Введение к работе
Актуальность темы исследования. История русской культуры более тысячелетия связана с православием, неизменно оказывавшим сильнейшее влияние на ее формирование. Православная церковь выступала заказчиком произведений зодчества, иконописи, прикладного искусства. В стенах православных монастырей появились первые исторические летописи, хроники, развивались деловой, исторический и поэтический жанры литературы, возникали различные виды ремесел. Храмы и монастыри служили своеобразными центрами, в которых аккумулировалось достояние регионов. В настоящее время весьма актуальным стал вопрос о дальнейшей судьбе монастырских комплексов, путях освоения и сохранения связанного с ними историко-культурного наследия. В современной практике, испытывающей заметное давление со стороны политических, экономических факторов, наметились определенные направления в решении данной проблемы. Процесс движения по каждому из них протекает весьма неорганизованно, стихийно, зависит от множества общегосударственных и региональных условий и установок, сопровождаясь жесткой борьбой заинтересованных лиц и организаций. Все это лишь подтверждает факт необходимости углубленного знания о социокультурной значимости каждого монастыря как историко-культурного памятника. В этой связи особую ценность приобретают региональные исследования, располагающие в значительной степени новизной информационного потенциала, способствующие выработке методики анализа историко-культурной среды монастырских комплексов и выявлению возможных путей их использования.
Объектом исследования являются монастыри Угличского Верхневолжья, относящиеся к числу старейших в России. На протяжение столетий неоднократно изменялся их статус, отмирали старые и возникали новые общественные функции. Монастыри были духовными центрами, участвовали в политической, экономической жизни страны, всегда имея тесную связь с социокультурными явлениями Угличского Верхневолжья.
Исследуемые монастыри, хотя все они именуются угличскими, в разное время могли находиться не только вне пределов
Угличского уезда, но даже Ярославской губернии. Поэтому в диссертации используется условный термин "Угличское Верхневолжье". Данное понятие не связано ни с каким конкретным административно-территориальным делением. Однако оно позволяет обозначить территории, тяготеющие к Угличу, прежде всего, в историко-культурном плане. Автор диссертации решил сосредоточиться на изучении монастырей, расположенных в границах современного Угличского района, что соответствует цели и задачам исследования.
Хронологические рамки исследования - вторая половина ХУ - 90-е годы XX в. - обусловлены особенностями темы. Анализ собранного материала показал, что наиболее обоснованным является деление истории монастырей Угличского Верхневолжья на три крупных периода. Первый - вторая половина ХУ - ХУ 11 в. - от основания наиболее значительных монастырей до превращения их в крупных земельных собственников, в социокультурные центры региона. Второй период - ХУШ - начало XX в. (до 1917 г.) - характеризуется упразднением ряда монастырей и новыми формами существования оставшихся. Третий период - после 1917 г.- определяется необходимостью постановки вопросов сохранения и использования монастырей в советский и постсоветский периоды.
Цель и задачи исследования: выявить значение монастырей как историко-культурных центров Угличского Верхневолжья и наметить основные направления деятельности, способствующей сохранению и использованию этих уникальных памятников в системе историко-культурного наследия.
Выбранный аспект исследования предполагает решение следующих задач:
-определить роль монастырей как религиозных и духовных центров;
-проанализировать участие монастырей в общественной жизни края;
-выявить в монастырской деятельности лиц, оказавших заметное влияние на социокультурную жизнь Угличского Верхневолжья и России в целом;
-осуществить анализ современных тенденций использования монастырей, выявив среди них наиболее перспективные.
Методология и методика исследования основаны на принципах историзма, объективизма, междисциплинарное и приоритете источника. Использованы описательный, историко-сравните-льный и реконструктивный методы. Попытка проанализировать монастыри во всем их реальном многообразии потребовала совмещения ранее широко применявшихся историко-археологического и архитектурно-искусствоведческого подходов с более многоаспектным социокультурным. В итоге для достижения поставленной цели наиболее перспективным оказался системный подход.
Во-первых, он позволяет рассматривать объект изучения в нескольких аспектах и получать более объемлющий результат. При этом данные узких специальных исследований служат как бы промежуточными, а конечная цель состоит в выявлении общего культурного потенциала монастырей, их регионального и общеисторического значения.
Во-вторых, принципиальным отличием системного подхода является внимание не только по отношению к выдающимся памятникам или фактам, но и ко всем вопросам, которые ранее либо считались второстепенными, либо не рассматривались вообще.
В-третьих, для него характерно максимально полное выявление различных по своей природе источников, относящихся к теме исследования. Наряду с архивными документами используются изобразительные материалы, результаты натурного обследования памятников архитектуры, археологических раскопок, вещественные источники и другие виды. Подобная многоплановость позволяет значительно расширить границы сбора информации, проверять данные, полученные различными путями, делать более обоснованные выводы и заключения.
Итак, системный подход предполагает рассматривать монастыри как историко-культурные центры, учитывая всю совокупность их социальных функций и привлекая все виды исторических источников. Только такой подход к изучению проблемы позволяет исследователям более объективно оценить связанное с монастырями культурное наследие, понять его современное значение и, как результат, правильно обосновать действия по его дальнейшему сохранению и практическому освоению.
Историография проблемы. Самым ранним по времени исследованием по теме диссертации является "Опыт исторического словаря всем монастырям, находящимся в России", опубликованный в 1794 г.(1) Несколько более подробные описания монастырей приведены в книгах А.Орнатского (2) и Ф.Х.Кисселя (3). Угличскими краеведами И.П. и В.И.Серебренниковыми были опубликованы в периодической печати статьи, посвященные Алексеевскому (4), Богоявленскому (5), Воскресенскому (6), Покровскому (7) монастырям. Исследователь церковной истории А.Л.Соколов посвятил свои труды Покровской (8) и Кассиано-Учемской (9) обителям.
Во второй половине XIX в. появился ряд брошюр о местных монастырях с указанием наиболее важных достопримечательностей, реликвий, хранящихся там. Их авторами выступали настоятели монастырей и священнослужители: Богоявленская игумения Сма-
-
Опыт исторического словаря всем монастырям, находящимся в России/ Любопытный месяцеслов московский и вссроссийския церкви, заключающий в себе двенадцать месяцев, расположенные но числам Господские, Богородичные праздники н всех Святых, с их жизнеописанием, под оными заключающиеся крестные ходы, с бытописанием также торжества и поминовения царския, с достопамятным произшествисм оных, наконец, во имя тех праздников и Святых находящиеся в России монастыри, с историею оных, азбучным порядком расположенные,- М.: Тип.Моск.Университета, 1794.-377 с.
-
История Российской иерархии, собранная Новгородской семинарии Ректором и Богословия учителем, Антониева монастыря архимандритом Амвросием (Орнат-ским).- М: Синодальная тип.,1811-1815.
-
Киссель Ф.Х. История города Углича.- Углич: УИХМ, 1994.-2-С изд.-419 с.
-
Серебренников И. Исторические сведения об Угличском Алексеевской монастыре// ЯГВ.-1848.-ч.н.-№49 и др.
-
Серебренников В. Богоявленский девичий монастырь в Угличе// ЯГВ.-1853.-ч.н. -№44-45.
-
его же. Исторические сведения об Угличском Воскресенском монастыре, ныне упраздненном//ЯГВ.-1849.-ч.н.-№28,29,37.
-
его же. Исторические сведения об Угличском Покровском монастыре// ЯГВ,-1849.-ч.н.-№12-13.
-
Соколов А.А. История Угличского Покровского монастыря// ЯЕВ.-1861.-ч.н.-№44-47.
-
его же. Учемская Касьянова пустынь// ЯЕВ.-1861.-ч.н.-№29.
рагда (1), Покровский архимандрит Антоний (2), Николо-Улей-минский строитель иеромонах Власий (3), священник и член Ярославской Губернской Ученой Архивной Комиссии К.Ярославский (4). Здесь же можно упомянуть исследования общего характера В.В.Зверинского (5) и Л.И.Денисова (6).
Среди дореволюционных изданий необходимо упомянуть книгу Б.Эдинга о памятниках художественной старины Ростова Великого и Углича (7), а также исследования И.Э.Грабаря (8). В советское время разными авторами был подготовлен целый ряд исследований о достопримечательностях Угличского Верхневолжья. Среди них наиболее интересными являются книги Е.В.Михайловского (9) и Б.М.Кирикова (10). Из трудов исследователей последних лет стоит выделить статьи А.Н.Горстки, связанные с историей Воскресенской (11) и Покровской (12) обителей.
Наряду с работами исторического характера следует также
1 Смарагда, нгум. Угличский Богоявленский женский монастырь.- Ярославль,
1873.-72C.
-
Антоний, архим. Угличский Покровский монастырь.- Ярославль, 1870.- 76с.
-
Власий, иером. Николо-Улсйминский монастырь близь города Углича.- Ярославль: Тип.Губернск.Земск.Управы, 1892.- 15с.
-
Ярославский К. Об основании и месте первоначального существования Угличского Богоявленского женского монастыря// ЯЕВ.-1886.-ч.н.-№41, его же. Исторические сведения о бывших и существующих Угличских монастырях с хронологическим перечнем начальствовавших лиц, с указателем источников и пособий для полного описания монастырей// ЯЕВ.-1887.-ч.н.-№24-29 и др.
-
Зверинский В.В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях Российской империи.-Т.1-2.-1890-1891.
-
Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи.-М., 1910.
-
Эдинг Б. Ростов Великий, Углич: памятники художественной старины.-М.: Изд. Кнебель,1913.-198с.
-
Грабарь И. История древнерусского искусства.-Т.2.-СПб.:Изд.Кнсбель, 1909.-487с, его же. О древнерусском искусстве.-М.:Наука,1966.-386с.
-
Михайловский Е.В. Углич.-М.:Изд.Акад.Архит.СССР,1948.-55с. с ил.
-
Кириков Б.М. Углич.-Л.: Художник РСФСР, 1982.-212с. с ил.
-
Горстка Л.Н. Новые материалы к биографии архитектора петровского времени Григория Устинова/Памятники культуры. Новые открытия за 1988 г.- М: Наука, 1989.-С.393-396., его же. К истории строительства Угличского Воскресенского мо-настыря/ЯЖНО за 1989 г.-М.: Наука, 1990.-С.405-408.
-
Горстка А.Н. Наисьево Евангелие - памятник палеографии и оформительского искусства последней четверти ХУ вУ/ПКНО за 1986 г.-М.: Наука, 1987.-С.343-349.
назвать несколько исследований, затрагивающих некоторые теоретические аспекты данной диссертации. Статьи Н.Н.Павловой (1) и М.З.Гусаловой (2), опубликованные в одном сборнике НИИК, посвящены решению проблемы отношения монастыря и музея как социокультурных институтов.
Целый ряд интересных наблюдений и выводов по проблемам музеефикации монастырских комплексов сделан в статье М.Е.Кау-лен, посвященной "охранительному периоду" музеефикации храмов и монастырей Верхнего Поволжья (3). Круг вопросов, связанных с разработкой системного подхода и применением его к изучению местных монастырей был предварительно проанализирован в статье о монастырях Угличского Верхневолжья автором данной диссертации.(4)
Важное место в понимании современных проблем, стоящих перед учеными, изучающими историю православной церкви, занимает программа исследований "Роль религии в истории и современном мире", разработанная в 1989 г. коллективом под руководством Г.М.Бошард-Левина.(5)
Среди трудов общего характера, освещающих историю русской православной церкви, необходимых для более глубокого понимания рассматриваемой проблемы, следует отметить работы А.В.Карташова (6) и Н.М.Никольского (7), а также коллективную
-
Павлова Н.Н. Монастыри и музеи. Исторический экскурс в поисках модели освоения историко-культурного наследия//Музееведение. На пути к музею 21 века: Музеи-загюведники.-М.:НИИК.1991.-С.202-211.
-
Гусалова М.З. Из истории церковно-археологических музеев (к проблеме отношения музеев с церковью//Указ.соч.-С.212-229.
-
Каулен М.Е. "Охранительный" период музеефикации храмов и монастырей Верхнего Поволжья// Памятники истории и архитектуры Европейской России (исследование, реставрация, охрана).-Н.Новгород: НИП Этнос, 1995.-С.88-100.
-
Денисов В.В. Монастыри Угличского Верхневолжья: программа комплексного краеведческого исследования// Указ.соч.-С. 174-181.
-
Комплексная программа исследований "Роль религии в истории и современном мире"// Вопросы истории.-1989.-Л'йб.-С.173-177.
-
Карташов А.В. Очерки по истории Русской церкви.-М.: Терра; Т.1.-1992.-686 с; Т.2.-1992.-569 с.
-
Никольский Н.М. История русской цсркви.-3-е изд.-М.:Изд.полит.литср., 1983.-319 с.
монографию "Русское православие: вехи истории".(1) Сходной проблеме - изучению взаимоотношений государства и церкви - посвятили свои книги Р.Г.Скрынников (2) и А.И.Комиссаренко (3). Капитальный труд П.П.Смирнова содержит тщательный анализ противоречий между монастырями и посадским населением страны, назревших к середине ХУ11 в, рассматривает ход городовой реформы 1649-1652 гг., сообщает фактические данные о состоянии ремесленных слобод в угличских монастырях.(4)
В целом, обзор имеющейся литературы свидетельствует о том, что несмотря на наличие целого ряда интересных книг и статей, проблема комплексного изучения монастырей Угличского Верхневолжья остается до сих пор нерешенной, что и определяет цель и задачи исследования.
Источниковая база исследования. Источники по теме диссертации весьма разнообразны. Основной массив неопубликованных источников сосредоточен в Угличском филиале государственною архива Ярославской области, где находятся на хранении документы некоторых угличских монастырей. Фонд Алексеевской обители содержит документы с середины ХУ 11 до начала XX в.: административную и хозяйственную переписку, описные и приходо-расходные книги, ведомости о состоянии монастыря, планы, чертежи и другие материалы.(5) Несколько хуже сохранились архивные фонды Николо-Улейминского (6), Богоявленского женского (7), Воскресенского (8) монастырей, в которых имеются аналогичные документы за ХУ 111-начало XX в. Важная информация о жизни и деятельности обителей сосредоточена в делах Угличской Духовной Конторы.(9) Источники по реставрации и использованию памятни-
-
Русское православие: вехи истории.-М: Изд.полит.литер.,1989.-719 с.
-
Скрышшков Р.Г. Государство и церковь на Руси: Подвижники русской церкви.-Новосиб.-.Наука, 1991.-397 с.
-
Комиссаренко Л.И. Русский абсолютизм и духовенство в 18 в.-М.,1990.
-
Смирнов П.П. Посадские люди и их классовая борьба до середины 17 века.-М.:Изд.АН СССР,1948.-Т.2.-738 с.
-
УФГАЯО.-Ф.39.
-
Там же.-Ф.Зб.
-
Там ЖЄ.-Ф.37.
-
Там ЖЄ.-Ф.44. 9Тамже.-Ф.18.
ков в советское время находятся в архивных фондах Угличского музея древностей (1), Угличского уездного исполнительного комитета (2), Угличского райисполкома.(З)
Значительно дополняют собрание Угличского архива материалы, находящиеся на хранении в архивных учреждениях городов Ростова и Ярославля. Так в Ростовском филиале Государственного архива Ярославской области собраны документы Ростовской Духовной Консистории за ХУ111 в., отражающие различные стороны жизни угличских монастырей. (4) Аналогичные сведения, но за период Х1Х-начала XX в. сосредоточены в Государственном архиве Ярославской области.(5)
Документальный фонд Покровского монастыря был вывезен из Углича в Москву и в настоящее время хранится в Российском Государственном Архиве Древних Актов.(б)
Другая значительная часть источников хранится в Угличском историко-художественном музее. Среди них имеются письменные и графические материалы, входившие ранее в архивы местных монастырей, вещественные и изобразительные источники. В фондах Государственного научно-исследовательского музея архитектуры хранятся фотографии угличских монастырей разного времени, обмеры и чертежи Покровской обители и другие документы.
Среди опубликованных материалов значительную группу составляет актовый комплекс, собранный и обработанный сотрудниками археографических экспедиций и ученых архивных комиссий. (7) С этой группой связаны также документы, опубликованные в
-
Там жс-Ф.40.
-
Там жс-Ф.Р-2. ЗТамже.-Ф.Р-ПЗ. 4РФГАЯО.-Ф.197. 5 ГАЯО.-Ф.230. 6РГАДА.-Ф.1450.
7 Шумаков С. Угличские акты (1400-1749).-М.:Университ.тип,1899.-205с, Липин-ский М.А. Угличские акты 17 в.-Яросл., 1889-1890.-218 с, Акты Угличской Провинциальной Канцелярии (1719-1726) /Под ред.Ф.В.Тарновского.-Т.2.-м.:Тин. А.И.Снегиревой, 1909.-48ІС. Троицкий И.Д. Царские и княжеские грамоты, данные Угличскому Покровскому монастырю//ЯЕВ.-1855.-ч.н.-№38-39,47-49,51; Жалованные грамоты Алексеевского монастыря// ЯЕВ.-1895.-ч.н.-№21, 1897.-ч.н.-№18,20; Жалованная грамота от 1624 г. Царя и Великого Князя Михаила Федоро-
изданиях "Памятники русского права"(1) и "Законодательные памятники русского централизованного государства"(2).
Большое значение для комплексного изучения монастырей Угличского Верхневолжья имеют писцовые книги.(З) Их особая ценность состоит в наличии подробной и весьма достоверной информации о состоянии обителей в каждый конкретный период. Не менее важны как источник издания различных редакций "Угличского летописца"(4). Ценные сведения о датировках памятников, монастырских реликвиях и составе братии зафиксированы в исто-рико-статистических обзорах Ярославской епархии за 1860 (5) и 1908 (6) гг. Близка к ним по содержанию книга Н.Лаврова "Путеводитель по церквам города Углича"(7). Занимаясь изучением монастырей, нельзя обойти вниманием такой вид исторических источников как жития святых. Особое значение имеют жития лиц, реально проживавших в прошлом на территории Угличского Верхневол-
вича Угличскому Воскресенскому монастьіріо//ЯЕВ.-1893.-ч.іі.-№38; Жалованная грамота царя Михаила Федоровича Угличскому Михаило-Лрхангельскому монастырю 1624 г.// ЯЕВ.-1893.-ч.н.-№41; Жалованная грамота Николо-Улеймипского монастыря//ЯЕВ.-1893.-ч.н.-№32; Царские грамоты, жалованные Угличскому Кас-сиано-Учемскому монастырю//ЯЕВ.-1887.-ч.н.-№24; Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей 14-16 вв.-М.-Л.:Изд.АН СССР,1950.-585 с.
-
Памятники права периода укрепления Русского централизованного государства 15-17 вв.-М.: Гос.изд.юрид.лит.,1956.-630с. (Памятники Русского права.-Вып.4).
-
Законодательные акты Русского государства второй половины 16-первой половины 17 века.-Л.:Наука,1986.-262с. (Законодательные памятники Русского централизованного государства 15-17 веков).
-
Серебренников С. Судное дело Угличского Алексеевского монастыря властей с угличанином Василием Потопчиным и шурином его Семеном Яминским//ЯГВ.-1851.-ч.н.-№22., Липинский М.А. Угличския писцовые книги. Угличский уезд в 17в.-Ярославль,/1887-1888/.-619 с, Писцовые книги столышка Михаила Федоровича Самарина и подьячего Михаила Русинова 1674 года//Труды ЯГУАК.-Вып.-2.-М.:Тип.А.И.Снегиревой,1892.-С.1-297.
-
Например: Угличский летописец//Труды ЯГУАК.-Вып.1.-М.:Тип.А.И.Снегире-вой, 1890.-С. 1-142.
-
Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии/ Сост. А.Кры-лов.-Ярославль:Тии.Г.Фалька, 1860.-698 с.
-
Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии.-Ярославль.: Тип. Земской Управы, 1908.-548 с.
-
Лавров Н. Путеводитель по церквам города Углича.- Ярославль, 1869.-138 с.
волжья: Кассиана Учемского (1), Паисия Угличского (2), Варлаама Улейминского (3) и других.
Наконец, нельзя не сказать об архитектурных ансамблях монастырей. Результаты, полученные в процессе натурного обследования памятников, будут использованы не только для теоретических обобщений и выводов, но и для разработок концепции музее-фикации памятников, подготовки экспозиционных проектов.
Научная новизна. Исследование представляет собой попытку осуществить системное изучение монастырей Угличского Верхневолжья, показать их значение как историко-культурных центров. В диссертации представлена обширная фактография по угличским монастырям, в научный оборот введено значительное количество документов из центральных и местных архивов и музеев. Впервые были исследованы такие аспекты деятельности обителей как формирование книжных и документальных собраний, изучение местной истории, участие в народном образовании, собраны и обобщены сведения о настоятелях. В целом, выявленные и изученные материалы способствуют лучшему пониманию монастырей как сложных социокультурных институтов, сыгравших большую роль в истории России. В завершающей части работы впервые сделан анализ различных подходов к проблеме дальнейшего сохранения и использования монастырских ансамблей, дано теоретическое обоснование и практические рекомендации по их комплексному освоению, позволяющему максимально задействовать в современных условиях, накопленный ими культурный потенциал.
Практическая значимость диссертации определяется возможностью применения ее материалов и выводов в следующих областях: 1) история культуры и краеведение; 2) охрана и музеефика-ция памятников; 3) экскурсионная отрасль; 4) возобновление монастырей как церковных институтов. Для первой отрасли актуален материал разделов диссертации, посвященных изучению монасты-
-
Преподобный Кассиан Учемский.- Ярославль, 1874.-58 с.
-
Житие и подвиги преподобного Паисия, основателя Угличского Покровского монастыря.- Ярославль, 1873.-79 с.
-
Преподобный Варлаам - основатель Угличского Николо-Улейминского монастыря// ЯЕВ.- 1893.-ч.н.-№40-41.
рей Угличского Верхневолжья как историко-культурных центров. Он может быть использован как специалистами (историками, искусствоведами и др.), так и краеведами-любителями, школьными учителями. Наблюдения и выводы, сделанные в главе о сохранении и использовании монастырских ансамблей, полезно учитывать не только при охране и музеефикации памятников Угличского Верхневолжья, но и в других регионах, где прослеживается аналогичная ситуация. Сведения о сохранившихся и утраченных угличских монастырях могут быть использованы при разработке экскурсионных тем и подготовке индивидуальных экскурсионных материалов. Совершенно необходимым представляется обращение к данным диссертации при возобновлении монастырей как церковных институтов, но не только для уточнения отдельных фактов, а для понимания роли каждого конкретного монастыря в духовной и культурной жизни края, для восстановления утраченных традиций.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась, одобрена и рекомендована к защите на кафедре музейного дела РГГУ. Отдельные материалы, обобщения и выводы диссертации были апробированы автором при разработке лекционных и экскурсионных циклов в Угличском историко-художественном музее, в публикациях и сообщениях на научных конференциях: "Культура русского провинциального города ХУШ - XIX вв."(Елец, 1992), "Проблемы исследования памятников истории, культуры и природы Европейской России"(Н.Новгород, 1994-1995), "Российская провинция и ее роль в истории государства, общества и развитии культуры наро-да"(Кострома, 1994), "История и культура Ростовской земли" (Ростов, 1994,1996). Кроме того, отдельные материалы диссертации использовались при разработке программы по развитию туризма в Угличском муниципальном округе, при проведении реставрационных работ, а также для консультирования представителей духовенства, занимающихся возобновлением Николо-Улейминского и Алексеевского монастырей.