Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование и развитие музейных коммуникаций в культурном пространстве региона Комлев Юрий Эдуардович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Комлев Юрий Эдуардович. Формирование и развитие музейных коммуникаций в культурном пространстве региона: автореферат дис. ... кандидата культурологических наук: 24.00.03 / Комлев Юрий Эдуардович;[Место защиты: Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств].- Санкт-Петербург, 2011.- 39 с.

Введение к работе

Актуальность исследования. В условиях развития российской экономики в начале XXI века произошло становление сферы культуры и искусства как самостоятельной отрасли, функционирование которой направлено на удовлетворение культурных и духовных запросов всех граждан России.

Подобно всем другим учреждениям культуры, музеи России в последние десять лет переживают период поиска и перемен. Учитывая традиции, музеи сегодня адаптируются к требованиям XXI столетия. Переход государственных учреждений культуры на новые организационно-правовые формы, определяет сегодня условия деятельности и дальнейшего развития российских музеев. Музейное дело в настоящее время – это область сферы культуры и искусства, выполняющая функции сохранения социально-культурной информации, познания и передачи ее посредством музейных предметов и музейной коммуникации.

В настоящее время в сфере культуры и искусства интенсивно формируется глобальное информационное культурное пространство. В последнее время термин «культурное пространство» встречается в самых разнообразных вариантах. Культурное пространство воспринимается как система регулятивных оснований деятельности человека и ее символического содержания, воплощенного в многообразных продуктах и услугах в культурной деятельности. Типология культурных коммуникаций тесно связана с общими проблемами культурологии, но связь эта проходит не только на уровне теории, а затрагивает и историю культуры, и ее современное состояние.

Сегодня с помощью новых информационных технологий, средств связи и телекоммуникации возможно не только получить интересующую их информацию о различных музеях, выставках, экспозициях, но и виртуально посетить их в любой точке мира. В этих условиях развитие музейного дела заключается в повышении эффективности своей деятельности на основе поиска и реализации современных коммуникационных методов, форм и средств донесения социокультурной информации до аудитории.

Реализации эффективной коммуникационной деятельности музея способствует: создание интерактивной музейной экспозиции; погружение аудитории в культурно-историческую среду музея; использование элементов игры и средств шоу; укрепление материально-технической базы; использование разнообразных инновационных технических средств при демонстрации музейных предметов; активное развитие культурного туризма;. расширение международного сотрудничества в музейном деле, выставочной деятельности, создание и развитие гостиничной инфраструктуры, туристского сервиса и другое.

В деятельности музея и развитии музейных коммуникаций следует не только реагировать на мгновенные и спонтанные изменения в мире культуры, но и искать потенциальных носителей подобных изменений, внедрять их в глобальное культурное пространство. Коммуникационная деятельность музея должна быть гибкой и адаптивной, соответствовать современной культуре, а не пытаться изменить ее и одновременно интегрировать в культурное поле, находящееся вне его. Одним из принципов региональной культурной политики является принцип: «transcendere!» – преодоление пределов. Суть его заключается в том, что культура интегрируется в другие сферы жизнедеятельности: экономику, политику, социальную сферу, военную сферу и т. д. Культура использует технологии и формы, абсолютно недоступных ей ранее по содержанию секторов общественной и государственной жизни, создает особое содержание, по преимуществу ценностного характера. Границы между секторами не стираются, но они более не являются закрытыми для различных влияний культуры. Обмен аутентичной информацией стремительно развивается, интенсивность его растет: одним из главных для культуры становится вопрос быстрой и качественной передачи ассоциативной информации, в том числе и посетителю музея.

Можно констатировать, что сегодня возникла острая необходимость обучать музейных сотрудников работе в новых экономических условиях для оптимального достижения целей и решения задач, которым служит современный музей. Необходимо отметить, что коллекции и философская концепция музея всегда будут предопределять его основную деятельность, а музейная коммуникация – это лишь способ организовать эту деятельность таким образом, чтобы она стала более эффективной для потребителей музейных услуг.

Актуальность поставленной проблемы определяется:

объективной потребностью становления в современных рыночных условиях новой социально-культурной роли музея как учреждения культуры и возрастания роли коммуникационных технологий в развитии российских музеев;

отсутствием системного обоснования феномена музейных коммуникаций в культурном пространстве региона;

необходимостью изучения состояния, противоречий формирования и развития музейных коммуникаций на разных этапах становления музея и разработки технологий управления ими;

сложностью построения взаимосвязей внутренней и внешней коммуникационной среды музея.

Степень научной разработанности проблемы. В современной культурологии коммуникация рассматривается с различных позиций и является важнейшим аспектом многочисленных процессов, происходящих в культуре. Коммуникации в культуре, в том числе межкультурные, внутрикультурные, социокультурные – все это может быть как отдельной темой исследования, так и предметом обобщающего анализа, целью которого является систематическое и комплексное исследование взаимодействия и взаимовлияния различных субъектов культуры.

Одним из менее изученных направлений в исследовании коммуникационных процессов является исследование коммуникаций в музейной деятельности и развитие этих коммуникаций в культурном пространстве региона.

Применительно к музею понятие коммуникации сделал общеупотребительным канадский ученый, директор музея в городе Калгари Д. Камерон. Введя его в 60-е годы XX века в профессиональную музейную практику, он предпринял попытку рассмотреть музей как систему, реализующую процесс общения между посетителями и экспонатами, представляющими собой «реальные вещи». В основе этого коммуникационного процесса, с одной стороны – способность посетителя понимать «язык» этих вещей, с другой – способность музейных специалистов, занимающихся созданием экспозиций, строить особые, невербальные «пространственные» высказывания.

Д. Камерон сформулировал ряд предложений по организации деятельности для взаимодействия со зрителем, который находится в центре коммуникационной схемы музея и остаются актуальными в XXI веке.

Однако за пределами интересов Д. Камерона остались многие формы музейной деятельности, обеспечивающие уровни взаимодействия посетителя с экспозицией (научные исследования, хранение, документирование и т. д.), представленная им теория музейной коммуникации позволила преодолеть сформировавшийся взгляд на музей как на придаток системы образования. Данное обстоятельство, в свою очередь, вызвало необходимость разработки структурных моделей музейной коммуникации, которые систематизированы в диссертационном исследовании: познавательная (Хадсон К.), эстетическая (Осборн Г., Вайлер Д.), знаковая (Ромедер Ю.), диалоговая (Стронг Р., Александер Е.), междисциплинарная (Каган М. С., Столяров Б. А.), информационно-коммуникативная (Пшеничная С. В.).

В последние годы проблемы развития коммуникаций в сфере культуры и в сфере музейного дела, а также вопросы технологии формирования и развития музейных коммуникаций стали все больше привлекать внимание культурологов, историков, политиков, социологов и в особенности музейных работников. Достаточно широко в настоящее время обсуждаются вопросы реформирования всех государственных учреждений культуры для их дальнейшего развития как центров региональной и национальной культуры.

Данные проблемы в области культуры отмечены в трудах Е. Г. Артемова, М. А. Ариарского, М. Б. Гнедовского, Н. В. Нагорского, М. Е. Каулен, Е. Н. Мастеницы, Б. А. Столярова, О. С. Сапанжа, Л. М. Шляхтиной, М. Ю. Юхневич. В поле зрения данного исследования оказались работы известных зарубежных ученых в области менеджмента и музееведения: Дж. Мак-Авити, Ф. Котлера, Р. Майлза, Д. Хэнбери, Д. Эванса, Р. Якобсона, К. Э. Шеннона. Однако эти и другие авторы, внимательно изучая вопросы культурологии и музееведения: уделяли незначительное внимание формированию и развитию музейных коммуникаций, которые являются действенным инструментом в становлении музея XXI века и позволяют определять основные направления развития музейного дела на современном этапе. Существенный вклад в музееведение, в разработку новых музейных технологий и культурологическую составляющую в деятельности музея внесли специалисты Российского института культурологии, Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, Государственного музея А. С. Пушкина, Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», Государственного Дарвиновского музея. В то же время принципиальное значение для дальнейшего развития музееведения имеет нашедшее отражение в печати опыт практической деятельности в области музейного менеджмента таких руководителей музеев России, как И. А. Антонова, А. И. Аксенова, Е. А. Богатырев, В. М. Грусман, В. В. Знаменов, С. М. Некрасов, М. Б. Пиотровский, А. И. Шкурко, А. И. Клюкина, В. И. Толстой, которые в сложных современных социально-экономических условиях демонстрируют способность не только сохранять, но и пополнять лучшие традиции развития музеев России.

Во многих регионах России музей часто выступает как уникальный центр культуры и духовной жизни, который позволяет на базе своих экспозиций объединять различные категории посетителей. Поэтому назрела необходимость исследовать организацию музейных коммуникаций с учетом специфики деятельности региональных музеев как единого центра культуры и технологии внедрения музейных коммуникаций в повседневную работу российских музеев, что будет способствовать решению различных социально-культурных проблем в регионах.

Рассматриваемая научная проблема формирования и развития музейных коммуникаций относится к числу комплексных и носит междисциплинарный характер, находясь на стыке гуманитарных и экономико-управленческих дисциплин, опираясь на понимание общих закономерностей историко-культурного развития и специфики музейного учреждения (Дукельский Ю. В, Иконникова С. Н., Лотман Ю. М., Пшеничная С. В., Махлина С. Т., Никишин Н. А., Никонова А. А., Юренева Т. Ю.).

Возникновение разных, ранее не известных видов, жанров и форм музейного искусства, появление интерактивной культуры, влияние информационно-коммуникационных технологий деятельности музея, оригинальные и непривычные формы представления художественных произведений и оценка взаимодействия с ними реципиентов искусства требуют новых методологических подходов к изучению особенностей музейных коммуникаций. Эта проблематика сближается с коммуникационными проблемами информационного общества, в которое стремительно вступает Россия.

Информация в сфере культуры становится сегодня одновременно предметом, средством, орудием, целью и результатом труда. В информационном обществе в отличие от традиционного, индустриального и даже постиндустриального общества, где названные категории являются отдельными самостоятельными составляющими трудового процесса, операции обработки, поиска, оценки, хранения и распространения информации представляют некий единый коммуникационный процесс, в чем заключается и уникальная особенность информационного труда и информационной культуры в современном музее. Информационные процессы в музее пронизывают все его структуры, а производственные отношения становятся, по сути, не только и не столько экономическими, сколько информационно-коммуникационными, что оказывает сильнейшее влияние на всю деятельность музея и на всю сферу культуры конкретного региона.

Трудности теоретического изучения и использования системы социокультурных коммуникаций в музейном деле заключаются в недостаточности изученности методологических подходов для объяснения сущностных явлений, связанных с ценностными характеристиками и оптимальной реализацией информационно-коммуникационных процессов, происходящих в российских музеях.

Природа музейной коммуникации делает необходимым ее изучение на стыке различных научных дисциплин и обусловливает целесообразность рассмотрения сущности коммуникаций в культуре с позиций ряда наиболее продуктивных научных подходов: информационного, системного, структурно-функционального, семантико-семиотического, синергетического и некоторых других. Это требует разработки новых методологий и поиска продуктивных научных подходов. Именно с таких позиций автор диссертации подходит к многоаспектной, инновационной и сложной разработке теоретико-методологических основ изучения и адекватного объяснения информационно-коммуникационных процессов и явлений, происходящих в деятельности музея.

Одним из ранее известных и впервые используемых научных подходов и методов может стать предлагаемый в данной диссертации информационно-аксиологический анализ формирования и развития музейных коммуникаций в культурном пространстве региона.

Мы полагаем, что социально-культурные и коммуникационные аспекты деятельности музеев в новых экономических условиях представляют собой самостоятельную теоретическую проблему, значимость и специфичность которой свидетельствуют об актуальности темы диссертации. Актуальность проблемы, несомненная востребованность практикой управления современным музеем обусловили выбор объекта и предмета диссертационного исследования, определение его цели и задач.

Объект диссертационного исследования – музей как культурно-коммуникативный феномен XXI века.

Предмет исследования – культурологический аспект формирования, развития и внедрения музейных коммуникаций как средства обеспечения эффективной деятельности музея в современных условиях.

Базой опытно-экспериментального исследования стали Российский этнографический музей, Государственный музей А. С. Пушкина в Москве, Всероссийский музей А. С. Пушкина, Государственный Дарвиновский музей, Оренбургский областной историко-краеведческий музей и Оренбургский областной музей изобразительных искусств.

Цель диссертационного исследования состоит в формировании целостной научной концепции развития музейных коммуникаций с изучением ее аксиологической структуры, которая включает методологию исследования, развитие коммуникационной деятельности музея, его информационное обеспечение, технологии и стратегии ведения музейных коммуникаций, а также в теоретическом обосновании необходимости использования данной концепции в практической деятельности современного музея.

Логика достижения поставленной цели предполагает решение следующих задач:

осуществить теоретико-методологический анализ феномена музейных коммуникаций;

разработать теоретическое обоснование построения алгоритма формирования и развития музейных коммуникаций в российских музеях;

провести анализ развития музейных коммуникаций на примере Оренбургского областного музея изобразительных искусств;

определить роль и содержание сущности процесса формирования и развития музейных коммуникаций с целью повышения роли музея в культурной жизни общества;

раскрыть содержание, особенности, цели, задачи и перспективы развития коммуникационной деятельности в российских музеях;

на основе исследования коммуникационных ресурсов российских музеев и анализа процесса их формирования и развития выявить факторы и условия повышения эффективности работы музеев;

обосновать концептуальную модель формирования и развития музейных коммуникаций;

предложить рекомендации по внедрению эффективного процесса формирования и развития музейных коммуникаций в российских музеях.

Гипотеза исследования заключается в следующих взаимосвязанных положениях:

– во-первых, анализ теоретических и прикладных исследований проблем деятельности музеев позволяет предположить, что ее эффективность определяется сегодня недостаточным уровнем «технологичности» процесса формирования и развития музейных коммуникаций. Это обусловлено как неразвитым процессом формирования концепции музея на принципах коммуникационного развития современного музея, так и рядом социокультурных факторов;

– во-вторых, допустимо предположить, что феномен музейных коммуникаций представляет собой систему взаимосвязанных и взаимодополняющих культурологических, социальных, технологических, личностных, поведенческих составляющих процесса формирования и развития музейных коммуникаций;

– в-третьих, процесс формирования музейных коммуникаций характеризуется противоречивостью как субъективных обстоятельств, связанных прежде всего с практическим использованием музейных коммуникаций, так и объективных условий его протекания, поскольку недостаточно обоснована и развита система самого процесса формирования и развития музейных коммуникаций;

– в-четвертых, можно предположить, что внедрению технологий формирования и развития музейных коммуникаций будет способствовать предложенный алгоритм этого процесса, дающий возможность поиска системы коммуникационного воздействия на привлечение посетителей и удовлетворение их культурных потребностей.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования стали концепции и идеи развития коммуникационной деятельности современного музея, а также теоретико-методологические подходы, рассматривающие музей не только и не столько как кладезь ценностей культуры региона и страны, но и как уникальный институт, обеспечивающий использование этих ценностей в решении современных проблем воспитания и развития личности в XXI веке.

В данном диссертационном исследовании автором использованы работы отечественных и зарубежных специалистов в области музейного дела, культурологии, управления организацией, учреждением в области культуры и искусств, диссертации, защищенные по проблемам коммуникационных процессов и развития музейного дела, а также научные статьи, материалы научно-практических конференций, интернет-информация.

Теоретические концепции, которые легли в основу исследования, были сформулированы докторантом под воздействием трудов отечественных и зарубежных авторов и специалистов в области музееведения, культурологии, менеджмента, педагогики, социологии. Так, оказались полезными научные работы Е. Г. Артемова, В. М. Грусмана, А. С. Дриккера, Н. В. Нагорского, Е. Л. Шековой, Л. М. Шляхтиной, Е. Я. Кальницкой, Б. Лорда, В. М. Шепеля и др. Большое значение имела практическая работа докторанта в Оренбургском областном историко-краеведческом музее и Оренбургском областном музее изобразительных искусств, а также непосредственное сотрудничество с музеями России по обмену опытом в сфере культуры и музейной деятельности. В качестве нормативно-правовой базы исследования автором использованы: Закон Российской Федерации «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», репрезентативная подборка нормативных документов, регулирующих на современном этапе деятельность музеев: «Музейное дело и охрана памятников. 1995–2004» и «Российская культура в законодательных и нормативных актах», «Информационный бюллетень. Российский комитет Международного совета музеев 1997–2003», «Этический кодекс ИКОМ для музеев ИКОМ России», «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации», Закон Оренбургской области «О музейном деле в Оренбургской области» от 17.06.2009 и другие.

В диссертации использованы научные труды по культурологии, философии, социологии, психологии, педагогике, экономике, менеджменту и рекламе, РR (Гнедовский М. Б., Гуральник Ю. У., Дукельский Ю. В., Иконникова С. Н., Жарков А. Д., Запесоцкий А. С., Пономарев Б. Б., Каган М. С., Каулен М. Е., Кнышова Е. Н., Шепель В. М., Разгон А. М., Марков А. П., Махлина С. Т., Никишин Н. А., Лебедев А. В., Столяров Б. А., Юренева Т. Ю.), что позволило рассмотреть проблему с позиции междисциплинарного подхода, а также непосредственно результаты научно-практической деятельности автора исследования.

Методологической основой диссертации является системно-культурологический подход к изучению проблемы формирования и развития музейных коммуникаций.

Методика исследования основывалась на системном использовании методов культурологического, социологического, педагогического, социально-психологического анализа с использованием информационного подхода к объекту исследования.

При решении конкретных задач в диссертации использовались методы прямого и включенного наблюдения, экспертной оценки статистических данных, контент-анализ и другие. В качестве основного метода настоящего исследования выступает комплексный метод, представляющий собой совокупность теоретического анализа и синтеза, изучение и обобщение современного опыта музеев России.

Основу исследования составляет формирующий социально-культурологический эксперимент, проведенный в оренбургских музеях. Данный эксперимент позволил определить эффективность музейных коммуникаций в решении актуальных проблем расширения степени включения населения в деятельность музея и достижения ситуации, когда значительная часть населения (дети, школьники, студенты, военнослужащие и др.) из случайных посетителей превращается в стабильную аудиторию музея, которая не ограничивается эпизодическими экскурсиями, а включается в культурно-охранительную и культурно-творческую деятельность на основе экспозиции музея. Особенность исследования проявляется в том, что автор как заместитель директора Оренбургского областного историко-краеведческого музея и директор Оренбургского областного музея изобразительных искусств в течение 17 лет занимается совместно с научными сотрудниками изучением перспективных направлений совершенствования деятельности музея и развития музейных коммуникаций.

Научная новизна диссертационного исследования определяется интердисциплинарным, многоаспектным исследованием процесса формирования и развития музейных коммуникаций в культурном пространстве региона как объекта культурологии и может быть сформулирована следующим образом:

разработана методология исследования музейных коммуникаций, включающая системно-культурологический подход к изучению проблемы формирования и развития музейных коммуникаций в культурном пространстве региона;

представлена разработанная концепция формирования и развития музейных коммуникаций, которая включает:

– методологию формирования и развития музейных коммуникаций;

– систему формирования и развития коммуникаций;

– технологию формирования и развития музейных коммуникаций;

систематизирован понятийно-категорийный аппарат процесса формирования и развития музейных коммуникаций в культурном пространстве региона как объекта культурологии;

представлен процесс формирования и развития музейных коммуникаций как самостоятельная концепция деятельности современного музея;

сформирован исследовательский подход к проблеме формирования и развития музейных коммуникаций в системе культуры;

исследован музей как культурно-коммуникативный центр региона и установлено, что:

– музей влияет на формирование и развитие имиджа своего региона, способствуя его привлекательности, подчеркивая историко-культурную уникальность города и содействуя толерантности в регионе;

– музейная коммуникация связывает как внутреннюю, так и внешнюю среду музея, через расширение границ музейной деятельности, предоставление населению равных возможностей в приобщении к культурному наследию своего региона и страны;

определены социокультурные характеристики процесса формирования и развития музейных коммуникаций на различных этапах становления музея;

теоретически обоснован алгоритм построения процесса формирования и развития музейных коммуникаций, позволяющий координировать всю работу современного музея;

предложена авторская концепция построения музейных коммуникаций как условие эффективной деятельности музея в XXI веке;

разработаны предложения по внедрению процесса формирования и развития музейных коммуникаций в практическую деятельность российских музеев, включающие матрицу развития коммуникационных ресурсов музея.

Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что результаты диссертационного исследования внедрены в работу оренбургских музеев и могут быть использованы в других музейных учреждениях страны, а также в системе повышения квалификации музейных работников. Сформулированная автором концепция раскрывает новые возможности для анализа, исследования различных направлений музейной деятельности и может служить для выработки стратегии развития музея в XXI веке. Предложения по организации процесса формирования и развития музейных коммуникаций могут быть полезны при создании научных концепций музеев, а рекомендации, представленные в работе, могут использоваться в разработке учебных курсов по музееведению и культурологии.

На защиту выносятся следующие положения, обоснованные в процессе осуществленного теоретико-эмпирического исследования:

1. Методология исследования музейных коммуникаций опирается на объективные социально-культурные условия развития современного музея, задаваемые внешней и внутренней коммуникационной средой.

2. Концепция развития музея как культурно-коммуникативного центра региона, в которой музейная коммуникация объединяет внутреннюю и внешнюю среду музея и способствует повышению имиджа региона, его инвестиционной привлекательности и развитию толерантности в регионе.

3. Важным условием эффективной деятельности современного музея выступает развитая система коммуникаций, которая включает в себя структуру коммуникационного взаимодействия «Музей–Город». Ее роль и значение в развитии музея в условиях рынка способствует расширению границы культурного пространства региона.

4. Анализ системы музейных коммуникаций позволяет рассматривать формирование и развитие ее как:

– систему коммуникационных приемов и способов, которые обеспечивают исследование и удовлетворение духовных потребностей общества средствами музейной деятельности;

– коммуникационное средство достижения равновесия и соответствия между присущей музею социально-культурной функцией и требованиям рынка музейных услуг.

5. Процесс формирования и развития музейных коммуникаций детерминирован особенностями музея как социально-культурного института и учитывает, что результатом музейной деятельности выступает социально-культурная услуга, интегрирующая в себе информационные, нравственные, эстетические, экономические и другие ценностные составляющие, способствующие разностороннему развитию населения региона.

6. Концептуальная модель формирования и развития коммуникаций в музее XXI века включает:

методологию формирования и развития коммуникаций в музее;

систему формирования и развития музейных коммуникаций;

технологию формирования и развития музейных коммуникаций.

7. Построенная модель формирования и развития коммуникационных стратегий музея позволяет соотнести фундаментальные основы культурологии со спецификой музейной деятельности, рассмотреть, описать логику взаимоотношения музея и современного информационного рынка, показать возможности расширения деятельности музея в культурном пространстве региона.

Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования докладывались на ряде международных, всероссийских и региональных научно-практических конференций, в т. ч. на Российской научно-практической конференции «Культура, искусство и образование в провинциальной России в контексте современной истории», Оренбург, 2007; Международной научно-практической конференции «Музейное дело Казахстана», Уральск, 2006; Межрегиональной научно-практической конференции «Историко-культурное и природное наследие как фактор развития территории», Кунгур, 2007 и других. Значительное место в апробации исследования занимает обсуждение монографии автора «Основы менеджмента музейных коммуникаций» среди музейных работников на V областном музейном форуме в городе Оренбурге в 2009 году. Материалы диссертации использованы при разработке учебных курсов «Музееведение» для студентов Оренбургского государственного института искусств им. Л. и М. Ростроповичей и при чтении лекционных курсов в Оренбургском государственном университете: «Музеи мира» и «Региональная политика в области культуры». В 2005–2011 годы автору неоднократно предоставлялась возможность продемонстрировать ход опытно-экспериментальной работы по изучению проблемы развития музейных коммуникаций на рабочих совещаниях в министерстве культуры Оренбургской области, а также творческих и научных встречах руководителей учреждений культуры.

Объем и структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, пяти глав, пятнадцати параграфов, заключения, приложений и библиографического списка. Объем авторского текста – 485 с., список литературы содержит 406 наименований.

Похожие диссертации на Формирование и развитие музейных коммуникаций в культурном пространстве региона