии и педагогики,

которые требуют глубокого истолкования в свете святоотеческой мысли. Мировая история Православной Церкви раскрывает бесценную сокровищницу своих антропологических истин. Они, к сожалению, остаются недостаточно познанными научной педагогической мыслью и неучтёнными в построении учебно - воспитательного процесса, который ослабляется без знания истинной природы человека, без учёта взаимосвязи духовного становления личности с психофизическим развитием, без уяснения значения духовного образа жизни для формирования нравственных основ развития человека.

В то же время, несмотря на значительный научный фонд по исследованию проблемы, в настоящее время имеется противоречие между необходимостью исследования духовно-нравственного воспитания в российской православной гимназии и недостаточностью разработанности в педагогической теории и практике.

Указанное противоречие позволило сформулировать проблему исследования, которая заключается в определении организационно-педагогических условий, способствующих повышению уровня духовно-нравственного воспитания учащихся российской православной гимназии.

С учетом изложенного выше была выбрана тема исследования: -«Духовно - нравственное воспитание учащихся российской православной гимназии».

Цель исследования - разработать, реализовать концепцию и программу духовно- нравственного воспитания учащихся в российской православной гимназии.

Объект исследования: воспитание учащихся православной гимназии

Предмет исследования: процесс духовно - нравственного воспитания школьников в православной гимназии.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогические и методические источники по

проблеме исследования.

  1. Обобщить теоретические и практические предпосылки, в совокупности обеспечивающие разработку концептуальных идей и положений духовно-нравственного воспитания учащихся православной гимназии.

  2. Разработать программу духовно-нравственного воспитания учащихся на основе православной культуры и опытно-экспериментальным путем выявить ее эффективность.

4. Разработать научно-методические рекомендации по повышению
эффективности духовно-нравственного воспитания.

Гипотеза исследования состоит в том, что воспитание в современной православной гимназии будет осуществляться более эффективно, если:

на основе анализа отечественного и зарубежного педагогического опыта определены научно обоснованные подходы к повышению уровня духовно-нравственного воспитания учащихся в православной гимназии;

концепция духовно-нравственного воспитания включает: цель, задачи, принципы, содержание;

- разработана программа, способствующая приобщению учащихся к
ценностям национальной культуры, социализации в современном обществе,
воспитанию гражданственности, патриотизма, нравственных качеств личности,
культуры межконфессионального общения.

Методологической основой исследования явились исследования ценностных ориентации и механизмов их формирования ( В.П. Тугаринов, А.А. Ручка, А.Г. Здравомыслов, Б.Г.Ананьев, Б.С. Братусь, А.Н. Леонтьев); положения педагогических и психологических теорий воспитания ( К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, Ш.А.Амонашвили, А.В.Мудрик, Ф.В. Крон и др.); исторического анализа православного воспитания (П.Ф. Каптерев, А.В.Картешев, Е.Е. Голубинский, П.В. Знаменский, В.В.Зеньковский, Н.Д. Тальберг, И.К. Смолич, Н.И. Пирогов и др.), идеи о необходимости возрожления православия и православного воспитания в современных условиях (Е.П.

Белозерцев, В.М. Филиппов, Н.Д. Никандров, В.И. Стражев, Л.В. Сурова, И.Я. Яковлев и др.), работы о направленности образования на формирование духовно-нравственной культуры, воспитание гражданственности школьников (Б.Т. Лихачев, Г.Н. Филонов). При разработке программы в качестве ведущих были избраны: логико-исторический, культорологический, системный и личностно-деятельностный подходы.

Методы и база исследования

В исследовании применялся комплекс теоретических и эмпирических методов: теоретический анализ и синтез; изучение научно-педагогической литературы, документов, учебных и методических материалов; обобщение и анализ отечественного педагогического опыта; теоретическое моделирование; наблюдение, интервьюирование, беседа, анкетирование. Опытно-экспериментальная работа соискателя проходила в Православной гимназии г. Барнаула. В исследовании приняли участие учителя, родители, учащиеся Православной гимназии, всего 200 человек.

Источники исследования: творения св. Отцов и Учителей Церкви, труды исследователей их творчества - отечественных и зарубежных богословов; сочинения философов, психологов, педагогов по проблемам духовно -нравственного воспитания; издания периодической религиозной и психолого -педагогической печати: «Духовный собеседник», «Вопросы православной педагогики», «Русское возрождение», «Просветитель», «Вопросы психологии», «Вопросы философии», «Педагогика» и др.

Исследование выполнялось в несколько этапов:

Первый этап (2001-2002 гг.) В ходе данного этапа анализировалось и оценивалось современное состояние проблемы, а также общая ситуация и подходы к изучению духовно - нравственной проблематики в российской педагогике, определялись методы, способствующие раскрытию содержанию темы; отрабатывался категориальный аппарат исследования.

Второй этап (2002-2003 гг.) На этом этапе изучался опыт формирования

духовно - нравственных основ личности; разрабатывались и внедрялись в учебно-воспитательный процесс православной гимназии концепция и программа духовно-нравственного воспитания учащихся.

Третий этап (2003-2004 гг.) Систематизировались и обобщались основные идеи и результаты, вносились коррективы в материалы исследования; закончено литературное оформление диссертации.

Научная новизна исследования:

1.Выявлена специфика духовно-нравственного воспитания учащихся в православной гимназии в современных условиях. Воспитание решает следующие задачи - воспитательные: воспитание нравственной, национальной; гражданской, экологической, эстетической культуры на основе православной культуры; воспитание патриотизма, культуры мира, ЗОЖ; образовательные: формирования целостного представления школьников о православной культуре (ее истории, сущности, культовых традициях, символах, личностях, архитектуре, образе жизни, правовых, этических нормах и предписаниях, священных писаниях и др.); развивающие: развитие познавательной активности в области православной культуры.

2. Обоснованы организационно-педагогические условия духовно-нравственного воспитания и деятельности Православной гимназии в современных условиях, включающих: содержание, формы, методы, средства, т.е. историческая преемственность поколений, сохранение и развитие национальных культур, воспитание бережного отношения к историческому наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов; формирование культуры мира и межличностных отношений; формирование у детей и молодежи целостного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;

воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта; экологическое воспитание, формирование бережного отношения к природе.

3. Разработаны концептуальные идеи, положения и программа духовно-нравственного воспитания учащихся Православной гимназии.

4.Разработаны критерии и показатели духовно-нравственной воспитанности учащихся в православной гимназии. Критерии: отношение к политике государства; отношение к Родине, другим странам, народам, конфессиям; отношение к труду; отношение к общественному достоянию и материальным ценностям; отношение к людям; отношение к себе; а также полнота этических представлений. Показатели: низкий, средний, высокий, оптимальный уровни.

Теоретическое значение исследования заключается в рассмотрении различных подходов по исследуемой проблеме; в определении методологических основ для создания концепции и программы духовно-нравственного воспитания учащихся православной гимназии; проведение анализа ключевых позиций, идей и положений деятельности православной гимназии в историческом контексте.

Практическое значение работы состоит в том, что результаты исследования позволяют системно выстраивать работу образовательного учреждения по обновлению учебно-воспитательной деятельности. Полученные данные могут быть включены в содержание курса по истории образования, использоваться при разработке психолого-педагогических спецкурсов и спецсеминаров.

Кроме этого, предложены конкретные методические приемы, смоделированы педагогические ситуации, способствующие повышению эффективности воспитательной работы в православной гимназии.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены методологической обоснованностью исходных позиций исследования; применением системы теоретических и эмпирических методов, адекватных цели, задачам и логике; репрезентативностью и разнообразием

источниковедческой базы, подтверждающей положения и выводы диссертации; личным педагогическим опытом соискателя и широким анализом практической деятельности.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Освоение знаний о религии как особом типе мировоззрения, о религиозной культуре, как части национальной культуры обусловлено педагогическим принципом культуросообразности образования, современными требованиями к содержанию образования, стимулирует воспитание социально ценных качеств личности - гражданственности, патриотизма, уважения к историческому и культурному наследию народов России и мира, коммуникативных навыков, культуры межконфессионального общения.

  2. Организация воспитательного процесса учащихся в православной гимназии должна осуществляться на основе социально-педагогического взаимодействия в микросоциуме (семья, гимназия, религиозные учреждения и т.д.).

3. Концептуальные идеи, положения и программа организации
воспитательного процесса учащихся Православной гимназии, включающие
объяснительную записку, содержание, критерии духовно-нравственного
воспитания учащихся.

4. Углубленное изучение на добровольной основе религиозной культуры в
православной гимназии предполагает взаимодействие государства и
соответствующих религиозных организаций в рамках действующего
законодательства по вопросам разработки содержания образования,
организации воспитательного процесса.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные теоретические положения и результаты исследования получили отражение в семи статьях, тезисах докладов. Общий объем публикаций по теме исследования составляет более 2 п.л.

Результаты работы обсуждались и получили одобрение на Всероссийских

(Уфа, 2001, Екатеринбург, 2001, Томск, 2002) и региональных (Барнаул, 2002 -2004), и районных научно-практических конференциях, педагогических советов, методических объединениях заместителей директоров школ по воспитательной работе Ленинского района г. Барнаула.

Структура диссертации Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Сущность духовно - нравственного воспитания в современном образовании, философии, психологии и педагогики

В настоящее время трудно строго очертить общее пространство нравственного воспитания. Поэтому, вполне оправдано рассмотреть тенденции его развития, охарактеризовать наиболее значимые направления исследования духовной проблематики.

Российская социальная реальность на протяжении своей истории была носительницей духовной составляющей. Поэтому любые реформы, любые поиски, не подкреплённые сознанием её смысла и необходимости, не смогут привести общество к положительным результатам.

Духовная жизнь есть реальный живой процесс жизнедеятельности людей. Чрезвычайно трудно «распутать живой клубок духовной жизни и проследить сплетение образующих его отдельных нитей -морально - философских мотивов и идей...» [100].

Духовная жизнь на Руси веками утверждалась Православной Церковью. Она всегда стремилась освятить все области жизни, все виды созидательной деятельности, все положительные формы человеческого творчества, помогала обществу освободиться от нравственныхтвенных и социальных неустройств. И в настоящее время раскрывает свои духовные ценности, без которых немыслимо совершенствование и каждого отдельного человека Долгое время в нашем обществе такие понятия как научный прогресс, социальный и экономический понимались как восхождение человечества на новую ступень, а обращение к этическим принципам в политике, науке и других сферах жизнедеятельности нередко считалось второстепенным - «надстройкой». В результате обнаружилось действие разрушительных последствий для природы и социальной среды, причины которых, как это отчетливо понимается сегодня, кроются в утрате обществом нравственной основы своей деятельности.

Социально - экономический и нравственный прогресс взаимообусловлены, это две стороны поступательного процесса. Наличие в христианской нравственности истинных духовных ценностей, традиций, которые на протяжении столетий составляли бесценное народное богатство, позволяет создать богатейшую базу для сотрудничества между Церковью и обществом ( Патриарх Алексий II, Святитель Василий , Булгаков С.Н., Митрополит Владимир, Николаева О., Новоселов М.А., Попов Л.А., Филиппов В.М., Шиманский Г.И.и др.).

В силу этого стремительно формируются духовные начала общественной жизни. В связи с этим, в данном исследовании необходимо рассмотреть деятельность Православной Церкви.

Церковь - это Божественный институт [208,210,212] на земле для спасения рода человеческого. Для благодатного освященного спасительного состояния человеку недостаточно иметь исключительно личные отношения с Богом. Для того чтобы внутренняя его работа, подвиг веры и достижения совершенств принесли плоды, требуются внешнее пособие и руководство. Стать причастником Божественной благодати можно только лишь посредством искупительной жертвенной Богочеловеческой любви Иисуса Христа. Иисус Христос, соединивший в себе воедино, не слитно две природы - Божественную и человеческую, своим мессианским подвигом спасения человечества явился ходатаем перед Своим Богом и Отцом. И в этом ходатайстве Он испрашивает ту Божественную благодать, которая посылается от Отца Духом Святым спасаемому человечеству. И, для того чтобы Дух Божий освятил человека, Божественная благодать может действовать непосредственно. Но, чтобы человек мог усвоить благодать, требуется опосредование. Это обусловлено устроением человеческой природы.

Между внешним и внутренним миром человека существуют пути, устанавливаемые через знаковые символы, каковыми являются материальные предметы, видимые действия и словесность, а также человеческая способность их внутренней оценки. Именно через осознанное использование их внутренней семантики человеческая природа достигает недостижимое, осознает непостигаемое, и объект веры становится предметом приобретаемого.

Именно Церковь Христова является обителью Духа Святаго на земле. И благодать Святаго Духа сообщается людям посредством видимых действий, наполненных невидимым содержанием и именуемых Таинствами Церкви. Освящающей благодатью может обладать каждый член Церкви, но правом низведения Даров Святаго Духа, совершителями таинств могут быть не все верующие, а только те, кто обладает харизматическим свойством иерархической посвященности. Таких в Святой Церкви три: епископы, пресвитеры, дьяконы.

В условиях исторической жизни Церкви, этого Богом учрежденного органа, харизматический дар и средство освящения непрерывно и последовательно передавались из поколения в поколение от Апостолов к их преемникам и до наших дней.

Таким образом, в природе Церкви заложена та духоносная структура взаимоотношений не только между Богом и человеком, но между человеком и Богом, которая невидимые освящающие действия Духа Святаго делает для нас, людей, видимыми и значимыми.

Слово Церковь (греческое - экклисия) означает «собирать или собрание». Под Церковью понимается собрание лиц, имеющих цель - осуществить союз с Богом, принявших к руководству Божественное Откровение, преподанное человечеству Личностью Иисуса Христа, поэтому называемой христианской. Необходимо также затронуть и законодательный аспект проблемы. В стране бурно развиваются многочисленные секты [121]. Закон Российской Федерации «О свободе вероисповеданий» оті990г. освободил религиозные организации от государственной опеки, обеспечил права граждан на свободное изъявление своих религиозных чувств, на распространение религиозных взглядов и убеждений. Но, вместе с тем, он породил проблемы в религиозной ситуации страны. Возросло конфессиональное многообразие. Деятельность зарубежных миссионеров глубоко проникла в российское общество, а нередко и в структуры как федеральных, так и местных органов власти. Состоявшийся в феврале 1998 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви выразил тревогу по поводу действий протестантских лжемиссионеров, приводящих к разрушению национальной духовной культуры. Особенно тревожная ситуация сложилась в стратегически важных для России регионах Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Принявшая массовый и неконтролируемый характер практика насаждения в Российской Федерации неведомых церквей наносит зачастую ущерб нравственному, психическому и физическому здоровью людей, нарушает исторически сложившуюся в России религиозную стабильность [121]

Поэтому, сознавая ответственность за современное состояние общества, передовые ученые российской науки считают своим долгом привлечь внимание общественности к проблеме духовной безопасности России. Ряд ведущих отечественных ученых - профессор, действительный член РАЕН С.Капица, академик В.Кудрявцев, академик Н.Лавров, ректор МГУ В.Садовничий - в обращении к россиянам указывают: «В духовной жизни нашего общества возник определенный вакуум, который быстро заполняется извращенными представлениями, примитивными предрассудками, антинаучными и псевдонаучными идеями... Мы считаем, что распространение и пропаганда мракобесия во всех его формах и проявлениях представляют серьезную угрозу духовным, нравственным и социальным ценностям нашего общества и опасность для физического и психического здоровья людей. Наиболее сложным объектом познания оказывается сам человек. На этом спекулируют представители парапсихологии, психотроники и т.п. и выдают за установленные факты проявление телепатии, телекинеза, ясновидения. Строго научно проведенные исследования, не подтвердив существование такого рода явлений, выявили при этом, что большинство фактов, приводимых как доказательства, были результатом мошенничества...

Состояние разработанности проблемы исследования в теории и практической деятельности православной гимназии

Любые педагогические системы в структурном отношении обусловлены едиными законами. По-настоящему различным является содержание воспитания. Оно полностью определяется идеалами, господствующими в обществе или в определенной социальной группе.

Содержание православного воспитания - это, прежде всего, введение детей в жизнь Церкви, приобретение навыков общественной и личной духовной жизни. Кроме того, это воспитание христианского мировоззрения, осмысление мира, жизни, человека и его деятельности в свете Божественного Откровения. И, наконец, это подготовка детей к общественному христианскому служению, развитие их дарований, воспитание христианских чувств и воли.

Компонент содержания православного воспитания, опираясь на триединство принципов воспитания, должен быть представлен системными знаниями в области православных антропологических знаний о человеке, иерархии духовных и нравственных ценностей бытия, педагогических идей современной науки и православной педагогики в вопросах сущности механизма развития духовности и нравственности личности, роли и функциях учителя в воспитании и развитии духовно-нравственной сферы учащихся. В центре внимания здесь находится феномен человека, самоценность личности.

Воспитание души, духовности и нравственности в православном святооточеском наследии представлено педагогическими теориями (К. Д. Ушинский, В,В Зеньковский, Н. И. Пирогов, И.А. Ильин, свт. Феофан Вышенский, свт. Тихон Задонский, свт. Игнатий Брянчанинов и др.), богатым педагогическим опытом православных ученых и опытом русского народа, в котором воспитание духовности превалирует над всеми целями воспитания и являются основой для освоения духовных и нравственных устоев жизни нашего народа.

Стержнем содержания православного воспитания является духовно- нравственное воспитание, основными компонентами которого служат знания о душе, духовности, духовном мире, духовной и душевной жизни, о нравственности в высоком смысле понимания красоты и правильности взаимоотношений с другими людьми, природой, самим собой, православное учение о свободе и необходимости постоянного самосовершенствования и саморазвития своего духовного мира.

Структурными составляющими при этом являются ценностные ориентиры духовности и нравственности: наличие высокого идеала; стремление отстаивать свой духовный идеал и следовать ему; ориентация на безусловную ценность человеческой личности, жизненная установка на служение общим целям русского народа, России, ближним; следование принципам гуманизма и добра в отношении с другими людьми; стремление к самосовершенствованию и саморазвитию; чувство долга и следование ему; самостоятельность в выборе собственной позиции, поступка; ответственность за принятое решение и действие; требовательность к себе.

Духовно-нравственное воспитание формирует ядро личности, а потому благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром, на этическое и эстетическое развитие, формирование мировоззрения гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию.

Школа призвана содействовать формированию целостной структуры личности, что позволит ребенку в будущем позитивно преодолевать кризисные периоды взросления (периоды отрочества и юношества) и, достигнув зрелого возраста, быть духовно здоровым человеком, подлинным гражданином своего Отечества.

Задачи духовно-нравственного воспитания в школе: создавать благоприятные условия для формирования целостной духовно-нравственной личности ребенка; способствовать усвоению ребенком духовно-нравственных норм; использовать развивающие методы работы с детьми, которые содействуют закреплению в личности ребенка иерархии ценностей, потребностей в нравственном поведении, не подавляя ее свободы; равномерно развивать природные способности ребенка (ум, волю, чувства); прививать навыки трудовой деятельности. Школа, как и семья, призвана охранять ребенка от мыслей, чувств, стремлений и таких форм нравственно-духовной жизни, которые принадлежат зрелому возрасту. В компетенции учителя гармонизировать противоречивые влияния среды на детей, нейтрализовать их в случае отрицательного значения для процесса духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Учителю необходимо тщательно изучать природу воспитанника, поощряя развитие его позитивных способностей и пресекая дурные наклонности, учитель должен иметь авторитет в глазах учеников и вызывать у них любовь к себе. Расположение к учителю автоматически переходит на то, чему он учит, и наоборот. Осуществление духовно-нравственного воспитания должно образовать в школьном сообществе светлый круг нравственных отношений, который, насколько это возможно, отразил бы в себе черты крепкой семьи.

Условия успеха духовно-нравственного воспитания в школе: умение учителя легко приспособить общие требования к личным качествам воспитанника; способность педагога укрощать или активизировать душевные порывы детей, обращать ученика внутри себя или во вне, согревать или охлаждать его сердце; учитель должен исследовать, как реагирует ребенок на противоположные методы обращения с ним и избрать наиболее подходящие; необходимо особо обращать внимание на те способности, которые в ребенке не развиты, чтобы они развивались в гармонии с хорошо развитыми силами; педагог должен предоставлять возможность особенно много заниматься тем, к чему у него есть явная способность, избегая при этом односторонности; учителю необходимо ясно представлять духовное устроение внутреннего мира воспитанника.

Если в семье мощным стимулом к усвоению нравственного поведения является стремление ребенка заслужить любовь своих родителей, то в школе таким стимулом должна стать «ситуация успеха». Правильно организованный процесс духовно-нравственного воспитания строится на чувстве; светлой радости, которую ребенок испытывает всякий раз, когда произвольно следует предлагаемым ему нравственным нормам. Ребенок 6-10 лет, выйдя из круга семьи, часто оказывается не готовым к жизнедеятельности на «открытом пространстве», к выбору правильного нравственного поведенческого ориентира. В этот момент поддержка как учителя, так и родителей, ему особенно необходима.

Задачи церковного духовно-нравственного воспитания детей: пробуждать нравственные религиозные чувства (совести) с сердечным устремлением к Богу; содействовать развитию самосознания и ответственности за свои поступки, содействовать развитию этих процессов путем приобщения к таинству исповеди и другим таинствам церкви; содействовать образованию у ребенка сознательного желания участвовать в богослужении и изучать предметы, касающиеся православного вероисповедания; воспитывать у ребенка патриотические чувства: любви к Родине, родному краю, православной отеческой вере; воспитывать в детях любовь к труду как основе жизнедеятельности человека; прививать основные трудовые навыки.

Организация и методика опытно-экспериментальной работы по выявлению эффективности программы духовно-нравственного воспитания учащихся российской православной гимназии

В ходе опытно-экспериментальной работы была апробирована и обоснована эффективность предложенной нами программы духовно-нравственного воспитания школьников на основе православной культуры в российской гимназии.

Это определило логику, организацию и методику эксперимента. «Эксперимент - направленная и контролируемая педагогическая деятельность по созданию и апробированию новых технологий обучения, воспитания, развития детей, управления школой» [189]. В данном случае актуально определение эксперимента, данное В. И. Загвязинским, что это «...метод исследования, предполагающий выделение факторов, влияющих на результаты педагогической деятельности, и позволяющий варьировать эти факторы в целях достижения оптимальных результатов» [64].

В организации опытно-экспериментальной работы мы опирались на следующую этапно-ступенчатую программу подготовки и проведения эксперимента, предложенную М.М. Поташником и B.C. Лазаревым [189], включающую следующие этапы: диагностический, прогностический, организационный, практический и обобщающий.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Православной гимназии города Барнаула.

На диагностическом этапе осуществлялся анализ структуры и содержания воспитательной работы в Православной гимназии. Кроме того, анализу подверглась социальная среда гимназии, состав семей учащихся на основе социальных паспортов классов.

На прогностическом этапе нами была разработана программа эксперимента, предполагающая: -постановку цели, ее декомпозицию в задачи; -подготовка диагностического материала для проведения эксперимента; -конкретизацию объекта и предмета; -уточнение гипотезы; -прогнозирование ожидаемых положительных результатов; -выбор методов и методик исследования; -определение этапов и временных рамок эксперимента

Организационный этап предполагал создание всех необходимых условий для обеспечения освоения программы духовно-нравственного воспитания учащихся на основе православной культуры в российской православной гимназии.

Среди условий успешного проведения эксперимента можно выделить: - материальные (помещение, оборудование, мебель, средства обучения, база для организации внеклассной работы и т.д.); - кадровые (подбор, расстановка и специальная методическая работа); - научно-методические (разработка, приобретение, подбор методик, анкет, дидактических материалов и т.д.); - мотивационные (работа по формированию мотивационной готовности педагогов, их интереса к инновационной работе, создание благоприятного для этой работы морально-психологического климата, желания самих учеников поучаствовать в интересных формах воспитательной работы); -организационные (создание в случае необходимости новых органов, структур, введение новых субъектов управления, четкого распределения функциональных обязанностей между всеми участниками эксперимента, приглашение с педагогическими кадрами научного консультанта, других специалистов и т.д.). Практический этап мы условно разделили на четыре уровня, каждый из которых имел свои цели, задачи и формы воплощения в воспитательной работе, а именно:

1-й уровень — фиксация исходного состояния объекта экспериментирования (констатирующие срезы); 2-й уровень — реализация программы духовно-нравственного воспитания 3-й уровень - отслеживание процесса, результатов, корректировка технологии, контрольные срезы. Обобщающий этап был посвящен: -обработке данных исследования; -соотнесению результатов эксперимента с поставленными целями; -анализу всех результатов; - корректировке гипотезы в соответствии с результатами; - оформлению и описанию хода и результатов разработанной программы духовно-нравственного воспитания школьников в российской православной гимназии.

Теперь более подробно остановимся на описании реализации программы опытно-экспериментальной работы.

На диагностическом этапе мы определили объектом исследования педагогическое пространство православной гимназии города Барнаула. Предметом исследования мы определили организацию воспитательной работы с учащимися 9-х, 10-х, 11-х классов. На основе изучения школьных документов (классных журналов, дневников, протоколов педагогических советов, планов воспитательной работы, характеристик учеников, заключений психологов) было определено, что в классах примерно равное количество детей (9 класс - 18, 10 класс- 18, 11 класс - 20человек).

Кроме того, нам был интересен возраст учащихся (14 - 16 лет) - подростковый период, наиболее значимый и интересный в жизни подрастающего поколения. Таким образом, классы были признаны однородными.

Нами были определены методы психолого-педагогической диагностики, построения которых осуществлялось по следующим принципам: - комплексный и системный подход; -учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей специфики социально-педагогической системы развития ребенка; - профессиональная компетентность и разделение функций между участниками диагностического процесса; - опора на положительное в личности ребенка и ориентация на гармонизацию ее развития; - единство и взаимозаменяемость психологических и педагогических принципов.

При этом диагностическая работа велась в трех основных направлениях: школьник, его семья, школа. Набор диагностических материалов опытно-экспериментальной работы, отвечающих требованию практической реализации, включает в себя следующие варианты: 1 .Знания учащихся о православной культуре (когнитивный вариант ); 2..Эмоционально-ценностное отношение учащихся к православной культуре (аксиологический вариант); 3.Использование ценностей православной культуры в различных видах деятельности (поведенческий вариант). Когнитивный вариант предполагает определение уровня знаний учащихся о ценностях православной культуры (нравственных, мировоззренческих, исторических, национальных, общечеловеческих). Аксиологический вариант определяет уровень отношений учащихся к православной культуре, мотивационные аспекты изучения религии, взгляды, оценки, принятие и отвержение. Поведенческий вариант определяет, как учащиеся реализуют свои знания в различных видах деятельности.

Большое значение при организации эксперимента уделялось подготовке педагогов. Работа проводилась по следующим направлениям:

1.Ознакомление с теорией и методикой использования православной культуры в учебно-воспитательном процессе (сущность, ее функции, место в содержании образования; приемы; образовательные и воспитательные возможности).

2.Разработка дидактического материала, воспитательных мероприятий с учетом ценностей православной культуры, внесение пожеланий и замечаний в программу

3.Подготовка необходимого дидактико-методического обеспечения разработанной программы. Чаще всего это экспериментальные материалы (задания, сборники материалов, диагностические средства контроля, индивидуальный раздаточный материал, творческая лаборатория классного руководителя и др.)

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по выявлению эффективности программы духовно-нравственного воспитания учащихся российской православной гимназии

Так, например, в курсе химии учащиеся изучают тему «Силикатная промышленность», которая включает учебный материал о производстве стекла. Рассказывая о производстве цветного стекла, учитель отмечает, что цветные стекла являются основой при создании мозаичных окон. Данный стиль архитектуры был распространен в середине века во многих странах. Например, мозаичные окна рижского Домского собора - одного из мировых центров религиозной и органной музыки, основанного известным королем Карлом Густавом IV при посещении Риги в XII веке, до сих пор украшают этот исторический памятник.

Содержание такого урока включает, кроме сведений учебного курса химии, еще и исторические, искусствоведческие и конфессиональные знания, объединяемые общей установкой на формирование не только прочных знаний, но и высокого уровня толерантности. На данном уроке устанавливается следующая межпредметная связь: наука - история - религия.

В содержании общего образования религиозную культуру можно представлять в виде межконфессиональной связи. Например, очень часто учителя ссылаются на нравственные добродетели из религиозных культур при проведении этических бесед, нравственных проповедей и других форм воспитательного воздействия. Так, в конфуцианском катехизисе V - III вв. до н.э. «Великом Учении» говорится «...за совершенством знания следует искренность помыслов, за искренностью помыслов следует выправленность сердца, за выправленностью сердца следует усовершенствование личности, за усовершенствованием личности следует выравненность семьи, за выравненностью семьи следует упорядоченность государства, за упорядоченностью государства следует уравновешенность жизни человека [222, 129].

Религиозная культура и православная, в частности, в содержании образования открывает для учащихся новые, до сих пор неизвестные знания. Это наиболее активный вид интеллектуальной деятельности, наиболее энергозатратный, но и наиболее эффективный в плане развития личности. Отсюда в проектировании каждого блока содержания (отдельный урок, воспитательное мероприятие) можно дозировать учебную деятельность. Тогда план действий педагога выглядит следующим образом:

а) составить банк ценностей православной культуры по учебной дисциплине, а также по отдельным темам, урокам в виде заданий, текстов, методических разработок; б) определить, какие качества личности необходимо формировать, развивать, воспитывать; в) провести исходную диагностику знаний и мотивацию учащихся в области православной культуры; г) определить набор педагогических средств, разработать педагогическую технологию и организовать учебно-воспитательный процесс; д) провести педагогический мониторинг и необходимую коррекцию.

Оценка мотивации поисковой деятельности и отношения, учащихся к ПК проводилась, в первую очередь, на основе сформированности тех качеств личности, которые обеспечивают духовно-нравственную направленность.

Оценка результатов экспериментальных данных проводилась на статистической основе (сравнение нулевой и альтернативной гипотез), для чего использовались процедуры статистической обработки результатов педагогического эксперимента по методике, разработанной под руководством А.А.Кирсанова [222, 117]. Сами же экспериментальные задания составлялись в соответствии с методикой уровня усвоения учебного материала В.П.Беспалько, который под уровнем усвоения понимает определенное качество деятельности, возможной на основе данной информации, и выделяет следующие уровни:

1 - воспроизведение знаний об изученном материале; 2 - применение знаний по образцу; 3 - применение знаний в измененных ситуациях; 4 - творческий перенос знаний. Выполнение заданий оценивалось при помощи коэффициента усвоения материала, вычисляемого по формуле: К - fi F max 100%, где F max - максимальное возможное число баллов за выполнение комплекса, fi - число баллов, набранных конкретным учеником. В качестве обязательного минимума при прохождении учебного материала учащимися предложено считать освоение заданий первых трех уровней, что соответствует коэффициенту усвоения 60-80%. Кроме того, В.П.Беспалько в своих работах делает вывод о том, что знания могут считаться сформированными при К 0,7, т.е. две трети усвоенного материала составляют ту критическую сумму знаний, которая может быть признана достаточной в качестве обязательного минимума.

Показатели экспериментального исследования: -уровень знаний учащихся ценностей православной культуры; -нравственная культура поведения школьников; -уровень национального самосознания школьников; -уровень толерантности. Критерии оценки: 1. Знания учащимися православной культуры -знание религиозных ценностей в истории развития Российского государства; -отношение учащихся к изучению православной культуры. 2.Нравственная культура поведения -правильное понимание содержательной характеристики моральных понятий и норм; -полнота представлений об эталоне нравственной личности; -степень развития нравственных привычек и устоев во взаимоотношениях с людьми; -умение пользоваться моральными нормами при оценке поступков 3. Национальное самосознание школьников -знание элементов православной культуры -отношение учащихся к национальным традициям, истории, родному народу; -использование ценностей православной культуры в различных видах деятельности. 4. Толерантность и культура мира школьников -знание религиозных ценностей других культур -способность учащихся к межнациональному диалогу и мирному сосуществованию и развитию.

Уровень знаний учащимися православной культуры определялся в 9-м, 10- м, 11-м классах, где в учебный план включен курс «Нравственное богословие».

Объект исследования - православная гимназия (уровень знаний о православной культуре родного народа, уровень толерантности, отношение к православной культуре).

С необходимостью использования в школьном образовании культурного богатства религии согласны практически все педагоги, но многие не знают, как это сделать. В этом вопросе имеются разные подходы. Наше исследование (исследование проводилось в рамках написания магистерской работы, в опросе участвовали учителя 5 школ, всего 75 человек) показало, что:

1.Верующие педагоги считают, что школа должна заниматься образованием. Только в Церкви, по их мнению, необходимо заниматься религиозным воспитанием и образованием детей, а не в системе государственного образования. Религия, вера в Бога, по их убеждению, является основополагающим фактором духовного возрождения народов России. Учитель, несущий детям знания, нравственные ценности, добро и любовь, должен быть верующим человеком. Однако, они против того, чтобы религиозные каноны давались в школе учителями.

2. Группа колеблющихся педагогов считает, что государственная школа должна быть светской, демократической, толерантной. Религия - личное дело каждого, нельзя пропагандировать религию, воцерковлять школу. Религия в школе должна рассматриваться как духовный пласт мировой, российской, национальной культуры.

3.Индифферентные педагоги очень настойчиво требуют включения религии в систему государственного образования, сами стремятся преподавать религиозные ценности, эмоционально, негативно относятся к людям других вероисповеданий и религиозных конфессий. Данная категория учителей видит в религии способ утверждения себя в обществе, коллективе, семье. Однако уровень религиозного сознания таких учителей не отличает их от атеистов.

4. Атеисты - педагоги, стоящие на материалистических, научных подходах.

Они очень спокойно и толерантно относятся к религиозной культуре, считают, что светская школа должна формировать научное мировоззрение, миропонимание школьников, а религия - это пласт культуры народа, и она может быть представлена на познавательном уровне.

Однако, все группы педагогов, какого бы уровня религиозности они ни были, утверждают, что религии должны объединять людей во имя служения добру и справедливости.

Религиозные тексты содержат немало интересных сведений, связанных с историей человечества. Взаимоотношения между племенами, народами, жизнь некоторых городов, деятельность определенных исторических лиц - многое отразилось в Библии и Коране. Ученые-историки считают, что священные книги являются одним из источников, хотя и требуют к себе критического мышления.

Похожие диссертации на Духовно-нравственное воспитание учащихся российской православной гимназии