Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Философские основы и сущность антропокосмическои концепции К.Э.Циолковского 12
$1. К.Э.Циолковский как философ.Методологические положения Циолковского, раскрывающие сущность его антропокосмическои концепции 12
$2.Взаимосвязь антропокосмическои концепции К.Э.Циолковского с гуманистическими философскими и педагогическими идеями русских мыслителей 45
$3.Национальное и общечеловеческое начала антропокосмическои концепции К.Э.Циолковского 94
Глава II.Антропологические и аксиологические положения и ведущие идеи антропокосмическои концепции К.Э.Циолковского 121
$1. Антропологические основы исследуемой концепции К.Э.Циолковского /природа и сущность человека, модусы человеческого существования, становление человека как личности и субъекта Вселенной/.. 121
$2.Идеалы и ценности антропокосмического воспитания в трактовке К.Э.Циолковского 148
$3. Антропокосмическая концепция воспитания К.Э.Циолковского как идейно-теоретическое ядро его космической педагогики 172
Глава III. Педагогическая деятельность К.Э.Циолковского как воплощение идей антропокосмического воспитания.
$1. Развитие ведущих идей антропокосмическои концепции воспитания в педагогических воззрениях К.З.Циолковского 180
$2. К.Э-Циолковский - школьный учитель и пропагандист идей антропокосмического воспитания 219
$3.Научное и практическое значение антропокосмической концепции воспитания К.Э.Циолковского в контексте современных реформ отечественного образования.250
IV.Заключение.Основные результаты исследования и их значение для обогащения процесса гуманизации и демократизации отечественного образования 275
V.Библиография 280
- К.Э.Циолковский как философ.Методологические положения Циолковского, раскрывающие сущность его антропокосмическои концепции
- Антропологические основы исследуемой концепции К.Э.Циолковского /природа и сущность человека, модусы человеческого существования, становление человека как личности и субъекта Вселенной/..
- Развитие ведущих идей антропокосмическои концепции воспитания в педагогических воззрениях К.З.Циолковского
К.Э.Циолковский как философ.Методологические положения Циолковского, раскрывающие сущность его антропокосмическои концепции
Константин Эдуардович Циолковский /1857-1935 гг./ вошёл в историю мировой культуры и науки не только как основатель космонавтики, создатель ракеты, но и как вьздающийся мыслитель и педагог, внёсший огромный вклад в утверждение космической точки зрения на человека и его воспитание.
К.Э.Циолковский принадлежал к замечательной плеяде отечественных космистов, к философскому направлению характерному в целом для России, её культуры, духовности, занимая среди таких крупных его представителей как Н.Ф.Фёдоров, В.И. Вернадский, А.Л.Чижевский и другие, своё особое место как основателя оригинальной антропокосмической концепции, составляющей органическую часть созданной им космической философии, включающей в себя космическую этику и космическую педагогику .
Сам термин "космизм"1 получил распространение в отечественной литературе в 60-е годы XX века в связи с началом активного освоения космоса, полётами первых космонавтов, что вызвало рост интереса к общеметодологическим трудам К.Э. Циолковского, к работам его последователей и единомышленников.
Взгляд на мир с позиций космизма присущ любой культуре, и поэтому русский космизм можно рассматривать как явление мирового общекультурного целого. Однако его представители обладают и своим собственным, особым видением мира. В сущности это не что иное, как космическое миросозерцание, оплодотворённое русской национальной идеей. В основе отечественного космизма лежит понимание естественного всеединства человека, человечества и Вселенной в нравственном отношении к акту творения".
К собственно философским основам русского космизма можно отнести концепцию Всеединства, разработанную в трудах Вл. Соловьёва, положившего начало самобытному развитию русской философской религиозной школы .
В "Истории русской философии" Н.О.Лосского мировоззрение Вл.Соловьёва и сторонников религиозно-философского направления русского космизма /С.Н.Булгакова, Н.А.Бердяева, П.А.Флоренского и др./ характеризуется как антропоцентризм, согласно которому Человек - вершина творения. Возрождение мира совершено богом совместно с человеком, которьвї также выразил божественную идею гуманности. Такой идеально совершенный человек является высшим проявлением Софии, божественной мудрости .
Антропологические основы исследуемой концепции К.Э.Циолковского /природа и сущность человека, модусы человеческого существования, становление человека как личности и субъекта Вселенной/..
Философско-педагогическая антропология - учение о природе /сущности/ человека, его воспитании, служит исходной точкой и центральным предметом рассмотрения в антропокосмической концепции Циолковского.
Он создал и обосновал программу философского и педагогического познания человека во всей полноте его бытия как на Земле, так и в будущей жизни в Космосе, предполагая, что антропология в его понимании соединит конкретное научное изучение различных сфер человеческого бытия /включая сферу образования и воспитания/, с целостным философско-педатогическим его постижением.
В ряде своих работ и проектов, таких как, например, -"Человек. Свойства человека", "Человек. Жизнь человечества", "Ум и страсти", "Животное космоса", "реальный строй жизни", "Какой тип школы желателен?" и других, мыслитель и педагог выдвинул задачу создания основополагающей науки о человеке, -"человекознания". Как педагог, Циолковский подчёркивал важность знания антропологии человека, его природы для дальнейшего её совершенствования. "Главное - сам человек может быть изменён в сторону ума, нравственности, знания, общественности, здоровья, долголетия... Вот вопросы, которые меня зани мают"% - писал он.
В проекте школы будущего Константин Эдуардович указывал на необходимость разработки новых подходов к проблеме образования и воспитания "гражданина Вселенной" с учётом знаний антропологии. Предлагаемая им система наук включала и такой раздел как "наука о человеке" - его свойствах7"1. Включая "науку о человеке" в систему "наук общих" , он считал её изучение особенно важным, так как она служит "главным основанием", вокруг которого "должны "ютиться" прикладные науки, описательные и технические"3 .
В концепции Циолковского антропология есть не только знание о человеке, его природе и сущности, то есть знание о "человеке в себе", сколько как один из инструментов философ-ско-педагогического осмысления значимости человека "для судьбы Вселенной" и происходящих космических процессов в "человеческом измерении".
По Циолковскому, эволюция Космоса, не говоря уже об эволюции самого человека, совершается через человека. Отсюда все характеристики космического совершенства суть этические и познавательные ценности человека, взятые в предельном выражении. "Будущее человечество, - писал Константин Эдуардович, - человечество совершенное, превратиться в единый вид лучистой энергии, то есть единая идея заполнит всё космическое пространство, и космос превратится в великое совершенство"4.
Развитие ведущих идей антропокосмическои концепции воспитания в педагогических воззрениях К.З.Циолковского
Для К.Э.Циолковского - учёного и педагога характерна широта и многообразие интересов, охват им целого ряда различных дисциплин, позволяющих понять мир человека, составляючий его "микрокосм"".
Его волновали философские проблемы, связанные с целью и смыслом человеческой жизни на Земле и в будущей жизни в Космосе; социально-политические, этические и особенно психолого-педагогические вопросы, непосредственно связанные с воспитанием человека в плане его антропокосмической концепции.
Но при всём этом в отмеченном многообразии заключено единство мысли, целеустремлённость всех космических идей и мыслей Циолковского на человека, его совершенствование, изменение человеческой природы. Сделать человека способным "влиться в космическое братство", "соединив свою судьбу с судьбой Вселенной", чтобы обрести "истинное блаженство, счастье и бессмертие" - эта основная идея антропокосмической концепции воспитания нашла отражение в педагогических воззрениях К.Э.Циолковского.
Во имя воспитания "совершенного" человека, "... проникнутого высшими идеями, ведущими всех людей к счастью", учёный-космист и педагог пытался осветить проблему человека со всех точек зрения. Созданная К.Э.Циолковским "космическая педагогика" составляет единое целое с его "космической философией" и "космической этикой" и является мировоззренческим синтезом его "космических идей".
Свой интерес к педагогике, к проблемам воспитания Константин Эдуардович объяснял так: "Я интересовался больше всего тем, что могло прекратить страдания человека, дать ему могущество, богатство, знание и здоровье"1.
Он много думал над тем как мизменить самого человека в сторону ума, нравственности, знания, общественности, здоровья, долголетия..."", то есть как воспитать человека "совершенным" , что означает согласно его концепции - разумным, жаждущим знаний, способным к активной преобразующей деятельности по изменению на основах высшей нравственности самого себя, Земли, а затем и Космоса, - эти сложнейшие вопросы пытался решить Циолковский в своей антропокосмической концепции воспитания.
Логично поэтому, что темами его педагогических исследований становятся: "Основы нравственности", "Совершенный человек и его свойства", "Прошедшее и будущее человечества", "Какой тип школы желателен?" и другие, в которых нашли отражение его педагогические воззрения, составляющие основу антропокосмической концепции воспитания.
И хотя специально педагогических трудов у Циолковского нет, почти все его работы и проекты так или иначе затрагивают проблемы воспитания человека. В них содержатся глубокие раздумья педагога-космиста о судьбе человека, истории человечества, его прошлом и космическом будущем, о самом человеке, о возможностях его разума, способного "подстроиться к вселенскому разуму", познать законы Вселенной и развиваться в соответствии с этими законами до вершин совершенства.