Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Детский музей как форма организации жизнедеятельности детей и подростков в учреждении дополнительного образования Свиридова, Надежда Викторовна

Детский музей как форма организации жизнедеятельности детей и подростков в учреждении дополнительного образования
<
Детский музей как форма организации жизнедеятельности детей и подростков в учреждении дополнительного образования Детский музей как форма организации жизнедеятельности детей и подростков в учреждении дополнительного образования Детский музей как форма организации жизнедеятельности детей и подростков в учреждении дополнительного образования Детский музей как форма организации жизнедеятельности детей и подростков в учреждении дополнительного образования Детский музей как форма организации жизнедеятельности детей и подростков в учреждении дополнительного образования Детский музей как форма организации жизнедеятельности детей и подростков в учреждении дополнительного образования Детский музей как форма организации жизнедеятельности детей и подростков в учреждении дополнительного образования Детский музей как форма организации жизнедеятельности детей и подростков в учреждении дополнительного образования Детский музей как форма организации жизнедеятельности детей и подростков в учреждении дополнительного образования Детский музей как форма организации жизнедеятельности детей и подростков в учреждении дополнительного образования Детский музей как форма организации жизнедеятельности детей и подростков в учреждении дополнительного образования Детский музей как форма организации жизнедеятельности детей и подростков в учреждении дополнительного образования Детский музей как форма организации жизнедеятельности детей и подростков в учреждении дополнительного образования Детский музей как форма организации жизнедеятельности детей и подростков в учреждении дополнительного образования Детский музей как форма организации жизнедеятельности детей и подростков в учреждении дополнительного образования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Свиридова, Надежда Викторовна. Детский музей как форма организации жизнедеятельности детей и подростков в учреждении дополнительного образования : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Свиридова Надежда Викторовна; [Место защиты: Нац. исслед. Том. гос. ун-т].- Новосибирск, 2012.- 250 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-13/982

Содержание к диссертации

Введение

1. Педагогическая сущность детских музеев и учреждений дополнительного образования 20

1.1. Генезис и развитие детских музеев в России 20

1.2. Возможности учреждений дополнительного образования в организации жизнедеятельности детей 43

1.3. Модель организации жизнедеятельности воспитанников детского музея 55

2. Реализация модели организации жизнедеятельности детей и подростков в условиях детского музея «Мастерская предков» 76

2.1. Анализ педагогических условий организации жизнедеятельности воспитанников музея «Мастерская предков» 76

2.2. Экспериментальная работа по реализации модели организации жизнедеятельности детей и подростков в музее «Мастерская предков» 107

Заключение 156

Список использованной литературы 161

Введение к работе

Актуальность исследования определяется, с одной стороны, введением образовательных стандартов нового поколения, ориентированных на ценностные приоритеты воспитания личности, с другой стороны - особой ролью музея в образовании подрастающего поколения. В российской педагогической традиции музей всегда рассматривался как важнейшее средство внешкольного, а с 1992 года — дополнительного образования детей. Среди разнообразных организационных форм и структур в учреждениях дополнительного образования детские музеи выделяются тем, что изменяют сложившееся представление о традиционном школьном музее, становятся своеобразными экспериментальными площадками инновационного развития не только дополнительного, но и общего образования.

Несмотря на то, что детских музеев пока немного (около 500 в мире и чуть более четырёх десятков в России), степень их влияния на развитие современного мира очень велика. Дело в том, что одна из главных черт детского музея — интерактивность, которая является актуальной для человеческого общества XXI века, ведь современного человека окружает интерактивное пространство, создаваемое с помощью новых информационных технологий.

Парадоксальным, на наш взгляд, является то, что изучением феномена детских музеев и в России, и за рубежом, до сих пор занимались в основном только музееведы. Опыт детских музеев остается практически неизученным с точки зрения педагогической науки. Неисследованными остаются особенности образовательной, развивающей, воспитательной функций детского музея, результативность разработанных в нём образовательных программ. Не изучены механизмы влияния на детей уникальной предметной среды и особой коммуникативной ситуации, возникающей в детском музее; не исследованы вопросы закономерности поисково-исследовательской активности ребенка в специально организованном музейном пространстве.

Возникла объективная потребность и необходимость изучения педагогического потенциала детских музеев, применяемых ими новых методов, форм, программ и проектов. Развитие практической деятельности детских музеев потребовало теоретического осмысления опыта различных типов детских музеев, как самостоятельных, так и находящихся в структуре других детских образовательных учреждений.

Анализ теоретических положений и образовательной практики позволил выявить противоречия между:

потребностью в теоретическом изучении феномена детских музеев и современными научными знаниями о развитии детских музеев, не обеспечивающими их дифференцированное изучение;

наличием социального заказа на инновационное развитие системы дополнительного образования детей и преобладанием традиционных представлений о создании и работе музеев в структуре учреждений дополнительного образования;

педагогическим опытом, накопленным отечественными детскими музеями за время своего существования и современной практикой воспитательной работы в музеях образовательных учреждений;

потенциальными возможностями детских музеев в организации жизнедеятельности детей и подростков и слабой актуализацией опыта детских музеев в этом направлении.

Данные противоречия послужили основой для определения следующей проблемы: каковы педагогические условия эффективной организации жизнедеятельности детей и подростков в детском музее учреждения дополнительного образования?

Объект исследования: жизнедеятельность детей и подростков в учреждении дополнительного образования.

Предмет исследования: педагогические условия организации
жизнедеятельности воспитанников детского музея в учреждении

дополнительного образования.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий организации жизнедеятельности детей и подростков в детском музее учреждения дополнительного образования.

Гипотеза нашего исследования заключается в предположении о том, что эффективная организация жизнедеятельности детей и подростков в детском музее учреждения дополнительного образования обеспечивается:

моделью организации жизнедеятельности воспитанников детского музея, основанной на структуре музейного образовательного пространства, включающего такие компоненты, как материальный, духовно-личностный и организационный;

педагогическими условиями, предусматривающими:

  1. организацию деятельности воспитанников детского музея в парадигме личностно-ориентированного образования;

  2. целенаправленную амплификацию основных сфер жизнедеятельности воспитанников детского музея: когнитивно-креативной, социально-коммуникативной, эмоционально-волевой, сферы ценностных ориентации.

В соответствии с проблемой для достижения поставленной цели и проверки гипотезы нами были определены следующие задачи:

1) Дать анализ генезиса и развития детских музеев в России.

  1. Исследовать воспитательные возможности учреждений дополнительного образования в организации жизнедеятельности детей и подростков.

  2. Разработать и апробировать модель организации жизнедеятельности детей и подростков в детском музее учреждения дополнительного образования.

  3. Выявить педагогические условия эффективной организации жизнедеятельности воспитанников детского музея учреждения дополнительного образования.

5) В ходе опытно-экспериментальной работы определить способы амплификации сфер жизнедеятельности воспитанников детского музея в учреждении дополнительного образования. Методологической базой исследования служат:

философско-педагогические идеи А. В. Бакушинского, Н. Ф. Фёдорова о месте и роли музеев в раскрытии ценностно-смысловой картины мира;

идеи о деятельностной природе образования и обучения, раскрытые в психологической теории деятельности Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном;

принцип амплификации деятельности, сформулированный А. В. Запорожцем и развитый в трудах В. П. Зинченко;

концепции жизнедеятельности детского коллектива как педагогического и социального феномена М. Г. Казакинной и К. А. Абульхановой-Славской;

психолого-педагогические идеи Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, С. Френе о необходимости продуктивного обучения и роли предметного мира в эмоционально-интеллектуальном развитии детей;

идеи культурологического подхода к созданию образовательно-воспитательной среды Н. Б. Крыловой и М. А. Ариарского, актуальные для детского музея как уникального создания человеческой культуры. Теоретические основы дополнительного образования раскрыты в трудах

Л. И. Боровикова, А. К. Бруднова, В. П. Голованова, Б. А. Дейча, Е. Б. Евладовой, М. Б. Коваль и других. Вопросам приоритетности воспитательной работы на всех этапах реализации государственной образовательной политики посвящены статьи учёных педагогов О. С. Газмана, Т. А. Костюковой, Л. И. Новиковой, Т. А. Поцуковой, В. Я. Синенко. Разработка научно-методических основ организации жизнедеятельности детского коллектива содержится в работах А. Н. Лутошкина, С. А. Шмакова; теория самореализации личности в различных сферах жизнедеятельности разработана психологом Э. В. Галажинским. Концепция педагогики совместной деятельности обоснована в работах Г. Н. Прозументовой.

Вопросам развития музейной педагогики посвящены работы таких известных исследователей, как Е. Г. Ванслова, М. Б. Гнедовский, Н. Г. Макарова-Таман, Е. Б. Медведева, М. Ю. Юхневич.

Источниковой базой исследования стали нормативные документы в области образования по проблемам музейной педагогики, программно-методические и учебные материалы учреждения дополнительного образования, авторские диагностические материалы, продукты творческой деятельности воспитанников детского археолого-краеведческого музея.

Комплекс методов исследования, использованный нами для решения поставленных задач включает как общенаучные, так и специальные методы. Общенаучные: методы теоретического анализа (сопоставление, обобщение, анализ, синтез, систематизация, формализация, моделирование); методы статистической обработки результатов диагностики. Общепедагогические: методы сбора эмпирических данных (педагогическое наблюдение,

анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент в различных музеях учреждений образования). Историко-генетический метод разработки периодизации. Методы музейной педагогики: диалогический метод, анализ продуктов творческой деятельности воспитанников детского музея учреждения дополнительного образования.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились: детский археолого-краеведческий музей «Мастерская предков» Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Дом детского творчества «Кировский» г. Новосибирска, музеи средних общеобразовательных школ №№ 63, 108, 182 г. Новосибирска. Исследованиями в разное время было охвачено 290 подростков— воспитанников традиционных школьных музеев и детского музея учреждения дополнительного образования.

Исследования проводились на протяжении 1995 - 2010 гг. в три этапа:

I этап 1995—2001 гг. — выявление актуальности исследования,
теоретический анализ проблемы, изучение литературы, определение задач
исследования, подготовка условий формирующего эксперимента в детском
музее «Мастерская предков».

II этап 2002—2005 гг. — параллельная разработка аппарата
исследования и основных направлений опытно-экспериментальной работы,
апробация новых авторских программ и технологий, выявление
педагогических условий организации жизнедеятельности детей и подростков
в детском музее учреждения дополнительного образования.

III этап 2006—2010 гг. — обогащение условий педагогического
эксперимента новыми направлениями и формами работы, систематизация и
обобщение результатов исследования с точки зрения проверки гипотезы,
оформление текста диссертации.

Апробация положений диссертационного исследования

осуществлялась:

1. Посредством выступлений: на всероссийских конференциях и
педагогических фестивалях (Новосибирск - 2000, 2007, 2008 гг., Москва -
2004, 2007 гг.); на региональных конференциях (Новосибирск - 1995, 1997 ,

  1. гг., Иркутск—1996 г.); на городских педагогических чтениях и научно-практических конференциях (Новосибирск - 2001, 2006 гг.); на областных и городских семинарах директоров учреждений дополнительного образования (Новосибирск - 2006, 2007 гг.); на заседаниях методических объединений руководителей музеев ОУ г. Новосибирска и Новосибирской области (2006 -

  2. гг.).

2. Через чтение лекций для слушателей курсов повышения квалификации
НИПКиПРО (2008 г.), создание и реализацию учебно-методического
комплекса по дисциплине «Музейная педагогика» для студентов I курса
ИМПиСР НГПУ (2002 - 2011 гг.).

Всего по теме исследования опубликовано 19 работ, включая 3 публикации в рецензируемых журналах.

Внедрение положений диссертационного исследования проводилось на

протяжении 2002 - 2010 гг. в следующих учреждениях:

Дом детского творчества «Кировский» г. Новосибирск,

Школа - детский сад п. Лазаревское г. Сочи Краснодарский край,

Дом детского творчества р.п. Колывань Новосибирская обл.,

Дом детского творчества г. Бердск Новосибирская обл. Научная новизна исследования:

Разработана периодизация взаимовлияния детских музеев и учреждений дополнительного образования: выделены периоды конвергенции (на протяжении первой трети XX в.), дивергенции (30-е - 80-е гг. XX в.) и интеграции (с конца 90-х гг. XX в. по наше время).

Разработана модель организации жизнедеятельности воспитанников детского музея, включающая все компоненты структуры музейного образовательного пространства: материальный, духовно-личностный и организационный.

Выявлены педагогические условия эффективной организации жизнедеятельности детей и подростков в детском музее учреждения дополнительного образования, предусматривающие организацию деятельности воспитанников детского музея в парадигме личностно-ориентированного образования и целенаправленную амплификацию основных сфер жизнедеятельности воспитанников детского музея (когнитивно-креативной, социально-коммуникативной, эмоционально-волевой, сферы ценностных ориентации).

Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней уточнено
понятие «образовательный музей» и охарактеризована разновидность
образовательного музея - детский музей, выявлена специфика детского музея
учреждения дополнительного образования. Разработка вопроса

амплификации сфер жизнедеятельности воспитанников детского музея, проведённая в ходе решения задач диссертационного исследования, способствует развитию педагогики дополнительного образования и вносит определённый вклад в теорию развития личности. Полученные теоретические результаты могут быть использованы в дальнейших исследованиях по проблемам дополнительного образования детей.

Практическая значимость исследования заключается в том, что автором на научной основе разработаны и внедрены в практику авторская программа работы детского музея «Полчаса в прошлом» и авторская технология «Историческое образование школьников средствами музейной педагогики». Автором диссертационного исследования разработан учебно-методический комплекс по дисциплине «Музейная педагогика» для студентов педагогических вузов, включающий теоретические и практические вопросы развития детских музеев разного типа. Данные авторские разработки могут быть использованы в деятельности педагогов других образовательных учреждений, а также при проведении практических занятий студентов педагогических вузов, при организации курсов повышения квалификации руководителей музеев образовательных учреждений.

Достоверность и обоснованность научных результатов, выводов

исследования обеспечена его методологической основой; комплексом разнообразных методов, адекватных цели и задачам исследования; конкретными позитивными результатами деятельности детского музея, созданного автором и являвшегося объектом экспериментально-исследовательской работы, возможностью повторения экспериментальной работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1) Детский музей учреждения дополнительного образования -
структурное подразделение образовательного учреждения, созданное с
целью развития детей и подростков в интерактивном музейном
образовательном пространстве на основе разносторонней деятельности по
сохранению и актуализации культурно-исторического наследия. Сущностная
характеристика детского музея как формы организации жизнедеятельности
детей и подростков заключается в создании музейного пространства с учётом
особенностей детского восприятия предметного мира; в выборе форм
работы, соответствующих ведущим типам деятельности в различные
возрастные периоды, сенситивным периодам развития высших психических
функций; в предоставлении возможности амплификации предметно-
практической деятельности.

Педагогическими условиями, обеспечивающими эффективную организацию жизнедеятельности воспитанников детского музея в учреждении дополнительного образования, являются:

организация деятельности воспитанников детского музея в парадигме личностно-ориентированного образования;

целенаправленная амплификация основных сфер жизнедеятельности воспитанников детского музея (когнитивно-креативной, социально-коммуникативной, эмоционально-волевой, сферы ценностных ориентации).

2) Система дополнительного образования является наиболее
благоприятной структурой для развития на её базе детского музея.
Педагогический потенциал учреждений дополнительного образования
обеспечивается добровольностью занятий, возможностью выбора,
вариативностью видов деятельности, стилем неформального общения и
творческой, доброжелательной атмосферой, возможностью корректировки
программ с учётом индивидуальных способностей и уровня развития
ребёнка, - всё это создаёт преимущества данной системы в эффективной
организации жизнедеятельности детей и подростков. Акцент на развитие
ребёнка как субъекта жизнедеятельности реализует на практике принципы
личностно-ориентированного подхода в системе дополнительного
образования детей.

4) В основе модели организации жизнедеятельности воспитанников
детского музея лежит структура музейного образовательного пространства,
состоящая из следующих взаимосвязанных компонентов: материального
(интерьер музея, оборудование, зонирование помещения, дизайн

экспозиции, этикетаж, состав и структура музейных фондов), духовно-личностного (стиль руководства и взаимоотношений, психологический климат, система традиций) и организационного компонентов (формы и методы реализации детским музеем своих функций как социального института: поисково-экспедиционной, учётно-документационной, научно-исследовательской и культурно-образовательной).

5) Амплификация основных сфер жизнедеятельности (когнитивно-креативной, социально-коммуникативной, эмоционально-волевой и сферы ценностных ориентации) способствует личностному развитию воспитанников детского музея. Способами амплификации основных сфер жизнедеятельности детей и подростков в детском музее учреждения дополнительного образования являются: интерактивность экспозиционной и культурно-образовательной деятельности; видовое и содержательное разнообразие поисково-исследовательской работы; вариативные образовательные программы; комплекс познавательных, творческих, этических, трудовых и организационных традиций детского музея; активное социально значимое проектирование в сфере сохранения и актуализации культурно-исторического наследия.

Структура и объём работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (234 наименования), 10 приложений. В работе приведено 12 таблиц и 12 рисунков. Основной текст занимает 160 стр.

Возможности учреждений дополнительного образования в организации жизнедеятельности детей

Поэтому именно в этот период возникают первые музейные уголки и музейные кабинеты - как в реальных училищах, так и во вновь созданных земских школах. «Школьный музей был самым непосредственным образом включен в учебный процесс для осуществления наглядного метода, знакомства с действительностью, с требованиями окружающей жизни» [61, с. 7]. Основу таких музеев составляли минералогические, ботанические, геологические коллекции, собранные и оформленные учащимися под руководством педагогов. В таких образовательных музеях подлинные экспонаты соседствовали с работами, изготовленными руками детей и все они в равной мере являлись наглядными пособиями для изучения той или иной темы. Подобные музеи создавались не только в школах. Так, в Курске, при Семеновской публичной библиотеке по инициативе учителя Н. Г. Гогунцова был открыт музей «Детского труда» [229, с. 183].

В 1906 году в Москве по инициативе С. Т. Шацкого с целью просвещения детей рабочих было создано общество подобное американским «сеттльментам», ставшее многопрофильным учреждением внешкольной работы [210]. Через год оно разместилось в специально выстроенном здании, напоминающем старинный замок. Автором этого уникального проекта, отвечающего романтическим мечтам и фантазиям подросткового возраста, был архитектор по образованию и педагог по призванию А. У. Зеленко. 1903 — 1904 гг. он провёл в Америке, где подробно изучал опыт работы Бруклинского детского музея. Увлечённый идеей распространения американского опыта, он стал самым активным участником этого педагогического эксперимента. Под руководством А. Зеленко кабинет детского труда в Сетлементе превратился в детский музей. «Со временем дети сами захотели делать коллекции и составлять приборы... руководители пошли им навстречу... и музей стал пополняться работами и коллекциями, собранными и сделанными детьми» [144, с. 198]. Первый детский музей в России просуществовал недолго: в 1908 г. он был закрыт в силу политических причин. «Итак, школьный музей дореволюционной России -подчеркивает М. Ю. Юхневич, - в значительной степени был музеем детского творчества и детского труда, выполняя при этом задачу образования на основе предметного метода» [229, с. 150].

Другим заметным явлением в педагогической жизни пореформенной России стало развитие отечественной «экскурсионной школы». Образовательные путешествия, учебные экскурсии «в жизнь», предпринимаемые учащимися под руководством учителей, стали другой стороной развития принципа наглядности в обучении. Во время таких путешествий учащиеся вели дневники наблюдений, собирали коллекции, гербарии, устраивали выставки коллекций и музейные уголки.

В первые годы Советской власти идея образовательного музея, ориентированного на развитие детей в процессе их самостоятельной практической и творческой деятельности, а также методы экскурсионизма не противоречили концепции, предложенной в 1918 г. наркомом просвещения А. В. Луначарским в «Основных принципах единой трудовой школы». В этом программном документе провозглашалась необходимость противопоставить словесным методам образования «активное подвижное творческое знакомство детей с миром» [131, с. 52].

В первое послереволюционное десятилетие возник еще один тип музея, который формально не относился ни к одному образовательному учреждению, но выполнял такие же развивающие, образовательные функции - детский музей. Такое название закрепилось за этими музеями со дня их основания и сохраняется до сих пор. Создатели первых детских музеев не были профессиональными педагогами: Николай Дмитриевич Бартрам (1873 - 1931 гг.) - художник, этнограф, искусствовед; Александр Устинович

Зеленко (1871 - 1953 гг.) - архитектор, музейный деятель; Яков Петрович Мексин (1886 - 1943 гг.) - юрист, специалист по детской литературе; Федор Иванович Шмит (1877 - 1937 гг.) - историк, музеевед. Возможно именно независимость от принятых в современной им педагогической практике стандартов обучения и воспитания, а также широта интересов и смелость мысли позволили этим деятелям создать музеи, опередившие свое время. После революции Н. Д. Бартрам был командирован в Наркомпрос, в отдел охраны памятников искусства и старины. Вскоре ему удалось осуществить свою мечту - открыть Музей игрушки. Не сохранилось документов с точной датой открытия музея - одни исследователи называют 1919 год, по другим источникам - 1918 г. или 1920 г. [156, с. 65 ; 229, с. 186].

Экспозиция Музея игрушки строилась исходя из потребностей детей от 4 до 1о лет. И подбор, и расположение экспонатов способствовали развитию воображения, творческих возможностей ребенка, а основным методом активизации детей была игра. Для ребят пионерского возраста при музее был создан клуб-мастерская, в котором можно было придумывать и создавать собственные игрушки и игры. Н. Д. Бартрам в своей книге «От игрушки к детскому театру» (Л., 1925) писал: «...игрушка служит как бы трамплином, коснувшись которого творческая мысль ребенка легко и свободно совершает свой полет в пространство возможностей» [229, с. 186 - 187]. Музей игрушки стал своеобразным центром музейной педагогики, центром изучения игровой деятельности ребенка. В музее принимали делегатов учительских конференций, организовывали курсы для педагогов, разрабатывали образцы игрушек для промышленности. В 1924 г. музей был переведен в другое здание, а в 1931 г. был вывезен из Москвы в Загорск, где создавался центр игрушечной промышленности. В том же году Н. Д. Бартрам скончался, и музей прекратил свое активное существование.

Модель организации жизнедеятельности воспитанников детского музея

Теоретики и практики педагогики дополнительного образования также подчёркивают значимость общественного характера жизнедеятельности детского объединения, который «представляет собой пространство освоения социальной роли, члена общественного формирования. Интенсивность освоения ребёнком опыта общения, отношений и деятельности возрастает, если в процессе игрового взаимодействия создаются условия для демонстрации личностных достижений, проявления собственной уникальности» [202, с. 60 - 61].

Для детального анализа развития личности в процессе жизнедеятельности исследователи вводят термин «сферы жизнедеятельности» [18], каждую их которых можно рассматривать как самостоятельный элемент, но в то же время, в реальной жизни эти сферы переплетаются, взаимопроникают друг в друга, образуя целостный процесс.

В нашем исследовании анализируются такие сферы жизнедеятельности личности, как когнитивно-креативная, социально-коммуникативная, эмоционально-волевая, сфера ценностных ориентаций. Кратко очертим круг составляющих эти сферы характеристик. В когнитивно-креативную сферу входят: готовность к созданию принципиально новых идей, к поиску нетрадиционных путей решения проблем (что на бытовом уровне проявляется как смекалка); открытость, способность применять разнообразные жизненные стратегии, отказываться от стереотипов; самостоятельность, оригинальность и критичность мышления; общая творческая направленность личности, поисково-познавательная активность. В социально-коммуникативную сферу жизнедеятельности личности включаются умения контактировать с людьми, вовлечённость в общественные отношения, инициативность, организаторские навыки, принятие социальных норм и требований. Эмоционально-волевая сфера охватывает такие характеристики, как дисциплинированность, настойчивость, умение держать себя в конфликтных ситуациях, готовность при необходимости сдерживать эмоциональные проявления, настойчивость в преодолении препятствий. Сфера ценностных ориентаций охватывает морально-нравственные качества личности, отношение к социальным явлениям, культурным нормам, интеллектуальным и эстетическим ценностям.

Значение педагогического потенциала системы дополнительного образования для развития личности ребёнка заключается в разнообразии сфер жизнедеятельности, и, в то же время, в целостном воздействии на личность ребёнка - в единстве обучения, воспитания и развития. Здесь главным является развитие ребёнка как субъекта жизнедеятельности. Свободный выбор мотивации участия детей в жизнедеятельности учреждения дополнительного образования может быть связан как с познавательными и образовательными целями, так и коммуникативными потребностями детей. Таким образом, к функциям дополнительного образования нам представляется правомерным прибавить ещё одну -функцию амплификации сфер жизнедеятельности детей.

Вопросы организации жизнедеятельности детей и особенности этого процесса в образовательных учреждениях разного типа слабо разработаны в педагогической литературе. Учёные обращаются к этой теме в основном в связи с разработкой педагогики сотрудничества, педагогики детского коллектива. Для Б. А. Дейча, В. С Пель, исследующих формы организации жизнедеятельности детей в различных детских сообществах, главным является принцип триединства: деятельность - общение - отношения [45; 136]. Любое звено в этой цепочке является самодостаточным, но только в их единстве заложен успех полнокровной жизнедеятельности детского коллектива [46, с. 70 - 72].

В. А. Бухвалхв предлагает основывать программу воспитательной работы на комплексном воспитании культуры жизнедеятельности по следующим темам: «воспитание нравственности, воспитание здорового образа жизни, правила культуры поведения, воспитание общей культуры, воспитание правил поведения в экстремальных ситуациях, обучение решению социальных проблем, профессиональная ориентация» [18, с. 75 -76].

Одним из механизмов эффективной организации жизнедеятельности детского коллектива исследователи считают работу разновозрастных творческих и инициативных микрогрупп [45, с. 10]. Разновозрастное взаимодействие является наиболее естественным для взрослого человека, а школьные моновозрастные классные коллективы не отвечают потребностям ребят в расширении круга общения и не развивают в детях умения продуктивного взаимодействия со старшими или младшими по возрасту. В этом плане детский музей в учреждении дополнительного образования может стать оптимальной площадкой для усвоения детьми навыков разновозрастного общения и взаимодействия.

Практически все исследователи большую роль в организации жизнедеятельности детского коллектива отводят процессу формирования традиций. С. А. Шмаков, развивая идеи Макаренко о традициях, «скрепляющих коллектив» и «украшающих жизнь ребят» [215, с. 171], содержательно дополняет это понятие. В его определении традиции - это «передача и сохранение значимых элементов социального и культурного наследия от поколения к поколению, способствующих развитию творческих начал в общественных отношениях и культуре в целом» [там же, с. 171]. Наличие в традиции стабильных устойчивых элементов с одной стороны, и отсутствие жестких канонов с другой стороны, открывают путь к творческому развитию, как коллектива, так и отдельной личности.

Анализ педагогических условий организации жизнедеятельности воспитанников музея «Мастерская предков»

Многие традиции детского археолого-краеведческого музея «Мастерская предков» содержат в себе элементы архаических обрядов и ритуалов. Костюмированные «посвящения», исторические турниры и состязания с использованием элементов ролевых игр восходят к исполненным глубокого смысла древним обрядам, столетиями служившим подспорьем в процессе взросления и обретения самостоятельности молодыми людьми. Использование архаических ритуалов и обрядов, их творческое переосмысление и присвоение, помогает «сократить эмоциональную дистанцию между прошлым и настоящим» [215, с. 179].

Рассмотрим традиции Детского археолого-краеведческого музея «Мастерская предков», которые, со времени открытия музея в 1994 году, поддерживались целенаправленными усилиями педагога и несколькими поколениями воспитанников музея. Познавательные традиции детского музея:

1. Традиция самостоятельного добывания информации - при музее создана богатая библиотека специальной и справочной литературы по краеведению, истории, археологии, этнографии, фольклору. Любой воспитанник детского музея может подготовить учебно-исследовательскую работу по профилю музея и представить её на полевых, научно-практических семинарах и конференциях разного уровня. При подготовке исследовательской работы каждый докладчик сначала сам изучает специальную литературу по интересующему его вопросу, делает конспекты, выявляет проблему, а затем обращается за консультацией к педагогу.

2. Традиция дебюта в конференции «В мире тайн» - каждый ребёнок, проявивший желание выполнить исследовательскую работу, готовит своё первое выступление для конференции «В мире тайн». Эта конференция Проводится в ДДТ «Кировский» с 1995 г. по инициативе воспитанников клуба юных археологов «Потомки», которые, прежде чем выйти на большую аудиторию статусных конференций, хотели выступить на своей, «домашней». Эта конференция не распределяет места, все без исключения участники получают дипломы и призы, атмосфера на ней дружеская, вопросы задают друг другу сами дети, поэтому у дебютантов снимается страх публичных выступлений и формируются навыки защиты своих учебно-исследовательских работ.

3. Традиция фиксирования событий в полевых дневниках - во время каждой экскурсионной поездки, похода или экспедиции подростки ведут ежедневные записи событий и впечатлений. Выбирается один или несколько летописцев, ответственных за ведение дневника, кроме них, при желании, любой может сделать творческие вставки в летопись. Так вырабатывается навык документирования событий собственной жизни и жизни коллектива, привычка анализировать новые впечатления, наполнять смыслом прошедший день, фокусировать внимание на главном. Ведение походного дневника, отрядной летописи предполагает их совместное прочтение и обсуждение по окончании похода или экспедиции. Так, в опосредованной форме, педагог инициирует анализ текущей деятельности и осуществляет ориентацию детей на будущее, в планировании которого большое место отводится собственным устремлениям воспитанников музея.

4. Традиция видео- и фотофиксации событий - любое мероприятие музея становится объектом фото- или видеосъёмки. За всю историю существования музея накоплен большой архив документов подобного рода, который используется в двух направлениях. С одной стороны, фото- и видеоматериалы становятся источником для творческих отчётов и разнообразных конкурсных работ, выполняемых детьми, с другой стороны, систематизируя этот архив под руководством педагога, ребята осваивают навыки учётно-фондовой музейной работы.

Этические традиции 1. Первая группа этических традиций связана с участием родителей в жизнедеятельности детского музея. Самая значительная и ответственная из них - традиция проведения экскурсий для родителей. Воспитанники первого года обучения, усвоив основные правила и приёмы экскурсоводческой работы, самостоятельно готовят тексты, совместно с педагогом разрабатывают сценарий и приглашают в музей своих родных и близких. Такие экскурсии проходят живо, непринуждённо, в свободном диалоге, завершаются всеобщим чаепитием и обсуждением впечатлений. Воспитательный эффект такой традиции - обоюдный. Для детей важно получить опыт проведения интерактивной экскурсии в дружеской, почти «домашней» атмосфере, тогда в дальнейшем им удаётся сохранить этот особый стиль музейных встреч в «Мастерской предков». А родители, в свою очередь, проникаются уважением к увлечению своих детей, проявляют интерес к деятельности музея, рассказывают о нём своим друзьям и знакомым. Так, попутно, решается задача популяризации деятельности музея. Следующая традиция, которую можно отнести к категории этических -участие родителей в походах и экспедициях. Форма участия родителей в походах и экспедициях различна - это и сопровождение группы в качестве помощника руководителя, и гостевание в палаточном лагере в течение 2-3 дней, и проведение летнего отпуска в качестве члена экспедиционного отряда со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Позитивные изменения в результате участия родителей в работе музейной археологической экспедиции являются взаимными.

Экспериментальная работа по реализации модели организации жизнедеятельности детей и подростков в музее «Мастерская предков»

Анализ творческих работ, выполненных воспитанниками детского музея «Мастерская предков» в ходе деловой игры «Музейный бум» позволяет утверждать, что к концу первого этапа педагогического эксперимента воспитанники музея свободно владели понятийным аппаратом и необходимыми навыками во всех направлениях музейной работы, могли творчески применять полученные знания.

Для амплификации креативной сферы жизнедеятельности воспитанников музея большое значение имело создание видеостудии для съёмки учебных фильмов краеведческой тематики (приложение 7).

На следующем этапе опытно-экспериментальной работы (2006 - 2010 гг.) для амплификации когнитивно-креативной сферы жизнедеятельности воспитанников детского музея были использованы разнообразные формы -выполнение творческих работ для фестивалей и конкурсов различного уровня, подведение итогов образовательных путешествий в виде публикаций в СМИ. Участники диагностики из экспериментапьной группы ЭГ- 3, набора 2006 г., в начале своей работы в «Мастерской предков» неохотно откликались на предложения выполнить какую-либо творческую работу, мотивируя свой отказ неумением. Лишь немногие (3 из 30) были готовы попробовать себя в новом виде деятельности.

Эффективным стимулом для привлечения подростков к творческой работе стала необходимость освоения мультимедийных технологий. По условиям различных городских и региональных музейных конкурсов, творческие продукты должны были быть выполнены в определённых программах и записаны на цифровых носителях. Подростков привлекла возможность освоения таких компьютерных программ, как Publisher, PowerPoint, Adobe Photoshop. Таким образом, творческая работа приобретала для ребёнка личностную значимость, и в то же время позволяла актуализировать его социально-культурный опыт.

Каждая работа - будь то игровой путеводитель по музею, мультимедийная презентация по музейной тематике, рекламно 124 информационный буклет, проект музейного сайта, - были созданы по законам проектной деятельности. Каждый ребёнок под руководством педагога прошёл путь от целеполагания и разработки стратегии достижения задач до конечного творческого продукта. В завершении работы над каждым творческим заданием проводилась рефлексия. Воспитанники музея делились впечатлениями от процесса создания творческой работы, высказывали своё мнение о достоинствах и недостатках своей работы и определяли дальнейшие перспективы. Результаты позитивных изменений в когнитивно-креативной сфере подтвердили призовые места и лауреатские звания, которыми были отмечены активисты «Мастерской предков» за свои творческие работы (приложение 4).

Следующий материал для анализа динамики изменений в когнитивно-креативной сфере жизнедеятельности воспитанников детского музея был взят нами из результатов сотрудничества со средствами массовой информации. Первоначально в статьях и заметках детей из набора 2006 года о музейных образовательных путешествиях преобладал безликий сухой информатизм: «пришли, зашли, увидели»; подростки почти не использовали метафоры и образные сравнения, а свои впечатления формулировали весьма скупо - «мне понравилось» или «мне очень понравилось».

Переломить шаблонный подход к отражению «дорожных впечатлений» помогла музейная традиция ведения походных дневников. Подростки читали и совместно обсуждали походные дневники воспитанников музея предыдущих лет, которые хранятся в архивах детского музея. Дети очень полюбили конкурсы на самый подробный или самый оригинальный дневник, пытались отгадывать характеры авторов дневников по их стилистическим особенностям. В ходе последующих поездок ж экспедиций каждый воспитанник музея побывал в роли отрядного летописца, записывая впечатления и события дня, а некоторые даже завели личные походные дневники. Большое значение имело и участие детей в археологических раскопках, где основной категорией находок являются вещественные источники и остро не хватает письменных свидетельств о далёком прошлом. Воспитанники музея смогли почувствовать ценность живого слова, фиксирующего события повседневности, значимость умений наблюдать и записывать своё отношение к происходящему.

В результате такой целенаправленной работы количество желающих написать статью в СМИ об итогах музейных образовательных путешествий значительно возросло, за два года 15 из 30 человек стали авторами и соавторами опубликованных работ в различных детских и взрослых СМИ -газетах «Гулливер», «Местные новости», «Левобережный навигатор», альманахе «Домовёнок» и региональном журнале «Отчий мир» (приложение 8).

В детских статьях появился индивидуальный авторский стиль, теперь даже неподписанная заметка не вызывала сомнений в её принадлежности конкретному автору. Разнообразней стали и жанры, которыми овладели воспитанники музея: заметки, эссе, интервью, информационно-аналитические статьи. Свободное выражение своих эмоций, смелая формулировка впечатлений, оригинальные метафоры и сравнения обогатили литературные работы воспитанников музея. Социально-коммуникативная сфера

Похожие диссертации на Детский музей как форма организации жизнедеятельности детей и подростков в учреждении дополнительного образования