Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление и развитие изобразительного искусства Киргизии Уметалиева, Джамал Темиркуловна

Становление и развитие изобразительного искусства Киргизии
<
Становление и развитие изобразительного искусства Киргизии Становление и развитие изобразительного искусства Киргизии Становление и развитие изобразительного искусства Киргизии Становление и развитие изобразительного искусства Киргизии Становление и развитие изобразительного искусства Киргизии Становление и развитие изобразительного искусства Киргизии Становление и развитие изобразительного искусства Киргизии Становление и развитие изобразительного искусства Киргизии Становление и развитие изобразительного искусства Киргизии
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Уметалиева, Джамал Темиркуловна. Становление и развитие изобразительного искусства Киргизии : Дис. ... д-ра искусствоведение : 17.00.04.-

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Дореволюционное искусство киргизии 14

Глава II. Заровдение профессионального изобразительного искусства (1920-е - 1930-е гг.) 37

Глава III. Искусство периода великой отечест венной войны (1941 - 1945 гг.) 90

Глава ІV. Искусство послевоенного периода 109

Глава V. Развитие изобразительного искусства в 1960-е - 1970-е гг 182

Заключение 245

Примечания 269

Литература 277

Список иллюстраций 310

Введение к работе

Искусство Киргизии до революции развивалось в виде народного декоративно-прикладного творчества. Современное профессиональное изобразительное искусство республики - детище Великой Октябрьской социалистической революции, результат глубоких социально-экономических преобразований общества. Зарождение и формирование изобразительного искусства происходило с помощью русских художников, навсегда связавших свою судьбу с Киргизией - представителей реалистического направления, которое определило характер решения всех творческих проблем нового для киргизов вида художественного отражения действительности.

За короткий исторический срок киргизское изобразительное искусство достигло своего расцвета, в настоящее время развиты все его виды: живопись, графика, скульптура, монументальное искусство. Путь художников Киргизии до зрелого профессионализма был стремительным, благодаря исключительно благоприятным социальным условиям. Утверждение в киргизском изобразительном искусстве принципов социалистического реализма является результатом огромного общественного прогресса.

Искусство, достигшее высокопрофессионального уровня, давно нуждается в серьезном монографическом исследовании. К сожалению, до сих пор фундаментальных работ о становлении и развитии киргизского изобразительного искусства не имеется, за исключением ряда работ, разработавших отдельные частные проблемы - небольшой книги А.Ромма "Очерки истории изобразительного искусства Киргизской ССР", обобщившей развитие киргизского изобразительного искусства в довоенный период, статей к альбомам, написанных Н.Черкасовой и С.Волосович, О.Поповой, Л.Прыт-ковой, "Истории киргизского искусства", книги "Пейзаж в изо-

- 4 -бразительном искусстве Киргизии" О.Поповой.

Книга А.Ромма "Очерки истории изобразительного искусства Киргизской ССР", написанная в 1941 году, является первым трудом об искусстве киргизского народа, где он дает характеристику развития живописи в Киргизии в довоенный период. Здесь наряду с правильной оценкой художественного процесса имеется и ряд неточностей, вызванных недостаточным знанием фактов творческой деятельности художников до 1930 года. Так, Ромм обращается к творчеству В.В.Образцова, который приехал в Киргизию лишь в 1921 г., как к первому живописцу республики, тогда как работы С. А. Чуйкова, написанные с натуры еще в I9I7-I920 гг., впервые отразили Киргизию советского периода и находятся в Государственной Третьяковской галерее, в Государственном веском музее и в Киргизском музее изобразительных искусств. Участие Чуйкова от Киргизии на Всесоюзной выставке в Москве в 1927 г. свидетельствовало о рождении первого профессионального живописца Киргизии. Следовательно, В.В.Образцова никак нельзя считать пионером киргизской живописи. Нельзя также согласиться с мнением автора, что Образцов в портретах близок к работам Гогена , хотя в последних произведениях Образцов и стал прибегать к условно-декоративным решениям, характерным для ряда формалистических направлений русской живописи 20-х годов.

В книге Ромма опущен раздел о скульптуре, так как пластику довоенного времени представляли произведения талантливого венгерского скульптора Л.Месароша, который был репрессирован в 1938 г. и его творчество было забыто вплоть до середины 50-х годов. 0 графике этого периода также ничего не сказано, хотя

л' Ромм А. Очерки истории изобразительного искусства Киргизской ССР. - м.; Л.: Искусство, 1941, с.44-46.

- 5 -зачатки ее уже существовали в виде рисунков в периодической печати, была начата работа по иллюстрированию первых книг киргизских писателей.

Несмотря на отмеченные недостатки, книга А.Ромма "Очерки истории изобразительного искусства Киргизской ССРИ являлась трудом, который впервые знакомил читателей с молодым профессиональным изобразительным искусством Киргизии и впервые систематизировал и обобщил художественный материал, созданный живописцами республики до начала Великой Отечественной войны. Однако, многие актуальные проблемы развития живописи, графики и скульптуры остались неосвещенными.

Небольшие работы в виде вступительных статей к альбомам изобразительного искусства Киргизии написаны Н.Черкасовой*', С.Волосович**', О.Поповой***'. В них в краткой форме получило освещение профессиональное изобразительное искусство республики с конца 30-х до начала 70-х гг. Эти статьи, будучи краткими и неполными в охвате всех этапов становления киргизского изобразительного искусства, не могут дать полного представления об особенностях его развития.

В 1971 г. сектором эстетики и искусствоведения Института философии и права Академии наук Киргизской ССР выпущена книга "История киргизского искусстваиХХХХ', представляющая собой краткие очерки по истории музыки, театра, кино, изобразительного искусства. Автором данной работы написаны главы о киргизской живописи и народном прикладном искусстве. Кроме того,

х; фдожники Советской Киргизии:Альбом. - М.: Сов» художник, 1951. - 19 с. с илл., 43 л. илл.

**' Изобразительное искусство Киргизской ССР: Альбом. -М.: Сов.художник, 1957. - 27е., 41 л. илл.

ххх' Искусство Киргизской ССР: Альбом. - Л.: Аврора,
19
. - 29 с;, 54 л. илл. * *

я***' История киргизского искусства. - Фрунзе: Илим, І97П - 407 с. с илл.

автором выпущена книга "Киргизская жанровая живописьнХ , в которой делается попытка наметить основные тенденции развития живописи республики. Развитию киргизской живописи в период І9І7-І94І гг. посвящена кандидатская диссертация Б.Будайчие-вах . Наиболее значительным исследованием по истории изобразительного искусства Киргизии являются специальные главы в многотомном издании НМИ Академии художеств СССР "История искусства народов СССР", написанные Н.Черкасовой, Д.Орешкиным, С.Волосович и Д.Уметалиевой***'. Эти работы из-за краткости изложения или ограниченности исследуемой проблемы не дают полного представления о развитии киргизского профессионального изобразительного искусства в целом.

В 1982 г. вышла книга О.Поповой "Пейзаж в изобразительном искусстве КиргизиииХХХХ', которая является первой работой, теоретически обобщившей процесс развития киргизской живописи в ее связях с эстетическими воззрениями киргизского народа и с реалистической традицией русского изобразительного искусства. В этой работе автором высказывается верная мысль о том, что связь с реальной средой, решение идейно-содержательных задач продиктовали специфическую стилистику киргизской художественной формы, в основе которой было отношение художников к этюду, к работе на натуре.

Кроме названных работ о профессиональном изобразитель-

х' Уметалиева Д. Киргизская жанровая живопись. -Фрунзе: Илим, 1970. - 59 е., 7 л. илл.

**' Будайчиев Б. Становление и развитие киргизской живописи в период І9І7-І94І гг.: Автореф.дис. ... канд.искусствоведения. - Л., 1974. - 17 с.

ххх) история искусства народов СССР: В 9-ти т. М.: Изобразительное искусство, т.5, 1979, с.413-422; т.7, 1972, е.327-336; т.8, 1977, с.417-426.

я***) Попова 0. Пейзаж в изобразительном искусстве Киргизии: Живопись. - Фрунзе: Кыргызстан, ІУ82. - 80 с. с илл.

- 7 -ном искусстве Киргизии, опубликовано несколько монографий о творчестве отдельных мастеров республики - С.А.Чуйкова, Л.А. Ильиной, А.И.Игнатьева, Г.А.Айтиева, С.М.Акылбекова, А.Н.Михалева, О.М.Мануйловой, Т.Садыкова и А.Осташева. Значение С.Чуйкова в развитии киргизского искусства и его места в ряду искусств народов СССР неоднократно отмечалось в исследованиях советского изобразительного искусства*'. Одним из наиболее глубоких исследований является монография Д.Сарабьянова "Семен Чуйков", в которой прослежен творческий путь основоположника киргизской живописи и дан научный анализ социальных условий возникновения профессионального искусств Советской Киргизии**'. Вышла в свет книга "Изобразительное искусство Киргизии", написанная автором диссертации на основе исследования киргизского изобразительного искусства по этапам, где делается попытка показать особенности формирования киргизской художественной школы*** . Но история киргизского изобразительного искусства еще не написана. Не систематизирован художественный материал, нет обобщающего труда об этапах становления и развития изобразительного искусства Киргизии. Между тем развитие киргизского искусства за весь послеоктябрьский период нуждается в обобщающем научном искусствоведческом осмыслении, тем более, что за это время оно достигло значительных успехов. Без учета всех достижений было бы неполным представление об изобразительном искусстве Киргизии в целом. Поэтому автор в данной работе ста-

*' Чегодаев А. Семен Афанасьевич Чуйков. _ м.: Искусство, 1952. - 39 с, б л. илл.; Ромм А. Очерки истории изобразительного искусства Киргизской ССР. - М.; Л.: Искусство, 1941. - 91 с. с рис.

**' Сарабьянов Д. Семен Чуйков. - 2-е изд. - М.: Сов. художник, 1976. - 266 с. с илл.

***' Уметалиева Д. Изобразительное искусство Киргизии. -Фрунзе: Кыргызстан, 1978. - 118 с., 16 л. илл.

_ 8 -вит своей задачей: I) исследовать процесс становления и формирования изобразительного искусства и 2) установить закономерности его развития. В этой связи автор касается и некоторых творческих проблем, стоящих перед советским изобразительным искусством вообще, перед изобразительным искусством республики - в частности. Это вопросы реализма, единства национального и интернационального, традиций и новаторства, воплощение современной и исторической тематики.

Советская художественная культура, будучи социалистической по содержанию, является многообразной по формам воплощения. Общие закономерности в развитии искусства советских народов отражаются в общности оценки явлений социальной жизни и в реалистической направленности поисков новых выразительных средств на основе взаимовлияний различных национальных художественных школ.

Художественные открытия в одной из национальных школ становятся достоянием других. Советское искусство богато многообразием форм и глубиной содержания. Определение "национальное по форме и социалистическое по содержанию" хорошо отражает процесс современного развития культур всех советских народов с учетом освоения многовековых национальных традиций культур народов СССР и всего мирового художественного наследия.

)$удожники Киргизстана, творчески освоив опыт русской реалистической школы, связанной со всей европейской художественной культурой, создают искусство, которое впитало в себя также такие особенности образного языка киргизского народного прикладного творчества, как ясность композиции, сдержанная декоративность, заключающаяся в гармоничной колористике, монументальная строгость художественного образа. Так, например, уже в произведениях первого киргизского живописца Г.Айтиева ска-

- 9 -залось творческое освоение достижений советского изобразительного искусства вообще и русского в особенности, и использование традиционных эстетических воззрений киргизского народа. Художник создал произведения, которым в одинаковой мере присуще интернациональное и национальное содержание на материале современной жизни Киргизии.

Ярким примером углубления тенденции интернационализации социалистического искусства является взаимопроникновение и взаимообогащение национальных культур на базе общей социалистической экономики и идеологии, равенства и свободного развития всех наций и народностей, что имеет и конкретное выражение, когда художник одной национальности при определенных условиях в состоянии выразить духовные особенности другой. Русский художник С.А.Чуйков, родившийся и выросший в Киргизии, верно передал не только внешний облик, но и духовный мир киргизов, проявив при этом глубокое понимание киргизского национального характера. О творчестве Чуйкова справедливо говорит член-корреспондент АН Киргизской ССР А.Салиев: "Художник великолепно передает присущие именно им оттенки загара и рисунок морщин на лицах, своеобразие улыбки и свечение глаз, позы и жесты, манеру носить одежду и держать предметы в руках, говорить и слушать. С.А.^йков достигает этого прежде всего благодаря тому, что он сжился со всем складом бытия и жизнедеятельности киргизов и ему стали родными не только их внешний мир, но и их ощущения и жизнепонимание, - он воспринимает и переживает явления жизни так, как они. Поэтому, в свою очередь, и киргизы смотрят на его картины как на творения своего родного художника"3^.

J Салиев А. К проблеме единства национального и интернационального в искусстве. -Вопр.философии, 1972, № 4, с.27.

- ю -

Развитие киргизского изобразительного искусства не мыслится без творчества таких художников, как живописцы Сайков, А.Игнатьев, В.Образцов, И.Гальченко; графики Л.Ильина, А.Михалев, А.Сгибнев, А.Осташев, И.Белевич; скульпторы Л.Месарош, О.Мануйлова и др., которые содействовали развитию интернационального содержания в изобразительном искусстве Киргизстане. К киргизской культуре причастны и другие инонациональные деятели, которые стояли у истоков киргизской профессиональной музыки, оперы, балета. Все это свидетельствует о диалектическом единстве национального и интернационального в культуре социалистического Киргизстана как в организации культурной революции, так и ее поразительных результатах.

Известно, что в 30-е гг. взаимодействие культур происходило в основном в рамках преимущественного влияния передового русского искусства на искусство ранее отсталых народов, в частности - народов Средней Азии. Это влияние осуществлялось в различных формах, но наибольший интерес представляет конкретная помощь в освоении национального материала*'. Этот этап был необходим в развитии художественной культуры киргизского народа и всех народов Средней Азии.

В настоящее время происходит интенсификация процессов взаимодействия культур и расцвет каждой национальной культуры на более высоком уровне самосознания. Национальные художники создают такие произведения, которые идейно и стилистически перекликаются с работами художников других национальных школ, оставаясь при этом художниками своего народа. Тем самым они совместно развивают основные принципы советского изобразитель-

х' Этот этап характеризуется сбором и изучением наследия народного творчества - с одной стороны, с другой же стороны - приобщением киргизов к новым видам искусств и их освоением киргизской тематики.

- II -

ного искусства, сохраняя национальную самобытность. Так, в 60-х годах в советской графике под влиянием мексиканского революционного эстампа стало заметно тяготение мастеров разных республик к таким видам искусства, как эстамп, особенно к линогравюре, а также к разработке единых образно-стилевых решений. В результате общее в принципах искусства все более сливается с особенным: интернациональные черты социалистической художественной культуры и национально традиционные.

Огромные революционные преобразования, произошедшие в экономической и духовной жизни киргизского народа под руководством Коммунистической партии и Советского государства вызвали к жизни профессиональное изобразительное искусство Киргизии, достигшее к настоящему времени значительных высот, позволяющих говорить о нем как о явлении, имеющем историческое значение.

В диссертации использованы документальные источники, собранные в партийном архиве Киргизского филиала ИМЛ при Щ КП Киргизии, Государственном архиве Киргизской ССР и архивах Союза художников республики, постановления партии и правительства в области развития изобразительного искусства,начиная с 1933 г.,т.е. со времени создания Оргкомитета Союза советских художников Киргизии, решения творческих организаций, местных органов власти и т.д.

Следует особо отметить такие ценные материалы Государственного архива республики, как докладные записки Союза художников Киргизии, переписка Союза художников с Щ КП Киргизии и с Оргкомитетом Союза советских художников СССР по вопросам искусства, стенограммы съездов и пленумов Союза художников Киргизии, стенограммы совещаний и творческих конференций по вопросам развития искусства, планы работ Союза художников, стенограммы обсуждений художественных выставок, стенограммы выступлений ве-

- 12 -дущих советских мастеров изобразительного искусства и т.д.

К анализу привлекаются произведения живописи, графики, скульптуры, находящиеся в Киргизском государственном музее изобразительных искусств и в других музеях Советского Союза, а также в личных собраниях художников республики. Изучена и периодическая печать, содержащая оценку многих из этих произведений, что помогает сделать определенные выводы о влиянии критики на развитие художественной культуры вообще, изобразительного искусства республики, в частности.

Диссертация состоит из Введения, пяти глав и Заключения, а также примечаний, списка литературы, архивных материалов и альбома иллюстраций с 98 таблицами.

Первая глава посвящена киргизскому народному декоративно-прикладному искусству. В этом разделе исследованы изделия из войлока, дерева, металла, вышивка, ювелирные изделия, ворсовые ковры, тканные изделия, изделия из тростника и т.д. и прослежены диалектические связи киргизского народного творчества с профессиональным. Это необходимо также для выявления некоторых общих художественных приемов прикладного искусства, которые могут быть использованы художниками-профессионалами и в дальнейшем.

Вторая глава посвящена исследованию зарождения профессионального изобразительного искусства в Киргизии (1920-1930 гг.). После краткой характеристики особенностей общественной жизни рассматриваются основные виды искусства в разделах: живопись, скульптура, графика и народное прикладное искусство. Уделяется внимание творчеству первых русских художников - С.%йкова, В.Образцова, И.Гальченко, А.Игнатьева, Л.Дейманта, О.Мануйловой, Л.Ильиной, А.Михалева, венгерских мастеров Л.Месароша и Белы Уитца и других, которые сыграли болыцую роль в становлении киргизского изобразительного искусства, а также творчеству пер-

- ІЗ -вых национальных художников Г.Айтиева и С.Акылбекова. Данная глава содержит также обобщение основных особенностей развития изобразительного искусства республики в эти годы.

Третья глава заключает в себе исследование изобразительного искусства республики в период Великой Отечественной войны, когда центральное место занимала военная тематика. В этот период получает развитие образ современника, происходит дальнейший рост идейно-художественного уровня творчества киргизских мастеров.

Четвертая и пятая главы работы посвящаются послевоенному и последующему периодам. В этот значительный промежуток времени все виды изобразительного искусства получают широкое развитие, в частности, помимо живописи, такие, как графика, скульптура и монументальное искусство. Прослеживаются новые качественные особенности творчества живописцев, графиков, скульпторов, прикладников. Здесь большое внимание уделяется деятельности молодых художников, которые, получив впервые в истории своего народа высшее специальное образование, способствуют дальнейшему развитию изобразительного искусства республики.

Отдельные виды изобразительного искусства в диссертации анализируются в зависимости от степени развитости того или иного вида искусства в данный период. В послевоенное время многие художники Киргизии стали признанными мастерами, сложились как творческие индивидуальности. В четвертой и пятой главах их путь в искусстве прослеживается в хронологической последовательности.

В Заключении диссертации автором уделяется внимание особенностям формирования киргизской художественной школы и делаются общие выводы.

Дореволюционное искусство киргизии

До Великой Октябрьской социалистической революции в Киргизии не было профессионального изобразительного искусства в силу особенностей быта, продиктованного кочевым образом жизни. Ограниченность видов искусства фольклором: музыкой, устным народным творчеством, а также декоративно-прикладным искусством объясняется формой экономической жизни.

Изделия декоративно-прикладного искусства стали изучаться систематически только в советское время, главным образом этнографами. Фактически уровень исследования ограничен описанием предметов по функции, материалам и техникам выполнения, а также по родоплеменным признакам. Что касается развития декоративно-прикладного искусства во времени, оно не изучено до сих пор в силу методологического несовершенства научного определения периода создания того или иного предмета. Не дана и эстетическая оценка.

Киргизское прикладное искусство, развиваясь в течение сотен лет, удовлетворяя материальные потребности и эстетические вкусы народа, достигло высокого совершенства, сохранив в себе лучшие традиции национальной художественной культуры. Оно делится на ряд видов, сообразно тому, из какого материала делается вещь, служащая определенным бытовым целям и, вместе с тем, выполняющая определенную эстетическую функцию. Это изделия из войлока, тканные изделия, изделия из кожи, из дерева, из металла, вышивки, ковры и др.

Все виды киргизского прикладного искусства имеют много общего, что продиктовано их органической связью друг с другом и с юртой, в синтезе с которой создавались все вещи, ибо их материал, форма и характер декорировки диктовались утилитарным и эстетическим назначением, местом их использования в интерьере.

Юрта, представляющая собой своеобразную мобильную архитектуру, как и все предметы быта (утварь, одежда, конская сбруя), обильно украшалась орнаментацией, древней в своих истоках и по своим элементам непосредственно связанной с природными реалиями.

Так, во всех видах киргизского прикладного искусства встречается орнаментальный мотив, напоминающий рог барана, так называемый "кочкор-муйиз"х или "кайкалакиХХ , но по-разному трактующийся в зависимости от материала, в котором он выполнен.

Первоначально, вероятно, орнаментальные элементы имели текстографическое значение , о чем свидетельствуют их названия, однако постепенно они перестали носить информативную нагрузку, ограничившись решением чисто художественных задач. Решение художественных задач тесно переплеталось с решением утилитарных потребностей и с характером используемого материала. В основе решения художественного образа предмета лежала его функциональная целесообразность и органическая связь с декором.

Некоторые из видов народного искусства делятся, в свою очередь, на подвиды, в зависимости от различий материала и техники выполнения предмета.

Так, например, изделия из войлока имеют три вида техники выполнения: аппликационную, мозаичную (шырдак) и вкатывания (ала-кийиз) узора, что дает различный декоративный эффект.

При аппликации на одноцветный фон нашиваются вырезанные по определенному мотиву войлочные узоры другого цвета.

При мозаичной технике - из двух различных по цвету кусков кошмы вырезается узор, который затем сшивается вместе. В результате один и тот же рисунок получается в двух вариантах. Большую прочность и своеобразную рельефность придает и пришивание обоих сшитых кусков к нижнему слою войлока. Для скрытия швов и прочности кошмы по контуру вырезанных узоров накладывается цветной шнур.

Для композиционного построения узора шырдаков (илл.1) характерны равенство фона и орнамента, мерная ритмичность, монументальная простота и выразительность всех компонентов.

В валяльной технике выделываются ала-кийизы (илл.2). На слегка прокатанную войлочную основу накладывается узор из цветной шерсти, после чего кошма смачивается и снова прокатывается. Поэтому рисунок ала-кийиза, расплываясь по фону, в отличие от шырдачного, характеризуется большей живописной свободой, мягкостью контуров и плоскостностью решения.

Если изделия, изготовленные в технике вкатывания, предназначены только для пола юрты в повседневности, то в мозаичной и аппликационной технике делается больший ассортимент вещей. К наиболее распространенным предметам обихода в первую очередь относится шырдак, композиция которого близка к композиции ворсовых ковров и складывается из большого центрального поля и бордюра, обрамляющего все четыре стороны. Узор центральной части всегда сложный и состоит из сочетаний различных вариантов роговидных фигур, которые образуют композиции четырехугольной или овальной формы. Орнаментация бордюра состоит, как правило, из простых роговидных фигур. В колористическом решении центральное поле и бордюр шырдака часто различны. Например, если узор центрального поля дается в белом и коричневом цвете, то бордюрная орнаментация трактуется в красном и синем и т.д.

Кроме шырдаков, в мозаичной технике изготовляется джабык-баш . Киргизская юрта обычно украшается двумя джабык-башами. Композиция его обычно состоит из трех частей: центральной и двух бордерочных. Центральная часть является основной, определяющей. По ней можно судить о характере узора джабык-баша. Она обычно гораздо шире боковых орнаментированных полос - бордюров, но значительно уже центрального поля шырдака. В центральной части дается более сложный узор, состоящий из различных секций: круглых, вытянутых, овальных и четырехугольных, образованных с помощью множества комбинаций роговидных фигур. Бордюрочные полосы как бы обрамляют центральную часть с двух сторон. Они орнаментированы всегда очень несложными фигурками рога. По колориту центральная часть всегда отличается от бордюрочных, которые имеют или совершенно другую расцветку, или лишь один общий тон с центральной частью. Кроме того, джабык-баш часто завершается шерстяной плетеной бахромой синего или красного цвета, которая сообщает еще большую красочность этому своеобразному ковру.

В мозаичной технике изготовляется и аяк-кап - сумка для посуды. Аяк-кап из войлока обычно имеет полукруглую форму и треугольный клапан. Обязательна бахрома из плетеной шерсти синего или красного тона. Цветная бахрома обрамляет весь аяк-кап и его клапан. Иногда бахрома дается в сочетании синего и красного, что обогащает декоративность вещи. В этой же технике выполняются: эшик-тыш - наружная войлочная дверь юрты, композиция которой строится по принципу шырдаков, уук-уштук - мешочек для упаковки жердей юрты, тё-мойнок - нашейное покрывало верблюдов и т.п.

Заровдение профессионального изобразительного искусства (1920-е - 1930-е гг.)

В.И.Ленин указывал, что без культурной революции, без повышения культуры народа нельзя построить коммунизм. Поэтому с первых дней Октября Коммунистическая партия энергично взялась за строительство новой социалистической культуры, причем первостепенная задача состояла в том, чтобы научить людей читать и писать. "Надо было подготовить свои, советские высококвалифицированные кадры. Надо было создать социалистическую культуру, которой предстояло не только вобрать в себя все лучшее, передовое, что создали люди на протяжении тысячелетий, но и сделать новый шаг вперед в духовном развитии всего человечества".

Революцию в культуре В.И.Ленин считал целой эпохой культурного развития народных масс, глубочайшим переворотом в сознании, идеологии и духовной жизни трудящихся.

В процессе формирования социалистической культуры огромное значение имело ленинское учение о наследии. Поскольку культура социалистического общества должна была опираться на самые высокие достижения мировой и отечественной культуры и впитывать в себя все ценное и передовое из духовного богатства прошлого, В.И.Ленин учил бережливо относиться к наследию. Он отмечал, что "пролетарская культура не является выскочившей неизвестно откуда, не является выдумкой людей... Пролетарская куль - 38 -тура должна явиться закономерным развитием тех запасов знания, которые человечество выработало...иХ .

Культурную революцию В.И.Ленин считал важным условием для успешного решения и национального вопроса, ликвидации фактического неравенства нерусских народов, возрождения национальных культур этих народов. Культурная революция, осуществленная в нашей стране, является великой по своему социальному значению и последствиям. "Она вывела трудовые массы из духовного рабства и темноты, приобщила их к богатствам культуры, накопленным человечеством. Страна, большинство населения которой было неграмотным, совершила гигантский взлет к вершинам науки и культурыиХХ .

Киргизский народ под руководством Коммунистической партии, при помощи русского народа и других братских народов совершил невиданный скачок от патриархально-феодальных отношений к социализму, минуя капиталистический этап социального развития.

В результате национально-государственного размежевания Средней Азии в 1924 г. была создана Киргизская автономная область, которая в 1926 г. преобразована в автономную республику, а в 1936 г. - в Киргизскую Советскую Социалистическую Республику. Это открывало грандиозные перспективы для дальнейшего политического, экономического и культурного развития киргизского народа.

6 республике произошла культурная революция, которая привела к созданию своей письменности, ликвидировала неграмотность, способствовала развитию современной науки. Киргизский народ от сплошной неграмотности пришел к высотам социалистической культуры. В республике сформировалась национальная интеллигенция, преданная делу социализма.

В 20-х гг. начался процесс интенсивного формирования профессиональной литературы и искусства киргизского народа.

30-е годы стали периодом успешного формирования в Киргизии таких новых видов художественной культуры, как профессиональная литература, театральное и музыкальное искусство, профессионального изобразительного искусства, способных в художественных образах сложно и разнообразно отражать реальную действительность. Их формирование с самого начала проходило при самом активном участии деятелей русской культуры.

Поскольку до революции у киргизов не было профессионального изобразительного искусства, то рассматривая историю развития этого вида искусства в советскую эпоху, необходимо остановиться на некоторых теоретических аспектах проблемы.

Процесс становления и формирования киргизского профессионального изобразительного искусства был сложен не только из-за того, что нужны были время и условия для овладения техникой и навыками живописи, рисования, лепки и т.п. Сложность состояла в том, что рождающееся изобразительное искусство должно было утвердиться в своем национальном своеобразии, обрести содержание и форму, соответствующие народным представлениям, и тем самым органично войти в развивающуюся культуру.

Из каких источников взять национальную форму, продолжить и усовершенствовать ее - вот в чем был главный вопрос для художников, закладывающих основы киргизского профессионального изобразительного искусства (живописи, графики, скульптуры и других его жанров и видов), Большие возможности для выявления национального своеобразия художественной формы содержало народное декоративно-прикладное искусство. Богатые традиции декоративно-прикладного искусства, его художественные принципы подсказывали пути создания содержательной изобразительной формы, выраженной в своеобразной гармонии красок, линий и объемов, соответствующих национальным ассоциациям, эстетическому восприятию. Чувство цвета в живописи, например, формировалось не только следованием натуре, но и определенным образом понимаемой условности, идущей от декоративно-прикладного искусства, от "вещ-ностин киргизского быта. Это был путь творческого использования принципов художественных традиций народного декоративно-прикладного искусства. Но наряду с этим формирование содержательного аспекта и изобразительной структуры национальной живописи, скульптуры и других видов изобразительного искусства имело своим источником всю духовную культуру народа и все многообразие ее проявлений.

Искусство периода великой отечест венной войны (1941 - 1945 гг.)

В киргизском изобразительном искусстве периода Великой Отечественной войны отражены высокие патриотические чувства, драматизм тяжелых испытаний и беспримерный героизм советских людей. Художниками, ушедшими на фронт, было сделано множество зарисовок из военной жизни, которые тематически близки к литературным очеркам и стихам того времени. Фронт и тыл стали темой творчества всех художников, оставшихся в тылу и эвакуированных в Киргизию из прифронтовых городов. Фронтовые зарисовки, плакаты и газетные рисунки позднее, после войны, были использованы художниками в обобщающих станковых картинах и графических циклах.

Г.Айтиев, Л.Деймант, Е.Ефременко, И.Мирошниченко, А.Молдохматов, Ф.Стукошин, С.Акылбеков и другие ушли на фронт защищать Отечество.

В годы войны графика (политический плакат и плакаты "Окон КирТАГ", фронтовые зарисовки) выдвинулась на первое место по оперативности отклика на события и по широте охвата тем. Она становится самым активным, массовым, политически острым видом изобразительного искусства. Мобилизующую роль стал играть плакат, который своевременно отзывался на события жизни военного времени. Продолжается развитие лучших традиций советского агитационного искусства, родившегося еще в годы гражданской войны. Это прежде всего два типа политического плаката: героический и сатирический.

Для плакатов Киргизии этого времени было характерно выполнение их не печатным способом, а от руки (авторство и датировку выполнения многих плакатов не удалось установить). Уже в первых плакатах звучала уверенность в победе. Таков плакат И.Белевича "Враг будет разбит!". Он перекликается с известным плакатом Кукрыниксов "Беспощадно разгромим и уничтожим врага!". Изображен Гитлер в облике дикого окровавленного полукабана-полуптицы, который в когтях несет смерть людям, а навстречу летят мощные советские снаряды. За уродливым обликом Гитлера встает звериная сущность фашизма.

"Смерть фашизму!" А.Игнатьева является другим выразительным сатирическим плакатом, который красноречиво показывает провал гитлеровского плана молниеносной войны. Он отличается лаконичностью изобразительного языка и ясным смыслом содержания. В плакате Н.Симона "Будь бдителен!" путем контраста цветовых и масштабных соотношений автор добивается выразительной трактовки своего замысла. Призыв "Изучай военное дело!" С.Акылбекова, выполненный тушью красного цвета, звучит строго и торжественно. В плакатах И.Мирошниченко "Стране нужен металл!", А.Михалева "Дадим красной коннице хорошего коня!" и М.Газизовой "Поскорее закончим сбор хлопка!" выражено горячее обращение к народу героическим трудом в тылу помочь фронту скорее победить врага. Эти призывы помогали советским людям работать с удвоенной энергией.

Плакаты Киргизии военных лет отличаются лаконичностью выразительных средств и простотой композиционных решений. Обычно лист заполняется погрудным или поколенным изображе » 92 ниєм человека, часто в сопровождении характерного пейзажа с горами, со свекловичными или хлопковыми полями. Большое внимание при этом уделяется своеобразию национального типажа. Плакаты некоторых художников, например, Газизовой - "Поскорее закончим сбор хлопка!", не лишены черт жанровости.

По примеру московских художников, организовавших агитколлектив для выпуска "Окон ТАСС", во Фрунзе были созданы "Окна КирТАГ".

2 октября 1941 г. Бюро ЦК КП(б) Киргизии вынесло решение о выпуске "Окон КирТАГ" и о создании при телеграфном агентстве редколлегии "Окон" и мастерской. Авторами первых плакатов были художники А.Игнатьев, И.Гальченко, А.Михалев, Л.Ильина, видный московский график Д.Шмаринов, живший тогда во Фрунзе , а также ленинградский художник Н.Кочергин - один из авторов первых революционных плакатов, московский скульптор А.Мануйлов и др. В работу "Окон" были вовлечены и писатели. Для "Окон КирТАГ" члены ССХ сделали свыше 50 оригиналов, размноженных в тираже более 10000 экземпляров. Работа художников была положительно отмечена Всесоюзным комитетом по делам искусств в 1945 г. Ряд "Окон" получил положительную оценку на выставке военного плаката в Москве (Михалев, Ильи-на)хх).

"Окна КирТАГ" появлялись одновременно со сводками Информбюро. В отличие от политического плаката, издаваемого полиграфическим способом в многочисленных тиражах, эти плакаты писались вручную с помощью трафаретов и расклеивались на заборах, на стенах домов, в витринах магазинов и в других людных местах, и тираж их был небольшой.

Плакаты "Окон" охватывали широкий круг тем, разили врага беспощадной сатирой и воспевали героизм советских воинов, трудовой подвиг советских людей. Если в обычном политическом плакате в центре внимания художника был образ одного героя, то для "Окон КирТАГ" характерно развернутое повествование о событии с развитием действия в нескольких кадрах, которые сопровождались соответствующим текстом, часто стихотворным. Текст еще более усиливал выразительность листа и его эмоциональное воздействие на зрителя. Это свидетельствовало о плодотворном содружестве литераторов и художников. Текст вшіолнялся на киргизском и русском языках в технике гуаши, трафаретным способом (илл.65).

В распределении сюжета по отдельным кадрам использован прием контрастного сопоставления двух миров. Это сопоставление отразилось в композиционном построении и колористическом решении ряда плакатов. К таким относятся, например, "Окна": № 4, № 7, № 9, № 25, № 29, № 36 и др., где высмеиваются бредовые расчеты гитлеровских захватчиков.

Искусство послевоенного периода

В послевоенный период советский народ с огромным энтузиазмом взялся за восстановление и развитие народного хозяйства. Многонациональное советское искусство в эти годы обогатилось новыми достижениями. Партия и правительство проявляют неустанную заботу о развитии литературы, театра, музыки, кино, изобразительного искусства, о чем свидетельствуют постановления ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам, принятые в 1946-1948 гг. в области литературы и искусства. Эти директивные документы помогли совершенствованию метода социалистического реализма в советском искусстве. В них отстаивались основные творческие принципы советского искусства: партийность, народность и реализм, осуждались тенденции безыдейности, формализма и натурализма, имевшие место в советском искусстве. В связи с этими постановлениями в художественной критике были и перегибы, выразившиеся в том, что произведения ряда больших мастеров оценивались некоторыми критиками односторонне как формалистические или искажающие действительность. Так, к скульптуре С.Коненкова "Освобожденный человек", решенной символически, был также прикреплен ярлык формализма. В настоящее время эти художники признаны народом, и их произведения вошли в золотой фонд советского искусства. Заслуженно высокая оценка деятельности этих крупных художников, очень разных по творческой индивидуальности, раздвинула рамки толкования специфики социалистического реализма.

Перегибы в художественной критике, имевшие место после постановлений партии по идеологическим вопросам, отразились и на оценке произведений киргизских художников. Во всякой картине, слабой в профессиональном отношении, критики видели проявления формализма. Так, к формалистическим были причислены картины А.Игнатьева, А.Михалева, Г.Айтиева, гравюры Л.Ильиной. Под натиском подобной "критики" художники вынуждались признавать свои ошибки, которые фактически отсутствовали. Отдельные недостатки в киргизском искусстве явились результатом слабости профессиональной подготовки и недостаточного творческого опыта. Недаром в 1958 г. на встрече художников Киргизии с московскими мастерами и искусствоведами С.Герасимов пожелал киргизским живописцам уделить внимание художественной форме и рисунку: "... Следует обратить внимание на форму, на рисунок... Хороший рисунок для живописца - такой компас, который при всем богатстве живописных форм придает этому произведению еще более убедительное и мощное значение" .

А.Игнатьева резко критиковали за близость к импрессионизму при слабости профессиональной подготовки. Его выступление на общем собрании художников республики, посвященном постановлениям ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам, дает ясную картину того, за что он оказался обвиненным в формализме: "в картинах "Возвращение с полевых работ" и "На водопое" опять слабый рисунок... В картинах "Лунный свет" и "Ловля коня" манера письма под импрессионистов очень навредила в смысле реального изображения виденного мною сюжета" . Формалистической считалась пленерно, но бессюжетно решенная картина - одно из лучших произведений Г.Айтие-ва - "Колхозный двор". Вот какому обвинению подвергается она одним из критиков: "Каково идейное содержание этой работы? Там нет его... Нет там советского содержания... Эта работа т.Айтиева не имеет к соцреализму никакого отношения... О чем там говорится? У мазанки сидит ленивый человек, посреди пустого двора стоят двое людей, стоят и ничего не делают. Они не нарисованы и производят неприятное впечатление... Картина дает совершенно искаженное, неправильное понятие о наших колхозах... Тут ясный заскок, заскок в формалистический двор" . Вполне очевидно, что эта критика неприемлема по методу и форме, т.к. время показало, что большинство из названных работ представляют собой несомненную творческую удачу.

В резолюции общего собрания художников Киргизии с представителями общественности по обсуждению статьи "Развенчать носителей формализма в изобразительном искусстве", опубликованной в газете "Советская Киргизия" от 30 марта 1949 г., говорилось о формализме в творческой практике некоторых художников Киргизии и о его вредном влиянии, как буржуазной идеологии, мешающей развитию киргизского изобразительного искусства по пути социалистического реализма. В этой резолюции черты формализма стремились увидеть в творчестве ряда ведущих художников. Так, к формалистическим были отнесены такие реалистические произведения А.Михалева, как "Премирование стахановца", "Сбор сена", "Перегон скота" и ряд графических работ. В теоретических высказываниях Михалева также "находили" формализм: "Проводя беседы с художниками в 1946 году о графике Фаворского, - говорится в резолюции, - т.Михалев совершенно обходит молчанием присущий Фаворскому формализм, чем и неправильно ориентировал слушателей" .

Декоративные статуэтки О.Мануйловой также были оценены как формалистические: "В творчестве ведущего скульптора Мануйловой, - говорится в резолюции, - имеется игнорирование больших социальных тем, поверхностное отношение к работе, эстетство, слащавость и увлечение экзотикой, мешающее правильному и глубокому раскрытию советской действительности"30 . Интересное произведение Л.Дейманта "Купающиеся дети" было не понято из-за пленэрного решения: "Имеются элементы условности или импрессионизма и в работах художника Л.Дейманта ("Купающиеся дети")... и других1 , - говорится в резолюции3001 .

Похожие диссертации на Становление и развитие изобразительного искусства Киргизии