Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление и развитие изобразительного искусства Республики Северной Осетии - Алании в 1920 - 1990 гг. Плиева Маргарита Георгиевна

Становление и развитие изобразительного искусства Республики Северной Осетии - Алании в 1920 - 1990 гг.
<
Становление и развитие изобразительного искусства Республики Северной Осетии - Алании в 1920 - 1990 гг. Становление и развитие изобразительного искусства Республики Северной Осетии - Алании в 1920 - 1990 гг. Становление и развитие изобразительного искусства Республики Северной Осетии - Алании в 1920 - 1990 гг. Становление и развитие изобразительного искусства Республики Северной Осетии - Алании в 1920 - 1990 гг. Становление и развитие изобразительного искусства Республики Северной Осетии - Алании в 1920 - 1990 гг.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Плиева Маргарита Георгиевна. Становление и развитие изобразительного искусства Республики Северной Осетии - Алании в 1920 - 1990 гг. : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Плиева Маргарита Георгиевна; [Место защиты: ГОУВПО "Российский государственный педагогический университет"].- Санкт-Петербург, 2008.- 332 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-17/1

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Предпосылки становления и развития осетинского изобразительного искусства

1.1. Дореволюционное осетинское искусство 16

1.2. Художественная жизнь советской Осетии в годы первых пятилеток 32

Глава 2. Осетинское изобразительное искусство в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период

2.1. Творчество осетинских художников 1941-1945 гг 55

2.2. Осетинское искусство 1946-1950 гг 62

Глава 3. Развитие изобразительного искусства Осетии во второй половине XX в

3.1. Осетинское искусство 1960-1985 гг 82

3.2. Многообразие проявления этнической самобытности в осетинском искусстве 1986-1990 гг 113

Заключение 142

Список литературы 152

Приложение I Хроника художественной жизни Дзауджикау Орджоникидзе - Владикавказа 163

Приложение II Перечень всесоюзных, российских и зональных выставок с участием художников Республики Северной Осетии-Алании 171

Приложение III Краткие сведения о художниках Республики Северной Осетии-Алании 247

Принятые сокращения 312

Список иллюстраций 314

Введение к работе

Актуальность проблемы.

В начале нового века в мировом культурном процессе происходит активизация роли национальных культур. Как следствие этого процесса, возникает потребность в их исследовании. Многоцветную палитру России составляют культура и искусство многих народов и народностей, населяющих ее обширную территорию, определяя характер ее духовного облика. Предмет диссертации - изобразительное искусство осетин - одного из народов Кавказа. Здесь разместилась «...интереснейшая мозаика народов, тесно связанных между собой территориально, имеющих одинаковый исторический путь развития, но при этом сохранивших национальную неповторимость. Осетины были единственным в этой мозаике индоевропейским народом, к тому же весьма своеобразным».1 Национальное искусство Республики Северной Осетии-Алании имеет многовековой опыт, унаследованный от скифо-сарматской и аланской художественно-эпических традиций. Профессиональное осетинское искусство прошло долгий путь, начиная от К. Л. Хетагурова, заложившего в конце XIX в. основы профессиональной живописи. На протяжении более чем векового пути развития изобразительного искусства, ведущие художники Осетии, были воспитанниками русской художественной школы, но при этом являлись яркими национальными художниками.

Актуальность диссертации определяется также ценностью и многообразием исследуемого материала. За годы экономических реформ автором открыты ранее неизвестные материалы по теме диссертации. Это дало возможность исследовать новые и пересмотреть уже известные факты по истории осетинского изобразительного искусства. В последнее 1 Дюмезиль Ж. Предисловие к книге о героях. /Осетинский эпос и мифология. - М.: Вост.

Лит., 1976.-С. 9.

десятилетие века выросло новое поколение живописцев, творчество которых заслуживает внимания специалистов. Однако нет искусствоведческого анализа произведений художников новейшего периода. Несмотря на значительное количество искусствоведческой литературы, посвященной искусству Осетии, как общероссийских периодических и монографических изданий, так и республиканских до сих пор еще нет обобщающего исследования по истории осетинского изобразительного искусства.

Степень изученности проблемы.

При всем разнообразии и достижениях искусствоведения, исследующего частные и общие вопросы истории осетинского изобразительного искусства и современные художественные процессы в республике, эта литература ни в коей мере не исчерпывает проблематику настоящего исследования. Потому что, большинство публикаций, составляющих основной библиографический ряд исследований по осетинскому изобразительному искусству, все же значительно отдалены от современности. В них рассматриваются материалы 1960-1985-х гт.

в то время как задачей данного исследования является рассмотрение наиболее значимых произведений и 1986-1990-х гг. Авторы многих прежних публикаций заостряли внимание на творчестве узкого круга ведущих художников республики и работы молодых художников редко попадали в поле их внимания. В настоящем же исследовании открыты новые имена и наиболее значимые произведения современного осетинского искусства.

Объект исследования - творчество осетинских профессиональных живописцев, графиков, скульпторов.

Предмет исследования — становление и развитие осетинской профессиональной художественной школы, ее национальное своеобразие.

Цель исследования - рассмотрение историко-искусствоведческих процессов развития осетинского профессионального изобразительного искусства - живописи, графики, скульптуры и декоративно - прикладного искусства в 1920 - 1990 гг.

Задачи исследования: проанализировать социально-культурные и художественноэстетические предпосылки формирования осетинского изобразительного искусства;
• выявить основные этапы развития осетинского изобразительного искусства;
• ввести в научный оборот новые материалы, наиболее полно раскрывающие особенности осетинского изобразительного искусства; определить жанровую направленность творчества ведущих живописцев, графиков, скульпторов и мастеров прикладного искусства;
• обосновать основные художественные влияния, сформировавшие эстетические принципы осетинской художественной школы;
• рассмотреть творчество наиболее значимых художников в истории осетинского изобразительного искусства.

Методология исследования.

В работе использован комплексный междисциплинарный метод, составными частями которого являлись - систематизация материала, историко-культурный и художественный анализ.

Источниками исследования послужили архивные документы и материалы Научно-Библиографического архива Академии художеств; Российского государственного архива литературы и искусства (СанктПетербург); Центрального государственного архива Республики Северной Осетии-Алании (Владикавказ); архива Северо-Осетинского института социальных и гуманитарных исследований (Владикавказ); архивов СХ России (Москва) и СХ РСО-А (Владикавказ). Государственного Русского музея; музея Академии художеств; Российского этнографического музея (Санкт - Петербург). Материалы фондов Северо-Осетинского государственного объединенного музея истории, архитектуры и литературы; Республиканского художественного музея им. М.С. Туганова (Владикавказ); решения и постановления Правительства РСО-А. Кроме того, изучались произведения мастеров искусства РСО-А, экспонировавшиеся на выставках, хранящиеся в мастерских художников и частных собраниях, имеющиеся в городской и сельской архитектурной среде.

В качестве источников использованы также записи бесед автора с художниками. Исследование опирается на предшествующую и современную искусствоведческую литературу и критику, как республиканских, так и общероссийских периодических и монографических изданий. В частности на исследования Ванслова В.В., Червонной СМ., Дзантиева А.А. по истории осетинского изобразительного искусства.

Научная новизна. В диссертации впервые:
• исследованы и систематизированы вновь изданные и малоизвестные документы по истории становления осетинского изобразительного искусства; выявлены материалы по истории развития осетинского изобразительного искусства за период 1960 - 1980-х гг.;
• введены в искусствоведение новые произведения, созданные осетинскими художниками в 1986 - 1990-е гг.
• обобщены результаты авторского исследования произведений изобразительного искусства непосредственно в музейных коллекциях, на художественных выставках, в мастерских живописцев.

Положения, выносимые на защиту:
1.Сохранение самобытности национального искусства в условиях присоединения Осетии к России.

2.3начительный вклад художников Осетии в изображение героического подвига Советской Армии в битве за Кавказ.

3.Утверждение национального самосознания осетинского народа в произведениях искусства.

Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении национальных особенностей осетинского изобразительного искусства, обобщении фактологического материала, соотнесении его с русской художественной культурой, что позволит включить в искусствознание недостаточно изученную самобытность творчества художников Республики Северной Осетии-Алании.

Практическая значимость исследования.

Сделанные выводы на базе изучения документов и конкретных произведений могут быть использованы как методическое пособие при изучении искусства Осетии в средних и высших учебных заведениях республики. Практическая значимость исследования может возрастать по мере гармонизации межнациональных отношений, так как творческое овладение национальным художественным наследием создает основу для расширения межнациональных культурных связей.

Рекомендации по использованию результатов исследования.

Результаты проведенного исследования могут быть использованы искусствоведами, культурологами в разработке последующих историкоискусствоведческих, художественно-культурологических исследований, посвященных проблеме национальной культуры и вопросам изобразительного искусства.

Апробация исследования.

Диссертация подготовлена, обсуждена и рекомендована к защите на кафедре русского искусства Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им.

И.Е. Репина. Основные положения диссертации нашли отражение в докладах, сделанных на научных конференциях, в статьях и тезисах, опубликованных в журналах: «Архитектура, строительство, дизайн», «Актуальные проблемы современной науки», «Вопросы гуманитарных наук», в сборниках научных трудов Санкт-Петербургского государственного университета, Северо-Осетинского государственного университета. Также в выступлениях на научно-практических конференциях в СанктПетербургском Государственном университете, в Институте управления
(Владикавказ), в Современном Гуманитарном университете (Владикавказский филиал).

Основные положения диссертационного исследования автором освещены в шести публикациях.

1. Плиева М.Г. К вопросу об этнической специфике современного осетинского искусства. //Вопросы гуманитарных наук.- № 5. Гл. ред.

А. В. Моденов.- М.: Компания Спутник + , 2003 г.-С. 139-141 (0,5 п.л.)
2. Плиева М.Г. Преемственность традиций в искусствеУ/Вопросы гуманитарных наук. - №5. Гл. ред. А.В. Моденов. - М.: Компания Спутник +,2003 г. - 142-143 (0,3 п. л.)
3. Плиева М.Г. К вопросу об этнической специфике искусства как отражении социально-исторических процессов. //История и современность. - Вып. 6.

Сб. науч. тр. СОГУ им. К.Л. Хетагурова. Под ред. Н.М. Малиева. - Владикавказ: ИР, 2004 г . - С . 310-314. (0,8 п.л).

4. Плиева М.Г. К вопросу об изучении иноэтнических влияний на осетинское искусство. // Актуальные проблемы современной науки. - № 2. Гл. ред.

А.В. Моденов. - М . : Компания Спутник +, 2004 г.-С. 183-184 (0,6 п. л.)
5. Плиева М.Г. О национальном начале в современном осетинском искусстве. //Архитектура, строительство, дизайн. - № 3. Гл. ред.

Г. Шугаев. - М. - 2006. - 84 - 87. (0,6 п. л)
6. Плиева М.Г. Вопросы войны и мира в произведениях осетинских художников. // Проблемы войны и мира в эпоху нового и новейшего времени. Материалы междунар. науч. конф. С-Пб. Отв. ред. Т.Н. Гончарова.

СПб.: Изд. Дом СПбГУ.- 2008г. (октябрь). - 393-397. (0,3 п.л.) Долгое время осетинская этнокультура находилась исключительно в руках археологов. Памятники архитектуры и прикладного искусства принесли осетинской археологии мировую известность. История же осетинского изобразительного искусства сравнительно молодая ветвь всеобщей истории искусств. Общая картина и цельная историческая концепция развития изобразительного искусства Осетии получила развитие в трудах Н. Машковцева, М. Сокольникова, обратившихся к этому материалу уже в 1920-1940-е гг. С выходом 9-ти томной «Истории искусства народов СССР» (1972-1977), под редакцией Б.В. Веймарна, осетинское изобразительное искусство и архитектура от скифо-сарматского периода до творчества художников 1960-1970 гг. рассматривалось в контексте с историей искусства других народов СССР. В 1960-1970 гг. его исследовали В.В. Ванслов, СМ. Червонная и др. В это время активно издавались альбомы, такие как «Искусство автономных республик РСФСР» (1973) со вступительной статьей В.В. Ванслова, а также листовки А.А. Дзантиева, посвященные персональному творчеству ведущих художников Осетии, таких как З.Ч. Дзанагов, С П . Санакоев, М.Н. Дзбоев К.А. Хетагуров и др. Интерес представляет первый в Осетии научно-библиографический справочник «Художники Северной Осетии» (1982) А.А.Дзантиева. Библиографический словарь «Художники народов СССР. XI-XX вв.» (2002) под ред.

Т.Н. Гориной - наиболее полное собрание материалов по творчеству ведущих осетинских художников.

В исследовании «Искусство автономных республик РСФСР» (1978) СМ. Червонная рассматривает общие и частные тенденции развития живописи автономных республик РСФСР. Для нашего исследования ценно то, что автор дала характеристику становления и развития осетинской живописи, наметила основные этапы и тенденции развития советского осетинского изобразительного искусства. Впервые был дан искусствоведческий анализ многим произведениям осетинских художников, хотя не всегда можно согласиться с ее трактовкой произведений осетинского изобразительного искусства. Интересным является материал о выставочной деятельности художников автономных республик за достаточно большой временной промежуток.

В 1971г. состоялась «Первая всесоюзная выставка художников автономных республик РСФСР». В статье «Единое многонациональное», помещенной в сборнике «Изобразительное искусство и проблемы эстетики» (1975), В.В. Ванслов дал подробный анализ выставки. В статье исследуется творчество художников автономных республик СССР в их национальном своеобразии. Подробно исследуются виды, жанры, направления, присущие каждой национальной культуре, а также взаимовлияния народного и профессионального изобразительного искусства. В статье дается положительная оценка творчества таких осетинских художников, как Б.Н. Калманов П.Н. Зарон Ю.А. Дзантиев, Ш.Е. Бедоев, Н.Е. Кочетов.

В исследовании В.А. Зингера "Проблемы интернационального развития советского искусства" (1977) рассмотрены проблемы национального и интернационального развития советской художественной культуры на материале изобразительного искусства, в том числе и осетинского. В книге представлены проблемы становления и интернациональной общности советского искусства, сделана попытка обобщения и сопоставления различных художественных явлений. Разность национальных традиций, по мнению автора, способствовала многостороннему охвату и усвоению опыта мирового искусства. Вместе с тем, обращаясь к опыту других народов, нация усваивает из него то, что помогает раскрыть ее индивидуальность.

Национальная оригинальность оказывается в прямой связи с современной остротой видения художника, с широтой его кругозора. Так, национальное, связанное множеством «переходов» с общечеловеческим началом образует с ним сложное диалектическое единство.

Из республиканских авторов осетинское изобразительное искусство исследовали С М . Туганов, Дзантиев А.А., Н.А. Езерская, З.Т. Цогоева, В.А. Цагараев и др.

Исследования М.С. Туганова представляют ту линию исследователей осетинской культуры, которая стремится к созданию целостной и всесторонней картины национальной культуры, включающей в себя все богатства социально-исторических явлений. В очерках «Литературное наследие» им изложены результаты научных экспедиций по сбору материальной культуры и духовного наследия нации. Он изложил свой взгляд на устройство осетинского мира, своеобразие осетинского народного искусства в его социальной и духовной гармонии. Характерная черта научного стиля М.С. Туганова - стремление сочетать масштабные исследования с разработкой четких узкоспециализированных сюжетов. Им была предпринята попытка составить первую обобщающую историю осетинского искусства. Ценными для нашего исследования также являются воспоминания о годах, проведенных в Академии художеств в мастерской И.Е. Репина. М.С. Туганов с большой теплотой и уважением отзывается о И.Е. Репине и об огромном влиянии великого русского художника на становление его, как художника, основоположника осетинского профессионального изобразительного искусства.

Монография Н.А. Езерской «Художники Северной Осетии» (1959) посвящена осетинскому искусству периода социалистического реализма. Н.А. Езерская рассматривает художественное творчество, как своего рода «зеркало жизни» советской Осетии, в котором отражается ее природа и духовный мир, героический эпос, революционные преобразования, социалистическое строительство. Однако работе искусствоведческий анализ ограничился описанием сюжетов и биографическими справками.

В монографии Мусса Хакима «Махарбек Туганов - народный художник Осетии» (1962), автор анализирует различные художественные влияния на творчество художника, в частности школ И.Е. Репина и А.Ашбе., импрессионистов. Автор подчеркивает, что в истории развития осетинской профессиональной станковой и книжной иллюстрации творчеству М.С. Туганова принадлежит ведущее место. Автор многих оригинальных произведений, выполненных в различных графических техниках, он являет собой пример неутомимого труженика, отдавшего всю свою жизнь искусству. В монографии приводится 60 работ художника различных периодов творчества. Монография оснащена списком основных работ художника, с указанием размера оригиналов, даты создания и местонахождения.

Попытка изучения истории осетинского изобразительного искусства как истории художественных идей, языка и форм искусства, внутренних законов его развития, была предпринята первым осетинским профессиональным искусствоведом А.А. Дзантиевым. Не только общие теоретические проблемы привлекают внимание автора при изучении осетинского советского искусства.

Свойственный ему интерес к созданию очерков-портретов отдельных художников нашел воплощение в исследовании «Художники Северной Осетии». Новой научной концепции в отношении общей оценки советского осетинского изобразительного искусства эта работа не содержит. В ней, однако, присутствует обширный историко-художественный обзор советского осетинского изобразительного искусства, позволяющий судить о путях его становления, традициях и новаторских исканиях в конкретное историческое время. Кроме того, монография А.А. Дзантиева содержит хронику основных событий культурной жизни Северной Осетии в период с 1918 по 1984 гг., краткие биографические сведения о художниках (всего 90 имен) с указанием основных произведений, черно-белых и цветных иллюстраций (85), перечень монографий, альбомов и статей в периодической печати, посвященных творчеству отдельных художников. Автор открыл новые возможности рассмотрения материала, иначе (богаче и разнообразнее, чем прежде) расставить акценты. Монография А.А.Дзантиева «Художники Северной Осетии» (1988) является наиболее полным исследованием творчества осетинских художников и представляет несомненную ценность. Быть может монографии не достает итоговой цельности, классической.

А.А. Дзантиев в монографии «Сосланбек Едзиев» (1979), исследует творчество самодеятельного осетинского художника-примитивиста начала XX в. Искусствоведческий анализ скульптурных работ Едзиева, позволил автору дать наиболее полную творческую характеристику первого известного скульптора-самородка, который, используя традиционную технологию, впервые в осетинском искусстве применил рельеф. Богатый иллюстративный материал, помогает в полной мере представить творчество скульптора. Однако недостаточно исследовано богатое декоративно - прикладное наследие мастера.

С выходом научно-библиографического справочника А.А. Дзантиева «Художники Северной Осетии» (1982), появилась возможность найти ответ на многие вопросы по истории осетинского изобразительного искусства. В справочник включены: краткий анализ эволюции осетинского изобразительного искусства от ранних этапов до начала 1980-х гг., характеристика творчества ведущих осетинских художников, хроника событий культурной жизни Осетии 1918-1980-х гг., а также основные издания и периодическая печать по искусству Осетии.

В 2000 г. ассоциацией «ИР» выпущен альбом цветных репродукций «Коста Хетагуров». В сопроводительной статье искусствовед А.А. Дзантиев обращает внимание на то, что наряду с произведениями живописи, впервые в подобном объеме представлены графические работы художника. Обращаясь к архивным материалам, автор приводит ранее неизвестные сведения о пребывании Коста в Санкт-Петербурге и Академии художеств.

А.А. Дзантиев обращается к памяти поэта, художника, публициста и приводит малоизвестные страницы жизни и творчества К.Л. Хетагурова.

Положительной стороной альбома А.З. Хохова и К.А. Берладиной «Осетинский народный орнамент» (1948) и альбома Р.Ф. и Б.Ф. Андиевых «Осетинский орнамент» (1960) является попытка на примере собранного материала показать преемственность элементов современного осетинского узора от предметов материальной культуры предков. Обширный материал классифицирован. Авторами выделены геометрические, зооморфные и растительные орнаменты. В альбоме «Осетинский народный орнамент» приводятся примеры техники вышивки с подробными разъяснениями.

Существенным недостатком альбомов, является отсутствие специального исследования источников, анализа форм орнамента, образцов его применения.

В исследовании З.Т. Газдановой «Художник Осетии Аслангирей Хохов» (1981), автор на материале графических и живописных работ прослеживает творческий путь художника, неоднократно подчеркивает его важную роль в развитии советской осетинской графики. Однако в работе отсутствует новизна материала, не достает объективности научной оценки творчества художника.

«Золотая яблоня нартов» В. А. Цагараева - исследование, анализирующее возникновение художественной этнической культуры на основе местных древних традиций скифов, сарматов, алан. В книге внимание уделяется своеобразию древнего искусства осетин, его содержанию и идейно-эстетическим принципам. Дается обширный иллюстративный материал. Однако в работе нет научной конкретности. Трактовка явлений традиционной материальной культуры осетин полностью основана на мистике.

Художественным процессам в Осетии всегда значительное внимание уделяли периодические издания - журналы «Искусство», «Творчество», «Художник», «Декоративное искусство СССР», «Дружба народов» и другие, включая республиканскую печать - журналы «Литературная Осетия», «Мах дуг», «Дарьял».

Обширная4 историческая, этнологическая литература; социологические исследования осетинских и российских ученых, таких как В.И. Абаев, Б.А. Калоев, П.И. Ковалевский, Е.И. Крупнов, В.Ф. Миллер, А.Г. Плиев и других имеют важнейшее значение для настоящего исследования. Они выявляют тот фон важнейших социальных изменений, на котором более четко выявляется специфика и направленность творческой деятельности художников. Вместе с тем надо отметить, что к самому осетинскому изобразительному искусству многочисленные труды философского, исторического, этнографического и социологического характера имеют лишь косвенное отношение. Авторы этих исследований обходят те проблемы и конкретные явления, которые относятся к сфере художественной культуры, и изобразительного искусства.

В учебниках по истории Осетии, долгое время, почти до 1960 гг. осетинское изобразительное искусство не освещалось вообще. В более поздних учебниках, авторы ограничивались лишь перечнем нескольких имен. И только в «Истории Северной Осетии. XX век»(2003) под ред. А.С. Дзасохова приводится более полный справочный материал по истории осетинского изобразительного искусства.

Структура и объем диссертации.

Диссертация состоит из введения, 3-х глав, заключения и примечаний объемом 151 страница машинописного текста. Диссертация снабжена справочным материалом, представляющим собой библиографический список, перечень архивных источников - 165 наименований. Приложения - объемом 178 страниц содержат хронику художественной жизни Дзауджикау
• Орджоникидзе - Владикавказа, перечень всесоюзных, российских и региональных выставок с участием художников Республики Северной Осетии-Алании, краткие сведения о художниках, список сокращений и иллюстративный блок наиболее значительных произведений осетинских живописцев, графиков, скульпторов и мастеров прикладного искусства.

Дореволюционное осетинское искусство

Геополитическое положение Осетии на стыке Востока и Запада, Севера и Юга, предопределило исторические и художественные возможности ее развития. Гористые недоступные места способствовали сохранению традиционных порядков. И «не беспокоимые внешними врагами, кавказские горцы достигли весьма значительного развития и уже в доисторическое время изобрели многие, необходимые в житейском быту предметы и сравнительно удобно обставили свою жизнь». Вместе с тем, на протяжении всей ее истории, с разных концов света вливались в нее мощные волны миграции. Ее территорию пересекали караванные пути и, издревле она была мишенью для недобрых целей завоевателей. Все это оставляло здесь довольно ощутимые следы и отголоски языков, обычаев, культур. В осетинском искусстве можно встретить влияния византийской, иранской, среднеазиатской, греческой, арабской, русской, грузинской культур.

Территория Осетии была освоена людьми уже в глубокой древности. К этому времени относится и начало истории искусства на территории Республики Северной Осетии-Алании. Предки осетин входили в состав североиранских племен. «По сведениям античных писателей, южнорусские степи с VII в. до н. э. были населены народами, известными под названием скифов и сарматов» 34. В исторической литературе скифы занимали видное место. К скифо-сарматскому периоду восходит осетинская мифология и Нартскии эпос, который и сегодня является источником по истории древнего народа. Нарты - поэтический псевдоним самих создателей эпоса. Со всей его наивностью, и кажущейся простотой, эпос - это «сама жизнь, преломленная сквозь призму народно - поэтического вымысла»4.

Временем блестящих достижений прикладного искусства был Кобанский период скифской культуры - XIII-X вв. до н. э. «В материале Кобанской культуры заложены начала, на основе которых оформлялись последующие археологические культуры, связанные уже с древнейшими народами Кавказа. Даже в материальной культуре северокавказских горцев недавнего прошлого можно проследить элементы древней Кобани. Для древней истории Кавказа значение этой культуры огромно»5. Богато оформленные орнаментальными рисунками бронзовые топоры, кинжалы со скульптурными рукоятками, пряжки и пояса с гравированными изображениями, женские и мужские украшения, фигурки людей и зверей объясняют не только уровень художественной культуры населения, но и значение орнамента как магии или средства выражения культовых представлений. Сюжетные сцены отличались большим реализмом: скачущие кони, извивающиеся змеи, бегущие олени, кусающие волки, хищные птицы с распростертыми крыльями и т.д. Характерный орнамент: солярные знаки, зооморфные мотивы, геометрические и растительные формы украшает изделия древних мастеров.

Постепенно, в IV-III вв. до н. э. в скифском искусстве происходила утрата простоты пластического языка. Чрезмерное увлечение орнаментальной разработкой деталей усиливало внешнюю декоративность стиля. Утратив реалистические черты, «звериный стиль» обрел нечто новое - изящество и ритмичность форм. Национальная оригинальность традиций скифских мастеров, творчески преображенная, дошла до наших дней в вышивках золотошвеек, чеканке, изобразительном искусстве.

Развитие осетинского изобразительного искусства происходило на фоне развития других видов искусств: устного народного творчества, музыки, танцев. В эпических сказаниях значительное место отводилось музыке, иллюстрируя тем самым значимость ее в жизни народа. Музыкантами были все виднейшие герои эпоса. Старый нарт Урызмаг был обладателем фандыра, «звуки которого возносились прямо к небесам», пленял своей игрой, Сослан, не чужд был музыке и могучий Батраз. Но именно сказание об Ацамазе дает возможность узнать о ее магическом действии.

«Тогда еще лучше заиграл Ацамаз, Запел еще лучше на свирели своей, От песни свирели весь мир пробудился, Ледники на горах, ледники вечные Стали подтаивать, глыбами рушиться»6. К образу этого героя особенно часто обращались осетинские художники.

В национальной культуре осетин танцевальное искусство такое же древнее, как и поэтическое творчество. В эпосе повествуется о нартских плясках. Сослан, отличался в пляске такой ловкостью, что ему ставили на голову чашу, полную ронга (хмельной напиток - М. П.), и он плясал с нею даже на фынге (трехногий низкий стол - М .П.) с яствами, не задевая, их ногой и не проливая ронга, или вертелся на остриях мечей. Назначение танца в быту скифов, сарматов, алан было гораздо серьезнее, чем просто эстетическое наслаждение. Танец служил испытанием ловкости и таланта. В сказании «Женитьба Батраза» описывается танец Нартов-симд:

«Собрались однажды нарты отважные На Черной горе, на самой вершине. На вершине горы пляску затеяли, И все в большом симде нарты заплясали» От симда нартского горы осыпались, Сокрушались камни, откалывались скалы, И с треском падали деревья могучие»7. Художник Туганов М. С. в середине XX в. запечатлел симд, и танец Сослана на полотне «Пир нартов», а также обрядовый танец «Цоппай» в одноименной картине.

Значение скифской эпохи заключается в том, что она заложила основы осетинской национальной культуры и искусства. В I в. до н.э. в результате внутренних перегруппировок, скифо-сарматские племена объединились под названием аланы. «Аланы размещены по обеим частям света, живут на далеком расстоянии друг от друга и кочуют на огромном пространстве»8. Аланы занимали видное место в политической жизни Кавказа, Восточной Европы, Передней Азии.

Принятие христианства стало крупнейшим событием, как по непосредственным результатам, так и по последствиям, ближайшим и отдаленным. При всей развитости традиций язычества только принятие христианства позволило аланской культуре, через контакт с Византией преодолеть локальную ограниченность. Новая религия содействовала появлению письменности у алан, на основе греческой графики, развитию архитектуры, фресковой и храмовой живописи. «Аланы являются христианами. Это достойный почтения народ... умеют строить отличные башни, крепости, замки, мосты, переправы, все, что необходимо в войнах. Прекрасно умеют строить церкви и изготовлять церковную утварь»9. В X в. были воздвигнуты знаменитые храмы: Зеленчугский в Нижнем Архызе, Шоанинский на Кубани, Сентинский - у селения Нижняя Теберда. К началу XI в. было завершено строительство Зрукского, Тлийского и Нартского храмов. Постепенно древние языческие обряды и празднества с их ритуалом жертвоприношений и других культовых церемоний были приурочены к праздникам христианского календаря. «Старые боги получили новые, христианские наименования, но их природа и связанные с ними культовые празднества и обряды долго еще оставались прежними, и явственно просвечивались сквозь христианскую оболочку»10. Искусство алан и его бесспорные художественные достоинства активно использовало художественные формы и образы скифо-сарматского периода. О наивысшем расцвете искусства алан в X - XII вв. свидетельствуют предметы из Змейского могильника в Северной Осетии, катакомбные могильники и городища на Северном Кавказе.

Творчество осетинских художников 1941-1945 гг

Великая Отечественная война вызвала подъем патриотизма и национальных чувств. Осетинское изобразительное искусство 1940-х гг. было непосредственно связано с общенародным подъемом в борьбе с немецким фашизмом. Несмотря на тяжелые условия войны, продолжала интенсивно развиваться выставочная деятельность. В Москве, в ГТГ 7 ноября 1941 г. была открыта «Выставка лучших произведений советских художников»87. В ней принял участие скульптор С.Д. Тавасиев. С 8 ноября 1943 г. до 19 сентября 1944 г. в Москве, в ГТГ была открыта Всесоюзная художественная выставка «Героический фронт и тыл». В ней участвовло 283 художника. Среди них осетинский художник С.Д. Тавасиев . В республике, в г. Орджоникидзе в 1944г. прошла выставка «Великая Отечественная война» . Выставки показали, что в условиях воины осетинское изобразительное искусство, как и все советское искусство, включившись в общенародную борьбу, продолжало развиваться.

Обостренность патриотических чувств, гражданская страстность пронизывали искусство этого времени. Вместе со всем народом участвовали художники в борьбе против фашистских захватчиков. Одни из них находились на передовых позициях, запечатлевая в рисунках с натуры боевые эпизоды, другие трудились в редакциях военных газет. Не только боевыми листками, но и самою судьбой доказали художники свою неразрывную связь с судьбами миллионов людей, сражавшихся за родную землю.

В мастерских «Окон ТАСС» работали художники: А.З. Хохов, В.В. Лермонтов, Н.Е. Кочетов, А.Ф. Панков. Имеющие разную тематическую направленность, разный профессиональный и военный опыт, не похожие друг на друга, художники были едины в том, что непримиримо и страстно звали на борьбу с фашизмом. Своим творчеством они помогали фронту и тылу, вселяя в людей веру в свою силу и правоту, в победу.

Художник А. 3. Хохов - участник партизанского движения, отразил события войны в натурных зарисовках, отличающихся документальной и художественной ценностью. Плакаты «Отомстите!», «Лучше умереть народом свободным, чем кровавым потом деспоту служить», призывали до последней капли крови сражаться за честь и свободу горских народов. Осенью 1942 г. у селения Гизель разгорелась двенадцатидневная битва за Владикавказ, вошедшая в военную летопись, как Гизельское сражение. Оно решило исход всей Кавказской битвы и закончилось поражением немцев.

В серии акварелей «Гизельская трагедия», в которую вошли листы «Жертвы фашистских пыток», «Эвакуация», «Утро после боя» - художник отобразил события, свидетелем которых был, раскрывая трагические стороны войны, ужасы и беды, принесенные на родную землю. На листе «Жертвы фашистских зверств» (ил.49) изображена равнина в окружении Кавказских гор. Весь передний план листа занят трупами мирных жителей и солдат. Слева искореженное многолетнее дерево. Оно погибает, как и изможденные женщина с девочкой, лежащие рядом. В центре - труп молодой женщины с раскинутыми руками. Далеко в горах собираются тучи, чтобы разразиться дождем, который оплачет и омоет людские страдания. Изломанные корни дерева, как бы повторяют неуклюжие позы лежащих трупов, усиливая напряжение. Динамичные мазки и линии их изломы, контрасты и столкновения пятен дополняют общее неспокойное состояние. Воплощению замысла художника помогает эмоциональный контраст: трагедия на земле и покой, и величие в природе. Тревожные облака, усиливают гнетущее настроение.

На листе «Штурм селения» художник запечатлел уличный бой. Художник фиксирует происходящее, передовая драматизм, напряженность боя в резкости линий, их динамике, в трактовке пространства. Зной. Выжжена земля, изрешечена пулями крыша, выбиты стекла и куски штукатурки на стене дома, сломан забор. Рядом полуразрушенный дом, еще дальше — дым пожарищ, стволы высохших.деревьев, упавший забор и прямо перед зрителями - руины разрушенного дома. А вокруг - горы и небо в величавом молчании.

На листе «Подъем горного орудия в Куртатинском ущелье» А.З. Хохов изобразил солдат на горном перевале. Они готовятся в жестокий мороз и метель отстоять свои позиции от натиска врага. Бушует вьюга. Она несет по ущелью тучи снега, наметает гигантские сугробы, в которых буксует артиллерийская установка, и проваливаются лошади. Всадники и пешие солдаты тянут ее, привязанную к лошадям. На первом плане двое мужчин. Мужчина, стоящий спиной к зрителю в бурке и папахе, энергичным жестом указывает вдаль. Его внимательно слушает солдат с винтовкой. Почти все пространство белого листа остается нетронутым, приближая изображение к переднему плану. Темные пятна одежды, перекликаясь со штриховкой лиц, оружия, выступают ярким контрастом, одновременно образуя уходящую в глубину бесконечность. Патриот А.З. Хохов изобразил войну как великое испытание народа, влекущее за собой страдание миллионов. Войну с убитыми, замерзающими, совершающими тяжелые переходы по снежным горам. Продуманное композиционное построение документальных изображений, распределение тональных переходов, обеспечивает этим рисункам художественную выразительность самостоятельного произведения искусства.

В годы Великой Отечественной войны продолжил активно работать Союз художников СОАССР. Об этом свидетельствует «Распоряжение СНК СОАССР об образование при Совнаркоме Республиканского Художественного Совета». Среди других деятелей культуры и искусства в него вошли скульптор А.У. Дзантиев и художник-график А.З. Хохов90 .

Отделом Художественных учебных заведений Комитета по делам Искусств при СНК СОАССР был направлено в Академию художеств письмо-ходатайство с просьбой «...просмотреть работы тов. Джанаева А.В. и, если есть возможность, принять его на 1-й курс Института или на подготовительные курсы.

Стипендию в размере 500 руб. в месяц тов. Джанаев получает от отдела Искусств в Осетии»91. В Академию художеств он был «зачислен в число студентов подготовительных курсов живописного факультета»92, после успешно сданных экзаменов А.В. Джанаев был зачислен в число студентов в мастерскую профессора В.Конашевича. В характеристике студента А.В. Джанаева, написанной в 1941 г. и подписанной деканом живописного факультета А.И. Сегалом отмечалось, что «...тов. Джанаев А.В. проявляет дисциплинированность и старание, выразившееся в добросовестном выполнении учебных заданий, строго руководствуясь указаниями своих руководителей»93. Тогда же, со второго курса института он был мобилизован в РЮСА. В 1943г., демобилизовавшись после контузии, художник А.В. Джанаев написал заявление о принятии его в Союз художников СОАССР. На заседании Правления Союза постановили: «Учитывая исключительные способности товарища А.В. Джанаева принять его в члены Союза художников СОАССР»94. В годы войны и в послевоенные годы А. В. Джанаев работал как живописец. Сразу после возвращения с фронта в 1943 г. он обратился в живописи к событиям военных лет. Им были созданы полотна «Пленные гитлеровцы», «Подвиг партизана Батоева», «Подвиг Мильдзихова», «Разгром немцев на подступах к г. Орджоникидзе», «Конница генерал — полковника Плиева». После просмотра картин для выставки Совет СХ СОАССР постановил: «1. «Смерть Батоева» - хорошая по композиции работа, очень хорошо написана. Эскиз к выставке закончить. 2. «Удар по немцам у селения Гизель» - эскиз более сырой, хороший композиционно, рекомендовать закончить, учтя замечания о некоторой нарочитости в расстановке фигур, более четко подчеркнуть, что наступают именно Советские войска. Проконсультироваться со специалистами военными. 3.«Пленные немцы по дороге в Орджоникидзе» - эскизы очень сильные по композиции и цвету. Рекомендуется к выставке закончить. Р. В. Хасиева. представила рисунки к плакату «Эльхота», для лубка «Немцы в селении», для Окон ТАСС «Волшебное зеркало». Работы рекомендуется к выставке доработать. Эскиз плаката «Кровь за кровь» проработать, учтя возможность его издания»95.

В 1945 г. А.В. Джанаев написал заявление в Академию художеств с просьбой «...восстановить его в число студентов 1-го курса живописного факультета»96. На заявлении резолюция: «Приказ - восстановить в число студентов 3-го курса живописного факультета Джанаева, демобилизовавшегося из Армии с зачислением на стипендию»97.

Осетинское искусство 1960-1985 гг

В истории культуры Осетии 1960-1985-е гг. XX в., являются сложным, противоречивым периодом. С одной стороны - в эти годы был сделан большой шаг в культурном развитии республики. Даже неполный перечень мероприятий, проведенных в этот период, является тому подтверждением. В 1960г. прошла «Декада осетинской литературы и искусства» в Москве. «На выставке изобразительного искусства Северо-Осетинской АССР», открытой во время декады в залах Академии художеств СССР, экспонировалось около 900 произведений живописи, графики, театрально -декоративного и народно - прикладного искусства. Выставка убедительно свидетельствует о том, что в республике вырос яркий и самобытный коллектив художников» . В 1967 г. прошла «Неделя искусства и литературы Ленинграда» в Северной Осетии и «Дни осетинского искусства» в Ленинграде. Неделя искусства и литературы Ленинграда в Северо-Осетинской АССР стала событием в жизни республики, т.к. была «исключительно велика роль Ленинграда и ленинградцев в подготовке многочисленных кадров осетинской национальной интеллигенции»140.

С другой стороны - под предлогом усиления идеологической борьбы, углубился духовный диктат над инакомыслием. Постоянно велась борьба против «врагов народа», упрятывались в тайники идеологически неугодные произведения изобразительного искусства. Тем не менее, при всех негативных явлениях, в 1960-1985 гг. был сделан большой шаг в культурном развитии республики, накоплен ценный исторический опыт.

Главной особенностью этого периода является то, что осетинское изобразительное искусство вышло на широкую, зональную, российскую и международную арену. Организуются выставки произведений осетинских художников, выставки книг и книжной продукции Северной Осетии в Москве, творческие конференции художников Юга России в Ростове-на-Дону, Краснодаре, Орджоникидзе. Прошли недели литературы и искусства Северной Осети в Кабардино-Балкарской АССР, Кырджалийском округе Народной Республики Болгарии, в Москве и Ленинграде, Чечено-Ингушской АССР, Закарпатье. В 1971г. состоялся «Первый съезд художников Северной Осетии», открывая который, скульптор А.У. Дзантиев сказал: «Сегодняшний день, безусловно, войдет в историю осетинского искусства - начинает свою работу первый съезд осетинских советских художников. Сам этот факт -свидетельство творческого роста наших мастеров искусств-живописцев, скульпторов, графиков. Осетинское советское искусство прошло путь от маленького творческого объединения до одного из самых сильных в России творческих коллективов» . Осетинские художники приняли участие во Всероссийской художественной выставке «По родной стране»142 в Москве. Художник В.Б. Таутиев принял участие в «Выставке произведений военных художников Ордена Краской Звезды студии им М.Б. Грекова». Им были представлены полотна «Перед полетом», «Стихи», «Аэродром в горах»,

«Товарищеская встреча», «Мои герои», «Освобождение Белграда»143. Осетинские .художники были постоянными участниками зональной выставки «Советский Юг». Запоминающимся событием в истории изобразительного искусства республики, стала выставка «Живопись Северной Осетии», прошедшая в залах Государственного Русского музея в Ленинграде144.

В этот период коллектив мастеров искусств Осетии пополнился выпускниками Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, Художественного института им. В.И. Сурикова, полиграфического института, Института прикладного и декоративного искусства, Высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной, что позволило осетинскому искусству подняться в своем профессиональном развитии. «Свежим, молодым голосом заговорило искусство Осетии»145. Организаторы выставок отмечали, что «...одним из наиболее интересных и сложных явлений в изобразительном искусстве Северного Кавказа является органичный сплав традиций русской художественной школы и своеобразие национальных обычаев и устоев, характера мировосприятия, культурного наследия народа»146.

Большое влияние на развитие живописи оказали и традиции ленинградской художественной школы, воспитанниками которой в этот период стали: Б.Н. Калманов (мастерская В.М. Орешникова), Ю.А. Дзантиев (мастерская Б.В. Иогансона), Э.А. Саккаев, Ш.Е. Бедоев, М.Г. Кабулов (мастерская Е.Е. Моисеенко), К.А. Хетагуров, М.И. Келехсаев (мастерская Д.Ф. Попова).

Осетинскими художниками создано немало картин, запечатлевших этапные моменты в исторической судьбе народа. Таковы произведения на историко-революционную тему, в которых показана победоносная борьба осетинского народа за новую, свободную жизнь. На картине «С. М. Киров в селе Ольгинском» художник Б. Н. Калманов запечатлел революционные события в Осетии. Четко и выразительно построена центрическая композиция. Любовно написан художником интерьер осетинской сакли с белеными стенами и традиционной глиняной посудой. Большое внимание уделяет художник психологической характеристике персонажей. Однако «колорит в его картинах долго остается глухим, «коричневым», тяжеловесным» 47.

В дипломной работе «СМ. Киров среди горцев» художник К.А. Хетагуров передал обстановку и атмосферу трудовых и героических первых лет Советской власти. Речью С. М. Кирова захвачены все, но каждый слушает и воспринимает по-своему. Новый мир раскрылся для горца в башлыке, за спиной СМ. Кирова. Рядом, опершись на палку, внимательно слушает старик. Порывисто обернулся горец с винтовкой, перекинутой через плечо. Деловито сомкнул руки за спиной, горец в коричневом пальто. Но не только ярко очерченные характеры привлекают в картине. Автор равномерно распределил психологические акценты. Иногда отдельной черточкой, он передал настроение толпы в целом. Чувствуется единое движение, пронизывающее массы. Художник достиг единства цветовой гаммы, гармоничного сочетания теплых коричневых, бежевых и холодных синих, зеленых тонов. Широкой трактовкой темы и задушевностью интонации, привлекает эта картина, чуждая помпезности и холодной официальности.

Все наполнено тревожными интонациями начала грозной бури на картине Ю.А. Дзантиева «Да здравствует революция!» (ил.25). Мрачные, прорезанные глубокими складками и резкими тенями горы, представляются таинственными и неприступными. На картине изображен большой отряд революционеров в горном ущелье. Алые знамена реют над людским потоком. Остро ощущается яростная непобедимая сила народного движения. Ее главный нерв запечатлен в центре полотна. Отсутствие детальной обрисовки портретной индивидуализации в боковых частях полотна сменяется крупным планом, чеканностью силуэтов и характерной мимикой лиц в центральной части. С заметной симпатией, психологически четко разработан характер главного героя. Отряд, конец которого теряется где-то в горных ущельях ведет красноармеец с развивающимся алым знаменем в руках. Торжественно приподнятый композиционный строй дополняется особой логикой колористического решения. По сравнению с боковыми частями центральная часть полотна светлее. Плотные силуэты героев картины подчеркнуто рельефны. Большое значение в этом произведении играет свет. Он будто мощным потоком врывается в пространство полотна и овладевает им целиком. Жизнеутверждающие интонации картине сообщают четко вырисовывающиеся очертания гор, развернутое красное знамя, суровые лица бойцов, людской поток, устремленный вперед в последнее сражение, которое принесет борющимся революционерам желанную победу. Портретный образ идущего впереди, художник намеренно выделил из группы, сделал его эмоциональным камертоном композиции. Волевой профиль смуглого лица, плотно сжатый рот, приподнятая голова, устремленная вперед фигура несущего знамя, твердая поступь напоминают о том, что впереди революции шли люди честные, мужественные, благородные. Суровому строю картины способствует и приглушенность цвета, и ясный четкий ритм силуэтов. Картина имела успех, несмотря на некоторый стилистический разнобой и незавершенность отдельных образов.

Многообразие проявления этнической самобытности в осетинском искусстве 1986-1990 гг

С конца 80-х годов в России начался процесс переосмысления многих фактов современной истории, переоценка художественного процесса, в обществе наметились кризисные явления в духовной и культурной жизни. Те же процессы затронули и СОАССР, которая из автономной республики была преобразована в 1994 г. в Республику Северная Осетия-Алания.

Кавказ - один из самых многонациональных и многоконфессиональных регионов России, регион контакта многих культур и этносов. Годы перестройки отчетливо показали, что национальные отношения небеспроблемны. Более того, они подчас могут становиться конфликтными.

Особая трудная ситуация на Северном Кавказе связана со сложностью чеченской проблемы, нет стабильности в осетино-ингушском конфликте.

Непосредственное влияние зачастую оказывает обострение этнополитической ситуации, высокий уровень внешней и внутренней миграции, порожденной конфликтами в Средней Азии, Прибалтике, Закавказье и на самом Северном Кавказе.

Общее кризисное состояние экономической и социально-политической жизни не могло в полной мере не отразиться и на состоянии культуры. Вопросы дальнейшего развития культуры и искусства стали проблемными. Один из серьезных вопросов - социальная защищенность художников. Проблемы, связанные с проведением художественных выставок, отсутствие самостоятельности часто затрудняло решение многих творческих, организационных, финансовых и других вопросов, призванных создать условия для реализации таланта в свободе творчества. Но, несмотря на сложности, художественная жизнь республики продолжала быть активной.

В 1993г. при Северо-Осетинском Государственном университете им. К.Л.Хетагурова был открыт факультет искусств. В.Москве начала работу галерея современного осетинского изобразительного искусства «ИР-АРТ». Владикавказ стал местом проведения ежегодного международного фестиваля искусств «Мир Кавказу». Бесланские события внесли новую, трагическую страницу в жизнь и искусство Осетии. Архитекторы, скульпторы и приняли участие в создании памятников и мемориальных комплексов на месте трагедии и захоронения. В годовщину трагических событий, на месте захоронения был открыт мемориальный комплекс «Древо скорби» (скульпторы З.Е. Дзанагов, А.П. Корнаев, архитекторы P.P. Козаев, З.Х. Губаев), в республиканском художественном музее им. М.С. Туганова прошла выставка работ осетинских художников «Слезы Беслана»169. В 1992 г. Российский музей этнографии пополнился экспонатом из Республики Северной Осетии-Алании - чашей резной, деревянной. «Способ поступления - передана от телевидения Санкт-Петербурга во время телемарафона «Возрождение» .

Становление осетинского изобразительного искусства на профессиональную основу связано с Санкт-Петербургской Академией художеств и Институтом живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Здесь определялся круг интересов осетинских художников. Здесь воспитывалось чувство высокого художественного критерия, разностороннего мастерства и художественного вкуса. Здесь всегда бережно относились к индивидуальности начинающих художников, учитывая их способности и склонности. За сто лет выпускниками его стали более 100 осетин.

Указом Президента Республики Северной Осетии-Алании в 1999г. «Присуждена специальная премия имени Коста Хетагурова Институту живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Академии художеств в Санкт-Петербурге - за воспитание осетинских национальных творческих кадров, значительный вклад в культуру республики» .

Осетинское изобразительное искусство 1986-1990-х гг. развивалось в двух направлениях, не изолированных друг от друга: с одной стороны -профессиональное изобразительное искусство и архитектура, с другой — традиционное народное творчество. Народное искусство в творчестве профессиональных осетинских художников всегда сохраняло значение генетического ядра. В 1986-1990-е гг. в республике активно строились современные общественные здания, по форме напоминающие традиционный дом - крепость, возводились монументальные памятники, аналогичные древним каменным изваяниям - цырт. Выработанная в народном творчестве национальная орнаментика, активно применялась в профессиональном изобразительном и монументальном искусстве. Так, фасады жилых домов в новых микрорайонах украшались национальным орнаментом.

В осетинском изобразительном искусстве конца XX в. продолжался непрерывный процесс развития. На рубеже веков иными стали мастера старшего поколения. Новаторство в творчестве зрелых мастеров особенно ценно тем, что оно опиралось на собственный опыт и являлось расширением и углублением того, что было освоено ранее. В осетинской живописи 1986-1990-х гг. тематическая картина занимала главенствующее положение.

Художественное переживание своеобразной красоты национального быта, фольклора, старины стали центральной темой творчества художников: Ю.А. Дзантиева «Войско в лучах солнца», Ю. Абисалова «Проба араки», Ш.Е. Бедоева «Осетинская сказка», Ж.И. Гасинова «Осетинский танец», Х.У. Гассиева «Сороковой день», М.И. Келехсаева «Семья», Э.А. Саккаева Архив администрации Главы и Правительства РСО - Алании. О государственных премиях имени Коста Хетагурова в области литературы и искусства. Указ Президента РСО-Алании № 99, от 8 окт. - 1999 г.

Х.У. Гассиева «Сороковой день», М.И. Келехсаева «Семья», Э.А. Саккаева «Аланский пир», В.Г. Тетцоева «Сельский праздник» и др.

На картине «Сказитель» художника К.А. Хетагурова, изображен народный певец, играющий на старинном народном инструменте - фандыре. Ссутулилась спина, опущены веки, в одной руке он держит смычок в другой инструмент, оперев его на колено. Высокий горизонт, точка зрения снизу предельно приближают его к зрителю. За душу берущая мелодия, гармонично сочетаясь с бушующей природой, звучит могуче и утверждающе. Горы обступили его, став и защитой, и троном. Образ Сказителя, как бы выступая из гор и сливаясь с ними одновременно, исполнен суровой мужественной скорби и романтической возвышенности. В пределах обрисовывающего фигуру и передающего ее позу контура, художник пластически выявляет и черты лица. Портрет «Сказителя» интересен также ракурсом, несколько наклоненной вперед головы и освещением сбоку и снизу. Это усиливает сосредоточенность лица с его взволнованностью и напряженностью взгляда исподлобья. Картина написана в черно-сиреневой гамме, но при ближайшем рассмотрении оказывается богатой в своей красочности. Черная черкеска дана в сложных оттенках серого, сиреневого и черного. К.А. Хетагуров до конца дней сохранил гражданские и художественные принципы Ю.М. Непринцева, убежденного, что «художником должно органически владеть глубокое чувство принадлежности к народу, чаяния, мысли и чувства которого он призван выразить языком искусства»172.

В противоречивом мире 1986-1990-х гг. актуальной в произведениях искусства нередко является тема боли, тревоги за судьбу человечества. Ощущение драматизма находит воплощение в произведениях Т.Т. Айларова «Бесланские дети», А.Р. Арчегова «Предчувствие», Ю.Г. Бигаева «Боль», Ю.А. Дзантиева «Агрессия», З.Х. Валиева «Маски войны», М.Г. Чочиева Ю.А. Дзантиева «Агрессия», 3-Х. Валиева «Маски войны», М.Г. Чочиева «Катарсис» (триптих).

Художник У.А. Козаев - свидетель трагедии Южной Осетии в войне конца XX века. В абстрактных картинах художника, таких как «Земля», «Боль Кавказа» (ил.24), господствует живописная стихия подчиненная, однако определенной драматургии - цвета, формы, ритма. Его творчество не сосредоточивается только на социальной теме, оно берется трактовать со своих социально - политических позиций глобальные темы, охватывающие общественные отношения людей.

В своих произведениях осетинские художники 1986 - 1990-х гг. раскрывали глубинные процессы современной действительности, а также философские размышления о смысле жизни.

Похожие диссертации на Становление и развитие изобразительного искусства Республики Северной Осетии - Алании в 1920 - 1990 гг.