Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретико-методологические предпосылки исследования проблемы духовности личности 12
1.1 Ретроспективный анализ истоков проблемы 12
1.2 Религиозно-этические ориентации в социально- 18 духовном становлении личности
1.3 Движение от мистифицированно-идеалистического к материалистическому втолкованию понятий «дух», «душа», «духовность» 27
Выводы 3 5
Глава II. Научно-педагогические основы духовно - нравственного воспитания 39
2.1 Историко-педагогический анализ проблемы нравственности личности 39
2.2 Гуманность как основа духовно-нравственного формирования личности школьника 56
2.3 Психолого-педагогические условия, повышающие эффективность духовно-нравственного воспитания учащихся 73
2.4 Взаимодействие школы и семьи в духовно- нравственном воспитании детей 85
Выводы 96
Глава III. Пути и средства духовно-нравственного развития личности учащегося 101
3.1 Основные направления, принципы, положения духовно-нравственного формирования учащихся на практике 101
3.2 Средства и методы духовно-нравственного воспитания учащихся 119
3.3 Учет возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей в их духовно-нравственном воспитании
3.4 Обобщение опыта, проверка эффективности научно-практических рекомендаций исследования 142
Выводы 153
Заключение 155
Литература
- Ретроспективный анализ истоков проблемы
- Историко-педагогический анализ проблемы нравственности личности
- Основные направления, принципы, положения духовно-нравственного формирования учащихся на практике
Введение к работе
Проблема духовности, нравственности является вечной проблемой. Ею занимались античные философы Сократ, Платон, Аристотель, Сенека; гуманисты эпохи Возрождения Петрарка, Данте, Боккаччо, Э.Роттердамский, Ф.Рабле, М.Монтень; Т.Мор, В.Фельтре; представители гуманистической этики, субъективистко-этических теорий, религиозно-мистической философии У.Файт, И.Левин, К.Гарнет, А.Смит, Д.Юм, А.Роджерс, Ф.Шарп, Н.А.Бердяев, Д.Мережковский, Н.Минский, В.Базаров, А.А.Богданов; великие мыслители Г.Гегель, К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин; педагоги классики Я.А.Коменский, Д.Локк, Ж.Ж.Руссо, И.Р.Песталоцци, И.Ф.Герберт,
А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, Н.К.Крупская, С.Френе; известные отечественные и зарубежные педагоги
И.Ф.Свадковский, И.С.Марьенко, И.С.Кон, Я.Корчак; многие ученые-педагоги О.С.Богданова, Г.Н.Волков, Т.П.Гаврилова, В.Е.Турин, Э.Б.Козлов, И.М.Краснобаев, С.Д.Лапшенок, В.Г.Нагаева, Т.А.Макарова, И.В.Павлов, Ф.Н.Щербак,
М.Г.Яглома, В.М.Шепель, О.Д.Калинина, Х.Штольц, Р.Рудольф, Е.А.Суслова, О.Ришар, Н.Владинска, Л.Александросон,
В.Зайбель, Д.Сноу, Д.Гринзер, Л.Синвей и др.
О духовности, нравственности как о массовом социальном явлении нельзя говорить безотносительно к конкретным условиям, которые могут или препятствовать, или способствовать широкому утверждению их принципов.
Сегодня наше общество переживает сложный период своего развития, где кризисные явления охватили все сферы жизни и деятельности людей. Характерными чертами этих явлений в духовной сфере общества являются падение удельного веса нравственных ценностей, снижение духовных начал в жизни людей. В воспитательной работе, оперируя общими категориями социального порядка, мы часто оставляем на второй план, а порою просто забываем, такие основополагающие для человека понятия, как выполнение своего нравственного долга, совесть, честь, честность, порядочность, милосердие, достоинство, благородство, добро, умение поставить себя на место другого. Без подобных нравственных устоев не может нормально существовать и развиваться общество. Человек лишь в том случае достоин своего призвания, когда он не может бесстрашно, равнодушно внемлеть добру и злу, когда он добросовестно выполняет свой долг, надежно делает свое дело.
Метастазы безнравственности и безразличия в нашем обществе распространились настолько, что создали благоприятные условия мафиозным элементам для преступлении. Аморальный симбиоз привел к тому, что стали попираться общечеловеческие и национальные ценности. Среди них такие высоконравственные качества человека, как доброта, помощь слабым, малым и старым. Наша боль и забота даже в тяжелейшие для страны годы, разрухи и войны, всегда была на стороне детей-сирот. А вот в последние годы все чаще наблюдается безразличие, недостойное имени человека отношение к обездоленным детям, которых насчитывается несколько миллионов в детских домах, в опеке и попечительстве, в бегах. Проблема молодежной преступности становится фактором угрозы национальной безопасности страны, в том числе и в стратегической перспективе. Если в 1996 годуна десять тысяч взрослых в год приходилось 117 преступлений, то среди подростков этот показатель составлял 230. За последние годы детская преступность многократно увеличилась. Каждый пятый грабеж, каждая третья кража личного имущества, каждый второй автомобильный угон - дело рук несовершеннолетних. При этом каждое третье преступление совершается в составе группы. Детская преступность сегодня заняла ведущее место в перечне острейших проблем. Сегодня наше общество не может не тревожить и то, что в стране ежегодно совершается свыше 80 тысяч самоубийств, 300 тысяч детей находятся в домах ребенка и в детских домах, причем 95 тысяч из них имеют одного или обоих родителей. В настоящее время в стране распадается каждый второй из вновь заключенных браков, число наркоманов по официальным данным составляет 130 тысяч, в крупных городах насчитывается более 120 тысяч зарегистрированных проституток, в стране на учете стоят 4,5 млн. алкоголиков, их количество не уменьшается на протяжении последних 10 лет. "По данным Госкомстата России за 10 месяцев 1998 года самоубийства совершили 44,7 тыс. человек, а за соответствующий период 1997 года этот показатель составил 47,7 тыс. человек. По данным за прошлый год, на каждые 100 тыс. населения приходится примерно 37 случаев добровольного ухода из жизни" ("Советская Россия" от 11 февраля 1999г.). Одна из бед нашего общества в последнее время заключается в том, что моральные призывы людей, занимающих высокие положения в обществе, но потерявших всякое уважение среди народа, создают ситуацию социальной фальши, лицемерия, становятся еще одним источником отравления нравственной атмосферы.
В борьбе с аморальными явлениями особая роль принадлежит подлинной демократизации общества, без которой невозможно преодолеть неверие, цинизм, пассивность. Однако сам процесс демократизации может успешно протекать лишь в условиях здоровой моральной атмосферы в обществе, когда в этот процесс вовлечены образованные, политически зрелые, высоконравственные и граждански ответственные люди. В таких условиях демократия сама учит нравственности через широкую гласность, свободное обсуждение актуальных проблем, открытий, всеобъемлющий общественный контроль.
Нравственность неразрывно связана с социальной ответственностью, ее утверждение не может осуществляться без нравственных средств. Достойная человека нравственная позиция не может быть избирательной, ограниченной одной или даже несколькими сферами; она должна проявляться всегда, везде и неукоснительно. Так, нельзя быть совестливым и порядочным человеком с развитым чувством справедливости, высокой гражданственностью, не будучи в то же время подлинным патриотом. Человек, не уважающий национальную культуру, язык, традиции своего народа, безразличный к его прошлому, настоящему и будущему, так же бездуховен и ущербен, как и ярый националист. Таким образом, чтобы судить об уровне и состоянии нравственности того или иного человека, общества, группы, коллектива, необходимо иметь в виду всю совокупность составляющих, из которых складывается их поведенческая позиция. Это отношение к труду, распределению результатов труда, реакция на попрание социальной справедливости, национальных чувств и личного достоинства человека, потребительского, бесхозяйственного отношения к природе, богатствам родной земли, это и отношение к истории страны, к явлениям культуры прошлого и настоящего, забота о памятниках старины; это беспокойство о детях, родителях, престарелых, отношение к традициям и обычаям народа и многое другое, ибо правда о прошлом - предпосылки правды и о сегодняшнем, и о завтрашнем. Упадок нравственности привел к попранию многих народных традиций, приобретенных веками. Носители бездуховности и безнравственности, вседозволенности и преступного стяжательства навязывают обществу свою превратную систему ценностей, свою мораль - мораль торжествующей пошлости. Антиморальные явления в нашей стране приобрели критические масштабы. Очевидно, в таких условиях возрождение нравственных ценностей - это утверждение политической честности, преодоление посягательства на состояние народного духа, на права народа на труд, жизнь, свободу, справедливость, помня, что нравственно воспитанный человек - это прежде всего труженик, у которого сформирована постоянная потребность, заниматься трудовой деятельностью, видеть ее плоды, искать пути ее совершенствования и расти в этой деятельности вместе с коллективом тружеников. Но сегодня многие трудоспособные граждане нашей страны оказались в ряду безработных, в школах и вузах ослаблена работа по трудовому воспитанию учащейся молодежи.
Перед молодежью всегда стояла проблема нравственного выбора. Сегодня проблема нравственного выбора в нашей стране также обострилась. Если раньше все средства массовой информации, школа, ученические организации внушали школьникам, что они живут в самой счастливой, самой богатой стране, то сегодня картина иная. Учащаяся молодежь получает информацию достаточно мрачную, чутко реагирует на состояние общества. Все это определенным образом действует на психику молодежи, формирует цинизм, отрицание истин.
Одна из важнейших задач современной школы заключается в том, чтобы не допустить перехода отдельных нарушений норм в поведении ученика в устойчивые недостатки его нравственного развития. Педагогическим коллективам сегодня приходится решать эту проблему, как мы уже говорили выше, в условиях нестабильности, неустойчивости общества, экономического кризиса, когда в средствах массовой информации пропагандируется жестокость, власть денег, сексуальная распущенность, индивидуализм. Все это способствует размыванию нравственных ценностей. Значительная часть молодежи сегодня воспринимает честность, бескорыстие, совесть, бесплатный труд на пользу общества как анахронизм.
Школьник - существо социальное, приобретает он опыт морального поведения, живя в общественной среде. Он остро чувствует современное социально-материальное расслоение общества. Социальная несправедливость у подростков формирует агрессивность, стремление "делать деньги" любым способом.
Большую тревогу сегодня вызывает бродяжничество в детской среде, дети с ситуативным поведением, эмоциональной неустойчивостью, легко поддающихся соблазну, с негативным отношением к школе, к воспитательному влиянию. Без корректировки индивидуального развития вышеназванных групп подростков невозможно в современных условиях выработать у них нравственные качества.
Итак, духовно-нравственное формирование учащейся молодежи в современных условиях сталкивается со многими проблемами. Это недостаточная разработанность теории нравственного формирования личности, неориентированность многих ее положений на современную социальную и педагогическую действительность, переоценка моральных ценностей общества и многое другое.
Утверждению нравственных ценностей в нашей стране сегодня может способствовать разработка современной концепции человека, учитывающей возрастающую роль субъективного фактора в обществе. Педагогическая наука призвана более конкретно и реалистично, с учетом противоречивых явлений и тенденций современной жизни, выработать рекомендации для преодоления недостатков в учебно-воспитательном процессе, помня, что без духовности не может быть никакой нравственности и наоборот. Необходимо, чтобы растущий человек по мере своего развития глубже понимал нравственность как социально-психологическое явление, ее содержание, форму правил, роль в обществе и в личной жизни. Столь же необходимым является осознание собственных нравственных отношений к людям, природе.
Проблема нравственного воспитания в нашей стране долгое время решалась на эмпирическом уровне с заимствованием разных идей и моментов из смежных областей знаний. Такое состояние теории органически вписывалось в реальные процессы нашего общества. Сегодня предстоит разобраться во многих положениях теории нравственного воспитания. Проблемы, стоящие в этой области, довольно сложны. Не случайно они вызывают острые дискуссии. Проблем здесь много. Как мы уже выше отметили, они, прежде всего, вызваны тем, что сегодня наше общество находится в состоянии достаточно жесткого и глубокого нравственного кризиса.
В психолого-педагогической литературе в настоящее время имеет место отождествление нравственности и духовности, духовность объявляется целью нравственного развития, не вполне конкретно представляется место морали в иерархических ценностях общества. Без определенной конкретизации этих категорий и их соотношения невозможно разработать проблему нравственности в современных условиях. В последние годы в нашей стране все меньше и меньше говорится о нравственном воспитании подрастающего поколения, наблюдается тенденция передачи духовной сферы личности религии, подмены нравственных ценностей религиозно-мифическими канонами. Отсюда становится очевидным актуальность проблемы духовно-нравственного формирования учащихся в современных условиях.
Объект исследования - процесс духовно-нравственного формирования учащихся.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия, повышающие эффективность духовно-нравственного формирования учащихся в современных условиях.
Цель исследования - выявить психолого-педагогические условия духовно-нравственного формирования учащихся и экспериментально определить их эффективность в учебно-воспитательном процессе.
Гипотеза исследования - духовно-нравственное формирование учащейся молодежи в современных условиях будет результативным, если оно: а) будет базироваться на современной теории нравственного воспитания, основанной на прогрессивных этико- педагогических идеях прошлого и настоящего; б) будет учитывать особенности современной социально- педагогической реалии, связанной с переориентацией духовных ценностей общества, социально-экономических отношений его членов, социальной политики в стране; в) будет опираться на национальные традиции народа, его культуру, образ мышления и действия; г) будет учитывать гуманные принципы христианской морали.
Задачи исследования:
1.Изучить состояние проблемы в теории и практике.
2. Уточнить понятийно-категориальный аппарат теории духовно-нравственного воспитания учащихся.
3.Выявить теоретические предпосылки, модели, подходы духовно-нравственного формирования учащихся в современных условиях.
4.Разработать оптимальные психолого-педагогические условия .и средства духовно-нравственного воспитания школьников.
5. Опытно-экспериментальным путем выявить эффективность научно-практических рекомендаций исследования.
Методологической основой исследования являются этико-педагогические идеи в трудах выдающихся ученых-педагогов, философов, науковедов, современные достижения педагогической науки, психологии, психотерапии, социологии, связанные с проблемой человека, становления его личности.
Методы исследования - изучение научной литературы, практического состояния проблемы, ретроспективный анализ, педагогическое наблюдение, анкетирование, обобщение, опытная и экспериментальная работа, использование математических методов при количественном и качественном анализе, экспериментальных данных.
Достоверность научных положений и практических результатов обусловлена методологией и логикой исследования, разнообразием теоретических и эмпирических методов исследования, соответствующих его целям, задачам, гипотезе; личной многолетней опытной и экспериментальной проверкой научно-методических рекомендаций автором с привлечением учителей и преподавателей вузов.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем всесторонне проанализирован, систематизирован понятийно-категориальный аппарат проблемы духовности личности с позиций выявления в нем воспитательного потенциала, показана роль национальных факторов в развитии духовности и нравственности личности учащегося, межличностных и межнациональных отношений, выявлены современные теоретико-методологические предпосылки нравственного формирования учащихся, разработаны и реализованы концептуальные положения решения поставленных задач, проверки гипотезы.
Практическая значимость исследования выражается в следующем:
Разработаны и апробированы научно-методические рекомендации, внедрение которых значительно повышает уровень духовно-нравственного формирования учащихся.
Выявлены и проанализированы содержательные и процессуальные аспекты проблемы духовно-нравственного формирования личности учащегося в педагогическом процессе.
Разработаны критерии сформированности духовных и нравственных качеств учащихся.
Разработан и апробирован прогностический аппарат исследования, выявлена система средств, принципов, методов формирования у учащихся духовно-нравственных качеств в учебном процессе, во внеклассной и внешкольной работе.
Апробация материалов диссертационного исследования. Основные положения и выводы исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии Чувашского университета, Чувашского республиканского института образования, внедрялись в ходе педагогической практики студентов, на семинарских и практических занятиях, на научно-практических конференциях, в школах г. Чебоксары (№№ 39, 29, 5), г. Новочебоксарска (№№ 6,8), Ишлейской, Ходарской и других сельских школах.
На защиту выносятся: основные положения теории, ее обновленный, уточненный и адаптированный к современным условиям понятийно-категориальный аппарат, социально-педагогические условия, оптимизирующие процесс духовно-нравственного становления личности; критериональный и прогностический аппарат выявления эффективности работы по формированию у учащихся духовно-нравственных качеств в педагогическом процессе, его содержательное и научно-методическое обоснование:
1. Великие мыслители прошлого с разных позиций подходили к душе, духу, духовности, морали, нравственности, связывая их со сверхъестественными силами, мировым (планетарным) разумом, загробной жизнью. Но в наследии этих мыслителей главным является не обращение к сверхразуму, а к земному, поведению, поступкам человека, нравственно-этическом нормам человеческого общежития, понимание духовности как стремление к свету, знанию, как к возвышенному, одухотворенному, идеальному. "Дух" является родовым понятием целого ряда таких видовых понятий как "добрый дух", "злой дух", "твердый дух", "дух народа", "духовность", "душа", "душевность", "гуманизм"; вера есть определенное душевное состояние личности; с богом связана вера и надежда, которые облегчают людям страдание и мобилизуют их силы на преодоление трудностей, бедствий, горя, вера является проблемой религии, истина не является проблемой веры.
Роль духовно-нравственного воспитания в системе формирования личности учащегося велика, ибо следование нормам морали приобщает человека к высоким духовным ценностям общества, облагораживает все его действия и поступки. Духовно-нравственное формирование личности учащегося прежде всего связано с решением двуединой задачи: 1) создание нравственного климата в семье, школе, гарантирующего социальную и моральную защиту ребенка; 2) воспитанием активного непринятия любой формы несправедливости, любого ущемления достоинств человека, попрания норм морали, воспитанием чувства нравственного долга и ответственности за свое поведение, поведение товарищей и других членов коллектива.
Прогрессивными педагогами, выдающимися представителями норм и культуры выдвинуто немало идей, связанных с проблемой нравственности. Позитивный анализ и обобщение этих идей является важным этапом в создании современной теории духовно-нравственного формирования учащихся в педагогическом процессе.
Гуманность - основа нравственности, основой гуманности является общечеловеческая мораль, которая базируется на двух этико-философских категориях: добре и зле. Моральные нормы, правила выражают определенные отношения личности к жизни, труду, Родине, народу, к самому себе. Эти отношения детализируют различные грани духовно- нравственного воспитания учащихся. Важным в духовно- нравственном формировании личности школьника являются определенные критерии нравственности, ценностно-оценочная ориентация детей, национального самосознания, гражданственности, национализма, трудолюбия, создание высоконравственной школьной среды.
6. Духовно-нравственное воспитание имеет ряд составляющих: социальный, интеллектуальный, эмоциональный, волевой.
7. В духовно-нравственном воспитании используется система средств и методов, эффективность которых зависти от соблюдения ряда педагогических условий, начиная с учета возрастных и индивидуальных особенностей, социального опыта детей и кончая комплексным использованием в воспитательной работе совокупности различных методов и приемов педагогического воздействия на личность учащихся.
Этапы исследования.
Первый этап (1993-1994 г.г.) - выявление состояния проблемы в теории и практике путем изучения и позитивного анализа философской, психологической, педагогической, социологической, религиозной и другой литературы; непосредственного участия автора в учебном процессе вуза, школы.
Второй этап (1994-1995 г.г.) - теоретическое осмысление проблемы в целом, определение исходных авторских позиций, создание педагогической модели-матрицы теории и практики духовно-нравственного формирования учащихся в педагогическом процессе.
Третий этап (1996-1997 г.г.) - наполнение модели-матрицы теории духовно-нравственного формирования учащихся конкретным содержанием.
Четвертый этап (1997-1998 г.г.) - разработка научно-методических рекомендаций, проверка их эффективности в опытной и экспериментальной работе.
Пятый этап (1999 - 2000 г.г.) - оформление материалов исследования в виде диссертации и автореферата.
Ретроспективный анализ истоков проблемы
Понятийно-категориальный аппарат проблемы духовности включает учение о душе, духе, морали, сознании, становлении и развитии личности.
Для Аристотеля душа - первоисточник жизни, ее спутница. "Душа есть первая энтелехия естественного тела, обладающего в возможности жизнью" (7, с.394,395).
Аристотель различает три вида души, первые два вида существуют только в материальном (принадлежат к области физической психологии); третий вид метакризичен. "Отправляясь в своем рассмотрении от исходной точки, - пишет Аристотель, мы утверждаем, что одушевленное отличается от
неодушевленного наличием жизни" (там же, с. 396). По мнению Аристотеля, в своем минимуме душа есть везде, где есть жизнь; в максимуме душа есть там, где есть ум (Метафизика, XII, 7, с.221). Аристотель считает, что в живом теле, прежде всего, имеется животная душа (способность к жизни) и растительная душа (способность к росту, развитию, ощущению, осязанию. 7, с.397); где есть животная душа, там есть и есть растительная душа. Далее Аристотель пишет: "Наконец, совсем немного существ обладает способностью рассуждать и размышлять"(218, с.329-331). Эти существа у Аристотеля подразделяются на людей и богов. Бог обладает лишь разумной душой, человек одновременно является и животным, и растением, а бог - только богом. В отличие от бога человеческая душа обладает растительным, животным и разумным компонентами.
Будучи энтелехией живого тела, душа, по Аристотелю, не отделима от тела. Таким образом, Аристотель отвергает пифагоровско-платоновское учение о переселениях души. Все состояния души (гнев, негодование, отвага, желание, страдание, кротость, страх, сострадание, радость, любовь и др.) связаны с телом. "Состояние души имеет свою основу материю" (эмоции -функции не только души, но и тела), "способность ощущения невозможна без тела" (там же, с.373,434). Аристотель в то же время считает, что разумная душа не является энтелехией тела, ибо "ничто не мешает, чтобы некоторые части души были отделены от тела" (там же, с.346). Если способность ощущения невозможна без тела, то "ум ... существует отдельно от него" (там же, с.434,396). Это утверждение Аристотеля основано тем, что он в естественном теле не находит местопребывания ума (хотя задолго до него пифагорцы считали органом мышления мозг).
Аристотелем нравственность трактуется, как приобретенное качество души (человек делает себя сам). Он считает, что "добродетель не дается нам от природы, от природы нам дана лишь возможность приобрести ее". Добродетель основывается на мудрости, разумности, благоразумии, она направлена на разумную и благородную деятельность (7.П.1, с.13,23; III.9.,с.442; III.10,с.422; III.7,с.49; YI.6.C.112; YI.3,c.llO).
Аристотель в вопросе о взаимоотношении тела, души прошел три этапа, которые приходятся на три периода жизни великого мыслителя. Сначала Аристотель считал, что ум присущ душе, а душа антагонистична телу, как бессмертие - смертному; затем он считал, что душа есть жизненная сила, находящаяся в теле и связанная с ним особым органом, что она присуща всем живым существам.
По Аристотелю, практический разум должен властвовать над страстной частью души, которая разумна лишь в той степени, в какой она повинуется разуму. Теоретический (мудрость) разум созерцателен, который "...не говорит о том, чего следует избегать или добиваться, не имеет отношения к эффективной части души...". Если бы ум был связан с телом, рассуждает Аристотель, то обладал бы каким-нибудь определенным качеством и имел бы какой-нибудь свой орган, как имеет свой орган способность ощущения ("но ничего такого нет").
Теоретический разум Аристотеля делится на "ум, который становится всем, и на ум, все производящий , что впоследствии было названо соответственно пассивным и активным интеллектом.
Философия Гегеля Георга Вильгельма Фридриха, автора "феноменологии духа", можно считать как анализ греческой философии и христианского субъективизма, завершением философии Нового времени. Абсолют, по Г. Гегелю - это субстанция (Спиноза), субъект (Фихте, Ф. Шеллинг). Мировоззрение Гегеля отражает проблему своего времени, времени бурных, драматических событий. Его философская система состоит из трех частей: логики (антологии), где рассматривается бытие бога до сотворения мира; натурфилософии (отчуждение бога от материального мира); философии духа (возвращение Бога из своего творения к самому себе в Человеческом духе). Эта система изложена в его "Феноменологии духа" (1807), "Науке логики" (1812-1816). Основными разделами системы Гегеля являются логика, философия природы, философия духа, философия права, философия истории, этики, религии, история философии.
В "Феноменологии духа" Гегель пытался раскрыть генезис философского знания. По его мнению, сначала сознание противостоит предмету, который не зависит от него, не знает ни своей природы, ни сущности предмета; потом сознание овладевает своей собственной общественной природой и осознает себя в качестве участника исторических событий; дальше доходит до абсолютного знания, где развитие сознания останавливается. "Отчуждение" Гегелем вначале рассматривается как порождение духом природы и общества (опредмечивание духа), затем в виде любой целесообразной деятельности человека.
Историко-педагогический анализ проблемы нравственности личности
Прогрессивными педагогами, выдающими представителями науки, культуры выдвинуто немало идей, связанные с проблемой нравственности. Их критическое осмысление способствует выявлению исходных методологических и теоретических ориентиров в разработке проблемы духовно-нравственного формирования личности в современных условиях.
Важным в жизни каждого человека Сократ считал познание того, что такое добро и зло. Поиски истины о добре и зле в диалоге, сообща Сократом осуществлялись на площадях и других людных местах. По мнению Сократа, добывание знания о чем-то в свободной дискуссии само по себе является добрым делом, служит нравственному воспитанию.
В человеке Аристотель, как мы уже отмечали выше, различал тело и душу. По его мнению, душа состоит из разных компонентов. Каждому компоненту присущи свои функции; различным компонентам (видам) соответствуют различные формы воспитания: физические, нравственные, умственные. Цель воспитания, по Аристотелю, развитие разумной и волевой сторон души путем упражнений. Природные задатки, развитие навыков и разум, - таковые у Аристотеля источники нравственного воспитания.
Я.А. Коменский вопросы нравственности анализировал в тринадцатой главе "Великой дидактики" и в "Материнской школе". К важнейшим чертам нравственности Коменский относил религиозность (основная цель воспитания), гуманность, культуру поведения. Мораль у Коменского исходит из христианской идеологии. Благоразумие, умеренность, терпение - основополагающие показатели морального облика человека. Гуманность Коменский понимает как силу духа, самообладание, справедливость, благожелательность, щедрость (не быть скупым и не завистливым), готовность делать добро людям, правдивость, предупредительность, почтение к старшим. К жизненно практическим качествам Коменский относит трудолюбие (отсюда и приучение к труду), выносливость, умеренность (приучать не только говорить, но и молчать, когда это нужно, избегать ленивого досуга), выдержку (держать себя с достоинством), самообладание, терпимость. К культуре поведения у Каменского относятся такие качества, как опрятность, деликатность, изящество манер, скромность. В "Правилах поведения, собранных для юношества" требования к культуре поведения сгруппированы в 16 разрядах. Они касаются самых различных сторон жизни и деятельности юношей (уход за телом, поведение за столом, во время игры и отдыха, в церкви, в школе, в отношении к товарищам, учителю и т.д.).
Нравственное воспитание Я.А. Коменский представляет как органическое целое, включающее все добродетели: правду, добро, благоразумие, умеренность, справедливость, силу духа, то есть то, что составляет некую целостную гармонию, некую систему, которая рождается на вышеуказанных основаниях и принципах.
Коменский разработал целую систему средств нравственного воспитания. Среди этих средств он большое значение придавал примеру родителей, учителей, товарищей, которые постоянно ребенку должны "освещать впереди путь" (из истории социального окружения); предписаниям и правилам жизни, которые должны исправлять, дополнять, усилить подражание живому примеру, а также помогать молодежи в самовоспитании, саморазвитии; влиянию окружающей среды (по его мнению, детей надо держать подальше от безнравственных разговоров, поступков, пустого, бесцельного времяпрепровождения); внеклассному чтению, играм, прогулкам, упражнениям. Коменский видел в упражнениях силу, оказывающую благотворное влияние на чувства, ум, плоть, личность в целом; советовал принуждение, побои заменять другими средствами: суровым словом, выговором, иногда и насмешкой. Из поощрений он давал предпочтение похвале, одобрению, считал, что в нравственном воспитании важным является накопление растущим человеком нравственного опыта поведения и действий. В связи с усилением борьбы против авторитарной римско-католической церкви появляется плеяда выдающихся индивидуальностей ("Нравственные основы личности" с.557, 558), которая проявляла способность к самодисциплине и само принуждению, к добровольному связыванию себя вновь выработанными нравственно- религиозными требованиями. Упорство, выдержка, самообладание приверженцев зарождающемуся протестантству снискали им глубокое уважение ("На том стою и не могу иначе", - сказанные их первым духовным вождем М. Лютером, - стали девизом личностно-независимого поведения). Первое философское обобщенное изображение структуры такого поведения дал два века спустя И. Кон. "Самодисциплина", "самообладание", "способность быть человеком себе самому" - ключевые понятия коновского этического словаря. Понятие "личность" И. Кон связывает с понятием "автономия". При этом "автономию" он понимает как "добровольное возведение" максимы в принцип, когда определенное правило поведения ("Максиму поступка") человек задает себе сам раз и навсегда независимо от меняющихся желаний, потребностей, пристрастий и переходящих обстоятельств, к которым надо приспосабливаться (там же, с.558).
По Кону, с возведением максимы в принцип начинается устойчивая стратегия индивидуального поведения. На роль принципа у Кона могут претендовать не любые правила, а "лишь те, которые поддаются нормативному обобщению, в том числе такие требования нравственности, как "не лги", "не воруй", "не чини насилия". "Их человек и должен, прежде всего, вывести в свой собственный безусловный императив поведения" (там же, с.559). Далее, "лишь на этом нравственном базисе может утвердиться личностная независимость индивида, развивается его умение "властвовать собой", строить свою жизнь как осмысленное, преемственно-последовательное "наступление". Учение Кона об общечеловеческих ценностях и сегодня актуально для нашего общества, ибо "не может быть нигилистической и аморальной независимости от общества". Свобода от произвольных социальных ограничений достигается только за счет нравственного самоограничения". Лишь тот, у кого есть принципы, способен к независимому целеположению, выработать устойчивую жизненную стратегию.
Основные направления, принципы, положения духовно-нравственного формирования учащихся на практике
Сегодня в нашем обществе происходит изменение шкалы моральных ценностей, понижение уровня моральной ответственности и гражданственности, нравственная деформация людей, либерализация половой морали. В нашей стране, если раньше презирали тех людей, которые стремились к наживе, то в настоящее время молодежь воспитывается в духе эгоизма, ибо существует негласная установка: "Обогащайтесь любыми способами, в том числе и хищением, спекуляцией. Кинофильмы, телекамеры, книжный рынок переполнен ужасами, уголовщиной, алочностью, убийством, жесткостью. Какую же мораль могут преподнести молодежи эти фильмы, эта литература?
Логика этой морали такова: "Я сам по себе, мне нет дела до других". Такая мораль воспитывает равнодушие, черствость в отношении к людям.
Таким образом, социальная среда сегодня неблагоприятствует духовно-нравственному формированию у детей и молодежи по многим факторам. К ним относятся широкое распространение пьянства, хулиганства, наркомании, проституции, отсутствие речевой и общей культуры, равнодушие, безразличие к людям, грубость, хамство, насилие и многое другое. Со многими из этих явлений каждой из нас сталкивается ежедневно, о них слышим по радио, читаем в периодической печати.
За последние два десятилетия возросло пьянство среди подростков и юношей. Немало школьников состоит на учете в наркологических диспансерах с диагнозом "хронический алкоголизм". Большинство из них живет в неблагополучных семьях, у них формируется комплекс обездоленности и неполноценности. Они мало читают или почти не читают. Для подростков, часто употребляющих алкогольные напитки характерны примитивное, бесцельное, бессодержательное праздное времяпрепровождение, бездуховность, безделье, скука, отсутствие хобби, ложная подростковая романтика, желание попробовать "запрещенный плод".
Замалчивание в течение многих лет проблем, связанных с наркоманией и токсикоманией, ослабило внимание к ним со стороны школы, семьи, правоохранительных органов, медицинских работников. Когда же в последние годы наметилась тенденция ускоренному росту этих явления, мы оказались не готовы к борьбе с ними.
Приобщение к наркотикам часто происходит под влиянием разных сомнительных компаний. Каждый наркоман в течение года приобщает к наркотикам от 5 до 10 человек.
Алкоголизм - беда, трагедия самого школьника, его семьи, всего общества в целом. Решающая роль в борьбе с этим злом принадлежит школе, семье, ибо именно они стоят ближе всех к подросткам, к истокам зарождающейся трагедии, а, следовательно, раньше всех должны занимать и предотвращать надвигающееся несчастье.
Важным показателем нравственности является отношение человека к индивидуальной половой любви. Если нет любви, то безнравственно не только внебрачная половая связь, но и сам брак, который при этом превращается в указанное сожительство по принуждению, недостойное человека.
В этих условиях, чтобы определить систему нравственных требований, необходимо вернуться к истокам многовековых моральных норм нашего народа, прикоснуться к тем непреходящим нравственным ценностям, в которых аккумулирован нравственный опыт многих поколений. Этот опыт может быть принят в качестве общего фонда моральности, нравственной культуры.
Основными элементами нравственной культуры являются духовные ценности, обладающие общечеловеческим содержанием. К ним прежде всего относятся простейшие нормы нравственности, по которым происходит общение людей, совместная трудовая деятельность.
В структуре простых норм нравственности особое место занимают честь, порядочность, совесть, справедливость, долг, ответственность и т.д., которыми нужно дорожить, как мы дорожим своим здоровьем, ибо без этих качеств нет человека в подлинном смысле этого слова. Недаром говорят "поступил по совести", имея в виду справедливый, честный поступок кого-либо. Справедливость всегда ценилась очень высоко. Она почиталась наряду с мудростью, талантом, подвижничеством. То, что несправедливо, то безнравственно. К числу наиболее значимых нравственных ценностей с древних времен относились отзывчивость, деловитость, трудолюбие.
Многие общечеловеческие ценности, носящие нравственную окраску, содержатся в христианских заповедях. Вполне приемлемым для нас являются следствия, исходящие из этих заповедей: сохрани личное достоинство; относись ко всем с уважением; будь терпим к чужим убеждениям и слабостям; не унижайся, не холуйствуй, не подхалимничай, чего бы это не стоило; не смотри ни на кого свысока, если даже человек ничтожен и заслуживает презрения; возведи каждому должное; не возвеличивай ничтожество; с карьеристами, интриганами, доносчиками, трусами не будь близок; обсуждай, но не спорь, беседуй, но не разглагольствуй, разъясни, но не агитируй, если не спрашивают, не отвечай больше того, что спрашивают, не привлекай к себе внимания; если можешь, обойтись без чужой помощи; свою помощь не называй; обещай, если уверен, что сдержишь слово, пообещав, сдержи обещанное любой пеной; не обманывай, не хитри, не интригуй, не получай, не злорадству? не насилуй других, вини во всем прежде всего себя и др.
Нравственное воспитание сегодня следует рассматривать в широком общественном контексте, во взаимосвязи с теми глобальными процессами, которые происходят в нашем обществе.
Как мы уже отметили выше, что сегодня нравственные воспитание должно исходить из необходимости формировать у учащихся тех или иных отношений к окружающей действительности, к труду, людям, обществу, природе, к самому себе. Средством формирование этих отношений является организация разнообразной деятельности учащихся, в ходе которой у них формируется те или иные духовно-нравственные качества. К основным видом деятельности учащихся следует отнести учебу, общение, общественно-полезный труд, которые их развивают интеллектуально, духовно, физически.