Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Интерес к спортивной деятельности как педагогическая проблема 10
1.1. Разработка проблемы интереса в науке 10
1.2. Ценностный подход к спортивной деятельности 20
1.3. Спортивная деятельность: сущность и особенности 32
Выводы по первой главе 47
ГЛАВА 2. Процессуальные особенности формирования интереса к спортивной деятельности у старших школьников в системе дополнительного образования 49
2.1. Организационные условия и принципы опытной работы по формированию интереса к спортивной деятельности 50
2.2. Формирование интереса к спортивной деятельности учащихся в процессе их ориентации в познавательных ценностях 67
2.3. Валеологические ценности и ориентация в них учащихся в процессе спортивно - туристской деятельности 86
2.4. Формирование интереса к спортивно - туристской деятельности в процессе ориентации учащихся в эстетических ценностях 107
2.5. Выводы и результаты исследовательской работы 131
Выводы по второй главе 146
Заключение 148
Список использованной литературы 155
Приложение
- Разработка проблемы интереса в науке
- Ценностный подход к спортивной деятельности
- Организационные условия и принципы опытной работы по формированию интереса к спортивной деятельности
- Формирование интереса к спортивной деятельности учащихся в процессе их ориентации в познавательных ценностях
Разработка проблемы интереса в науке
Интерес как внутреннее состояние личности исследует психология; управление процессом формирования интереса изучает педагогика; интерес как социальное явление изучают философия и социология. Это требует изучения проблемы интереса, с философских, психологических и педагогических позиций.
Проблема общественного интереса постоянно находится в поле внимания философов и социологов. В 18 веке Гольбах, Гельвеций, Дидро пытались объяснить общественную жизнь с помощью интереса. При этом общественный интерес ими рассматривался как простая сумма интересов индивидуумов.
Гегель вслед за Кантом, связывает интерес с потребностями людей, полагая, что интерес есть нечто большее чем содержание намерения и сознания.
Гегель утверждает, что содержательной стороной интереса являются влечения, на удовлетворение которых направляется вся деятельность субъекта. В деятельности объективное превращается в субъективное. Интерес завершается конкретным объективным делом. "Ничто Не осуществляется помимо интереса", - утверждает Гегель.
Проблема интереса нашла свое отражение в работах А.Г. Здравомыс-лова, А.М.Гендина, ТАКулиева, В.Ф.Сыренко, Л.И.Чинакова, Л.Николова и др.
Что понимают под интересом современные философы и социологи?
Интерес (interest) - термин латинского происхождения, переводится как явление (предмет), имеющее значение, причину действия.
АГ.Здравомыслов рассматривает интерес как общественное явление. "Интересы, как и потребности представляют собой род общественных отношений, они не существуют сами по себе, абстрактно, вне лиц, социальных групп, классов и иных сил, которые выступают в качестве их носителей.
... Интерес, как и потребность, направлен на определенный объект. В качестве объектов интереса выступают материальные и духовные ценности, социальные институты и общественные отношения, устанавливаются обычаи и порядки" |(77, с.74).
С позиции социологии интерес непосредственно отражает сложившиеся в обществе отношения, свойства социальной общности (класса, нации, социума), воздействующее на поведение и отношения данной социальной общности.
Анализ практики показывает, что интересы проявляются в различных видах деятельности. К таким видам деятельности мы относим: позна-вательнуЮі учебную, спортивную, экономическую, политическую, художественную, социальную, духовную, профессиональную и т.д. Приведенные виды деятельности различаются между собой по целям и средствам, по методам и форме реализации, по выполняемым функциям.
Вместе с тем, все виды деятельности связаны между собой. Этим связующим звеном является интерес.
Для педагогики формирования интереса, в т.ч. познавательного, интереса к спортивной деятельности важно то, что интерес переходит из одной формы в другую, из одной сферы проявления в другую, что вытекает из взаимодействия различных сфер общественной жизни.
Интерес в психологическом плане выступает как личностное состояние в духовной, познавательной, художественной форме. Эти интересы отражают взаимодействие личности и общества. Из взаимодействия появляются, прежде всего, духовные интересы, которые характеризуют соответствующий уровень культуры личности.
Интерес, как процесс ознакомления с предметами, явлениями, процессами рассматривается Л.С.Выготским, А. Г. Ковалевым, К.К.Платоновым, С.Л.Рубинштейном и др. психологами. Л.С.Выготский рассматривает интерес как отношение, связанное с познавательной деятельностью. В его понимании интерес выступает как движущая сила поведения, направляющая реакции человека. Интерес -это мотив деятельности ((41, с.40).
С.Л.Рубинштейн связывает интерес с направленностью личности. Специфика интереса, по его мнению, заключается в эмоциональной окрашенности отношения к предмету познания. Интерес как внутреннее состояние личности находится в причинной связи с потребностями. Интерес - форма проявления мотивированной познавательной деятельности человека: "интерес - это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности [(203, с. Ш). Беспредметного интереса не бывает, в самом предмете проявляется ценностное отношение интереса.
Интерес, ценность, эмоции связаны между собой. Если ценностная сторона предмета интереса очевидна, то эмоциональная выступает как источник, предпосылка возникновения интереса. Обусловленный эмоциональной привлекательностью и осмысленный с позиции ценности, интерес, считает С.Л.Рубинштейн, проявляется, прежде всего, во внимании, восприятии, памяти, мышлении, направленности личности. Из этого следует, что интерес направляет психические процессы, активизирует познавательную деятельность человека, порождает проявление соответствующих склонностей.
Отмечая диалектический характер интереса, С.Л.Рубинштейн подчеркивает единство его противоположных качеств: устойчивость, динамизм, лабильность.
У психологов существуют различные подходы к определению сущности интереса: В.Г.Иванов, В.Н.Мясищев, Б.М.Теплов определяют интерес как активное познавательное отношение к миру; АТ.Ковалев считает, что потребность - источник формирования интереса. Между интересом и потребностью существует органическая взаимосвязь, проявляющаяся во взаимопереходах: "... интерес можно определить как мотив или избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненной значимости и эмоциональной привлекательности" |(99, с.141). Сам интерес, А.Г.Ковалев связывает, прежде всего, с познавательной деятельностью личности; И.П.Павлов, а также его ученики и многие психологи, считают что источником возникновения интереса является условный рефлекс, выступающий источником любознательности. Именно условные рефлексы составляют основу навыков, привычек, развития речи и мышления, трудовой и спортивной, учебной, творческой деятельности человека; Н.Г.Морозова выделяет два вида интереса, генетически связанные между собой: эпизодический (ситуативный) и устойчивый (личностный). Для нашего исследования, безусловно, имеет значение стойкий интерес, он характеризует спортивную направленность интересов личности, познавательно ценностное отношение к ней. Н.Г.Морозова связывает интерес с мотивацией, идущей от объекта к деятельности. Интерес, по ее мнению, -это непосредственное эмоционально - познавательное отношение к объекту деятельности при соответствующих условиях переходящее в эмоционально - познавательную направленность личности; * - В.П.Грибанов считает, что интерес отражает лишь психологическую тенденцию к деятельности. Положительное отношение к предмету познания обеспечивает возникновение интереса. Само же отношение он связывает с удовлетворением потребностей личности. Таким образом, интерес определяется как активная познавательная направленность личности, в которой ведущим элементом является положительная эмоция. Познавательная активность зависит от эмоциональной значимости предмета для познающего субъекта, выраженная в радостных чувствах. Итак, в психологии интерес рассматривается как форма проявления потребностей и, прежде всего, познавательных, которые обеспечивают направленность личности на осознание целей деятельности и способствующие ориентировке в действительности 1(192, с. 146),
Ценностный подход к спортивной деятельности
В философском словаре отмечается, что по существу все "многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступить в качестве "предметных ценностей" как объектов ценностного отношения, т.е. оцениваться в плане добра и зла истины и неистины, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого и т.д." j(244, с.732).
К субъективным ценностям в философии относят установки и оценки, императивы (предписания, правили) и запреты, цели и проекты (планы), нормы отношений. Все они выступают ориентирами человеческой деятельности. "Предметные" и "субъектные" ценности выступают двумя полюсами ценностного отношения человека к миру |(244, с. 732-733). Ценностные ориентации рассматриваются в философии как "важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида* всей совокупностью его переживаний..." |(244, с.732).
Ценностные ориентации, включенные в структуру личности, выступают в форме поведения, направленности, мотивов, принципов, потребностей. Вместе с тем, ценностные ориентации становятся стержнем личности, обеспечивают ее устойчивость, являются фактором ее развития. Ценностная сориентированность выступает показателем зрелости личности.
Проблемам ценности и ценностным ориентациям посвящены исследования В.П.Тугаринова, АХ.Здравомыслова, ААРучки, Г.М.Головных, В.Н.СагатоБСкого др.
По мнению В.П.Тугаринова к ценностям следует отнести все, что люди ценят, что удовлетворяет их материальные и духовные потребности [(234, c259).
АГ.Здравомыслов считает, что мир ценностей - это, прежде всего, мир культуры в широком смысле слова, это сфера духовной деятельности человека, его нравственного сознания, его привязанностей - тех оценок, в которых выражается мера духовного богатства личности[(77, с.160).
По его мнению, система ценностей в широком смысле слова - это внутренний стержень культуры, объединяющее звено всех отраслей духовного производства, всех форм общественного сознания |(77, с. 169).
Исходя из этого ценностью является обобщенные понятия для таких явлений духовной жизни, как идея или идеал, нравственная норма, художественное произведение.
Рассматривая науку как ценность, А.Г.Здравомыслов приходит к выводу, что наука будет существовать до тех пор, пока стремление к новому знанию оказывается высшей ценностью для ученых, пока эта ценность функционирует в качестве наиболее важного критерия оценки результатов работы |(77, .с.173):
Искусство, как особая форма духовной жизни, духовного производства выступает ценностью. Стремление к прекрасному не менее значимо для человеческой культуры, чем стремление к знанию. Искусство - средство самовыражения, самореализации, отсюда, его непреходящая ценность.
А.Г.Здравомыслов отмечает, что одним из видов человеческой деятельности является общение. Общение выступает материальной оболочкой духовности. Духовное содержание произведений искусства, науки, нравственного поступка раскрывается только через общение, выступающее способом взаимодействия интересов людей. Само же общение, как общественный феномен есть переплетение духовных и материальных ценностей|(77, с.166).
ААРучка, анализируя социальные ценности, приходит к выводу, что существуют ценности материальные (предметные), деятельностные (образцы поведения, общения) и идейно - духовные (идеи, символы, идеалы) )(204). Из анализа философских работ можно сделать следующие выводы; * - ценности могут быть материальными и духовными; * - педагогика, в основном, связана с духовными ценностями; * - среди духовных ценностей для педагогики особое значение имеют познавательные, нравственные, эстетические ценности, т.к. они определяют развитие личности; * - ценностные ориентации являются стержневой основой развития личности; * - система ценностных ориентации - ведущий элемент структуры личности, определяющий ее направленность; * - ориентация учащихся в ценностях физической культуры, спортивной деятельности - ведущая задача в работе педагога.
Проблема ценностей и ценностных ориентации разрабатывалась и разрабатывается в западной психологии. Этой проблеме посвящены исследования А.Маслоу, Х.Хекхаузена, Р.Гартмана, КХельдштайна, Р.Перри, АПеччей и др.
Наиболее обстоятельно проблему ценностей разрабатывал американский психолог А.Маслоу. Рассматривая ценности с психологических позиций на основе личностного подхода, он приходит к ряду важных выводов: * - на основе предпочтений отдельных людей нельзя судить о ценностях не только социума, но и "общества |(135, с. 188); * -характер ценностей зависит от потребностей людей [(135, с." 189); * - иерархия ценностей зависит от иерархии потребностей |(135, с. 190); * - основные ценности могут рассматриваться как ступени цели деятельности личности [(135, с. 191); * - самоактуализация личности выступает как цель и как средство развития творческих способностей |(135, с. 199).
Проблема ценностей и ценностных ориентации нашла свое отражение в работах советских психологов: А.Н.Леонтьева, АГАсмолова, Б.ГАнаньева, В.Б.Швырковаидр.
Рассматривая вопросы жизненных ценностей, В.Б.Швырков отмечает:
* - в обществе всегда были и есть лишние люди, отвергающие общепринятые ценности и разрабатывавшие собственные. В кризисные моменты они выводили, выдвигали эти ценности на передний план)(260., с.127);
* - в рамках одной культуры бывают приняты разные религии. Следовательно, религиозные ценности не могут быть "общечеловеческими", хотя поднимают одни и те же вопросы жизни и смерти |(2б0, с. 128);
* - носителями разума являются человеческие нейроны. Все, что способствует сохранению человеческих нейронов - добро (ценность), а все, что приводит к их гибели, - "зло" |(2б0, сЛЗО).
В психологическом словаре |(192, с.442) указывается на три формы существования ценностей:
* - ценности как общественный идеал, отражающий атрибуты должного (общечеловеческие и конкретно - исторические);
* - ценности материальной и духовной культуры, в которых воплощены общественно ценные идеалы;
* - личностные ценности как результат социализации личности, являющиеся основой развития мотивационной сферы личности. Личностные ценности выполняют функцию связующего звена между духовной культурой общества и духовным миром личности.
Организационные условия и принципы опытной работы по формированию интереса к спортивной деятельности
Прежде чем рассмотреть задачи, условия и принципы организации спортивной деятельности учащихся и формирования интереса к ней, считаем необходимым выяснить ее особенности, отношение учащихся к ней. Этим самым мы определяем право на ее существование как особого рода образовательную деятельность школьников в системе дополнительного образования и наличие проблемы.
Известно, что в школьной практике существуют отдельно спортивная, туристическая и -краеведческая деятельность. Часто наблюдается сочетание туристической и краеведческой деятельности," но не спортивной и туристической. Справедливо ли сочетать спортивную и туристическую деятельность?
Как известно, спортивная деятельность подчиняется развитию двигательной активности, связанной с достижением наивысших результатов. А.Гутман и Э.Майнберг выделяют следующие признаки спортивной деятельности: - светский характер спорта; - равенство возможностей в достижении высоких результатов в спорте; - организация спортивной деятельности, выраженная в правилах, требованиях, известной бюрократизации; - ориентация на количественные показатели; - стремление достичь рекордных показателей (134 ,с.205). Бесспорно эти признаки, в какой-то мере характеризуют функции спорта, поскольку, с функциональных позиций спорт должен обеспечить: - развитие самопознания, самоконтроля, самоуправления; - формирование воли, упорства, настойчивости в достижении результатов; - укрепление здоровья, физическое развитие личности; - развитие эстетики тела, движений, отношений, человеческой деятельности.
Туристская деятельность, по мнению АЛ. Остапец-Свешникова, И.В.Соколовой подчиняется расширению и углублению знаний в различных науках, физическому развитию личности, укреплению здоровья человека, нравственному воспитанию 70,с.325). Следовательно, функции туристической деятельности в развитии спорта чрезвычайно велики.
В чем состоят особенности туристской деятельности? По нашему мнению онизаключаются в следующем:
* развивается познавательно - эмоциональная сфера личности. Речь идет не только о познании Среды, в которой совершается туристская деятельность, но и познаний себя, своих духовных и физических сил, своих возможностей. Этим обогащается спортивная деятельность, растут спортивные показатели;-
* в процессе туристской деятельности воспитывается воля, упорство, настойчивость, происходит психическая и физическая закалка. Это особенно роднит туризм со спортом, где без тренировки, систематической работы над собой немыслимо достижение высоких результатов;
* туристская деятельность и, особенно та, которая направлена в природу, способствует укреплению здоровья, развитию физических сил. Здесь функции туризма и спорта совпадают, более того, дополняют друг друга; * общение с природой, историей народов, их культурно - историческим достоянием, обогащает личность учащегося духовно, нравственно, эстетически, чего недостает спорту. Этим самым туризм обогащает спорт, спортивную деятельность.
Из приведенных положений следует, что нельзя ограничивать туризм одной какой-либо связью: с отдыхом или краеведением, необходимо увязать его со спортом в целом. В этой связке обеспечивается реализация мечты ДЖІ Локка: "в здоровом теле - здоровый, дух". Туристская деятельность способствует воспитанию любви к природе, бережному отношению к ней, истории народов и их культуре, учит понимать красоту окружающего мира.
Для нашего исследования важно выяснение отношения учащихся к спорту и туризму, понимание их ценности. С этой целью мы опросили 312 учащихся из 9-11 классов 12 школ городов Магнитогорска, Верхне-уральска, Карталинского, Агаповского районов. Нас интересовало мнение городских и сельских школьников. Приводим некоторые данные (см. табл. 2.1).
Опрос учащихся показал, что как городские, так и сельские школьники рассматривают туризм, прежде всего, с позиций познавательных, ва-леологических и эстетических ценностей. Ценность спорта они видят в физическом развитии человека, в самореализации. Познание же связывается со спортивными соревнованиями, поездками в другие города и страны.
Учащиеся сельских школ отдают предпочтение туризму. Учащиеся городских школ ценность спорта и туризма оценивают равнозначно.
Как старшеклассники связывают спортивные интересы с туризмом? Проведенный анализ позволил составить следующую таблицу (см. табл. 2.2).
Примечание: числитель означает % к общему числу учащихся, знаменатель - рейтинг, место интереса среди других интересов.
Анализ полученных материалов показал, что ценностное отношение не всегда совпадает с интересом: У городских школьников увлеченность спортом, по их оценкам, вызывается следующими интересами: * - удовлетворение потребности в общении с друзьями; * - реализация своих способностей, проверка своих возможностей; * - удовлетворение эстетических потребностей средствами спорта; * - культурным времяпрепровождением; * - участием в спортивных соревнованиях. Познавательный и оздоровительный интересы оказываются только на 8 и 9 местах. Городские школьники увлеченность туризмом объясняют следующими интересами: * - познанием мира в процессе путешествий; * - укреплением здоровья в процессе знакомства с природой; * - свободным времяпрепровождением на лоне природы; * - общением с природой и людьми в походе; * - удовлетворением эстетических потребностей.
Таким образом, городские школьники занижают роль познавательного и оздоровительного интересов в спорте; в туризме - общения, возможности самореализации и эстетического наслаждения.
Сельские школьники увлеченность спортом связывают с развитием таких интересов, как: * - общение во время спортивных занятий; * - возможность самореализации в процессе занятия спортом; * - проведение свободного времени на лоне природы; * - участие в спортивных соревнованиях; * - участие в сборах, связанных с переменой места.
Из приведенного следует, что у сельских школьников в спорте явно выпадают из поля зрения такие интересы, как эстетический* оздоровительный, познавательный.
Что общего выявлено у городских и сельских школьников? Это прежде всего интерес к общению и самореализации. У тех и других прослеживается недостаточное внимание к познавательным и оздоровительным интересам.
Сельские школьники связывают увлеченность туризмом с наличием таких интересов, как:
* - путешествие и познание мира;
* - изучение природы и истории родного края; общение с природой и людьми.
У этой группы школьников не проявляется в достаточной мере оздоровительный интерес, что неудивительно. Живя на лоне природы, постоянно общаясь с нею, они особо не думают о ее роли в укреплении здоровья.
У сельских и городских школьников наблюдается совпадение интересов как в спорте, так и в туризме - это удовлетворение эстетических потребностей, проведение свободного времени на лоне природы.
Интересы в туризме у сельских и городских школьников совпадают в познании окружающего мира, участии в путешествиях (все склонны к перемене мест), в проведении свободного времени на лоне природы, в общении с природой и людьми, оздоровлении, в удовлетворении эстетических потребностей.
Выявлен разноплановый уровень развития интересов как к спорту, так и туризму. Средний показатель развития познавательного интереса не поднимается выше 59%; эстетического - 57%; оздоровительного - 55%; самореализации - 59%; общения - не выше 72%.
В чем же состоит проблема? Современная молодежь резко отстает в развитии познавательных, валеологических, эстетических интересов. В этом смысле возможности спорта и туризма используются явно недостаточно. Познавательные, эстетические и валеологические ценности, формируемые в спортивно - туристической деятельности, явно не осмысливаются.
Формирование интереса к спортивной деятельности учащихся в процессе их ориентации в познавательных ценностях
Исходя из задач нашего исследования, в данном параграфе нами рассмотрены следующие аспекты проблемы:
* - понятие "познавательные ценности" и их особенности;
* - сущность и особенности ориентации в ценностях спортивной и туристской деятельности;
* - функции и методические особенности формирования интереса к спорту в процессе ориентации в познавательных ценностях.
В первой главе мы подробно рассмотрели сущность ценностного подхода в науке. Нам необходимо выяснить сущность и место познавательных ценностей в формировании интереса к спортивно - туристской деятельности учащихся старших классов.
Ценностный подход в педагогике получил признание сравнительно недавно. Ценностный подход в обучении рассматривает знания и способы их получения с позиций удовлетворения познавательных потребностей личности. М.Е.Дуранов и О.ВЛешер отмечают, что знания, с одной стороны, выступают как истина о предметах и явлениях, с другой, как практико - мировоззренческое их приложение, потребление, как ценности (67, с. 160).
Для нашего исследования важно то, что ценностные отношения связаны с интересами, процессуальную особенность мы усматриваем в направлении усилий на решение конкретных задач, определяющих выбор приоритетов, в нашем исследовании - занятия спортивно - туристской деятельностью.
Исследователи, цитируемые выше, к познавательным ценностям относят: * - принципы познания, познавательной деятельности; * - 'знания в форме идей, понятий, категорий, законов, теорий; * - способы достижения познавательных целей; * - средства, используемые для достижения познавательных задач (67, с. 160).
Здесь явно выделяются две группы познавательных ценностей: терминальные (первые две группы - ценности цели) и инструментальные (вторые две группы - ценности средства).
Следовательно, познавательные ценности - это система субординированных знаний и способов познавательной деятельности, способных удовлетворить познавательные потребности. Отсюда можно выделить две стороны в процессе познания (обучения): одна из них - осмысление сущности изучаемых объектов; другая - осмысление значимости их для удовлетворения личных и общественных потребностей духовного и материального характера.
Нельзя не согласиться с утверждением М.Е.Дуранова и О.В.Лешер, что познавательные ценности проявляются на методологическом, теоретическом, методическом и практическом уровнях учебного процесса. Соответственно и ориентация учащихся в ценностях спортивно - туристской деятельности на основе такого подхода, использованного нами, должна проходить на приведенных уровнях.
Интерес, как начальная стадия познания возникает с соотношением познавательной потребности с объектом познания. На следующей стадии идет выбор средств познания. И только на следующих стадиях происходит удовлетворение познавательной потребности и оценка ее удовлетворения.
Для раскрытия сущности опытной работы по формированию интереса к спортивно - туристской деятельности на основе ориентации в познавательных ценностях этой деятельности, раскроем ее содержание на методологическом, теоретическом, методическом и практическом уров-
Остановимся подробнее на каждом из уровней формирования интереса к спортивно - туристской деятельности на основе ценностных ориентации, составляющих содержательную и теоретике - практическую основу нашей работы.
Формирование познавательного интереса к спортивно - туристской деятельности на методологическом уровне ценностных ориентации связано с формированием мировоззрения, всеобщих (методологических) принципов познания.
Мировоззрение мы рассматриваем как обобщенный взгляд на мир, т.е. целостное представление о мире (о природе, обществе, человеке) находящий выражение в системе ценностей и идеалов личности, конкретного социума (микросоциума) или общества.
Исходя из содержательной стороны мировоззрения, формирование познавательного интереса к спортивно - туристской деятельности, мы связывали с методологическим подходом, к которому отнесли:
* - овладение в процессе спортивно - туристской деятельности совокупностью знаний о мире, взаимосвязь развития в природе растительного и животного мира; связь духовного развития человека с природной средой; взаимосвязанное, преемственное развитие социумов и общества; единство физического, духовного развития человека и экономики, промышленности, экологии. Для нас было важно, чтобы на познавательном уровне спортивно - туристской деятельности учащиеся прониклись значимостью глобального подхода к осмыслению отношений человека и природы, личности и общества, производства и окружающей среды, государства (общества) и личности;
* - организацию мировосприятия, выраженного в формирующихся идеалах взаимоотношения человека и природы, личности и общества, человека и человека; моделях идеального устройства общества и взаимоотношения людей; отношений личности к общечеловеческим нравственным, эстетическим ценностям, к ценностям человеческого труда.
В мировоззрении, как правило, выделяют несколько аспектов: естественно - научный, гносеологический, гуманитарный. Первый мы связываем с общением (вхождением) в природу; второй - с ее познанием, конечно и познанием отношений к ней и окружающим людям; третий - с познанием и отношением к человеческой деятельности, к общественным и межличностным отношениям.
Для формирования интереса к спортивно - туристской деятельности важно эмоциональное насыщение мировоззрения. На это обращали внимание Э.И.Моносзон, М.Е.Дуранов, З.Г.Воинкова, В.И.Купцов и др. Чувственная сторона в нашей спортивно - туристской деятельности была связана с чувством гармонии личности и природы, удовлетворенности и умиротворенности в результате общения с природой.
В методологическом плане формирование мировоззрения учащихся мы связывали с убеждениями, которые по нашему мнению являются основным структурным системообразующим элементом. Убеждения - это духовный фундамент культуры поведения и отношений личности. Убеждения отражают сущностный аспект "Я", выраженный в позиции, направленности, в нравственных нормах и принципах отношений. Убеждение в ценности спортивно - туристской деятельности является личностной основой формирования познавательного интереса к этой деятельности. И.М.Дуранов, В.И. Жернов, О.В.Лешер и др. к методологическому уровню проявления познавательных ценностей относят не только мировоззрение, но и принципы познавательной деятельности учащихся. Признавая справедливость такого подхода, мы выделили свои принципы, определяемые спецификой предмета исследования.
При этом мы исходили из того, что в педагогике принципы выступают связующим звеном между теорией и практикой. Следовательно, методологические принципы ценностного подхода к формированию познавательного интереса к спортивно - туристской деятельности, являются руководством, средством воплощения методологии познания (гносеологии) в практическую деятельность.
Принцип научности в ценностном подходе к спортивно - туристской деятельности. Ценностный подход как фактор формирования познавательного интереса к спортивно - туристской деятельности включает в себя: формирование целостной картины мира, исходя из всеобщих связей Л в природе и природосообразного взаимодействия человека и природы, где человек является составной биосоциальной частью природы; познавательный интерес есть отражение духовных потребностей личности, удовлетворение которых связано с осмыслением сущности законов познания, развития природы и общества, человеческого мышления.