Введение к работе
Актуальность темы исследования.
Краеведческие музеи в Чукотском автономном округе уже более семидесяти лет являются неотъемлемой частью социально-культурной среды самого Северо-Восточного региона России. Однако развитие музейного дела на Чукотке до настоящего времени никогда не было предметом специального научного исследования. Деятельность музеев рассматривалась главным образом как средство идеологического воздействия на широкие народные массы, что особенно проявлялось в советское время. Музеи воспринимались как «очаги воспитания», площадки для проведения пропагандистских мероприятий, им отводилась важная роль в воспитании подрастающего поколения. В настоящее время общество все чаще возвращается к проблемам развития отечественной культуры и в этой связи стремится по-новому взглянуть на работу музеев, так как именно в них находится значительная часть движимого культурного наследия, сосредоточившего в себе огромный опыт материальной и духовной деятельности народов России.
Изучение истории возникновения и деятельности провинциальных музеев Чукотки позволяет осмыслить их влияние на развитие всей культуры Крайнего Северо-Востока с конца XIX века по настоящее время, оценить стратегию и методы музейного строительства как неотъемлемую часть регионального прошлого. Культурологический анализ развития музейного дела на Чукотке побуждает к размышлению над вопросами взаимовлияния, взаимодействия доиндустриальной полярно-арктической и постиндустриальной «западной» цивилизаций. Важно изучить и обобщить опыт музеев Чукотки, выработать целостную концепцию развития музеев региона, способную связать воедино все функции музея, определить степень значимости их коммуникативной функции для сохранения культурного и природного наследия региона.
Степень научной разработанности проблемы.
Большую роль в раскрытии темы диссертационного исследования сыграл анализ работ, посвященных вопросам культурологического подхода к изучению феномена музея, теоретическим основам музееведения и истории музейного дела.
Опыт музейного строительства в России в досоветский период обобщил Т.Л. Малицкий, сделавший вывод о музейном расцвете начала ХХ века и превращении России в страну высокой музейной культуры. Пути развития советского музееведения рассмотрены в трудах М.Я. Феноменова, Н.И. Романова, Ф.И. Шмита, которые дали краткую характеристику истории музеев, разработали их типологию и принципы организации музейной сети.
В 1950-1970-ее гг. в сборниках НИИ Музееведения «Основы советского музееведения» и «Очерки истории музейного дела России» история музейного дела была выделена в качестве самостоятельной проблемы в области культуры.
В 1970-80-е гг. шел интенсивный процесс самоопределения музееведения как научной дисциплины. Велась активная терминологическая дискуссия, были сформулированы базовые понятия дисциплины, определены основные направления музейной деятельности и перечислены разнообразные формы работы. Важной вехой стала статья Б.Б. Пиотровского «О подходе к показу культурного наследия», где отмечалось, что «подбор музейных коллекций, подготовка экспозиций требуют громадной и углубленно научной работы. Музей не может быть только хранилищем, но является и научно-исследовательским учреждением». Пути развития музеев Севера и их взаимодействие с традиционными культурами рассматривались Л.А. Чуриловой. Л.С. Букарева проанализировала сетевые аспекты процесса формирования провинциальных музеев и их роль в культуре региона. Д.А. Равикович определил критерии оценки состояния музейной сети.
Новый период культурологического анализа музейного дела связан с процессами глобальных изменений в российском обществе 1990-х гг. Отличительной чертой современных исследователей является стремление по-новому взглянуть на деятельность и функции музеев и их значение для развития культуры, оценить и использовать опыт предшествующих поколений. Важной тенденцией стала активизация регионального подхода в изучении истории и значении музеев. Г.А. Кузина выявляет взаимообусловленность процессов внутренней политики государства и руководства музейным делом, и показывает, как идеологические установки в области культуры изменили статус музея в советское время, превратив его в политпросветительное учреждение, что повлекло в целом смену приоритетов в музейном деле. Г.К. Ольшевская, А.С. Балакирев, Л.И. Скрипкина рассматривают в своих исследованиях роль музеев в России на рубеже тысячелетий.
Чукотка исторически входила в состав Дальневосточного края, развитие музейного дела в котором рассмотрены в монографиях Л.В. Корневой и Н.И. Рубана. Эти исследования хронологически охватывают конец XIX века – 1930-е гг. История становления и развития музейного дела непосредственно на Чукотке и Крайнем Северо-Востоке представлена лишь статьями в периодической печати, где авторы освещают вопросы формирования на территории Чукотки различных коллекций для центральных музеев России, Америки, Финляндии. Материалы о коллекции, собранной на Чукотке В.Г. Богоразом в ходе работы Северной Тихоокеанской этнографической экспедиции Американского музея Естественной истории («Тhе Jesuр North Pacific Ехреdition») содержатся в журнале «Тhе Аmerican Museum Journal», изданного в 1903 и каталоге Американского Музея Естественной Истории «Dгаwing shadows to stone» (1997 г.).
Фундаментальные научные издания И.С. Вдовина «Очерки истории и этнографии чукчей», «История и культура народов Северо-Востока СССР» под редакцией А.И. Крушанова, «История Чукотки с древнейших времен до наших дней», под редакцией Н.Н. Дикова повествуют о развитии культуры Чукотки в целом, излагая методологические принципы её исследования.
В публикациях СВКНИИ ДВО РАН (г. Магадан), Краеведческих записках Магаданского областного и Чукотского окружного музеев представлен интересный фактический материал. В литературе практически не затрагивается культурологический аспект анализа движимого культурного наследия Чукотки, принадлежащего к Музейному фонду РФ. Следует подчеркнуть, что в региональных исследованиях не нашел достаточного отражения процесс становления музеев и их взаимодействия с культурным пространством региона.
Хронологические рамки диссертации охватывают период с конца XIX века - момента образования в составе Приамурского генерал-губернаторства самостоятельной Анадырской округи, когда изучение края и сбор музейных коллекций приобрели целенаправленный характер, и до начала XXI века, когда Чукотский автономный округ стал самостоятельным, быстроразвивающимся регионом Российской Федерации и поиск оптимальных путей совершенствования музейной сети и ее деятельности стал актуальной задачей культурного развития.
Источники по теме исследования – в диссертации анализируется широкий круг источниковедческих документов: законодательные акты, постановления и распоряжения региональных органов власти, статистическая отчетность, архивные документы, нарративные материалы (мемуары, воспоминания) и материалы периодической печати.
Основные документы хранятся в Государственном архиве Чукотского автономного округа. Они содержат сведения об экспозиционной, просветительной и исследовательской работе музеев за пятидесятилетний период. Постановления, распоряжения региональных органов власти и вышестоящих организаций дают информацию об организации музейного дела в округе и свидетельствуют об изменениях подходов к оценке функций музеев. Значительная часть документов вводится в научный оборот впервые.
Важными для исследования явились научные архивы и фондовые материалы Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) РАН, Российского этнографического музея, Чукотского окружного краеведческого музея (ныне - Музейного Центра «Наследие Чукотки») и районных муниципальных музеев Чукотского автономного округа.
Сведения о качественном и количественном содержании ряда коллекций, поступивших с территории Чукотки, приводятся в каталогах, опубликованных Приморским государственным музеем им. В.К.Арсеньева. (Владивосток), Загорским (Сергиево-Посадским) Государственным историко-художественным музеем-заповедником, Американским Музеем Естественной Истории (г. Нью-Йорк).
Особую группу опубликованных источников составляют законодательные акты центральных органов власти: постановления ВЦИК, Наркомпроса, характеризующие деятельность советской власти в области культуры и в музейном строительстве.
Публикации в периодической печати (окружная газета «Советская Чукотка» ныне - «Крайний Север», районные газеты) рассказывают об истории создания музеев, деятельности конкретных людей, стоявших у истоков формирования музейной сети округа, содержат богатый фактологический материал и критические замечания о формах и методах работы музеев.
Объект исследования - социально-культурная сфера жизни Чукотки конца XIX века - начала XXI века.
Предметом исследования - динамика становления и развития музейного дела и сети музеев Чукотского автономного округа в конкретно-исторических условиях освоения Крайнего Северо-Востока и связанных с ним социокультурных процессов.
Целью настоящего исследования является культурологический анализ этапов становления музейного дела на Чукотке, а также определение места и роли музеев в историко-культурном развитии региона. Данная цель определяет следующие задачи:
- проследить процесс формирования первых музейных коллекций на Крайнем Северо-Востоке, тесно связанный с научным изучением и освоением края, показать их значение в формировании широкого интереса к самобытной культуре коренных народов края;
- определить основные этапы становления музейного дела на территории округа, его значение для развития культуры региона в целом и рассмотреть в динамике изменения социокультурного статуса музеев;
- показать специфику создания, развития музейной сети региона и дать ее качественную характеристику, через изучение истории каждого районного музея;
- проследить динамику развития социокультурного статуса музеев и его значение для развития региона;
- оценить роль личной инициативы жителей Чукотки в организации и деятельности музеев;
- выявить взаимосвязь между государственной политикой в области культуры, музейного строительства и внутренними процессами, протекающими в регионе;
- проанализировать состояние научно-исследовательской, культурно-просветительской, экспозиционной и фондовой деятельности музеев Чукотки, для демонстрации расширения их коммуникативной функции и значимости для сохранения культурного наследия.
Методологические и теоретические основы исследования.
Проблемы, определенные в работе, требуют междисциплинарного подхода к исследованию, базирующегося на культурологической, музееведческой и исторической методологии. Сегодня актуально стало включение музейной тематики в круг проблематики современной культурологии, рассматривающей культуру как целостную саморазвивающуюся систему. Системный подход предполагает комплексное исследование феномена музея, с применением историко-генетического, герменевтического, структурно-функционального, коммуникативного, социокультурного методов.
Для выявления закономерности возникновения и развития музеев на Чукотке была использована, предложенная В.П. Грицкевичем модель поэтапного развития музея как культурного феномена в историческом процессе (от приватных коллекций до социокультурного института со всеми присущими ему функциями оказывать разностороннее воздействие на человека, давать представление об историческом процессе, влиять на формирование мировоззрения). Представляя широкую временную ретроспективу, музей, так или иначе, касается идеологии и включен в действующие социальные контексты.
Методологической основой диссертации стало учение Н.Ф. Федорова – «философия музея», где утверждается, что «музей не есть собрание вещей, а собор лиц», т.е. каждый предмет и вещь созданы человеком, а, следовательно, цель музея – не просто сбор и хранение, а, прежде всего изучение всех остатков прошлого, воссоздание прошлого поколения. Базируясь на историко-культурном методе при изучении биографий, выявляющих, согласно концепции С.Н. Иконниковой, духовный мир личности, ее уникальность, был определен круг коллекционеров и основателей музеев. Для характеристики деятельности музеев Чукотки как социокультурных институтов использовались взгляды Л.М. Шляхтиной и Е.Н. Мастеницы, в основе которых лежит коммуникационный подход.
При анализе источников использованы принцип объективности, сравнительный и статистический методы. Для достижения цели исследования были применены диагностические методы (анкетирование, интервьюирование, беседы), позволяющие оценить современное состояние основных видов музейной деятельности в регионе.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- впервые определены основные этапы становления музейного дела в регионе, выявлен процесс зарождения, организации и развития музеев самого Северо-Восточного округа России, выделены общие, присущие многим северным территориям тенденции в становлении музейного дела и особенности, обусловленные спецификой региона;
- проведено исследование многоплановой, но еще недостаточно изученной проблемы роли региональных музеев в развитии культуры Крайнего Северо-Востока и сохранении наследия коренных народов;
- рассмотрен вопрос воздействия государственной политики на деятельность музеев округа;
- исследована трансформация культурно-просветительной и научно-исследовательской функций музеев, проявившихся как в изменении самого предмета демонстрации, так и в формах презентации музейного экспоната, где принцип использования предмета в целях пропаганды постепенно исчезает, а на первый план выдвигается его эстетическая и нравственная ценность;
- введен в научный оборот новый корпус источников по проблемам развития музейного дела в самом Северо-Восточном регионе России.
Практическая значимость исследования.
Теоретическое и практическое значение исследования определяется введением в научный оборот фактов по созданию коллекций и функционированию музеев в Чукотском автономном округе, их роли в культурной жизни региона. Результаты диссертационной работы способствуют дальнейшему развитию комплексного культурологического подхода к решению теоретических проблем и практических задач музейного дела на Крайнем Северо-Востоке. Материалы исследования помогут критически использовать региональный музейный опыт, совершенствовать деятельность музеев, а так же могут быть использованы при разработке научных концепций музеев как социокультурных институтов и в процессе решения конкретных задач музейной практики (просветительных, экспозиционных, маркетинговых), при составлении лекционных курсов и подготовке к изданию каталогов, буклетов и другой справочной литературы.. Анализ состояния всех направлений музейной деятельности в регионе будет способствовать поиску оптимальных путей расширения краеведческой работы и координации формирования сети музеев в округе. Основные результаты исследования могут быть использованы в работе музейных учреждений для определения процесса формирования коллекций, видов и форм научно-исследовательской и культурно-просветительной деятельности, в осмыслении опыта музейного наследия и принятия всего лучшего и прогрессивного, которое сможет оказать помощь в объективном рассмотрении истории, культуры региона и их показе музейными средствами.
Положения, выносимые на защиту.
-
Краеведческие музеи в Чукотском автономном округе, являясь неотъемлемой частью всей социально-культурной сферы самого Северо-Восточного региона России, одними из важнейших компонентов коммуникативной системы культуры, содействуют стабилизации социокультурного развития региона и формированию информационно-коммуникативной сферы взаимодействия культур.
-
Исследование проблем актуализации музейной деятельности на Чукотке возможны только в общем контексте разработки региональной культурной политики, с учетом исторической ретроспективы и особенностей её развития.
-
Первые музейные коллекции, собранные в ходе научного и экономического освоения территории Чукотки в конце ХIХ века, способствовали пробуждению широкого интереса к самобытной культуре коренных народов края, создали предпосылки формирования институтов ее сохранения, в том числе путем создания музейной сети непосредственно в регионе.
-
Значительный численный рост музеев в Чукотском автономном округе наметился в 1970-1980-х гг., а затем в конце ХХ – начале ХХI веков, что совпадает с периодами наибольшего экономического подъема и активизации социальной и культурной жизни региона. Возникновению музеев, формированию интересных коллекций способствовала личная инициатива жителей Чукотки, заинтересованность со стороны руководителей разных уровней власти.
-
Музеи Чукотки, используя культурно-образовательный потенциал своих коллекций, представляющих собой социокультурные реалии и являющихся подлинными свидетельствами исторического прошлого и настоящего региональной культуры, способствуют формированию у посетителей социальной идентичности и межкультурной толерантности в полиэтнической среде многонационального региона.
-
Эффективность и результаты музейных программ, проектов и экспозиций зависит от степени апробированности используемых технологий, и обуславливаются национальными и образовательными особенностями аудитории.
Апробация результатов исследования
Отдельные положения диссертации были изложены в статьях автора, а также отражены в докладах на нескольких всероссийских и региональных научных конференциях: Пятые и Шестые Сибирские чтения (СПб., Кунсткамера, 2002 и 2005), научно-практическая конференция, посвященная 15-летию кафедры и 10-летию факультета музееведения и экскурсоведения Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусства «Музей и туризм: подготовка кадров. Опыт и перспективы». (СПб., 2005), международная научная конференция «По следам древних костров…» (Магадан, 2005), Пятые Гродековские чтения (Хабаровск, 2006), общероссийская научно-практическая конференция музеев «Музеи. Партнерство – сообщества – развитие» (Калининград, 2006), научная конференция СПбГУ «В поисках музейного образа» (СПб, 2007).
На основе материалов диссертации разработаны лекции в рамках специального курса по истории региональных музеев для студентов отделения педагогики и культуры Чукотского многопрофильного колледжа.
По теме диссертации издано 11 научных публикаций общим объемом 4, 2 п. л.
Структура диссертации
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и приложения.