Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Музей в социокультурной адаптации инвалидов Донина Ирина Николаевна

Музей в социокультурной адаптации инвалидов
<
Музей в социокультурной адаптации инвалидов Музей в социокультурной адаптации инвалидов Музей в социокультурной адаптации инвалидов Музей в социокультурной адаптации инвалидов Музей в социокультурной адаптации инвалидов Музей в социокультурной адаптации инвалидов Музей в социокультурной адаптации инвалидов Музей в социокультурной адаптации инвалидов Музей в социокультурной адаптации инвалидов Музей в социокультурной адаптации инвалидов Музей в социокультурной адаптации инвалидов Музей в социокультурной адаптации инвалидов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Донина Ирина Николаевна. Музей в социокультурной адаптации инвалидов: диссертация ... кандидата культурологии наук: 24.00.03 / Донина Ирина Николаевна;[Место защиты: ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный унив ерситет культуры и искусств»].- Санкт-Петербург, 2014.- 223 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Социокультурный потенциал музея в контексте культурологического знания 21

1.1. Современные трансформации социокультурных функций музея . 21

1.2. Актуализация образовательно–воспитательной функции музея 35

1.3. Социокультурная адаптация музейными средствами. 51

Глава II. Музейно-педагогическая технология социокультурной адаптации инвалидов68

2.1. Ретроспективный анализ регулирования взаимоотношений общества и лиц с инвалидизирующими заболеваниями 68

2.2. Методические особенности музейно–педагогического взаимодействия с инвалидами 82

2.3. Актуальные формы социокультурной адаптации аудитории с различными типами инвалидности в пространстве музея 100

Глава III. Инновации в социокультурной адаптации инвалидов117

3.1. Инклюзивный подход в социокультурной адаптации инвалидов . 117

3.2. Универсальный дизайн как совокупность технических приемов и принципов организации музейного пространства 133

3.3. Реализация музейно – педагогической технологии в авторском проекте «Светлый мир» ГМИР: опыт создания и апробации . 149

Заключение 168

Список использованных источников и литературы 174

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Социальные трансформации конца XX – начала XXI вв. в значительной мере изменили представления о миссии музейной институции, показав возможность и перспективность ее развития как многофункционального учреждения культуры, способного решать общественно значимые задачи. Современный музей – это не только институт исторической памяти, но и культурная форма, которая видоизменяется в соответствии с тенденциями развития культуры. Актуальные потребности, социальные вызовы времени диктуют необходимость существенного изменения исследуемого феномена. К новым качествам, определяющим его функционирование в пространстве культуры, можно отнести расширение спектра социокультурных функций музея, усиление практической направленности деятельности, включение в сферу его интересов новых сегментов общества, поиск актуальных технологий и арсенала средств их реализации. Учитывая интересы различных общественных слоев, музей, как специфический инструмент культуры, становится одним из механизмов социокультурной адаптации, обеспечивающих включение личности в культуру.

В настоящее время в Российской Федерации особое внимание уделяется социальной поддержке лиц с инвалидизирующими заболеваниями: открываются новые адаптационные центры, внедряются инновационные методы взаимодействия с данной группой, формируется адекватное отношение общества к феномену инвалидности. Согласно данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, количество людей, которым присвоена инвалидность той или иной степени, составляет 2 млн. 800 тыс. человек, или 9,2 % всего населения. Ратификация Россией Конвенции о правах инвалидов, утверждающей право инвалидов на участие в социокультурной жизни, предполагает создание безбарьерной среды, которая обеспечивают равную для всех членов общества доступность общественного транспорта, торговых и лечебных заведений, а также культурных мероприятий и услуг, в том числе и в музейной сфере. В изменившихся общественно-политических условиях проблема социокультурной адаптации инвалидов музейными средствами приобретает практическую значимость. Обладая комплексом уникальных критериев, способностью накапливать и транслировать культурный опыт и устойчивым положительным образом, музейная среда играет существенную роль в многогранных процессах социокультурной адаптации, самоидентификации и общественной инклюзии инвалидов. Современные культурные практики, предусматривающие активное участие музеев в решении социокультурных проблем, во многом определяют вектор дальнейшего развития музейной деятельности.

В связи с многоаспектностью темы данного исследования, основное внимание уделяется изучению деятельности отечественных музеев, охватывающей временной период со второй половины XX века по начало XXI века. Однако в некоторых случаях автор расширяет хронологические рамки исследования в связи с необходимостью выявления исторического контекста формирования взаимоотношений в триаде социум – музей – инвалид.

Центральной проблемой исследования является определение актуальной музейной технологии социокультурной адаптации инвалидов, классификация ее элементов и аналитический обзор инноваций, входящих в ее состав. Последовательный мониторинг взаимодействия сегмента музейной аудитории, представленной лицами с инвалидизирующими заболеваниями, и социокультурного контента музея является действенным фактором осуществления прогностической функции исследований в области культурологии и определения динамики социокультурных процессов в современном обществе.

Предпринятое изучение процесса социокультурной адаптации инвалидов музейными средствами и осмысление этого феномена позволило выявить ряд противоречий между

- весомым социокультурным, культурно-образовательным, а также инклюзивным потенциалом современного музея, и недооценкой феномена музейной институции в социокультурной адаптации инвалидов;

- существенным интересом к проблемам социокультурной адаптации музейными средствами, значительным объёмом эмпирического материала по данной проблематике и недостаточной степенью его теоретического осмысления;

- наличием нормативно-правовой базы и инклюзивной направленностью социальной политики государства, декларирующих равноправное участие инвалидов в социокультурной жизни, и функционированием музея как институции, недоступной для большинства инвалидов, что обусловлено наличием барьеров как средового (архитектурного), так и отношенческого (психологического) характера, а также недостаточно интенсивным внедрением инноваций в музейную практику.

Таким образом, актуальность темы данного исследования обусловлена необходимостью реализации потенциала музейной институции в социокультурной адаптации инвалидов, потребностью теоретического осмысления существующего в этой области эмпирического опыта, а также необходимостью интенсивного внедрения инноваций в музейную среду, что соответствует утвержденным нормам государственной социальной политики.

Степень разработанности темы исследования

Специфика темы исследования определила необходимость привлечения широкой базы источников и литературы из различных областей научного знания. Современное осмысление музейной реальности характеризуется формированием традиции полидисциплинарного анализа, с помощью которого осуществляется комплексный анализ музея как социокультурного института. Эта тенденция предполагает использование методов, концепций и подходов различных областей научного знания, обладающих взаимообогощающим потенциалом. Данные положения обуславливают междисциплинарный характер исследования.

Обращение к проблемному полю культурологии и использование достижений этой области научного знания для определения феномена музейной институции является перспективным для теории и практики музееведения. Так, в контексте данной работы анализ адаптационного потенциала социокультурной среды продуктивен с позиций одного из фундаментальных подходов к феномену адаптации - культурологического, который ставит в центр внимания проблему взаимосвязи культуры и социальной адаптации. Особое значение в осмыслении понятия «культурная адаптация» принадлежит Л.Уайту (L.White), который рассматривал культуру как адаптивную систему или пространство, предлагающее индивиду многообразие адаптивных стратегий, выработанных человечеством за всю его историю. С позиций Э.С. Маркаряна, адаптивная функция культуры обоснована определением ее как способа человеческой деятельности, поскольку сам феномен деятельности имеет исходную адаптивную ориентацию. По его мнению, благодаря возникновению феномена культуры человеческая деятельность, которая является адаптивной, становится целенаправленной преобразующей деятельностью.

Возможности социокультурной адаптации инвалидов выявляются в культурологической перспективе. Данный подход позволяет рассматривать совокупность исторического многообразия культур в качестве резерва для поиска форм и методов жизнедеятельности, адекватных потребностям лиц с инвалидизирующими заболеваниями. Общие проблемы культурологии и вопросы адаптивного потенциала человечества в контексте культурной среды рассматриваются в трудах С.Н. Иконниковой, С.Т. Махлиной, А.Я. Флиера позволяющих обратиться к анализу генезиса культурных форм в контексте адаптационного потенциала культурной среды.

Исследования, ориентированные на область прикладной культурологии (М.А. Ариарский, М.Л. Бутовская, И.А. Купцова, С.А. Ляушева, А.А. Нагой), позволили определить специфику формирования культурной среды, обосновать культуроцентристскую модель образования, раскрыть закономерности адаптации личности посредством культуры. Возможности приложения понятийного аппарата, теории и методов культурологии для выработки концепции инвалидности как культурного феномена, а также для понимания культурологического контекста социальных и коммуникационных процессов в области социокультурной адаптации инвалидов исследует в своей работе Д. Хершенсон (D. Hershenson).

В социологии создана значительная теоретическая база по исследованию проблем адаптации, представленная работами Э. Дюркгейма (D. Durkheim). Т. Парсонса (T. Parsons), М. Вебера (M. Weber). Проблемы социальной адаптации рассматриваются в трудах Н. Смелзера (N. Smelser), а также в исследованиях российских социологов Ж.А. Беляевой, Е.К. Наберушкиной, А.А. Панкина, Е.И. Холостовой, Л.Л. Шпак, Е.Р. Ярской-Смирновой, чьи работы посвящены изучению общих закономерностей процесса адаптации, классификации и систематизации ее форм и видов.

Психологический аспект определения сущности адаптационных процессов представлен в исследованиях, развивающих как ряд общетеоретических положений, так и концентрирующих внимание на области дефектологии (И.Н. Андреева, Л.С. Выготский, И.С. Кон, О.С. Никольская, С.Я. Рубинштейн, Е.В. Евмененко и А.В. Трущелева, Изард (C.E. Izard), Р. Плутчик (R. Plutchik).

Значительный вклад в разработку научных основ социокультурной адаптации инвалидов внесли исследования отечественных педагогов, посвященные выявлению социально-психологических и педагогических условий данного процесса. В работах Т.Б. Епифанцевой, Г.Ф. Кумариной, Г.А. Мишиной, Е.Н. Моргачевой, Н.М. Назаровой рассматриваются общие вопросы специальной педагогики. Особенности воспитательного воздействия и педагогические приемы специального образования, традиции социальной политики в России, а также специфика педагогического взаимодействия с инвалидами представлены в исследованиях Л.В. Андреевой, Р.М. Боскис, Т.А. Девятковой В.П. Ермакова, Х.С. Замского, Л.Б. Лотуховой, Н.Н. Малофеева, Н.Д. Шматко, Г.А. Якунина.

Идея инклюзивной модели специального образования получила развитие в трудах М.С. Астоянц, Э.И. Леонгарда, , М.Ю. Перфильевой, А.Ю. Шеманова, Ю.М. Эрц (Нафтульевой), Т. Бута (T. Booth), Г. Иттерстад (G.Ytterstad). Вопросы образовательной технологии нашли отражение в работах А.Г. Бойко, В.В. Гузеева, Г.К. Селевко.

Использование междисциплинарного подхода позволяет включить исследуемый вопрос в системное поле музееведения. Обращение к проблеме социокультурной адаптации инвалидов базируется на теоретическом фундаменте, основы которого заложены в трудах А.Б. Закс, Д.А. Равикович, А.М. Разгона. Теория музееведения, определение его методологии, изучение музея как явления культуры, реализующего ее задачи специфическими средствами, нашли свое отражение в работах ряда специалистов. К этой теме обращались музееведы М.Б. Гнедовский, В.М. Грусман, В.Ю. Дукельский, Л.С. Именнова, Т.П. Калугина, Е.Н. Мастеница, А.А. Никонова, А.А. Сундиева, О.Н. Труевцева, О.Н. Шелегина, Л.М. Шляхтина.

Вопросам актуализации личностной мотивации, активизации музейной аудитории, создания программ острой социальной направленности посвящены работы Ю.В. Зиновьевой, Е.Н. Мастеницы, М.В. Салтановой, О.С. Сапанжи, Л.И. Скрипкиной, Б.А. Столярова, И.В. Чувиловой, Л.М. Шляхтиной, Э.А. Шулеповой. Данные исследования способствуют утверждению гуманистического вектора в осознании феномена музея, расширению смыслового поля музейной институции, включению его в культурологический контекст. Специфика преломления общепедагогических закономерностей в условиях музейных учреждений, рассмотренная А.Г. Бойко, Т.В. Галкиной, М.В. Мацкевич, Е.Б. Медведевой, Б.А. Столяровым, М.Ю. Юхневич, предполагает использование музейной педагогики как наиболее адекватной природе музея.

В соответствии с положениями критической музеологии (М. Креспо (M. Crespo), О. Наварро (O. Navarro) и др.), музей позиционируется как институт, который может способствовать улучшению условий жизни. В качестве одного из практических преломлений данного положения, возможно рассматривать обращение музея к решению проблемы социокультурной адаптации лиц с инвалидизирующими заболеваниями. Т.А. Бортенева, М.М. Галич, А.И. Клюкина, Т.С. Кубасова, Н.Г. Манелис, Н.В. Потапова, А.А. Филимонов, О.В. Храброва, Е. Хупер-Гринхилл (E. Hooper-Greenhill) отразили в своих работах эмпирический опыт адаптации инвалидов в социокультурном пространстве музея.

Современное понимание феномена инвалидности является основой для формирования актуальной концепции инклюзивного (включающего) общества. В исследованиях М.С. Астоянц, А.Ю. Шеманова, Д. Клотц (J. Klotz), Д. Макдональд (D. MacDonald), М. Оксфорда (M. Oxford), Д. Холл (J. P. Hall) рассматриваются дискуссионные вопросы, касающиеся концептуализации понятия инклюзии и содержащие ее оценочные характеристики. Вопросам освещения инклюзии в культурологической парадигме, ее отличиям от других моделей социального взаимодействия, изучению культурных потребностей инвалидов, а также реализации инклюзивного подхода в музейной среде посвящены исследования Н.Т. Поповой, А.Ю. Шеманова, А.М. Щербаковой, Е.Р. Ярской-Смирновой, А. Хики-Муди (A. Hickey-Moody).

Эффективность включения инвалида в социокультурное поле музея обеспечивается использованием современных технологий, в частности, универсального дизайна. Общие вопросы теоретического обоснования, а также практическое осмысление реализации принципов универсального дизайна в музейном пространстве представлены в работах С.Н. Ваньшина, И. Фроловой, Л. П.Д. Кларксона (P. J. Clarkson), Г. Дийонга (G. DeJong), Р. Дункана (R. Duncan), Д. Хаббарда (J. Hubbard), Д. Джефри (J. Jeffrey), Д. Райса (D. Rice), Рингерт (L. Ringaert), С. Уоллера (S. Waller).

В прикладной музеологии проблемы адаптации инвалидов музейными средствами, а также разработка методологической базы взаимодействия с данной музейной аудиторией изучены рядом исследователей из смежных областей научного знания: Т.А. Бортеневой, О.П. Ваньшиной, С.Н. Ваньшиным, Н.Ю. Жвитиашвили, Н.В. Иевлевой, А.Н. Колесиным, О.В. Платоновой, Н.Т. Поповой, Е.И. Резниковым, А.М. Шагеевой.

Ведущей идеей современного понимания феномена социокультурной адаптации является тезис о достижении инвалидом максимальной независимости, продекларированный в нормативно-правовых документах международных, российских федеральных и региональных органов власти, регулирующих основные положения социальной политики в отношении лиц с инвалидизирующими заболеваниями. К источникам этой группы относятся документы, принятые Генеральной ассамблеей ООН, а также официальные праворегулирующие документы, принятые на уровне Российской Федерации, отражающие основные тенденции и положения социальной политики государства. Таким образом, разработанности исследуемого вопроса в определенных областях гуманитарного знания противостоит недостаточная его изученность с позиций современного музееведения. В рамках проведенного анализа не выявлено фундаментальных трудов, посвященных вопросу социокультурной адаптации инвалидов музейными средствами. Это свидетельствует о научном потенциале культурологического исследования данной проблемы и перспективах ее дальнейшего изучения.

Объектом исследования является музей как институт социокультурной адаптации инвалидов.

Предмет исследования составляет музейно-педагогическая технология, оптимизирующая процесс социокультурной адаптации инвалидов.

Цель данной работы состоит в выявлении и научном обосновании уникального потенциала музейной институции в реализации задач социокультурной адаптации лиц с различными типами инвалидизирующих заболеваний.

Задачи исследования:

    1. Провести культурологический анализ современных трансформаций социокультурных функций музея;

    2. Проанализировать на основе междисциплинарного подхода понятие «социокультурная адаптация инвалидов» и обосновать роль музея как ее значимого ресурса;

    3. Осуществить анализ форм и методов музейно-педагогической деятельности по социокультурной адаптации инвалидов;

    4. Выявить музейно-педагогическую технологию, направленную на социокультурную адаптацию лиц с инвалидизирующими заболеваниями;

    5. Определить применение инклюзивного подхода как инновации в решении задач социокультурной адаптации;

    6. Сформулировать представление о возможностях применения универсального дизайна как совокупности технических приемов и принципов организации музейного пространства;

    7. Разработать, апробировать и внедрить в практику программу, созданную на основе выявленной музейно-педагогической технологии социокультурной адаптации инвалидов.

    Научная новизна работы заключается в том, что:

    - впервые осуществлен комплексный анализ музейно-педагогической технологии социокультурной адаптации инвалидов, обоснована эффективность ее применения, а также предложены инновационные составляющие данной технологии, оптимизирующие процесс адаптации;

    - феномен социокультурной адаптации инвалидов интерпретирован в контексте диверсификации музейной деятельности;

    - проведен анализ включения социокультурного потенциала музея в процесс адаптации инвалидов и выявлены механизмы ее осуществления музейными средствами;

    - рассмотрена реализация в музейной практике основных положений международной и российской нормативно-правовой базы, регулирующих сферу социальной политики по отношению к инвалидам;

    - обоснована правомерность и доказана эффективность использования инклюзивного подхода и принципов универсального дизайна в социокультурной адаптации инвалидов музейными средствами.

    Теоретическая значимость работы состоит:

    - в преодолении дискретности понимания явления социокультурной адаптации инвалидов музейными средствами и в осмысления его как структурной составляющей феноменологии музея;

    - в обогащении культурологического знания выявлением музейно – педагогической технологии по оптимизации адаптационных процессов лиц с инвалидизирующими заболеваниями;

    - в создании систематизированной структуры взаимодействия с музейной аудиторией, имеющей особые потребности;

    - в обосновании эффективности применения инноваций в социокультурной адаптации инвалидов музейными средствами в контексте понимания музея как культурно-адаптивной системы.

    Данное исследование может выступать в качестве теоретико-методологической основы при создании музейно-педагогических программ острой социальной направленности.

    Практическая значимость исследования. С целью практической реализации музейно-педагогической технологии составлены систематизированные методические рекомендации по работе с инвалидами различных категорий в музейном пространстве, а также проведена экспериментальная проверка их эффективности. Предложенная в исследования модель социокультурной адаптации инвалидов может быть рекомендована широкому кругу музейных специалистов для практического использования в работе музеев разных профилей.

    Материалы и результаты данной работы могут быть востребованы в практической музейно-педагогической деятельности: при разработке и проведении музейно-педагогических программ для аудитории с различными типами инвалидизирующих заболеваний и лиц с временно ограниченными возможностями. Поскольку феномен социокультурной адаптации инвалидов музейными средствами был рассмотрен в контексте трансформации социокультурной деятельности музея, результаты диссертационного исследования могут быть применены также в дальнейшем изучении теории музееведения и музейной педагогики, а также при подготовке лекционных курсов, научно-практических и методических семинаров по музееведению, музейной педагогике, научных, учебных и популярных изданий.

    Личный вклад автора. Комплекс исследований, результаты которых приведены в настоящей диссертационной работе, выполнен в рамках научно-практической деятельности под руководством и при непосредственном участии автора. Содержание диссертации отражает личный вклад автора в выявление музейно-педагогической технологии социокультурной адаптации инвалидов музейными средствами. На основе исследования в рамках осуществления авторского проекта «Светлый мир» в Государственном музее истории религии произведено внедрение инновационных составляющих музейно-педагогической технологии, оптимизирующей процесс адаптации инвалидов в музейном пространстве. Реализация программы «Светлый мир» в музейной среде свидетельствует об эффективности социокультурной адаптации инвалидов музейными средствами.

    Методология и методы исследования

    Исследование осуществлялось с позиций междисциплинарного подхода, интегрирующего достижения культурологии, музееведения, социологии, педагогики по проблемам социокультурной адаптации инвалидов. Такой подход позволяет рассматривать институцию музея, обращаясь к смысловому полю смежных научных областей.

    Среди научных систем, имеющих методологическое значение для исследования, следует выделить концепцию диалога культур М.М. Бахтина, системной организации культуры Л. Уайта, деятельностную концепцию культуры Э.С. Маркаряна. Кроме того, методология исследования основана на теоретических изысканиях, составляющих современную теорию музееведения, представленную в трудах В.М. Грусмана, В.Ю. Дукельского, М.Е. Каулен, Е.Н. Мастеницы, Л.М. Шляхтиной, К. Хадсона (K. Hudson),З. Странского (Z. Strnsk). Значительная роль в исследовании отводится культурологическому подходу (С.Н. Иконникова, Е.Н. Мастеница, Л.М. Мосолова, О.С. Сапанжа и др.), благодаря которому музейная институция анализируется как органичная часть единого культурного кластера, феномен культуры и культурная форма.

    Среди общенаучных методов необходимо назвать методы синтеза, сравнительного анализа, обобщения, конкретизации. Использованные методы исследования носят комплексный характер, обусловленный многогранностью изучаемого объекта. Комплексный метод, представляющий собой совокупность системно-структурных методов исследования, был применен в качестве ведущего при изучении феномена социокультурной адаптации инвалидов музейными средствами. При рассмотрении основных подходов современного музееведения к пониманию феномена социокультурной адаптации инвалидов музейными средствами в исследовании используется сравнительно-аналитический метод, а также методы сравнительно-исторического и типологического анализа. Это позволило рассмотреть историю развития музея как социокультурного института в контексте современных политических и социальных изменений. Типологический анализ предоставил возможность выявить особенности возникновения, трансформации и актуализации различных форм и методов музейно-педагогической работы.

    Комплексная методологическая стратегия обусловлена необходимостью формирования целостного восприятия исследуемого явления, поскольку институциональные подходы рассматривают частные проявления музейной феноменологии.

    Положения, выносимые на защиту:

      1. Музей как учреждение культуры обладает особым потенциалом в области социокультурной адаптации, отличающим его от других институций. Современная трансформация образовательно-воспитательной функции музея делает его открытой системой, в которой социокультурная адаптация инвалидов рассматривается как один из векторов дальнейшего развития.

      2. Музейная среда обладает способностью формирования адаптационного механизма, направленного как на усвоение инвалидом определенного культурного контента, так и на генерацию знания, соответствующего новым социокультурным потребностям.

      3. В качестве адаптационного механизма музей использует специфические профессиональные средства и общекультурные практики. Реализация структурно-функциональной модели деятельности по социокультурной адаптации инвалидов учитывает пользовательские потребности целевой аудитории и базируется на музейно-педагогической технологии, оптимизирующей адаптационный процесс.

      4. Музейно-педагогическая деятельность по адаптации инвалидов эволюционирует в связи с трансформациями в социальном понимании феномена инвалидности, а также с появлением нововведений, применяющихся как в проектировании и реализации культурно-образовательных программ, так и в построении экспозиционного пространства.

      5. Обращение к концепции социального включения, в рамках которой осуществляется инклюзивный подход и реализация принципов универсального дизайна, является инновацией в культурно-образовательной деятельности музея, расширяет возможности музейной институции, формируя новые направления научной и практической деятельности.

      Степень достоверности исследования Достоверность работы базируется на анализе выполненных
      ранее научно-исследовательских работ и на изучении деятельности современных
      отечественных и зарубежных институтов, работающих в области сохранения
      культурного наследия. В диссертационном исследовании использован
      апробированный научно-методический аппарат. Всестороннее исследование проблемы обусловлено обобщением теоретического анализа и эмпирического опыта.

      Апробация результатов исследования. Апробация полученных результатов состоялась в рамках реализации проекта «Начало начал» и Долгосрочной музейно – педагогической программы «Светлый мир». Проект «Начало начал» стал призером Всероссийского профессионального форума в рамках VII Фестиваля детских музейных программ «Детские дни в Петербурге» - «Музей и детская культура: активное участие, игра и удовольствие» (Санкт – Петербург, 2011 г.). Авторская программа «Светлый мир» получила признание международного научного музейного сообщества, став победителем конкурсной программы «Музей – образовательный ресурс общества» Международного фестиваля музеев «Интермузей - 2013» в номинации «Музей для всех» (Москва, 2013 г.).

      Основные положения диссертации отражены в публикациях, изданных в рецензируемых научно-практических журналах и сборниках научных трудов, в том числе, рекомендованных ВАК РФ. Исследование прошло апробацию на семнадцати конференциях (в том числе межрегиональных, международных и зарубежных): V Всероссийская Летняя музейно-педагогическая школа «Музейно-педагогические технологии - XXI век», Петрозаводск, 2010 г.; Всероссийская научно-практическая конференции «Культурное наследие как фактор развития региона» Санкт-Петербург, 2011 г.; Международная научно-практическая конференция «Искусствоведение и художественная педагогика в XXI в.» Санкт-Петербург, 2011 г.; Международная научно-практическая конференция «Рябининские чтения-2011», Петрозаводск, 2011 г; Обучающий семинар «Творчество инвалидов – неограниченные возможности», Москва, 2011 г.; Всероссийский профессиональный форум в рамках VII Фестиваля детских музейных программ «Детские дни в Петербурге» - «Музей и детская культура: активное участие, игра и удовольствие», Санкт-Петербург, 2011 г.; Второй петербургский форум «Вместе в будущее». Конференция «Социальная поддержка инвалидов в Санкт-Петербурге. Повышение квалификации специалистов: проблемы и решения», Санкт-Петербург, 2011 г.; Всероссийская научно-практическая конференция «Музейный посетитель: как сделать так, чтобы он возвращался», Москва, 2012 г.; XIV Международная конференция по терапии искусством «Арт-терапия сегодня: арт-терапия в образовании, медицине, социальной сфере», Санкт-Петербург, 2012 г.; Конференция «Современное детство: неклассическая обстановка интерактивного музея и индустрия детских товаров», Санкт-Петербург, 2012 г.; XXII Всероссийская научно – практическая конференция творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела АПРИКТ «Музей без барьеров», Москва, 2012 г.; VII Тихвинские межрегиональные Рождественские образовательные чтения, Тихвин, 2013 г.; Межрегиональный (VIII республиканский) научно-практический семинар по музейной педагогике «Историко-культурная среда города в культурно-образовательной деятельности», Петрозаводск – Сортавала, 2013 г.; Межрегиональный проектно – аналитический семинар «Музеи – для людей с ограниченными возможностями. Социокультурная реабилитация инвалидов музейными средствами». Москва, 2013 г.;- Международный фестиваль музеев «Интермузей-2013». Москва, 2013 г.; Международная конференции «Explore!». Стокгольм, 2013 г.; «Музей без барьеров»: XVII научно-практический семинар «Культурно-образовательная деятельность в естественно-научном музее». Москва, 2014 г.

      Разработанные в ходе подготовки диссертационного исследования проекты, являющиеся практическим воплощением ряда теоретических положений диссертации, стали победителями всероссийского и международного профильных конкурсов: Всероссийского профессионального форума в рамках VII Фестиваля детских музейных программ «Детские дни в Петербурге» - «Музей и детская культура: активное участие, игра и удовольствие» (Санкт-Петербург, 2011 г.) и Международного фестиваля музеев «Интермузей-2013» в номинации «Музей для всех» (Москва, 2013 г.). Основные положения настоящего исследования представлены в авторских курсах лекционных и семинарских занятий для студентов кафедры музеологии и культурного наследия Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств (2011-2012 гг.). Диссертация обсуждалась на заседании кафедры музеологии и культурного наследия Санкт-Петербургского университета культуры и искусств и рекомендована к защите.

      Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, девяти параграфов, заключения, список использованных источников и литературы.

      Актуализация образовательно–воспитательной функции музея

      Процесс расширении спектра социокультурных функций музея влияет на представление о феномене музея, его месте в общественной жизни и способности оказывать влияние на социальные процессыIV. Музейная деятельность характеризуется возрастающей социальной ролью и становится «одним из эффективных средств адаптации человека к культурной среде» [336, с. 53]. На современном этапе развития востребованными и актуальными являются аспекты образовательно – воспитательной функции музея, отвечающие потребностям обществаV: - Глобальные аспекты: коммуникация, консолидация, социальные преобразования и социальная защита; - Личностные аспекты, способствующие социокультурной адаптации личности (культурная идентификация, толерантность, образование, реализации рекреационной потребности и др.). Согласно мнению О.С. Сапанжи [266, с. 11-12], музейная коммуникация осмысляется в качестве структурной принадлежности музея как культурно – коммуникативной системы, обеспечивающей целостность и возможность развития этой системы. Поскольку основным свойством коммуникации является «поддержание социальной связи и исторической преемственности в любом обществе в различные этапы его развития» [337, с. 57], она является эффективным способом передачи социокультурного опыта в качестве важнейшей составляющей культуры. Наличие культурно-коммуникативной составляющей в структуре музея позволяет рассматривать его как «своеобразное культурное пространство, приспособленное для удовлетворения социокультурных потребностей большого круга коммуникантов» [65], что характеризует музей как инструмент передачи социокультурного опыта и конкретизирует представления о его современной миссии [110]. На данном этапе развитие отечественного музея в качестве коммуникационной системы инициирует обогащение музейной практики как новыми музейно – педагогическими формами, так и модернизацией традиционных. Это «соответствует современным требованиям развития инновационных интерактивных музейных технологий, нацеленных на повышение роли аудитории в музейно-педагогическом процессе» [59, с. 145].

      При организации музейно – коммуникационного воздействия важную роль играет выбор форм культурно – образовательной деятельности, оказывающих влияние на генерирование музейной культуры аудитории. С позиций новой модели коммуникации - «культуры участия» (participatory museum), вовлечение аудитории в культурный проект становится его целью, и, следовательно, «сам процесс выстраивания коммуникации может рассматриваться как результат проекта» [136, с. 13]. По мнению Н. Павловой, обращение музея к современной модели коммуникации формирует у посетителя личностные компетенции, которые помогают ему адаптироваться в новой социокультурной ситуации, влияя на «складывание нового архетипа личности, обладающего альтернативным, творческим, многофакторным мышлением и «проектным» отношением к своей судьбе» [220, с. 125]. Обозначая тенденции в работе с аудиторией, специалисты отмечают, что современную музейную коммуникацию «отличает присутствие единой постоянной: реализация социально значимых идей и проектов, выполнение определенного социального заказа» [282, с. 56]. Музей обращается к социально уязвимым слоям общества, в силу различных проблем исключенных из процесса нормального общения. Если ранее к незащищенным слоям населения традиционно относили такие его категории, как инвалиды, люди с ограниченными возможностями здоровья, дети, оставшиеся без попечения родителей, пенсионеры, мигранты и другие категории социально незащищенных лиц, то современная ситуация вносит свои коррективы. К социально уязвимым группам сегодня могут быть отнесены также «домохозяйки, чересчур загруженные делами бизнесмены, подростки, те, кто переживает кризис среднего возраста» [163, с. 147]. Согласно Л.М. Шляхтиной, основной формой музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путем демонстрации музейных предметов, является музейная экспозиция. Ее основу составляет научная концепция, «которая определяет содержание музейной экспозиции, принцип отбора экспонатов, общее художественное решение» [332, с. 113]. Современные тенденции организации музейного пространства предполагают создание специальных экспозиционных комплексов, в которых культурологическое сообщение транслируется для социально уязвимых слоев общества, в том числе для инвалидов. Однако, по мнению С.Н. Ваньшина, «как ни ценны отдельные специальные занятия для отдельных групп инвалидов или отдельные специально для них созданные музейные выставки, гораздо более продуктивно «открыть» для них музейную экспозицию, предоставив возможность познавать ее вместе со всеми другими посетителями» [39, с. 6]. Решением, отвечающим современным запросам социальной политики в вопросе доступности экспозиционных комплексов для инвалидов [9], является технология универсального дизайна. Она обеспечивает доступность экспозиции для всех категорий аудитории, определяет стратегии использования музейного пространства и моделирует педагогически осмысленную и психологически аранжированную комфортную среду, привлекательную как для общества в целом, так и для аудитории с инвалидизирующими заболеваниями.

      Проведенное исследование дает возможность сделать вывод о важной роли музейной коммуникации в процессе реализации музеем социально – значимых задач, позволяющей включать в процесс трансляции культурологического сообщения все категории музейной аудитории. Являясь центрами коммуникации и культурных инноваций, музеи реализуют консолидирующий аспект образовательно – воспитательной функции, действуя по трем направлениям: образование единого музейного пространства, создания специальных околомузейных (партнерских) структур и локальных внутримузейных систем. Образование единого музейного пространства – признанная тенденция последнего времени, которая проявляется «в появлении особых надмузейных структур с интегративными функциями» [180, с. 139] на региональном, национальном и международном уровне. Результатом их действия является создание разноплановых организаций, ассоциаций, партнерских образований на основе консолидации музеев и музейной деятельности. Это свидетельствует о расширении функций музея как социокультурного института, способствует укреплению музейной сети (в том числе и межмузейного электронного информационного пространства) и интенсификации музейной деятельности. Практика последних десятилетий свидетельствует о значительном потенциале музейной деятельности, направленной на взаимодействие с внешней средой: властными структурами, местным сообществом, средствами массовой информации, бизнесом, общественными организациями, фондами, отделениями социальной защиты населения. Согласно исследованиям Лаборатории музейного проектирования Российского института культурологии, музей «постепенно становится одним из наиболее активных акторов в социокультурном, экономическом и политическом пространстве» [163, с. 106]. Примером взаимодействия музея и социума является феномен экомузея, создающегося благодаря локальному сообществу и служащему для удовлетворения его социальных запросов. Таким образом, социокультурная деятельность музея тесно связана с «проектированием среды, включением музейных комплексов как локусов культурной памяти в современные культурные кластеры территории» [14, с. 45]. Это позволяет сделать вывод о том, что музей может рассматриваться как значительный ресурс развития территориального образования и местного сообщества. Создание партнерских структур активно влияет на музейную политику и реализуются посредством участия различных общественных и частных организаций в жизнедеятельности музея, расширяя его институционные рамки и влияя на создание современного имиджа. «Особую ценность, - отмечает В.Лобанова, - имеют устанавливающиеся в ходе реализации проектов отношения партнерства с различными структурами – региональными и городскими властями, крупными предпринимателями, СМИ, фондами, отделениями социальной защиты населения, общественными организациями, благодаря которым музей не только встречает единомышленников, но и получает возможность формировать среду, поддерживающую его политику» [163, с. 151]. Развитие музейной деятельности на региональном уровне характеризуется включением в сферу музейных интересов не только образовательных и научно – исследовательских учреждений, но и организаций, внешне далеких от музейной деятельности: фонды, координационные и консалтинговые центры и др. Реализация образовательно – воспитательной функции через создание системы локальных внутримузейных систем также свидетельствует о расширении социокультурных функций музея на современном этапе. В России, как и в других странах, действуют общества друзей музея, центры музейной педагогики, детские студии, центры традиционной культуры, разнообразные детские музеи как формы музейно – педагогической практики. Интенсивное развитие музейной педагогики, консолидация музеев и общества демонстрирует, по определению Е.Н. Мастеницы, «социальную экспансию» и «вторжение» музея в социальное пространство.

      Социокультурная адаптация музейными средствами

      Согласно действующему Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [33], социальная адаптация инвалидов может рассматриваться в качестве одного из конечных результатов реабилитации инвалидов, наряду с достижением инвалидами материальной независимости и их включением в общество. Реабилитация является основным направлением социальной защиты инвалидов. Согласно определению экспертов Всемирной Организации здравоохранения, реабилитация трактуется в качестве системы мероприятий, направленных на ослабление совокупных инвалидизирующих факторов, то есть понимается как комплекс мер «медицинского, социального, образовательного и профессионального характера с целью подготовки или переподготовки индивидуума до наивысшего уровня его функциональных способностей» [111]. Таким образом, процесс реабилитации включает в себя действия медицинского, психофизиологического, социального характера [19]. С позиций современных представлений о реабилитации инвалидов, средства собственно медицинской реабилитации являются недостаточно эффективными, поскольку во многих случаях качество инвалидности является необратимым. Медицинская реабилитация является, таким образом, лишь начальным звеном в системе общей реабилитации, поскольку лицо с инвалидизирующими заболеванием нуждается, прежде всего, в медицинской помощи. Возврат инвалидов к полноценной общественной жизни предполагает комплексный реабилитационный подход, в основе которого «лежит медицинская, социальная, психологическая и культурная реабилитация» [49, с. 24]. Среди мероприятий по реабилитации людей с инвалидностью особое значение приобретают действия, направленные на психологическую и педагогическую коррекцию, а также социокультурная адаптация, то есть воздействие средствами культуры и искусства. Инвалидность значительно сужает жизнедеятельность людей с особыми потребностями здоровья вследствие ограничений, налагаемых характеристикой инвалидизирующего заболевания, что приводит к социальной дезадаптации. По утверждению З.Р. Садыковой, «из всех проблем, препятствующих полноценному включению инвалидов в жизнь общества, именно проблема социокультурной адаптации является самой острой» [261]. Адаптация может пониматься как система, процесс и результат восстановления способностей человека к самостоятельной деятельности во всех сферах общественной жизни, в частности, в социокультурной [214]. Процесс социокультурной адаптации обеспечивается системой мер социальной поддержки, направленных на создание условий для обеспечения инвалиду равных с другими гражданами возможностей участия в общественной жизни. Одним из ведущих механизмов социализации личности выступает социальная адаптация. Вопрос о соотношении адаптации и социализации является одним из наиболее актуальных вопросов при изучении адаптации. Так, в работе А.И. Ковалевой приводится мнение ряда исследователей, согласно которому социальная адаптация трактуется в качестве первой фазы социализации и формулируется как «приспособление индивида к социально – экономическим условиям, ролевым функциям, социальным нормам, среде его жизнедеятельности» [128, с. 141]. В других исследованиях [2] понятия «социализация» и «адаптация» не разграничиваются либо трактуются практически как равнозначные [47]. Определенная часть исследователей, решающих проблему социализации, рассматривают ее не только как процесс включения личности в систему общественных отношений при определенных условиях, но и как процесс приобретения личность собственной неповторимости, индивидуальности [296]. Согласно утверждению И.В. Лесковой, «сущность социализации состоит в сочетании приспособления (социальной адаптации), обособления человека (индивидуализации) и вхождения в условиях конкретного общества» [162].

      Характеризующая изучение данного феномена терминологическая несогласованность, «неоднозначность и разнохарактерность акцентов в исследовательских парадигмах свидетельствует как о различии теоретико-методологических предпосылок, лежащих в основе исследований, так и многогранности самого этого процесса» [50, с. 12].

      Взаимосвязь социализации и социальной адаптации отражает единый процесс взаимодействия личности и общества. В большинстве случаев понятие «социализация» связывается только с общим развитием личности, в то время как адаптация рассматривается в качестве процесса приспособления уже сформировавшегося индивида к новым социокультурным условиям. В ходе социализации осуществляются развитие, формирование и становление личности, в то же время социализация личности является необходимым условием адаптации индивида, поскольку именно «в процессе социализации формируются психологические механизмы взаимодействия личности со средой, осуществляющиеся в процессе адаптации» [72]. Социализация личности неотделима от социальной среды, состоящей из различных сфер: культурной, политической, экономической, духовной, которые формируют представления об ожидаемом поведении личности. Посредством выполнения общественными институтами определенных социальных действий, сформулированных в целях и задачах, стоящих перед ними, осуществляется социальное воспитание индивида [280, с. 28].

      Одним из основных механизмов социализации является социальная адаптация. В литературе [244] существует множество определений понятия «социальная адаптация», акцентирующих внимание на различных сторонах этого явления [270, с. 9]. Понятие «адаптация» является многомерным и может рассматриваться как междисциплинарное. Так, по мнению Ю.А. Урманцева [302, с. 22-23], адаптация по своему объему и содержанию охватывает социальные, технические, лингвистические, психологические, биологические и другие адаптивные системы. Междисциплинарный характер понятия «адаптация» рассматривается А.А. Панкиным [221], который выделяет ряд подходов к исследованию проблемы адаптации, сложившихся в современном гуманитарном знании: культурологический, социологический, информационный, деятельностный, функциональный, психологический и др. Каждый из этих взаимодополняющих подходов, согласно выводам автора, акцентирует внимание на определенной модели адаптации, границы между которыми достаточно условны, поскольку детерминируются различными видами деятельности человека в социальной действительности: социокультурной, социальной, информационной, личностно-психологической и т.д. «Ни один из этих подходов, - отмечает Л.Б. Волынская, -нельзя признать универсальным - каждый из них подчеркивает определенные аспекты сложного адаптационного процесса» [50, с. 9]. При изучении данного феномена такое различие аспектов объясняется, с одной стороны, постоянно меняющимися запросами при трансформации социокультурного окружения, с другой стороны – внутринаучной логикой исследований, обращающихся к наименее разработанным аспектам проблемы. Разносторонний анализ специфики социальной адаптации, как междисциплинарного понятия, предпринимался представителями различных наук, которыми рассматриваются принципы, закономерности и технологии включения человека в современное общество. Так, в различных направлениях специальной (коррекционной) педагогики определения социальной адаптации имеют специфические акценты, определяемые специализацией того или иного исследования.

      Методические особенности музейно–педагогического взаимодействия с инвалидами

      Согласно традиционным научным представлениям, инвалидность рассматривается как медицинская проблема, связанная со стойким расстройством функций организма, приводящим к ограничению жизнедеятельности, следствием чего может являться социальная дезадаптация. Современное понимание феномена инвалидности демонстрирует неоднозначность его восприятия и оценки в научной сфере, что инициирует создание множественных - медицинской, правовой, социальной, социокультурной и других - моделей инвалидности. Такое различие подходов объясняется внутринаучной логикой исследований, обращающихся к узкоспециальным аспектам данной проблемы. Поскольку каждая область научного знания подчеркивает специализированные аспекты определения инвалидности, ни один из предложенных подходов не может считаться универсальным. С другой стороны, на формирование дефиниции «инвалидность» влияют постоянно меняющиеся запросы социокультурного окружения. В современном обществе на смену медицинской модели, которая определяет инвалидность как нарушение здоровья и ограничивает поддержку людей с инвалидностью социальной защитой, приходит социальная модель понимания инвалидности, которая утверждает: «причина инвалидности находится не в самом заболевании как таковом, причина инвалидности – это существующие в обществе физические (архитектурные) и организационные (отношенческие) барьеры, стереотипы и предрассудки» [29].

      В данном исследовании инвалидность рассматривается с позиций Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией в 2012 году. Согласно Конвенции, к инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями. Эти нарушения, при наличии определенных барьеров, могут мешать полному и эффективному участию данной категории людей в социокультурной жизни наравне с другими [2].

      Ратификация Конвенции о правах инвалидов предполагает создание в России среды жизнедеятельности без архитектурных и отношенческих барьеров. С преодолением отношенческих барьеров связана трансформация понятия, дающего представление о статусном положении людей с инвалидизирующими заболеваниями. В правовом поле России утвержденным является термин «инвалид». С позиций Федерального закона «О социальной защите инвалидов» таковым может считаться «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты» [17]. В последнее время в отечественных правовых документах, наряду с термином «инвалид», встречается термин «лицо с ограниченными возможностями здоровья» [34]. Этот подход отражает социальную позицию восприятия инвалидности [14]. Как отмечает В.П. Петленко, «в социологическом понимании здоровье — это процесс сохранения и развития психических, биологических, физиологических функций человека, его оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальном сохранении продолжительности активной жизнедеятельности» [226, с. 25]. В этом контексте понятия «человек с ограниченными возможностями здоровья», «человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности» достаточно корректны при их использовании в правовой, социологической и образовательной среде, в том числе, и при теоретическом осмыслении адаптационного потенциала музея. В связи с означенными выше тенденциями, в современной культурологической терминологии определение «инвалид» все чаще замещается такими дефинициями, как «лица с особыми потребностями здоровья», «лица с ограниченными возможностями здоровья», «люди с ограничениями здоровья», «с особыми потребностями», «особые люди», «другие» (для лиц с нарушениями ментального здоровья) и подобными им определениями. В границах концепции преодоления отношенческих барьеров человек с инвалидностью позиционируется не с медицинской, а с социальной точки зрения. Таким образом, акцент смещается с представлений об ограниченности или неполноценности человека к представлениям о несовершенстве окружающей среды и наличии в ней разнообразных препятствий. Подобные определения подчеркивают необходимость учитывать различия между способностями разных людей. Таким образом, введение подобных дефиниций на смену определения «инвалидность» подчеркивает равенство участия в жизни общества всех его членов, независимо от их возраста, навыков, ресурсов и функциональных возможностей. В контексте данной работы все приведенные определения являются равнозначными и имеют право на использование. Согласно актуальным социальным представлениям, гуманизация общественного сознания, как и современное социальное право, не позволяет считать этичной терминологию, смыслом которой является исправление (коррекция) человека или каких-либо его качеств, особенностей и свойств. Личность имеет право на индивидуальность, самобытность, признание и учет обществом тех или иных его особенностей, в том числе и ограниченных возможностей жизнедеятельности; при этом общество обязано предложить такому человеку медицинскую, социальную, психологическую помощь [284].

      Инвалидизирующие заболевания и связанные с этим ограничения приводят к вытеснению индивида из социального пространства, «нарушению связи с культурой, как источником развития высших психических функций» [201, с. 14], что в свою очередь характеризуется таким понятием как «социальная некомпетентность» Этот вопрос рассматривается в работах В.И. Добренькова [79], Н. Смелзера [271]. Дезадаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья вследствие нарушения адекватных взаимосвязей со средой объясняется «несоответствием социального, психологического и психофизиологического статуса инвалида требованиям социальной ситуации» [290], а также наличием особых физических и отношенческих барьеров.

      В деятельности музея, ориентированной на социокультурную поддержку инвалида, используются специфические культурно – образовательные средства. Отвечая современным требованиям социальной политики, культурные центры «должны предоставлять инвалидам широкий доступ и разрабатывать мероприятия для проведении досуга и участия их в культурной жизни» [23]. Музей создает в своём культурном поле музейно-педагогические программы, спроектированные с учетом особенностей восприятия отдельных категорий инвалидов.

      Универсальный дизайн как совокупность технических приемов и принципов организации музейного пространства

      Технология музейно – педагогической деятельности, направленной на социокультурную адаптацию инвалидов, предлагает алгоритм этого процесса, его содержание, организацию, формы, методы, подходы, апеллируя к смысловому полю концепции социального включения и современному пониманию миссии музея. В качестве института социокультурной адаптации современный музей призван не только обеспечить инвалидам свободный доступ к своему культурному полю, но и «создать условия для самореализации, предоставить возможность неформального общения, расширения кругозора, обмена впечатлениями, привлечь к активному образу жизни» [125, с. 16]. Музейная практика предполагает анализ совокупности проблем социокультурной адаптации инвалидов применительно к каждой категории посетителей с особыми потребностями, что позволяет осуществлять формирование необходимых инвалиду навыков в сферах социализации, коммуникации и рекреации, служащих основой для осуществления процесса жизнедеятельности. Выявление актуального потенциала культурного наследия в области социокультурной адаптации инвалидов обеспечивается использованием музейно педагогической технологии [110]. Ее диалогичность, вариативность и гибкость подразумевает возможность изменять формы и методы взаимодействия «в зависимости от состояния, запросов аудитории, ее существенных реакций на происходящее» [28, с. 382]. В музееведении осуществляется активный поиск инноваций, которые способствуют решению задач социокультурной адаптации инвалидов. К категории инноваций относятся заимствованные из смежных сфер апробированные способы взаимодействия с аудиторией, нуждающейся в особых подходах.

      Одним из таких способов является позитивно зарекомендовавшая себя совокупность технических приемов и принципов организации пространства технология универсального дизайна [27], учитывающего возможности различных категорий музейных посетителей. Согласно С. Уоллеру и П.Д. Кларксону, концепция универсального дизайна возникла как в результате появления новых технологических возможностей, так и вследствие формирования новых социальных приоритетов, «предполагающих расширение инклюзивности и предотвращение дискриминации в обществе» [301]. В связи с расширением понятия феномена инвалидности и актуализацией инклюзивного подхода, в современном обществе наблюдается переход от концепции выявления и ликвидации существующих барьеров, препятствующих участию инвалидов в общественной жизни, к доктрине создания включающего общества, предполагающего отсутствие барьеров любого вида в социокультурном пространстве. Такой подход предполагает обеспечение равных прав в обществе для всех людей, независимо от способностей, физических и ментальных особенностей, культурной принадлежности. Универсальный характер прав человека, а также необходимость обеспечения инвалидов возможностью использования своих прав без дискриминации любого вида, подтверждаются Рекомендациями Комитета Министров Европы «О достижении полного участия благодаря универсальному дизайну» [25]. Благодаря реализации принципов универсального дизайна возможно сокращение существующих барьеров в общественном транспорте, зданиях, информационном обеспечении, формирование доступной среды. В Конвенции о правах инвалидов под доступной подразумевается такая обстановка, включающая в себя сооружения, транспортные средства, акустические и визуальные источники информации и средства связи, которая удобна для доступа и использования инвалидами, без необходимости посторонней помощи [9]. Не менее важную роль при этом играет обеспечение доступности социокультурных учреждений для инвалидов, что создает условия для их равного участия в культурных мероприятиях. Это подразумевает такое проектирование музейных площадей, при котором «доступные для широкой публики выставки, как с постоянной экспозицией, так и специальные, должны быть оформлены таким образом, чтобы они были полностью доступны и могли использоваться людьми с ограниченными возможностями» [5]. С учетом действующих законодательных актов, как международных, так и национальныхXXIV, создание доступной социокультурной среды, в том числе музейной, является важнейшим условием реализации законных прав инвалидов на участие в жизни общества. Современная технология универсального дизайна направлена на то, чтобы «проектирование и состав разных типов среды, изделий, коммуникаций, информационных технологий и услуг были доступны и понятны всем и подходили для общего пользования, в максимальной степени и без необходимости адаптации или специализированных решений» [19]. Создание и реализация технологии инклюзивного дизайна является инновационным решением проблемы равной доступности всех членов общества к социокультурному пространству. В настоящее время вопрос о доступности культуры для инвалидов является актуальным. Его решение требует специально организованного жизненного пространства, создания инфраструктуры [235], построенной на принципах универсального дизайна, а также материальных условий, например, использования дополнительных приспособлений.

      Соблюдение международных обязательств в сфере обеспечения доступности культуры для инвалидов и создания в европейском пространстве безбарьерной среды является целью принятой «Европейской стратегии в сфере инвалидности на период 2010 - 2020 г.г.» [8]. Ее реализация предполагает выявление социокультурных потребностей лиц с физическими, интеллектуальными и психическими особенностями в развитии, что позволяет определить систему педагогических и социокультурных мер, направленных на преодоление существующих проблем социокультурной адаптации. С целью создания стандарта универсального продукта, удовлетворяющего специфические потребности лиц с инвалидизирующими заболеваниями, Международная организация по стандартизации, ИСО (International Organization for Standardization, ISO) провела исследование, результатом которого стал опубликованный в 2009 году перечень конкретных потребностей инвалидов. В нем сформулировано около 150 запросов, которые могут быть проиллюстрированы следующими примерами из резюме пользовательских потребностей: некоторым пользователям необходимо, чтобы визуальная информация была доступна и в акустической форме; некоторым пользователям необходимо, чтобы визуальная информация была доступна и в тактильной форме [15].

      Похожие диссертации на Музей в социокультурной адаптации инвалидов