Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Жизнь и творчество Баки Урманче и его роль в татарском изобразительном искусстве Ахунова Рушания Тагировна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ахунова Рушания Тагировна. Жизнь и творчество Баки Урманче и его роль в татарском изобразительном искусстве: автореферат дис. ... кандидата искусствоведения наук: 17.00.04 / Ахунова Рушания Тагировна;[Место защиты: Российской академии художеств].- Москва, 2012.- 25 с.

Введение к работе

Художник, скульптор, график, художественный критик, публицист, знаток татарской философии и мифологии, Баки Урманче (1897–1990) оказал существенное влияние на развитие современного татарского изобразительного искусства.

Проблема истоков и становления татарского изобразительного искусства является одной из важнейших проблем живописи, каллиграфии, архитектуры, этнографии, ювелирного дела, скульптуры, философии и литературы. При очевидной сложности, отечественная наука об искусстве уделила ей еще не достаточно внимания. Надо признать, что среди огромного количества работ, посвященных искусству, лишь малая часть прослеживает долгий и сложный путь этого уникального явления.

Баки Урманче служил искусству всю свою жизнь. И в живописи, и в скульптуре, и в каллиграфии он был профессионалом. В работах мастера чувствуется мощная сила творческого воображения. В большом многообразии тем и выразительных приемов ощущается продуманный стиль и художественно-образная система.

Актуальность исследования состоит в том, чтобы акцентировать внимание на деятельности Баки Урманче как историка искусства, его влиянии на становление современного профессионального татарского изобразительного искусства.

Деятельность Баки Урманче связана с «воскрешением» памятников, традиций и обычаев татарского народа. Оригинальные скульптуры и живописные полотна получили признание не только любителей искусства, но и специалистов. Тонкий вкус, глубина критической мысли, изысканность литературного стиля отличают творчество Баки Урманче. Изучение живописи, каллиграфии, скульптуры, графики, татарских костюмов, публицистических трудов позволяют рассматривать его многогранную деятельность как уникальный вклад в современное искусство.

Степень научной разработанности темы. Несмотря на то, что исследователи проявляют большой интерес к искусству татарского народа и к деятельности Баки Урманче, параллель между этими двумя уникальными явлениями проводится редко. В настоящее время существует большое количество трудов, посвященных как истории изобразительного искусства Татарии, так и творчеству Баки Урманче. Хотелось бы отметить работы В. Кандинского, Л. Кустабаевой, Д. Валеевой, К. Гизатова, С. Ишмуратовой, Р. Султановой, П. Дульского, С. Червонной.

Труды этих искусствоведов помогли проследить этапы становления татарской живописи. В первую очередь хотелось бы отметить исследования С. Червонной и Р. Султановой.

Книга С. Червонной «Искусство Советской Татарии» является первой попыткой создания истории трех важнейших видов изобразительного искусства Татарстана: живописи, скульптуры и графики. Каждый из этих аспектов рассматривается во всей его специфике и основных жанрах. Автор книги анализирует основные традиции и явления исторического прошлого развития живописи, скульптуры, графики в Татарстане как в своеобразных формах татарского народного творчества, древнебулгарского и средневекового искусства, так и
в деятельности русских художников Казанской губернии дореволюционного
периода.

Изобразительное искусство республики рассматривается в книге до 1976 года. Книга разделена на три части: живопись, скульптура, графика. В конце дается хроника основных событий художественной жизни Татарстана, которые повлияли на изобразительное искусство в регионе, а также указатель имен художников, упомянутых в работе. За пределами книги остались, на наш взгляд, важные аспекты художественной культуры Татарстана, а также смежные виды искусства: декоративно-прикладное искусство, художественная промышленность, театрально-декоративное искусство, архитектура.

Большим помощником при написании работы был еще один яркий труд С. Червонной «Художники Советской Татарии» (1975). Это коллективный портрет мастеров изобразительного искусства – живописцев, скульпторов, графиков, искусствоведов, специалистов в области театрального и кинодекорационного, оформительского, декоративно-прикладного искусства.

Сотни имен профессиональных художников включает словарь художников Татарии. В словаре дана краткая биографическая справка о художниках, небольшой материал о работах и перечень их выставок.

Книга Р. Султановой «Искусство новых городов Республики Татарстан (1960–1990 гг.)» (2001) – первое монографическое исследование изобразительного искусства новых промышленных городов Республики Татарстан. В работе показаны предпосылки и тенденции развития изобразительного искусства в новых городах, своеобразие творчества татарских и русских художников. Автор подчеркивает приоритет национальных традиций, анализирует работы современных художников Татарстана.

В 1989 году Институт языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова Казанского филиала АН СССР выпустил сборник под названием «Искусство, рожденное Октябрем». Сборник был составлен в основном по материалам научной конференции, прошедшей в ИЯЛИ 23 февраля 1987 года, в день 90-летия со дня рождения Баки Урманче.

Многогранность творчества Баки Урманче позволила авторам некоторых статей данного сборника провести параллели и найти глубинные связи в его творчестве и татарском фольклоре, литературе, музыке. Другим исследователям художественный мир мастера дал возможность увидеть связи с искусством Узбекистана, Казахстана, Башкирии. Третьим – представить его как учителя, чьи произведения и педагогическая деятельность оказали влияние на современных художников. Статьи, на наш взгляд, дополняют друг друга и создают емкий и достойный потрет художника.

Книга Ю. Г. Нигматуллиной «Запоздалый модернизм» (2002) посвящена теоретическим и методологическим вопросам изучения модернистских явлений в современной татарской литературе и искусстве. В широком контексте авангардистского искусства России и Западной Европы эти подсистемы рассматриваются впервые и помогают проанализировать искусство Баки Урманче. На основе анализа отдельных произведений татарской литературы и живописи выявляются изоморфные, эквивалентные процессы, исследуется их своеобразие и механизм их взаимоотношения.

Хотелось бы отметить еще одного искусствоведа наших дней, который занимался творчеством художника Баки Урманче, – это Анатолий Новицкий. Его книга «Баки Урманче» вышла в 1994 году. В ней прослеживается весь жизненный путь художника от рождения до смерти. Высказывается мысль, что художник – порождение своей эпохи, он впитывает и преломляет в искусстве все многообразие жизненных явлений.

Анатолий Новицкий участвует в создании книги «Духовный мир Баки Урманче», вышедшей в 2005 году. Данное издание предоставляет читателям уникальную возможность познакомиться с лучшими статьями о великом художнике, отражающими разные аспекты его творчества. Книга написана на трех языках – татарском, русском и английском.

Первая статья в книге Анатолия Новицкого посвящена биографии Баки Урманче: искусствовед описывает творческий путь художника. Вторая статья написана Флорой Ахметовой-Урманче (вторая жена художника), она посвящена духовной жизни мастера. Статья интересна тем, что вдова пишет о мировоззрении художника на основе личных бесед с ним. Третья статья – Шамиля Монасыпова – посвящена шамаилям, истокам их происхождения, а также шамаилям Урманче, их художественному стилю. График Марат Мингалиев пишет о каллиграфии в творчестве Баки Урманче. Будучи профессиональным художником, Урманче интуитивно продолжил те рукотворные традиции оформления татарской книги, которые были заложены искусством мастеров-каллиграфов.

Существует еще один сборник, посвященный Баки Урманче, который вышел в 2005 году к тысячелетию Казани, – «Баки Урманче и татарская культура». Книга объединила наиболее значительные статьи о творчестве родоначальника татарского изобразительного искусства, написанные на русском и татарском языках.

Подбор материала подчинен основной задаче – представить разные грани творчества мастера, национальную самобытность и общечеловеческое значение его наследия. В последней части книги помещены размышления Б. И. Урманче об искусстве и деятелях культуры.

Пристального внимания заслуживает и альбом на татарском языке, составленный Флорой Ахметовой-Урманче, – «Габдулла Тукай в творчестве Баки Урманче» (2007). Баки Урманче и Габдулла Тукай – самые значительные имена для татарской культуры, их объединяет любовь к Родине, своему народу, искреннее служение ему. Тукай верил, что у татар появится свой великий национальный художник, и Баки Урманче воплотил его мечту. Урманче иллюстрировал многие произведения Тукая.

В альбоме сделана первая серьезная попытка показать неразрывную связь Баки Урманче с творческим наследием Габдуллы Тукая. В книге много живописных иллюстраций произведений поэта, выполненных Урманче. Альбом яркий и красочный, но доступен для прочтения только человеку, владеющему татарским языком.

Теоретическую основу диссертации составили труды С. Червонной, А. Новицкого, П. Дульского, Н. Машковца, Л. Ельковича, Е. Ключевской, А. Файнберга, Н. Черкасовой и других.

В нашей работе мы попытались кратко затронуть историю татарского искусства начиная с X века. Мы использовали различную литературу от книг начала XX века до статей, которые были написаны в недавнее время.

Искусствоведы начала века, такие как П. Дульский, Н. Машковец, изучали татарское искусство своего периода. Их работы помогли проследить процессы, которые происходили в то время. Огромный вклад в изучение истории татарского изобразительного искусства внес А. Файнберг.

Изучив литературу, мы составили круг вопросов, которые находились
в центре внимания исследователей, – это, в первую очередь, выдающиеся художники Казанского края. Также большой интерес представляет история Казанской художественной школы. В нашей работе Баки Урманче рассматривается
в контексте развития истории татарского народа, поэтому мы взяли за основу труды современных искусствоведов, таких как А. Новицкий, С. Червонная. Для того чтобы систематизировать и логически перейти к творчеству Урманче, мы попытались проследить истоки татарской культуры. В этом помогли труды А. Файнберга, Л. Ельковича, П. Корнилова.

Признавая огромную роль этих искусствоведов в области развития татарского национального искусства, можно отметить, что многие авторы, к сожалению, не учитывают исторические и религиозные процессы, которые повлияли на становление современных художников, в частности Баки Урманче. Мы сделали попытку глубже проникнуть в искусство прошлого и проследить его влияние на развитие современного татарского изобразительного искусства.

Объектом исследования являются творческие достижения Баки Урманче и исторические предпосылки развития народного искусства.

Предмет исследования – становление Баки Урманче в контексте развития истории татарского народа.

Хронологические рамки темы охватывают период с X по XXI век для того, что бы создать целостное представление об особенностях развития татарского искусства и живописи в этот период.

Цель исследования – создание общей картины развития творчества Баки Урманче в контексте эволюции искусства и художественной жизни России.

Задачи исследования:

– проанализировать значимые факты и явления художественной жизни Казани и Казанского края (педагогическая деятельность профессиональных художников, формирование художественного образования, создание обществ, выставочная деятельность);

– рассмотреть проблему становления татарского изобразительного искусства и его влияние на творчество Баки Урманче;

– проанализировать жанровые, тематические, стилистические особенности в творчестве Баки Урманче, влияние академической школы;

– рассмотреть влияние и вклад Баки Урманче на современное татарское искусство.

Методология исследования обусловлена характером темы и спецификой поставленных задач, требующих комплексного подхода. С одной стороны, это метод анализа произведений искусства, созданных Баки Урманче, а также рассмотрение становления татарского искусства с древнейших времен до современности. С другой стороны, – метод синтеза и обобщения, которые применялись в процессе работы с разнохарактерными источниками (труды по теории искусства, биографии художников, живописные полотна, скульптура, графические работы, каллиграфия).

Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее материалы и основные положения могут быть использованы для подготовки лекций и учебных курсов по истории изобразительного искусства России. Результаты настоящего исследования будут интересны всем, кто изучает историю искусства.

Научная новизна работы заключается в том, что творчество художника, скульптора и графика Баки Урманче рассматривается в контексте возникновения татарского искусства и влияние, которое оно оказало на современных татарских художников.

Проблема интерпретации произведений живописи в творчестве Баки Урманче становится предметом специального анализа. Хотя в современном литературоведении неоднократно упоминается о влиянии исторических процессов на мировоззрение и становление Баки Урманче, в настоящей работе этой теме уделено более пристальное внимание. В связи с вопросом о современном татарском искусстве в диссертации обсуждается проблема влияния произведений Баки Урманче, на современных художников, которая в отечественных публикациях практически не затрагивалась.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Истоки формирования татарского изобразительного искусства и события, повлиявшие на возникновение художественной жизни в Казанском крае.

2. Процесс становления татарского изобразительного искусства, предпосылки для открытия Казанской художественной школы и влияние этих событий на творчество выпускника и преподавателя школы Баки Урманче.

3. Рассмотреть и интерпретировать творчество Баки Урманче (живопись, скульптуру, книжную и журнальную графику и каллиграфию).

4. Вклад Баки Урманче в изобразительное искусство Татарстана. Творчество последователей художника.

Апробация работы. Теоретические положения диссертации были изложены на Научных чтениях в Институте им. В. И. Сурикова (Москва, 2011);
в Национальном Культурном Центре «Казань» (Казань, 2011); на Международной научно-практической конференции «Творчество Баки Урманче и актуальные проблемы национального искусства» (Казань, 2012).

По теме диссертации написаны четыре статьи, все они опубликованы
в ведущих научных журналах и изданиях.

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, снабжена списком произведений художника, альбомом иллюстраций его работ и библиографией.

Похожие диссертации на Жизнь и творчество Баки Урманче и его роль в татарском изобразительном искусстве