Введение к работе
Актуальность исследования
В конце XX века в зарубежной практике одним из заметных явлений художественной жизни, феноменом моды и искусства в целом стал винтаж. Объяснение массового увлечения направлением винтажа, ограниченное тенденциями в моде, вряд ли исчерпывающе, и сегодня на Западе уже существуют теоретическая база, критерии, апологеты и ряд исследований мотивации и психологических аспектов коллекционирования винтажа.
В данной работе под винтажными понимаются предметы одежды, обладающие визуальной и художественной идентификацией стиля четко ассоциирующегося с той или иной эпохой в моде и, желательно, с узнаваемым оригинальным стилем определенного Дома моды. Классические вещи винтаж, используя терминологию Зиммеля, составляют «стилистическое единство времени» или «тождественность времени», словом, соответствуют эстетическим воззрениям определенного периода.
Поэтапное изучение эволюции и исторических закономерностей «бытия» винтажной одежды демонстрирует, что последняя прошла трудный путь от символа материальной несостоятельности к олицетворению контркультуры, став в начале XXI века метафорой художественной индивидуальности в формировании облика человека. Сегодня для определения винтажа наиболее важен историко-культурный контекст, так как данный феномен заставляет нас по-новому подойти к проблеме соотношения символа и образа в моде. С одной стороны, представляя собой способ выстраивания отношений с историей, традицией, с другой - принадлежа к числу практик, направленных на создание собственного, индивидуального облика. На современном этапе развития направление винтажа усложняется по своему замыслу, своим задачам, перестает быть преимущественно доминирующей тенденцией в моде и носителем потребительской ценности, переходя полностью в сферу художественной культуры.
Достаточно четко прослеживается, что по мере распространения и совершенствования, направление винтажа обнаруживает разносторонние связи с современным искусством: архитектурой, живописью, дизайном, музыкой, кинематографом, фотоискусством, являясь важным фактором развития их языка. В XXI веке винтажные экземпляры костюма находятся на равных правах с произведениями искусства, став частью арт-коллекций самых крупных музеев мира: Лувра, Музея Метрополитен, Музея костюма Киото, Музея Гальера, Музея Виктории и Альберта.
Взаимосвязь искусства и моды, которые сегодня развиваются в схожих направлениях: минимализма, эклектики, футуризма, деконструктивизма и винтажа подтверждает, что последний является полноправным и независимым направлением в искусстве. Например, весьма симптоматично название экспозиции Лос-Анджелесского Музея Современного искусства (The Museum of Contemporary Art), открывшейся в августе 2006 г. - «Кожа+скелет: Параллельные практики в архитектуре и моде» («Skin + Bones: parallel practices
in Fashion and Architecture»). Демонстрируя работы известных модельеров и архитекторов, выставка исследовала общие визуальные и интеллектуальные принципы, лежащие в основе двух видов искусств. Причем, представленные экспонаты являлись винтажными творениями дизайнеров Д. Ватанабе, В. Вествуд, М. Марджела, И. Мияке и М. Макларена.
Тенденция экспериментов по коллаборации винтажных экспонатов и арт-объектов современного искусства положила начало переориентации большинства специализированных бутиков винтажа, таких как Steinberg&Tolkien в Лондоне (1996г.), Ressurection в Нью-Йорке (1996г.) и Decades в Лос-Анжелесе (1997г.) в арт-галереи, где стали проводить аукционы винтажной одежды, выставки костюма, ювелирных украшений, аксессуаров и фотографии XX века.
Обширная программа выставок и конференций, посвященных различным аспектам междисциплинарного взаимодействия искусства и моды винтаж, организованных международным объединением специалистов по винтажной одежде - «Гильдией винтажной моды» (The Vintage Fashion Guild (VFG)); представление винтажных объектов на мировых специализированных выставках в Нью-Йоке - «Manhattan Vintage Clothing Show», «Vintage Fashion and Antique Textile Show» и Лондоне - «London Vintage Fashion Fain>, демонстрируют тот факт, что винтажные объекты становятся предметом коллекционирования. Всемирно известные аукционные дома: Дойл (Doyle) в Нью-Йорке; Друо (Drouot) в Париже; Лесли Хиндман (Leslie Hindman) в Чикаго; Джулиенс (Julien's) в Лос-Анджелесе; Керри Тейлор (Kerry Taylor) в Лондоне и главные представители аукционного мира - Сотбис (Sotheby's) и Кристис (Christie's) уже на протяжении нескольких десятилетий регулярно проводят аукционы винтажа, собирая известных ценителей и коллекционеров, что подтверждает актуальность и необходимость искусствоведческого исследования направления винтажа в современном искусстве и моде.
Актуальность избранной темы диссертационного исследования заключается, прежде всего, в существенном воздействии винтажа на развитие различных видов искусства начала XXI века, дизайна костюма и текстиля, что вызывает все более пристальный интерес к проблематике исследования данного феномена у искусствоведов и теоретиков моды. На современном этапе обращение коллекционеров и дизайнеров к винтажу объясняется тем, что он приобретает статус неиссякаемого источника новых оригинальных идей и тенденций, представляя собой не только успешно интегрируемую часть современной системы моды, но и рассматривается в контексте связей с феноменом постмодернизма, процессом антиглобализации, экологизации производства и потребления. В этой связи вопросы, рассматриваемые в данном исследовании, приобретают особую актуальность, требуя более детального дальнейшего изучения, основанного на комплексном подходе, объединяющем искусствоведческие, философско-исторические и социально-культурные аспекты.
Степень изученности проблемы
В диссертации использован значительный по объему и информации источниковедческий материал, поиск которого, интерпретация и обработка были одним из главных направлений в работе. Мода винтаж как сложное и многогранное явление детерминируется целым рядом социокультурных факторов и потому потребовалось обращение к данным различных научных дисциплин: искусствоведения, культурологии, философии, социологии, экономики, психологии.
Несмотря на то, что исследовательская база проблематики феномена винтажа на Западе формировалась с начала 1990-х годов прошлого века, в подавляющем большинстве публикаций до сих пор направление винтажа не выделяют в самостоятельный объект, чаще рассматривая его в общем контексте развития моды. Большинство работ, посвященных винтажу. носят, скорее, не аналитический, а описательный характер. Авторы основных на сегодняшний день монографий, посвященных моде винтаж - К. Бзрдей, К. Вейл, Т. Дьюбин, В. Дюпре, Г. Лав и Т. Толкиен, сделали объектом своего исследования преимущественно историю костюма. Небольшие, но емкие разделы, посвященные мужской и женской моде, истории текстиля, ювелирным украшениям, искусству макияжа и прически позволяют хронологически проследить историю преобразования моды XX века и изучить винтажные экземпляры известных дизайнеров. Каждую книгу дополняет широкая иллюстративная основа и фотоматериалы, выбранные с расчетом демонстрации удачных сочетаний винтажа и объектов современной моды. Другую группу исследований представляют работы, акцентирующие внимание на перечислении винтажных бутиков и блошиных рынков мира, а также характеристике Интернет-сайтов, посвященных моде винтаж (Л. Линдрос, Д. Турудик, Д. Эден). Таким образом, перечень фундаментальных научных исследований по направлению винтажа пока что невелик.
Наиболее полно предмет исследования представлен в состоящем из двенадцати эссе труде А. Палмер, содержащем аргументированные концепции развития данного феномена, анализ историко-культурных причин и мотиваций потребления винтажа. В историческом аспекте моду винтаж рассматривают Л. Беверли, Д.Д. Поли и Л. Фонтейн. Своеобразной основой для изучение истории рынка перепродажи подержанной одежды стали приведенные авторами ранние документальные и литературные источники, подтверждающие наличие гильдий торговцев подержанной одеждой в каждом крупном европейском городе эпохи Возрождения.
Важными для понимания ценности вещей винтаж являются работы, посвященные феномену коллекционирования и личного владения предметами (Ли Дилвос, Р.Кардинала, Д. Людо, СМ. Пирс, К. Харрис и Дж.Элснера). Обращаясь к смежным исследованиям в западной социологической литературе, следует также выделить труды, посвященные рынкам антиквариата. В поле исследования авторов попадают вопросы о построении коллекции, практике аукционной формы продажи произведений искусства, механизме и формах художественного рынка. Наиболее репрезентативными из такого рода
публикаций является труд М.Томпсона «Теория мусора: Создание и разрушение ценности», поднимающий проблему ценности антиквариата и винтажных вещей. Л. Уилкинсон в своей работе рассматривает опыт благотворительных магазинов как новаторский и динамичный вклад в развитие винтажного коллекционирования. Ч. В. Смит, исследуя аукционы антикварных произведений искусств, видит в них социальный институт, который позволяет одновременно производить ценность товаров и конституировать элитарное сообщество покупателей аукциона. Н. Грегсон и Л. Крю рассматривают антикварные вещи как специфические знаки времени и статуса. В перечисленных выше работах, таким образом, оказываются связанными два аспекта: социальный статус и производство ценностей. Проблематика перечисленных работ представляет определенный интерес для данной диссертационной работы, так как разрабатывает подходы и схемы, которые могут быть использованы для понимания способов функционирования современного винтажного рынка.
Близкими к теме данного исследования являются работы, посвященные уличному стилю молодежных субкультур, способствующему развитию направления винтажа. В современной западной этнологии данный вопрос в достаточной степени разработан и в качестве методологической основы работы автор выбрал три основополагающих исследования - «Уличные стили» известного британского антрополога Т. Полемуса, «Субкультуры: Значение стиля» Д. Хебдиджа и социокультурологическое исследование А. МакРобби, ставшее первым в ряду трудов, посвященных взаимосвязи и взаимовлиянию субкультуры и подержанной одежды. Рассматривая винтаж не только как материальный и художественный объект, но и как репрезентацию системы важных для контркультуры ценностей, данная публикация стала источником для дальнейших более детальных исследований. В качестве основного труда для определения, изучения и четкой формулировки идейных установок представителей субкультур XX века, автором была выбрана работа профессора Калифорнийского университета Т. Розака «Создавая Контркультуру».
Искусству и истории костюма, как таковым посвящена столь обширная литература, что перечислить все научные исследования не представляется возможным. Автором выделены и проанализированы подходы к исследованию моды, содержащиеся в работах Ж. Бодрийяра, Р. Барта, Г. Блумера Т. Веблена, А.Б. Гофмана, Ж. Липовецки и т.д. При искусствоведческом анализе произведений отдельных дизайнеров, автор использовал различные книги посвященные творчеству Д. Армани, В. Гаравани, И. Сен-Л орана, Г. Шанель, и т.д. Кроме того, для реконструкции общего культурного контекста изучались общие труды, посвященные развитию современной моды и эволюции истории европейского костюма. Основополагающими из общих работ стали работы Ф. Буше, С. Вилкокс, Г. Кода, М. Мюррей, К. Милбэнк, В. Стил в некоторой степени касающиеся и проблемы направления винтажа, так как даже незначительное упоминание изучаемого явления является неоценимым для данного исследования ввиду недостаточной его изученности.
Источниками исследования послужили каталоги осуществленных за последние годы выставок исторического и современного костюма: «Экстремальная красота» (2001 г., Музей Метрополитен, Нью-Йорк, куратор X. Кода); «Стиль улиц» (1994 г., Музей Виктории и Альберта, Лондон) «Ломая моду» (2006 г., Нью-Йорк, ЛАКМА); «Золотой век моды. Париж и Лондон (1947-1957)» (2004 г., Музей Виктории и Альберта, Лондон); ретроспектива творчества Г. Шанель (2005 г., Музей Метрополитен, Нью-Йорк); монографическая выставка К. Баленсиаги (2006 г., Музей декоративных искусств, Париж); ретроспектива творчества В. Гаравани (2008 г., Лувр, Париж) и И. Сен-Лорана (2010 г., Малый дворец, Париж).
Архивные материалы (фотографии, эскизы, документы, фото-и-кино материалы), хранящиеся в Музее костюма (Киото), Музее Метрополитен (Нью-Йорк), Музее Гальера (Париж), Музее Виктории и Альберта (Лондон), Музее Дизайна (Лондон), а также Музее Коррер (Венеция) и Национальной библиотеке Марчиана (Венеция) позволили восстановить малоизвестные документальные источники, уточнить датировки и «биографические данные» творений известных дизайнеров.
Одними из главных источников стали публикации прессы с 1990-го по 2010-й годы, посвященные коллекционированию винтажа. Для анализа винтажного рынка не менее важны результаты аукционов, Интернет-каталоги и архивы аукционных домов Сотбис, Кристис, Друо, Керри Тейлор, фиксирующие все продажи, начиная с 1996 года. Информационно-художественные Интернет-порталы, представляющие творчество современных художников, дизайнеров, освещающие выставки, посвященные искусству и истории костюма.
Такой аспект междисциплинарного взаимодействия как направление винтажа, формирование которого происходит под влиянием искусства, культуры, социологии, философии, политики и экономики, представляется сложным для исследования, поэтому на современном этапе он остается пока что мало изученным и теоретически недостаточно разработанным. До сих пор не предпринималась и попытка искусствоведческого анализа явления.
В отечественной научно-исследовательской литературе избранная тема не изучена и проблемы исследования и типологии винтажа по-прежнему остаются открытыми, хотя процессы им индуцированные, сегодня, получают распространение и в России. Предпринятый теоретический анализ литературы, демонстрирует необходимость применения нового методологического подхода к проблемам комплексного междисциплинарного изучения направления винтажа, ввиду этого, представленное автором исследование способствует более глубокому изучению данной темы.
Цель и задачи исследования
Бесспорная актуальность и недостаточная изученность вопросов становления и развития направления винтажа, обусловили выбор темы диссертации и обозначили основную цель исследования.
Цель настоящей работы - искусствоведческое и историко-культурное исследование феномена винтажа как одного из направлений современного
искусства и моды. В связи с поставленной целью наиболее актуальным представляется решение следующих задач:
-
Исследование феномена винтажа в его общеисторическом развитии: анализ исторических предпосылок и историко-культурных трансформаций исследуемого объекта.
-
Определение динамики и особенностей развития моды винтаж в искусстве постмодернизма.
-
Раскрытие взаимосвязи феномена винтажа с современными художественными процессами, а также исследование экономических, информационных, экологических факторов, влияющих на причины появления моды винтаж, обоснование мотиваций этого направления.
-
Выявление возможных векторов развития направления винтажа и сегментации винтажного рынка в будущем.
-
Определение винтажа как более приспособленной к реалиям современной жизни художественной формы и одной из возможных альтернатив Высокой моды.
Объект исследования: классические предметы винтажа XX - первого десятилетия XXI вв.
Предмет исследования: Винтаж как один из основных векторов развития идей и стилей в искусстве и практике моды XXI века.
Границы исследования очерчиваются хронологическими рамками второй половины XX- первого десятилетия XXI вв., так как именно этот временной отрезок позволяет выявить и проследить исследуемый феномен на основных стадиях его развития - от символа материальной несостоятельности к олицетворению контркультуры и последующему становлению винтажа в самостоятельное направление современного искусства и моды.
Географические границы исследования ограничиваются странами США, Западной и Восточной Европы, определяемые тем обстоятельством, что винтаж получил наиболее яркое идейное выражение и образное воплощение в искусстве и индустрии моды именно этих стран.
Методика исследования определена выбором предмета исследования и основной целью работы. Методологической основой диссертации является комплексный анализ рассматриваемых в исследовании процессов и явлений на основе междисциплинарного подхода и сравнительного изучения научной искусствоведческой, исторической и культурологической литературы. В качестве ведущих методов исследования избраны общетеоретический и системно-исторический подход, позволивший проследить и проанализировать эволюцию феномена винтажа в конкретных социально-исторических условиях. Вместе с тем используется типологический метод, цель которого выявить, структурировать и типологизировать феномен винтажа в контексте социокультурных взаимоотношений и социально-психологический метод изучающий мотивации потребления моды винтаж.
Первостепенными для автора остались метод художественного анализа, использованный при детальном изучении особенностей винтажных экземпляров и метод стилистического анализа, устанавливающий объективно
существующую практику заимствований и неостилизаций образов, силуэтов, приемов кроя и формообразования ведущих кутюрье прошлого современными дизайнерами. На основе этой общности было выявлено своеобразие винтажа, как «генератора» идей и ведущего художественно-концептуального направления в проектировании костюма.
Научная новизна исследования характеризуются, прежде всего, его проблематикой. Впервые в отечественном искусствознании предметом комплексного научного исследования стал винтаж как новое художественное явление и одно из самых актуальных направлений современного искусства и моды.
Впервые введены в искусствознание, историю и теорию моды новые сведения и факты относительно моды винтаж: этапы развития, исторические предпосылки, характерные особенности, социокультурные трансформации, структура, особенности и основные тенденции развития винтажного рынка.
Впервые собран, систематизирован и обобщен обширный документальный и иллюстративный материал по развитию винтажа в зарубежной индустрии моды. Для полноты исследования были рассмотрены неизвестные в России теоретические работы зарубежных искусствоведов по проблемам направления винтажа.
Очевидно, что в результате активизации процессов развития винтажного рынка, в этой сфере сформировались новые профессиональные социальные роли. Впервые введены в широкий научный оборот как малоизвестные, так и совсем неизвестные в отечественном искусствоведении имена выдающихся коллекционеров, музейных сотрудников, наследников фамильных собраний, дилеров, владельцев винтажных бутиков, галерей,- наиболее компетентных экспертов, носителей эксклюзивного профессионального знания: Аннушка, К. Валенти, К. Т.Дьюбин, Д. Людо, К.Родригез, Силвер, Т.Толкиен, Р. Уотник, Ф.Якасси и др.
Особую ценность имеют примеры обращения к малоизвестным научным теориям: А. Фрейда, П. Вирилио, Л. Тевено, Д. Рисмена, М. Глэдвелла, рассмотренным в контексте исследования феномена винтажа. В условиях интенсивного развития и экспансии моды винтаж, автор проследил, сколь тесно и глубоко ее идеи сплетены с традиционными и современными проблемами искусства, культуры, философии, социологии и психологии, формирующимися и набирающими силу в XXI веке. Кроме того, выявлена роль винтажа в усложнении художественного языка костюма эпохи постмодернизма. Этот аспект до сих пор не был освещен отечественными исследователями.
Выводы, предлагаемые в диссертации, обозначают не выявленное до сих пор влияние винтажа на революционное преобразование моды XX столетия и его решающую роль в развитии искусства и моды XXI века. Доказательством служат бесчисленные факты заимствований современными художниками и дизайнерами винтажных идей.
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется целостным анализом феномена, позволяющим понять не только его художественные особенности, но и культурные, социальные и
психологические аспекты. Фактологические, документальные и иллюстративные материалы, представленные в диссертационном исследовании расширяют границы изучения моды винтаж, вводя в научно-практический оборот новые сведения для последующих научных исследований, посвященных данной проблеме.
Материалы и выводы исследования могут быть использованы в научной и учебной работе, в частности, в качестве лекционного материала, при чтении спецкурсов по истории, теории и практики моды XX - первого десятилетия XXI вв., а также лекций по истории костюма и современному искусству. Собранный в диссертации материал может войти в общие труды по истории костюма XX - первого десятилетия XXI вв. Результаты настоящего исследования могут быть методологически полезны при решении междисциплинарных проблем, связанных с историко-культурными дисциплинами, а также использоваться в смежных отраслях гуманитарного знания, например, в культурологии. Введение в научный оборот интереснейшего опыта зарубежных художников, дизайнеров, коллекционеров, стилистов, владельцев галерей и винтажных бутиков может быть полезно не только историкам и теоретикам искусства и моды, но и современным практикам - людям и организациям, которые нуждаются в специальных экспертных и художественно-маркетинговых знаниях в сфере направления винтажа. Результаты исследования могут выступать в качестве пособия для организаторов художественных и выставочно-экспозиционных проектов, посвященных направлению винтажа, историческому костюму и моде.
Апробация результатов исследования диссертации осуществлялась в ходе научно-исследовательской работы. Основные положения диссертации излагались в сборниках докладов, статьях и публикациях в специальных изданиях. По теме исследования были сделаны доклады на научно-практических конференциях: «Мода в контексте культуры» (СПбГУКИ, апрель 2007); «Мода в контексте культуры» (СПбГУКИ, апрель 2008); «Мода в контексте культуры» (СПбГУКИ, апрель 2009); «Мода в контексте культуры» (СПбГУКИ, апрель 2010) и на 13-ой Международной научной конференции «Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии» (СПГУТД, июль 2010). По теме диссертационного исследования опубликовано 8 статей.
Автор выносит на защиту следующие научные положения
Генезис художественных идей моды винтаж имеет большое значение в творчестве дизайнеров и в развитии современной материальной культуры, что позволяет определить винтаж как самостоятельное направление в современном искусстве и моде, обозначить как один из основных векторов развития новых идей и образов XXI века.
По мере становления исследуемого направления сформированы его разносторонние связи с современным искусством, архитектурой, дизайном. Констатируемая общность авангардистских художественных течений прошлого: дадаизма, сюрреализма и постмодернизма с исследуемым объектом, подчеркивает его близость художественным традициям.
Винтажный рынок (зарубежный опыт) стал в XXI веке серьезным глобальным бизнесом, демонстрирующим новую иерархию, целевые группы, траектории развития, формы презентации и продвижения винтажного направления на современном художественном рынке.
В контексте современного искусства и моды, развитие винтажа напрямую связано с такими процессами как нарастающая тенденция индивидуализации в искусстве и моде, антиглобализм, экологизация производства и потребления. Также винтаж является своего рода «ностальгическим эскапизмом»: выбор аутентичных винтажных объектов функционирует как сознательная самолокализация и самодифференцирование от массовой моды.
Поскольку эстетический потенциал исследуемого объекта раскрыт в специальной литературе лишь частично, это позволяет автору впервые выдвинуть гипотезу о возникновении новых направлений и художественных практик на основе моды винтаж в ближайшем будущем.
Структура и объем диссертации продиктованы задачами исследования. Настоящее исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения - альбома иллюстраций. Основной материал работы изложен на 208 страницах; количество иллюстраций - 27; список литературы состоит из 250 наименований (на русском, английском, французском языках).